Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Составляем акт выполненных работ: Минфин разъясняет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Унифицированной формы этого документа нет, её можно разработать самостоятельно. Удобнее всего согласовать вариант акта, как приложение к договору, и использовать только его. Если же требования к форме документа договором не предусмотрены, то обычно его составляет исполнитель и предлагает заказчику для подписания.
Правила оформления электронных первичных документов
Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):
-
квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);
-
простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.
В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:
1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;
2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).
Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).
Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).
Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.
В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.
При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:
Изменения электронного первичного документа |
Обоснование |
Изменение размера граф и строк |
Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 |
Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой |
|
Добавление вкладных листов |
Заполнение акта завершенных работ на услуги
В большинстве случаев документ составляет исполнитель, поскольку именно он ответственен за качество и итоги оказываемых услуг. После заполнения всех пунктов заказчику нужно лишь изучить внесенные сведения и утвердить акт. Заполнение документа должно осуществляться аккуратно. В случае допущения ошибок лучшим решением будет не их исправление, а оформление нового документа. При ручном составлении нужно следить за разборчивостью почерка. Этот документ должен четко отражать то, какие услуги предоставлялись и их цену.
После подписи акта обеими сторонами и произведением каждой выплаты заказчиком сотрудничество можно считать оконченным. После этого акт передают на хранение в архив компании. При присутствии крупного списка оказываемых услуг можно начертить таблицу для более удобного их перечисления. В случае составления акта между конторами снизу должны быть поставлены подписи управленцами или другими работниками организации, наделенными соответственными полномочиями.
Требования, предъявляемые к оформлению стандартизированных актов выполненных работ
В случаях, особо предусмотренных действующим законодательством, при документальном оформлении выполненных работ (оказанных услуг) организация обязана использовать унифицированные формы актов или же формы актов, утвержденные соответствующими нормативно-правовыми актами.
Так, при выставлении актов строительными подрядными организациями за работы по капитальному строительству и ремонту объектов применяются типовые формы первичных документов, утвержденные Постановлением Росстатагентства России от 11 ноября 1999 г. N 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ», — «Акт о приемке работ» (форма N КС-2) и «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» (форма N КС-3).
Предлагаемая к применению типовая форма акта выполненных работ (оказанных услуг)
Если обратиться к вопросу разработки типовой формы акта, которая могла бы применяться в большинстве случаев, то необходимо отметить следующее.
Прежде всего, такой документ должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Кроме того, в акте рекомендуется отражать и другие реквизиты.
Например, в нем следует указать дату фактического принятия работ, которая может отличаться от даты оформления самого акта. При этом следует учитывать, что именно от даты приемки работ начинает применяться гарантийный срок на выполненные работы.
Что касается необходимости удостоверения оформленных актов печатями организаций, то данный вопрос рекомендуется решать согласно заключенному договору или достигнутым в дальнейшем соглашениям. Если особо данный вопрос договором не разрешен, печати могут и не проставляться. Если же возникает необходимость особо удостоверить правомочность документов, то по договоренности в оформляемом акте можно предусмотреть такой реквизит, как мастичная (в том числе гербовая) печать каждой из сторон.
Зачем нужен акт об оказании услуг
В первую очередь следует сказать, что в акте фиксируется факт того, что все необходимые услуги были выполнены в срок и в надлежащем качестве. Также он подтверждает, что у заказчика отсутствуют претензии к исполнителю (список всех предоставленных услуг вносится в специальную таблицу, содержащуюся в документе).
Таким образом, акт является законным основанием для производства окончательных расчетов по подрядному договору между заинтересованными сторонами.
Если говорить о заказчике, то акт включается еще и в финансовую отчетность, в том числе по учету понесенных расходов и на его основе происходит снижение базы налогового обложения.
В тех случаях, если заказчик остается недовольным качеством предоставленных услуг, это также отражается в акте отдельным пунктом.
В нем подробно перечисляются выявленные недочеты, дефекты, ошибки и указывается период, в течение которого необходимо их устранить. Если же работы по устранению нарушений не проводятся, заказчик вправе подать на исполнителя в суд.
Точно также в суд может подать и исполнитель, например, при задержке или уклонении заказчика от оплаты.
То есть, акт об оказании услуг может стать аргументом в судебном споре между контрагентами, причем как с одной, так и с другой стороны.
В других же ситуациях документ, наоборот, может являться гарантией от необоснованных претензий и возникновения судебных разбирательств.
Стоит отметить, что если дело дойдет до суда, а акта между сторонами не будет, его отсутствие судья может расценить, как нежелание соблюдать законодательно установленную процедуру оформления оказания услуг. Это в свою очередь может привести к наложению штрафных санкций со стороны надзорных органов.
Акт об оказании услуг
Стоит отметить, что если дело дойдет до суда, а акта между сторонами не будет, его отсутствие судья может расценить, как нежелание соблюдать законодательно установленную процедуру оформления оказания услуг. Это в свою очередь может привести к наложению штрафных санкций со стороны надзорных органов.
Документ можно оформлять на обычном листе А4 формата или же на фирменном бланке предприятия, причем как от руки, так и на компьютере (это не имеет значения). Делать нужно два экземпляра – по одному для каждой из сторон. При этом обе копии акта необходимо подписать руководителями обеих организаций (или уполномоченными действовать от их имени сотрудников) и проштамповать печатями (только при их наличии, т.к. с 2022 года юридические лица по закону имеют право не визировать свои бумаги при помощи штампов и печатей).
Акт о выполненных работах (оказанных услугах) относят к внешним первичным учетным документам, и каждая фирма имеет право самостоятельно разработать и утвердить его форму. Заказчик и исполнитель должны договориться между собой и предусмотреть в тексте самого договора на выполнение работ (оказание услуг), как они будут оформлять сдачу-приемку выполненных работ (оказанных услуг) (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ); Информация Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).
Многие бухгалтеры при получении актов выполненных работ (услуг) задаются вопросом, следует ли расшифровывать оказанные работы и услуги. Например, нужно ли указать просто «консультационные услуги» или же детально расписывать, в каких конкретно аспектах производилось это консультирование, каким специалистом (а их время зачастую стоит по-разному), сколько часов этого консалтинга было и т.д.
Организация обучения требованиям охраны труда
Самые большие сложности у работодателя могут возникнуть при определении потребности в обучении требованиям охраны труда.
Законодатель довольно запутанно определил, кого и по каким программам нужно учить. Ниже приведены требования к видам обучения работников по программам обучения, а так же месту их обучения (в своей организации или в образовательной организации).
По программе обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда
(не менее 16 часов) |
По программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков
(не менее 16 часов) |
По программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования
п.46в |
---|---|---|
работодатель (руководитель организации) | ||
заместители руководителя организации, на которых приказом работодателя возложены обязанности по охране труда | ||
руководители филиалов организации | ||
руководители структурных подразделений организации и их заместители | ||
руководители структурных подразделений филиала и их заместители | ||
специалисты по охране труда | ||
члены комитетов (комиссий) по охране труда | ||
уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов организаций | ||
лицо, назначенное на микропредприятии работодателем для проведения проверки знания требований охраны труда | ||
члены комиссий по проверке знания требований охраны труда + все программы, по которым проверяют работников | члены комиссий по проверке знания требований охраны труда + все программы, по которым проверяют работников | |
лица, проводящие инструктажи по охране труда и обучение требованиям охраны труда + все программы, по которым инструктируют и обучают работников | работники, непосредственно выполняющие работы повышенной опасности | |
работники организации, отнесенные к категории специалисты | лица, ответственные за организацию, выполнение и контроль работ повышенной опасности | |
работники рабочих профессий |
Обучение проводится по программам, разрабатываемым с учетом требований приложения 3 к Постановлению №2464.
При необходимости обучения работников по оказанию первой помощи и по использованию (применению) СИЗ темы/вопросы по этим направлениям включаются в программы обучения требованиям охраны труда. Стоит обратить внимание, что при проведении обучения и проверки знаний по нескольким направлениям (первая помощь, СИЗ, требования охраны труда) комиссия должна быть обучена по ним всем. Плюс члены комиссии должны быть обучены по всем программам обучения, обязательным для работников, проверку знаний которых они проводят.
Проверка знаний оформляется протоколом, несколько отличающимся от протокола, форма которого была установлена Постановлением №1/29.
Этот документ свидетельствует о том, что на основе контракта (договора) выполнены работы или оказано обслуживание в полном объеме и в установленные сроки. В нем отражают количественные и качественные характеристики исполнения подрядчиком условий заключенного госконтракта.
Он подписывается как заказчиком, так и поставщиком и является завершающим этапом реализации государственного контракта.
Один экземпляр остается в организации, исполняющей роль заказчика, другой передается исполнителю работ.
Данный документ может служить:
- доказательством в судебных спорах заказчика с исполнителем, когда предметом конфликта оказываются услуги, не имеющие материального эквивалента, который можно было бы оценить или протестировать (объекты художественного творчества, интеллектуального труда, профессиональных знаний.
- источником при составлении промежуточной и итоговой бухгалтерской отчетности об освоении выделенных бюджетных средств.
- основанием для оплаты исполненных работ и подтверждением целевого использования бюджетных ассигнований (при подписании обоими контрагентами).
Составляют акт оказания услуг или выполненных работ и в том случае, если заказчик отказывается принимать работы, и когда работа выполнена не в полном объеме или не выполнена вовсе. В таких ситуациях в актуальном протоколе обязательно отражают обнаруженные нарушения, которые препятствуют приемке результатов госзаказчиком, и обозначают срок, в течение которого их придется устранить.
Универсальный передаточный документ
Стороны могут составить акт об оказании услуг в форме универсального передаточного документа (УПД), предложенной к использованию ФНС России в Письме от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры».
Форма УПД основана на форме счета-фактуры и объединяет в себе указанные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательные реквизиты первичных учетных документов и информацию счетов-фактур, используемых в целях исполнения законодательства по налогам и сборам, которая предусмотрена гл. 21 НК РФ и Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
В договор возмездного оказания услуг сторонами может быть включено условие о том, что факт оказания услуг будет подтверждаться путем составления универсального передаточного документа. Это не противоречит ни положениям гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг, ни требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Предложенная ФНС форма предполагает два возможных статуса УПД:
-
документ, объединяющий счет-фактуру и передаточный акт (статус документа «1»);
-
только передаточный акт (статус документа «2»).
Во втором случае не заполняются поля (или в них ставятся прочерки), которые предназначены для показателей, установленных в качестве обязательных исключительно для счета-фактуры. Статус УПД указывается при заполнении формы путем проставления отметки в соответствующей графе. Однако важно помнить, что фактический статус зависит от заполнения полей (реквизитов) формы (Приложение № 4 к Письму ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@). Если заполнены только поля, предназначенные для первичного учетного документа (передаточного акта), то УПД может использоваться для подтверждения факта оказания услуг, но не будет применяться в качестве счета-фактуры.
ФНС России в указанном Письме отметила, что форма универсального передаточного документа носит рекомендательный характер и не ограничивает права хозяйствующих субъектов на использование иных соответствующих условиям ст. 9 Закона № 402-ФЗ форм первичных учетных документов (из действовавших ранее альбомов или самостоятельно разработанных) и формы счета-фактуры, установленной Постановлением № 1137.
Заполняем образец акта выполненных работ по договору оказания услуг
Акт выполненных работ — это первичный документ, отражающий факт реализации поставщиком условий по договору оказания услуг.
Этот документ свидетельствует о том, что на основе контракта (договора) выполнены работы или оказано обслуживание в полном объеме и в установленные сроки.
В нем отражают количественные и качественные характеристики исполнения подрядчиком условий заключенного госконтракта. Он подписывается как заказчиком, так и поставщиком и является завершающим этапом реализации государственного контракта.
Один экземпляр остается в организации, исполняющей роль заказчика, другой передается исполнителю работ.
Составляют акт оказания услуг или выполненных работ и в том случае, если заказчик отказывается принимать работы, и когда работа выполнена не в полном объеме или не выполнена вовсе. В таких ситуациях в актуальном протоколе обязательно отражают обнаруженные нарушения, которые препятствуют приемке результатов госзаказчиком, и обозначают срок, в течение которого их придется устранить.
Документация служит существенным доказательством в судебных разбирательствах с исполнителем при наступлении спорных моментов по контракту, предметом которого являются нематериальные услуги, результат которых нельзя продемонстрировать, оценить или измерить.
Примеры таких закупок — заказы на использование интеллектуальных, профессиональных знаний исполнителя с целью выполнения потребностей организации-заказчика. В этом случае документ свидетельствует о выполнении и отражает полноту и сроки выполнения работ.
Документация о согласовании результатов является немаловажной и для организации-заказчика при составлении промежуточной и итоговой бухгалтерской отчетности об освоении выделенных бюджетных средств. Документ, подписанный обеими сторонами, является основанием для оплаты исполнителю и подтверждает целевое использование бюджетных ассигнований.
Как заполнить акт оказанных услуг с физическим лицом
Форма акта оказанных услуг не имеет единого шаблона, который закреплен законодательными нормативами. Поэтому лица, составляющие такую документацию, могут оформлять ее в свободном виде. Документ можно напечатать или написать от руки.
В заполнении акта оказанных услуг с физическим лицом нет никаких особенностей, кроме того, что одним из участников договорных обязательств выступает частное лицо.
Если акт составляется юридическим лицом, то организация может использовать уже установленную в своей учетной политике форму.
Акт сдачи-приемки оказанных услуг составляется в двух экземплярах и передается обеим сторонам. Чтобы документация имела юридическую силу, нужно прописать там основные реквизиты:
- название бумаги, информация о ее составлении (дата, место);
- сведения о том, к какому договору прикладывается акт;
- прописываются участники сдачи-приемки;
- дается информация о факте хозяйственной деятельности (в данном случае – об услуге). Ее суть, когда и кем исполнена, какие работы были проведены в рамках договора;
- ставятся подписи.
Требования к акту выполненных работ, оказанных услуг
Каждый гражданско-правовой договор должен в обязательном порядке завершаться подписанием акта обоими сторонами. Акт выполненных работ (оказанных услуг) завершает договорные отношения между сторонами и свидетельствует о соответствии результата работы условиям договора. В противном случае отсутствие подписанного акта может служить основанием для контрагента по договору обратиться с иском в суд на организацию. Иск может быть подан на неудовлетворительное качество работы или услуги. Также в исковых требованиях вторая сторона по договору может указать на неисполнение работы. Несмотря на то, что организация в полном объеме выполнила работы по договору, иск может быть удовлетворен судом.
При оказании вышеперечисленных услуг оформляются документы, но только свидетельствующие о получении денежных средств и наименовании товара. Для таких видов услуг ответ на вопрос обязателен ли акт выполненных работ, очевиден. Для них не требуется письменного оформления договорных отношений и не требуется оформлять акт. Все претензии по таким услугам могут быть рассмотрены в рамках закона о защите прав потребителя.
Обязательные реквизиты акта оказанных услуг
Данные в акте не совпадают с информацией в договоре. Подобная ситуация может сложиться из-за расширения объема работ. В этом случае необходимо сверить данные, которые содержатся в дополнительном соглашении к основному договору. Объем и стоимость услуги в договоре или допсоглашении должны быть идентичны подобным показателям в акте на оказание услуг. Так, если в договоре речь идет об услугах по доставке и выгрузке товаров, в акте должно быть это же наименование. Если в нем указаны, например, транспортные услуги, у ревизоров могут возникнуть вопросы.
6. Акт подписал не руководитель учреждения или исполнителя. Первичку может подписать любое уполномоченное лицо. Законодательство не запрещает руководителям делегировать полномочия на подписание каких-либо документов своим подчиненным. И это логично.