Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «дети овз и инвалиды в чем отличие». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Понятие «Ребенок-инвалид»
К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.
Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).
ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
Чем отличается инвалидность и ограниченные возможности здоровья
По разным оценкам, примерно 40 тысяч детей-инвалидов не попадают в категорию детей с ОВЗ. Это настоящая дискриминация детей-инвалидов. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ – это совершенно различные группы детей. В среднем по РФ детей-инвалидов в системе общего образования в два раза меньше, чем детей с ОВЗ.
Дети-инвалиды в основном обучаются в обычных классах, а дети с ОВЗ – в коррекционных классах и школах. Кроме того, в России дети с ОВЗ, имеют отличия от детей-инвалидов, на 80% – это дети с умственными нарушениями, задержкой психического развития, умственной отсталостью. У детей-инвалидов, как правило, меньше умственных нарушений.
Наиболее частый вопрос возникает в определении инвалидности или ограниченных возможностей малыша. С одной стороны, несовершеннолетние лица, которым устанавливается инвалидность, в любом случае имеет какие-либо функциональные отклонения, мешающие ему полноценно вести свою жизнедеятельность. Но в то же время, согласно российскому законодательству, далеко не все дети с такими ограниченными возможностями могут получить инвалидность.
Ответы на основные вопросы
Вопрос | Ответ | Выдержка из нормативно-правового документа |
---|---|---|
Кто присваивает статус ОВЗ? | ПМПК. | «….статус обучающегося с ОВЗ — психолого-медико-педагогическая комиссия, деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Кто присваивает статус ребёнка-инвалида? | МСЭ | «Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. ….» (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ»)
«Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы…» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Всегда ли ребёнок-инвалид является ребёнком ОВЗ? | Нет | «Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он — не обучающийся с ОВЗ, и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании).» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Может ли ребёнок-инвалид быть и ребёнком ОВЗ и наоборот? | Да | «Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в которой в разделе, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки.»(Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
«Инвалид (ребенок-инвалид) может быть приравнен по правовому статусу к лицу с ОВЗ в случае подтверждения заключением ПМПК наличия у инвалида (ребенка-инвалида) физических, психических, интеллектуальных, сенсорных и (или) других нарушений, обуславливающих его особые образовательные потребности, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, инвалид (ребенок-инвалид), которому для получения качественного доступного образования с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья необходимо создание специальных условий, должен пройти обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Расшифровка аббревиатуры ОВЗ в образовании
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка.
Часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями.
Заболевания ОВЗ могут носить хронический характер. В этом случае родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с ним.
В других ситуациях ограничения носят временный характер и после устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия связаны и пересекаются между собой. Ребенок может быть признан инвалидом, если имеет стойкие хронические нарушения здоровья, длительно препятствующие возможности нормальной жизнедеятельности. Таким образом, инвалид – более узкое понятие. Статус ребенка-инвалида дает права на получение специальных социальных выплат и гарантий.
Основные различия в понятиях дети с овз и дети-инвалиды
По предоставленному заключению ПМПК будут созданы специальные организационные условия проведения экзамена:
— создание средового пространства, оптимального для нужд детей-инвалидов и участников, имеющих ограниченные возможности здоровья;
— обеспечение техническими устройствами, необходимыми для обеспечения комфортного пребывания и перемещения в пункте проведения экзамена;
— предоставление специальных экзаменационных материалов, учитывающих индивидуальные особенности участников-инвалидов (для категории слабовидящих, слепых, глухих лиц; участников с нарушением опорно-двигательного аппарата);
— наличие ассистентов, оказывающих необходимую техническую помощь участникам-инвалидам и участникам с ограниченными возможностями здоровья;
— увеличение продолжительности на 1,5 часа (экзамен по иностранным языкам (раздел «Говорение) на 30 минут);
— организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур;
— организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ЦПМПК).
Дети с ОВЗ и дети инвалиды – в чем разница
В сети можно встретить упоминание о еще одном отличии детей с ОВЗ и инвалидов — наличие умственной неполноценности при ОВЗ. Однако, такая точка зрения, хотя и имеет весомое подкрепление в виде статистики, абсолютно неверна. Конечно, по официальным данным 80% детей с ОВЗ имеют те или иные психические нарушения и чаще всего отстают в своем развитии. Но необходимо помнить, что в категорию ОВЗ попадают дети с нарушением речи, задержкой в развитии. Подобные отклонения сказываются на умственных способностях, но чаще всего поддаются коррекции. При этом такой диагноз — не основание для получения инвалидности.
В правовой и социальной сфере традиционно используется понятие «инвалид». Однако, в последнее время выражение «дети с ОВЗ» все чаще используется вместо него. И далеко не всегда это связано с незнанием терминологии. Понятие «ограниченные возможности здоровья» делает акцент на индивидуальных особенностях человека, в то время как термин «инвалид» предполагает существование некой нормы, которой он не соответствует. Но само понятие «нормы» весьма относительно и специалисты в последние годы его используют крайне осторожно. Так же эта подмена понятий связана с желанием выразиться максимально корректно, не задевая чувств ребенка. Все-таки слово «инвалид» в нашем обществе имеет некую негативную окраску.
Вопросы и ответы Обучение детей с ОВЗ
На наш взгляд, данный спор выглядит глупо, но, тем не менее, он возник. Почему глупый? Это все равно, что спорить над тем, чем образовательная программа (далее — ОП) отличается от основной общеобразовательной программы (ООП), какое понятие шире, а какое уже и т.п. А почему возник данный спор, возможно, от того, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 (далее ФЗ №273) не описано так подробно место АОП и АООП, как ОП и ООП.
АООП (адаптированные основные образовательные программы) разрабатываются по уровням образования при наличии в образовательной организации отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям), а АОП и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении.
Дети с ОВЗ и дети инвалиды — в чем разница
Пояснение и разграничение понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» имеет экономическое и правовое значение. Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению (многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности).
Для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами важно, чтобы педагоги повышали квалификацию и профессионально развивались. Удобнее всего учиться дистанционно, без отрыва от работы. Например, в Школе менеджера образования. На этом портале собраны онлайн-курсы для педагогов. Чтобы выбрать курс по работе с детьми с ОВЗ и записаться на обучение, заходите сюда.
Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью подразумевалось число несовершеннолетних с ОВЗ.
Станьте профессионалом в вопросах обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Приходите на курсы повышения квалификации в Школу Менеджера образования. Зайдите сюда, чтобы подобрать курс, записаться и начать обучение.
Немногие знают, чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов, не понимают, что это взаимопересекающиеся группы, а вопрос об их разграничении является дискуссионным на всех уровнях власти.
Подробнее о понятиях ОВЗ и ребенок-инвалид можно узнать из статьи кандидата педагогических наук вот тут.
Психологическая реабилитация инвалидов
— Какое отношение формируется к столь «справедливым манипуляторам», в результате их действий? Как правило, контакты с такими людьми постепенно пресекаются, а далее – сводятся к возможному минимуму. В целом же, когда люди общаются и от одной из сторон периодически звучит определение себя как «инвалид», это сразу настораживает второго собеседника, реакция которого направлена на скорейшее завершение диалога, дабы не оказаться подвергнутым манипуляциям и нравоучениям.
Человек с ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ОФВ). Кто же это такие, и чем они отличаются от инвалидов? Внешне, физически и физиологически – ни чем. Разница заключается, прежде всего, в их психологии и менталитете. В том, как люди воспринимают себя сами, в отношении к себе, личностных стремлениях и позиционировании перед обществом.
Дети инвалиды и инвалиды отличия
В России и не только многие хронические заболевания разделяют пациентов на группы инвалидности, а какую и когда дают – можно выяснить при прохождении МСЭК по медицинским показаниям. У больного на законных основаниях появляется возможность получать выплаты при нарушениях здоровья, рассчитывать на помощь государства. Инвалидность по группам определяется, может быть рабочей и нерабочей, одинаково распространяется на взрослых пациентов и детей.
Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из категории жизнедеятельности либо их сочетанию.
Критерии установления 1 группы инвалидности:
— неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц;
— неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;
— неспособность к ориентации (дезориентация);
— неспособность к общению;
— неспособность контролировать свое поведение.
Психологические особенности детей с ОВЗ
Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик.
Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:
- Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании.
- Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности.
- Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.
- Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное.
- Минимальная мотивация к познавательной деятельности.
- Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные.
- Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.
- Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации.
- Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту.
- Неразвитость крупной и мелкой моторики.
Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:
1. отсталость умственного развития (с нарушениями интеллекта)
В данном случае ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, болезнь Дарвина, эпилепсия, шизофрения, олигофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
2. задержка психического развития (ЗПР)
В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
3. нарушения слуха (глухие, плохослышащие)
Относятся дети, которые имеют стойкое двустороннее нарушение слуха, при котором общение с людьми при помощи речи существенно затруднено или вовсе невозможно.
4. проблемы со зрением (слепые, слабовидящие)
В эту группу входят дети, которые не могут использовать зрение для познания и ориентирования. Если я не ошибаюсь, то показатель зрения до 0,08.
5. речевые отклонения
Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
6. нарушения в работе опорно-двигательного аппарата
Дети не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения. Среди заболеваний опорно-двигательно аппарата, приводящим к подобным проблемам, можно выделить полиартрит.
7. расстройства поведения и общения
В данную группу могут входить гиперактивные дети, но поскольку подобный диагноз сейчас ставят в поликлинике практически каждому второму, то здесь еще важно учитывать сопутствующие факторы.
8. комплексные нарушения (представляют собой сочетание двух и более групп)
В качестве примера можно привести сочетание таких заболеваний, как детский церебральный паралич и отсутствие слуха, либо нарушение зрения вкупе с задержкой психического развития.
Школы для детей с ОВЗ
Приоритетная задача современного инклюзивного образования – усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.
С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.
Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.
Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.
Если раньше ОВЗ в школе было чем-то редким, то сегодня все больше обычных образовательных учреждений строят свою работу на принципах инклюзивного образования. Для этого помещения оборудуются и обустраиваются. Малыши, имеющие статус инвалида или любые ограничения здоровья, комфортно себя чувствуют без дополнительной помощи со стороны сотрудников или других учеников.
Программы, по которым обучается ребенок с нарушениями, всегда адаптированы. Особенное внимание со стороны учителей малыш будет получать, но не ощущая себя слабее других. Особая работа в школах с инклюзивным образованием ведется среди здоровых школьников. Им оказывается психологическая поддержка, чтобы обучить адекватно взаимодействовать с особым ребенком, принять его со всеми недостатками. Так можно добиться нормальной эмоциональной обстановки в классе, а значит повысить мотивацию к обучению и образовательный уровень.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это льготная категория граждан, но для получения статуса ОВЗ необходимо собрать некоторые документы. Процедура оформления особого положения выглядит так:
- Если родитель считает, что малыш может претендовать на статус ОВЗ, он должен обратиться к медицинскому специалисту, который подтвердит это и выдаст направление на прохождение комиссии.
- Затем необходимо пройти каждого врача, входящего в комиссию и получить справку о том, что ограничения существуют и они мешают усвоению программы.
- На последнем этапе ребенку будет присвоен статус.
Положение ОВЗ дает множество льгот, самыми значимыми из которых являются:
- Возможность бесплатно получать логопедическую, психологическую, дефектологическую помощь.
- Возможность бесплатно питаться в столовой учебного заведения.
- Возможность получать образование там, где практикуется инклюзивное обучение.
- Возможность сдавать выпускные экзамены в школе, имея дополнительное время.
Федеральный государственный образовательный стандарт
Термин Федеральный государственный образовательный стандарт (именно так звучит расшифровка аббревиатуры ФГОС) – это специальные требования, которые предъявляются ко всем учебным заведениям в стране. Их задачей является создание единства и преемственности всех обучающих программ, начиная с дошкольных.
Переводясь из одного образовательного учреждения в другое, малыш не должен испытывать сложностей в обучении. Но это касается только здоровых детей. Не все детские сады и школы имеют специалистов, знакомых с инклюзивным образованием, подходящую материально-техническую базу для детей с нарушениями. Даже те школы и садики, которые ориентированы на малышей с ОВЗ, руководствуются принципами, установленными во ФГОСах: поддержку детства, сохранение индивидуальности каждого обучающегося, гуманизма, уважения.
Базовая проблема инклюзивного образования – создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило – доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.
В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.
Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.
Дети с ОВЗ и дети инвалиды
Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2022 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.
Для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами важно, чтобы педагоги повышали квалификацию и профессионально развивались. Удобнее всего учиться дистанционно, без отрыва от работы. Например, в Школе менеджера образования. На этом портале собраны онлайн-курсы для педагогов. Чтобы выбрать курс по работе с детьми с ОВЗ и записаться на обучение, заходите сюда.