Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контрольная работа по экономике 9 класс (с ответами)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.
К доходной части относятся:
- федеральные прямые и косвенные налоги;
- акцизные и таможенные пошлины и сборы;
- региональные и местные налоги.
К расходной части относятся:
- финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
- финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
- затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
- финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.
- Фискальная — формируют государственный бюджет
- Регулирующая – путём изменения налогообложения решаются важные государственные задачи (например, повышение налогов приводит к повышению пенсий)
- Стимулирующая – стимулирует развитие НТР, приток денежных ресурсов в базовые отрасли экономки (например, предприниматель совершенствует производство с целью получения большей прибыли; а если увеличивается прибыль- то растут и налоги)
- Распределительная – перераспределение денежных средств, собранных в госбюджет, между теми или иными группами населения (повышение пенсий, например).
По уровню взимания
- Федеральные — поступают в федеральный госбюджет
- налог на прибыль
- налог на добавленную стоимость
- акцизы – налог на товары, которые не являются товарами первой необходимости, но пользуются повышенным спросом: алкоголь, сигареты, топливо, автомобили. На эти товары значительно выше цена, чем их себестоимость, поэтому и налоги платятся за них большие.
- доходы от капитала
- подоходный налог ( он единый – 13 %)
- взносы в социальные внебюджетные фонды ( см. тему № 21 «Госбюджет»)
- госпошлина
- лесной налог
- водный налог и др.
- Региональные налоги – поступают в бюджеты субъектов Федерации:
- налог на имущество организаций
- дорожный налог
- транспортный налог
- налог с продаж и др.
Права и обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность выплачивать налоги.
Права налогоплательщика
- получать информацию о налогах и сборах и сроках их выплат
- использовать налоговые льготы при наличии оснований
- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
- требовать соблюдения налоговой тайны и др.
Обязанности налогоплательщика
- уплачивать законно установленные налоги
- предоставлять в налоговые органы декларацию о доходах
- предоставлять налоговым органам бухгалтерскую отчётность в случаях, предусмотренных законом
- В течение 4-х лет хранить бухгалтерскую отчётность и др.
Основные виды налогов
Налоги, которые взимаются в большинстве стран мира, можно классифицировать по следующим основаниям:
- субъект налогообложения;
- объект налогообложения;
- механизм формирования налога;
- источник налога;
- принципы взыскания налога.
По субъектам налогообложения налоги делятся на:
- Налоги с юридических лиц (с предприятий, организаций, учреждений, например, с частной юридической конторы или пекарни), который уплачивает предприниматель за оформленное им юридическое лицо.
- Налоги с физических лиц, которые уплачивают граждане страны и лица без гражданства.
Понятие и классификация видов бюджета
Слово бюджет английского происхождения, оно переводится как «сумка с деньгами», «финансовая смета», «кошель». Бюджет представляет собой специальную систему планирования доходов и расходов, рассчитанную на определенный временной интервал (неделю,месяц, полгода, год, несколько лет).
Два показателя, на основе которых составляется роспись бюджета – это доходы и расходы (отдельного человека, семьи, предприятия, государства). Доходная часть бюджета включает в себя общее количество денежных средств и экономических благ, поступающих за определенный промежуток времени, расходная часть – представляет собой совокупность всех трат, совершаемых за этот же временной интервал.
От правильного расчета доходной и расходной части бюджета зависит эффективное использование имеющихся материальных ресурсов, улучшение или ухудшение финансового положения, какотдельного частного лица,так и целого государства.
Экономисты выделяют следующие виды бюджетов:
- общегосударственный(национальный)– формируется на уровне государства;
- региональный бюджет – формируется на уровне субъектов Федерации;
- местный – образуется на уровнегосударственных административно-территориальных образований (сел, поселков, муниципальных районов);
- производственный бюджет – включает в себя смету доходов и расходов предприятия (фирмы), его финансовый план на некоторый промежуток времени.
Тест с ответами: «Налоги и налогообложение»
1. Какими бываю налоги по способу взимания?
А) прямые и косвенные+
Б) на прибыль (доход), на прибавленную стоимость, ресурсные, на имущество, на действии
В) общегосударственные и местные
Г) кадастровые, декларационные и предыдущие
2. В чем различие между налогом и сбором согласно НК РФ?
А) различие в том, что налог представляет собой обязательный, безвозмездный платеж, а сбор – обязательный взнос, взимаемый за совершение юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов+
Б) налог и сбор – идентичные понятия
В) различие в том, что поступившие в бюджет налоги могут быть использованы на любые государственные (муниципальные) нужды, а сборы могут использоваться на строго определенные цели
3. Кем является конечный потребитель, на которого переложен налог?
А) источником налога
Б) носителем налога+
В) субъектом налога
Г) налоговым окладом
Д) объектом налога
4. Какой налог с рекламы?
А) косвенный
Б) общегосударственный
В) местный+
Г) универсальный
5. Функции налогов:
А) фискальная и политическая
Б) фискальная и социальная
В) экономическая и политическая
Г) фискальная и экономическая+
6. Какой из п налогов полностью попадает в федеральный бюджет?
А) Акцизы
Б) налог на имущество организаций
В) НДС+
Г) налог на прибыль организаций
7. Что относится к реальным налогам?
А) подоходный налог
Б) пошлина
В) налог на землю+
Г) НДС
8. Виды ставок:
А) твердые, пропорциональные и прогрессивные
Б) твердые, адвалорные и комбинированные+
В) пропорциональные, прогрессивные и регрессивные
9. Прямые налоги – это
А) налоги, взимаемые при совершении определенных действий
Б) налоги на потребление
В) налоги на доходы и имущество+
Г) налоги на отдельные товары и услуги
Д) налоги, по которым плательщику точно известна налоговая база
10. При помощи реализации какой функции налогов пополняется государственная казна?
А) стимулирующей
Б) фискальной+
В) регулирующей
Г) контрольной
11. Косвенные налоги – это
А) налоги, уменьшающие величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятиятоваров или тариф за услугу
Б) налоги на доходы и имущество
В) налоги на товары и услуги, включаемые в качестве самостоятельного элемента в цену+
Г) налоги на переход собственности от одного лица к другому
12. Какие бывают принципы налогооблажения?
А) политические, экономические и юридические
Б) политические, юридические и организационные
В) экономические, юридические и организационные+
13. Какой налог взимают с владельцев транспортных средств ?
А)косвенный;
Б) прямой;+
В) местный;
Г) универсальный.
Часть А
A1. Обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц:
1) налог
2) штраф
3) выкуп
4) процент
А2. Сводный план сбора доходов и расходов государства:
1) акциз
2) бюджет
3) дефицит
4) внутренний долг
А3. Верны ли суждения о государственном долге:
а) государственный долг бывает внешним и внутренним;
б) погашение государственного долга является расходной частью бюджета?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Верны ли суждения о роли государства в экономике:
а) роль государства в современной экономике сводится к охране правопорядка;
б) роль государства в экономике — это компенсация потерь разорившимся предпринимателям?
Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три источника доходов государственного бюджета. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие источники доходов государственного бюджета:
1) налоги и сборы (например, источником доходов бюджета является налог на доходы физических лиц);
2) доходы от использования государственной собственности (например, источником доходов государственного бюджета является прибыль от деятельности коммерческих организаций, учредителем которых является государство);
3) займы (например, выпуск правительством облигаций государственного займа и их размещение среди граждан и организаций привело к поступлению в государственный бюджет значительных средств);
4) доходы от приватизации государственного имущества. (например, правительство продало частной компании здание, находившееся в государственной собственности, день поступили в бюджет страны).
Могут быть названы и проиллюстрированы примерами другие источники доходов государственного бюджета
Налоги: сущность, виды, принципы налогообложения
Налоги — это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица — предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен.
Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.
И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут. Общие и единые для всех правила налогообложения, стабильные в течение длительного времени позволяют налогоплательщикам самостоятельно, с перспективой принимать хозяйственные решения, заранее зная норму и условия изъятия части их доходов в пользу государства.
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
-
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
-
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Принципы построения налоговой системы. Налоговая система — совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства.
Вообще, налоговая система любого государства представляет собой:
во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
во-вторых, систему законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей;
в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.
С известной долей условности первый из названных аспектов может быть назван системой налогов, второй — системой налогового законодательства, а третий — институциональной системой налогообложения. Все указанные аспекты не существуют и не могут существовать сами по себе независимо друг от друга. Они взаимосвязаны, и невозможно рассмотреть систему налогов, не рассматривая законодательство и подзаконные нормативные акты, а последние — вне зависимости от институтов, которые их принимают и администрируют.
Структура налоговой системы может рассматриваться в следующих основных аспектах:
с точки зрения соотношения прямых и косвенных налогов;
с точки зрения распределения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц;
с точки зрения роли отдельных налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы;
с точки зрения распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, налоговые доходы местных бюджетов), а также в некоторых других аспектах.
С точки зрения проблем макроэкономического регулирования роль прямых и косвенных налогов различается весьма существенно. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и с этой точки зрения представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них, косвенные налоги, в целом также следуя за фазами экономического цикла, тем не менее, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.
Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции.
В рамках российской налоговой системы в целом косвенные налоги играют весьма значительную роль, особенно при формировании доходов федерального бюджета.
Структура российской налоговой системы по итогам 2015 г. с точки зрения соотношения в ней прямых и косвенных налогов отражена в таблице 1.
Таблица1
Структура налоговой системы РФ в 2015 г.
Налоги |
Консолидированный бюджет |
Федеральный бюджет |
||
в % к итогу |
в % от ВВП |
в % к итогу |
в % от ВВП |
|
Прямые |
34,36 |
8,67 |
9,09 |
1,39 |
Косвенные |
51,70 |
13,05 |
78,27 |
11,94 |
Прочие |
13,94 |
3,52 |
12,64 |
1,93 |
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Данное весьма очевидно, так как это облегчает работу как самих налоговых органов, так и юридических и физических лиц. С такой системой проще определять экономический итог, меньше заморочек при составлении отчетных документов и тому подобное. Но в нашей стране такую направленность заметить невозможно, так как налоговая система имеет сложную систему, что приводит к нестабильному положению нашу экономику.
Объектом исследования представленной статьи являются проблемы и пути совершенствования налоговой системы. Проблемы совершенствования налоговой системы очень значимы на сегодняшний момент, так как эта система нуждается в еще большем развитии. Актуальность исследуемой проблемы заключается в том , что выбранная правительством РФ налоговая система препятствует эффективному развитию рыночных отношений, поэтому она требует значительного усовершенствования
Основным регулятором экономических отношений является налоговая система. Она выступает главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, а так же определяет преимущества экономического развития. Налоги являются основными источниками пополнения государственного бюджета. От их формирования зависит то, каким образом будет развиваться общество в целом.
Большинство проблем налоговой системы, как правило, выступают результатом противоречивости и запутанности нормативной базы, и отсутствием эффективной связи исполнительной и законодательной власти
Приведем ряд конкретных проблем налоговой системы:
Во-первых, одной из главных проблем является — усложненность налоговой системы. Это проявляется в том ,что в налоговой системе существуют различные налоги, акцизы отчисления, сборы, которые практически ничем друг от друга не отличаются, но такая масса платежей вносит путаницу в работу какого –либо предприятия в результате чего возникают ошибки при отчислениях налогов, в итоге приходится платит пени за несвоевременную уплату налога.
Во-вторых, нестабильность налогового законодательства, Это обусловливается тем, что в Налоговый кодекс периодически вносятся изменения и поправки, что приводит к неустойчивому положению экономику страны ,тем самым еще более обостряя экономический кризис.
В-третьих, одним из недостатков налоговой системы является то, что налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.
В-четвертых, отметим нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов, что не способствует эффективному функционированию налоговой системы .
Так же хочется выделить еще одну существенную проблему слабый контроль за сбором налогов, в результате чего происходит уклонение от уплаты налогов, тем самым уменьшаются налоговые поступления
Таким образом, мы выделили основные проблемы налоговой системы.
Что касается совершенствования налоговой системы, необходимо привести в действие налоговый механизм. Благодаря этому произойдет стимулирование инвестиций в развитие малонаселенных регионов и будет наблюдаться стремительное развитие высокотехнологичных производств, Все это позволит преобразовать нынешнею налоговую систему.
Вносимые поправки в законодательство о налогах и сборах должны быть направлены на внесения определенной ясности законодательства и на однозначность его применения, для этого нужно сохранить стабильность налоговой системы
Стабильность налоговой системы заключается в неизменности правил уплаты налогов в течение длительного периода , что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений
Так же для усовершенствования налоговой системы ,необходимо дать право руководству РФ на создание дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые не затронуты либо же не в полном объеме затронуты законодательством РФ в области налогов и налогообложения.
Итак, были рассмотрены проблемы налоговой системы и приведены возможные пути ее совершенствования. Этот вопрос остается актуальным посей день. Для функционирования эффективной налоговой системы необходимо привести ее в полный порядок. Для этого необходимо учесть все возможные недостатки и постараться сделать нашу систему проще.
Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения
Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.
НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,
Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.
Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.
Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.