- Потребительское право

Категория «Е» – что означает, как получить, штрафы за отсутствие

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категория «Е» – что означает, как получить, штрафы за отсутствие». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сдавать экзамен стоит только в специально аккредитованных автошколах. Выбирать школу следует по проценту выпускников, наличию в учебном заведении электронных тренажеров, современных автомобилей, хороших профессиональных инструкторов.

Новые основания для аннулирование водительского удостоверения: с 1 марта 2023 года

Основания, когда у водителей могут аннулировать их действующие много лет права также прописаны в новом постановлении. Для этого в пункт 35 действующих правил уже внесли изменения и дополнения. Так, водительские права в ГИБДД аннулируют в следующих случаях:

  • если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
  • если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
  • при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения – в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).

Кто может получить категорию Е

Для получения данной категории прав есть возрастное ограничение. Во-первых, претенденту должно, как минимум, исполниться 21 год. Во-вторых, для сдачи практической части экзамена, необходимо иметь стаж вождения в основной категории (В, С, D) не менее двенадцати месяцев.

Теоретическую подготовку, чтобы получить категорию Е, можно начинать в любом возрасте. И только с 18 лет, сдав соответствующие экзамены, открыть предыдущие категории и практиковаться в рамках занятий с инструктором вождения.

Подтвердить свой реальный водительский стаж можно выпиской из трудовой книжки, если профессия связана с вождением, а при наличии собственного автомобиля нужного класса представить документы, подтверждающие его владение сроком не менее года.

Как проходит процесс обучения?

Необходимо будет изучить теорию и углубиться в практику. Причём, для водителей, чьё место работы напрямую связано с вождением автотранспорта, при предоставлении справки с места работы (в ней указывается стаж) необходимость в прохождении теоретического курса отпадает.

Большая часть обучения сосредоточена именно на отрабатывании навыка управления транспортного средства с прицепом. Т.е. на практической части, так как подразумевается, что теоретические основы водитель усвоил во время освоения категорий В, С и D.

Основной упор в теоретической части обучения делается на особенности технического обслуживания и ремонта транспортных средств подкатегорий Е.

Экзамен также проводят без теста по теории (для водителей, имеющих подкатегории СЕ, DЕ), но в два этапа. Сначала нужно будет сдать умение выполнения элементов с прицепом на автодроме. Затем продемонстрировать вождение с прицепом в городе.

Тем, кому теорию всё же необходимо сдавать теорию, предстоит тестирование, состоящее из 20 вопросов. Решить их нужно в течение 20 минут. Максимально возможное количество ошибок: 2. За каждый неправильный ответ даётся пять дополнительных вопросов. Если допустить ошибку при их решении, тест считается проваленным.

Важно: При неудачной сдаче экзамена можно пересдать его через семь дней!

Медицинские требования

Одним из действующих нормативных актов, регулирующим ограничения к управлению ТС в связи с состоянием здоровья, является Приказ Минздрава №302н (Приложение 2). Однако в текущей версии документа допущена опечатка, которая затрудняет понимание его положений, поэтому надлежит руководствоваться постановлением Правительства №1604 (далее — Постановление).

Согласно Разделу II Постановления, для претендентов на категорию «BE» устанавливаются следующие медицинские ограничения (в скобках указаны пункты Постановления):

  • сниженная острота зрения: меньше 0,6 и 0,2 на лучший и худший глаз (12);
  • послеоперационные состояния глаз и хронические патологии, сопровождающиеся нарушением функций зрения (13, 14);
  • диплопия от косоглазия, спонтанный нистагм, ограничение поля зрения (15, 16, 17);
  • отсутствие или деформация обеих верхних конечностей (18);
  • параплегия, остаточные явления от патологий ЦНС (19);
  • заболевания, сопровождающиеся нарушением вестибулярного анализатора (20).
Читайте также:  Примут ли меня в роддоме, если нет регистрации?

Претендентам на (под)категории «СЕ», «DE», «C1E» и «D1E» предъявляются более высокие требования, где ограничениями служат (Раздел III Постановления):

  • сниженная острота зрения: меньше 0,8 и 0,4 на худший и лучший глаз (21);
  • слепота одного глаза (22);
  • послеоперационные состояния глаз и хронические патологии, сопровождающиеся нарушениями функций зрения (23, 24);
  • диплопия от косоглазия, спонтанный нистагм, ограничение поля зрения (25, 26, 27);
  • отсутствие верхних (28) и нижних конечностей (29), а также их деформация (30);
  • отсутствие пальцев и фаланг различной этиологии (31 с маркировкой а-в);
  • остаточные явления от патологий ЦНС (32);
  • укорочение нижних конечностей, включая деформацию костей, суставов и мягких тканей и др. (33);
  • неврологические отклонения при деформациях черепной кости (34);
  • сниженный слух (35);
  • заболевания, сопровождающиеся снижением функций вестибулярного анализатора (36);
  • рост ниже 1,5 метров (37).

Сколько стоит получить категорию Е

За возможность управлять ТС с прицепом весом более 750 кг. вы заплатите:

  • 2 тыс. руб. или 3 тыс. руб. (права нового поколения) — государственную пошлину за выдачу водительского удостоверения. Если вы проведете платеж через сайт Госуслуги, то заплатите 1 400 руб. или 2 100 руб.
  • От 7 тыс. до 25 тыс. руб. — стоимость обучения в автошколе, которая зависит от того, на основании какой категории (В, С, С1, D, D1) вы желаете открыть категорию Е, региона обучения, пакета услуг (например, включение в цену расходов на топливо, оформления документов для сдачи экзамена в ГИБДД).
  • От 1 500 руб. до 3 тыс. руб. — оплата за медицинское заключение для признания годным к управлению ТС с прицепом.

Где получить образование по категории Е

На что следует сделать упор в первую очередь, если Вы решили получить категорию Е. Конечно же, выбрать хорошую автошколу. Во-первых, это должно быть уважаемое специализированное учебное заведение, у которой есть соответствующая лицензия. Отметим, что сегодня лицензия является обязательным условием для ведения образовательной деятельности.

Обратите внимание, чтобы в автошколе были учебные классы с тренажерами. Именно на тренажерах и начинается обучение вождению. Еще одно обязательное условие — это наличие у автошколы автодрома или специальной площадки, где будут отрабатываться первоначальные навыки вождения. Кстати, площадка должна быть также правильно оборудована.

Рекомендуется осмотреть учебные автомобили, на которых проводится обучение, а также познакомиться с инструкторами. Помните, что производственная база автошколы обязана быть на должном уровне.

Если при выборе автошколы Вы ориентируетесь на стоимость обучения, то Вы совершаете серьезную ошибку. Ориентироваться нужно на процент выпускников, а именно на количество успешно сдавших экзамены в ГИБДД. Репутация школы также важна.

Изменения в категории Е

Российское законодательство в сфере автомобильного образования из года в год претерпевает изменения и нововведения. Например, с 1 января 2014 года категория «Е» перестала существовать как отдельно взятая.

Вместо нее появились другие категории и подкатегории:

  • «ВЕ» – разрешает водить транспортные средства категории «В» с прицепами, с разрешенной максимальной массой более 750 кг и выше массы автомобиля без нагрузки.
  • «СЕ» – грузовые автомобили с прицепом, имеющим разрешенную максимальную массу более 750 кг.
  • «С1Е» — подкатегория дает возможность управлять транспортными средствами категории «С1» с прицепом весом более 750 кг, но не более массы автомобиля без нагрузки. Разрешенная максимальная масса такого состава должна быть не выше 12 000 кг.

Если у водителя имеются права категории «CE», то он может управлять автомобилями и из подкатегории «С1Е».

Основные требования к получению категории ВЕ

Практически до конца 2013 года допускалась самостоятельная подготовка к экзаменам на категории А и В. Современное законодательство запретило самообучение, введя обязательные платные курсы в автошколе. Снизило ли новшество аварийность на дорогах, утверждать сложно. Однозначно подтвержден лишь факт повышения финансовой нагрузки на население. Условия допуска к квалификационным экзаменам на любую из подкатегорий Е включают:

  • Достижение 21 года;
  • Наличие минимального годичного опыта управления транспортным средством соответствующей категории, для ВЕ — это В;
  • Отсутствие медицинских противопоказаний;
  • Прохождение обязательных курсов — теории и практики в автошколе.

Рассмотрим каждый из пунктов конкретно. Достижение 21 летнего возраста подтверждается паспортом и открывает путь для сдачи квалификационных экзаменов на подкатегорию ВЕ. Но пройти платное обучение в автошколе можно заранее, не дожидаясь «автомобильного» совершеннолетия. Наличие опыта управление автомобилем категории В подтверждается персональными документами на автомобиль, выпиской из трудовой книжки (обязателен штамп предприятия, заверяющий бумагу), прохождением воинской службы на соответствующей категории автодорожного средства. Справка об отсутствии противопоказаний по здоровью для управления автомобилем категории ВЕ выдается специализированным медицинским заведением. Документ должен содержать подписи профильных специалистов, заверенные печатями учреждения.

Типы прицепов и их обозначение

Иногда возможно управление авто с буксиром при наличии только категории «B». Ради лучшего понимания ситуации следует разобраться в допустимой категории для управления прицепом:

  1. О1 – лёгкие агрегаты с массой до 0,75 т;
  2. О2 – прицепы 0,75-3,5 т;
  3. О3 – тяжёлые, не превышающие 10 т;
  4. О4 – сверхтяжёлая техника от 10 т.

Грузоподъемность, снаряженная и полная масса ТС

Тема прицепа и условий эксплуатации, несёт с собой терминологический ряд:

  • Трейлер – это транспортное средство, необорудованный мотором;
  • Автомобиль-тягач – транспорт, используемый в роли буксира;
  • Лёгкие прицепы – трейлеры с полной нагрузкой до 750 кг;
  • Тяжёлые – трейлеры от 750 кг с тормозными механизмами;
  • Полная масса: ТС + груз;
  • Снаряжённая масса – вес буксира;
  • Грузоподъёмность – макс. вес, выдерживаемый/транспортируемый трейлером;
  • Разрешённая максимальная нагрузка: вес ТС + водитель + пассажиры. Установлена производителем как максимально разрешённая.

СЕ и С1Е в водительском удостоверении: что это и в чем разница

Категория С и С1 разрешают ездить на грузовиках свыше 3,5 тонн с прицепом до 0,75 т. Разница в том, что у подкатегории «C1» максимальный вес ТС не может быть больше 7,5 т. У «C» такое ограничение отсутствует.

Соответственно и у категорий СЕ и С1Е будут аналогичные отличия:

  • CE — разрешает управлять грузовыми автомобилями с прицепом имеющим разрешенную максимальную массу больше чем 750 кг.;
  • C1E — допускает к управлению грузовиками от 3,5 до 7,5 тонн, сцепленными с прицепом весом более 750 кг. При этом масса автопоезда должна быть меньше 12000 килограмм, а автоприцеп весить меньше чем ТС в ненагруженном состоянии.

Как получить категорию «Е» и кто допускается к обучению

Такая классификация кажется проблематичной только первоначально, но каждая позиция имеет конкретные обоснования. Градация применяется преимущественно для машин использования в бизнесе. Грузовик, легковой автомобиль или автобус с прицепом, массой более 0,75 тонны, характеризуется значительными габаритами. Размеры определяют сложность движения, особенно в сплошном потоке машин на городских автотрассах. Водитель в процессе движения должен контролировать действия всех частей состава, а, следовательно, иметь серьезный практический опыт. Принятые стандарты устанавливают такие требования к человеку, который хочет пройти обучение на «Е» категорию:

  • Возраст водителя для «BE», «CE» и «C1E» может быть 18 лет, для «DE» и «D1E» – не менее 21 года, поскольку для автобусных перевозок нужен опыт не менее трех лет.
  • У водителя должен быть стаж не менее 1 года по «B», «C» или «D», только истечению этого срока можно обучаться вождению ТС с грузовым прицепом.
  • Обучение вождению ТС с грузовым прицепом нужно проходить только в той автошколе, которая имеет аккредитацию по данному направлению, то есть заведение имеет право подготовки таких водителей.
  • Также нужно получить медицинский документ, где означены допуски ряда врачей-специалистов, перечень врачей шире стандартного.

Порядок открытия категории CE должен проходить в стандартном режиме. После записи в автошколу водитель приступает к обучению, которое включает теоретическую и практическую часть. При прохождении обучающего курса необходимо будет освоить правила дорожного движения, а также базовую часть теории вождения грузовых транспортных средств с прицепом. Некоторых водителей интересует вопрос, как быстро получить права категории CE. Многое будет зависеть от выбора автошколы. В среднем обучение занимает от 1 до 2 месяцев. Теоретические занятия проводятся 1 или 2 раза в неделю. Практические занятия могут проходить по индивидуальному графику, но на вождение потребуется потратить около 25 часов. Выпускники автошкол допускаются к сдаче экзаменов в ГАИ. Теоретическая часть тестирования включает вопросы по экзаменационным билетам, а практическая часть требует выполнения 4 упражнений на аэродроме. Если теоретический экзамен будет провален, повторно его можно будет сдать через неделю, если ученик и в этот раз ответит неправильно более чем на два вопроса, ко второй пересдаче его допустят не ранее чем резе 30 дней.

Обучение и сдача экзамена

Сдавать экзамен стоит только в специально аккредитованных автошколах. Выбирать школу следует по проценту выпускников, наличию в учебном заведении электронных тренажеров, современных автомобилей, хороших профессиональных инструкторов.

При сдаче на «E» обязательно нужно уже иметь опыт вождения – для В, С, D это от 12 месяцев.

Читайте также:  Образцы заявлений, возражений, жалоб, ходатайств по гражданским делам

Для начала обучения потребуется собрать перечень следующих документов:

Для получения отметки в правах «СЕ» или «DE» больше не нужно сдавать теоретические часть, потому что ученик с теорией хорошо знаком, так как уже имеет водительское удостоверение на грузовик или автобус. А вот экзамен по вождению обязательно будет.

Он проводится в два этапа:

В первом случае проверяют, как кандидат умеет управлять большегрузным транспортом. Для этого предусмотрен комплекс упражнений и заданий – это движение задним ходом прямо, различные виды парковок, подъезд к рампе задним ходом. Если экзаменуемый успешно справляется с заданием, тогда проводится вторая часть испытания.

Чаще всего встречаются автотранспортные средства со стандартными небольшими прицепами легкового типа. На них дачники завозят небольшими партиями стройматериалы, собирают урожай или занимаются перевозками маловесных грузов. По отношению к таким автомобилистам со стороны ГИБДД не будет никаких претензий в связи с отсутствием в правах подкатегории ВЕ, поскольку она им не нужна.

Отсюда возникает закономерный вопрос о ситуациях, в которых открывать эту категорию всё же придётся. Как уже ранее говорилось, такие права нужны при эксплуатации автоприцепов снаряжённой массой выше максимальных для категории В 750 килограмм.

На практике это применимо к следующим ситуациям:

  • Перевозка охотничьего и туристического снаряжения. Среди россиян есть большое количество поклонников активного отдыха и автопутешествий. Но они требуют перевозки соответствующего количества грузов, инструментов и разных приспособлений.
  • Транспортировка плавательных средств. Это могут быть лодки, катера, небольшие судна, 2-3 водных мотоцикла и пр. Они достаточно тяжеловесные, потому вписаться в ограниченные 750 килограмм вряд ли получится.
  • Доставка строительных материалов и иных тяжеловесных грузов. Те, кто занимаются строительством, предпочитают использовать более тяжеловесные прицепы, которые дают возможность одновременно перевозить большие объёмы материалов. Потому их выгоднее открыть дополнительную категорию.
  • Езда с трейлерами и жилыми передвижными комплексами. На российских дорогах это пока редкость, хотя постепенно автопутешествия такого типа набирают популярность. Жилые трейлеры точно не вписываются в ограничения для категории ВЕ, в связи с чем их транспортировка обязывает автомобилистов оформлять подкатегорию в своих водительских правах.

Встречаются и другие ситуации, когда при наличии обычных прав В возникает желание или прямая необходимость внести изменения в документ, разрешающий управлять автотранспортным средством с несколько расширенными возможностями.

Открытию дополнительной категории предшествует получение новых теоретических и практических знаний. Вождение самого транспортного средства нельзя ставить на один уровень с прицепленным сзади агрегата. Кроме изучения ПДД и знания ответственности за правонарушения, курсанты получают азы оказания первой медицинской помощи потерпевшему. Теоретические знания они получают в классах, практические — на специализированных автодромах. В конце курса, учащиеся сдают экзамены по билетам либо в форме тестовых заданий установленного образца.

Практическое вождение отрабатывается на автодроме — местности, предназначенной для обучения вождению. Присутствующие здесь всевозможные уличные атрибуты позволяют приблизить учебную обстановку к образу передвижения по реальному населённому пункту, что и происходит при дальнейшем обучении. Одним из главных уроков практических занятий является наработка навыка подачи тяжёлого прицепа задним бортом к дебаркадеру, следуя к нему задним ходом. Однако потребуется ещё и демонстрация знаний, находящихся в данной зоне, дорожных знаков.

Группа E позволяет управлять самым сложным типом транспорта — машиной с прицепом. Это требует не только хорошей подготовки, но и повышенного внимания. Дорожная авария с участием подобного агрегата может привести к человеческим жертвам.

Кто может получить категорию Е

Для получения данной категории прав есть возрастное ограничение. Во-первых, претенденту должно, как минимум, исполниться 21 год. Во-вторых, для сдачи практической части экзамена, необходимо иметь стаж вождения в основной категории (В, С, D) не менее двенадцати месяцев.

Теоретическую подготовку, чтобы получить категорию Е, можно начинать в любом возрасте. И только с 18 лет, сдав соответствующие экзамены, открыть предыдущие категории и практиковаться в рамках занятий с инструктором вождения.

Подтвердить свой реальный водительский стаж можно выпиской из трудовой книжки, если профессия связана с вождением, а при наличии собственного автомобиля нужного класса представить документы, подтверждающие его владение сроком не менее года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *