- Миграция

Что делать если сняли с очереди на жилье

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать если сняли с очереди на жилье». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Комментарии к ст. 56 ЖК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

2. Правоотношение, возникающее между гражданином и компетентным органом по поводу предоставления первому конкретного жилого помещения по договору социального найма, характеризуется юридическим равенством сторон: никто не может обязать гражданина встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При постановке на такой учет граждане вправе самостоятельно решить, вставать им на учет или нет. Исходя из этого они по своему усмотрению могут и отказаться от своего права состоять на учете. Поэтому п. 1 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает в качестве основания для снятия с учета случай подачи гражданами заявления о снятии их с учета.

Жилищный кодекс РФ не предъявляет специальных требований к такому заявлению, поэтому оно может быть составлено в свободной форме. При этом достаточно очевидно, что указанное заявление должно быть представлено в орган, где гражданин, обращающийся с просьбой о снятии его с учета в качестве нуждающегося, состоит на учете, и подписано данным гражданином, орган, осуществляющий учет, обязан удостовериться в том, что заявление подает надлежащее лицо.

3. Следует обратить внимание на то, что в отличие от ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, которая предусматривает возможность принятия на учет недееспособных граждан на основании заявлений о принятии их на учет, поданных их законными представителями, комментируемая статья не определяет заявительного порядка снятия таких граждан с учета. Поэтому законный представитель недееспособного гражданина, однажды подав заявление о постановке на учет такого гражданина, уже не сможет в дальнейшем по своему усмотрению снять его с учета, подав соответствующее заявление. Недееспособный гражданин может быть снят с учета только по инициативе органа, осуществляющего учет, в случае утраты таким гражданином оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо выявления иных обстоятельств, служащих в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи основанием для снятия с учета.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся.

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта, и иные отдельные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта Федерации, при условии, что такие граждане по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ, являются нуждающимися в жилых помещениях (см. комментарий к ст. ст. 49, 51, 52 и 57 ЖК).

Пункт 2 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает основание для снятия с учета граждан в случае утраты ими права состоять на данном учете, т.е. когда граждане утрачивают свой статус, связанный с признанием их малоимущими или относящимися к особой названной в законе категории граждан либо нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Таким образом, основаниями для снятия граждан с учета могут стать следующие обстоятельства:

1) увеличение доходов, приходящихся на каждого члена семьи, состоящего на учете (к примеру, доходов, связанных с получаемых членами семьи по трудовым договорам выплат, предусмотренных системой оплаты труда, компенсаций, выплачиваемых государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей, выходных пособий, выплачиваемых при увольнении, компенсаций при выходе в отставку, заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников (пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.п.)); увеличение доходов от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам), в том числе доходов от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов, плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); увеличение других доходов, связанных, к примеру, с оплатой работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством РФ, материальной помощью, оказываемой работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, авторскими вознаграждениями, получаемыми в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования, занятием предпринимательской деятельностью, включая увеличение доходов, полученных в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, доходов по акциям, принадлежащим членам семьи, и других доходов от их участия в управлении собственностью организации, увеличением процентов по их банковским вкладам, получением ими наследуемых и подаренных денежных средств и др.;

2) увеличени�� стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, состоящих на учете, и подлежащего налогообложению (к примеру, в связи с изменением соотношения спроса и предложения на рынке стоимости недвижимого имущества, находящегося в собственности у членов семьи, получением в порядке наследования нового имущества и т.п.);

3) улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете: возникновение у них (т.е. у граждан, не являвшихся на момент постановки на учет членами семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в последующем вселившихся в жилое помещение как члены семьи указанного собственника или нанимателя) права самостоятельного пользования жилым помещением; увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи (к примеру, в связи с получением членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования либо в связи с выездом на другое место жительства или со смертью одного из членов семьи, в том числе больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, а также если приходящийся на каждого члена семьи, состоящего на учете, размер общей площади жилого помещения, которым он пользуется в качестве нанимателя такого помещения по договору социального найма либо члена семьи нанимателя такого помещения или в качестве собственника такого помещения либо члена семьи собственника, увеличился и превысил установленный в соответствующем муниципальном образовании размер учетной нормы площади жилого помещения).

5. Поскольку необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт (см. комментарий к ст. ст. 52 и 57 ЖК), то его выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие его с учета. Такое основание для снятия с учета содержит п. 3 ч. 1 комментируемой статьи. Исключение составляют случаи изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, учитывая особенности организации местного самоуправления в этих городах.

Читайте также:  Как восстановить свидетельство о рождении взрослого человека в 2022 году

Другой не менее популярный способ незаконно снять очередника с учета — добавить к его жилплощади метраж дачи, садового домика, а то и вовсе земельного надела. Во многих регионах страны, включая Москву, эта процедура доведена до автоматизма: стоит гражданину обзавестись дачной постройкой либо участком и зарегистрировать право собственности в Росреестре, как новое имущество тут же плюсуют к его старым квадратам, а незадачливого хозяина лишают права на госквартиру, — объясняет адвокат Олег Сухов. Доказывать, что на самом деле недвижимость непригодна для постоянного проживания, очереднику приходится уже в суде. Недавно участником такого процесса стал житель Подмосковья. Отец малоимущего семейства получил в наследство классический «домик в деревне»: в садовом товариществе, без водопровода и канализации, зато с печным отоплением. Объект решили использовать как летнюю дачу. Чиновники же, не долго думая, учли помещение в качестве допустимого жилья и сняли заявителя с очереди. Суд с подобной позицией не согласился, указав, что по действующему законодательству дом без удобств не может использоваться при определении уровня обеспеченности очередников, и отменил решение муниципалитета.

Еще один яркий образчик чиновничьей смекалки. Впервые власти опробовали этот прием в массовом порядке пару лет назад в Москве. Тогда бывшие ведомственные общежития начали целыми этажами переводить в коммунальные квартиры на 20-60 семей, а места общего пользования пропорционально делить между нанимателями. В результате к метражу собственно комнат добавились «квадраты» коридоров, кухонь, санузлов и лифтовых холлов, и уже на эти несуществующие увеличенные помещения муниципалитет заключил договоры соцнайма. По документам квартиросъемщики оказались полностью обеспечены жилой площадью и потеряли право получить отдельную квартиру.

Так, у обитательницы одной из столичных коммуналок, проживающей в 12-метровой комнате, после «коридорной реформы» вдруг появились лишние 10 кв. м. На этом основании Департамент городского имущества снял женщину с учета, а суды первой и второй инстанций с этим согласились. Дело дошло до Верховного суда, который занял сторону очередницы и отменил прежние вердикты. ВС РФ подчеркнул — своих жилищных условий с момента вселения истица фактически не улучшила, а приплюсованная часть коридора не делает ее менее нуждающейся в нормальном жилье. Мэрии пришлось восстановить москвичку в очереди.

Что сказано в законе «О мобилизации»

В стране действует закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», статья 21 которого гласит:

«При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас».

Также в законе указано, что с момента объявления мобилизации без разрешения военкоматов выезд с места жительства запрещен тем гражданам, которые состоят на воинском учете. Но в законе нет уточнения, какая мобилизация имеется в виду — полная или частичная. Такие нюансы должны быть прописаны в отдельных актах. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что такие документы появятся в ближайшее время.

Что важно знать о работе

Сохранят ли рабочее место на время мобилизации и на каких условиях?

Если сотрудник получил повестку и должен отправиться на службу в вооруженные силы, работодатель расторгает трудовой договор по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, а именно — по призыву работника на военную службу.

п. 2 указа Президента РФ от 21.09.2022 № 647

В ТК РФ не прописана обязанность работодателя восстановить сотрудника на рабочем месте по окончании военной службы. Но во втором пункте указа сказано, что призванные по мобилизации получают статус военнослужащих по контракту.

ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих»

У военнослужащих есть льготы при трудоустройстве после окончания службы.

Для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей действуют дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

  1. Первоочередное трудоустройство по специальности в государственных организациях.
  2. В течение трех месяцев после увольнения с военной службы по контракту можно вернуться в ту же государственную организацию, где работал и раньше. Если гражданин служил по призыву, то после окончания службы он имеет право на должность не ниже той, что занимал до призыва.
  3. Время военной службы засчитывается в непрерывный трудовой стаж, если гражданин в течение года после увольнения с военной службы устроился на работу.
  4. При сокращении в организации бывший военнослужащий имеет преимущественное право на то, чтобы остаться на работе, если это его первая работа.
  5. Если военнослужащий решит работать в органах государственной власти после увольнения со службы, то время службы учитывается в стаже государственной службы.

Анализ следующих факторов:

  • Не ухудшили ли Вы жилищные условия преднамеренно. Например, приняли по наследству квартиру и тут же ее продали; не обменялись ли на меньшее жилье; не совершили ли иных действий, по которым четко прослеживаются намеренные ухудшения Вами жилищных условий;
  • Не улучшилось ли Ваше жилищное благосостояние. Если после получения жилья по каким-либо основаниям (купили, получили в дар, уна следовали и т.д.) , у Вас площзадь стала больше, чем норматив для нуждающихся в улучшении жилищных условий, сняли с очереди справедлико. В суд подавать не стоит.
  • Если член семьи умер, и вас сняли из-за увеличения квадратных метров на человека, в 20% случаев не все потеряно!!!

В иске должны содержаться следующие сведения:

  • Наименование суда в который он подается;
  • Ф. И. О. истца, его телефон и адрес проживания;
  • Сведения об ответчике (наименование организации), адрес, контактные номера телефонов;
  • Сведения о месте проживания в настоящий момент;
  • Основание по которому лицо было поставлено на учеты в качестве нуждающегося в жилплощади и дата когда это было сделано;
  • Дата, когда лицо узнало, что оно было снято с учета;
  • Просьба о признании действий ответчика незаконными;
  • Просьба о восстановлении на учете;
  • Дата направления иска;
  • Подпись.

Права и обязанности нанимателя

У нанимателя такого жилья прав гораздо больше, чем у арендатора квартиры на рынке. Он может:

  • обменивать или заменять жилье;
  • требовать у собственника жилья проведения своевременного капремонта;
  • иногда по договору жилье можно сдавать в поднаем.

Наниматель обязан:

  • использовать жилье только для проживания в нем людей — к примеру, превращать квартиру в склад или мастерскую запрещено;
  • поддерживать жилье в надлежащем состоянии, при необходимости ремонтировать его;
  • вовремя вносить платежи за коммунальные услуги;
  • сообщать наймодателю о событиях в жизни, изменяющих условия, по которым он получил квартиру.

Вс объяснил чиновникам, кого нельзя снимать с жилищного учета

Важное решение принял Верховный суд по поводу пресловутой жилищной очереди льготников. Оно вселяет большие надежды тем, кого чиновники пытаются исключить из числа ожидающих своей крыши над головой.

Самые долгие очереди в нашей стране — это очереди на получение квартиры. Ожидания государственной квартиры для наших граждан растянуты даже не на года — на десятилетия. Изменения, которые произошли в стране, серьезно сократили число очередников — тех, кто имеет право получить от государства жилье бесплатно. Но не уменьшили сроки, они по-прежнему огромны.

Читайте также:  «Я не я, дочурка не моя». Как не платить алименты на чужого ребёнка

Сегодня по оценке экспертов в стране ожидают вожделенных квадратных метров более миллиона человек. В одних регионах очередь длиннее, в других короче, но она тянется годами для всех.

Для наших граждан, занесенных в подобные списки, потерять свое место в очереди — настоящая трагедия. Вердикт Верховного суда, который рассмотрел жалобу исключенной из списка очередников женщины, объяснил нижестоящим судам и чиновникам, кого нельзя лишать места в очереди.

Эта история про место в жилищной очереди началось с суда. Жительница столицы обратилась в районный суд с иском к префектуре Восточного округа Москвы. Женщина просила суд заставить чиновников восстановить ее учетное дело и вернуть ее в очередь на улучшение жилищных условий.

В этой очереди она с дочерью была поставлена решением местных властей еще в 1980 году. Москвичку и ее ребенка признали нуждающимися в улучшении жилищных условий из-за того, что они вдвоем ютились в одной комнате двухкомнатной коммунальной квартиры, где условия, мягко говоря, плохие.

Пока для этой небольшой семьи тянулись десятилетия ожидания, девочка выросла, закончила школу, пошла работать и вышла замуж. Чиновники отреагировали на это радостное событие почти мгновенно и весьма своеобразно — распоряжением префекта семью тут же сняли с учета на улучшение жилищных условий.

Свой шаг чиновники женщине объяснили просто — девочка вышла замуж, а у ее молодого супруга есть трехкомнатная квартира, где он прописан вместе с родителями. Там, если судить по квадратным метрам, всем места хватит, включая молодую жену. Ну а очередница, которая теперь одна живет в комнате, рассчитывать на улучшение уже не может, так как с квадратными метрами у нее полный порядок.

С такими чиновничьими расчетами женщина не согласилась и пошла в районный суд. Но первый же судебный процесс для нее закончился неудачно — бывшая очередница проиграла чиновникам. Городской суд также встал на сторону префектуры.

Однако Верховный суд с такими вердиктами категорически не согласился. Итак, как же рассуждал Верховный суд? Суд установил, что молодой муж никогда не вселялся в комнату своей тещи и на ее жилье не претендовал. Он прописан в квартире родителей, которая, кстати, принадлежит им на правах собственности. Поэтому даже после брака он не приобрел никаких прав на комнату тещи.

Та же ситуация оказалась и у дочери очередницы. Она, как подчеркнул Верховный суд, в собственную квартиру родителей мужа не вселялась, право пользования чужими квадратными метрами не приобрела, а продолжала пользоваться жильем, нанимателем которого является ее мать.

Молодые, как подчеркнул суд, воспользовались своим законным правом выбора места жительства, что записано в Семейном кодексе, и каждый остался проживать по прежнему месту жительства.

Исходя из этого дочь истицы не стала членом семьи мужа, а ее муж не стал по закону членом семьи нанимателя комнаты в коммуналке.

Из этого Верховный суд сделал вывод — изменения жилищных условий, после того, как дочь нанимательницы вступила в брак, у москвички не произошло. Поэтому ее необоснованно сняли с жилищного учета.

Заканчивая анализировать это дело, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда сделала еще один очень важный шаг.

Она не стала, как делает обычно, отменять решения нижестоящих судов и просить их пересмотреть дело с учетом своих разъяснений. На этот раз Верховный суд сказал, что сам примет нужное решение.

Он отменил вердикты районного и городского судов и принял новое решение, которым удовлетворил все заявленные москвичкой требования.

  • (Определение Судебной коллегии Верховного суда РФ N 5-В11-59)
  • досье «РГ»
  • Право на жилье гражданам РФ гарантирует 40-я статья Конституции России.

Обязательным условием получения права на бесплатную квартиру является признание граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. По статье 51 Жилищного кодекса нуждающимися признаются граждане, вообще не имеющие жилья или обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы.

Также в числе нуждающихся оказываются те граждане, жилье которых признано не пригодным для проживания.

В эту же категорию попадают и живущие в квартире, занятой несколькими семьями, если в семье есть больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание невозможно, и не имеющие иного жилого помещения.

Поэтому, если Вас сняли с очереди на жильё — будем восстанавливать!

  • Во-первых – необходимо получить письменное распоряжение о снятии с очереди на жилье (если это распоряжение Вы не получили по почте). Такие распоряжения в Москве в настоящее время выносит Департамент городского имущества города Москвы. Необходимо обратиться в Департамент с заявлением, после чего вам должны выдать копию распоряжения в течение 10 дней.
  • Во-вторых – составляем исковое заявление в суд, в котором просим признать вышеупомянутое распоряжение незаконным и обязать Департамент восстановить вас в очереди на жильё.
  • В-третьих — обращаемся с подготовленным исковым заявлением в суд для защиты своего нарушенного права.

Увольнение военнослужащих без постоянного жилья.

Увольнение военнослужащих без обеспечения постоянным жилым помещением не допустимо по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В соответствии с указанной нормой, военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона. К сожалению, при неизменности действующего законодательства, поменялась судебная практика, и возникли вопросы законности увольнения военнослужащих с военной службы без обеспечения постоянным жильем. Например, уже сегодня, суды повсеместно стали принимать решения о законности увольнения военнослужащих с военной службы без обеспечения постоянным жильём, при наличии у военнослужащих служебных жилых помещений. И это только начало.

В соответствии с п. 48. указанного выше Постановления Пленума ВС РФ, военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

В случаях когда указанные военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы, согласились уволиться с военной службы, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилищной субсидией или жилым помещением не имеется, поскольку в этом случае требования пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не нарушаются.

Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилищной субсидии или жилого помещения, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица в соответствии с законом не могут быть уволены с военной службы.

Исходя из положений аб. 14 п. 1 ст. 15, абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы при разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства.

Читайте также:  Вопрос: В качестве страховщиков могут выступать

Иными словами, военнослужащий будет уволен без обеспечения постоянным жильем перед увольнением с военной службы, и в том случае, если он обеспечен на момент увольнения служебным жильем по нормам. Да, он останется в очереди, но внеочердником уже не будет. А учитывая сегодняшнюю позицию практику ДЖО МО РФ по обеспечению военнослужащих постоянным жильем, про него на время забудут, пока не обеспечат увольняемых!

С нашей точки зрения, увольнение военнослужащих нуждающихся в обеспечении постоянным жильем, при наличии служебного жилья, незаконно, поскольку в Законе установлен запрет на увольнение таких военнослужащих! При этом, военнослужащие у которых есть жилье в общежитии увольнению не подлежат?! Между тем, не все так однозначно. При рассмотрении судом правомерности увольнения военнослужащего без обеспечения постоянным жильем, при наличии у него служебного жилья, суд изучает вопрос, где располагается служебная квартира и какова ее площадь. При наличии определенных условий и оснований, приказ об увольнении военнослужащего без обеспечения постоянным жильем подлежит отмене.

Внимание! Срок на обращение в суд для оспаривания приказа об увольнении и исключении из списков личного состава воинской части составляет 3 месяца с момента его получения (ст. 219 КАС РФ).

Мы окажем профессиональную практическую помощь военнослужащим в случаях их незаконного увольнения с военной службы без обеспечения постоянным жилым помещением. Зная специфику воинских правоотношений, законодательство и судебную практику, мы реально оценим перспективу восстановления Вас на военной службе в случае незаконного увольнения без постоянного жилья, и иных видов довольствия, увольнения не по тому основанию, которое Вы избрали и в других случаях. Мы поможем составить заявление в суд, избрать тактику ведения дела в суде, подготовить необходимые документы.

В разделе «Категории дел», Вы можете ознакомиться с перечнем споров, по которым мы успешно отстаиваем интересы военнослужащих и членов их семей в военных судах и судах общей юрисдикции (городских, районных).

Что такое жилплощадь специализированных фондов

Служебное жилье — это жилое помещение, предоставленное сотруднику и его семье на время работы данного сотрудника в муниципальных или государственных органах на время трудового договора или контракта (военные, МВД, ФСБ и другие). Таковое предоставляется работникам из специализированных жилищных фондов.

Ни родные, ни сам работник — проживающие в такой квартире, не вправе сдавать ее в поднаем или как-то еще использовать не по назначению (в отличие от соглашения коммерческого найма жилплощади).

Сотрудник и его родственники не являются собственниками данного помещения, однако, имеют право проживать в нем по специальному договору, сторонами которого являются: наймодатель — орган публичной власти и наниматель — работник. При несоблюдении некоторых правил, от работника могут потребовать освободить помещение вместе с женой и детьми:

  • Нарушение общественного покоя проживающих рядом жильцов (шум, громкая музыка);
  • Задолженность по коммунальным услугам (более 6 месяцев);
  • Порча помещения, предоставленного для проживания;
  • Увольнение работника, служащего, в связи с несоблюдением условий трудового соглашения, контракта на военную службу.

Правовые отношения между всеми сторонами договора по найму жилплощади для работников регулируются Конституцией РФ, Жилищным Кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом о статусе военнослужащих и рядом других нормативно-правовых документов.

Выселение военного пенсионера

Наймодатель не вправе организовать выселение из служебного жилья военного пенсионера (бывшего сотрудника МВД, МЧС и пр.) без предоставления жилплощади или выделения определенной суммы на приобретение таковой.

В другом деле, суд установил, что ответчик (бывший военнослужащий и пенсионер) был уволен в запас по несоответствию требованиям военной службы, также его отнесли к категории малоимущих граждан. Более того, ответчик имеет дачный участок, стоимость которого достаточна для приобретения жилплощади. Ответчик, после выхода на пенсию, не обращался с прошением о постановке на учет как неимущий и нуждающийся в жилплощади. Судебная коллегия вынесла решение о выселении ответчика из государственной жилплощади без предоставления иной (Апелляционное определение Омского областного суда от 14 июня 2017 №33-400/2017).

Наличие всех условий не всегда приводит к предоставлению жилья. В решении по делу 33а-616/2017 от 4 мая 2021 г. судебная коллегия по административным делам Московского военного суда установила, что военнослужащий, единожды воспользовавшийся правом на жилье и снявшийся с учета — уже не может снова получить жилплощадь от государства. Истице, уволенной в запас в связи с изменениями в организации штата, было отказано в предоставлении жилья как неимущей, поскольку она уже была обеспечена долей в квартире бывшего супруга (военнослужащего). Свою долю она продала, и ошибочно посчитала, что имеет право получить еще одну жилую площадь как уволенная в запас.

Тем военнослужащим, заключившим контракт до 1998 года, семьи которых нуждаются в жилье, по достижении выслуги лет — обязаны предоставить жилье или денежную сумму на покупку жилой площади. В случае если служащий был уволен в запас в связи со штатной реорганизацией и стоял в очереди как нуждающийся в жилплощади — таковая должна быть обеспечена, либо выдана сумма на покупку жилплощади.

Сняли с очереди, посчитав всё имущество, какое можно и какое нельзя

Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.

В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *