- Потребительское право

Органы внутренних дел РФ: система, структурные части, задачи и служба

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Органы внутренних дел РФ: система, структурные части, задачи и служба». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно федеральному закону № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», существует три разряда наиболее востребованных резервистов. Кого призовут в первую, вторую и третью очередь, зависит от возраста и звания.

Происхождение терминов

«Милиция» изначально – название нерегулярного воинского формирования, набираемого на время войны, то есть просто – народное ополчение.

Название это латинское (militis), однокоренное с английским прилагательным military– военный.

Милиция как военная структура существовала еще в Римской империи, а в Средние века это было классическое народное ополчение, как альтернатива регулярным войскам, набираемым из дворян или наемников.

Порой милиция была эффективнее регулярного войска.

Как, например, в 1302 году в Битве золотых шпор, когда фламандское войско, представляющее собой преимущественно милицию, наголову разбило французских рыцарей, забрав у погибших знак принадлежности к дворянству – золотые шпоры (отсюда и название сражения).

Главное отличие милиции от полиции в том, что последняя изначально создавалась как государственная структура.

Слово «полиция» по происхождению греческое, однокоренное с термином «полис», обозначающим особую форму античного города-государства.

В 1750 году Николя де Ламар издает трактат «О полиции», где он под этим термином понимает общественный порядок.

Правда, двумя веками ранее слово «полиция» в том же значении применял лейпцигский правовед Мельхиор фон Осса.

Полиция как правоохранительный орган впервые появилась еще позже – в 20-е годы 19 века в Лондоне.

Что сказано в законе «О мобилизации»

В стране действует закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», статья 21 которого гласит:

«При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас».

Также в законе указано, что с момента объявления мобилизации без разрешения военкоматов выезд с места жительства запрещен тем гражданам, которые состоят на воинском учете. Но в законе нет уточнения, какая мобилизация имеется в виду — полная или частичная. Такие нюансы должны быть прописаны в отдельных актах. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что такие документы появятся в ближайшее время.

Как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.
«Каждая из социальных систем, от самой крупномасштабной, каковой является общество в целом, и вплоть до отдельной личности, в процессе своего функционирования и развития нуждаются в осуществлении управления» [4, С.18].
В системе государственного управления каждое министерство и ведомство является своеобразной системой требующей управления.
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 252 «О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации» с 1 января 2012 г. установлена следующая предельная штатная численность органов внутренних дел Российской Федерации (без персонала по охране и обслуживанию зданий), финансируемую за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в количестве 1 106 472 единиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации — 907 630 человек, федеральных государственных гражданских служащих — 5000 человек, работников — 193 842 человек [2].
Несомненно, что для функционирования такой «многочисленной» системы необходим адекватный механизм управления.
Для более детального изучения управления в системе МВД России в настоящей работе автором предлагается рассмотреть некоторые аспекты деятельности городских, районных, линейных отделов внутренних дел (далее –ГРЛОВД) как объектов управления.

ГРЛОВД, являются основным, опорным, решающим звеном системы. ГРЛОВД охраняют общественный порядок и ведут борьбу с преступностью в городах, поселках городского типа, сельской местности, закрытых территориально-административных образованиях, особо режимных объектах, на железнодорожном, воздушном, водном транспорте.
Особое положение ГРЛОВД в системе органов внутренних дел объясняется следующим:
1. Система ГРЛОВД наиболее хорошо структурирована. Система горрайорганов строится по административно-территориальному признаку применительно к городу, району в городе и т.д. В основе их деятельности лежит территориально-отраслевой принцип.
Построение системы линейных органов внутренних дел привязано не к территории, а к объектам транспорта. Управлению дороги соответствует УВДТ, отделению дороги, авиаотряду – линейное управление, линейный отдел внутренних дел. Линейные управления, отделы создаются по месту дислокации крупного аэропорта, железнодорожного вокзала, морского, речного порта.
2. ГРЛОВД являются самым многочисленным звеном системы.
3. ГРЛОВД являются основными исполнителями функций системы МВД, т.е. обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность, предупреждают, раскрывают и расследуют подавляющее количество преступлений.
4. ГРЛОВД концентрируют в своем составе более 90% всего личного состава сотрудников внутренних дел, прежде всего полиции.
5. ГРЛОВД выполняют большой объем работы.
6. ГРЛОВД находятся на переднем крае борьбы с преступностью. Именно к ним обращается в первую очередь граждане, т.е. они являются тем звеном системы, через которое реализуются связи милиции с населением, общественностью, органами власти и управления.
На организацию деятельности горрайлинорганов внутренних дел большое влияние оказывают социально-экономические, природные, климатические и криминологические характеристики среды функционирования.
Можно выделить городские ОВД, обслуживающие города, являющиеся республиканскими, краевыми, областными центрами, а также интенсивно развивающиеся, курортные, туристические центры, портовые, пограничные города. Специфика среды функционирования накладывает свой отпечаток и на организационные структуры городского ОВД.
Свои особенности имеет организация деятельности городских ОВД, функционирующих в городах с районным делением. Это прежде всего централизация ряда функций на уровне УВД города и децентрализация их в ОВД районов, повышение статуса УВД города как координатора деятельности, организатора взаимодействия районных ОВД в условиях осложнения оперативной обстановки, чрезвычайных обстоятельств, оптимальное соотношение структуры УВД города и районных ОВД, разумное сочетание исполнительской и управленческой деятельности УВД города.
Сельские РОВД имеют особенности организационно-штатного построения. Они выражаются в отсутствии некоторых подразделений, должностей; малочисленности личного состава, наличии межрайонных подразделений; наличии служб, должностей, создание которых объясняется особенностями среды функционирования; упрощенной структуре управления.

Читайте также:  Вступление в силу решения суда о разводе

Мвд чем отличается от увд

Выводы TheDifference. Главная его функция — поддержание в стране правопорядка, надзор за тщательным и неукоснительным соблюдением законов гражданами и юридическими лицами. При этом МВД может привлекать к ответственности субъектов правоотношений как самостоятельно составление административных протоколов , так и опосредованно возбуждение уголовных дел с дальнейшей передачей их для расследования в СК. ФСБ — это Федеральная служба безопасности, исполнительный орган, подчиняющийся непосредственно Президенту России.

Главная его задача — обеспечение защиты государства от внешних и внутренних угроз, то есть пресечение террористической деятельности, контрразведка, охрана внешней границы, информационная безопасность. Структура ФСБ скромнее: это около тысяч сотрудников. Задачи глобального масштаба: от борьбы с терроризмом до пресечения коррупции в эшелонах государственной власти. Полномочия МВД очень широкие: от составления административных протоколов, задержания лица до возбуждения уголовного дела и проведения дознания.

Однако ФСБ обладает ещё более масштабными функциями, в том числе разведка в пользу государства. ФСБ значительно влиятельнее, нежели МВД, а своей деятельности практически не подотчётна иным государственным органам. История и традиции. МВД — прямой наследник российской полиции, её история значительно глубже. Похожие статьи.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ВЕТЕРАН МВД ОБЪЯСНЯЕТ НЕСВЕДУЩИМ, ЧЕМ МИЛИЦИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОЛИЦИИ

Причины создания Росгвардии

Войска нацгвардии были образованы в соответствии с указом Президента, путём выделения из состава МВД РФ ряда управлений и подразделений. Среди главных причин создания отдельной службы ВНГ следует отметить:

  • Изменение характера угроз безопасности российского общества. Сюда следует отнести резко возросшую в последние годы опасность со стороны экстремистских и террористических группировок, действующих как извне, так и внутри страны.
  • Угроза антиконституционных и антиправительственных выступлений радикально настроенной части оппозиции, включая организацию массовых беспорядков и попыток силового свержения законно избранной власти. Получая финансовую и идеологическую поддержку со стороны антироссийских внешних сил, экстремистски настроенные группировки представляют реальную угрозу порядку, спокойствию и безопасности российского общества.
  • Необходимость снять с МВД часть нагрузки по поддержанию общественного порядка. Благодаря этому, у полицейских структур появляется больше времени и сил для ведения оперативно-розыскной и профилактической работы по раскрытию, пресечению и предотвращению преступлений.

Во многом служебные задачи национальной гвардии РФ пересекаются с таковыми, стоящими перед другими силовыми ведомствами. В плане обеспечения общественного порядка они могут действовать совместно с полицией. Принимать участие в спецоперациях против экстремистских бандформирований, в контртеррористической борьбе совместно с подразделениями ФСБ. Наряду с МинЧС обеспечивать безопасность граждан во время различных чрезвычайных ситуаций: природных катаклизмов, техногенных катастроф. Тем не менее, у каждой из перечисленных государственных служб имеется своя основная, чётко определённая сфера деятельности.

Линейные отделы и отделения МВД

Базовыми подразделениями ТП, сотрудники которых расследуют основную часть преступлений на транспорте, являются линейные отделы МВД. Организуются они в крупных населенных пунктах, по которым проходят ж/д или водные пути (либо имеется аэропорт). Внутренняя структура построения таких ЛО схожа со структурой организации обычных территориальных ОВД. Так, в любом ЛО МВД имеются:

  • дежурная часть, принимающая заявления граждан;
  • патрульная служба, осуществляющая охрану порядка на ж/д вокзале или на территории морского/речного порта (аэропорта);
  • отдел, проводящий оперативно-разыскные мероприятия (ОРМ);
  • следователи, расследующие уголовные дела по преступлениям, совершенным на вверенной ЛО «транспортной артерии», и т. д.

На самом же «низовом» уровне сотрудники ТП работают в линейных отделениях и пунктах МВД, устраиваемых, как правило, на маленьких ж/д станциях (перегонах) или в речных портах (у дамб) небольших населенных пунктов.

Немногочисленные полицейские в таких отделениях/пунктах обычно выполняют почти все функции, возлагаемые на сотрудников ЛО МВД (принимают заявления граждан, фиксируют преступления, собирают первоначальные улики по ним, и даже при случае задерживают преступников по горячим следам), но полноценным расследованием преступлений на их отрезках «транспортных артерий» в подавляющем большинстве случае занимаются не они сами, а их коллеги из ближайших ЛО или ЛУ МВД.

Внутренние войска МВД

Важное место в структуре ОВД РФ занимают внутренние войска МВД России.

Определение 2

Внутренними войсками МВД называют воинское объединение в структуре МВД Российской Федерации, осуществляющее деятельность, направленную на внутреннюю защиту государства в целом, охрану базовых прав и свобод, обеспечению безопасности в обществе.

Статус внутренних войск определяется законом № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (06.02.1997 г.)

Статья 2 указанного закона закрепляет задачи, поставленные государством перед внутренними войсками, такие как:

  • реализация мер совместно с прочими ОВД относительно защиты правопорядка в обществе, охраны общественной безопасности и организации режима чрезвычайных ситуаций;
  • в рамках законных полномочий участие в реализации комплекса мер по противодействию терроризму и поддержанию правового фундамента контртеррористических операций;
  • защита от преступных деяний и посягательств на важные объекты государства и специальные грузы;
  • в рамках законных полномочий участие в территориальной обороне страны;
  • содействие пограничным службам ФСБ в вопросах защиты государственных границ страны.
Читайте также:  Штраф за отсутствие страховки в 2023 году: чем грозит езда без страхового полиса
Замечание 1

Отдельными правовыми актами государство может возложить на внутренние войска дополнительные функции, к примеру, внутренние войска соответствующим федеральным законом уполномочены принимать участие в защите объектов государственной охраны (закон № 57-ФЗ «О государственной охране», 27.05.1996 г.)

В систему внутренних войск входят следующие подразделения:

  • управленческие органы войск;
  • соединения и части: оперативного назначения, специализированные моторизованные, по защите особо важных объектов страны и спецгрузов;
  • морские, авиационные воинские части;
  • высшие учебные заведения соответствующей профессиональной направленности;
  • подразделения, осуществляющие разведывательную деятельность;
  • части специального назначения;
  • учреждения медицинской, научно-исследовательской направленности и пр.;
  • подразделения, осуществляющие обеспечение функционирования деятельности внутренних войск.

Внутренняя служба МВД включает в себя специалистов, обладающих гражданскими профессиями, применяемыми в целях обеспечения работоспособности непосредственно полицейских, тех кто реально следит за соблюдением законности в нашем обществе.

Проводимая в данное время реформа МВД, имеющая целью оптимизировать структуру и количество служащих, не в последнюю очередь, затрагивает и внутреннюю службу МВД. Планируется проведение разаттестации, то есть вывода некоторых специалистов из разряда служащих внутренней службы МВД в гражданских служащих.

В первую очередь это касается медицинских работников, экономистов, юристов и кадровиков. Этот шаг позволит высвободить финансовые средства для увеличения денежного довольствия действующим полицейским и одновременно сократить в рядах МВД бюрократические и контролирующие процессы, мешающие нормальной работе подразделений.

На региональном уровне за счет перевода части служащих внутренней службы в государственные служащие, появится возможность увеличения личного состава полицейских, которые работают с населением.

Какие есть отделы в полиции?и чём они занимаются?

Предназначение ОВД состоит в выработке и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области миграции, в сфере внутренних дел. Еще одной целью является правоприменительная деятельность по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

Органы внутренних дел представляют собой важную составляющую правоохранительной системы государства.

Деятельность ОВД строится в соответствии с Конституцией, Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Законом о полиции, Указом Президента, посвященным вопросам МВД и прочими нормативными правовыми актами разного уровня.

В систему центрального аппарата входят первый заместитель министра, статс-секретарь, заместители министра, следственный департамент, 9 главных управлений, 7 департаментов, Национальное центральное бюро Интерпола, 9 управлений.

В соответствии с Указом Главы государства от 1 марта 2011 г. N 248 штатная численность центрального аппарата МВД не должна превышать 6712 человек, включая вольнонаемный обслуживающий персонал.

Они призваны защищать права и свободы людей, бороться с преступлениями и правонарушениями, охранять общественный порядок и собственность, обеспечивать общественную безопасность, управлять подчиненными органами и организации, охранять лиц, подлежащих государственной защите.

  1. Начальник и его заместители;
  2. Штаб;
  3. Управления по различным вопросам;
  4. Кинологическая служба;
  5. Экспертно-криминалистический центр;
  6. Информационный и правовой отделы;
  7. Дежурная часть;
  8. Медико-санитарная часть.

МВД — не государственный орган управления, а юридическое лицо!

Многие российские генералы и полковники начинали свой профессиональный путь с этого подразделения.

Сотрудники ППС первыми приезжают на место совершения преступлений и правонарушений. Они знают все ориентировки на тех, кто в розыске. Это они осуществляют охрану места происшествия до приезда следственно-оперативной группы. Эти же сотрудники ездят в горячие точки и раскрывают преступления по горячим следам.

Их деятельность всегда связана с риском. И служебный долг заключается в первую очередь в борьбе с преступностью.

Деятельность службы регламентируется Конституцией РФ, законом “О полиции” и другими ведомственными актами, в том числе Приказом МВД РФ от 29 января 2008 г. №80 “Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции”.

Органы внутренних дел Российской Федерации относятся к исполнительной ветви власти. Они осуществляют различные функции. Деятельность органов внутренних дел направлена на выработку и реализацию государственной политики, нормативно-правовое регулирование, разработку программ в миграционной сфере.

Основной особенностью структуры является то, что подразделения, входящие в нее, кроме всего прочего выполняют и правоохранительную функцию.

Эта отличительная черта непосредственно и прямо отражается на полномочиях, которыми наделена система органов внутренних дел.

Эта особенность просматривается и в структуре аппарата, методах и формах реализации функций, и в прочих элементах ее правового статуса.

[attention type=yellow]

В любом своем виде правоохранительная деятельность считается публичной. Другими словами, исполнение задач осуществляется за пределами отрасли: на улице, рынках, площадях, других общественных местах.

[/attention]

Это говорит о том, что система органов внутренних дел – внутренние войска, полиция и прочие подразделения – выполняют задачу не внутриотраслевого характера.

Она сформирована не для координации самообеспечения безопасности и порядка, а чтобы способствовать установлению и сохранению правопорядка в обществе как в отношении граждан, так и организаций.

Несомненно, внутри самой отрасли стоят различные задачи по совершенствованию ее организации, финансированию, оснащению и прочему.

От качества и быстроты решения этих проблем зависит эффективность функционирования структуры за пределами отрасли.

Однако при всей значимости и важности внутриотраслевой организации наиболее приоритетными задачами являются те, которые подчинены основной функции правоохранительной сферы – безопасности и охране порядка в обществе.

Читайте также:  Какое наказание грозит за угон автомобиля?

Органы внутренних дел Российской Федерации формируют масштабную структуру и составляют целую отрасль госуправления.

Вместе с этим их полномочия распространяются на государство и все общество в рамках части правоохранительной сферы, отведенной им.

Это предназначение структуры определяют все главные стороны ее организационно-правового статуса, методы и формы реализации, компетенцию. В основные задачи отрасли входят:

  • Разработка и претворение в жизнь внутригосударственной и миграционной политики.
  • Управление подразделениями ВД РФ и внутренними войсками страны.
  • Обеспечение безопасности здоровья, жизни, свобод и прав населения государства, иностранных лиц, субъектов, не имеющих гражданства; противодействие преступности, сохранение общественной безопасности, охрана собственности и порядка.
  • Нормативно-правовое регулирование.
  • Обеспечение правовой и социальной защиты сотрудников ОВД, служащих во внутренних войсках, государственных гражданских должностных лиц МВД.

Работники органов внутренних дел, граждане, уволенные со службы в ОВД и из рядов войск, члены их семей имеют право на получение соответствующего обеспечения. В соответствии с действующим законом, данная задача возложена на МВД.

Из приведенных полномочий посредством норм административного права осуществляется реализация двух видов деятельности: управленческой и оперативно-розыскной. Первая считается самой обширной из всех существующих подотраслей.

Работа в органах внутренних дел по данному направлению требует большого количества сотрудников. В связи с этим для исполнения административных задач привлекается основная часть служащих. Управленческая сфера МВД объединяет множество конкретных видов деятельности органов ВД и сотрудников.

В рамках данной подотрасли осуществляется надзор за общественным порядком, административный контроль и прочее.

На основании поставленных задач и компетенции ОВД строится и структура отрасли. В настоящий момент в состав системы входят такие главные подразделения и управления, как:

  • Центральный аппарат МВД РФ.
  • Полиция.
  • Главный командный аппарат внутренних войск.
  • Следственный департамент.
  • Главное управление обеспечения охраны общественного правопорядка и координации взаимодействий с исполнительными органами власти в субъектах.
  • ГИБДД.
  • Главный аппарат структуры вневедомственной охраны.
  • Центральное управление по противодействию экстремизму.
  • Главный аппарат собственной безопасности.
  • Центральное управление по экономической безопасности и противодействию коррупции.

Из приведенного выше списка структур, формирующих отрасль, видно, что одни органы внутренних дел Российской Федерации имеют статус подразделения госуправления, например, отделы ВД. Другие же закреплены в качестве самостоятельных структурных элементов. Это означает, что их полномочия распространяются за пределы, собственно, структуры МВД. К таким подразделениям, например, относят ГИБДД.

Главным нормативным актом, обеспечивающим регулирование деятельности системы МВД, выступает Конституция. Основные предписания содержатся также в актах Госдумы, распоряжениях и указах Президента, ФЗ, постановлениях Правительства.

Юридическое обоснование деятельности осуществляется посредством норм и принципов мирового права, международных договоров, Положения о МВД. Порядок деятельности определяют также прочие приказы, инструкции, нормативные акты ведомства.

Кадровая работа в государственных органах

На сотрудников кадрового отдела государственных структур ложится не только соблюдение трудового законодательства, но выполнение предписаний закона о государственной гражданской службе. Кадровое подразделение функционирует в каждом государственном органе РФ, функции, полномочия которой прописываются в Положении о подразделении госоргана по вопросам прохождения государственной службы и кадров и обязательно утверждается руководителем структурного подразделения.

Основные задачи кадровиков госструктур:

  • поиск и отбор штатных работников;
  • комплектация недостающих штатных единиц;
  • ведение кадрового делопроизводства.

Это все история, но что же мы имеем сейчас на практике

Дело в том, что в настоящее время в России существует всего 3 следственных органа, а именно:

УПК РФ не выделят между следователями этих подразделений особых отличий, а именно в статье 38 УПК РФ сказано следующее.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Исходя из вышеуказанного, все следователи должны обладать единым правовым статусом, однако на практике это совсем не так.

Возьмем хотя бы процессуальные гарантии.

Согласно статье 477 УПК РФ, следователь отнесен к числу лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, и, по сути, для следователя МВД РФ это единственная статья, которая хоть как-то раскрывает его особый статус.

ля примера в п. 3 ст. 29 ФЗ «О следственном комитете РФ» сказано следующее:

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей и используемых ими транспортных средств, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления

Кроме того, важно понимать, что СК РФ – это САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ ОРГАН, который подчиняется напрямую Президенту России.

В следственных отделах в настоящее время – полнейший недобор, никто не хочет идти туда работать. Молодые следователи после академий МВД РФ увольняются, не проработав и полугода. Их даже не останавливает огромная денежная выплата за обучение при увольнении.

Когда-то следователи были интеллектуальной элитой МВД РФ, сейчас же это как помойная яма, куда опера скидывают пустые недоработанные материалы проверки на возбуждение. Если так и пойдет дальше, то я не знаю, кто будет выезжать на кражи, разбои, кто будет бороться со сбытчиками наркотиков. Уровень и качество расследования упал: старики бегут на пенсию, учить становится просто некому.

В завершение, хотелось бы пожелать удачи и крепкого здоровья сотрудникам и ветеранам следствия МВД РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *