Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы многодетным в Беларуси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В списке дома от УКС Мингорисполкома и районных УКСов, «Завода эффективных промышленных конструкций», Минского домостроительного комбината, Минскстроя. То есть речь идет о коммерческих проектах от госзастройщиков.
Коллективный иммунитет
— Точные цифры еще неизвестны, но прикинуть, сколько жителей Первомайского района защитили себя от зловредного вируса, можно, — рассказывает заместитель главного врача 19-й центральной районной поликлиники Валентина Тухто. — Уже неделю назад, 24 ноября, мы были близки к запланированным 40 % вакцинированных, и думаю, что за прошедшую неделю выполнили намеченное. Это не просто стремление к красивым цифрам. Доказано: если иммунитет к гриппу есть у определенной части населения, то эпидемия не будет носить масштабный характер. Поэтому мы, медики, старались активно пропагандировать необходимость прививок, беседовали с руководителями предприятий, посещали с лекциями трудовые коллективы, проводили индивидуальные беседы в поликлинике, пенсионерам звонили домой.
Куда обращаться за льготным кредитованием для многодетных?
Чтобы получить льготный кредит или субсидии, необходимо находиться в очереди на улучшение жилищных условий. Для этого нужно обратиться в исполком и подать необходимые документы.
Когда очередь подойдет, надо:
Прийти в исполком после получения извещения о том, что подошла очередь на получение государственной помощи. Сотрудники проведут консультацию и расскажут, на какую помощь можно рассчитывать – кредит или адресную помощь в виде субсидий.
- Если семья дает согласие на строительство жилья, то необходимо составить соответствующее заявление.
- В исполкоме готовится пакет документов для передачи их в банк.
- Заключается кредитный договор в банке. Если речь идет о субсидиях, то договор должен быть передан обратно в исполком. Только после этого кредит погашается за счет субсидий.
“Субсидия – это, по сути, тот же кредит. Просто за меня 95% этого кредита ежемесячно погашает государство. Схема довольно сложная, но по итогу в пересчете получается выплата примерно 5% для семьи с тремя детьми. Семьям, в которых воспитывается больше деток, государство погашает 100% субсидии”, – говорит Елена.
И здесь кроется один важный нюанс. При наличии финансов супруги могут досрочно погасить коммерческий кредит, но ускорить погашение обязательств по субсидии, где основные выплаты ежемесячно делает за семью государство, нельзя. Получается, что в течение 20 лет квартира будет собственностью, но обремененной, – ее нельзя ни продать, ни обменять. И варианта получить субсидию только на площадь одной квартиры, а вторую строить самостоятельно (но по льготной цене квадратного метра) тоже нет – исполком выдает разрешение на использование кредита на две квартиры в сумме.
Но Елена признается, что изначально понимала, на что они идут. У субсидии по указу №240 и у льготного кредита по указу №13 есть свои плюсы и минусы.
По указу №240 чуть больше выплаты по кредиту, чуть более жесткие требования к получателю. А льготный кредит – это минимальный процент ежемесячных выплат, но на 40 лет. К примеру, если Елена по субсидии платит в месяц Br80, то по льготному кредиту будет примерно Br50-60. Получить его в банке проще. Но есть особые условия, например, нужно прописаться в построенной квартире всем составом семьи, и другие.
К тому же выбор стоит не между субсидией и льготным кредитом, а в том, строиться или нет в том или ином доме. Изначально проектная декларация на дома, которые в этот год будут переданы на распределение очередникам, выпускается на определенных условиях – либо по указу №13, либо по указу №240.
Идеальный вариант по мнению министерства
Итак, возможности многодетных семей по размерам госпомощи определили. Но кто и как будет строить?
Александр Авраменко, начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства, говорит, что идеальным вариантом для строительства индивидуальных домов с использованием господдержки была бы комплексная застройка определенной территории в населенных пунктах.
Плюсы такого метода строительства очевидны — строительная организация берет на себя подведение инженерных сетей, земляные работы, закупку и подвоз строительных материалов, отвечает за качество строительных работ. Дома, возведенные по типовым проектам с привлечением подрядной организации, с большей вероятностью «впишутся» в смету. Строительство хозспособом, то есть силами самого хозяина, часто растягивается на годы — не в каждой семье есть профессиональный строитель, который сможет быстро и правильно возвести дом.
Вариант № 1 – долевое строительство квартиры в многоквартирном доме
В некоторых домах от государственных застройщиков для граждан, состоящих на учете нуждающихся, выделяются квартиры, которые можно приобрести с государственной поддержкой и/или с ограниченной прибылью застройщика. При формировании стоимости строительства одного метра квадратного общей площади в пределах нормативной площади размер прибыли застройщика не должен превышать 5% от определяемой в текущих ценах сметной стоимости объекта долевого строительства.
Показатель нормативной площади на 1 члена семьи дольщика, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий – 20 м2.
- В Минске – 15 м2.
- Для многодетных семей – 20 м2.
- Для одного человека при строительстве 1-комнатной квартиры – 30 м2.
«Уже не ждем, когда дойдет наша очередь»
Ульяна (имя изменено. — Прим. ред.) в 2008 году встала на очередь на жилье в одном из районов Минска. Ее номер тогда был 18 тысяч с хвостиком. С ней жилье ожидают муж и ребенок.
Сейчас за ходом движения очереди она не следит. Недавно женщина увидела, что в этом году от их исполкома выделялись только однушки для тех, кто встал на учет в 1985 году, а двух-, трехкомнатные квартиры не выделялись вообще.
— Мы уже не ждем, когда дойдет наша очередь на строительство, потому что в Минске это практически нереально. Единственный профит от этой очереди — при покупке жилья государство вернет налог от стоимости квартиры путем того, что я не буду уплачивать налог с заработной платы до тех пор, пока не вернется мне сумма налога с покупки квартиры.
Сейчас семья живет в квартире, оставшейся от бабушки, но Ульяне там принадлежит только половина жилья. Супруги намерены строить квартиру в жилищном кооперативе, но лишь при одном условии: чтобы при оформлении сделки была отдельная графа о стоимости квадратного метра для стоящих на учете в улучшении жилищных условий.
Планы по строительству жилых домов для многодетных. Что будет сделано в ближайшее время
— Нами была проведена инвентаризация всех земельных участков, которые пригодны под жилищное строительство, — пояснила председатель комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома Ирина Гонтарева. — В текущем году к распределению Управлением жилищной политики будут представлены 5 домов, находящихся в стадии строительства: дом №31 по ул. Скрипникова — Одинцова, дом №7/2 по ул. Шаранговича — Горецкого — Рафиева, дом №13/2 по ул. Шаранговича — Горецкого — Рафиева, жилой дом №2 в Лошице и дом №7/2 по ул. Шаранговича — Горецкого — Рафиева. Всего около 650 квартир.
В ноябре-декабре текущего года планируется приступить к строительству 8 жилых домов: дом №1 в Лошице-1, дом №4 в Дражне, дом №6 в границах ул. Шишкина — Кулешова, дом №5/2 по ул. Шаранговича — Горецкого — Рафиева, дом №7 в Чижовке-6а, дом №3 в Лошице-8/1, дом №6 по ул. Шаранговича — Горецкого — Рафиева, дом №3 по ул. Старобинской — Копыльской. Всего в этих домах предполагается к распределению 1072 квартиры. Распределяться они будут в первом квартале 2020 года.
Начнем с того, что основной нормативный документ, который определяет, кто и на каких основаниях может стоять на очереди нуждающихся, — это указ президента от 16 декабря 2013 года №563. Согласно этому документу, нуждающимися могут быть признаны:
- граждане, у которых обеспеченность общей площадью жилья в занимаемом помещении составляет менее установленной нормы;
- проживающие в жилье, не соответствующем установленным для проживания санитарным и техническим нормам;
- проживающие в общежитиях или съемном жилье;
- проживающие в арендном жилье, предоставленном на период работы (службы);
- проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с гражданами, кому по состоянию здоровья требуется отдельное жилье;
- те, кто проживают в однокомнатной квартире (или неизолированных жилых комнатах) и не являются близкими родственниками (к числу близких родственников относятся: супруги, родители, усыновители, дети, в том числе усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки);
- молодые семьи (если одному из супругов менее 31 года на момент постановки на учет), впервые вступившие в брак (оба супруга) и не имеющие собственного жилья;
- проживающие в одной квартире, заселенной несколькими собственниками, при обеспеченности жильем менее установленной нормы;
- те, у кого обеспеченность общей площадью жилья ниже установленной нормы. По Беларуси такой норматив равняется 15 кв.м., по Минску — 10 кв.м. Важно знать, что при расчете учитывается общая площадь всех жилых помещений, которые находятся в собственности и (или) пользовании человека и членов его семьи (для г. Минска — в г. Минске и Минском районе).
Новый способ строительства квартир для многодетных семей
В 2022—2023 гг. Мингорисполком имеет право предоставить возможность многодетным семьям строить квартиры в новостройках по индивидуальным проектам. Согласно указам №13 от 06.01.2012 г. и №240 от 04.07.2017 г. многодетная семья имеет право получить льготный кредит или субсидию для уплаты процентов за пользование кредитной суммой.
Список разрешенных новостроек
В список вошли коммерческие проекты от государственных застройщиков. Сюда относятся дома от УКС Мингорисполкома и районных УКСов, «Завода эффективных промышленных конструкций», Минского домостроительного комбината, Минскстроя.
1. Жилые дома в микрорайоне Лошица-8.1. и 8.2 (№4.2, №6.2, №9.2).
2. Здания в микрорайоне Лошица-7 (№2,3,6).
3. Многоквартирное жилое здание на ул. Малинина в микрорайоне Серебрянка-1.
4. Многоквартирное жилое здание на пр. Рокоссовского в микрорайоне Серебрянка-1.
5. Многоквартирное жилое здание рядом с улицами Одинцова, Якубовского в микрорайоне Запад-4а.
6. Многоквартирный жилой дом в квартале ул. Грушевской, ул. Разинской.
7. Многоквартирное жилое здание на ул. Жуковского. В нем имеется несколько общественных помещений, а также для автовладельцев предусмотрена наземная парковка.
8. Жилая застройка в пределах улиц Филимонова — Слепянской водной системы — ул. Столетова (№3.1, 3.2 согласно генеральному плану).
9. Многоквартирные жилые дома, расположенные на пересечении ул. Купревича, Программистов в столице Беларуси.
10. Многоквартирные жилые дома на улицах Л. Беды, Тиражной, Восточной, Белинского (№11,12 согласно генеральному плану). В домах имеются общественные помещения, для автовладельцев предусмотрена подземная автостоянка.
11. Ряд многоквартирных жилых домов второй очереди на территории, ограниченной улицами Волгоградская, Короленко, Ватутина, Кутузова. В домах имеются общественные помещения: торговые и административные объекты, для автовладельцев предусмотрена подземная автостоянка.
12. Жилой многоквартирный дом №1 согласно генеральному плану на территории, ограниченной улицами Лукьяновича, Восточная, 1-я Поселковая, Л. Беды.
13. Жилой многоквартирный дом №2 согласно генеральному плану на территории, ограниченной улицами Лукьяновича, Восточная, 1-я Поселковая, Л. Беды.
14. Жилые дома на территории улиц Притыцкого, Проектируемая №2, Академика Вышелесского. Все эти дома являются домами первой очереди. В них имеются общественные помещения, для автовладельцев предусмотрена подземная парковка.
15. Комплексная жилая застройка, занимающая территорию, ограниченную улицами Притыцкого, Скрипникова, Одинцова, Лобанка. Дома относятся к микрорайону №3 (здания №24а, 24б согласно генеральному плану). Очередь строительства 5.1. Для автовладельцев в доме 24а-1 предусмотрена автостоянка согласно генеральному плану.
16. Комплексная жилая застройка, занимающая территорию, ограниченную улицами Притыцкого, Скрипникова, Одинцова, Лобанка. Дома относятся к микрорайону №3 (здания №24а, 24б согласно генеральному плану). Очередь строительства 5.2. Для автовладельцев в доме 24б-1 предусмотрена автостоянка согласно генеральному плану.
17. Жилые дома в районе улицы Выготского (№7,8,9,10,11,14,15) согласно генеральному плану.
Изменение состава семьи, раздел, объединение и переоформление жилищной очереди
На учёте, как мы отмечали выше, можно стоять долго. С течением времени может увеличиться состав, дети могут достичь совершеннолетия супруги развестись. Поэтому предусмотрены процедуры изменяющие условия состояния на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, к ним относятся:
- изменение состава семьи, например, вступление в брак или рождение ребёнка;
- раздел очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- объединение очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- переоформление очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с гражданина на совершеннолетнего члена его семьи.
Информация о направлении на строительство жилья многодетных семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Год постановки | Количество состоящих многодетных | Улучшают жилищные условия | Не направлены на строительство |
Всего на 01.01.2021 | 1050 | 760 | 290 |
Информация о сроках постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий очередников администрации Московского района г.Минска, направленных на строительство жилья в домах ЖСК
Информация
о сроках постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий очередников
администрации Московского района г.Минска, направленных на строительство жилых помещений
Тип квартиры | Дата постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, направленных на строительство жилья в домах ЖСК, на заключение договоров долевого строительства, по категориям учета | ||||
Общая группа | Граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды | Многодетные семьи | Срочный договор найма | Ст.18 ЧАЭС | |
Однокомнатные | 01.05.1988 | 18.11.2009 | 25.04.2015 | 01.10.2013 | 11.02.2008 |
Двухкомнатные | 01.05.1988 | 01.07.2008 | 27.12.2014 | 01.01.2011 | 01.01.2008 |
Трехкомнатные | 01.04.1989 | 01.07.2008 | 13.03.2014 | 01.01.2011 | 01.01.2008 |
Четырехкомнатные, в т.ч. (1к.+2к.) | Не выд. | Не выд. | 11.01.2014 | Не выд. | Не выд. |
Требования к заявителю
Для получения государственной помощи заявитель должен соответствовать установленным законом требованиям. Они отражены в таблице.
Требование к заявителю | Комментарий |
Получение статуса | Семья должна быть признана многодетной, малоимущей, нуждающейся в улучшении жилищных условий. |
Гражданство РФ | Должно быть у всех членов семьи. |
Место проживания | Заявитель должен проживать в регионе установленный срок. Обычно он составляет 10 лет. Но некоторые субъекты устанавливают требование проживания от 5 до 15 лет. |
Первичное обращение | Аналогичная помощь от государства ранее не получалась. |
Жилищные условия не ухудшались | Намеренно не регистрировались посторонние лица в квартире, не менялась прописка. |
Льготы многодетным в Беларуси
После обновления программы семейного капитала с 2020 года средства можно использовать досрочно. И если раньше использовать их (частично либо полностью) досрочно можно было только на оплату медицинских услуг, то теперь список расширился:
- на улучшение жилищных условий многодетной семьи (строительство, реконструкцию или покупку квартиры, погашение задолженности по жилищным кредитам);
- на обучение в государственных вузах и ссузах;
- на оплату медицинских услуг (и стоматологических тоже).
Перечень необходимых документом будет зависеть от этих целей. И на каждый частный случай, скажем, в зависимости от того, как вы планируете улучшать жилищные условия (строительство, покупка жилья, погашение жилищного кредита) будет разный пакет справок, который лучше заранее уточнить в местном исполкоме.
Кстати, такое же право на досрочное использование семейного капитала имеют и те семьи, которым он был назначен по программе прошлых лет — 2015-2019 годов.
Малообеспеченным многодетным семьям, подавшим заявку на улучшение текущих жилищных условий, в 2021 году полагается белорусская субсидия вне очереди.
Молодая семья, претендующая на субсидию в Беларуси, должна быть зарегистрирована как многодетная малообеспеченная семья. Необходимость в улучшении имеющихся условий проживания подтверждается путем их оценки комиссией, зафиксированной и отраженной в официальных документах.
Жилищные субсидии в Беларуси представляют собой государственную помощь в виде перечисления денежных средств на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по выставленному в квитанции счету.
Условия получения государственной финансовой помощи на суммы, начисленные за услуги в сфере ЖКХ:
- Сумма, выставленная в текущей квитанции, превышает 20 % от общего дохода всех членов семьи, живущих на одной территории в городе (или 15 % в селе). Учитываются все официальные доходы: заработная плата, студенческая стипендия, пенсионное пособие, социальные пособия, алименты, начисленные за последние три или шесть месяцев.
- Женщина находится в декрете, в том числе в период до трех лет.
Автоматически выдается белорусская субсидия одиноким неработающим пенсионерам и совершеннолетним жителям, имеющим инвалидность.
Перечисляется такой вид помощи нуждающимся гражданам на все виды обязательных услуг ЖКХ, в том числе следующие:
- Работу лифта.
- Освещение и санитарное обслуживание общедомовых площадей.
- Счета на капитальный ремонт.
В список возмещения расходов не входят виды обслуживания, прописанные в графе «Дополнительные услуги», или суммы, образованные в результате потребления ЖКУ сверх нормы. Они должны быть оплачены жителями в полном объеме самостоятельно.
В следующей квитанции после дня обращения, сформированной за ЖКУ, появится отдельная строка, где прописывается конкретная сумма, списанная со счета предоставленной субсидии. Дополнительно получателю направляется специальное извещение.
Заявителю, претендующему на приобретение, покупку жилья по программе государственного субсидирования, следует собрать документы, определяющие его материальное положение:
- Справку о начислении пенсии, студенческой стипендии, пособия.
- Выписку с банковских счетов.
- Выписки с коммунальных счетов, подлежащих оплате.
На основании самостоятельно представленных заявителем отчетов о его финансовом состоянии осуществляются проверки сведений сотрудниками государственных органов на их соответствие.
При совпадении информации для гражданина определяется размер субсидирования. Его расчет происходит на основании выводов местных органов самоуправления.
- Лица трудоспособного возраста, являющиеся безработными, но не зарегистрировавшиеся на городской бирже занятости.
- Жители, воспользовавшиеся услугой льготного кредитования в период после 01.01.2004 и нарушившие условия ее использования в виде просрочек по выплатам.
- Граждане, получившие субсидию.
- Белорусы, входящие в семью, одному из членов которой субсидия или кредит со льготными условиями уже выдан.
- Лица, получившие финансовую помощь от государства в виде субсидирования на уплату задолженности по полученному ранее кредиту.
В целом проект по начислению жилищных субсидий нуждающимся гражданам претерпел доработки. В результате расширился как перечень лиц, которым доступен такой вид поддержки, так и сумма финансирования в соответствии с показателями роста инфляции.
В 2021 году воспользоваться своим правом на субсидию смогут, по экспертным оценкам, около 10 % жителей Беларуси.
Оставляйте свои отзывы и личный опыт об оформлении различных субсидий в стране. Пусть люди знают правду, как обстоят дела на самом деле!