- Льготы

Проект санитарно-защитной зоны для предприятия (СЗЗ)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект санитарно-защитной зоны для предприятия (СЗЗ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.

Установление минимальных расстояний до трубопроводов предусмотрено различными нормативно-правовыми актами. Например, в ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» указывается, что владельцы земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ей организацией. В абз. 4 ст. 32 данного закона указывается, что здания, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счёт средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

В настоящее время сами минимальные расстояния от объектов капитального строительства различных категорий до трубопроводов устанавливаются нормативно-правовыми актами в области технического регулирования (например, СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы», СП 125.13330.2012 «Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населённых пунктов»).

Так, в СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населённых пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 (данное положение является обязательным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985).

Размеры санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений следует применять по таблице:

Санитарно-защитные зоны для канализационных очистных сооружений, расстояние (м)

Сооружения для очистки сточных вод

Расчетная производительность очистных сооружений, м3/сутки

Насосные станции и аварийно-регулирующие резервуары, локальные очистные сооружения

Сооружения для механической и биологической очистки с иловыми площадками для сброженных осадков, а также иловые площадки

Сооружения для механической и биологической очистки с термомеханической обработкой осадка в закрытых помещениях

Поля фильтрации

Поля орошения

Биологические пруды

До 0,2

15

150

100

200

150

200

От 0,2 до 5

20

200

150

300

200

200

От 5 до 50

20

400

300

500

400

300

От 50 до 280

30

500

400

1000

1000

300

Санитарно-защитная зона котельной

Размер СЗЗ для котельных установок по СанПиН в 2022 году определяется исходя из их тепловой мощности и типа топлива.

Тепловая мощность, Гкал Тип топлива Размер СЗЗ, м
1. ≥200 Мазутный, угольный 500 (класс II)
2. ≥200 Газо-мазутный (в качестве резервного), газовый 300 (класс III)
3. Все виды топлива 100 (класс IV)

Нормативная и правовая основа

Расстояние от жилого дома или общественного здания до АЗС – норма, утвержденная на федеральном уровне. Любое государство разрабатывает стандартизирующие документы, целью которых является установить минимальное расстояние от потенциально опасных построек и зданий.

К автозаправочным станциям, размещенным в населенных пунктах, предъявляются особые нормы удаленности от жилых домов и общественных зданий, призванные устранить потенциальные риски возгорания, взрыва, необратимого загрязнения земельных участков.

Официальные нормативы в размещении АЗС приняты на основании Федерального Закона от 22.07.2008 № 123, озаглавленного «Технический регламент о требованиях противопожарной безопасности» и Федерального Закона 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Требования к инженерным сетям

При строительстве заправочной станции руководствуются действующим сводом правил СП 30.13330.2020, которые регламентируют технические требования к водопроводным и канализационным сетям. Данные нормативные документы обязательно учитываются при возведении объектов, на которых будут регулярно использоваться системы водоснабжения и водоотведения.

Также к зданию заправки подводится питьевая вода, качество которой должно соответствовать СанПиН 2.1.3684-21. Подача воды организуется одним из следующих способов:

  • бурение артезианской скважины;
  • закачивание в систему из ближайшего колодца;
  • врезка в магистраль централизованного водоснабжения.

Размещение и тип источника воды согласуется с местными санитарными службами. Если подача будет организована из собственной скважины, руководящее лицо на данной АЗС должно обеспечить соответствие показателей качества воды указанным в действующих санитарных нормах требованиям. А также проводить регулярный лабораторный контроль нормируемых характеристик.

При прокладке канализационных сетей учитывают необходимость строительства двух отдельных систем — для отвода бытовых сточных вод, а также дождевых стоков и производственных жидкостей. Вблизи заправочного комплекса обустраивают систему очистки стоков, при этом бытовые сточные воды очищаются согласно приведенным в СП 32.13330.2018 правилам.

Путем монтажа лотков со съемными решетками можно сформировать систему для сбора ливневых стоков. К ней же можно присоединить производственные сточные воды, которые направляются к очистным сооружениям, состоящим из:

  • фильтрационного блока;
  • колодца-отстойника;
  • сборного колодца.

2.1. Стационарные ГЗС следует размещать с подветренной стороны относительно жилой и других застроек.

2.2. В составе ГЗС следует предусматривать:

  • буферную криогенную емкость для хранения СПГ;
  • площадку слива СПГ из транспортных автоцистерн в буферную емкость;
  • раздаточную рамку для заправки топливных баков автомобилей с узлом замера количества отпускаемого газа;
  • технологические коммуникации СПГ, азота, систему водяного орошения буферных емкостей, систему утилизации сбрасываемых паров при сливе СПГ из автоцистерн и заправке автомобилей;
  • площадку для хранения баллонов с азотом;
  • производственно-административный корпус с операторской;
  • систему пожаротушения в виде перевозимого (на специальной тележке) порошкового огнетушителя марки ОП-100 с рукавами и систему водяного орошения (п. 4.11).

2.3. Территория газонаполнительной станции должна иметь ограждение из несгораемых материалов.

За пределами ограждения ГЗС следует предусматривать накопительную площадку для возможности стоянки автотранспорта перед заправкой.

2.4. Суммарный объем криогенных емкостей для хранения СПГ на газозаправочной станции не должен превышать 100 м3, а объем одного резервуара — 25 м3.

Читайте также:  Неопределенные доходы: за что будут платить нотариусам

Установка резервуаров СПГ должна предусматриваться надземной.

2.5. Размещение технологического оборудования на площадке ГЗС следует производить с учетом минимальной протяженности трубопроводов СПГ и обеспечения свободного проезда автотранспорта к сливным площадкам и заправочным установкам. С целью снижения неконтролируемых утечек СПГ из технологических трубопроводов запорная арматура должна устанавливаться непосредственно у разъемных соединений.

2.6. Минимальные расстояния от резервуаров СПГ газозаправочной станции до зданий и сооружений, не относящихся к ГЗС, а также до объектов, входящих в состав ГЗС, следует принимать по таблице 1, если по другим нормам не требуется принимать большие расстояния.

Минимальные расстояния от ГЗС и ПГЗС до зданий и помещений электрораспределительных устройств следует принимать по ПУЭ.

Таблица 1

№ пп Наименование объектов, здания и сооружений Расстояние, м от резервуаров СПГ
1. Жилые и общественные здания, промышленные и коммунально-бытовые предприятия, не относящиеся к ГЗС 150
2. Железные дороги и троллейбусные пути (до оси пути), автомобильные дороги (до края проезжей части) 75
3. Площадка слива СПГ из транспортных автоцистерн в криогенные резервуары 30
4. Раздаточная рампа с установками для заправки автомобилей СПГ 15
5. Площадка для хранения баллонов с азотом 15
6 Операторная ГЗС 20

2.7. Площадки для заправки баков автомашин сжиженным природным газом с помощью передвижных газозаправочных станций СПГ (ПГЗС) следует предусматривать: вблизи от автомобильных дорог, в полевых условиях, на территории автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГИКС), автомобильных газонаполнительных станций (АГНС).

Расположение площадок должны быть согласовано с соответствующими административными органами (исполкомами местных советов).

Минимальные расстояния от установленного на площадке автозаправщика СПГ до зданий и сооружений различного назначения следует принимать по таблице 2, если объем топливной цистерны автозаправщика не превышает 10 м3, и по таблице 1, если объем топливной цистерны автозаправщика больше 10 м3.

Правила установки и контролирующие органы

С выводом в 2012 году АЗС из реестра опасных производственных объектов Ростехнадзором ситуация с установкой и эксплуатацией АЗС серьезно изменилась в лучшую сторону. Теперь, если Вы устанавливаете КАЗС для собственных нужд предприятия на своей территории и для ее установки нет капитального строительства, Вы не должны получать никаких лицензий и разрешений для эксплуатации станции. Требуется лишь выполнить нормы пожарной безопасности для АЗС.

Главная задача — установить АЗС в соответствии с НПБ 111-98:

  • выдержать расстояния до различных категорий объектов;
  • подготовить площадку с зоной въезда и выезда;
  • изготовить основание для АЗС (выполненное в виде дорожной плиты — фундамента, высотой не менее 0,2 м по отношению к прилегающей к ней площадке с размерами на 0,5 м больше габаритов самой станции во все стороны);
  • установить ограждение, препятствующее наезду на КАЗС автотранспорта;
  • назначить и обозначить ответственных и выполнить противопожарные мероприятия.

Требования к передвижным АЗС

Согласно правилам ПБ, передвижные заправочные станции по технологическому наполнению приравниваются к комплексам с наземными резервуарами:

  • нельзя использовать одновременно одностенные и двустенные емкости;
  • можно не дублировать устройства системы предупреждения перелива при наполнении резервуаров;
  • обязательное обеспечение работоспособности системы контроля за герметичностью межстенного пространства емкостей ПАЗС во время движения и остановки;
  • защита предохранительных мембран резервуаров от повреждения при опрокидывании ПАЗС обязательна;
  • необходима установка дыхательного клапана над резервуаром для проветривания окружающего пространства;
  • верхний срез трубопровода деаэрации емкости должен быть не менее 2,5 м (регламентируется уровнем проезда транспортных средств).

Промышленные объекты и производства

Общее регулирование правового статуса зон с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) появилось с принятием Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон № 342-ФЗ). До этого момента в законодательстве лишь разрозненно содержались некоторые общие положения о таких зонах, однако главным образом их статус регулировался нормативно-правовыми актами в отношении конкретных видов зон, что существенно затрудняло применение этих норм и приводило к многочисленным судебным спорам.

В целях установления единых подходов к правовому регулированию режима ЗОУИТ и ограничений использования земельных участков[1] ЗК РФ был дополнен новой главой 19 «Зоны с особыми условиями использования территорий».

Кроме того, были внесены изменения в ЗК РФ в части регулирования вопросов возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением ЗОУИТ (ст.ст. 57, 57.1 ЗК РФ), а также в иные нормативно-правовые акты.

Большинство новых норм ЗК РФ в отношении ЗОУИТ вступило в силу со дня официального опубликования закона № 342-ФЗ (04.08.2018).

Вместе с тем в конце 2019 года были внесены значительные изменения в переходные положения закона № 342-ФЗ, которые фактически влекут отложение начала действия нового регулирования на несколько лет (закон № 455-ФЗ[2], изменения вступили в силу 31.12.2019).

Указанные изменения во многом приводят к тому, что нормы гл. 19 и ст. 57.1 ЗК РФ становятся некой декларацией, которая начнёт в полном объёме действовать только с 01.01.2022 (если не состоится очередной перенос срока).

При этом внесение анализируемых изменений в 2019 году имеет ряд недостатков с точки зрения юридической техники. Во-первых, срок вступления в силу нового регулирования ЗОУИТ фактически был перенесён задним числом (для ЗОУИТ, устанавливаемых после принятия закона № 342-ФЗ, нормы уже вступили в силу 04.08.2018, однако 31.12.2019 начало действия многих из них было перенесено на 01.01.2022). Также сложности в применении норм создаёт то, что сами положения ЗК РФ не претерпели изменений, и, чтобы понять, действует конкретная норма или нет, нужно разобраться в большом количестве переходных положений.

Понятие и виды ЗОУИТ

Необходимо отметить, что, несмотря на большой объём нового регулирования ЗОУИТ, определение и признаки ЗОУИТ так и не были сформулированы законодателем. В п. 4 ст. 1 ГрК РФ определение ЗОУИТ по-прежнему даётся лишь путём перечисления некоторых видов ЗОУИТ, а в ст. 104 ЗК РФ указываются только цели установления ЗОУИТ.

На основании системного толкования законодательства можно выделить следующие признаки ЗОУИТ:

1) наличие пространственных границ;
2) существование ограничений прав на земельные участки (в части использования/размещения объектов капитального строительства, использования участков для определённых видов деятельности), попадающие в ЗОУИТ, которые устанавливаются не в пользу конкретного лица;
3) установление их в связи с существованием определённых объектов капитального строительства, территорий, природных объектов;
4) установление их в публично-значимых целях: либо необходимость охраны указанных объектов капитального строительства, территорий, природных объектов, либо, наоборот, необходимость обеспечения безопасной эксплуатации определённых объектов в целях защиты жизни, здоровья граждан.

Читайте также:  Ответы на популярные вопросы о «дачной амнистии»

Используя указанные признаки, под ЗОУИТ можно понимать территории, в границах которых в публично-значимых целях устанавливаются ограничения использования земельных участков, направленные на охрану определённых объектов капитального строительства, территорий, природных объектов либо обеспечение безопасной эксплуатации определённых объектов в целях защиты жизни, здоровья граждан.

Перечень видов ЗОУИТ, состоящий из 28 позиций, приведён в новой ст. 105 ЗК РФ. В целом все перечисленные в данной статье виды ЗОУИТ в той или иной мере существуют и в настоящее время, но их регулирование является несистематизированным.

Необходимо отметить, что соответствующий перечень ЗОУИТ является закрытым, из чего следует, что для введения новой ЗОУИТ недостаточно предписаний специальных нормативно-правовых актов, но необходимо и наличие данного вида ЗОУИТ в перечне ст. 105 ЗК РФ, без которого такая ЗОУИТ не может быть установлена.

Введение закрытого перечня ЗОУИТ, безусловно, необходимо приветствовать. Такой закрытый перечень существенно снижает риски для правообладателя участка, так как в настоящее время даже профессионалы не могут с уверенностью утверждать, что выявили все ограничения в отношении участка, так как количество вариаций возможных ограничений стремится к бесконечности.

Вместе с тем по вопросу закрытого перечня видов ЗОУИТ необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, существует значительная вероятность того, что при возникновении соответствующего спора суды, руководствуясь правилами действия закона во времени, будут исходить из того, что ЗОУИТ, установленные до 04.08.2018, существуют вне зависимости от попадания в перечень ст. 105 ЗК РФ, поскольку на момент их установления исчерпывающий перечень видов ЗОУИТ не был установлен.

Во-вторых, можно с уверенностью утверждать, что не все территории, в границах которых предусмотрены различного рода ограничения использования участков, вошли в перечень ст. 105 ЗК РФ. В связи с этим, в отсутствие законодательно установленного перечня признаков и определения понятия ЗОУИТ, не исключены споры, связанные с тем, относятся ли сущностно те или иные зоны к ЗОУИТ и могут ли они существовать при отсутствии в перечне ст. 105 ЗК РФ.

Санитарно-защитные зоны (далее – СЗЗ) устанавливаются вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, и обеспечивают уменьшение химического, биологического и физического воздействия загрязнения на атмосферный воздух. Порядок их установления регулируется положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – закон № 52-ФЗ), Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 (далее в настоящем подразделе – Правила), и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)[31].

Отметим, что Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 является одним из наиболее поздних нормативно-правовых актов, регулирующих статус конкретного вида ЗОУИТ (СЗЗ), и в значительной части соответствует новому общему регулированию о ЗОУИТ, рассмотренному ранее. Тем не менее, поскольку оно не учитывает всех особенностей, предусмотренных ст. 106 ЗК РФ, регулирование правового статуса СЗЗ также должно быть изменено Правительством РФ в рамках концепции утверждения новых положений в отношении всех видов ЗОУИТ.

СЗЗ устанавливаются в отношении объектов, соответствующих одновременно следующим критериям:

  • действующие, планируемые к строительству, реконструируемые объекты капитального строительства;
  • указанные объекты являются источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека;
  • за контурами таких объектов формируется химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования.

В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

По своей сути установление СЗЗ – это планировочное решение, направленное на соблюдение обязанности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. СЗЗ призвана обеспечивать уменьшение воздействия загрязнения по большей части на атмосферный воздух, по своему функциональному назначению она является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме и не может рассматриваться как резервная территория объекта, в связи с которым она установлена, и использоваться для расширения промышленной территории без соответствующей корректировки границ СЗЗ.

Специальный закон прямо не указывает на обязательность введения таких зон в градостроительную документацию. Они упоминаются лишь в контексте разработки нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов (ст. 12 закона № 52-ФЗ), а также обеспечения качества воздуха в городских и сельских поселениях, в жилых помещениях (ст. 20 закона № 52-ФЗ).

Размер СЗЗ действующих объектов может быть уменьшен, если:

  • существуют объективные доказательства снижения техногенного воздействия на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований, обоснованные лабораторными наблюдениями за загрязнениями, которые должны проводиться как минимум один год;
  • произошло изменение класса опасности, уменьшение мощности предприятия, смена профиля деятельности;
  • подтверждено снижение шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов.

Размер СЗЗ для проектируемых и действующих предприятий может быть увеличен Главным государственным санитарным врачом РФ (для предприятий I II классов опасности) или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем (для предприятий IV и V классов опасности).

  • Запрещается строительство АЗС, на особо охраняемых территориях и объектах, включая охранные зоны, земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного (памятники садово-паркового искусства и т.д.) назначения.
  • Запрещается строительство АЗС в водоохранной зоне водоемов.
  • Рельеф местности должен быть спокойным при небольших уклонах для обеспечения минимальных земляных работ и стока поверхностных вод.
  • Участок под строительство АЗК должен быть без прослоек торфа, незаболоченный, не должен затапливаться талыми и паводковыми водами.
  • Участок для автозаправочных станций не должен пересекаться подземными инженерными коммуникациями и воздушными линиями электропередач.
  • Отводимая площадь по возможности должна быть свободной от жилых и других капитальных сооружений, подлежащих сносу, т.к. при сносе строений возмещаются убытки владельцу.
  • Выбор площадки под строительство автозаправочных комплексов должен производиться на непригодных для сельскохозяйственного использования землях, с соблюдением основ земельного законодательства и законодательных актов по охране природы и использования природных ресурсов.
Читайте также:  Выплаты за 3 ребенка в 2023 году: что положено в России?

Экологическое обоснование на стадии выбора участка должно содержать прогноз и оценку воздействия на окружающую среду на период строительства и эксплуатации АЗС.

При оценке воздействия на окружающую среду должно учитываться ее современное состояние.

Воздействие на окружающую среду при сооружении АЗС в сумме должно обеспечить соблюдение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в сбрасываемых сточных водах, в том числе и в поверхностных.

Материалы по оценке воздействия АЗС на окружающую среду на стадии выбора участка излагаются в Декларации (ходатайстве) о намерениях. В расширенном варианте эти материалы разрабатываются в разделе “Прогноз воздействия на окружающую среду”, в составе материалов по экономическому обоснованию места размещения АЗС.

Материалы и расчеты о влиянии АЗК на окружающую среду включаются в технико-экономическое обоснование или в проект строительства.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливается санитарно-защитная зона (СЗЗ). Размер СЗЗ определяется на основании расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией. По классификации размер СЗЗ для АЗС составляет 100 м.

В большинстве случаев лимитирующим показателем размера СЗЗ для АЗС являются выбросы не собственно АЗС, а автомобильного транспорта, заправляющегося на станции.
Такое положение имеет место в связи с тем, что на предлагаемых АЗС предусмотрен комплекс мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

К Акту выбора участка для строительства автозаправочной станции прилагаются технические условия на обустройство санитарно-защитной зоны. В техусловиях следует приводить для СЗЗ:

  1. АЗС следует размещать в придорожных полосах на участках дорог с уклоном не более 40°, на кривых (в плане) радиусом более 1000 м, на выпуклых кривых в продольном профиле радиусом более 10000 м, не ближе 250 м от железнодорожных переездов, не ближе 1000 м от мостовых переходов, на участках с насыпями высотой не более 2,0 м – СНиП 2.05.02-85 п. 10.13.
  2. Не допускается размещение АЗК под железнодорожными и автомобильными путепроводами – НПБ 111-98.
  3. Не допускается размещение АЗС и АЗК в пределах водоохранных зон водных объектов. Минимальная ширина водоохранных зон устанавливаются для участков рек протяженностью от их истока:
    • до 10 км – 50 м;
    • от 10 до 50 км – 100 м;
    • от 50 до 100 км – 200 м;
    • от 100 до 200 км – 300 м;
    • от 200 до 500 км – 400 м;
    • от 500 до и более – 500 м.

    Для истоков рек водоохранная зона устанавливается радиусом не менее 50 м. Минимальная ширина водоохранных зон водохранилищ принимается при площади акватории до 2 км2-300 м, от 2 км2 и более – 500 м. Ширина водоохранных зон устанавливается доя рек, стариц и озер от среднемноголетнего уреза воды в летний период. Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. №1404.

    СНиП 2.07.01-89 п.9.12.

Отличают напорную и самотечную канализацию. Соответственно охранная зона бытовой напорной канализации — 5 метров от трубы до фундамента здания или сооружения.

Если канализация самотечная, то согласно СНиП охранная зона составит — 3 метра.

При этом минимальное расстояние от забора или опор контактной сети до канализации составит 3 и 1,5 метра соответственно.

Что такое санитарно-защитная зона?

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) – это пространства вокруг промышленных площадок и прочих объектов, воздействующих на экологическую обстановку и здоровье людей. В пределах СЗЗ, в частности, запрещено размещать жилые здания.

Границы и масштаб санитарно-защитной защитной определяются на основании СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В процессе строительства предприятие с особыми условиями использования территории заказывает экспертизу, в ходе которой определяются ориентировочные СЗЗ. Данные, рассчитанные по классу воздействия на окружающую среду, уточняются в ходе эксплуатации предприятия, после чего границы санитарной зоны уточняются, принимают постоянный статус и заносятся в ЕГРН.

Проект санитарной зоны: процедура и необходимые документы

Чтобы разработать проект СЗЗ, необходимо обратиться в местный филиал ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений». В число требуемых документов входят:

  • информация об объекте, коммуникациях, наличии зеленых насаждений на участке, временных построек или жилых домов на участке, расстояние до ближайшей жилой застройки, наличие водоемов, рек, лесов скважин и т.п.;

  • предварительное согласование планируемой деятельности с администрацией (письмо, распоряжение, постановление);

  • акт комиссии по выбору земельного участка под проектирование объекта;

  • градостроительная проработка на размещение объекта, согласованная на районном уровне;

  • распоряжение главы города (района) «О согласовании места размещения объекта»;

  • cвидетельство о государственной регистрации права на аренду земельного участка для проектирования объекта;

  • заключение ЦГСЭН по отводу земельного участка под строительство;

  • заключение Государственного инспектора Гостехнадзора (Госприроднадзора) по выбору земельного участка;

  • при наличии зеленых насаждений на участке: перечетная ведомость зеленых насаждений, произрастающих на отводимом участке (дендроплан) с указанием количества и породы деревьев, попадающих под снос, пересадку и сохранение;

  • при наличии жилых домов, подлежащих сносу на испрашиваемом участке: постановление администрации о переселении граждан, договора с жителями сносимых домов о переселении, акты приема-передачи жилого помещения, подлежащего сносу (с жителями).

Ответственность за несоблюдение охранных правил

Охранные зоны – своего рода гарантия чистоты воды и защиты ее от загрязнений. Соблюдать правила, действующие в этих зонах, обязаны все хозяйственные субъекты и частные лица. За нарушение предусмотрены такие санкции:

  • возмещение ущерба – виновник должен компенсировать урон, нанесенный самовольной стройкой, хранением и складированием материалов, накоплением мусора и отходов ближе, чем в 5 м от водопровода;
  • административные меры, т.е. штрафы – за пренебрежение строительными нормами, правилами, за возведение зданий и любое другое строительство без утвержденного заранее проекта;
  • уголовная ответственность за самозахват земельных участков в зонах санитарной охраны.

Глупо в качестве оправдания утверждать, что вы не знали о месте расположения охранных зон – это не освобождает от ответственности.

Перед выполнением любых строительных, земельных и иных работ следует обратиться в водоканал и ознакомиться, где в вашем населенном пункте и окрестностях располагаются охранные зоны, и какие действия нельзя осуществлять в выбранном месте. Только так можно избежать неприятных и неожиданных последствий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *