- Наследование

Когда коммунальщики освобождаются от НДС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда коммунальщики освобождаются от НДС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Операции по реализации организациями коммунального комплекса коммунальных услуг, на основании п. 1 ст. 146 Кодекса, облагаются НДС в общеустановленном порядке вне зависимости от того, кто приобретает эти услуги.

Вправе ли ТСЖ, управляющая организация включать в счет за коммунальные услуги НДС?

Ресурсоснабжающая организация реализует коммунальную услугу исполнителю — ТСЖ или управляющей организации по стоимости, в которую уже включен налог на добаленную стоимость, поэтому исполнитель, например, ТСЖ не вправе выставлять счет на оплату коммунальных услуг населению с НДС.

Как указано в письме ФНС России от 15.06.2012 N ЕД-3-3/2088, приобретение жилищно-строительным кооперативом коммунальных услуг производится по тарифам, включающим сумму НДС. При дальнейшей реализации коммунальных услуг населению на основании пп. 29 п. 3 ст.

149 Кодекса исчисление НДС не производится, а реализация осуществляется по стоимости, соответствующей стоимости приобретения у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций коммунальных услуг с учетом налога на добавленную стоимость. При этом на основании п. 2 ст.

170 Кодекса сумма НДС, предъявленная жилищно-строительному кооперативу организациями коммунального комплекса, вычету не подлежит и учитывается в стоимости приобретенных коммунальных услуг.

Управляющая компания ЖКХ: ОКВЭД

При регистрации управляющей компании есть еще один важный вопрос – выбор кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Справка! Код ОКВЭД предназначен для того, чтобы регулирующие органы были осведомлены, чем занимается организация.

В случае УК, наиболее приемлемый код деятельности – 70.32.1 — управление деятельностью жилого фонда.

Однако зачастую компании указывают код 70.32 — управление недвижимым имуществом.

Он не противоречит виду деятельности организации и при этом включает в себя сразу три вида деятельности – указанный 70.32.1, 70.32.2 — управление деятельностью нежилого фонда и 70.32.3 — деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества.

В заключении стоит сказать, что организация процесса бухгалтерского учета в управляющей компании чаще всего не вызывает проблем вследствие однотипности и регулярности совершаемых операций. Главное – придерживаться последовательности и непрерывности ведения учета и соблюдать законодательные нормы, в таком случае проблем с регулирующими органами точно не возникнет.

Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.

В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.

Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.

Рост коммунальных тарифов в некоторых субъектах СЗФО и без грядущих законодательных изменений можно назвать очень сущест-венным. К примеру, в Великом Новгороде с 1 июля тепловая энергия подорожала на 12,3 процента, горячая вода — на 11,2 процента, услуги водоснабжения и водоотведения — на 7-8 процентов. В распоряжении правительства РФ речь шла о максимально возможном повышении коммунальных тарифов в области в среднем на 5,5 процента. Но новгородские чиновники, соблюдя необходимые процедуры, перешагнули предельную планку.

— Власти региона утверждают, что повышение тарифов связано с реализацией инвестиционных программ в сфере водо- и теплоснабжения, — делится информацией председатель новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев», кандидат экономических наук Анна Черепанова. — Однако понять, насколько такое решение экономически обосновано, невозможно. Не проводился независимый аудит ни инвестиционных программ, которые сейчас приходится оплачивать населению, ни непосредственно новых тарифов. Хотя депутаты гордумы, которые отказывались голосовать за инициативу о повышении стоимости коммунальных ресурсов, настаивали на проведении независимого аудита. Если НДС в сфере ЖКХ все-таки повысят, новгородцы в любом случае будут платить за коммунальные ресурсы еще больше, чем сейчас. На каждые сто рублей, предусмотренных тарифом, гражданам будут начислять не 18, а 20 рублей. Кроме того, у властей появится дополнительное основание еще раз пересмотреть стоимость коммунальных услуг.

Строго говоря, действующие тарифы не устраивают практически всех поставщиков ресурсов. И чаще всего речь идет не о завышенных показателях, а о занижении планки. Но если, к примеру, водоканал Санкт-Петербурга дополнительная налоговая нагрузка заставит сократить расходы на развитие, другие коммунальные предприятия повышение НДС может отправить за грань рентабельности, отмечают эксперты.

— Поэтому я согласен с необходимостью применения дифференцированного подхода, — подчеркивает Вадим Чекалин. — Поставщиков коммунальных услуг, тарифы которых регулируются государ-ством, вообще не должно, на мой взгляд, затронуть повышение НДС. Что касается нерегулируемых услуг, таких как Интернет, связь, телевидение и так далее, здесь требуется более обстоятельная дискуссия.

Необходимые определения

НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.

В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.

На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.

Другими словами, та часть товарной продукции, которая была добавлена к исходному продукту, и будет представлять собой налогооблагаемую базу. Сам по себе же данный вид налога является косвенным, потому что реализаторы изначально вкладывают его в стоимость каждого изделия, в связи с чем в конечном итоге НДС перечисляется потребителями продукции.

Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.

В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.

Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.

Бухгалтерский учет не рассматривается в отрыве от налогового. Разберемся, какие режимы используют управляющие компании и почему.

Организации в сфере ЖКХ чаще всего работают на УСН и ОСНО. Основными налогами являются налог на прибыль, НДС. При ОСНО рассчитываются и уплачиваются оба налога. Причем ставка того и другого составляет 20%. Неэффективное налогообложение – частая причина работы в минус в первые годы существования управляющей компании.

Что касается НДС, здесь есть один важный нюанс. На услуги, которые предоставляет УК, НДС не распространяется. Правда, согласно НК РФ (ст. 149), все они имеют единую цену. Соответственно, получить большую прибыль, просто подняв стоимость услуг, не получится.

Упрощенка актуальна для некрупных управляющих компаний. Спецрежим имеет ограничения по годовому доходу и штату сотрудников. УСН позволяет выбрать выгодную ставку с учетом объекта налогообложения. Режим исключает необходимость отражения в учете начисления и вычета НДС. Отчетность на УСН имеет сокращенный состав. Все это делает режим приоритетным, если УК укладывается в лимиты по доходу и штату.


Что делать, если правило не выполняется

Если вы не выполнили правило 5%, распределяйте НДС. Так получится узнать, сколько принять к вычету, а сколько отнести в расходы. Делайте распределение в конце квартала, в котором получили имущество, работы, услуги.

Читайте также:  Вменяемость. Понятие и критерии невменяемости

Для начала нужно посчитать долю операций, не облагаемых налогом, в общем объеме операций. Для этого подходит формула:

Доля = СТ осв / СТ общ × 100 %, где:

Затем посчитайте НДС, который нельзя принять к вычету, и нужно учесть в расходах:

НДС нв = НДС вх × Доля, где:

Затем посчитайте сумму налога к вычету по формуле:

НДС выч = НДС вх — НДС нв.

Все показатели для расчета нам уже известны из предыдущих шагов.

В расчете пропорции не учитывайте поступления, которые не являются вашей выручкой. Например, дивиденды, проценты от вкладов, выплаты по ценным бумагам. По некоторым операциям есть свои особенности определения доходов для пропорции. О них мы рассказывали в статье «Раздельный учет НДС».

Ведите учет НДС в Контур.Бухгалтерии. Ведите раздельный учет операций, распределяйте входящий налог и применяйте правило пяти процентов. На основании внесенных в течение квартала данных, сервис автоматически сформирует декларацию, которую останется только отправить в налоговую через интернет. Все новые пользователи могут работать в Бухгалтерии две недели бесплатно.

Правило «5-процентного порога»

В случае наличия как не облагаемых НДС экспортных операций, так и прочих облагаемых этим налогом операций требуется вести раздельный учет по НДС, главной целью которого является распределение входного налога для дальнейшего правомерного принятия его к вычету.

Экспортерам также необходимо вести раздельный учет НДС по операциям со ставкой налогообложения 0% и прочим.

При расчете пропорции реализация работ или услуг за рубежом теперь приравнена к облагаемым операциям. Если работы или услуги подпадают под освобождение по ст. 149 НК РФ, послабление не действует, и они считаются необлагаемыми.
Напомним: если доля необлагаемых операций не превышает 5%, можно принять к вычету весь «входной» НДС. В противном случае ставить налог к вычету или учитывать в стоимости нужно согласно пропорции.

Льгота по НДС для жилищно-коммунальных компаний: в чем суть?

Для УК, ТСЖ и ЖК ограничений для применения УСН нет, так как они не занимаются банковской, микрофинансовой деятельностью и не работают с ценными бумагами.

Тем не менее им могут не позволить перейти на УСН, если:

  • средняя численность работников за налоговый период превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств по данным бухгалтерского учёта превышает 150 миллионов рублей;
  • организация зарегистрирована за пределами РФ;
  • организация не уведомила о переходе в установленные сроки;
  • организация имеет филиалы.

Полный перечень условий, при которых перейти на УСН невозможно, вы найдёте в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

С 2018 года управляющие компании, ТСЖ и ЖК, которые применяют упрощённую систему налогообложения, смогут не учитывать в качестве налогооблагаемых доходов суммы, полученные от собственников в счёт оплаты коммунальных услуг, которые оказаны сторонними организациями (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Для этого между управляющей и ресурсоснабжающей организацией должен быть заключен договор ресурсоснабжения.

Это хорошая новость для УК, ТСЖ и ЖК, хотя без сложностей не обошлось. Так, если договор ресурсоснабжения носит посреднический характер, сумму агентского вознаграждения придётся включить в доходы. На онлайн-семинаре Юрий Романченко подробно объяснил, как правильно рассчитать налоговые расходы при такой схеме отношений. Подробные рекомендации вы найдёте в записи онлайн-семинара.

При исчислении доходов по УСН в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, поступления за коммунальные услуги не будут учитываться в доходах и расходах.

Управляющие организации, ТСЖ и ЖК не вправе до окончания налогового периода сменить режим налогообложения.

Однако при несоблюдении отдельных условий они могут утратить право на применение упрощённой системы налогообложения. Перечислим такие условия:

  1. Превышение доходов налогоплательщика за отчётный период.
  2. Превышение установленного ограничения по численности работников и стоимости основных средств.
  3. Ведение деятельности, при которой не допускается применение УСН или ограничен выбор объекта налогообложения (п. 3 ст. 346.12 НК РФ, п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

Организационная форма ТСЖ позволяет председателю выбирать форму налогообложения из доступных для юридических лиц видов. В зависимости от структуры доходов и расходов конкретного дома, проводится оптимизация платежей в бюджет лишь за счет смены режима. Какими налогами облагается ТСЖ и по какой ставке, зависит от выбранной системы налогообложения.

При применении общей системы, ТСЖ обязано оплачивать следующие виды сборов:

  • Налог на добавленную стоимость, начисляемый только на действия (производство товаров и оказание коммунальных услуг), которые производятся товариществом самостоятельно.
  • Налог на прибыль, представляющий собой разницу доходов и производственных расходов, полученных (понесенных) в ходе реализации функций ТСЖ. Некоторые организации вовсе избегают выплат по данному пункту, поскольку не извлекают никакого дополнительного притока денежных средств (являются некоммерческими и сводят нулевой баланс). Паевые платежи, взносы граждан, согласно судебной практике, не учитываются.
  • Налог на имущество и земельный налог ТСЖ являются еще более специфическими: несмотря на фактическое распоряжение общими площадями здания, платежи возлагаются на жильцов, хотя все юридическое сопровождение оказывает коллективный орган. Исключение составляет имущество, используемое для оказания услуг и купленное для нужд ТСЖ.

Отдельная категория платежей – это взносы в фонды пенсионного, социального и медицинского страхования. То, какими налогами облагается вознаграждение председателю ТСЖ, зависит от формы его найма. Например, будучи сотрудником организации, в отношении него производится оплата НДС, НДФЛ (форма №2).

Действующие налоговые ставки определены в НК РФ: любые изменения в размере взимаемой платы отражаются в кодексе путем принятия федерального закона. Налоговая база для НДС включает в себя все завершенные операции по поддержанию домовой инфраструктуры и оказанные гражданам услуги. Размер косвенного платежа составляет 18% от выручки, полученной в результате совершения основной деятельности.

Налог на прибыль в отношении ТСЖ взимается только с той части средств, которая официально признается, как доходы и расходы. Если деятельность товарищества убыточная, существует базовая ставка налогообложения. В остальных случаях выплачивается 20% от установленной разницы (чистой прибыли).

Налоги ТСЖ на УСН в 2020 году могут быть представлены следующими видами:

  • 6% от выручки;
  • до 15% от чистой прибыли;
  • приобретение патента (стоимость устанавливается регионами).

Несмотря на выгоду УСН, использование его товариществами ограничено верхней планкой оборота – 150 миллионов в год.

Де-юре налогообложения можно избежать: ТСЖ имеет право не приобретать в собственность объекты стоимостью более 40 тысяч рублей (строения, технику), а также оказывать услуги за счет полученных с населения платежей. На деле данная практика не распространена, поскольку лишает товарищество инвестиционного стимула (возможность развивать организацию, предоставляя более качественные услуги).

От уплаты НДС можно отказаться, если передать оказание всех услуг подрядчикам и полностью уйти от самостоятельной деятельности. Несомненно, что в стоимость коммунальных услуг будет включена плата, которую платит посредник в качестве налогов. Обязанность по выставлению счетов-фактур при этом сохраняется – в документе указывается, что деятельность не облагается НДС. Следует отметить, что имущественный вычет при этом не применяется.

При расчете налога на прибыль следует учесть, что целевые поступления, сделанные гражданами на решение общедомовых задач, не могут учитываться, как доход некоммерческой формы управления.

В НК РФ устанавливается понятие налогового периода – срока, в рамках которого вся деятельность является подотчетной и налогооблагаемой. Налоги для ТСЖ в 2020 году уплачиваются по общему графику. Если ТСЖ применяет упрощенную систему взимания сборов, дата предоставления отчетности наступает 31 марта. В течение 25 дней с этого момента необходимо произвести оплату всех установленных налоговых (не страховых) платежей. При общей системе, оплата и предоставление подтверждающих бумаг осуществляются ежеквартально, но данная система практически не применяется.

Отчетность за сотрудников с последующей уплатой НДФЛ производится до 1 апреля следующего года. Списочная численность сотрудников соотносится со статическими данными Росстата также до 1 апреля. Спустя месяц после отчетного периода предоставляются бумаги на оплату страховых взносов на работающих сотрудников.

Если налоги не были перечислены в срок, на сумму начисляется пеня в размере суточной доли годовой ставки рефинансирования. Злостное уклонение может вести к наложению штрафа в размере от 20 до 40% от неуплаченной задолженности.

Читайте также:  Порядок оформления декретного отпуска + документы

ТСЖ обязаны производить уплату налоговых взносов в следующем порядке:

  1. В течение года фиксируются все доходы и расходы в рамках приходных книг или банковского счета.
  2. ТСЖ не обязано вести кассовый учет в обычной форме (не требуется кассовый аппарат). Фиксация взносов, если они осуществляются непосредственно в офисе товарищества, производится на основании бланков строгой отчетности.
  3. Бухгалтер формирует декларацию и перечень документов, подтверждающий доходы и расходы организации. Данные меры осуществляются либо ежеквартально, либо по окончании отчетного периода.
  4. 31 марта предоставляется декларация в управление ФНС, на территории которого находится многоквартирный дом.
  5. Вне зависимости от решения налоговой, платеж в рамках декларации должен быть произведен не позднее 24 апреля.
  6. Электронная отчетность может быть сдана на 5 дней позднее.
  7. Банковский документ предоставляется в отделение.

Налоговая политика Российской Федерации в области ЖКХ

« Назад

06.02.2014 17:34

Учет НДС при возмещении услуг связи арендатором.

Ситуация: Организация открыта в феврале 2013 года, заключила договор аренды, который представлен в прикрепленных файлах.

В договоре аренды коммунальные услуги включены в арендную плату и НДС принимается к вычету, а услуги связи компенсируются арендодателю! По акту передача возмещения — НДС представлен как услуга, проводились эти расходы как услуги на 44.1 счет, вид деятельности — торговля.

Далее эти расходы в конце квартала списываются на 90.7 счет «Расходы на продажу», но указанные суммы НДС арендатор не может учесть в качестве расходов при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 27 декабря 2007 г.

N 03-03-06/1/895), «Арендатор для целей налогового учета включает сумму компенсации, перечисленную арендодателю за потребленные услуги связи, в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии, что все расходы экономически обоснованны» (ст. 252 НК РФ).

Оплата коммунальных услуг с течением времени становится для современных граждан все более и более актуальной проблемой и, в частности, это связано с тем, что они создают серьезную финансовую нагрузку.

В частности, достаточно часто люди стараются понять, облагаются ли коммунальные платежи НДС или нет.

НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.

В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.

На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.

Другими словами, та часть товарной продукции, которая была добавлена к исходному продукту, и будет представлять собой налогооблагаемую базу. Сам по себе же данный вид налога является косвенным, потому что реализаторы изначально вкладывают его в стоимость каждого изделия, в связи с чем в конечном итоге НДС перечисляется потребителями продукции.

Новые льготы по НДС установлены для таких налогоплательщиков, как управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее — налогоплательщики). На иные организации, например, предоставляющие коммунальные услуги и выполняющие ремонтные работы самостоятельно (при непосредственном управлении многоквартирным домом), а также компании, управляющие коммерческой недвижимостью, льготный порядок исчисления НДС не распространяется.

Согласно новому пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ такая операция, как реализация коммунальных услуг, предоставляемых названными выше налогоплательщиками, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Законодатели не разработали таких понятий, как «коммунальные услуги», «предоставление коммунальных услуг». На основании п. 1 ст. 11 НК РФ при применении налогового законодательства следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных актов. В частности, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено понятие коммунальных услуг. Это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом в качестве исполнителя коммунальных услуг рассматривается лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Как видим, для формулирования условий применения льготы по НДС законодатель воспользовался положениями из Правил предоставления коммунальных услуг, которые подвергаются критике из-за трактовки оказания коммунальных услуг в целом. Сейчас фактически такая трактовка перекочевала в НК РФ: исполнитель коммунальных услуг реализует коммунальные услуги гражданам.

Заметим, что согласно Правилам предоставления коммунальных услуг исполнитель приобретает у РСО коммунальные ресурсы и, используя внутридомовые инженерные системы, предоставляет гражданам коммунальные услуги. Согласно пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ предполагается, что налогоплательщики (управляющие организации, ТСЖ), предоставляющие коммунальные услуги, вправе применять льготу при условии приобретения у коммунальных предприятий коммунальных услуг. Таким образом, налицо перепродажа услуг, узаконенная теперь в Налоговом кодексе.

Добавим, что в первой редакции законопроекта N 164297-5 освобождалась от налогообложения реализация коммунальных услуг при условии приобретения их только у организаций коммунального комплекса. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» под организацией коммунального комплекса понимается лицо, эксплуатирующее системы коммунальной инфраструктуры, используемые для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Добавление поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций позволяет охватить весь перечень возможных коммунальных услуг.

Формулировка нового пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ позволяет говорить об освобождении от обложения НДС реализации коммунальных услуг, которые в неизменном виде передаются от РСО потребителям.

Осуществление операций, не облагаемых НДС, означает, что налогоплательщики не начисляют налог на стоимость реализованных работ, услуг. Тем не менее они обязаны составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ налогоплательщик оформляет расчетные и первичные учетные документы, а также выставляет счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Эти требования исключают возможность введения контрагента в заблуждение относительно цены товара, а также выступают гарантией надлежащего информирования контрагента относительно предпосылок получения им налогового вычета (Определение КС РФ от 07.11.2008 N 1049-О-О).

Изменение порядка налогообложения жилищно-коммунальных услуг у налогоплательщиков не должно повлиять на размер платежей, вносимых населением, а призвано лишь исключить из практики налогоплательщиков нерациональные операции по начислению и принятию к вычету НДС в одинаковом размере. Так, оплачивая коммунальные услуги по тарифу для населения, включающему налог, управляющая организация не имеет ни права, ни возможности начислять плату за коммунальные услуги гражданам исходя из тарифа, уменьшенного на НДС. Ведь сама стоимость коммунальных ресурсов (сформированная с учетом затрат организации коммунального комплекса) не могла измениться только потому, что для посредника, не создающего добавленной стоимости, введена налоговая льгота.

Налогоплательщик, руководствующийся пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, не вправе применять вычет «входного» налога, предъявленного поставщиками и подрядчиками, и не должен начислять налог в бюджет со стоимости реализованных работ и услуг. Однако налогоплательщик обязан исполнять федеральное и региональное законодательство и предоставлять отдельным категориям граждан льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде скидок с цены (тарифа). В связи с этим он имеет право получить соответствующую компенсацию из бюджета.

Согласно абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ если работы, услуги реализуются с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, то налоговую базу следует определять как стоимость реализованных работ, услуг, исчисленную исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы льгот при определении налоговой базы не учитываются. На этом основании организации, уплачивающие НДС в отношении коммунальных услуг, могут рассчитывать на компенсацию из бюджета суммы льгот без учета НДС (другими словами, тариф уменьшается на сумму НДС) . Дело в том, что получение сумм возмещения убытка не является налогооблагаемой операцией, а НДС сумму убытка не формирует, так как налогоплательщик не уплачивал в бюджет НДС по предоставленным населению льготам.

Читайте также:  Стоимость 1 пенсионного балла в 2023 году

Комментируемый Закон внес дополнения в гл. 21 НК РФ не только в части расширения операций, освобожденных от налогообложения. Так, начиная с 2010 г. в ст. 162 НК РФ появится новый п. 3. Согласно данному пункту все те же категории налогоплательщиков (названы в начале статьи) не включают в налоговую базу денежные средства, полученные на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Как видим, законодатель воспользовался формулировкой, аналогичной той, что представлена в пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ. Однако нормы гл. 21 НК РФ в этой части не корреспондируют с правилами гл. 25 НК РФ, в частности со ст. 324, поэтому, полагаем, трудностей у налогоплательщиков не возникнет.

Фактически п. 3 ст. 162 НК РФ освобождает от налогообложения суммы предварительной оплаты, полученные налогоплательщиками в счет проведения текущего и капитального ремонта общего имущества в следующих периодах. Причем независимо от того, пользуется ли налогоплательщик льготой, предусмотренной пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Для правомерности неначисления НДС на поступившие суммы платежей за ремонт, запланированный на следующие периоды, в решении общего собрания собственников помещений о ремонте следует отразить, что ремонт финансируется путем формирования резерва (например, на отдельном расчетном счете).

Итак, комментируемые изменения в НК РФ нельзя признать однозначно положительными для субъектов управления многоквартирными домами. Многие формулировки вызывают новые вопросы и проблемы.

В целом управляющим организациям поправки на руку, поскольку дают возможность не отвлекать денежные средства на уплату НДС. Причем использование льготы выгодно только компаниям, которые не выполняют никаких работ самостоятельно, — так называемым дирекциям заказчика. Если управляющая организация имеет большой штат технических специалистов и выполняет работы своими силами (частично или полностью), применение льготы повлечет необходимость ведения раздельного учета НДС. Совмещение облагаемых и необлагаемых операций не только повышает трудоемкость ведения учета, но и в некоторых случаях не столь выгодно, как может показаться, в плане налоговой нагрузки (компания теряет часть налогового вычета по общехозяйственным расходам). В такой ситуации многие налогоплательщики видят выход в отказе от льгот либо в реструктуризации бизнеса.

Из этой статьи вы узнаете обо всех изменениях по НДС в 2020 году, которые приняты законодателями.

С 1 января 2020 года региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) получили льготу по НДС: теперь им не нужно начислять налог с услуг по обращению с ТКО.

Данная льгота распространяется на услуги, которые региональные операторы оказывают по предельным единым тарифам, установленным региональными законами. При этом тарифы должны быть утверждены без НДС.

Воспользоваться льготой можно в течение 5 последовательных календарных лет с года, в котором власти региона введут единые тарифы.

Это новый подп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ (внёс подп. «а» п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 2 Закона от 26.07.2019 № 211-ФЗ).

Закон от 29.09.2019 № 322-ФЗ с 1 января 2020 года расширил перечень операций, облагаемых НДС по ставке 0%.

Так, железнодорожные перевозчики получили право применять нулевую ставку НДС не только при международных перевозках товаров, но и при (новая редакция ст. 164 и 165 НК РФ):

  • транзитной перевозке порожних вагонов и контейнеров через территорию России;
  • реализации работ/услуг, напрямую связанных с перемещением порожняка через Россию, если стоимость работ или услуг указана в перевозочных документах.

При этом учитывается транзит через страны ЕАЭС.

Кроме этого, авиационным компаниям и авиастроителям тоже разрешили применять ставку НДС 0%. Это новые подп. 15-17 п. 1 ст. 164 НК РФ. п. 3 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 324-ФЗ.

Речь идёт о реализации ими:

  • гражданских воздушных судов, зарегистрированных в госреестре;
  • работ и услуг по строительству гражданских воздушных судов;
  • авиадвигателей, запчастей и комплектующих для строительства, ремонта и модернизации гражданских воздушных судов;
  • услуг по передаче в аренду/лизинг гражданских воздушных судов, зарегистрированных в госреестре.

Во всех случаях обязательное условие получения льготы – представление в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

При реализации коммунальных услуг есть льгота. НДС не начисляйте, когда коммунальные услуги оказываете в жилых помещениях. В остальных случаях, например при реализации услуг в административных зданиях, НДС начислите в общем порядке. Это следует из подпункта 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 17 июня 2016 г. № СД-3-33/2768.
Отвечает Ваш персональный эксперт
Нет, указанные льготы по нежилым помещениям применять нельзя. А вот собственник объекта для этого случая значения не имеет. Иными словами, если юридическое лицо владеет жилым объектом, то коммунальные услуги для него так же следует выставляет без НДС. Это следует из подпункта 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 17 июня 2016 г. № СД-3-33/2768.

Что делать с расходами?

С 01.01.2018 УК, применяющие УСНО, не учитывают при определении объекта налогообложения доходы, полученные ими от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями (пп. 4 п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Эта норма, как уже не раз указывал Минфин, распространяется и на УК, выступающих в качестве исполнителей коммунальных услуг, которые приобретают коммунальные ресурсы у РСО на основании договоров ресурсоснабжения (последние письма об этом – от 17.07.2018 № 03-11-06/2/49839, 03-11-06/2/50011, 03-11-06/2/50009).

Согласно пп. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД определяются в договоре управления домом, заключаемом собственниками помещений или органом управления ТСЖ, ЖК, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива с УК, выбранной в установленном порядке для управления МКД. При этом УК не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления МКД условий о предоставлении тех коммунальных услуг, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства дома, а также не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.

Проводки в бухучете УК

Теперь рассмотрим бухгалтерские проводки, число которых превышает другие расчеты в управляющей компании. Чтобы было удобнее, разделим их на два подраздела, которые обозначили ранее:

Покупка ресурсов:

  • Д20 К60 – приобретение электричества, воды и газа у ресурсоснабжающих организаций;
  • Д19 К60 – воспроизведен НДС по купленным ресурсам;
  • Д68 К19 – НДС пропущен к вычету;
  • Д60 К51 – переведены деньги в счет платежей за купленные ресурсы.

Предоставление услуг жильцам многоквартирных домов:

  • Д62 К90/1 – выставление счета коммунальных организаций;
  • Д 90/2 К20 – отображена себестоимость предоставленных КУ;
  • Д90/3 К68 – компанией рассчитан НДС;
  • Д51 К62 – оплата от жителей;

Общая система налогообложения (ОСН, ОСНО) в 2019 году

Общая (стандартная) система налогообложения – это самый сложный режим налогообложения из всех существующих в России, характеризующийся большим количеством налогов, обязанностью ведения полного бухгалтерского и налогового учета.

На ОСНО по умолчанию переводятся все предприниматели и организации, не определившиеся с выбором системы налогообложения при регистрации, а также те, которые больше не вправе применять ни один из специальных налоговых режимов: УСН, ПСН, ЕНВД и ЕСХН.

На общую систему не распространяются никакие ограничения по видам деятельности, количеству сотрудников, полученным доходам и т.д. Как правило, большинство крупных компаний работает на ОСНО и как плательщики НДС предпочитают также работать с теми, кто платит этот налог.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *