Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служебный подлог (уголовно-правовой анализ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главное, что нужно знать о служебном подлоге — такие действия являются преступлением, т.е. ответственность за них предусмотрена Уголовным кодексом РФ (УК РФ). Статья 292 УК РФ содержит две части — первая посвящена «простому» служебному подлогу, вторая — аналогичному деянию, но повлекшему за собой существенное нарушение прав и законных интересов (независимо от того, чьи права были нарушены — человека или группы людей, юридического лица, охраняемых законодательством интересов государства или общества).
Что такое служебный подлог?
Если вы занимаете высокую должность или ваша работа связана с какими-либо ресурсами (например, деньгами), велика вероятность того, что у вас возникнет соблазн использовать свое положение в личных целях.
Как правило, для получения выгоды приходится составлять содержащие недостоверные сведения документы или вносить изменения в уже существующие. Конечно, вы можете убеждать себя, что в ваших действиях нет ничего криминального, однако закон так не считает.
У подобных «инициатив» есть вполне конкретное название — служебный подлог (СП).
Если вас обвиняют в служебном подлоге, рекомендуем заручиться поддержкой профессионального юриста. Специалист защитит ваши права и сделает все возможное для смягчения наказания.
Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно: оформи заявку и система подберет подходящие компании!
По этой услуге подключено 4 компаний
Начать подбор в несколько кликов >
Развитие зарубежного законодательства об уголовной ответственности за служебный
Несмотря на принимаемые в последние годы меры по реформированию российского уголовного законодательства устранить в полной мере законотворческие изъяны в регламентации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, ответственность за которые предусмотрена в главе 30 УК РФ, до сих пор не удаеіся. В частности, преобразование состава служебного подлога (ст.292 УК РФ), введение его новых специальных разновидностей порождают неизвестные ранее проблемы правоприменения.
Нам представляется, что в решении этой проблемы способен помочь анализ тенденций развития зарубежного уголовного законодательства, который может выступить в качестве средства правового противодействия должностным преступлениям. Знание положений зарубежного уголовного законодательства имеет важное значение для организации борьбы с преступностью в России, потому что помогает лучше узнать сильные и слабые стороны национального уголовного закона. Изучение зарубежного опыта полезно и тем, что может способствовать отысканию новых способов решения российских уголовно-правовых проблем.
Зарубежное уголовное законодательство стран Азиатско-Тихоокеан-ского региона уже частично исследовалось другими авторами в разрезе заявленного аспекта, но еще остается неохваченным немало законодательного материала государств обозначенной части мировой цивилизации. Чтобы исследование законодательного опыта зарубежных стран стало шагом на пути к познанию правовой действительности, целесообразно провести его в рамках одной из разработанных теоретиками классификаций правовых систем. Наиболее гармонично было бы при необходимости заимствовать отдельные элементы не из чужеродных правовых систем, а из понятной России по своей правовой природе постсоциалистической системе права.
Азиатско-Тихоокеанский регион насчитывает немало стран, входящих в постсоциалистическую систему права. Свой выбор мы остановили на трех из них — Монголии, Социалистической Республике Вьетнам и Китайской Народной Республике, с которыми Россия тесно связана на протяжении столетий. В свое время каждая из них, ступив на социалистический путь развития, превратилась в союзника СССР и стала членом мирового социалистического лагеря.
Распад Советского Союза привел к глубочайшему кризису в политической, экономической и других областях жизнедеятельности Монголии, Вьетнама и Китая. Несмотря на это, каждая из названных стран сумела поднять экономику, за короткие сроки построить государство с активно развивающимися демократическими чертами и значительно расширить международные связи, выразившиеся в установлении дипломатических контактов с несравнимо большим, чем прежде, числом государств и привлечении инвестиций.
Осуществляемые ныне в названных государствах реформы политического развития и политической системы привели в движение все сферы общественной жизни. Реформирование затронуло острейшие проблемы этих государств, касающиеся развития демократии и справедливости, восстановления национального культурного наследия вплоть до коренного преобразования существовавших политической и экономической систем. При этом не остаются без внимания и вопросы противодействия коррупции.
Еще в 1996 г. Монголия включила антикоррупционные инициативы в программу государственной политики и приняла первый закон о противодействии. Это были первые шаги монгольского общества в борьбе с коррупцией. В последние годы правительство Монголии присоединилось к международным режимам противодействии коррупции и стремится выравнивать национальное законодательство в соответствии с международными стандартами. В частности, в 2002 г. Монголия начала осуществлять Национальную Программу Антикоррупции. Однако, диапазон действий, осуществленных Национальным Советом Антикоррупции, не был достаточно широк, чтобы достигнуть желаемого результата. Поэтому 8 июля 2006 г. принимается новый закон Антикоррупции, предусматривающий установление независимой Службы Антикоррупции с ее собственной структурой, специальной властью и функциями .
Руководство Социалистической Республики Вьетнам также активно осуществляет политику противодействия коррупции в стране. Так, национальное собрание СРВ в 2005 г. принимает Антикоррупционный закон21. Благодаря действию этого закона коррупция постепенно начала подвергаться контролю. Противодействие коррупции стало долгосрочной задачей правительства Вьетнама.
В сентябре 2008 г. в стране был принят план «Национальная стратегия противодействия коррупции до 2020 г.» , в котором сделан акцент на построении антикоррупционных служб, содействующих усилению прозрачности финансовой политики, информации о деятельности правительства.
Китайская Народная Республика (КНР) не только в сравнении с Монголией, Вьетнамом или Россией, а с любой другой страной добилась небывалого в социально-экономических достижениях, имея самый высокий темп роста внутреннего валового продукта, оставив далеко позади большинство стран мира. Китай буквально за несколько лет стал сверх государством, которое очень быстро развивается в экономическом и социальном отношении.
Учитывая, что коррупция плохой «попутчик» в осуществлении планов, которые ставит перед собой КНР, законодатель в 1997 г. в целях успешного развития страны реформировал Уголовный кодекс (1979 г.) и главе «Должностные преступления» добавил главу «Коррупция и взяточничество».
В связи с изложенным представляется инт��ресным в научном отношении осмысление законодательного опыта Монголии и Вьетнама в регламентации уголовной ответственности за такое коррупционное преступления как служебный подлог, итогом изучения которого могло бы стать формулирование предложений по совершенствованию отечественного права.
Ущерб и сроки давности по ст.ст. 324, 327 УК РФ
Согласно нормам уголовного кодекса, для привлечения виновного лица к уголовной ответственности по ст.ст. 324, 325, 327 УК РФ размер причиненного ущерба значения не имеет, поскольку данные виды преступлений имеют формальный состав. Таким образом, как только виновное лицо совершило одно из действий, входящих в объективную сторону преступления (изготовило поддельный документ, приобрело либо сбыло официальный документ, похитило паспорт и тп), преступление считается оконченным. В то же время, на практике имеют место случаи, когда лицо похищает у потерпевшего документы, в которых находились денежные средства (к примеру, в обложке паспорта либо удостоверения). В таком случае его действия образуют совокупность преступлений – в части хищения документов – по ст.325 УК РФ, в части хищения денежных средств – по ст. 158 УК РФ.
Сроки давности привлечения к уголовной ответственности по указанным статьям УК РФ во всех случаях составляют 2 года с момента совершения преступления, поскольку данные составы относятся к преступлениям небольшой тяжести (максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы).
Пример 1. Врач-терапевт, по просьбе пациентов, внес записи в их медицинские карты о наличие у них несуществующих заболеваний. В результате чего эти пациенты получили «больничные» листы. Что дало им право на получение пособия по временной нетрудоспособности. Следствие доказало, что врач действовал исключительно в корыстных целях, выдав листы за определенную плату.
Суд приговорил виновного к исправительным работам на протяжении 6 месяцев с взысканием 10% от ежемесячного дохода в государственную казну.
Пример 2. Бухгалтер строительной организации попросила прораба подписать документы о том, что она была в командировке, а также подписать ведомость на выдачу ей полагающихся командировочных. Но по факту, получив деньги женщина никуда не поехала.
Что еще нужно знать о служебном подлоге?
Несколько лет назад Верховный суд РФ расширил понимание служебного подлога. Раньше наказание назначалось, как правило, за действия с документами, созданными на бумаге. Но поскольку сейчас в большинстве сфер развивается электронный документооборот, СП может касаться и электронных версий официальных документов.
Кроме того, нужно учитывать, что к ответственности виновный привлекается даже тогда, когда совершенный им служебный подлог не повлек за собой никаких последствий. Т.е. если вы, например, исправили дату в документе, но не успели этим воспользоваться (получить для себя выгоду), наказание все равно будет назначено, если этот факт будет выявлен.
Таким образом, служебный подлог является преступлением, за которое виновный привлекается к уголовной ответственности. Если по какой-либо причине вам хотят назначить наказание по ст. 292 УК РФ, обратитесь за помощью к юристу. Специалист займется подготовкой необходимых документов и обеспечит представление ваших интересов.
Источник:
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
СП может быть представлен такими деяниями.
Вид | Описание |
---|---|
Интеллектуальный подлог | Преступление, когда в официальный документ вносят ложную информацию, заведомо не соответствующую реальным событиям и фактам, тем самым нарушая его подлинность и оригинальность. Тоже самое касается обозначения неправильных реквизитов (вписание даты, не имеющей привязки к фактическому дню регистрации документа и проставление поддельной росписи). |
Материальный подлог | Корректировка официальных бумаг, изменяющая его настоящую суть. Такие изменения могут касаться частичного удаления данных, из-за чего может измениться смысл всех заключённых в документе сведений. Способами изменения могут служить дописание подлинного текста, его подчистка, заверение другим числом, выведение надписей и прочее. |
Часто задаваемые вопросы
Может ли отсутствие официальных бумаг служить признаками подлога, например, если они утеряны, были изъяты или не соответствуют своим порядковым номерам?
Если говорить именно о вашей интерпретации вопроса, то нет, не является. Под подлогом подразумевается вложение чего-либо взамен требуемого, а не полное отсутствие предмета (документа). Отсутствие официальных бумаг может быть следствием халатного отношения должностного лица. Однако предоставленной информации недостаточно, чтобы дать точный ответ на вопрос.
Можно ли начать уголовный процесс, если имеется доказательство служебного подлога и фальсификации информации, но при этом правонарушитель неизвестен?
Чтобы возбудить уголовное дело, нужно определить состав правонарушения, который включает в себя субъект правонарушения (иными словами виновник). Но при расследовании могут быть применены экспертизы. В качестве подозреваемых лиц могут привлекаться сотрудники, имевшие доступ к бумагам, в которых были вписаны ложные данные.
По статье 140 ч.2, чтобы дать ход уголовному процессу, необходимо иметь достаточно фактов, подтверждающих состав преступления. Для того чтобы инициировать расследование, не нужно иметь информацию о том, кто является нарушителем. Необходима лишь информация, подтверждающая, что преступление было совершено.
Обратите внимание! Уголовный процесс инициируется с той целью, чтобы убедиться в том, что преступление на самом деле было совершено, но при этом должны иметься точные указания и на само правонарушение, и на его преступный характер.
Уголовная ответственность за служебный подлог
Как и любое другое противоправное действие, подлог документов предусматривает ряд санкций виновнику. Все они прописаны в статье 292 УК РФ.
Так часть 1 этого документа предусматривает следующую уголовную ответственность за служебный подлог:
- Денежный штраф в виде 80 000 рублей. Он может быть заменен на выплату общего дохода за последние полгода. Это может быть как официальный, так и неофициальный доход. Но факт наличия последнего и его сумму еще потребуется доказать.
- Виновный может быть приговорен к работам на общий срок 48 часов. Исправительные работы проводятся в свободное от основной работы время.
- Исправительные работы могут иметь и более длительный характер – до 2-х лет. В этом случае виновный может отрабатывать наказание и по месту основной работы.
- Исправительные работы могут быть заменены на принудительные. Срок таких работ также составляет 2 года.
- При необходимости виновного могут взять под арест на срок не более 6 месяцев. Эти санкции нельзя применять к беременным женщинам, мамам, имеющим несовершеннолетних детей, к несовершеннолетним.
- В случае, если подлог был совершен в купе с другими преступлениями, что бывает нередко, к виновному могут применить и более жесткие санкции – лишить свободы на срок до 2 лет.
Вторая часть статьи 292 УК РФ предусматривает ответственность за подлог, ставший причиной нарушения прав гражданина или государства:
- Здесь также имеют место быть штрафные санкции, но их размер гораздо больше – от 100 000 рублей до 500 000 рублей. эта сумма может быть заменена на общую сумму заработка виновного за последние 1-3 года. Сюда может быть включен и неофициальный доход, но его потребуется доказать.
- Срок принудительных работ в этом случае гораздо дольше – до 4-х лет. При этом виновного могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности на протяжении 3-х лет.
- Реальное лишение свободы на срок до 4-х лет, также суд в праве запретить виновному занимать определенные должности или вести тот или иной вид деятельности.
Пример 1. Врач-терапевт, по просьбе пациентов, внес записи в их медицинские карты о наличие у них несуществующих заболеваний. В результате чего эти пациенты получили «больничные» листы. Что дало им право на получение пособия по временной нетрудоспособности. Следствие доказало, что врач действовал исключительно в корыстных целях, выдав листы за определенную плату.
Суд приговорил виновного к исправительным работам на протяжении 6 месяцев с взысканием 10% от ежемесячного дохода в государственную казну.
Пример 2. Бухгалтер строительной организации попросила прораба подписать документы о том, что она была в командировке, а также подписать ведомость на выдачу ей полагающихся командировочных. Но по факту, получив деньги женщина никуда не поехала.
Было доказано, что прораб, подписывая командировочные бумаги, не знал об умысле бухгалтера, следовательно, в этом случае в отношении прораба состава преступления не было. В отношении его следствие было прекращено.
СП может быть представлен такими деяниями.
Вид | Описание |
Интеллектуальный подлог | Преступление, когда в официальный документ вносят ложную информацию, заведомо не соответствующую реальным событиям и фактам, тем самым нарушая его подлинность и оригинальность. Тоже самое касается обозначения неправильных реквизитов (вписание даты, не имеющей привязки к фактическому дню регистрации документа и проставление поддельной росписи). |
Материальный подлог | Корректировка официальных бумаг, изменяющая его настоящую суть. Такие изменения могут касаться частичного удаления данных, из-за чего может измениться смысл всех заключённых в документе сведений. Способами изменения могут служить дописание подлинного текста, его подчистка, заверение другим числом, выведение надписей и прочее. |
Чаще всего должностной подлог выступает не как одно отдельное преступление, а является следствием другого противоправного деяния и направлен на его сокрытие.
Так, например, произошло в одной из больниц Краснодарской области. Пациент, находящийся в стационаре, жаловался своему лечащему врачу на острую боль в левой лопатке. Врач, торопившийся домой в конце смены, отмахнулся от него, сказав, что будет разбираться с этим завтра. Ночью у мужчины случился инфаркт, и он умер.
Для того, чтобы скрыть врачебную халатность врач вписал в журналы и другие документы информацию о том, что он оказывал помощь больному, провёл все необходимые исследования и назначил лекарства. Однако соседи умершего пациента по палате обратились к следователю с соответствующим заявлением, и врач был привлечён к ответственности.
Что делать, если подозревают или обвиняют в служебном подлоге
В связи с тем, что круг лиц, которые могут стать субъектами преступления по ст. 292 УК РФ достаточно широк, информация, как избежать уголовного преследования по этой статье, достаточно востребована.
Прежде всего, необходимо обезопасить всю свою деятельность т.е. исключить использование в работе заведомо недостоверные сведения, и тем более подложные документы. Любой поступающий документ, вызывающий сомнения должен перепроверяться.
Если же обвинение по 292 УК РФ уже есть, то необходимо максимально подробно изложить всю имеющуюся информацию сотрудникам правоохранительных органов. Если происхождение документа неизвестно, то так и сообщить силовикам. Одновременно с этим необходимо найти и предоставить следователю документы, на основании которых составлялся документ, который теперь стал основным вещдоком. В процессе расследования необходимо указывать на то обстоятельство, что в документы вносились сведения, которые получены из других источников и воспринимались как достоверные.
Грань между служебным подлогом и ошибками в документах очень тонкая и поэтому очень важно убедить следствие, что недостоверные сведения стали следствием ошибки, допущенной по невнимательности или по другой причине. Состав преступления по ст.292 УК РФ возможен только при наличии доказательств заведомой недостоверности.
Что такое служебный подлог (ст. 292 УК РФ)
Согласно нормативно-правовым документам, подлог УК РФ – это противоправное действие, предполагающее занесение заведомо ложной информации в важную официальную документацию. Внести такую информацию может должностное или уполномоченное лицо, а также лица, не имеющие полномочий и не связанные с государственной или муниципальной службой.
Преступление определяется тогда, когда виден корыстный умысел или интерес виновного в искажении официальной информации.
Служебный подлог в ст. 292 УК РФ классифицируется по степени тяжести наказания:
- Часть 1, характеризует преступление;
- Часть 2, определяет более тяжкое по последствиям преступление этого типа.
Вторая часть статьи подразумевает также преступления, повлекшие за собой нарушение прав других граждан, нанесение ущерба государству или обществу. Обычно подлог совершается с целью сокрытия какого-либо преступления, или деяния, отражающегося в документации. Это может быть хищение и растрата средств или другие финансовые махинации, которые злоумышленник желает оставить втайне.
Приговор суда по ст. 292 УК РФ № 1-100/2017 / Служебный подлог
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности уголовного преследования
27 апреля 2021 года г. Уфа
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Медведева А.Б.
с участием: государственного обвинителя помощника прокурора Уфимского района РБ Степанова А.Ю.;
подсудимого Шайхуллина С.Х., его защитника в лице адвоката Иткулова Ю.Р.;
представителя потерпевшего З.Э.И.;
при секретаре Якуповой А.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Шайхуллина С.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , проживающего по адресу: , гражданина ; , не судимого
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285, ст. 292 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Шайхуллин С.Х. обвиняется злоупотреблении должностными полномочиями – использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, совершенное главой органа местного самоуправления, а так же в служебном подлоге, то есть внесении должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, при следующих обстоятельствах.
Шайхуллин С.Х. избранный протоколом ведения первого организационного заседания Совета представительного органа местного самоуправления Николаевский сельсовет () № б/н от ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования Николаевский сельсовет, являясь в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 154-ФЗ от 12.08.1995 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Николаевского сельсовета Уфимского района Республики Башкортостан, принятого ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета муниципального образования Николаевский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан, высшим должностным лицом муниципального образования, главой органа местного самоуправления, то есть должностным лицом, наделенным всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, постоянно осуществляющим функции представителя власти, выполняющим организационно-распорядительные функции, связанные с руководством трудовым коллективом органа местного самоуправления, с осуществлением полномочий по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, а также административно-хозяйственные функции, выражающиеся в управлении и распоряжении имуществом и денежными средствами муниципального образования — сельского поселения Николаевский сельсовет, совершил злоупотребление должностными полномочиями, вопреки интересам службы из корыстной заинтересованности, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан, а так же служебный подлог при следующих обстоятельствах.
Так, Шайхуллин С.Х., в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находясь на своем рабочем месте в служебном кабинете, расположенном в здании администрации сельского поселения Николаевский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, по адресу: , используя свое служебное положение вопреки интересам службы, в соответствии с которым к его компетенции отнесена подготовка документов, подтверждающих право владения и пользования земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, умышленно, из корыстных побуждений, изготовил постановление главы администрации Николаевского сельсовета Уфимского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ, являющееся официальным документом, в которое внес заведомо ложные сведения о якобы выделении вышеуказанной датой Б (Д) Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельного участка на территории в размере га для строительства индивидуального жилого дома, находящегося в муниципальной собственности, которое лично подписав, заверил печатью администрации муниципального образования Николаевского сельсовета Уфимского района РБ.
При этом изготовленное Шайхуллиным С.Х. постановление главы администрации Николаевского сельсовета Уфимского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.ст. 2, 26, 29 Земельного кодекса Российской Федерации и ст.ст. 17, 18, 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», обладая соответствующей формой и реквизитами, удостоверяет определенные факты и события, имеющие юридическое значение, определяет правовой статус земельного участка и правомочия относительно него, а также является основанием для государственной регистрации права собственности Б (Д) Е.А. на вышеуказанный находящийся в муниципальной собственности земельный участок, которые ей не принадлежал.
В последующем Б (Д) Е.А. на основании данного постановления, предоставленного в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , ДД.ММ.ГГГГ получено свидетельство о государственной регистрации права собственности, тем самым получена юридически закрепленная возможность вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным.
В результате преступных действий Шайхуллина С.Х. муниципальному бюджету, в лице сельского поселения Николаевский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан причинен материальный ущерб в размере рублей, а так же нарушен установленный Земельным кодексом Российской Федерации порядок распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, и были созданы условия для незаконного изъятия из государственной собственности вышеуказанного земельного участка, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан – неопределенного круга лиц из числа жителей Уфимского района Республики Башкортостан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение в пользование земельного участка, закрепленное ст.ст. 9, 36 Конституции Российской Федерации, а также охраняемых законом интересов общества и государства, выраженных в распределении участков земли между гражданами и закрепление за ними отдельных прав на данные земельные участки в соответствии с действующим земельным законодательством, при обеспечении прав собственника земли – государства, и охраняемых законом интересов общества и государства в виде подрыва авторитета органов местного самоуправления, органах государственной власти, призванных в соответствии с действующим законодательством обеспечивать соблюдение данных норм.
Он же, Шайхуллин С.Х. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находясь на своем рабочем месте в служебном кабинете, расположенном в здании администрации сельского поселения Николаевский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, по адресу: , используя свое служебное положение вопреки интересам службы, в соответствии с которым к его компетенции отнесена подготовка документов, подтверждающих право владения и пользования земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, умышленно, из корыстных побуждений, изготовил постановление главы администрации Николаевского сельсовета Уфимского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ, являющееся официальным документом, в которое внес заведомо ложные сведения о якобы выделении вышеуказанной датой Б (Д) Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельного участка на территории Николаевского сельсовета Уфимского района РБ в в размере га для строительства индивидуального жилого дома, находящегося в муниципальной собственности, которое лично подписав, заверил печатью администрации муниципального образования Николаевского сельсовета Уфимского района РБ.
Что ещё необходимо знать о служебном подлоге
Законы и статьи не могут всецело определять ход человеческой жизни, поэтому из многих правил бывают существенные исключения. Бывает и такое, что человек совершает деяние под давлением внешних обстоятельств и/или во избежание более опасных последствий. Говоря кратко – действует по крайней необходимости. В этом случае, лицо, совершившее деяние не обвинят.
Уголовная система РФ эволюционирует. Ссылаясь на масштабный и подробный комментарий Лебедева к УК РФ, без которого сегодня не обходится ни один курсовой проект по праву, можно выделить, что УК РФ преследует многие общечеловеческие принципы, поэтому должен стремиться к справедливости, а не к сухому соблюдению законодательных документов.
Одним из примеров соблюдения этих принципов служит тот факт, что должностные лица должны обладать определёнными полномочиями, чтобы быть ответственными за преступление. В любой сфере, будь то медицина, государственная служба или любая другая сфера, где незаконный подлог может навредить должно быть лицо, попадающее под ответственность по этой статье. Каждый год выходит новый комментарий по этой теме или исправления и дополнения к самому Уголовному кодексу. За этим нужно следить, чтобы оставаться в курсе.
Судебная практика по служебному подлогу
Пример 1
М., будучи старшим прорабом, по просьбе бухгалтера А. выдал ей 4 командировочных удостоверения, а еще в одном поставил отметку о том, что она была в командировке.
На основании выписанных бумаг А. отчиталась перед ревизией за недостачу. Однако кассационная инстанция отменила приговор районного суда по обвинению М. в служебном подлоге. Суд пришел к выводу, что М. не знал о намерениях главного бухгалтера и выдавал ей документы, считая, что она действительно была в командировках. Соответственно, М. не составлял заведомо ложный документ. Состав преступления отсутствует.
Пример 2
В. работала следователем. К ней в работу поступило дело о сбыте наркотических средств. Так как доказательств не было, расследование затянулось. Чтобы избежать наказания за волокиту по делу и улучшить свои показатели перед лицом начальства, В. оформила расследование как оконченное и внесла информацию об этом в статистические карточки МВД. Заверив официальные документы своей подписью, она направила их по адресу.
Суд вынес в отношении В. приговор, обвинив ее в служебном подлоге. Однако кассационная инстанция приговор отменила, отметив, что, несмотря на действия В. по созданию ложных документов, состав преступления в ее действиях отсутствует. Статистические карточки, в которые были внесены сведения, носят информативный характер и подлежат применению исключительно в рамках работы ведомства. Соответственно, никаких правовых последствий ни для кого внесение ложной информации не создает. Признать карточки официальным документом не представляется возможным.
Пример 3
З., работая в должности главного инженера совхоза, путем издания приказов присваивал себе имущество предприятия. Районный суд вынес в отношении него приговор и обвинил в служебном подлоге. Однако надзорная инстанция приговор отменила.
Согласно положениям законодательства колхоз не является государственным органом, соответственно, З. не может считаться должностным лицом. Именно поэтому его действия были переквалифицированы в мошенничество.
Судебная практика: примеры и позиция ВС РФ
Практика рассмотрения дел по служебным подлогам показывает, что судьи принимают обвинительные приговоры только при получении доказательств, что в действиях обвиняемого действительно имеет место умысел, связанный с корыстной заинтересованностью.
ПРИМЕР 1
Гражданин И. работал старшим прорабом на строительном объекте. Его коллега бухгалтер Б. попросила внести отметку в командировочном, что подтверждает факт ее отсутствия в течение определенного времени. Аналогичные отметки она попросила сделать в удостоверениях других командировочных. Прораб выполнил ее просьбу, благодаря чему бухгалтер отчиталась перед проверяющими за возникшую недостачу.
Районный суд вынес гражданину И. обвинительный приговор, однако вышестоящий отменил решение. Суд посчитал, что прораб не знал о том, что на самом деле бухгалтер Б. не уезжала в командировку. В его действиях отсутствовал умысел и корыстный мотив. Поэтому состав преступления также отсутствует.
Еще один важный момент – это предмет преступления, т.е. подложные документы. Они должны иметь действительно важное юридическое значение, т.е. порождать значительные последствия для граждан, общества, государства.
ПРИМЕР 2
Гражданка Д. работала следователем. В ее ведение поступает дело о незаконной реализации наркотиков. Убедительных доказательств найти не удалось, в связи с чем сроки расследования существенно увеличились. Желая приукрасить картину, следователь Д. пометила дела как оконченное и внесла некорректные данные в статистические документы, заверила их печатью и подписью и направила в адрес руководства.
Районный суд вынес обвинительный приговор, но кассационная инстанция в результате отменила его. Суд исходил из того, что статистические документы содержат данные, которые не влекут опасных последствий. Они используются только внутри ведомства, где работала гражданка Д, поэтому не являются официальными.
Определенное уточнение вносит и Верховный Суд, который указывает, что в составе преступления могут фигурировать только официальные документы, которые приводят к важным последствиям «в виде предоставления или лишения прав», изменения их объема и т.п.