Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и когда происходит исключение из ЕГРЮЛ недействующего юрлица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Власти могут уладить вопросы, связанные с «замершим» бизнесом, двумя путями. Первый из них мы описали выше, это административный порядок упразднения компании, которая фактически давно перестала работать. Второй способ исключения бизнеса из реестра сложнее: через суд.
Судебный порядок ликвидации недействующего юридического лица
Компания – это общественное объединение, и согласно закону оно может быть исключено из ЕГРЮЛ на основании иска, поданного регистрирующим органом. К подобным мерам прибегают, когда бизнес многократно не предоставляет сведения о своей деятельности, как того требует законодательство.
Другими словами, представители власти могут инициировать судебное разбирательство в связи с тем, что бизнес нарушает законы, скрывает сведения. Рассмотрением таких дел занимаются районные суды, опираясь на правила административного судопроизводства.
Проверка достоверности сведений о ЮЛ, содержащихся в ЕГРЮЛ
Положениями ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 названной статьи). В свою очередь, на ИФНС возложена обязанность провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности сведений о ЮЛ, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3).
Однако подобная проверка может быть осуществлена и в отношении уже включенных в реестр сведений о ЮЛ. Как гласит п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, ИФНС вправе провести проверку их достоверности.
К примеру, ИФНС может усомниться в достоверности указанного в ЕГРЮЛ юридического адреса ЮЛ. Напомним: в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес ЮЛ в пределах места нахождения этого лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Причем это лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.
Составление промежуточного ликвидационного баланса
Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ООО и перечне кредиторских требований составляется после окончания срока, указанного в публикации в «Вестнике» (не менее двух месяцев).
О составлении такого баланса нужно снова сообщить в налоговую инспекцию по форме № P15016. Если при первой подаче формы в разделе 2 указывалась причина подачи заявления «3», то для уведомления о составлении промежуточного баланса надо вписать цифру «4». Кроме уведомления в налоговую сдают решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, сам баланс и копию листа «Вестника» с публикацией или подтверждающие документы.
После утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Требования удовлетворяют в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ:
- требования граждан, перед которыми ликвидируемое ООО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда;
- расчеты по выплате зарплаты и выходных пособий работников, принятых по трудовому договору и по выплате авторских вознаграждений;
- расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- расчеты с другими кредиторами.
Если денежных средств ликвидируемого ООО не хватает для погашения всех задолженностей, то имущество общества должно быть продано с публичных торгов.
Последствия для ООО, которую ликвидировала налоговая
За коммерческую деятельность фирмы отвечают учредители и гендиректора компании. Если компанию ликвидировала налоговая инспекция, вывод один: ее бросили и не захотели добровольно ликвидировать ее собственники. Наказание от государства в этом случае следующее:
- учредитель исключенной из реестра ЕГРЮЛ, владевший более 50 % доли в обществе, при наличии долгов по налогам, сборам и взносам в бюджет на момент закрытия, в течение трех лет не сможет зарегистрировать новую компанию, стать участником уже действующей организации, и не имеет право назначаться директором;
- аналогичный запрет на открытие новой фирмы, руководство ею и покупку доли в другом юридическом лице распространяется и на генерального директора недействующего ООО, которое закрыла инспекция.
Прекращение недействующего юридического лица
При наличии оснований для исключения недействующего юрлица из ЕГРЮЛ налоговый орган принимает решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ.
Решение о том, что налоговый орган намерен исключить из ЕГРЮЛ недействующее ООО, публикуется в Вестнике госрегистрации в течение 3-х дней с момента принятия. Также с указанным решением должна быть опубликована информация о порядке и сроках направления заявлений недействующим юрлицом, кредиторами или иными лицами, права и законные интересы которых затрагиваются соответствующим решением, а если быть более точным, то исключением недействующего юрлица из ЕГРЮЛ. Указывается адрес для направления заявлений.
После того, как налоговый орган опубликует свое решение, у заинтересованных лиц есть 3 месяца для направления мотивированных заявлений в соответствии с пунктом 2 настоящего раздела, по установленной форме. В этом случае решение об исключении не будет принято.
Если же никакие заявления с возражениями не поступят, тогда юрлицо будет исключено из ЕГРЮЛ.
Юридические лица должны понимать последствия исключения из ЕГРЮЛ, которые могут коснуться многих сфер деятельности и участников. К основным стоит отнести:
- Остановка обязательств юрлица с указанием метода прекращения процесса.
- Появление субсидиарной ответственности, которая может перекладываться на другой субъект. Это может коснуться руководителей и учредителей, имеющих право давать неправомерные указания, приведшие к негативным последствиям. Раньше такая процедура была возможна только при банкротстве, но сегодня она действует и при исключении из ЕГРЮЛ при наличии задолженности.
- Распределение собственности. Со временем у исключенного юрлица могут найти имущество, о котором намеренно или случайно забыли. В таком случае в течение 5-ти лет может быть подан иск с привлечением арбитражного управляющего и запуском новых разбирательств.
- Погашение задолженности перед кредиторами с учетом имеющейся собственности. При отсутствии такового, если оно не было найдено, долг относится к категории безнадежного.
Ликвидация по решению учредителей (участников)
Добровольное закрытие нулевого ООО осуществляется на основании решения, принятого общим собранием участников общества. При этом важно убедиться, что у ликвидируемого юридического лица:
- отсутствуют признаки банкротства и основания для ликвидации решениями суда либо регистрирующего органа;
- владельцам и материально ответственным лицам не страшна возможная налоговая проверка.
Идеальными условиями для осуществления добровольной ликвидации ООО являются:
- отсутствие задолженности ликвидируемой организации перед юридическими и физическими лицами;
- отсутствие задолженности ликвидируемой организации перед ФНС, ФСС, ПФР и иными государственными учреждениями;
- своевременность и полноценность отчетности, предоставленой в ФНС в период деятельности организации.
- сдача «нулевой» отчетности и «нулевого» баланса на момент принятия решения о ликвидации.
Алгоритм действий при ликвидации (прекращении деятельности) предприятия состоит из следующих этапов:
- Принятие решения о ликвидации и назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии.
- Уведомление о факте ликвидации регистрирующую налоговую инспекцию и фондов.
- Публикация о ликвидации в СМИ — «Вестник государственной регистрации».
- Уведомление каждого кредитора и сотрудников ООО о ликвидации общества.
- Составление промежуточного ликвидационного баланса.
- Подача в налоговую инспекцию пакета документов для ликвидации.
- Получение документов о государственной регистрации ликвидации ООО.
Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции
Исключение предприятия, не осуществляющего хозяйственно-финансовую деятельность, из Государственного реестра юридических лиц – не обязанность, а право налоговой инспекции. Если учредители и руководство не намерены ликвидировать фирму, а приостановка работы связана с временными обстоятельствами, то следует принять следующие меры:
- не допускать длительных пропусков в сдаче периодической отчетности. «Нулевые» отчеты, сданные в установленный срок – гарантия того, что фирма не привлечет внимания налоговой инспекции в плане перспективы административного исключения юрлица из реестра;
- в течение 12 месяцев следует провести хотя бы одну операцию на банковском счете – это может быть символическая сумма, внесенная в качестве займа от учредителя.
Основания для принудительной ликвидации
Принудительная ликвидация юридического лица происходит согласно положениям ГК РФ и ряда правовых актов. Прекращение деятельности организации возможно по ряду причин:
- Было нарушено законодательство при регистрации юридического лица, и эти нарушения нельзя устранить;
- Компания занимается деятельностью, запрещённой на законодательном уровне;
- Организация признаётся несостоятельной;
- Отсутствует разрешение со стороны государственных, муниципальных органов власти, дающее право осуществлять конкретную деятельность;
- Общественная, религиозная организация занимается деятельностью, не связанной с целью её создания.
Процедура ликвидации недействующего юридического лица-должника
Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что процесс исключения юрлица из ЕГРЮЛ не является ликвидационной процедурой. Оно не предусматривает действий с имуществом предприятия, в том числе – направленных на удовлетворение требований кредиторов. При наличии у недействующей компании имущества и непогашенных перед партнерами обязательств применяется процедура банкротства отсутствующего должника. Это совсем другой процесс, требующий иных подходов и законодательной базы.
Обязательное условие – наличие критериев отсутствия:
- Неосуществление деятельности;
- Отсутствие руководителя компании и невозможность определить его место нахождения.
Суд о банкротстве отсутствующего должника инициирует налоговая. Законы РФ позволяют рассмотреть дело в укороченный срок: один месяц. Законодательство принимает во внимание, что при отсутствии должника невозможно применить к бизнесу наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Зато предусмотрена упрощенная процедура ликвидации недействующего юридического лица налоговым органом. Эти вопросы находятся в ведении арбитражного суда: именно он решает, применять ли упрощенный алгоритм действий.
Для ликвидации недействующего юридического лица назначают конкурсного управляющего, в обязанности которого входит публикация сведений о банкротстве компании, а также письменное уведомление кредиторов о процедуре банкротства, чтобы они имели возможность предъявить требования.
В случае, если имущества отсутствующего должника достаточно для расчетов с кредиторами, у конкурсного управляющего есть возможность подать ходатайство о переходе к общей процедуре банкротства. Однако практика показывает, что это условие соблюдается редко, потому с высокой долей вероятности придется придерживаться упрощенной схемы действий.
Налоговая инспекция поддержала свое решение в судебном заседании. Представитель ФНС уточнил, что письма от администрации города с указанием того, что юр. лицо отсутствует по указанному в ЕГРЮЛ адресу, достаточно для того, чтобы принять решение об исключении из госреестра. Так как документ поступил от органа муниципальной власти, ФНС не сочло представленные сведения недостоверными.
В соответствии с законом, налоговая служба не обязана перепроверять данные о месте нахождения юр. лица, проводить осмотры объектов недвижимости.
Согласно п. 6 ст. 11 № 129-ФЗ, ФНС не получила опровержение недостоверности сведений о месте нахождения юр. лица. Ст. 21.1 129-ФЗ позволяет службе начинать процедуру исключения ЮЛ из реестра. Так как опровергающие факт недостоверности документы от заинтересованных лиц не поступили и сведения о предстоящем исключении были доступны в ЕГРЮЛ, инспекция законно исключила ООО «Старатель» из единого госреестра юр. лиц.
Восстановление компании в ЕГРЮЛ
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными незаконных решений государственных органов, если полагают, что оспариваемое решение не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, основанием для приятия решения являются следующие факторы:
- Несоответствие решения государственного органа закону или иному правовому акту. Для отмены решения необходимо обосновать и доказать отсутствие признаков недействующего юридического лица; Следует указать, что оспариваемое решение налогового органа или оспариваемые действия налогового органа не соответствуют требованиям п. п. 1 и 2 ст. 21.1 и п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ. Если решение налогового органа о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не опубликовано или не соблюден порядок такой публикации, следует указать также на нарушение п. 3 ст. 21.1 Закона о регистрации юридических лиц;
- Нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Юридическое лицо, исключенное из ЕГРЮЛ как недействующее, должно указать, что нарушение его прав и законных интересов выражается в следующем: оспариваемым решением налогового органа или в результате оспариваемых действий налогового органа в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ прекращена правоспособность заявителя как юридического лица.
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ: как и в каких случаях производится
В Гражданском кодексе и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» прямо указываются основания, которые влекут за собой исключение предприятия из ЕГРЮЛ: Добровольная ликвидация организации сопряжена с выполнением множества формальностей, формированием ликвидационного бухгалтерского баланса и необходимостью рассчитаться со всеми кредиторами, в том числе и по бюджетным платежам.
В большинстве случаев налоговая инспекция инициирует проведение выездной документальной проверки, что чревато для предприятия доначислением налогов и штрафных санкций. Альтернативными способами добровольного «избавления» от фирмы, которая не ведет хозяйственной деятельности и не приносит дохода, можно считать все виды реорганизационных мероприятий.
Рекомендуем прочесть: Изменения в административном кодексе с 2020 года
Через какое время Налоговый Орган ликвидирует ООО
Сроки проведения процедуры ликвидации ООО зависят от основания для закрытия, наличия кредиторов и должников , а также других факторов.
Для осуществления процедуры упразднения организации, налоговая инспекция должна совершить ряд действий, которые требуют определенного времени:
- принимается решение об исключении юридического лица из Госреестра;
- в течение трех дней в журнале «Вестник государственной регистрации» размещается информация о предстоящей ликвидации ООО. А также публикуются сведения о порядке оповещения кредиторов;
- в срок не менее трех месяцев другие организации, предприниматели, работники могут требовать погасить задолженность перед ними. Если претензий нет со стороны контрагентов, то инспекция исключает из ЕГРЮЛ юридическое лицо.