Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос: В качестве страховщиков могут выступать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензирование деятельности страхования реализуется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Он выдает страховщикам лицензионные документы на реализацию страховой деятельности, занимается ведением единого Государственного реестра страховщиков и страховых объединений, а также реестра страховых брокеров, разрабатывает методическую и нормативную документацию по вопросам страховой деятельности, отнесенную Законом о страховании к его компетенции.
Кто занимается лицензированием страховой деятельности в РФ
Лицензирование страховой деятельности в РФ осуществляется по решению лицензирующего органа — Банка России, который занимается также:
- ведением Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков;
- ведением реестра страховых брокеров;
- разработкой методических и нормативных документов, касающихся страхования.
Статьей 32 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон № 4015-I) определен перечень документов, представляемых в орган страхового надзора субъектами страхового дела, для получения лицензии.
Банк России вправе действие лицензии:
- приостановить — наложить запрет до устранения нарушений деятельности субъектов страхового дела на заключение новых договоров, продление действующих по всем видам страховой деятельности для перестрахования. По ранее заключенным договорам страховщик обязан работать;
- ограничить — наложить мораторий до устранения установленных в деятельности субъектов страхового дела нарушений условий лицензии на заключение новых договоров и продление действующих договоров по видам страхования или на конкретной территории.
Лицензию субъекта страхового дела Банк России на территории России может отозвать. Это означает, что лицензия прекращается по решению лицензирующего органа вместе с деятельностью юрлица, останутся лишь его обязательства по действующим договорам страхования.
Что должно быть в лицензии
В соответствии с действующим законодательством РФ, установлена определенная форма лицензии, содержащая реквизиты:
- наименование юрлица-страховщика, владеющего лицензией, юридический адрес;
- территория осуществления субъектом страхового дела страховых операций;
- наименование отрасли, видов и форм проведения страховой деятельности с приложением, в котором указан вид страхования, доступный для деятельности страховщика;
- регистрационный номер субъекта страхового дела согласно госреестра страховщиков;
- подпись руководителя, гербовая печать федерального органа по надзору за страховой деятельностью, которым выдается лицензия;
- номер, дата выдачи лицензии.
Норма абз. 1 п. 2 ст. 8 Закона позволяет выделить следующие признаки страховых брокеров, которые и служат первоначальными требованиями к потенциальным соискателям лицензий: 1. Ими могут быть физические или юридические лица. Физические лица вправе осуществлять деятельность страховых брокеров, если отвечают следующим требованиям:
а) постоянно проживают на территории Российской Федерации. Примечательно, что отечественное гражданское право признает равенство всех физических лиц, независимо от их государственной принадлежности (отсутствия таковой) и места проживания. Определить постоянство проживания на территории России возможно на основании норм иных законов, и необходимо это лишь для иностранцев и лиц без гражданства, так как граждане России априори признаются постоянно проживающими на территории Российской Федерации.
В частности, в действующем отечественном законодательстве прямо указывается, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство (абзац 11 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Системный анализ данной дефиниции позволяет прийти к выводу о распространении этого определения также на лиц без гражданства.
Таким образом, в аспекте рассматриваемого требования страховым брокером вправе стать любой гражданин России либо иностранный гражданин (лицо без гражданства), получивший вид на жительство в Российской Федерации;
б) зарегистрированы в установленном законодательством РФ (глава VII.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.
Отказ в выдаче лицензии и ее аннулирование
В качестве оснований для отказа в лицензировании страховой деятельности выступают:
- применение юридическим лицом, которое обратилось в страховой надзор, обозначения, индивидуализирующего иной страховой субъект, сведения о котором ранее были внесены в единый госреестр;
- наличие у субъекта лицензии на дополнительные типы страхования, осуществление перестрахования либо взаимного страхования на время принятия решения о предоставлении лицензионного документа решения данного органа о приостановлении или ограничении действия лицензионного документа, выданной ранее;
- несоответствие документации, представленной соискателем, требованиям закона и нормативным актам органа по страховому надзору;
- несоответствие учредительной документации требованиям законодательства;
- наличие в документах недостоверных сведений;
- наличие у руководителя или главного бухгалтера непогашенной или неснятой судимости;
- несостоятельность (банкротство, либо фиктивное или преднамеренное банкротство) субъекта (юридического лица) при вине учредителя.
- неисполненное предписание о несоблюдении требований к платежеспособности и финансовой устойчивости, а также о непредставлении отчетности.
Решение, содержащее отказ в выдаче лицензионного документа, в письменной форме направляется соискателям лицензий на протяжении 5 рабочих дней со дня их принятия. В нем должны содержаться основания для отказа со ссылкой на допущенные нарушения.
Отмена решения о предоставлении лицензионного документа либо ее аннулирование осуществляется в следующих случаях:
- непринятие соискателем мер для выдачи лицензии на протяжении 2 месяцев со дня выдачи уведомления;
- установление до срока выдачи лицензии информации о представлении соискателем недостоверной информации.
На какой срок проводится лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации?
Лицензионный документ на осуществление страховой работы выдается без ограничений срока ее действия.
Лицензия может быть временной, и может выдаваться на такие сроки:
- указанный в заявлении соискателя, но не больше чем на три года;
- от 1 до 3 лет при отсутствии информационных сведений, которая позволяет произвести достоверную оценку страховых рисков, предусмотренных правилами страхования;
- срок действия временного лицензионного документа продлевается по заявлению, однако в этом также может быть отказано, если за период ее действия установлены определенные нарушения соискателем, которые не устранены за установленные сроки.
Это основные условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ.
Действие лицензии может быть прекращено в случае прекращения работы страховой организации, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, реорганизации и ликвидации субъекта, являющегося юридическим лицом, за исключением реорганизации по типу выделения или присоединения. Действие лицензии в данной ситуации не прекращается, если все условия вновь возникшим юридическим лицом соблюдены.
Правовое регулирование
Лицензия — это документ, дающий определенному лицу право осуществления страховой деятельности. Вопрос лицензирования регламентируется статьями 32-32.10 Федерального закона №4015-1 от 27.11.1992 «Об организации страхового дела». В частности, в пункте 1 статьи 32 упомянутого закона указано, что лицензия может быть предоставлена исключительно органом страхового надзора. С 2013 года функции органа страхового надзора исполняет Центробанк. Во 2 пункте 32 статьи указано, что лицензированию подлежат следующие субъекты страхового дела:
- Страховые организации, которые осуществляют свою деятельность в сфере добровольного страхования жизни и здоровья, добровольного имущественного страхования, перестрахования и отдельных видов обязательного страхования, предусмотренных действующими ФЗ;
- Перестраховочные организации;
- Общества взаимного страхования;
- Страховые брокеры.
Страховым актуариям (физическим лицам, занятым в страховой деятельности) лицензия не выдается, но они должны пройти процедуру аттестации. Лицензирование субъектов страхового дела необходимо для подтверждения факта их соответствия действующим требованиям. Так, в выдаче лицензии может быть отказано, если Банк России посчитает, что у страховщика нет достаточного страхового резерва для осуществления страховой деятельности.
Порядок осуществления процедуры
Конкретный порядок лицензирования определен 32 статьей ФЗ «Об организации страхового дела». Основной задачей соискателя является сбор необходимой документации. Причем в зависимости от субъекта страхового дела Закон устанавливает разные требования к документации, предоставляемой в орган страхового надзора. Так, согласно пунктам 3, 5, 6 статьи 32 ФЗ «Об организации страхового дела», в орган страхового надзора необходимо предоставить следующий пакет документов:
-
Для страховых и перестраховочных организаций:
- заявление на лицензирование;
- устав организации;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
- протокол заседания учредителей, где было принято решение об утверждении устава и об утверждении руководящего органа;
- данные об акционерах;
- документы, подтверждающие наличие уставного капитала;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации на имя учредителя (учредителей) организации, иных юридических лиц (если таковые имеются), и заключение о достоверности финансовой отчетности таких лиц за последний период, если для них предусмотрена обязательная аудиторская проверка;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности (руководитель организации, член совета директоров, член исполнительного органа, главный бухгалтер и т.д.) и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- документы, подтверждающие законное получение средств, внесенных учредителями в уставной капитал организации;
- положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
- документы, которые подтверждают, что соискатель соответствует требованиям законодательства о государственной тайне (если это необходимо);
- документы, которые подтверждают, что соискатель, претендующий на осуществление обязательного страхования, соответствует иным требованиям, установленным действующими законами (если таковые требования имеют место быть).
-
Для обществ взаимного страхования:
- заявление на лицензирование;
- устав общества;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- сведения о юрлицах, ставших участниками общества взаимного страхования, и об их интересах, в целях страхования которых было создано общество;
- положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
- сведения об актуариях по форме, установленной Приложением 8 Указания Центробанка № 4656 от 2017 года.
-
Для страховых брокеров:
- заявление на лицензирование;
- устав организации (если брокер является юридическим лицом);
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о государственной регистрации;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- подтверждение наличия собственного страхового резерва (по состоянию на 2018 год минимальный размер резерва для страхового брокера — 3 000 000 рублей).
Если в качестве соискателя выступает юридическое лицо, где доля иностранных инвесторов превышает 49%, в дополнение к указанному перечню документов необходимо также предоставить письменное согласие органа страхового надзора из страны инвестора, на осуществление деятельности таковым инвестором на территории Российской Федерации. Аналогичное требование действует в отношении дочерних компаний, которые являются представителями зарубежных фирм.
Другой комментарий к Ст. 938 Гражданского кодекса Российской Федерации
Требования, которым должны соответствовать страховые организации, и порядок их лицензирования в настоящее время определяет Закон о страховании. Как и ГК, Закон устанавливает, что страховщиками могут быть только юридические лица, т.е. ни физическое лицо, ни гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, в качестве страховщика выступать не могут. Итак, страховщики — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном Законом о страховании порядке.
Законодательно (п. 1, 2 ст. 6 Закона) установлена сфера деятельности страховщиков: они оценивают страховой риск, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия; установлена также их специализация. Страховые организации вправе осуществлять или только страхование объектов личного страхования (п. 1 ст. 4 Закона), или только страхование объектов имущественного страхования, а также причинение вреда жизни, здоровью граждан и медицинское страхование.
Важной новеллой является регулирование отношений, связанных с участием на российском страховом рынке иностранных страховщиков, которыми в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона считаются, во-первых, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), и, во-вторых, имеющие долю иностранных инвесторов в уставном капитале более 49%.
Иностранные страховщики вправе заниматься страховой деятельностью на территории России. Однако есть ряд особенностей в их правовом положении: они не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с поставками или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.
Иностранными инвесторами признаются иностранные организации, имеющие право осуществлять в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ, инвестиции на территории РФ в уставный капитал страховой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ.
Если размер (квота) иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, орган страхового надзора прекращает выдачу иностранным страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности. Указанный размер (квота) рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному уставному капиталу страховых организаций. Страховая организация обязана получить предварительное разрешение органа страхового надзора на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) — на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов (их дочерних обществ). Иностранные инвесторы оплачивают принадлежащие им акции (доли в уставных капиталах) исключительно в денежной форме в валюте РФ. Единоличным исполнительным органом и главным бухгалтером организации с иностранными инвестициями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ.
В ст. 6 Закона предусмотрено также, что иностранная страховая компания (в смысле, установленном данным Законом) имеет право осуществлять в РФ страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории РФ. Иностранные страховщики вправе открывать свои филиалы на территории РФ, участвовать в дочерних страховых организациях при получении на то предварительного разрешения органа страхового надзора, в котором может быть отказано, если превышен размер (квота) участия иностранного капитала в страховых организациях, действующих на страховом рынке России.
Согласно комментируемой статье в качестве страховщика могут выступать юридические лица, получившие лицензию. Лицензирование страховой деятельности регулируется ст. 32 Закона о страховании и Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации 1994 г. и проводится Федеральной службой страхового надзора, находящейся в ведении Министерства финансов РФ.
Для получения лицензии на осуществление добровольного или обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующие документы: 1) заявление о предоставлении лицензии; 2) учредительные документы; 3) документ о государственной регистрации в качестве юридического лица; 4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа; 5) сведения о составе акционеров (участников); 6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере; 7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела; аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит; 8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре); 9) сведения о страховом актуарии; 10) правила страхования по видам страхования с приложением образцов используемых документов; 11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок; 12) положение о формировании страховых резервов; 13) экономическое обоснование видов страхования.
Для получения лицензии на перестрахование не требуется предоставления сведений о страховом актуарии, правил страхования, за исключением образцов документов, используемых при перестраховании, и расчетов страховых тарифов. Документы, указанные в пп. 2, 3, 6, и 7 (в части документов о государственной регистрации), представляются в виде нотариально заверенных копий.
Иностранные соискатели лицензии в дополнение к указанным документам предоставляют в порядке, предусмотренном законодательством страны места пребывания иностранных инвесторов, согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на их участие в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.
Указанный перечень документов, необходимых для лицензирования, носит исчерпывающий характер. При предоставлении всех документов в надлежащей форме орган страхового надзора выдает соискателю лицензии письменное уведомление о приеме документов. Принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения необходимых документов, а о принятия своего решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти дней со дня принятия решения. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере 4000 руб.
К руководителям страховых компаний предъявляется ряд квалификационных требований, в частности наличие высшего экономического или финансового образования, а также стаж работы в сфере страхового дела или финансов не менее двух лет.
Средняя цена: 115 000 рублей.
Клиент после заключения договора вносит аванс в размере 70 % от стоимости выбранных юридических услуг.
Название лицензии | Стоимость |
Лицензия на осуществление медицинского страхования | 115 000 рублей |
Лицензия на деятельность страхового брокера | 115 000 рублей |
Лицензирование деятельности по осуществлению страхования гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования от несчастных случаев и болезней | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление пенсионного страхования | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования имущества граждан, за исключением транспортных средств | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования предпринимательских рисков | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования финансовых рисков | 115 000 рублей |
Лицензия на страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события | 115 000 рублей |
Лицензия на страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и/или с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика | 115 000 рублей |
Лицензия на страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (лицензия ОСАГО) | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору | 115 000 рублей |
Лицензия на страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования средств водного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования средств воздушного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования средств железнодорожного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования средств наземного транспорта, за исключением железнодорожного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования гр��зов | 115 000 рублей |
Лицензия на сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных) | 115 000 рублей |
Устная юридическая консультация | 2 400 рублей |
Письменная юридическая консультация | 3 600 рублей |
Страховой фонд – это резерв денежных средств, формируемый за счет страховых взносов страхователей и находящийся в оперативно-организационном управлении у страховщика. К страховым фондам можно отнести государственный резервный фонд (государственный централизованный страховой фонд); фонд страховщика; резервный фонд предпринимательских структур, образуемый в процессе самострахования.
Страхованию как самостоятельному элементу финансовой системы присущ ряд характерных особенностей. Экономическая природа страховых фондов неоднозначна и по-разному трактуется в экономической теории, где существуют две альтернативные точки зрения по данному вопросу: амортизационная и перераспределительная. Первая является исторически более ранней и естественной. Согласно ей страховой фонд имеет амортизационную природу, он обеспечивает восстановление материальных ценностей общества, утраченных вследствие стихийных бедствий, пожаров, аварий и других рисков. Таким образом, страховой фонд является фондом простого воспроизводства. По этой причине затраты на страхование, так же как амортизационные отчисления, изначально относились на издержки производства. При социализме считалось, что страховые фонды носят исключительно перераспределительный характер, т. е. образуются на основе перераспределения денежных доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного распределения национального дохода. Это было вполне естественно в условиях монополии государственной собственности на средства производства, когда предприятия не имели необходимости страховать свое имущество.
ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида.
Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с настоящим Законом. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также – лицензия) выдается субъектам страхового дела.
Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
Закон подробно регламентирует процедуру выдачи лицензии субъектам страхового дела, устанавливая некоторые отличия в зависимости от того, относится ли деятельность к страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, деятельности страховых брокеров.
Органом лицензирования выступает Федеральная служба страхового надзора.
Лицензирование добровольного и (или) обязательного страхования.
Законом о страховании в п. 2 статьи 32 определен исчерпывающий перечень необходимых документов для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования. Поэтому нельзя требовать иные документы, не включенные в перечень.
Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:
- 1. заявление о предоставлении лицензии;
- 2. правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
- 3. расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
- 4. положение о формировании страховых резервов;
- 5. экономическое обоснование осуществления видов страхования.
Говоря о правилах страхования, следует также учитывать, что в соответствии с Законом об организации страхового дела страховая организация для получения лицензии на право осуществления страховой деятельности должна предъявить органу страхового надзора те правила страхования, которые данная страховая организация предполагает использовать в своей деятельности.
В случае если страховщик примет решение об изменении используемых им правил страхования, то он обязан довести об этом до сведения органа страхового надзора.
Лицензирование деятельности на осуществление перестрахования.
На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется предоставление следующих документов:
- – сведения о страховом актуарии;
- – правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
- – расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок.
Все остальные документы предоставляются согласно исчерпывающему перечню установленного п. 2 ст. 32 Закона об организации страхового дела.
Лицензирование деятельности на осуществление взаимного страхования.
Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган страхового надзора:
- 1) заявление о предоставлении лицензии;
- 2) устав общества взаимного страхования;
- 3) документ о государственной регистрации общества взаимного страхования в качестве юридического лица;
- 4) сведения о председателе правления, директоре, главном бухгалтере, председателе ревизионной комиссии (ревизоре) общества взаимного страхования;
- 5) положение о формировании страховых резервов;
- 6) правила страхования по видам страхования, установленным настоящим Законом и внесенным в устав общества взаимного страхования, за исключением некоторых видов страхования.
Если в устав общества взаимного страхования внесены изменения в части дополнения перечня видов страхования, положение о формировании страховых резервов и правила страхования по таким видам страхования направляются в орган страхового надзора на согласование.
Лицензирование на осуществление брокерской деятельности.
Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:
- 1) заявление о предоставлении лицензии;
- 2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- 3) учредительные документы соискателя лицензии – юридического лица;
- 4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
- 5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя.
Лицензирование деятельности страховых организаций
Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче такой лицензии. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела Федеральной службой страхового надзора (ФССН) при Министерстве финансов РФ.
Порядок лицензирования деятельности страховых организаций определен гл. 32 «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела» Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование» от 29.03.94 г. № 251 (с изм. и доп. от 19.06.98 г., 03.10.2002 г., 14.10.2005 г.) и Приказом Минфина РФ «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, предоставляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела» от 11.04.2006 г. N° 60н.
Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
Лицензия выдастся по установленной форме и содержит следующие реквизиты:
- наименование юридического лица-страховщика, владеющего лицензией, его юридический адрес;
- наименование отрасли, формы проведения и вида (видов) страховой деятельности, с указанием в приложении вида (видов) страхования, на проведение которого имеет право страховщик;
- территория, на которой страховщик и его филиалы намерены осуществлять страховые операции;
- подпись руководителя (или заместителя руководителя) и гербовая печать федерального органа по надзору за страховой деятельностью;
- регистрационный номер по государственному реестру страховщиков;
- номер лицензии и дата ее выдачи.
Срок действия лицензии на проведение страховой деятельности не имеет ограничения, если это специально не предусмотрено при выдаче.
Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии предоставляет в ФССН следующие документы:
- заявление о предоставлении лицензии;
- учредительные документы;
- документ о государственной регистрации в качестве юридического лица;
- протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа;
- сведения о составе акционеров (участников);
- документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
- документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
- сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре);
- сведения о страховом актуарии;
- правила страхования по видам страхования, предусмотренным законодательством, с приложением образцов используемых документов;
- расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
- положение о формировании страховых резервов;
- экономическое обоснование осуществления видов страхования.
Для получения лицензии на осуществление перестрахования соискатель лицензии обязан предоставить в ФССН указанные документы, за исключением сведений о страховом актуарии, правил страхования, расчетов страховых тарифов.
Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии предоставляет в орган страхового надзора следующие документы:
- заявление о предоставлении лицензии;
- документ о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- учредительные документы соискателя лицензии — юридического лица;
- образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
- документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера — индивидуального предпринимателя.
Соискатели лицензии, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, в дополнение к перечисленным документам представляют согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют ФССН об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.
Следует обратить внимание на особенности правового положения страховых организаций с участ��ем иностранного капитала. Так, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.
В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, ФССН прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.
При предоставлении в надлежащей форме всех документов (документы должны быть подписаны уполномоченным лицом соискателя лицензии и скреплены печатью), необходимых для получения лицензии, ФССН выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Если позднее субъекты страхового дела вносят изменения в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, то они обязаны в течение 30 дней со дня внесения изменений уведомить об этом орган страхового надзора и предоставить документы, подтверждающие эти изменения.
ФССН рассматривает заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых для получения лицензии документов. О принятии решения ФССН обязана сообщить соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить:
- несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации;
- использование соискателем лицензии — юридическим лицом обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела;
- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
- наличие у руководителей или главного бухгалтера неснятой или непогашенной судимости;
- необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с требованиями законодател ьства;
- наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
- несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела — юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.
Об отказе в выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Лицензия на осуществление страховой деятельности субъектам страхового дела, как уже упоминаюсь, выдается без ограничения срока се действия, однако может выдаваться и временная лицензия на срок не более 3 лет по желанию соискателя лицензии. Кроме этого, временная лицензия может быть выдана на срок от одного до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании. Однако срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя, если за время ее действия им не было допущено нарушений или они были устранены в установленные сроки.
За рассмотрение и выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности взимается плата со страховых организаций в размере, установленном действующим законодательством РФ. Суммы лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.
Следует отметить, что к компетенции ФССН в части лицензирования деятельности страховых организаций относятся дача предписаний, ограничение или приостановление действия лицензии, на осуществление страховой деятельности. Основанием для принятия решения об ограничении или приостановлении лицензии является невыполнение предписания, которое дается органом страхового надзора субъектам страхового дела.
Предписанием является письменное указание ФССН и (или) территориального органа страхового надзора, обязывающее страховщика устранить выявленное нарушение в установленный срок, т.е. по сути, это распоряжение об устранении страховщиком в установленный срок выявленных у пего нарушений. Предписание дается страховщику за нарушения требований Закона о страховании, в частности за:
- осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков в соответствии с Законом;
- несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;
- несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;
- нарушение установленных требований о представлении отчетности в Минфин России и (или) территориальный орган страхового надзора отчетности;
- непредставление в срок документов, затребованных Минфином России и (или) территориальным органом страхового надзора;
- установление факта представления недостоверной информации в Минфин России и (или) в территориальный орган страхового надзора;
- несообщение в установленный срок в Минфин России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением ��одтверждающих документов);
- иные нарушения.
Статья 32. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела
Страховым агентом признается постоянно проживающее на территории Российской Федерации физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, или действующее на основании гражданско-правового договора с компанией-страховщиком.
Агенты могут работать в двух направлениях:
- Представление интересов потенциальных страхователей – подбор подходящей программы страхования из списка страховщиков, с которыми агент имеет действующую договоренность.
- Представление интересов страховщиков – поиск потенциальных страхователей с целью увеличения клиентской базы компании/компаний, с которыми у агента имеется партнерская договоренность.
Страховыми агентами не признаются лица, действующие без договоренности с компанией-страховщиком. Помимо этого, обязанности агента не имеет права исполнять сам страховщик или его штатный работник, состоящий в компании на основании трудового соглашения. Также агентами не признаются лица, имеющие не снятую или непогашенную судимость, либо состоявшие в управленческой должности в страховой компании в течение 2 лет до признания таковой банкротом. И наконец, функции агента не вправе выполнять лица, состоящие в любой должности в дочерних или аффилированных организаций страховщика.
Основной обязанностью агента является подбор и продажа услуги. В подавляющем большинстве случаев работа агента оплачивается в виде процента от суммы каждого заключенного им страхового соглашения. О размере вознаграждения стороны договариваются при составлении гражданско-правового соглашения. После заключения договора клиента с компанией, работа агента заканчивается.
Все последующие правоотношения между страхователем и страховщиком складываются напрямую, без участия третьих лиц. За действия и решения страховой компании агент не несет и не может нести никакой ответственности. Один страховой агент может одновременно сотрудничать с несколькими страховщиками – в этом отношении не устанавливается никаких ограничений.
По требования потенциального страхователя, страховой агент предоставляет документальное подтверждение легитимности своих полномочий. Компания-страховщик, в свою очередь, обязана вести внутренний реестр всех своих страховых агентов и предоставлять клиентам данные о каждом из них по первому требованию.
Еще одним участником рынка признаются страховые брокеры. В соответствии со ст. 8 ФЗ № 4015-1 ими являются лица постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а также организации, действующие в интересах страховых компаний, и имеющие соответствующие полномочия. При этом физические лица обязательно должны иметь статус индивидуального предпринимателя с действующим ОКВЭД 66.22. Организации должны иметь статус полноценного юридического лица, работающего автономно.
Прямое страхование, когда страховая компания напрямую взаимодействует со страхователем, не является единственно возможной формой страхования. Помимо использования услуг посредников, предусматривается еще несколько видов, имеющих достаточное распространение на рынке. К ним относятся:
- Сострахование.
- Перестрахование.
Эти формы прямо указаны в действующем страховом законодательстве. Правила их использования описываются в ст.12-13 ФЗ 4015-1 соответственно. По каждой форме оказания услуг предусматривается ряд основных норм и правил, которым страховщики обязаны следовать.
Похожие записи: |