- Советы юриста

Что такое Центральный банк. Объясняем простыми словами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое Центральный банк. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Финансовые регуляторы призваны защищать права потребителей финансовых услуг. По сложившейся мировой практике, как только рынок финансовых услуг в стране приобретает массовый характер, возникают различные организации, которые тем или иным способом устанавливают общие стандарты профессиональной деятельности и контролируют их выполнение участниками рынка.

Особый юридический статус и полномочия Банка России как надзорного органа и эмиссионного центра

Центральный банк РФ (Банк России) как мегарегулятор финансового рынка осуществляет государственное регулирование и надзор над деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций, страховых компаний, микрофинансовых организаций (МФО), ломбардов, профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, депозитариев, доверительных управляющих, регистраторов, организаторов биржевой торговли, клиринговых организаций), формированием и инвестированием пенсионных накоплений, бюро кредитных историй, (БКИ), страховых актуариев, аудиторов, коллекторов, рейтинговых агентств, предприятий кредитной кооперации, форекс-дилеров.

Центральный банк РФ принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их. Также Центральный банк РФ лицензирует и ведет государственные реестры субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка, профессиональных участников рынка ценных бумаг, принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются статьей 75 Конституции РФ, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

«Таким образом, он выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения, в том числе, в сфере валютной политики».3

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности ЦБ являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

«Объем денежных средств в обращении является одним из ключевых инструментов государственной экономической политики. Избыточная денежная масса может привести к недопустимо высокому уровню инфляции, а недостаточная – к тому, что в стране возникнет кризис неплатежей, порождающий денежные суррогаты и падение экономического роста. Именно поэтому эмиссионная функция центрального банка является одной из самых главных».4

Центральный банк РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

При этом свои полномочия Центральный банк РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В своей деятельности Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности председателя и членов совета директоров Центрального банка РФ. «По своему уровню в системе власти Банк России сопоставим с Правительством РФ. Хотя он во многом и выполняет государственные властные функции, но не является органом исполнительной власти. Председатель Банка России назначается Государственной Думой по представлению Президента РФ. Банк России наделен самостоятельностью, независим от Правительства и никому не подчинен».5

Хотя Центральный банк РФ не является органом государственной власти, в его полномочия входит применение мер государственного принуждения. В частности, Центральный банк РФ может ограничивать, приостанавливать и прекращать деятельность финансовых организаций в случае нарушения ими установленных правил и нормативов.

Понятие золотовалютных (международных) резервов

Золотовалютные резервы (ЗВР) представляют собой высоколиквидные государственные активы, представленные в виде золота, иностранной валюты, государственных ценных бумаг (большинство стран мира использует для создания ЗВР казначейские облигации США), специальных прав заимствования (СДР) и резервной позиции в МВФ. «Специальные права заимствования (СДР) – это международные резервные активы, эмитированные МВФ и находящиеся на счете Российской Федерации в фонде.

Резервная позиция в МВФ представляет собой сумму позиций по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках Новых соглашений о заимствованиях (НСЗ)».7

Золотовалютные резервы России складываются из резервов Центрального банка и правительства РФ под управлением министерства финансов РФ. По данным на 2016 год, Россия занимала шестое место в мире по величине запасов золота (1,5 тыс. т) после США (более 8 тыс. т), Германии (более 3 тыс. т), Италии (2,5 тыс. т), Франции (2,3 тыс. т) и Китая (1,8 тыс. т).

Золотовалютные резервы являются финансовым резервом, оставленным на случай, если в государстве наступит кризис и не будет хватать средств на погашение государственных долговых обязательств и бюджетных затрат. «Они в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса, интервенций на валютных рынках с целью оказания влияния на курс национальной валюты или для других аналогичных целей».8 Например, в России ЗВР активно использовались для поддержания курса национальной валюты в период кризисов 2008–2009 гг. и кризиса 2014–2015 гг.

Российский Центробанк нередко критикуют за излишне жёсткую монетарную политику. Критики отмечают, что высокие ставки по кредитам не дают развиваться бизнесу, называя стабильность без роста экономики «кладбищенской».

В ЦБ парируют тем, что рост экономики создаётся не монетарной политикой регулятора, а увеличением производительности труда и капитала.

«Часто приходится слышать, что ЦБ вообще ничего не интересует, кроме своего таргета (цели. — Прим. «Секрета») по инфляции. Это не так, — заявил директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Кирилл Тремасов. — В рамках политики таргетирования инфляции, к которой мы перешли в 2014 году, мы в первую очередь регулируем спрос в экономике. Инфляция же для нас — как термометр, который показывает, насколько экономика перегрета. В 2020 году спрос провалился — и нам пришлось перейти к стимулирующей, мягкой ДКП. Это то, что было нужно в кризис. Сейчас (в 2021 году, повышая ключевую ставку. — Прим. «Секрета») мы не зажимаем спрос. Мы лишь вернулись в область нейтральной КДП, просто убрали лишние стимулы, чтобы не допустить инфляционного всплеска».

Основы правового статуса Банка России

Основы правового статуса Банка России определены Конституцией Российской Федерации. В частности, как уже говорилось в гл. 1, в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции РФ основной функцией Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, является защита и обеспечение устойчивости рубля. За Банком России закреплено исключительное право по осуществлению денежной эмиссии (ч. 1 ст. 75). Конституция определяет порядок назначения на должность и отставки Председателя Банка России (п. «г» ст. 83 и п. «в» ч. 1 ст. 103).

Основной принцип деятельности Банка России состоит в его независимости от органов законодательной и исполнительной власти. Этот правовой принцип выработан историческим опытом: эмиссия денег не может быть в руках правительства, которое за счет выпуска дополнительных средств, их обесценения способно стимулировать инфляцию, представляющую собой самый всеохватный и паразитирующий налог. Многие страны прошли через денежные кризисы, вызванные безудержным ростом денежной массы, и, как показывают исследования, уровень инфляции в стране, а следовательно, и темпы экономического развития непосредственно определяются степенью независимости центрального банка.

Правовое положение территориальных учреждений Банка России

Территориальное учреждение – обособленное подразделение Банка России, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций в соответствии с Положением Банка России от 29 июля 1998 г. № 46-П «О территориальных учреждениях Банка России», другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Читайте также:  Понятие материальной ответственности в трудовом договоре и ее виды

Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов РФ по решению Совета директоров Банка России. Они могут также создаваться в регионах, объединяющих территории нескольких субъектов РФ.

Местом нахождения территориального учреждения является, как правило, административный центр субъекта РФ, в котором образовано и действует территориальное учреждение. Место нахождения территориального учреждения, образуемого в регионе, объединяющем территории нескольких субъектов РФ, определяется Советом директоров.

Территориальное учреждение Банка России имеет полное и сокращенное наименование, определяемое Банком России. Полное наименование включает в себя слова «Главное управление Центрального банка Российской Федерации по», затем следуют (в дательном падеже) наименование субъекта РФ, в котором действует территориальное учреждение, либо слова «Национальный банк», затем следует наименование субъекта РФ, в котором действует данное учреждение, и слова «Центрального банка Российской Федерации» (например, Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Новосибирской области; Главное управление Центрального банка Российской Федерации по г. Москве; Национальный банк республики Адыгея). Сокращенное наименование территориального учреждения образуется из слов «ГУ Банка России по» и наименования субъекта РФ, либо аббревиатуры «НБ», наименования республики в составе Российской Федерации и слов «Банка России».

В соответствии со ст. 84 Закона о Банке России территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Таким образом, территориальные учреждения Банка России (как Главные управления, так и Национальные банки) являются обособленными подразделениями (филиалами) Банка России.

Территориальное учреждение в пределах предоставленных ему полномочий независимо в своей деятельности от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Территориальные учреждения не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Территориальное учреждение возглавляет начальник (в Национальных банках – председатель), который назначается и освобождается от должности Председателем Банка России.

Начальник (председатель) территориального учреждения осуществляет общее руководство деятельностью территориального учреждения, обеспечивает реализацию функций Банка России на территории субъекта РФ и действует на основании выдаваемой Банком России генеральной доверенности.

В структуру территориальных учреждений входят расчетно-кассовые центры (РКЦ), иные подразделения, в том числе обеспечивающие деятельность территориального учреждения (столовые, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения, учебные заведения и т. д.), создание и ликвидация которых утверждается Банком России.

Задачи и функции территориальных учреждений Банка России закреплены Положением о территориальных учреждениях Банка России.

Территориальное учреждение Банка России выполняет следующие задачи:

1) участвует в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) обеспечивает развитие и укрепление банковской системы РФ; эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов; осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций; организацию и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг; организацию валютного контроля; проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

Банковское право можно определить как определенный комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью коммерческих банков и ЦБ РФ. В состав банковского права входят как нормы гражданского права (регулирующие создание и деятельность банков как коммерческих организаций, отношения между кредитными организациями и их клиентурой), так и нормы финансового права (устанавливающие основные принципы кредитной системы, определяющие статус ЦБ РФ, регулирующие отношения между последним и коммерческими банками, создание и деятельность банков и других кредитных организаций как особых финансовых институтов).

Общеизвестно, что банковское право (как и любая другая отрасль права) может рассматриваться с трех точек зрения: как отрасль российского права, как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина. Значение данной отрасли юриспруденции определяется экономическим и политическим значение банковского дела и хозяйства в экономике соответствующей страны в определенный временной период. Банковское право нельзя однозначно отнести к самостоятельной отрасли российского права. Оно является комплексной отраслью права со специфическим кругом регулируемых правоотношений и специфическим методом регулирования. Банковское право охватывает не только общие принципы организации и деятельности банков, но и совокупность норм, регулирующих порядок оказания финансовых и связанных с ними услуг (Проблемы теории государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. М., 1987. С. 228).

Необходимость выделения банковского права в специфическую отрасль объясняется целым рядом причин, среди которых можно назвать:

1) наличие общественной потребности и интереса государства в определенном правовом регулировании банковской деятельности, обусловленное особой значимостью банковской системы для нормального функционирования государства;

2) наличие особого специфического предмета правового регулирования, которое обусловлено четким выделением специфики регулирования общественных отношений;

3) необходимость существования особого метода правового регулирования.

Специфический метод банковского права обусловлен специфическими чертами общественных отношений, составляющих предмет банковского права.

Банковское право как учебная дисциплина представляет собой систему знаний, выработанную наукой и преподаваемую в учебном заведении по определенной методике и в соответствии с учебным планом.

К сожалению, в юридической литературе очень часто происходит смешение понятий банковского права как науки и банковского права как учебной дисциплины, что, в свою очередь, приводит к смешению понятий банковского права как отрасли права и банковского права как учебной дисциплины.

Норма банковского права – это санкционированное государством общеобязательное, социально определенное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере регулирования и осуществления банковской деятельности, закрепляющей права и обязанности субъектов соответствующих правоотношений. Нормы банковского права регулируют широкий круг правоотношений, имеющих существенное значение для эффективного функционирования национальной экономики.

Значимое место занимают нормы о порядке банковского контроля со стороны ЦБ РФ, об ответственности за совершение правонарушений в банковской сфере.

Особенности банковских правоотношений:

1) нормы банковского права регулируют широкий круг общественных отношений, состоящий из двух взаимосвязанных сегментов:

А) отношений, имеющих существенное значение для функционирования кредитно—денежной системы государства и эффективного развития экономики;

Б) отношений, имеющих непосредственное существенное значение для эффективного осуществления хозяйствующими субъектами своей предпринимательской деятельности;

2) нормами банковского права определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения физических и юридических лиц, порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, органов государства в сфере банковского дела и банковской системы;

3) нормами банковского права устанавливается правовой режим взаимоотношений участников банковских правоотношений, определяются права и обязанности кредитных организаций и их клиентов, а также гарантии их реализации; 4) нормы банковского права не только упорядочивают, закрепляют и защищают новые общественные отношения, но и вытесняют из сферы государственного управления банковской системой неправовые отношения и явления, не отвечающие современному уровню развития права, задачам соблюдения баланса частных и публичных интересов. Реализация норм банковского права – это процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и правил поведения. В юридической науке выделяются четыре способа (формы) реализации норм права: исполнение, применение, использование и соблюдение.

Исполнение норм банковского права представляет собой процесс совершения всеми участниками банковских правоотношений тех действий, которые предписаны в нормах.

Применение норм банковского права осуществляется органами государственной власти и практически выражается в совершении ими тех или иных юридически значимых действий, бездействии, издании Центральным банком РФ индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм, и т. д.

При использовании норм банковского права участник банковских правоотношений сам решает, воспользоваться ему или нет каким—либо предусмотренным банковско-правовыми нормами правом.

Соблюдение норм банковского права пассивно по своей сути и заключается в воздержании участника банковских правоотношений от нарушения указанных банковско-правовых норм.

Задачи и цели кредитно-финансовых учреждений

Задачи Центрального и коммерческого банков отличаются. Банк России работает по трем основным направлениям. Во-первых, он должен стараться поддерживать стабильное функционирование банковской системы, а также пытаться как можно сильнее снизить темпы падения ликвидности всей банковской системы в стране. Во-вторых, Центробанк России должен обеспечить надежность и эффективность функционирования всей платежной системы. Третьей задачей Центрального банка считается поддержание покупательной способности рубля, а также удержание стабильного валютного курса.

Читайте также:  Не всем увеличат пенсии с 1 января 2023 – кому не дадут надбавку

На данный момент правительство РФ установило режим плавающего курса рубля. Ранее Центральный банк пытался удерживать курс национальной валюты благодаря целенаправленному воздействию на валютный рынок.

Разновидности коммерческих банков

С каждым годом растет экономическая роль коммерческих банков. Это выражается в том, что расширяются сферы их деятельности, а также появляются новые финансовые услуги. В мире существуют банки, которые предоставляют своим клиентам более трех сотен услуг.

Классификация банков может осуществляться по разным признакам. В зависимости от того, каким способом формируется уставной капитал, коммерческие банки могут быть созданы в форме акционерных обществ или ООО. Кроме того, они могут создаваться при участии иностранных банков или иностранного капитала.

Исходя из видов операций, которые совершаются коммерческими банками, они делятся на универсальные и специализированные. По территории осуществления своей деятельности коммерческие банки можно разделить на федеральные и региональные.

Структура и органы управления

В ЦБ РФ реализована вертикальная система управления. Она состоит из элементов:

  1. Центрального аппарата ЦБ, в чьем составе есть несколько департаментов, отделов и управлений, пресс-служба, а также собственный научно-исследовательский институт, технический, учебный и вычислительный центры, редакция издания «Деньги и кредит».
  2. Территориальных подразделений, исполняющих функции Банка России на местах.
  3. Структурных подразделений – департаментов, ответственных за политику Центробанка в различных сферах деятельности.
  4. Рассчетно-кассовых центров.

Вертикаль управления Центрального аппарата выглядит следующим образом (сверху вниз):

  1. Председатель Банка России – руководитель организации, который, фактически, управляет ею.
  2. Первые заместители.
  3. Заместители.
  4. Руководители департаментов.

От ЦА управленческая структура распространяется на различные управления, департаменты, подведомственные учреждения, нацбанки, РКЦ и территориальные отделения.

Инфляция или экономический рост?

Центробанку часто приходится решать довольно сложную задачу, выбирая между контролем над ростом цен и экономическим ростом. Важным инструментом здесь является ключевая ставка, которая сегодня находится на уровне 6%.

Если Центробанк снижает ключевую ставку, то деньги для банков становятся более дешевыми. Соответственно, они снижают ставки по своим кредитам. Заемщики начинают охотно брать деньги в долг и впрыскивать в экономику дополнительные средства. Все это самым положительным образом сказывается на экономическом росте страны.

Но со временем дополнительные денежные вливания могут разогнать инфляцию. Чтобы не допустить этого, регулятору необходимо повышать ставку. Дорогие деньги приведут к тому, что кредиты станут дороже, а население предпочтет копить и откладывать средства на депозитах, поскольку ставки по вкладам тоже увеличатся. Инфляция успокоится, но из-за низкой потребительской активности населения экономический рост опять начнет показывать скромные темпы.

Сегодня Центробанк успешно справляется с ростом цен. По итогам 2019 года инфляция не превысила 3%, что укладывается в целевой диапазон. Напомним, в 2018 году рост цен составил 4,3%, а в 2017 году был на уровне 2,5%.

Структура управления Центробанка

Выполнение возложенных на ЦБ функций и задач не было бы возможным без четкой структурной организации Центрального банка, согласования его деятельности с интересами субъектов госрегулирования хозяйства на всех уровнях – начиная от взаимодействия с правительством страны и заканчивая правительствами регионов.

Для решения задач в регионах ЦБ имеет представительства во всех субъектах. Соответственно, подразделения ЦБ, расположенные в субъектах РФ, подчиняются центральному офису.

Главный орган – Национальный финансовый совет. Состоит из 12 членов, то есть он – коллегиальный орган. В его состав входят представители от Совета Федерации (два человека из Совета Федерации), Госдумы (три человека из депутатов), Правительства РФ (три человека). Назначаются в состав совета лица и Президентом РФ – тоже трое. Председатель ЦБ – член НФС.

Что такое Центральный банк?

Центральный банк (Центробанк, ЦБ РФ) — главный банк России 1-го уровня, призван защитить российскую валюту и обеспечить рост ее курса. Выполняет роль главного координирующего и надзорного органа за деятельностью российских банков, наделен правом эмиссии денег и управления всей денежно-кредитной политики страны.

При этом Банк России не является государственным органом, хотя его полномочия можно было бы отнести к таковым. Он является независимым, но при этом подотчетен государственной Думе.

Центробанк был сформирован на базе Госбанка СССР и получил свое текущее название в 1991 году. Центробанк осуществляет свою деятельность вне зависимости от других органов государственной власти, будь то органы местного самоуправления или субъектов Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Местонахождение центральных органов Банка России — город Москва.

Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:
защита и обеспечение устойчивости рубля;
развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Читайте также:  Семьи с детьми до 3 лет смогут получать пособие из маткапитала

Статья 5. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Государственная Дума:
назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее — Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.

Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

Глава VIII. Банковские операции и сделки Банка России

Статья 46. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом: 1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете; 2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; 3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты; 4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; 5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; 6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы; 7) выдавать поручительства и банковские гарантии; 8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками; 9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств; 10) выставлять чеки и векселя в любой валюте; 11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике. Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статья 47. Обеспечением кредитов Банка России могут выступать: золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках; иностранная валюта; векселя, номинированные в российской или иностранной валюте; государственные ценные бумаги. Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров. В случаях, установленных решением Совета директоров, обеспечением кредитов Банка России могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии.

Статья 48. Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Статья 49. Банк России не имеет права: 1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 48 настоящего Федерального закона; 2) приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8 и 9 настоящего Федерального закона; 3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций; 4) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 5) пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

Статья 50. Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами. В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.

Последние изменения в законе о ЦБ РФ

Последние изменения в 86 федеральном законе произошли 18 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 176. Согласно этим изменениям, в первой части 18 статьи был добавлен пункт 17.5. Была добавлена еще одна функция работы Совета Директоров, они планируют и устанавливают категории и списки рейтинговых агентств, регулируют уровни рейтингов и особенности их применения.

В статье 3 описаны цели и задачи Банка России. Среди них:

  • Защита национальной денежной валюты, обеспечение ее устойчивости;
  • Реализация всех возможных мер для стабильности рынка Российской Федерации;
  • Планирование и организация способов развития всей банковской системы России и ее укрепления;
  • Планирование и организация способов развития финансового рынка;
  • Обеспечение роста и развития национальной платежной системы;
  • Обеспечение экономической стабильности.

Функции ЦБ РФ перечислены в ст. 4 ФЗ о Центральном Банке. Среди этих функций:

  • Сотрудничество с Правительством РФ для создания единой гос. денежной политики;
  • Проведение анализа и статистики экономического рынка России, а затем опубликование информации в открытом доступе;
  • Совершает эмиссию денежных средств и наличное денежное обращение;
  • Совместно с государством разрабатывает прогнозы балансов Российской Федерации;
  • Рефинансирует кредитные организации;
  • Разрабатывает официальные курсы валют по отношению к национальной валюте и публикует информацию открыто для всех;
  • Планирует и реализует правила расчетов по всей территории РФ;
  • Устанавливает отраслевые стандарты для всех финансовых организаций;
  • Устанавливает систему и процедуру банковских операций;
  • Планирует способы и процедуры расчета Российской Федерации с другими странами;
  • Обслуживает все уровни бюджетной системы России;
  • Регулирует и организует валютный контроль;
  • Управляет и контролирует фонды золота;
  • Выполняет все обязательные операции и сделки;
  • Выдает финансовым организациям лицензии, регистрирует их, приостанавливает их работу;
  • Регистрирует эмиссионные бумаги и контролирует их выпуск.

В 74 ст. 86 ФЗ дан список нарушений для финансовых или кредитных организаций, которые понесут ответственность в виде штрафа, лишения лицензии и т. д. Согласно Федеральному закону о ЦБ РФ, Банк России предоставляет нарушителям определенный срок для устранения нарушений. В случае, если нарушения за этот срок не были устранены, организация или ее руководители понесут ответственность. ЦБ РФ может взыскать штраф с организации, но денежная сумма не должна превышать одного процента от минимальной суммы уставного капитала. Кроме этого Банк России может снизить или ограничить процентную ставку на операции организации-нарушителя. ЦБ имеет право на требование замены участников, введение временной администрации, запрет на реорганизацию, запрет на проведение определенных банковских сделок, потребовать осуществить определенные мероприятия для нормализации финансовой стороны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *