Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА СЕМЕЙНЫХ ПРАВ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Семейное право является самостоятельной отраслью российской системы права и включает собственно семейное законодательство, науку и учебную дисциплину. Задачей семейного права является защита семьи, материнства, отцовства и детства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Семейный кодекс РФ (СК) закрепляет сферу отношений, регулируемых семейным законодательством: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным; личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи – супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, семейное право регулирует особый вид общественных отношений – отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.
Семейное законодательство выделяет из общей массы отношений, существующих в семье, только те, которые подлежат правовому воздействию в силу их сущности и особой значимости. Они и образуют в своей совокупности предмет семейного права:
• отношения, возникающие в связи со вступлениемв брак, прекращением брака и признанием его недействительным, т. е. брачные отношения;
• личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми;
• личные и имущественные отношения между другими родственниками и иными лицами, которые могут реализовываться только в пределах и случаях, предусмотренных семейным законодательством;
• отношения, возникающие в связи с устройством в семью детей, оставшихся без попечения родителей. В СК вмешательство государства сведено до разумного минимума с расширением сферы договорного регулирования (брачный договор супругов, соглашение об уплате алиментов, договор о передаче на воспитание в приемную семью ребенка).
По своей юридической природе семейные отношения могут быть:
• личными—возникают при вступлении в брак и его расторжении, в связи с выбором фамилии супругами при заключении или расторжении брака, при решении мужем и женой вопросов материнства и отцовства, воспитания и образования детей, других важных семейных проблем; имеют приоритетный характер.
• имущественными—включают в себя отношения между супругами по владению, пользованию и распоряжению общим и раздельным имуществом, алиментные обязательства родителей и детей, супругов (бывших супругов), а также других членов семьи.
Семья, как один из наиболее ранних социальных институтов, возникла еще в недрах первобытного общества, т. е. значительно раньше классов, наций и государства и выполняет специфические функции по рождению, воспитанию и социализации новых поколений.
Семья – первичная ячейка общества и всегда привлекала к себе внимание общественных наук. Философы видели в семье и семейных отношениях источник образования взглядов человека на природу и общество, его мировоззрения, а также отражение в миниатюре самой структуры и сущности общества (каждое государство слагается из отдельных семей); политологи – отражение противоречий и симпатий, имеющихся в политической жизни общества, причины неравенства и зависимости в нем; экономисты – основу материальной жизни человека; юристы полагали, что семья – база возникновения права и государственности.
В семейном законодательстве отсутствует определение семьи, а теория семейного права, как правило, выделяет два понятия семьи. В социологическом понимании семья – это союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботы, а в юридическом смысле – это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений.
Социальная статистика России свидетельствует, что 9 из каждых 10 жителей страны – члены семьи, но сами семьи становятся все меньше (2–3 чел.) и наблюдается тенденция к семье с одним ребенком или вообще без детей (67 %). Растет внебрачная рождаемость: в 2003 г. внебрачные дети составляли одну четвертую часть от общего числа рождений. Анализ социального положения семьи показывает, что современным семьям часто свойственны негативные явления: конфликтность, малодетность, рост распада семей, сиротство, безнадзорность молодежи. В первую очередь требуют правовой защиты институты брака, усыновления, определенные категории семей.
СК не рассматривает семью в целом как субъект правоотношений, относя все виды правоотношений к кругу членов семьи – супругам, родителям, детям и другим родственникам, которые являются субъектами права как лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью. Однако не будучи юридическим лицом, семья выступает в отдельных случаях как единое целое, например в жилищных, пенсионных вопросах, при получении льгот на всю семью (размер квартплаты, пенсии, пособия), при учреждении фермерского хозяйства.
Таким образом, семью можно определить как союз лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, рождении и воспитании детей, родстве, принятии детей на воспитание, общности жизни, ведении общего хозяйства, моральной и материальной поддержке.
Под условиями вступления в брак следует понимать обстоятельства, при наличии которых брак может быть зарегистрирован государственным органом и будет иметь правовую силу. СК (ст. 12) предусматривает следующие условия вступления в брак: взаимное добровольное соглашение мужчины и женщины, вступающих в брак; достижение ими брачного возраста; отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака, предусмотренных семейным законодательством.
Взаимное добровольное соглашение мужчины и женщины, вступающих в брак, означает наличие у них свободного и независимого встречного волеизъявления. Взаимное добровольное согласие на заключение брака будущие супруги выражают первоначально письменно при подаче совместного заявления в орган ЗАГС, а в последующем устно в ходе процедуры регистрации заключения брака в органе ЗАГС и подтверждают его личными подписями.
Вторым обязательным условием заключения брака является достижение брачного возраста. Закон этим предполагает, что вступление в брак требует определенной степени физической, психической, социальной зрелости, наступления у лиц гражданской дееспособности в полном объеме. СК не устанавливает ограничений предельного возраста вступления в брак, а также разницу в возрасте между будущими супругами. В соответствии с СК в России установлен единый для мужчин и женщин брачный возраст – 18 лет. При наличии уважительных причин (фактические брачные отношения, призыв жениха на военную службу) органы местного самоуправления (глава администрации) по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц (письменному заявлению) разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет. Законами субъектов РФ может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом исключительных обстоятельств (беременность несовершеннолетней, рождение ею ребенка) несовершеннолетних лиц до достижения возраста 16 лет. Несовершеннолетние лица, зарегистрировавшие брак, приобретают полную гражданскую (имущественную) дееспособность, что предоставляет им все имущественные права и возможность заниматься предпринимательской деятельностью без ограничений.
Препятствия к заключению брака – это юридические факты, при наличии которых брак не может быть зарегистрирован, а в случае его заключения является неправомерным и может быть в последующем признан недействительным в судебном порядке. К обстоятельствам, препятствующим заключению брака, относятся: наличие другого зарегистрированного брака; наличие близкого родства у будущих супругов (родители и дети; дедушки, бабушки и внуки; братья и сестры); наличие отношений усыновления между лицами, желающими вступить в брак; недееспособность одного из вступающих в брак.
Принципы семейного права
Базовые принципы семейного права – это основополагающие положения, устанавливающие сущность этой правовой отрасли и обладающие общеобязательным значением в силу их нормативного закрепления в источниках семейного права.
К ним следует отнести:
- укрепление семьи;
- построение отношений в семье на чувствах взаимного уважения и любви, ответственности и взаимопомощи перед семьей всех ее членов;
- недопустимость вмешательства кого-либо в семейные дела;
- обеспечение беспрепятственного осуществления всеми членами семьи собственных прав;
- возможность защиты собственных прав всеми членами семьи в суде.
Базовые принципы семейного права выделяются совершенно по-разному в зависимости от взглядов определенных теоретиков, но имеются общие позиции, прямо установленные в Семейном кодексе Российской Федерации.
Одним из первых принципов семейного права выступает государственная поддержка и защита семьи. На практике все это значит, в частности, что государство обязано создавать и содержать детские сады, родильные дома, а также больницы, надлежащим образом выплачивать пособия и предоставлять льготы многодетным семьям либо матерям-одиночкам.
Вторым принципом семейного права является то, что государство признает лишь браки, которые были зарегистрированы в органах ЗАГС. Гражданский брак, церковный брак считаются исключительно личным делом определенных людей. Помимо этого, лицо, которое состоит в браке, не вправе регистрировать новый брак.
Осуществление семейных прав
Осуществление семейных прав – реализация юридических возможностей, мер возможного поведения, предоставленных обладателю субъективного семейного права законом или соглашением сторон.
Граждане по своему усмотрению, своей волей и в своем интересе распоряжаются принадлежащими им семейными правами, в том числе правом на защиту этих прав (п. 1 ст. 7 СК РФ, п. 1 ст. 9 ГК РФ) путем однократных или многократных действий.
Ограничения семейных прав устанавливаются только федеральным законодательством. Пункт 4 ст. 1 СК РФ предусматривает, что права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
Трудовое право. Понятие и источники трудового права.
Семейные правоотношения: сущность, особенности, объекты и субъекты
Законодательство не подразумевает строгой формулировки семейных правоотношений. Понятие данной формы взаимодействия определятся на основе юридических норм. По ним семейные правоотношения определяют как часть общественных отношений, формируемых в рамках брака или определенной формы родства.
Подобное взаимодействие возникает на основе издания правовых актов и предписаний, определения порядка взаимодействия субъектов, а также фиксирования юридических фактов, по которым такие отношения формируются. Общие признаки семейных правоотношений:
- часть общественных отношений;
- формируются или прекращаются на основе юридических фактов;
- обладают волевым характером;
- тесная взаимосвязь субъектов.
В подобном взаимодействии выделяют следующие особенности:
- лично-доверительный характер;
- специфика субъектов внутрисемейных правовых отношений;
- безвозмездность имущественных отношений и их взаимосвязь с личным взаимодействием.
В особенности правовых отношений внутри семьи включают и характерный длительный период взаимодействия субъектов.
Субъекты семейных правоотношений – это стороны взаимодействия, члены семьи. В определенных ситуациях в качестве субъекта рассматривается и семья как единое целое. Данная точка зрения оспаривается и не считается основной.
Объектами семейных правоотношений выделяют следующие аспекты:
- совершение определенного действия, затрагивающего интересы других членов семьи;
- воздержание от действий, способных нанести вред другому субъекту правовых отношений;
- имущество, принадлежащее отдельному субъекту или семье в целом.
Спорным моментом является обозначение в определенных ситуациях члена семьи как объекта взаимодействия. Поскольку речь идет о гражданине, наделенном собственной правоспособностью, юридически правильнее определять в качестве объекта действие, направленное на данное лицо.
В настоящее время принято различать семейное право в трех смыслах:
- как отрасль права;
- как отрасль законодательства;
- как науку и учебную дисциплину.
Если рассматривать семейное право как структурную единицу системы права и системы законодательства, то под его объектом следует понимать совокупность общественных отношений, регулируемых нормами семейного права. Чаще всего объект семейного права как отрасли права (законодательства) имеются его предметом.
Отношения, складывающиеся между семейными людьми, имеют ряд нюансов. Только эти специфические правоотношения носят личный доверительный характер, строятся на безвозмездной основе.
Их участниками выступают особые субъекты, отличающиеся разным объемом правосубъектности. Права указанных лиц неразрывно связаны с их личностью, поэтому не могут отчуждаться.
Основные начала семейного законодательства
Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой имеют общие бытовые отношения и характеризуются ответственностью и взаимопомощью.
Семейные правоотношения – вид социальных отношений, регулируемых семейным правом.
Брак – регистрируемся в соответствующих государственных (в большинстве стран) органах семейная связь между людьми, которая порождает их взаимные права и обязанности по отношению друг к другу.
Брачный договор (или брачный контракт) – соглашение супругов (или лиц, намеревающихся стать таковыми), которое определяет материальные права и обязанности мужа и жены в браке (или в случае его расторжения). В Российской Федерации брачный договор – официальный документ, который должен быть оформлен в письменной форме и обязательно заверен у нотариуса. В России брачный договор не может определять неимущественные отношения в семье, права и обязанности супругов в отношении их детей, и не может ограничивать правоспособность одного из супругов. Брачный договор имеет юридическую силу, и односторонний отказ от него не возможен, то есть муж и жена только совместно могут принять решение о его изменении или расторжении.
Семья — это малая ячейка общества, основанная на браке или кровных узах, члены которой связаны между собой бытом, взаимопомощью и ответственностью.
В целом, семья в России охраняется государством. Законодательство в данной области направлено на ее укрепление, построение отношений, базирующихся на обоюдном уважении и равенстве супругов.
В стране существует отдельная отрасль закона, закрепленная Семейным Кодексом, в котором прописаны особенности, понятие и принципы семейного права, обозначаются лица, являющиеся его субъектами, их полномочия и ответственность в случае нарушения обязанностей.
Семейное право — это правовая отрасль РФ, нормы которой регулируют семейные отношения (имущественного и неимущественного характера). Это система, обеспечивающая, закрепляющая порядок взаимоотношений между людьми в момент брака, усыновления и воспитания детей. Также данное право определяет порядок взаимодействия между бывшими супругами и родственниками.
Понятие и принципы семейного права, а также все иные положения СКРФ отображают суть государственного воздействия на семью, помощь, защиту с его стороны членам данной ячейки общества.
Предметом регламентации семейного права являются отношения (имущественные и неимущественные), возникающие внутри семьи. Согласно СКРФ, таковыми являются:
- Порядок и требования вступления в законный брак.
- Процедура прекращения брака или признание такового недействительным.
- Личные отношения между членами семьи (имущественные и неимущественные).
- Виды и порядок устройства нуждающихся в этом детей в семью.
Отношения, регламентируемые семейным законодательством
Отношения, которые регулирует семейное законодательство, — это моменты взаимодействия между членами семьи по поводу заключения или расторжения брака, а также по другим вопросам имущественного и неимущественного характера, возникающим в рассматриваемой ячейке общества.
В состав семьи могут входить муж, жена, дети, бабушки, дедушки, сестры, братья и другие родственники, а также опекуны и попечители, усыновители, приемные родители и подопечные.
Семейное право регламентирует и отношения, возникающие не в семье, а просто образующиеся на основании родства, брака, который был расторгнут, или других предусмотренных законом оснований. Так, например, жена имеет право после развода получать алименты от бывшего супруга в определенных оговоренных законом случаях.
Международное регулирование семейных отношений
В настоящее время, среди значимых международных правовых актов, регулирующих семейные отношения, можно выделить, такие документы как:
— Всеобщая декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Данный акт провозглашает в качестве ключевых принципов закона и общества права и свободы человека;
— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который был принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г., представляет собой соглашение государств-участников о создании условия для реализации экономических, социальных и культурных прав наравне с гражданскими и политическими правами;
— Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин — принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/180 от 18 декабря 1979 года;
— Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года, представляет собой соглашение о признании приоритета защиты прав ребенка всеми государствами-участниками;
— Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, принятая на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене. Этот акт провозглашает программу действий в области укрепления и, соответственно, поощрения более полного соблюдения прав человека.
В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов. Различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем). Национальная правовая система — органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д.[1]
Категория «правовая семья» подразумевает под собой, прежде всего, совокупность национальных правовых систем, объединенных на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования, причем эта общность формируется на основе определенных критериев:
— формально-юридических;
— цивилизационных;
— духовных;
— культурно-исторических;
— социально-политических (формационных).
На основе чего можно провести распределение государств по группам. Однако современное развитие государств отличается таким разнообразием, что «ни один критерий в отдельности не может дать целостной картины «юридической географии» мира»[2].
Правовая семья — это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин)[3].
Правовая семья — это совокупность правовых систем, объединенных по каким-либо характеристикам. Обычно общими являются исторический путь развития правовой системы, структура права и его источники[4].
Виды правовых семей:
— романо-германская (континентальная) — основана на рецепции римского права, характерна для Франции, Италии, Испании и пр.;
— англо-саксонская (общего, прецедентного права) — основана на прецедентном праве, характерна для Великобритании, США, Канады, Австралии и пр.;
— латиноамериканская — основана на заимствовании из романо-германской и англо-саксонской прововых семей, характерна для Мексики, Аргентины, Бразилии и пр.;
— скандинавская — не восприняла в полной мере романо-германскую модель, довольно важную роль играет судебная практика, характерна для Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и пр.;
— славянская — характерна для России, основана на национально-культурных, исторических и географических особенностях славянской цивилизации;
— мусульманская — относится к религиозным правовым системам, характерна для Ирана, Ирака, Азербайджана, Узбекистана и пр.;
— обычного права — основана на следовании обычаям, характерна для стран Центральной и Южной Африки;
— дальневосточная — характерна для Японии, основана на национально-культурных особенностях, традициях[5].
Ранее считалось, что понятия «правовая система» и «правовая семья» тождественны. В настоящее время считают, что понятие «правовая семья» шире понятия «правовая система». Правовая система, в свою очередь, это конкретная историческая совокупность законодательства, юридической практики и превалирующей правовой идеологии какого-либо конкретного государства.
Романо-германская или континентальная правовая система является первой, с которой мы встречаемся в современном мире. Рене Давид также ее относит к правовой семье, наряду с англо-саксонской и социалистической.
Континентальная правовая семья имеет достаточно длительную историю возникновения и связана, прежде всего, с римским правом. Она продолжает традиции римского права, является результатом эволюции, однако мы никак не можем назвать романо-германскую правовую семью копией римского права[57].
Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века, на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.
Термин «романо-германская» был выбран для того, чтобы отдать должное совместным усилиям, прилагавшимся одновременно университетами латинских и германских стран[58]. Романо-германская правовая семья делится на:
— страны латинские или романские. К ним можно отнести Италию, Испанию, Португалию, Францию;
— страны, входившие в орбиту влияния Германии. К таким странам относятся Германия, Австрия, Швейцария и др.
Возникновение романо-германской правовой семьи, прежде всего, связано с эпохой возрождения, где новое общество вновь осознало необходимость в праве и начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность общества.
Значительную роль в становлении континентальной правовой семьи сыграла французская кодификация. В частности, во многих государствах Европы и за ее пределами общепризнан Кодекс Наполеона 1804 г. (Гражданский кодекс), воздействовавший на процесс утверждения принципов романо-германского права. Заимствование римского права в Германии нашло широкое отражение в таком важном законодательном произведении, как Германское гражданское уложение 1900 г., основой которого послужило немецкое право. Воздействие римского права влияет на структуру Германского гражданского уложения[59].
Идеализация Римского права и его рецепция применительно к особенностям капиталистической Европы гарантировали идеальность и незыблемость правовой нормы. Складывалось мнение, что все юридические конструкции уже созданы. Ничего нового правоприменитель дать не может. Поэтому основным источником признается писаное право, выраженное в абстрактных, типичных юридических нормах, сформулированных в законодательных актах, принятых государством.
Высшей юридической силой наделяются конституции, возглавляющие законодательные системы этих стран. Большое значение имеют и кодексы, обеспечивающие комплексное регулирование отношений в целых сферах общественной жизни. Правоприменитель, не обладая правотворческими полномочиями, лишь применяет, конкретизирует юридическую норму относительно конкретной жизненной ситуации[60].
Социальной основой и сферой применения романо-германского права в первоначально в средневековой Европе было в основном городское население, однако уже через несколько веков с изменениями отношений система стала общенациональной или, по-другому, континентально-европейской.
Некоторые исследователи континентального права изучают его как право разумов или университетов, так как именно университетские профессора активно занимались улучшением юридической доктрины, а позже разработкой законов, кодексов и моделей[61]. Именно в университетах получали свое образование судьи, адвокаты и прокуроры, способствовавшие практическому применению римской юридической доктрины.
Отметим также признаки, присущие романо-германской правовой семье:
1. Как уже отмечалось ранее, данная правовая семья глубоко ускорена в римском частном праве и сохранила многие ее атрибуты.
2. Ей присущи доктринальность и логичность, так как она формировалась под влиянием ученых-цивилистов.
3. Склонность к кодификации как к форме упорядоченности права[62].
4. Романо-германское право, испытывая сильное слияние римского права на его формирование, делит материальное право на частное и публичное, а внутреннее частное право в свою очередь на гражданское и коммерческое.
5. Ей также присущ принцип первичности частного права и вторичности публичного, а также принцип первичности материального и вторичности процессуального права.
6. Законодательство в данной правовой семье высшим источником права является законодательство, а не судебная практика[63].
Рассматриваемая романо-германская правовая семья максимально отвечает требованиям современного цивилизованного общества, так как благодаря концентрирующему правотворчеству складывается согласованная, единая, формализованная юридическая система. Она позволяет наиболее полно применить достижения современной науки, создавать скоординированные комплексы юридических средств высокого уровня нормативного обобщения, плодотворно регулировать постоянно изменяющиеся общественные отношения.
В то же время рост абстрактных нормативно-типичных начал в рамках континентальной правовой семьи влечет к некоторому недоучету, а иногда и противопоставлению с индивидуально-специфическими началами регулируемых ситуаций, что в свою очередь резко сокращает эффективность и социальную справедливость правового воздейств��я[64]. Нормативный правовой акт стесняет судейскую инициативу в индивидуальных, сложных, неординарных ситуациях. Такой недостаток устраняется за счет использования юридических средств, присущих англосаксонской правовой семье.
На сегодняшний день романо-германская правовая семья присутствует во всем мире. Теперь она вышла далеко за пределы бывшей Римской империи и распространилась не только на другие страны, но и на другие континенты, в частности на всю Латинскую Америку, подавляющую часть Африки, на страны Ближнего Востока, Японию и Индонезию. Эта экспансия частично объясняется колонизацией, а частично теми возможностями, которые для рецепции дала юридическая техника кодификации, которая была общепринята романскими правовыми сиcтемами в XIX веке[65].
Но широкое распространение данной семьи и сама техника кодификации не дают увидеть элементы единства, связывающего эти различные правовые системы, которые на первый взгляд носят сугубо национальный характер и полностью отличны одна от другой.
Религиозная правовая семья объединяет в себе мусульманскую, христианскую, иудейскую и другие конфессии. На данный момент осталось не так много стран с религиозной правовой доктриной, однако такие страны в мире существуют, в основном, к ним относят страны, преимущественно исповедующие ислам.
Ярким представителем является мусульманское право, то есть система норм, выраженных в религиозной форме на основе мусульманской религии — ислама и непосредственно правил шариата. Оно охватывает все сферы социальной жизни: семейную, бытовую, межличностную, воспитательную, политическую и другие, а не только те, которые подлежат правовому регулированию[66]. Это учение являлось универсальным по своей сути[67].
Данная правовая семья возникла в V-VIII в. на территории Аравийского полуострова. Её развитие происходило одновременно с распространением глобального арабского религиозного учения — ислам. На первоначальном этапе правоведение и вера были так тесно переплетены, что не было практически никаких различий между религиозными и правовыми нормами.
Ислам самая тесно соприкасающаяся с государством и правом религия. Данное вероучение возникло как реакция родоплеменной знати на начавшийся в то время процесс разложения родоплеменных отношений, выделения имущественных различий и начала феодальной раздробленности, для того, чтобы удержать в подчинении и консолидировать разрозненные арабские племена[68].
Нормой права в мусульманской правовой системе является правило, адресованное верующим Аллахом, а источниками права — богословские книги: Коран, Сунна, Кияс, Иджма, Фетва.
Однако, следует отметить, что не все нормы мусульманского права связаны с религиозными книгами и имеют божественное происхождения. Существуют также нормы, обусловленные рациональной обоснованностью и способностью развиваться. Такие нормы называются «муамалат», то есть нормы, регулирующие взаимоотношения людей.
В этой связи можно говорить о своеобразном различии и единстве правовых и не правовых норм в исламе. В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама, как религиозной системы, хотя многие его нормы совпадают с религиозными правилами поведения.
Немаловажным фактом является то, что в данной правовой семье имела место рецепция римского права, так как часть Аравийского полуострова была захвачена римлянами и подверглась влиянию романского права[69].
В современных условиях мусульманская правовая система распространена в двух типах государств. В ортодоксальных государствах, где всё право является религиозным, основным источником являются нормы шариата. К таким странам относятся ОАЭ, Саудовская Аравия, Исламская федерация Малайзия и некоторые другие.
В государствах, где религиозное право сосуществует со светским, ислам является государственной религией, но в рамках религиозного права рассматриваются такие вопросы как: отправление культа, семейное право, вопросы взаимодействия церкви и государства, тогда как всё остальное относится к компетенции светского права. Однако, в ряде стран, например, в Турции, Алжире, Ираке, Египте и некоторых других, такое разделение полномочий является условным[70].
В мусульманском праве важную роль играют нормы, разработанные богословами-правоведами в процессе толкования при ликвидации пробелов в праве.
Следует отметить, что мусульманские юристы (факихи) исходят из того, что в священных источниках имеются ответы на все вопросы и их задача сводится только к тому, чтобы найти эти ответы.
Для мусульманских юристов речь могла идти лишь о толковании, а не о создании права, но практически на основе Корана и Сунны им удалось разработать систему весьма детализированного права, состоящего преимущественно из казуальных норм.
Все это привело к появлению различных школ, которые способствовали созданию множества идеологически враждующих друг с другом мусульманских течений.
Сторонники данных течений убеждают своих сторонников, что остальные течения ложны[71].
Наиболее многочисленное направление в исламе представляют сунниты (люди сунны), которые во главу угла ставят вопрос о следовании Сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям).
В дальнейшем в сунну стали включать примеры из жизни других праведных халифов (Абу Бакра, Умара, Усмана, Али). Таким образом, сунниты – это те, кто следует путем пророка и его ближайших халифов.
Следует отметить, что у суннитов существуют различные школы (мазхабы), среди которых выделяются четыре основные богословско-правовые школы:
— маликитскую;
— шафиитскую;
— ханифитскую;
— ханбалитскую.
Эти школы возникли в VIII–IX вв. Однако они и сегодня не утратили своего влияния. Их основателями были известные правоведы-имамы (Абу Ханифа, Малик бану Анас, Аш-Шафия, Бану Ханбал), по именам которых школы и названы[72].
Ханифитская школа получила самое большое распространение. Основным методом толкования ханифиты признают кияс – решение правовых
вопросов по аналогии.
Кроме того, сторонники этой школы выступают за использование норм обычного права (урф) как одного из источников права. К сторонникам этого течения относятся не менее трети мусульман-суннитов. Данная школа распространена в Индии, Турции, Афганистане, Египте, Пакистане и других государствах[73].
Маликитская школа сторонники которой главными источниками права считали Коран и Сунну. Признается также кияс. Данная школа занимает приоритетные позиции в Кувейте, Марокко, Алжире, Тунисе, Бахрейне.
Шафиитская школа объединяет некоторые принципы ханифитского и маликитского мазхабов. Ее сторонники считают Коран и Сунну единым источником. Сунна и Иджма при этом рассматриваются в качестве дополнения к Корану. Кияс и Урф в качестве самостоятельных источников права не признаются, однако их применение допускается[74].
Шафиизм наиболее распространен в Ливане, Сирии, Палестине, Иордании. В России часто встречается на Северном Кавказе.
Ханбалитская школа – ее сутью является возврат к порядку, существовавшему при Мухаммаде и первых его последователях. Данное время сторонники школы называют «золотым веком ислама». Все нововведения, с точки зрения данной школы, не подтвержденные Кораном, Сунной или «согласным мнением» (иджмой) первых трех поколений мусульманских юристов, вступают в противоречие с исламом. Особое влияние это течение имеет в Саудовской Аравии.
Второе по значению и числу последователей (после суннизма) направление в исламе – шиизм. На базе шиизма возник ряд самостоятельных школ: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др.
Шиизм как течение возник во второй половине VII в. среди арабских племен, поддерживавших Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Последователи Али (Алиды) отстаивали особое право его потомков на посредничество между Богом и людьми. Центром шиитов был город Куфа. Впоследствии шиизм распространился в Персии (ныне Иран), где с XVI в. стал государственной религией[75].
Важнейшей причиной раскола мусульман на шиитов и суннитов явились политические разногласия, которые после смерти пророка Мухаммада привели к борьбе за власть среди сподвижников пророка. Некоторые из них считали, что более всего достоин звания халифа Али ибн Абу Талиб. Однако первым халифом был избран Абу Бакра Сиддика. Законность халифата Абу Бакра была признана и самим Али ибн Абу Талибом, который присягнул ему. После Абу Бакра Али вместе со всеми мусульманами признал следующих халифов: Омара ибн Хаттаба и Османа ибн Аффана. Однако, как утверждают шиитские источники, делал он это потому, что не имел достаточно сил для завоевания власти.
💡 Новые законодательные инициативы о семье
Вступившие в июле 2020 года конституционные поправки потребуют изменений в Семейный кодекс и другие подзаконные акты. Так, согласно ст. 67.1 Конституции, дети признаны важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия для их всестороннего развития в духовном, интеллектуальном и физическом планах.
Согласно конституционным поправкам, государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения, но приоритетным остается семейное воспитание.
Для того чтобы привести в соответствие конституционные поправки и семейное законодательство, российские сенаторы под руководством Е. Мизулиной вынесли на суд законодателей предложения об изменении норм Семейного кодекса. Согласно законопроекту, документ предполагает 112 поправок в 69 статей.
Так, в Семейном кодексе планируется закрепить понятие «родная семья» и «родители». Родителями смогут стать только кровные родственники: мать и отец ребенка.
Законодательно предлагается закрепить право на заключение брака только между мужчиной и женщиной, а также закрыть последнюю легальную возможность для однополых браков: ввести запрет на брак после смены пола. Лицам, сменившим пол, также планируется запретить усыновлять детей.
Понятие и принципы семейного права. Основные принципы семейного права
Семейное право – это комплекс норм права, которые регулируют семейные, то есть личные, а также производственные от них отношения имущественного характера, формирующиеся между людьми из брака, принятия детей в семью на воспитание и кровного родства.
Характеристика предмета нормативного регулирования семейного права дает ответ на вопрос, что именно регулирует эта правовая отрасль. Семья данным предметом не является. Государство регулирует при помощи положений семейного права только те отношения, которые реально существуют в семье и устанавливает условия, структуру образования права и обязанностей, которые установлены Семейным кодексом РФ.
Семейное законодательство определяет из общей массы правоотношений, которые существуют в семье, лишь те, которые подлежат нормативному воздействию в силу их сущности и конкретной значимости. Именно они создают в комплексе предмет семейного права.
Семейные отношения являются главным вытекающим фактором в этой отрасли права. Они наступают при наличии таких юридических фактов как:
- вступления в брак;
- прекращение брачных отношений;
- отношение между супругами;
- отношение между родителями и детьми;
- родственные взаимоотношения;
- алименты;
- лишение родительских прав;
- усыновление и удочерение детей;
- опекунство.
В нашей стране приоритетом в семейном законодательстве признается становление и укрепление семьи с последующим созданием уважительных отношений в семье. К принципам семейного права следует отнести вступление в брак по обоюдному согласию, единобрачие, равноправие в семейных правоотношениях, надлежащее воспитание детей, забота об их здоровье, обучении, развитии и благосостоянии, а также забота о родителях.
Как считают большинство ведущих правоведов, семейное право по праву признается отдельным направлением в юриспруденции. Однако, между тем очевидна связь между семейным правом и гражданским законодательством, что и выражается в статьях гражданского кодекса страны. Вопрос о самостоятельности семейного права всегда вызывает споры между различными ведущими правоведами.
Семейное право решает вопросы, непосредственно связанные с имущественными и неимущественными родственными правоотношениями. Отношения, формирующиеся внутри семьи, обладают особенным характером, который отличается от иных разновидностей взаимоотношений.
Среди способов нормативного регулирования семейных правоотношений можно определить следующие способы:
- наложение запрета на конкретное поведение участника правового отношения;
- установление дозволения на конкретное поведение участника правового отношения;
- установление для участника правового отношения некоторого обязательного поведения;
- охрана прав и законных интересов участников правового отношения;
- установление общих разъяснений и принципов определенных юридических понятий и категорий.
Семейное право можно охарактеризовать следующими признаками:
- специальный состав участников правоотношений (дети, родители, супруги, родственники);
- правовая основательность семейного права (родство, брак, дети, опекунство, усыновление);
- по закону семейные правоотношения признаются равноправными, хотя определенные семейно-правовые нормы написаны с учетом одной точки зрении по императивному принципу (недееспособность одной стороны);
- вопросы, которые непосредственно связаны с имуществом, прямо зависят от семейно-брачных правоотношений, и решаются лишь в кругу заинтересованных сторон.
В рамках семейного права исковая давность не действует, что определяется продолжительным характером развития семейных правоотношений. В определенных случаях, когда срок отношений составляет один и три года имеются исключения и изучаются судом.
Семейное право в качестве правовой отрасли представляет из себя комплекс норм, регламентированных или санкционированных государством и регламентирующих имущественные и личные неимущественные отношения между супругами, детьми и родителями, а также другими лицами, если это установлено семейным законодательством.
Круг вопросов, которые подлежат регулированию семейным правом, считается исчерпывающим, и его можно расширить лишь в случаях, специально регламентированных законодательством.
Необходимо обратить внимание на то, что предметом семейного права признаются не все семейные правоотношения, а лишь те их них, которые регламентируются правовыми нормами и отмечены в СК РФ.
Семейное право не касается духовных связей в семье, то есть они находятся за рамками нормативного регулирования, что естественно для общества, которое провозгласило себя демократическим. Подобные связи регламентируются иными социальными нормами, культурой, обычаями и религией.
Базовые принципы семейного права – это основополагающие положения, устанавливающие сущность этой правовой отрасли и обладающие общеобязательным значением в силу их нормативного закрепления в источниках семейного права.
К ним следует отнести:
- укрепление семьи;
- построение отношений в семье на чувствах взаимного уважения и любви, ответственности и взаимопомощи перед семьей всех ее членов;
- недопустимость вмешательства кого-либо в семейные дела;
- обеспечение беспрепятственного осуществления всеми членами семьи собственных прав;
- возможность защиты собственных прав всеми членами семьи �� суде.
Базовые принципы семейного права выделяются совершенно по-разному в зависимости от взглядов определенных теоретиков, но имеются общие позиции, прямо установленные в Семейном кодексе Российской Федерации.
Одним из первых принципов семейного права выступает государственная поддержка и защита семьи. На практике все это значит, в частности, что государство обязано создавать и содержать детские сады, родильные дома, а также больницы, надлежащим образом выплачивать пособия и предоставлять льготы многодетным семьям либо матерям-одиночкам.
Вторым принципом семейного права является то, что государство признает лишь браки, которые были зарегистрированы в органах ЗАГС. Гражданский брак, церковный брак считаются исключительно личным делом определенных людей. Помимо этого, лицо, которое состоит в браке, не вправе регистрировать новый брак.