- Потребительское право

Твёрдые коммунальные отходы что к ним относится

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Твёрдые коммунальные отходы что к ним относится». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мусорную реформу начали разрабатывать в начале 2014 года. Но сложные изменения, внесенные в законодательную базу, позволили принять постановление только в 2019 году. Закон отражает новые условия и требования сбора и утилизации непищевых отходов. Впервые аббревиатура ТКО появилась в статье №89-ФЗ.

Нормативная и правовая база

На территории РФ используют нормативную технологию сбора и утилизации ненужного материала, вышедшего из строя и отслужившей срок бытовой техники. Расчетная формула применяется для жилого сектора и юридических лиц. Для формулировки нормативов учитываются следующие факторы:

  1. Способ поставки газа в жилые помещения или на предприятие.
  2. Доступ к трубопроводам для сбора мусора.
  3. Система отвода отработанной и подачи чистой воды.
  4. Система отопления жилых и нежилых помещений.
  5. Общий размер жилого или нежилого объекта.
  6. Климатические особенности конкретного региона.

При составлении контракта на вывоз и утилизацию твердых отходов указывается информация о способе складирования коммунального мусора. Исходя из действующих законодательных нормативов документ отражает следующую информацию:

  • доступ к контейнерам;
  • наличие мусороприемных камер;
  • использование специального транспорта;
  • наличие бункеров для хранения отходов;
  • доступ к мусоропроводам.

Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам (ТКО)

Наименование отхода Код ФККО
отходы (мусор) от уборки территории и помещений
объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами
7 35 100 01 72 5
отходы (мусор) от уборки территории и помещений
объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами
7 35 100 02 72 5
отходы объектов оптово-розничной торговли
цветами и растениями, содержащие преимущественно растительные остатки
7 35 151 11 71 5

Отходы при предоставлении прочих видов услуг населению – что относится к ТКО

Наименование отходов Код ФККО
отходы (мусор) от уборки помещений парикмахерских,
салонов красоты, соляриев
7 39 410 01 72 4
отходы ватных дисков, палочек,
салфеток с остатками косметических средств
7 39 411 31 72 4
отходы волос 7 39 413 11 29 5
отходы от уборки бань, саун 7 39 421 01 72 5
отходы от уборки бань, саун, содержащие остатки моющих средств 7 39 422 11 72 4

Требования и правила к вывозу и обращению с ТКО

В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.

Новые правила разграничили сферы ответственности:

  1. Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
  • обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
  • разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
  1. Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
  2. Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).

ТКО отходы — это бытовой мусор (утиль), ежедневно накапливаемый собственниками квартир и частных жилых помещений, подлежащий вывозу на свалки или полигоны.

Помимо продуктов и предметов, непригодных для последующего использования, к твердым коммунальным отходам относят мусор, вырабатываемый компаниями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) в ходе их деятельности.

Коммунальные отходы подразделяются на несколько групп:

  • Предметы из дерева (мебель, фурнитура, бумажная продукция).
  • Жидкие отходы, получаемые в процессе переработки нефти (масла, простые эфиры).
  • Отходы биологического происхождения (органический мусор, остатки пищи).
  • Синтетические отходы (пластиковые предметы).

Бытовой мусор исключает КГМ (крупногабаритный мусор), предметы, содержащие токсичные и канцерогенные вещества, оказывающие негативное влияние на окружающую природную среду и физическое состояние населения.

После замены термина ТБО на ТКО среди граждан возникла некая путаница из-за частичного совпадения терминов. Отличия связаны с расширением термина и включением в структуру отходов те, которые образуются у юридических лиц.

Для физических лиц поменялось только название коммунальной услуги и ответственное лицо за обращение.

Читайте также:  Как законно не платить за капремонт в 2022 году?

Вместе с введением нового термина в цепочку обращения с мусором внедрен новый участник – региональный оператор. Эти организации отвечают за обращение всего мусора в пределах закрепленных субъектов РФ. Гражданам необходимо самостоятельно заключать договор на оказание услуг (актуально для жителей частных домов) или оплачивать услуги по платежкам субподрядчиков (управляющие компании, поставщики других услуг, которые могут принимать оплату за вывоз мусора).

Сравнение ТКО и ТБО:

Термин Твердые бытовые отходы Твердые коммунальные отходы
Период действия До 2019 Дано определение – в 2020, внедрен – с 2019
Распространение Только на физических лиц Физические и юридические лица
Виды мусора Органические и неорганические отходы бытовой деятельности Органические и неорганические отходы бытовой деятельности
Класс опасности IV-V IV-V
Исключения (что не относится к термину) Крупногабаритные (включая строительные) и опасные отходы Крупногабаритные (включая строительные) и опасные отходы

Какие отходы относятся к ТКО по ФККО?

Для решения проблемы вывоза и последующей утилизации ТКО был составлен Федеральный классификационный каталог (ФККО), который позволяет начать решать проблему сортировки мусора на этапе его накопления в местах, отведенных для этого в городской черте.

Из классификатора видно, какие виды мусора могут служить сырьем для вторичного производства различных видов продукции. Классификатор разделяет такой мусор на органический и неорганический, крупный и мелкий.

Опыт европейских стран показывает, что вторичная переработка ТКО может стать одной из важных отраслей экономики, сократив расходы на добычу и производство первичного сырья, а также сократив до минимума объемы площадей свалок вокруг населенных пунктов. Так, в Швеции на свалки вывозится всего 2% от общего объема ТКО. В переработку идет все.

По действующему классификатору биоорганические отходы относятся к ТКО. Они могли бы стать сырьем для выработки дешевого биогаза, который можно было бы использовать для отопления различных городских объектов, снижая при этом тарифы на тепло и освобождая территории от свалок.

Вывозимый за город снег мог бы стать источником дешевой технической воды, из твердого мусора синтетического происхождения можно было бы получать дешевые полимеры.

Такой же подход возможен ко всем другим видам ТКО, которые пока либо сжигаются, либо закапываются в землю.

Решение проблемы сортировки твердых бытовых отходов позволило бы снизить и расходы на вывоз мусора с территорий, прилегающих к жилым, коммерческим и социальным объектам.

Как стать оператором твердых коммунальных отходов

Для того чтобы стать региональным оператором необходимо пройти отбор по правилам, установленным постановлением Правительства РФ «О проведении уполномоченными органами…» от 05.09.2016 № 881, далее — Правила.

В отборе могут участвовать лица, соответствующие следующим требованиям (п. 19 Правил):

  • имеют госрегистрацию в РФ;
  • имеют лицензию на сбор, транспортировку, утилизацию отходов 1-4 классов опасности (постановлением Правительства РФ «О лицензировании…» от 26.12.2020 № 2290);
  • не находятся в процессе ликвидации или банкротства, их деятельность не приостановлена;
  • не имеют задолженности по уплате налогов и сборов за последний календарный год, размер которой превышает 25% от балансовой стоимости активов;
  • руководство и главбух участника не имеют неснятую и не погашенную судимость за экономические преступления.

Отбор проводит региональный орган исполнительной власти на основании двух критериев: стоимости и качества услуг. Критерий качества услуги складывается из критериев:

  • надежности (количество допустимых нарушений графика вывоза ТКО в год);
  • оперативности (срок рассмотрения обращений потребителей);
  • открытости (наличие собственного сайта с возможностью обмена информацией с пользователями);
  • исполнительности (срок возмещения убытков).

Что относится к твердым коммунальным отходам

Какие отходы следует относить к твердым коммунальным? Первичная идентификация производится согласно формулировке в 89-ФЗ. А именно:
«твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами

Обратите внимание, что имеются в виду отходы, образующиеся в помещениях. Иными словами, уличный смет, остатки от обрезки деревьев и кустов, ветки, листья, отходы парков и кладбищ по формулировке 89-ФЗ к ТКО не относятся, ибо они не могу образоваться в помещении.

Федеральный классификационный каталог отходов содержит целый раздел в блоке 7, посвященный коммунальным отходами:
7 30 000 00 00 0 — отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению.

К твердым коммунальным отходам относятся позиции отходов, входящих в подтипы (но не все виды) :
7 31 000 00 00 0 — отходы коммунальные твердые;
7 33 000 00 00 0 — отходы потребления на производстве, подобные коммунальным.

Читайте также:  C какого времени назначаются алименты на ребенка?

Ниже приведен список основных видов отходов, относящихся к твердым коммунальным, внесенных в ФККО:.

7 31 110 01 72 4

отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)

7 31 110 02 21 5

отходы из жилищ крупногабаритные

7 33 100 01 72 4

мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

7 33 100 02 72 5

мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный

7 33 151 01 72 4

мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров

Кто несет ответственность за вывоз строительных отходов?

Строительные отходы от капитального ремонта также относятся к крупногабаритному мусору, но не являются ТКО и соответственно не входят в обязанности регионального оператора. Ответственность за это несут лица, в процессе деятельности которых мусор образовался. Вывоз и утилизация подобных отходов должны производиться отдельно от твердых коммунальных отходов. За нарушение правила предусмотрена административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ. Строительный мусор от капитального ремонта вывозят специализированные компании по отдельному договору. Строительные отходы от капитального ремонта запрещено складировать на контейнерной площадке. Они должны вывозится сразу же и на основе договора со специальной службой по вывозу.

Нормативная и правовая база

На территории РФ используют нормативную технологию сбора и утилизации ненужного материала, вышедшего из строя и отслужившей срок бытовой техники. Расчетная формула применяется для жилого сектора и юридических лиц. Для формулировки нормативов учитываются следующие факторы:

  1. Способ поставки газа в жилые помещения или на предприятие.
  2. Доступ к трубопроводам для сбора мусора.
  3. Система отвода отработанной и подачи чистой воды.
  4. Система отопления жилых и нежилых помещений.
  5. Общий размер жилого или нежилого объекта.
  6. Климатические особенности конкретного региона.

При составлении контракта на вывоз и утилизацию твердых отходов указывается информация о способе складирования коммунального мусора. Исходя из действующих законодательных нормативов документ отражает следующую информацию:

  • доступ к контейнерам;
  • наличие мусороприемных камер;
  • использование специального транспорта;
  • наличие бункеров для хранения отходов;
  • доступ к мусоропроводам.

По прогнозам в ближайшее время запланировано снижение объемов накопления ТКО. Это позволит уменьшить количество полигонов для сбора и хранения мусора во всех регионах Российской Федерации.

Захоронение отходов ТКО — это самый выгодный в плане финансов способ избавление от мусора. Выгодно финансово, но пагубно для окружающей среды, поскольку многие виды ТКО не разлагаются вовсе или на это уйдет несколько десятков, а возможно и сотен лет. К тому же, захоронение требует задействование огромных территорий земли. Для этого отводится специальный полигон для захоронения.

Полигоны обязательно должны располагаться за жилыми зонами, а также вдали от водоохранных, рекреационных, лечебно-профилактических, парковых зон.

Некоторые переработанные и захороненные отходы способны выделять опасный газ, способный нанести вред всему окружающему. Такой свалочный газ также необходимо собирать и утилизировать.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что захоронение имеет лишь одно преимущество перед другими способами утилизации ТКО — дешевизна.

Российская нормативно-правовая база обращения с отходами

Действующие национальные стандарты РФ в сфере ресурсосбережения. За 1994-2003 годы были разработаны и приняты МГС стран СНГ и Госстандартом России 13 следующих стандартов:

  1. ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения;
  2. ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей в документации на продукцию;
  3. ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;
  4. ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов;
  5. ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования;
  6. ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения;
  7. ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения;
  8. ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения;
  9. ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Основные положения;
  10. ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения;
  11. ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей;
  12. ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения;
  13. ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.

Все указанные стандарты направлены на решение проблем ресурсосбережения путем эффективного вовлечения отходов в промышленный оборот, использования современных методов и средств стандартизации и метрологии, необходимых для регулирования этой деятельности, в том числе с использованием таких инструментов, как паспортизация, регистрация, сертификация, лицензирование, а также идентификация, кодирование, классификация, информационное обеспечение, определение опасных и товарных (инертных) характеристик отходов.

Совершенствование российского экологического законодательства в сфере обращения с отходами Российская нормативно-правовая база в области обращения с отходами21 на сегодняшний день во многом устарела, отстает от норм международного права и требует модернизации. Государство слабо стимулирует переработку отходов.

Современные экологические принципы, подходы и требования не учитываются должным образом при размещении госзаказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Изготовление продукции из вторичного сырья не является приоритетным критерием государственных закупок.

Читайте также:  Что такое НДПИ. Объясняем простыми словами

Развитые страны пришли к пониманию необходимости усиления государственного регулирования в области управления отходами. Их утилизация рассматривается как самостоятельная отрасль экономики, тесно связанная с теми отраслями промышленности, где образуются соответствующие виды отходов.

Пересмотр подходов к проблеме обращения с отходами в европейских странах проводится регулярно и влечет изменения в законодательстве. В России основополагающий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят почти 15 лет назад – в 1998 году, и уже в силу этого требует корректировки. Именно на этот закон ориентируется большинство субъектов, занятых в процессе обращения с отходами. Эксперты отмечают, что в нем не закреплены:

  • приоритет утилизации над захоронением;
  • ответственность производителя за утилизацию в конце жизненного цикла;
  • запрещение ввоза неутилизируемой в качестве вторсырья упаковки;
  • необходимость применения наилучших доступных технологий. Основополагающим правовым актом ЕС в области обращения с отходами стала Рамочная директива об отходах.

Важнейшими принципами выбранной в ЕС стратегии в области ресурсосбережения, отходопереработки и управления отходами являются:

  • предпочтение предотвращения образования отходов, а не их размещения на свалках и полигонах;
  • принцип достаточности производственных мощностей и оборудования для утилизации и размещения отходов;
  • внедрение наилучших доступных технологий без чрезмерных финансовых затрат для предприятий;
  • рациональное размещение мощностей по утилизации ближе к производственным мощностям, являющимся источником их образования (что значительно снижает транспортные издержки перемещения отходов);
  • расширение ответственности производителя за весь цикл производимой продукции;
  • соблюдение принципа «загрязнитель платит», согласно которому загрязнитель покрывает затраты на удаление отходов или минимизацию неблагоприятных последствий от них;
  • внимание к превентивным мероприятиям по недопущению ущерба окружающей среде и здоровью населению.

В России в области наилучших доступных технологий до сих пор не сформирована эффективно работающая правовая база, хотя именно это направление способно стимулировать технологическое обновление производств.

В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплен термин «наилучшая существующая технология», что вызывает беспокойство экспертов в связи с тем, что внедрить наилучшую существующую технологию ввиду возможной ее недоступности трудно, в том числе экономически. Поэтому предлагается использовать термин «наилучшая доступная технология», который распространен в европейском законодательстве.

Еще одним недостатком существующе��о законодательства является то, что закон не уточняет критерии отнесения технологий к этой категории и не приводит обоснование выбора этих технологий. В Европейском союзе наилучшие доступные технологии внедряются в промышленности с момента вступления в 1996 году в силу Директивы 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений».

По какому принципу рассчитываются тарифы на услуги по обращению с ТКО и ТБО

В ст. 24, п. 9 №8-ФЗ указано, что органы исполнительной власти региона занимаются осуществлением государственной регуляции тарифов в сфере обращения с отходами. Также эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.

В отношении же операторов региона фиксируется единый тариф на услугу. Все прочие тарифы, которые подлежат регулированию, устанавливаются в отношении операторов исключительно по обращению с ТКО.

В Постановлении Правительства №484 от 30 мая 2016 года утверждены “Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО”, а еще “Основы ценообразования в области обращения с ТКО”.

Согласно второму документу обращение с ТКО оказывается по ценам, означенным по соглашению сторон, однако они не должны превышать утвержденные ранее тарифы.Тут следует иметь в виду, что тарифы фиксируются в отношении каждой конкретной компании, выполняющей регулируемые виды деятельности в результате обращения с ТКО.

Какие именно тарифы подлежат регулированию?

  • на услуги региональных операторов по обращению с ТКО;
  • на обработку;
  • на обезвреживание;
  • на захоронение.

В п. 4 “Правил регулирования…” указано, что каждый тариф действует с начала календарного года в течение минимум 12 месяцев (допустимы редкие исключения). Для этого организация до 1 сентября предшествующего очередному периоду регулирования года предоставляет в органы регулирования предложение об установлении тарифов. Решение выносится в течение 3,5 месяцев и принимается не позднее 20 декабря.

Если же организация, осуществляя захоронение ТКО, использует непосредственно объект обработки, который принадлежит ей по праву собственности, то для компании не устанавливается тариф на обработку ТКО. Издержки учитываются во время установления тарифа на захоронение ТКО.

Оборудование для работы с ТБО

На промышленных предприятиях по переработке мусора имеется специальное оборудование, помогающее утилизации или переработке.

Название оборудования Функции
Шредер Размельчение мусора ножами и дробилками
Пресс Сжимает отходы, уменьшая в объёме
Сортировочная линия Сортирует утиль
Контейнерные шкафы Хранение
Тягач Доставка
Печь Сжигание

Могут присутствовать на предприятии и другие виды механизмов, стационарные и передвижные.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *