Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Познание. Понятие, формы и методы познания.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Знание отдельного человека или группы людей – это владение информацией, которая проверена тем или иным способом и дает возможность решать какие-либо практические задачи. Знанию противопоставляется незнание (то есть дефицит проверенных сведений о чем-либо), а также и вера.
↑ Понятие «знание». Виды знаний
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические виды знаний.
Знания в своей основе могут быть выражены понятиями, символами или художественными образами.
Форма знаний зависит от способа деятельности человека и бывает практической, духовно-практической и теоретической.
Рассмотрим особенности некоторых видов знаний.
Обыденное (житейское) знание основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию. К обыденным относятся знания о поддержании существования (приготовление еды, шитье одежды и т.п.), безопасности (строительство дома), материальном благополучии (работа, бизнес), самореализации (карьерный рост, образование).
Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию
На основе этих знаний складывается жизнь человека.
Художественное знание даёт целостное представление об окружающем мире и человеке в нём. Строится на художественном образе, а не на четких понятиях, характеризуется эмоциональностью, субъективностью
В различных художественных произведениях «проигрываются» возможные жизненные ситуации, что позволяет глубже понять мотивы поведения окружающих, «заглянуть» в суть межличностных отношений. Зачастую искусство открывает человеку возможности «выйти за пределы реальности», что способствует обогащению духовно-чувственной сферы.
Научное знание совмещает в себе сведения о различных объектах, фактах, явлениях и закономерностях физического мира и представляет собой объективную истину, так как основывается не на чувственном восприятии, а на рационализме.
Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)
Общественный прогресс.
Методы познания, классификация
Все методы обучения можно разделить на две основные группы: эмпирические (основанные на непосредственном наблюдении за определенными явлениями) и теоретические (основанные на анализе имеющейся информации и рациональном мышлении).
Эмпирические методы:
наблюдение — исследование объекта в природной среде, не влияя на происходящие процессы;
измерение — получение количественных характеристик наблюдаемых объектов путем сопоставления их свойства с образцовыми значениями;
эксперимент — намеренное создание специальных условий, а также дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия;
сравнение — сопоставление характеристик изучаемого предмета с характеристиками других предметов.
Теоретические методы:
- анализ — разбивка предмета по компонентам и подробное изучение;
- синтез — воссоздание полного изображения из отдельных деталей;
- сравнение — определение характеристик предмета с целью выявить сходство и различие между ними;
- классификация — группировка исследуемых объектов на основе наличия одинаковых характеристик;
- извлечение — изучение объекта под новым углом (с акцентом на определенные свойства и игнорированием других);
- систематизация — это интеграция накопленных знаний в систему, в которой четко идентифицируются взаимосвязи и закономерности;
- идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве эталона;
- моделирование — это проектирование модели при условии детального изучения ее свойств, что невозможно при правильном предмете.
Примеры познания в жизни человека
- Примером неотделимости познания от человека может служить произведение русского писателя, члена-корреспондента Академии Наук, И. А. Гончарова «Обломов». Герой произведения Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание мира — главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса.
- Еще один наглядный пример может быть представлен в образе Базарова в романе «Отцы и дети» русского классики И. С. Тургенева. Его любовь к науке и постоянное познание медицины помогло герою сформироваться в качестве личности, стать глубоко мыслящим человеком.
- Безусловно, человек должен развиваться, постоянно быть в процессе познания, а не делать вид «познающего мир» как это представлено в произведении Д. И. Фонвизина «Недоросль». Главного героя Митрофана перед светской общественностью представляют как человека, который изучает и познает мир. Но на самом деле он был под постоянной опекой матери, госпожи Простаковой, которая оберегала его от окружающих проблем.
Основными формами научного познания являются:
- Научные факты – это отражения реальных фактов из окружающей действительности в сознании человека. Научные факты могут подвергаться верификации – специальной проверке, призванной доказать их истинность;
- Эмпирические законы, представляющие собой обобщения эмпирических, т.е. взятых из практического опыта, фактов, позволяющих выявлять связи между процессами и явлениями окружающей реальности;
- Проблемы – теоретические либо практические вопросы, появляющиеся у исследователей в ходе познавательного процесса и требующие обоснованных ответов;
- Гипотезы – формируемые на базе научных фактов предположения, объясняющие какое-либо явление или процесс. Нередко гипотезы требуют доказательств своей истинности и научной проверки;
- Теории — самые полные формы научных познаний об определенном предмете, явлении или процессе. Теория формируется на основе доказанной и проверенной гипотезы, представляя собой комплекс, в чей состав входят идеи, принципы и положения, предоставляющие людям наиболее полную картину окружающего их мира.
Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:
- Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
- Творческое или художественное познание. (Оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
- Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
- Религиозное познание. Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
- Мифологическое познание. Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
- Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы – самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.
Самопознание – это процесс познания, который направлен на самого себя, на собственные физические и психические отличительные особенности, на осознания себя в качестве самостоятельной личности.
Самопознание является своеобразным механизмом познавательной деятельности человека, в основе которого лежит процесс рефлексии. Процесс самопознания требует от субъекта значительных усилий, неустанной работы над собой, позволяет открыть себя, выявить свои положительные качества, возможности и задатки, которые потом путём самовоспитания человек сможет превратить в способности, а талант – в устойчивую черту характера.
Самопознание – это начальный этап самовоспитания личности, изучение ею своих свойств, системы ценностей, жизненных целей, ведущих мотивов и мотиваций, характера, темперамента, особенностей процессов познания (ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и др.). Этот процесс продолжается всю жизнь. Самопознание даёт возможность самостоятельно определить пути успеха в определённой сфере деятельности, проанализировать и усовершенствовать свою повседневную деятельность.
Самооценка – это оценка индивидом собственных способностей и возможностей. Адекватная самооценка очень важна в процессе самопознания.
Этапы самопознания:
- самоузнавание, доверчивое и наивное оценивание себя с точки зрения окружающих, чувственное познание мира и себя в мире;
- осознание плюрализма и противоречивости мнений окружающих людей о себе, формирование и отделение собственного мнения о самом себе независимо от позиции окружающих;
- активное самопознание, пересматривание собственного старого самовосприятия, вырабатывание самооценки.
Методы самопознания:
- самонаблюдение, посредством которого можно оценивать свои поступки и мысли, наблюдать за своим поведением;
- самосравнение, в котором происходит сравнение себя с окружающими людьми и с идеальными образцами (героями фильмов, книг и т.п.), установка на приобретение каких-либо черт идеальных черт характера (которые соответствуют идеалу);
- метод единства противоположностей, который выражается в устремлении постигать себя и принимать таким, каков есть на самом деле;
- самоанализ, означающий критическое осмысление своих высказанных слов, сделанных поступков и т.п.;
- самооценивание – это критика собственных действий.
Средства самопознания:
- чтение психологической литературы;
- психологические консультации ради понимания причин и закономерностей внутренних психологических процессов и проблем;
- самоотчёт и внутренняя самоисповедь;
- сравнение своих поступков с поступками кумиров, идеальных героев;
- участие в тестированиях, тренингах и т.п., которые позволяют выявить наклонности, способности и т.п.
Что насчет остальных предметов?
Не важно, технарь вы или гуманитарий. Без набора базовых знаний не получится нормально взаимодействовать с окружающим миром и обществом. Учатся все: мама-кошка учит котят охотиться, слоненок учится пользоваться хоботом, дети ходят в школу. И все это не зря.
Вы же не хотите стать человеком, который говорит: «Как у Северной Америки может быть юг? Она же северная!». Или, беседуя с девушкой, узнать, что Толстой, оказывается, написал две книги: «Войну» и «Мир».
Мы живем в информационном обществе, и получение качественной информации сейчас важно как никогда.
Кстати! Если вам нужна качественный и актуальный материал для курсовой работы, а на поиск не хватает времени, помните: для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Конечно ли полезное знание?
Александр Никонов
Процесс познания в границах одной системы (вселенной) конечен. Наступит время когда люди поймут логику всех закономерностей своего мира. На самом начальном этапе, всё великое многообразие нашего мира кодируется всего лишь характеристиками размерности (больше, меньше) и динамическими характеристиками их изменения (быстрее, медленнее) Всё, в основе своей просто, но сложна программа их чередования. Все науки без исключения стремятся понять логику именно этой программы. Она программа, многоуровневая. И каждая сложившаяся наука изучает именно свой уровень данной программы. Но по мере познания каждый уровень распадается на подуровни. Но все они без исключения познают программу этого мира. Если данная тема Вам интересна, более подробно Вы можете посмотреть её в «Теории системных миров»
колос
Какое знание нам будет полезно в реальной жизни, заранее не известно. Например был случай, когда знание биологии зрения спасло мне жизнь. Так же и другие знания часто помогали мне в трудных ситуациях. Посему надо впитывать все, что интересно и может пригодиться.
Merops
Если относительно каждого конкретного человека — то конечно. Ограничено интеллектуальными способностями индивидуума. Образно выражаясь — полезные знания есть всегда. Но не все умещаются в голове. Часть потенциально полезных знаний, которая не умещается в сознании, оказывается бесполезной.
В формировании личности многое зависит от знаний человека. От них зависит работа мозга и то насколько умные решения может принимать человек. Знания – это бесценный багаж, который необходимо постоянно пополнять. Все это нам обязательно понадобится в будущем.
Познавать новое можно из книг. Читая, мы увеличиваем словарный запас, улучшаем ораторские способности. Благодаря литературе мы учимся сочувствовать героям, понимать, где добро, а где зло. Книги можно считать нашими учителями и советниками.
В современном мире в моде умные и грамотные люди. Времена неграмотного Митрофанушки из комедии «Недоросль» Фонвизина уже давно прошли. Молодой парень не хотел учиться, развиваться, поэтому вырос невеждой и хамом. Человек должен стремиться к лучшему иначе может наступить деградация.
В книгах таится много знаний. Начитанный человек может правильно высказать свое мнение, его интересно слушать. Он может принимать мудрые решения даже в самых неожиданных ситуациях. К книгам необходимо относиться с уважением и беречь их. Полученные знания необходимо с каждым днем приумножать.
Но, не только такие знания нужны. Человек может много знать, но на деле ничего не уметь. Поэтому важны знания в совокупности с навыками и умениями. Для парня или мужчины это наиболее важно. Собирая в лесу грибы, нужно понимать какой гриб съедобный, а какой нет. Эти знания необходимы, что бы ни отравиться. Потому что подобная ошибка может стоить нескольких жизней.
Мальчикам необходимо владеть знаниями по оказанию первой медицинской помощи. Потому, что они часто бегают, прыгают. Мужской пол должен знать, что делать при растяжении, ушибе или кровотечении. Правила дорожного движения, правильного поведения на воде и так далее необходимо применять постоянно в своей жизни.
Красиво и правильно излагать свои мысли это очень важно. Но, менее важно знать правила, которые могут спасти жизнь. Помимо этого мальчики должны уметь ремонтировать предметы, забивать гвозди в стену. Всему этому их учат в школе на простом предмете под названием труд.
Умные люди вызываю восторг и достойны уважения. Мальчика, который умеет хорошо говорить и делать, что то своими руками всегда похвалят и отметят в любой компании. Не стоит стоять на месте, необходимо идти вперед и постоянно учиться.
Потребность в познании
Склонность к познавательной деятельности заложена человеку природой. Одна из отличительных способностей человека, выделяющая его из мира животных – возможность задавать вопросы и искать на них ответы.Способность задавать сложные, глубокие вопросы указывает на развитую интеллектуальную личность. Благодаря познавательной деятельности индивид совершенствуется, развивается, достигает желаемых целей. Кроме познания окружающего мира человек познает самого себя, этот процесс начинается с первых лет жизни.
Познание начинается с восприятия окружающего пространства, в которое малыш погружается с момента рождения в этом мире. Младенец пробует на вкус разные предметы: игрушки, собственную одежду, все что попадет под руку. Взрослея, он уже начинает постигать мир посредством мышления, сравнения и сопоставления разной информации, наблюдений, фактов.
Итак, сегодня мы поговорим об известном высказывании «Знание – сила». Кто сказал эту фразу? Когда впервые были произнесены слова, ставшие известными каждому? На все эти вопросы мы ответим позже. А сейчас постараемся разобраться, что такое знание.
В широком смысле это понятие трактуют как совокупность усвоенных человеком норм и представлений. По сути, знание является результатом познавательной деятельности индивида или группы лиц.
В узком смысле это понятие означает обладание определенной информацией, что позволяет решать поставленные задачи.
Знание не ограничивается исключительно наукой. Оно может быть и вненаучным, или обыденно-практичным.
Далее мы рассмотрим происхождение знаменитого афоризма «Знание – сила» (кто сказал эту фразу и в связи с чем).
В формировании личности многое зависит от знаний человека. От них зависит работа мозга и то насколько умные решения может принимать человек. Знания – это бесценный багаж, который необходимо постоянно пополнять. Все это нам обязательно понадобится в будущем.
Познавать новое можно из книг. Читая, мы увеличиваем словарный запас, улучшаем ораторские способности. Благодаря литературе мы учимся сочувствовать героям, понимать, где добро, а где зло. Книги можно считать нашими учителями и советниками.
В современном мире в моде умные и грамотные люди. Времена неграмотного Митрофанушки из комедии «Недоросль» Фонвизина уже давно прошли. Молодой парень не хотел учиться, развиваться, поэтому вырос невеждой и хамом. Человек должен стремиться к лучшему иначе может наступить деградация.
В книгах таится много знаний. Начитанный человек может правильно высказать свое мнение, его интересно слушать. Он может принимать мудрые решения даже в самых неожиданных ситуациях. К книгам необходимо относиться с уважением и беречь их. Полученные знания необходимо с каждым днем приумножать.
Но, не только такие знания нужны. Человек может много знать, но на деле ничего не уметь. Поэтому важны знания в совокупности с навыками и умениями. Для парня или мужчины это наиболее важно. Собирая в лесу грибы, нужно понимать какой гриб съедобный, а какой нет. Эти знания необходимы, что бы ни отравиться. Потому что подобная ошибка может стоить нескольких жизней.
Мальчикам необходимо владеть знаниями по оказанию первой медицинской помощи. Потому, что они часто бегают, прыгают. Мужской пол должен знать, что делать при растяжении, ушибе или кровотечении. Правила дорожного движения, правильного поведения на воде и так далее необходимо применять постоянно в своей жизни.
Красиво и правильно излагать свои мысли это очень важно. Но, менее важно знать правила, которые могут спасти жизнь. Помимо этого мальчики должны уметь ремонтировать предметы, забивать гвозди в стену. Всему этому их учат в школе на простом предмете под названием труд.
Умные люди вызываю восторг и достойны уважения. Мальчика, который умеет хорошо говорить и делать, что то своими руками всегда похвалят и отметят в любой компании. Не стоит стоять на месте, необходимо идти вперед и постоянно учиться.