Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности детей перед родителями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей распространяются в одинаковой степени на каждого из них.Отец и мать имеют преимущественное право по сравнению со всеми остальными родственниками при воспитании.
Права и обязанности родителей
Рассмотрим подробнее права родителя или усыновителя на ребенка:
- присвоить имя, отчество или фамилию по выбору;
- проводить меры воспитательного характера;
- представлять интересы в организациях и инстанциях;
- выбрать школу или сад;
- отец, не уверенный в отцовстве, может сделать генетическую экспертизу, чтобы подтвердить или опровергнуть родство;
- право родителя, проживающего отдельно от ребенка видеть и общаться с ним.
Если родитель был ранее лишен прав, то вышеупомянутое к нему не относятся.
Теперь рассмотрим обязательства отца и матери к несовершеннолетнему, их намного больше:
- обеспечить нормальные условия для проживания;
- предоставить возможность для получения ребенком образования и совместно с ним выбирать учебное заведение;
- родитель, проживающий отдельно, обязан осуществлять алиментные выплаты;
- защищать интересы в любых ситуациях;
- беречь психическое и физическое здоровье;
- обеспечить достойную жизнь, оказывать финансовую поддержку.
Ответственность родителей за воспитание детей прекращается, когда они достигают дееспособности.
Что могут ваши дети? Список домашних обязанностей по возрастам
В 2–3 года:
- убирать игрушки;
- складывать грязную одежду в корзину;
- убирать книги и журналы
- накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
- вытирать пролитое;
- вытирать пыль.
С определенного момента я пришла к выводу, что не надо давать детям какие-то обязанности кроме одной: убирать за СОБОЙ. Если все члены семьи это делают, то мне остается мизер. У старшего сына своя комната, выделялась с условием, что он будет содержать ее в порядке. Раз в неделю он ее пылесосит, вытирает пыль. Я делаю контрольную уборку где-то раз в 2 месяца. Сам гладит школьные брюки, чистит ботинки (и мне тоже).
Средняя имеет свой шкаф-стол, их содержит в порядке, вытерает пыль. Муж раз в неделю пылесосит всю квартиру (кроме комнаты старшего), гладит.
Посуду каждый сам со стола ставит в раковину, муж загружает в машинку. В магазин тоже ходит муж (иногда сын). На мне готовка, стирка, мытье полов.
Дашук, участница конференции на 7е
В 4–5 лет:
- все вышеперечисленное;
- убирать свою постель;
- выбрасывать мусор;
- убирать со стола;
- поливать растения;
- приготовить завтрак из хлопьев.
В 6–7 лет:
- все вышеперечисленное;
- рассортировать белье;
- подметать;
- помогать готовить и упаковывать завтрак;
- накрывать на стол;
- убирать в спальне;
- наливать напитки;
- отвечать на телефонные звонки.
В 8–9 лет:
- все вышеперечисленное;
- загружать посуду в посудомоечную машину;
- разбирать купленные продукты;
- помогать готовить ужин;
- готовить свою одежду для стирки;
- чистить овощи;
- делать тосты;
- гулять с собакой.
У нас проблемы с мытьем полов. Меня в детстве заставляли мыть полы — я ужас как не любила, теперь такое же отношение у дочерей. И мне тут задумалось — а как у сына изменить отношение? То есть как-то переместить нелюбимую всеми работу из зоны недовольства в зону радости?
Поговорили с дочкой, придумали — когда вся семья (кроме мамы) моет пол, мама печет особый «уборочный» пирог, который потом все, участвующие в уборке, едят. Правда, у нас это недавнее введение, пирог был только один. Но четырехлетка так его и называл — «уборочный» пирог, так что, может, и получится…
Eugenie, участница конференции на 7е
В 10–12 лет:
- все вышеперечисленное;
- доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
- складывать выстиранное белье;
- убирать в ванной;
- готовить простые блюда;
- стирать;
- стричь газон;
- убирать свою постель и менять постельное белье;
- убираться в кухне;
- присматривать за младшими братьями и сестрами.
Как можно приучить ребенка помогать по дому?
А как можно приучить ребенка помогать по дому, чтобы не вызвать у него ненависти к домашней работе? Не нужно ограждать малыша от «сложных» дел, нужно просто давать посильные и выполнимые в его возрасте задания. Многие боятся, что ребенок будет мешать и путаться под ногами. Да, будет. Но как же без этого он узнает, как готовить пироги или мыть посуду? Это для нас привычно ощущать на коже прохладу воды, мягкость теста, шершавость вафельного полотенца, а для ребенка это целая вселенная, которую вы можете открыть для него, занимаясь такими обычными делами, как приготовление пищи, уборка или стирка. Мы так погрязли в быту, что забываем, как быстротечно детство наших малышей. Мы никогда не вспомним подгоревший суп или невымытый пол, но мы обязательно вспомним горящие глаза нашего ребенка, который первый раз взял в руки веник, впервые попробовал стирать белье, неумело пытается перемешать салат огромной для него ложкой. Не лишайте ваших детей возможности быть рядом с вами и познавать мир через наведение порядка в доме.
Комментарии к ст. 63 СК РФ
1. Согласно ч. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка; наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Данное положение нашло свое дальнейшее развитие в нормах комментируемой статьи.
Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что родители имеют право воспитывать своих детей. Предоставленное право есть личное, неотъемлемое право каждого родителя. Оно заключается в том, что родителю дано право лично воспитывать своих детей. При этом они свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся «с развивающимися способностями ребенка» (п. 2 ст. 14 Конвенции о правах ребенка).
Однако, согласно п. 2 ст. 54 СК РФ, правом на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие обладает и сам ребенок. В силу этого родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей. Это означает, что они обязаны дать детям достойное воспитание, заботиться об их духовном, нравственном, психическом и физическом здоровье. Причем осуществление родительского права и исполнения обязанности по воспитанию своего ребенка не зависит от того, проживает родитель совместно с ребенком или отдельно от ребенка, от его временной нетрудоспособности и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что осуществление правомочия родителем на воспитание своего ребенка невозможно без личного общения с ним. Поэтому, как справедливо отмечается в юридической литературе, отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспитанию .
См.: Антокольская М.В. Семейное право. М., 2004. С. 223.
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, не определяя вид такой ответственности. Однако исходя из анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод о том, что родители за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей могут быть привлечены к таким видам юридической ответственности, как административная, предусматривающая ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП РФ); гражданско-правовая — в виде возмещения имущественного вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. ст. 1073 — 1075 ГК РФ); семейно-правовая — в виде лишения или ограничения родительских прав, а также отобрания ребенка (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ); уголовная, предусматривающая в зависимости от степени вины и тяжести деяния штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (ст. 156 УК РФ).
Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (см. комментарий к ст. ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Преимущественное право родителей означает, что в случае разрешения судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства. Исходя из этого родители могут требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего ребенка у себя не на основании закона или решения суда (см. комментарий к ст. 68 СК РФ).
2. Согласно ч. 1 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают право ребенка на образование и, с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией (ч. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка).
Воплощая принципиальные положения Конвенции, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ провозглашает, что родители обеспечивают детям возможность получить основное общее образование. В этой связи п. 1 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» устанавливает, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая данные положения, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. При этом след��ет обратить внимание, что, в отличие от права на воспитание, обеспечение получения ребенком основного общего образования является непосредственной обязанностью родителей.
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся (п. 4 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с п. 2 комментируемой статьи родители обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования.
Родителям с учетом мнения детей предоставлен выбор образовательного учреждения, а также формы обучения для получения ребенком основного общего образования. Это означает, что только родители имеют право решать, где получать образование ребенку (в государственном или частном образовательном учреждении, т.е. в школе, лицее, гимназии, колледже и т.п.). Необходимо только, чтобы избранная ими форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения ребенка, если она противоречит его же интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.
Права детей в разном возрасте
Главный нормативный акт, посвященный этой теме, это Семейный кодекс РФ. Есть и другие законы о правах несовершеннолетних. Вот какими законами регулируются права и обязанности несовершеннолетних в России:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс России;
- Трудовой кодекс РФ;
- Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ»;
- Федеральный закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Федеральный закон №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Федеральный закон №49 «Об опеке и попечительстве».
Все дети в России имеют возможность:
- расти в семье;
- воспитываться своими родителями, а при их отсутствии — опекунами, попечителями, а в крайнем случае и специализированными детскими учреждениями;
- знать, кто его родители;
- жить вместе с биологическими родителями и получать от них должную заботу. Единственное исключение — если это противоречит интересам ребенка и тем более ставит его здоровье и жизнь под угрозу;
- общаться с кровными родственниками;
- пользоваться правом на уважение;
- получать всестороннее развитие;
- получать защиту;
- выражать свое мнение;
- иметь фамилию, имя и отчество, а при желании — изменить их;
- снабжаться средствами на жизнь. Сюда же входит право на личные доходы.
Подробно все права и обязанности несовершеннолетних в РФ описаны в главе 11 Семейного кодекса России. Все эти возможности ребенок получает с рождения.
С 6-летнего возраста он получает еще и право на:
- мелкие бытовые сделки;
- посещение школы;
- самостоятельное распоряжение карманными деньгами;
- получение подарков.
С 8 лет добавляется возможность участвовать в детском общественном объединении.
С 10-летнего возраста им предоставляется свобода давать согласие на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 Семейного кодекса России), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 Семейного кодекса России). С этого возраста учитывается его мнение по всем семейным вопросам, которые затрагивают его жизнь. И он получает возможность заслушания в процессе административного либо судебного разбирательства.
С 14 лет граждане вправе:
- самостоятельно обращаться в суд;
- получать паспорта;
- работать с согласия одного из родителей не дольше 4 часов в свободное от учебы время;
- открывать банковские вклады.
После 16-го дня рождения появляется возможность:
- работать до 36 часов в неделю;
- учиться на водительское удостоверение;
- при особых обстоятельствах — вступать в брак;
- пройти процедуру эмансипации: получить полную дееспособность.
Возможностей у ребенка с ходом времени становится все больше. Вот для чего нужны права и обязанности подростка:
- плавно подготовить его к взрослой жизни;
- научить справляться сначала с малым кругом обязательств и свобод, затем расширяя его;
- обеспечить безопасность и хорошие условия жизни;
- гарантировать получение образования;
- наделить его правом самостоятельно регулировать некоторые аспекты своей жизни.
Возрастные особенности исполнения обязанностей
Правовой статус ребенка определяет, какими обязанностями он наделен в соответствии с законодательством о правах и обязанностях несовершеннолетних в текущем периоде жизни.
Ранжирование правоспособности и способности нести ответственность за исполнение или неисполнение обязательств согласно возрасту выглядит следующим образом:
- с рождения и до 6 лет ребенок обязан слушаться своих родителей, соблюдать правила поведения дома и в общественных местах, принимать заботу своих законных представителей, если это не ущемляет его прав и не унижает человеческое достоинство (насилие, жестокое обращение);
- с 6 лет ребенок обязан поступить в образовательное учреждение для получения полного среднего образования, соблюдая при этом распорядок и устав учреждения. В данном возрасте человек несет ответственность за уклонение от учебы и изучение образовательной программы, бродяжничество, пьянство, преступления против жизни и другие провинности перед преподавателями и администрацией школы, родителями;
- с 10 лет ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение за совершение противоправных деяний против правил поведения общества;
- с 14 лет молодые люди, трудоустроенные по договору на работу, обязаны выполнять предписания трудового договора, заключенного с организацией, а также соблюдать правила поведения и устав этой организации, либо молодежного объединения. Ответственность наступает за несоблюдение предписаний трудового договора, устава образовательного учреждения, молодежной организации, за возмещение причиненного вреда, а также уголовная ответственность за отдельные виды преступления;
- с 16 лет для человека наступает ответственность за совершение всех видов преступления, а также административная ответственность.
Права и обязанности ребенка
Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).
Способность иметь права или же правоспособность возникает с момента рождения человека. А способность самостоятельно реализовать собственные права, другими словами дееспособность, появляется в полном размере по достижении 18-летнего возраста. В случаях, предусмотренных законом, могут быть установлены и другие возрастные пределы для этого.
Как известно, права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы иного человека. В связи с этим на ребенка помимо прав возлагаются определенные обязанности.
Прежде всего, каждый ребенок должен уважать права и законные интересы других людей. Он обязан почитать культурные обычаи и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Особо важно, чтобы ребенок соблюдал законы своей страны, бережно относился к окружающей среде и ко всем видам собственности.
Никто не может быть освобождён от прямых обязанностей соблюдения законов страны, ибо здесь уже начинается юридическая ответственность.
Права несовершеннолетних
Права детей подразделяются на два вида:
- имущественные;
- неимущественные.
Права детей:
- Рассчитывать на получение прав, указанных в Декларации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году.
- Получение благоприятных условий, позволяющих несовершеннолетнему развиваться нравственно, умственно, духовно и физически.
- Получение имени, фамилии и гражданства с момента рождения.
- Пользование благами социального обеспечения. Каждый малыш имеет право на здоровый рост и развитие. Должная охрана здоровья должна быть обеспечена не только несовершеннолетнему, но и его матери. В этот же пункт входит право на получение надлежащего жилища, питания, медицинского обслуживания и развлечений.
- Неполноценные в психическом, физическом или социальном отношении дети должны получать особую заботу, а также образование.
- Получение любви и понимания от своих родителей.
- Получение бесплатного образования.
- Защита от жестокого обращения и эксплуатации. Отпрыск не должен быть принят на работу до того момента, пока не достигнет определенного возраста.
- Ограждение от практики, имеющей религиозный, расовый или какой-либо другой подтекст.
- Получение помощи и защиты в числе первых.
Согласно СК РФ, права ребенка перечислены в главе 11 действующего законодательства. В соответствии с ним в перечень прав ребенка входят:
- проживание и получение воспитания в семье;
- общение с близкими родственниками — бабушками и дедушками с обеих сторон, сестрами и братьями;
- получение защиты и представительства собственных правовых интересов и защита от злоупотребления родителями своими правами;
- владение и выражение собственного мнения;
- получение бесплатного медобслуживания по медицинской страховке;
- получение бесплатного дошкольного и школьного образования;
- получение и изменение ФИО.
???? Может ли ребенок нести ответственность за неисполнение своих обязательств
Конституция в предписывает родителям обеспечить своим детям должную заботу и воспитание. Семейный кодекс указывает, что именно родители ответственны за нравственное, физическое, духовное, психическое развитие детей, а также обязаны обеспечить получение общего образования ребенком.
Определенная ответственность накладывается и на ребенка: любой серьезный проступок несет за собой наказание. Но если в детстве выбор меры ответственности определяют родители, и она обычно ограничивается запретом на мультфильмы, смартфон или сладости, то по мере взросления ребенку грозит более серьезное наказание.
Имущественная ответственность малолетнего возлагается на родителей, которые отвечают за ребенка и за причиненный им вред вплоть до 14 лет. Например, если ребенок сломает чужую дорогую игрушку, то родители должны возместить ее стоимость или же выплатить материальный ущерб пострадавшему в драке с их ребенком.
В 14 лет уровень осознанности растет. С этого возраста ему грозит самостоятельная имущественная ответственность, и может возникнуть необходимость возмещения вреда. Работающий ребенок также ответственен за нарушение трудовой дисциплины наряду с другими сотрудниками.
Какие обязанности у родителей, чьи дети посещают детский сад?
Вот часто слышишь от мам, бабушек и даже пап, что мол, вы, воспитатели, должны то или то делать для наших детей. А вы сами задумывались, что вы должны делать для детского сада? Да, есть требования и для родителей, представьте.
Конституция не прописывает обязанности, которые стоят перед родителями по отношению к дошкольному учреждению. Но есть типовое положение про детский сад, на основании которого каждый сад составляет Устав, в котором есть и обязанности родителей. Итак, если вы хотите, чтобы ваш ребенок посещал конкретный садик, то будьте любезны выполнять Устав.
Например, там сказано, что участниками образовательного процесса являются воспитатели, дети и их родители. И взаимоотношения между всеми сторонами строятся на сотрудничестве, взаимоуважении и приоритете человеческих ценностей. Красиво звучит, правда?
Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена статья 43.
Пункт 1. Каждый имеет право на образование.
Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Пункт 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Пункт 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
>