- Советы юриста

Классные чины прокурорских работников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Классные чины прокурорских работников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При Петре действовала следующая формула – каждый образованный человек обязан служить, и служить может любой человек с образованием. Начиная с петровской эпохи по службе продвигались благодаря знаниям и умениям, а не благодаря происхождению. Солдат мог стать офицером, обычный горожанин мог стать высокопоставленным чиновником. Все зависело от умений. Но есть важное ограничение – табель о рангах не распространялся на крепостных крестьян.

Мы говорим о Табеле, что он давал дорогу образованным людям, но что такое образованность в 16-17 веках? С ней, особенно у дворян, были большие проблемы. В результате Петр 1 сформулировал минимум, который должны были знать все дворяне: 4 действия арифметики, уметь читать и писать, понимать иностранный язык. И даже с такими требованиями у дворян были большие проблемы. Они не хотели учиться, поэтому Петр ввел систему приема экзаменов (часто царь лично их принимал), где проверялись знания дворян, и проверялось их соответствие определенной службе и место в Табеле.

Табель о рангах это попытка систематизировать государственную службу, предоставив возможность проявить себя всем одаренным людям. У этой системы были плюсы и минусы, но система работала. В качестве примера того как старые дворянские семьи обходили Табель могу привести пример со службой в армии. Дворяне проходили службу в армии. Служба была пожизненной, но после 1722 года каждый начинал с простого солдата и только через 15 лет мог переходить на офицерскую должность. Знатные люди тогда стали записывать своих детей в гвардию сразу после рождения. В итоге, когда ребенку исполнялось 15 лет и он отправлялся в армию – у него уже была офицерская должность, хотя он ни дня в армии не пробыл. Но это скорее исключение, поскольку тех, кто такое проворачивал было не много. В целом же система работала.

Губернские секретари просуществовали 195 лет: с весны 1722 года вплоть до февральской революции 1917 года. Изначально упоминался в Табели как чин двенадцатого класса. Ниже мы можем представить полномочия данного административного служащего на примере таблицы. Они имеют прямое отношение к Табели о рангах Российской империи:

Место губернского секретаря в государственном управлении по годам
1722 год
Лето 1834 года

1856

Должность «губернский секретарь» учреждена лично царем Петром I и не подвергалась изменениям вплоть до реформ административного аппарата в 1834 году.
Губернский секретарь имеет право на личное почетное гражданство. Исчезает необходимость быть дворянином, для того чтобы стать губернским секретарем.
Для того чтобы получить звание губернский секретарь, необходимо отслужить в более низком чине не менее трех лет, например, в должности коллежского регистратора.
Возможность получить орден Станислава III степени за безупречную службу.

Таким образом, уже с середины XIX века многие чины в Российской империи могли обходиться без дворянского титула, для того чтобы иметь возможность преуспеть в государственной службе.

При Петре такой привилегией обладали не все жители империи, а только те, кто имел право на получение наследственного дворянского титула. Для более низких социальных слоев дорога к дворянскому обществу и все особые права, которые оно сулило, была закрыта.

Госдума вводит новую табель о рангах для чиновников

Класс Гражданские чины Придворные чины
1722-1917 1722 XIXв.-1917
I Канцлер Действительный тайный советник 1-го класса
II Действительный тайный советник Обер-маршал Обер-камергер, обер-гофмейстер, обер-гофмаршал, обер-шенк, обер-шталмейстер, обер-егермейстер
III Тайный советник Обер-шталмейстер Гоф-мейстер, гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, обер-церемониймейстер
IV Действительный статский советник Обер-камергер, Обер-гофмейстер Камергер
V Статский советник Обер-шенк, обер-гофшталмейстер, обер-гофмейстер при императрице, гофмейстер, тайный кабинет-секретарь, обер-церемониймейстер Камер-юнкер, церемониймейстер
VI Коллежский советник Обер-егермейстер, дейст. камергер, гофмаршал, шталмейстер, 1-й лейб-медикус Камер-фурьер
VII Надворный советник Гофмейстер и лейб-медикус при императрице, церемониймейстер
VIII Коллежский асессор Титулярный камергер, гоф-шталмейстер, надворный интендант
IX Титулярный советник Надворный егермейстер, надворный церемониймейстер, камер-юнкер, обер-кухенмейстер Гоф-фурьер
X Коллежский секретарь
XI Корабельный секретарь
XII Губернский секретарь Гоф-юнкер, надворный лекарь
XIII Провинциальный секретарь
XIV Коллежский регистратор Гофмейстер пажей, кухенмейстер, мундшенк

Литературно-исторические заметки юного техника

  • Культура Руси второй половины 14-15-го веков
  • Образование Русского государства
  • Россия в 16-м веке
  • Культура России 16-го века
  • Реформы 16-го века
  • Внешняя политика России в 16-м веке
  • Социально-экономическое развитие России в 16-м веке
  • Князь Василий 3-й
  • Елена Глинская
  • Царь Иван 4-й Грозный
  • Период боярского правления
  • Андрей Курбский
  • Судебник 1550 года
  • Земский собор
  • Политика реформ Избранной рады
  • Стоглавый собор (Стоглав)
  • Взятие Казани
  • Ливонская война 1558-1583 годов
  • Первая печатная книга Ивана Федорова
  • Опричнина при Иване Грозном
  • Малюта Скуратов
  • Поход Ермака в Сибирь
  • Краткая биография Федора 1-го Ивановича
  • Правление Бориса Годунова
  • Царевич Дмитрий
  • Культура России в 17-м веке
  • Внешняя политика России в 17-м веке
  • Смутное время (Смута)

Пётр лично принимал участие в редактировании закона, в основу которого легли заимствования из «расписаний чинов» французского, прусского, шведского и датского королевств. Собственноручно исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года, но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената. Кроме Сената, Табель о рангах рассматривалась в Военной и Адмиралтейской коллегиях, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в табель древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В окончательной редакции Табели принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов.

Читайте также:  Как получить статус матери-одиночки после развода: особенности процедуры

При введении в действие табели о рангах древние русские чины — бояре, окольничьи и т. п. — не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось.

Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия.

Единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь», порода потеряла в этом отношении всякое значение.

Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы — дворянства потомственного и личного.

При Петре I чин низшего XIV класса в военной службе (фендрик, с 1730 г. прапорщик) давал право на потомственное дворянство. Гражданская служба в чине до VIII класса давала только личное дворянство, а право на потомственное дворянство начиналось с чина VIII класса.

Манифестом 1845 г. класс, дававший потомственное дворянство в гражданской службе был повышен до V, личное дворянство чиновник получал только с IX класса, служащие в более низких чинах имели право на статус личных почетных граждан. В военной службе потомственное дворянство стал давать VIII класс, а низшие, так называемые обер-офицерские чины, – только личное дворянство.

Указом Александра II от 9 декабря 1856 года планка была повышена: личное дворянство начиналось по всем видам служб с IX класса, а право на потомственное давал чин полковника (VI класс) в военной службе или чин действительного статского советника (IV класс) по гражданской. Чины с XIV по X класс именовались теперь просто «почётными гражданами».

Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах.

По идее чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей.

С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти мероприятия имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.

В введённых в 1943 году в армии СССР воинских званиях для младшего, старшего и высшего офицерского составов также было 14 званий (начиная с младшего лейтенанта и заканчивая Маршалом Советского Союза). В современной российской армии тоже 14 званий (в 1992 году были упразднены звания Маршала рода войск, Главного маршала рода войск и Маршала Советского Союза, однако, в 1972 году было добавлено звание прапорщика/мичмана, в 1981 году старшего прапорщика/старшего мичмана, а в 1993 году звание Маршала Российской Федерации). Тем самым, современная система воинских званий негласно следует традиции «Табели о рангах», что хорошо заметно в совпадении исторических и современных воинских званий с VI по IX классы (полковник, подполковник, майор, капитан).

  1. Слово «табель» в данном случае женского рода, как «таблица»
  2. Низший чин, дававший право на потомственное дворянство для гражданских лиц по Закону от 9 декабря 1856
  3. До 1856 VIII класс давал гражданским лицам право на потомственное дворянство. В 1809—1834 для перехода в VIII класс требовалось предоставить свидетельство об окончании университета или выдержать экзамен на чин
  4. До 1860 и в 1882—1917 — учащийся старших классов Морского училища
  • Клиторологий Филофея
  • Социальная иерархия
  • Единая тарифная сетка
  • Реестр государственной службы
  • Звание
  • Титул
  • Придворный ранг чинов и санов
  • Придворные дамы Российской империи

14-й класс (фендрик, а позднее, с 1730 года, прапорщик) да��ал человеку право на потомственное дворянство, которое в гражданской службе приобреталось по достижении восьмого класса (чин коллежского асессора), а 14-й ( то есть коллежский регистратор) право предоставлял только на дворянство своего носителя.

Потомственное дворянство по Манифесту, изданному 11 июня 1845 года, приобреталось вместе с производством в 8-й класс (которому соответствовал штаб-офицерский чин). Рожденные до того, как их отцы его получили, дети представляли особую категорию. Их называли обер-офицерскими детьми. При этом одному из них могло быть предоставлено потомственное дворянство по ходатайству отца.

  • Русское Предпринимательство XIX-начала XX века
  • Русские первопроходцы
  • Развитие страны при Николае II
  • Титулы русских императоров
  • Правоохранительные органы, МВД и ОКЖ

Проверка проводится для установления соответствия госслужащего должности, которую он замещает. Аттестация назначается раз в 3 года. По специальному решению может проводиться внеочередная проверка. Для проведения аттестации формируется комиссия.

На заседании рассматриваются документы, заслушивается сообщение госслужащего. При необходимости приглашается руководитель аттестуемого. Он дает оценку профессиональной деятельности подчиненного. Во время аттестации комиссия определяет соответствие деятельности госслужащего квалификационным требованиям, оценивается его участие в решении задач, поставленных перед подразделением, сложность работы и ее эффективность. Кроме того, во внимание принимаются результаты исполнения регламента, опыт, соблюдение ограничений, профессиональные знания. Немаловажное значение имеет отсутствие нарушений, выполнение требований, обязанностей.

Принятый документ был призван упорядочить и систематизировать государственную службу, а также сделать понятным присвоение чинов. После появления этого Табеля государственная служба стала более прозрачной. В нем описывали созданные старорусские звания, которые перестали давать в дальнейшем. Это означало, что держава была освобождена от порядков и устройства Московской Руси и стала на новый путь правления.

Ключевое значение Табеля о рангах заключается в том, что шансов на получение титула и продвижение по служебной лестнице стало намного больше, и они были независимы от уровня знатности рода. Такое изменение привело к тому, что личная заслуга и успехи значили больше, чем родительские почести. Теперь дворянским титулом способен обладать и простолюдин, а само дворянство делилось на личное и знатное.

Документ, утвержденный Петром Первым , разделил службу на гражданскую, придворную и военную, а этого ранее не было.

Сегодня тоже существует похожий документ. Там представлено в форме таблицы соотношение чинов государственной федеральной гражданской службы, званий членов юстиции и военных, а также прокурорских работников.

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.

Достоевский Ф.М.

Табель о рангах принял Петр 1 в январе 1722 года. Этот документ фактически покончил с местничеством, упорядочил сословную иерархию в России и позволил незнатным людям продвинуться по службе и получить «высокие» титулы. Например, Меньшиков, Апраксин, Толстой – все это новая элита петровской эпохи.

Табель о рангах вводил в Российской Империи 14 рангов (чинов, ступеней) для военной и гражданский службы. Изначально каждый (в том числе и знатные) должны были начинать службу в низшей должности, без привилегий и прав. Это были простые должности, которые не давали привилегий, и не отражались в табеле. В дальнейшем, на основе своих достижений и умений, каждый мог подняться на 14 ступень, а после этого постепенно подниматься все выше, получая новый ранг. Сам табель приведен ниже.

Таблица 1: Табель о рангах с 1722 по 1917
Военные чины Гражданские Обращение
Сухопутные Морские Гвардейские
1 Фельдмаршал Генерал-адмирал Канцлер Ваше
высоко-
превосхо
дительство
2 Генерал-аншеф, генералы от родов войск Адмирал Действительный тайный советник
3 Генерал-лейтенант Вице-адмирал Тайный советник Ваше
превосхо
дительство
4 Генерал-майор Шаутбенахт (до 1740),
Контр-адмирал (после 1740)
Полковник Действительный статский советник,
Оберпрокурор,
Герольдмейстер
5 Бригадир Капитан-командор Подполковник Статский советник Ваше высокородие
6 Полковник Капитан 1-го ранга Майор Коллежский советник Ваше высоко
благородие
7 Подполковник Капитан 2-го ранга Капитан Надворный советник
8 Майор Капитан 3-го ранга Капитан-лейтенант Коллежский асессор
9 Ротмистр (в кавалерии)
Капитан,
Есаул (у казаков)
Капитан-лейтенант (до 1884),
Лейтенант (после 1884)
Лейтенант Титулярный советник Ваше
благородие
10 Штабс-капитан,
Штабс-ротмистр (в кавалерии)
Лейтенант (до 1885),
Мичман (после 1885)
Унтер-лейтенант Коллежский секретарь
11 Корабельный секретарь Корабельный секретарь
12 Поручик (в кавалерии),
Лейтенант (в пехоте)
Унтер-лейтенант (до 1732),
Мичман (1796-1885)
Фендрик Губернский секретарь
13 Подпоручик Мичман (1732-1796) Провинциальный секретарь
14 Фендрик (до 1731),
Корнет (в кавалерии)
Прапорщик (в пехоте)
Коллежский регистратор

Суть «Табеля о рангах»

Всего введено 14 гражданских и 14 военных рангов. Самым статусным считался I ранг, а самым низшим XIV. Ранг присваивался за добросовестное исполнение обязанностей на службе. Чтобы считаться дворянином, нужно дослужиться до XIV ранга. Дети каждого дворянина имели шанс начать службу с самого низшего ранга при условии получения патента и образования. Остальные начинали прохождение службы не получая никаких преимуществ. Тем не менее шанс получить высокую должность и статус дворянства у крестьян был. Отдельно существовали ранги для военных и гражданских служащих. При этом ранги военных получали больше привилегий, чем госслужащих. Например, при встрече капитана и титулярного советника (оба 9 ранг) больше почестей и привилегий получал первый. Так большинство дворян стремились попасть именно на военную службу. В свою очередь из-за необходимости постепенного продвижения по службе и возрастания конкуренции в армии увеличилось количество грамотных и компетентных офицеров.

Чины делились на три группы: придворные, военные и статские (гражданские). Каждый тип также подразделялся на 14 классов. 1-й ранг считался высшим чином, а 14-й – низшим. В первой редакции документ содержал описание 263 должностей, но позже некоторые из них упразднили.

Отдельно сравнивались чины: представлялись варианты военной должности и альтернативные ей гражданские и придворные. Например, тайный советник (гражданский, 3-й класс) равен генерал-лейтенанту в пехоте или обер-шталмейстеру (придворный). У силового блока чины делились по родам войск.

Военные ставились выше придворных и гражданских чинов. Поэтому чиновники, связанные с армией, быстрее двигались по службе, добиваясь постов, званий и возможности вхождения в состав высшего дворянства.

Новые ранги присваивались не только за выдающиеся успехи, но и за выслугу. Например, коллежский юнкер через 3 года мог стать губернским секретарем. Титулярный советник за 3 года дослуживался до коллежского асессора. Служебное положение получали не только мужчины, но и женщины при дворе.

Уставное обращение соответственно классу

I — II III — IV V VI — VII — VIII IX — X — XI — XII — XIII — XIV
Ваше высоко-
превосходительство
Ваше превосходительство Ваше высокородие Ваше высоко-
благородие
Ваше благородие

Пехота Кавалерия
1722 1730 1798 1884-1917 1730 1798 1884-1917
I Генерал- фельдмаршал Генерал- фельдмаршал Генерал- фельдмаршал Генерал- фельдмаршал
II Генерал от инфантерии Генерал-аншеф Генерал от инфантерии Генерал от инфантерии Генерал-аншеф Генерал от кавалерии Генерал от кавалерии
III Генерал- лейтенант Генерал- поручик Генерал- лейтенант Генерал- лейтенант Генерал- лейтенант Генерал- лейтенант
IV Генерал- майор Генерал- майор Генерал- майор Генерал- майор Генерал- майор Генерал- майор Генерал- майор
V Бригадир Бригадир Бригадир
VI Полковник Полковник Полковник Полковник Полковник Полковник Полковник
VII Подполковник Подполковник Подполковник Подполковник Подполковник Подполковник Подполковник
VIII Майор Майор, с 1767г премьер-майор и секунд майор Майор Капитан Майор Майор Ротмистр
IX Капитан Капитан Капитан Штабс- капитан Ротмистр Штабс- ротмистр
X Капитан- лейтенант Капитан- поручик Штабс- капитан Поручик Штабс- ротмистр Поручик
XI
XII Лейтенант Поручик Поручик Подпоручик Поручик Корнет
XIII Унтер- лейтенант Подпоручик Подпоручик Прапорщик запаса
XIV Фендрик Прапорщик Прапорщик Корнет
  1. Gradus (лат.) — шаг, уровень, степень
  2. Петр I. // Бумаги императора Петра I / Изданы академиком А. Бычковым. — СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1873. — С. 273.
  3. С. А. Нефедов. Происхождение «регулярного государства» Петра Великого. // Вопросы Истории, 2014, № 1.
  4. Илл. 407. Чиновники Военного министерства 5 и 8 классов. (В парадной форме). 14 Сентября 1863. // Перемены в обмундировании и вооружении войск Российской Императорской армии с восшествия на престол Государя Императора Александра Николаевича (с дополнениями) : Составлено по Высочайшему повелению / Сост. Александр II (император российский), илл. Балашов Петр Иванович и Пиратский Карл Карлович. — СПб.: Военная типография, 1857—1881. — До 500 экз. — Тетради 1—111 : (С рисунками № 1—661). — 47×35 см.
  5. Илл. 74. Гражданские Чиновники Военного ведомства. Артиллерийский чиновник штаб-офицерского звания в обыкновенной форме военного времени. Топограф обер-офицерского звания в сюртуке. Чиновник учебно-воспитательной службы военно-учебных заведений не имеющий военного чина. ( приказ по военному ведомству 1883 г. № 83 ) // Иллюстрированное описание перемен в обмундировании и снаряжении войск Императорской Российской армии за 1881–1900 гг.: в 3 т.: в 21 вып.: 187 рис. / Сост. в Техн. ком. Гл. интендантского упр. — СПб.: Картографическое заведение А.Ильина, 1881–1900.

  6. Кандидату на повышение чина, удостоившемуся именного разрешения императора («Высочайшего благоволения»), убавлялся один год из установленного срока
  7. ↑ Для производства в чины выше статского советника никакого срока не полагалось, пожалование в эти чины зависело от решения императора
  8. Низший чин, дававший право на потомственное дворянство для гражданских лиц по указу от 9 декабря 1856 года.
  9. Низший чин, дававший право на потомственное дворянство для гражданских лиц по манифесту от 11 июня 1845 года (норма действовала до 9 декабря 1856 года).
  10. В 1762 году чин был перемещён в 4-й класс, см. // Табель о рангах с пополнением, какие чины состоят по особливым именным высочайшим указам и по статам сверх положенных в табели о рангах в классах чинов. — СПб.: при Сенате, 1771. — С. 17.; в 1764 году — в 5-й, см. // Табель о рангах с пополнением, какие чины состоят по особливым именным высочайшим указам и по статам сверх положенных в табели о рангах в классах чинов. — СПб.: при Сенате, 1771. — С. 18.; затем возращён в 6-й.
  11. До 11 июня 1845 года 8-й класс давал гражданским лицам право на потомственное дворянство. В 1809—1834 для перехода в 8-й класс требовалось представить свидетельство об окончании университета или выдержать экзамен на чин.
  12. Сведений о присвоении кому-либо этого чина не имеется.
  13. (ISBN т. 1 отсутствует. Привязано к: Декреты советской власти: . М., 1957—1997.)
  14. Приказ по Петроградскому военному округу. О выборности лиц командного состава и об отмене чинов и отличий // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг.. — М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1942. — С. 64.
  15. (ISBN т. 1 отсутствует. Привязано к: Декреты советской власти: . М., 1957—1997.)
  16. Декрет о демократизации флота // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг.. — М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1942. — С. 236—242.

Должностной регламент

Он выступает как неотъемлемый элемент административного регламента госоргана. В него включаются:

  1. Должностные обязанности, ответственность, права госслужащего.
  2. Квалификационные требования к характеру, уровню навыков и знаний, предъявляемые к лицу, замещающему соответствующую должность. В регламенте также могут предусматриваться требования к стажу службы или опыту работы по направлению подготовки (специальности), образованию.
  3. Перечень вопросов, в обсуждении которых госслужащий обязан или вправе участвовать при подготовке проектов нормативно-правовых актов или управленческих (либо других) решений.
  4. Процедуры, сроки подготовки и рассмотрения проектов, указанных выше, порядок их согласования и принятия.
  5. Правила служебного взаимодействия госслужащего с сотрудниками того же госоргана, других госструктур, другими организациями и физлицами.
  6. Перечень услуг, оказываемых юрлицам и гражданам на основании административного регламента.
  7. Показатели результативности и эффективности профессиональной деятельности госслужащего.

Созданная Петром I система государственных чинов и званий, помимо всего прочего, описывала и весьма жесткие требования к правилам соблюдения тех вольностей и преимуществ, которые давал тот или иной класс. В частности, за требование почестей «выше своего ранга» или занятие в церкви места «выше данного ему ранга» нарушитель должен был платить штраф в размере двухмесячного жалования. При этом треть штрафа шла тому, кто доложил о нарушении, а остальное – на нужды государственных госпиталей. Такое же наказание полагалось и за то, что обладатель высокого ранга уступил свое место на церковной службе имеющему более низкий класс. Обосновывалось это просто: привилегии нужно было заслужить, чтобы «охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Но нарушениями, связанными с привилегиями, дело не ограничивалось. Такой же штраф в размере двухмесячного жалования взимался и с того, кто потребовал присвоения того или иного ранга, не имея на руках «на свой чин надлежащего патента». И это еще раз утверждало требование к дворянам как к служилому сословию, в котором основные преимущества получал тот, кто наилучшим образом проявлял себя в государственных делах, а не тот, чьи предки были более именитыми.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *