- Льготы

Возражения на акт налоговой проверки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возражения на акт налоговой проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Решение комиссии не сразу вступает в юридическую силу. Плательщику предоставляется срок для обжалования. Составляет он месяц. Оспаривание производится в апелляционном порядке. Для обжалования можно направить жалобу через структуру, которая приняла решение. Возможно частичное удовлетворение возражений налогоплательщика. Решение также может быть отменено.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная проверка проводится в течение двух месяцев. Однако этот период выездной проверки может быть продлен до 4 и даже 6 месяцев (п. 6 статьи 89 НК РФ).

Продление срока выездной проверки возможно, если:

  1. выездная проверка проходит у крупнейшего налогоплательщика;
  2. во время выездной проверки инспекторы получили информацию о каких-то дополнительных нарушениях, требующих тщательного изучения и проверки;
  3. на территории проверяемой компании случился пожар, наводнение, затопление или произошел еще какой-то форс-мажор;
  4. проверяемая компания имеет обособленные подразделения;
  5. налогоплательщик оттягивает представление документов, необходимых инспекторам для полноценного проведения выездной проверки;
  6. иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т. д.

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Справка о проведении выездной проверки

В последний день выездной проверки руководитель группы проверяющих должен составить справку по форме приложения № 7 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Что должна содержать справка, когда происходит оформление результатов выездной налоговой проверки:

  • дату составления (совпадает с датой окончания проверки),
  • реквизиты решения ИФНС о проведении проверки,
  • наименование/Ф.И.О. проверяемого налогоплательщика, его ИНН и КПП; при проверке консолидированной группы, указываются ее участники,
  • перечисляются все проверяемые налоги и периоды,
  • если срок проверки продлевался, или приостанавливался, это отражается в справке с указанием реквизитов решений ИФНС об этом,
  • подпись должностного лица ИФНС с расшифровкой,
  • если справка вручается налогоплательщику на руки лично, то он ставит на справке свою подпись, Ф.И.О., дату получения, представителю также следует указать реквизиты доверенности.

Начнем со сроков оформления результатов налоговой проверки. В том случае, если она была выездной, руководители проверяющей группы обязуются в продолжение двух месяцев составить соответствующий акт. Срок начинает отсчитываться с того момента, как уполномоченные должностные лица опубликовали справку о проведенной ими налоговой проверке выездного типа.

В том случае, когда нарушения отечественного законодательства о налогах и сборах были выявлены по итогам налоговой камеральной проверки, должностные лица, осуществляющие данную процедуру, должны составить акт по установленной форме. Сроки тут несколько иные — в продолжение десяти дней с числа окончания камеральной проверки.

В том случае, когда производилась налоговая выездная проверка с участием консолидированного объединения налогоплательщиков, акт по ее результатам должен быть составлен в течение трех месяцев. Точкой отсчета здесь считается дата выхода справки, свидетельствующей о проведенной этими лицами проверке.

В статье мы разобрали оформление результатов налоговых проверок. Виды налоговых проверок, при которых составляется акт, — камеральные и выездные.

Подробно рассмотрим случай, когда проверяемое лицо (или его законный представитель) уклоняется от получения акта с результатами данного мероприятия.

Во-первых, это должно отразиться записью в данном документе. Во-вторых, акт все равно должны направить адресату. В таком случае документ отправляют заказным письмом по местонахождению проверяемой организации (или ее филиала, подразделения), по месту жительства проверяемого физического лица.

Читайте также:  Стали известны сроки охотничьего сезона в этом году в ЕАО

При выборе такого метода датой вручения акта проверки адресату считается шестой день с момента отправления налогового документа по почте.

Внесение изменений в акт проверки

Внесение изменений в акт проверки должно быть согласовано с проверяемым лицом

О праве инспекторов внести изменения в акт проверки после его вручения проверяемому лицу ни в Налоговом кодексе, ни в Требованиях не сказано ни слова. В то же время справедливости ради надо признать, что и прямого запрета на подобные действия контролеров не установлено.

Кроме того, в п. 2 Требований сказано, что в акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего (руководителя проверяющей группы (бригады)) и проверяемого лица (его представителя). При этом исправление ошибок в акте с помощью корректирующего или иного аналогичного средства не допускается.

Из сказанного следует, что налоговое законодательство не предоставляет налоговому органу право самостоятельно вносить какие‑либо изменения и дополнения в принимаемые акты налоговых проверок и решения. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС ПО от 01.11.2011 по делу № А55-3313/2011, ФАС ВСО от 31.10.2008 № А78-6071/07‑С3-8/317‑Ф02-5344/08 по делу № А78-6071/07‑С3-8/317.

📌 Реклама Отключить

Вместе с тем по смыслу п. 2 Требований изменения в акт проверки все же могут быть внесены. Речь здесь идет о так называемых технических ошибках, допущенных самими контролерами при оформлении акта. Ведь исправление подобных ошибок не связано с установлением новых обстоятельств выявленных правонарушений. Соответственно, такие действия контролеров не нарушают права налогоплательщика и не могут привести к принятию неправомерного решения по результатам проверки (см. постановления ФАС ПО от 28.03.2012 по делу № А12-3551/2011, ФАС ВСО от 07.09.2010 по делу № А33-14891/2009). Но в любом случае внесение изменений в акт налоговой проверки (в том числе в целях исправления технических ошибок) должно быть согласовано с проверяемым лицом (п. 2 Требований).

Увеличивается ли срок для подготовки возражений, если в акт проверки вносятся изменения?

📌 Реклама Отключить

В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Срок (10 дней), отведенный п. 1 ст. 101 НК РФ для вынесения решения по результатам проведенной проверки, начинает исчисляться после истечения одного месяца, установленного п. 6 ст. 100 НК РФ.

При этом Налоговым кодексом не оговорены последствия внесения налоговым органом изменений в акт налоговой проверки.

По мнению арбитров, вследствие внесения изменений в акт выездной проверки после вручения его налогоплательщику срок представления возражений на него должен исчисляться заново. Если решение по итогам проверки вынесено до истечения заново исчисленного месячного срока и без учета возражений лица, в отношении которого проводилась проверка, это нарушает требования ст. 101 НК РФ (см. Постановление ФАС УО от 02.02.2010 № Ф09-19/10‑С2 по делу № А76-11291/2009‑37‑142).

📌 Реклама Отключить

Следует обратить внимание и на Постановление ФАС ПО от 25.06.2012 по делу № А12-23020/2011. В нем сказано, что в ситуации, когда инспекция уведомила проверяемое лицо об изменениях в акте непосредственно в день рассмотрения материалов проверки, налогоплательщик лишен возможности представить соответствующие возражения. Данное обстоятельство является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ), влекущим за собой отмену принятого по результатам проверки решения.

Как правильно составить

Схема акта налоговой проверки имеет установленный законодательством образец. Состоит документ из трех разделов. Первая, вводная часть, содержит общие сведения о ревизии и сотруднике ФНС, который ее проводил. Также в этом пункте указываются сведения о филиале и представительстве ФНС.

Если проводилась выездная поверка, потребуется внести:

  • номер бланка;
  • название города, в котором была составлена бумага;
  • дату визирования готового образца налоговиками;
  • номер приказа начальника ФНС о проведении ревизии;
  • название исследуемой компании;
  • ИНН юридической особы;
  • КПП;
  • день начала и окончания поверки;
  • ссылку на то, что ревизия была проведена в установленном законодательством порядке;
  • адрес территории, где проходила поверка;
  • начало и завершение ревизии;
  • инициалы руководителя проверяемой организации, главного бухгалтера или других уполномоченных сотрудников;
  • информацию о лицензиях на выполнение определенных видов работ, если они есть;
  • данные о типах работ, запрещенных законом, или выполняемых без лицензии;
  • данные об особенностях ревизии, методах ее проведения;
  • сведения о мерах налогового контроля, используемых в ходе поверки.

Если проводилась камеральная ревизия, то первый раздел акта включает:

  • номер справки;
  • название населенного пункта, в котором оформлялся бланк;
  • должность, название подразделения ФНС, Ф.И.О. инспектора;
  • информацию об отчетных бумагах, на основании которых проводилась ревизия;
  • ИНН налогоплательщика;
  • КПП;
  • предложение, в котором оговаривается то, что поверка выполнена в соответствии с Налоговым законодательством РФ;
  • день начала и завершения поверки;
  • перечень официальных бумаг, подтверждающих законность предпринимательской деятельности проверяемой особы;
  • информацию о проведенных мерах ревизии.

Во втором, описательном разделе, прописываются сведения о нарушениях закона, если они имеются, и обстоятельства, влияющие на решение по итогам ревизии.

Сведения в основной части могут оформляться в виде сплошного текста, или таблицы. В тексте допускается использовать общепринятые сокращения, аббревиатуры. Стоит отметить, что при первом упоминании термин указывается полностью. Если в бланк вносятся сведения об иностранной валюте, рядом потребуется прописать рублевый эквивалент суммы. Курс, по которому переводятся расходы, должен соответствовать установленным Банком России показателям. Информация должна излагаться последовательно и лаконично. Представленные сведения о нарушениях должны быть подтверждены фактами. Обстоятельства нарушений описываются полностью.

Читайте также:  Кто проверяет медицинские организации?

В последнем разделе прописываются данные о суммах не полностью или вообще не уплаченных сборов, предложения по устранению неточностей, и выводы ревизоров о правонарушениях со ссылками на Налоговый кодекс. Также в этой части указывается количество страниц приложения и право налогоплательщика представлять возражения по представленной бумаге. Бланк составляется в 2 экземплярах, один остается в ИФНС, второй – у проверяемого лица.

Как проходит проведение камеральной проверки

Начинается процесс с того, что налогоплательщик приносит в инспекцию декларационный бланк с внесенными внутрь сведениями, а также сопутствующие ему документы, являющиеся подтверждением указанной внутри декларации информации.

Вы передаете бумаги на проверку, и они поступают в программную обработку. Компьютер сканирует документы для осуществления автоматического отслеживания некоторых контрольных соотношений. Переданная отчетность сверяется со многими иными данными прошлых периодов, например с тем, как происходило движение денежных средств на счете расчетного характера налогоплательщика и тому подобное. Также внимательно изучаются показатели по иным налоговым отчислениям.

Если никаких несовпадений, ошибок и неточностей не было обнаружено, налогоплательщик, не сведущий в налоговом законодательстве, вполне возможно даже не узнает, что искомая проверка имела место быть, так как предоставление уведомлений о ее запуске не входит в обязанности инспекторов налоговой службы.

Во время осуществления процесса по сверке данных, могут быть обнаружены нарушения следующих основных категорий.

  1. Ошибочные сведения, указанные внутри отчетности по налоговым сборам.
  2. Возникновение противоречий между информацией в декларационном бланке и другими, сопутствующими ей, документами.
  3. Возникновение несоответствий между информацией, представленной на проверку плательщиком и сведениями, полученными из иных источников специалистами службы, например, от кредитных организаций или контрагентов.

Если у специалистов возникает подозрение, что предоставившее на проверку документы лицо является нарушителем, его обязательно уведомят и выдвинут требование по исправлению ошибок или уточнению каких-либо сведений. На эту процедуру налогоплательщик получает пять рабочих дней.

Требования к составлению акта налоговой проверки

1) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах должно обязательно содержать:

а) обстоятельства допущенного нарушения;

б) указания на документы и иные сведения, которые подтверждают обстоятельства допущенного нарушения;

в) доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Составление акта выездной налоговой проверки

Статья 100 Налогового кодекса Российской Федерации содержит положения касающиеся акта выездной налоговой проверки. Действующее законодательство не только утверждает документ в качестве важного элемента заключительного этапа проверки, но и предъявляет ряд требований по составлению этого акта. По итогам проверки должностные лица её проводящие, должны составить акт выездной налоговой проверки. В документе должен быть указан результат работы сотрудников налоговых органов. В случае если к проведению проверки не привлекались третьи лица (например, полиция) акт составляется в двух экземплярах. Один из них вручается налогоплательщику, у которого проводилась выездная налоговая проверка, а второй экземпляр остается на хранении в налоговой инспекции. Если кроме налогоплательщика и контролирующего органа в проверке участвовали третьи лица, составляется еще один экземпляр акта и отсылается по назначению.

Что нужно учесть при получении акта проверки

Проверяемому лицу может быть вручен и оригинал акта, и его копия

Подпунктом 9 п. 1 ст. 21 НК РФ определено право налогоплательщика на получение копии акта налоговой проверки. Данному положению корреспондирует норма пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ, которой установлена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику копию акта налоговой проверки.

В свою очередь, в п. 5 ст. 100 НК РФ, в котором говорится об обязанности налоговых инспекторов вручить акт проверки в течение пяти дней с даты составления этого акта, не содержится оговорки о том, что налогоплательщику должен быть вручен именно оригинал.

ФНС со ссылкой на названный пункт в Письме от 27.08.2007 № 06‑1‑02/558 также пояснила, что проверяемому лицу подлежит вручению копия указанного акта.

Однако если обратиться к п. 5 Требований, то станет понятно, что акт выездной проверки должен быть изготовлен в двух экземплярах: один остается у инспекторов, другой – вручается проверяемому лицу.

Выходит, что налогоплательщику в равной степени может быть вручен и оригинал, и копия акта налоговой проверки. Судебная практика также соглашается с обозначенным подходом (см., например, постановления ФАС ЦО от 28.04.2014 по делу № А35-4665/2013, ФАС ДВО от 23.12.2013 № Ф03-6129/2013 по делу № А51-16532/2013).

Выводы судей обусловлены в том числе п. 14 ст. 101 НК РФ, из которого следует, что факт вручения налогоплательщику копии акта вместо оригинала сам по себе не является безусловным основанием для отмены решения по результатам проверки. В рассматриваемой ситуации права налогоплательщика не нарушены, так как он не лишен возможности представить свои возражения на акт и участвовать при рассмотрении материалов налоговой проверки (см. Письмо Минфина России от 22.05.2013 № 03‑02‑07/1/18189).

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

Читайте также:  Огнетушитель автомобильный для техосмотра 2022 требования объем

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
  • отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).

Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:

  • акт налоговой проверки;
  • материалы, представленные в ходе проверки;
  • возражения налогоплательщика.

При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:

  • Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
  • Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
  • Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?

Процедура проведения проверки

Проверка проводится в налоговой инспекции без выезда на фирму и без какого-либо специального решения руководства налоговой инспекции. На проверку отводится три месяца со дня представления

налоговой декларации (расчета).

  • — полноту представленной отчетности;
  • — своевременность ее представления;
  • — правильность оформления отчетности;
  • — правильность расчета налоговой базы;
  • — обоснованность применяемых налогоплательщиком ставок налогов и
  • льгот;
  1. — правильность арифметического подсчета
  2. итоговых сумм налогов.
  3. Проверяя отчетность, налоговики не вправе требовать у фирмы дополнительных
  4. документов.
  5. Но из этого правила есть исключения. Например, если вы просите возместить налог на добавленную стоимость, инспекторы могут потребовать от вас дополнительные бумаги, подтверждающие право на налоговые

вычеты (п. 8 ст. 88 НК РФ).

  • Также контролеры вправе запросить документы, которые подтверждают правильность применения вычетов по НДС и в том случае,
  • если речи о возмещении налога не идет.
  • Фирмы, пользующиеся налоговыми льготами, должны представить бумаги, подтверждающие
  • право на эти льготы.
  • А компаниям, которые платят налоги, связанные с использованием природных ресурсов, нужно подать документы, удостоверяющие правильность расчета
  • и уплаты этих налогов.
  • В остальных случаях требование дополнительных
  • документов незаконно.
  • К вам с проверкой пришла налоговая инспекция. На что нужно обратить внимание
  • в первую очередь?
  • Прежде всего, на основании ст. 91 Налогового кодекса вы вправе отказать сотрудникам инспекции в доступе в свое помещение, если они не предъявят вам своих служебных удостоверений и решения о проведении
  • проверки.
  • Выездная проверка проводится на основании решения руководителя или заместителя руководителя налоговой инспекции. Форма решения утверждена Приказом ФНС России от 25

декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@.

  1. 235-06
  2. РЕШЕНИЕ N ——
  3. о проведении выездной налоговой проверки

г. Серпухов 15 мая 2009 г.

  • ————————- —————
  • (место составления) (дата)
  • На основании статьи 89 Налогового кодекса
  • Российской Федерации
  • руководитель (заместитель руководителя)
  • Инспекции ФНС N 12 г. Серпухова
  • ——————————————————————
  • (наименование налогового органа)

Андреев А.А.

  1. (фамилия, инициалы)
  2. Общества
  3. 1. Назначить выездную налоговую проверку
  4. ———————
  5. с ограниченной ответственностью «Пассив»
  6. (ООО «Пассив»),
  7. (полное и сокращенное наименования организации,
  8. ИНН/КПП
  9. или полное и сокращенное наименования
  10. организации и филиала

Как и когда составляется акт о проведении выездной налоговой проверки?

Как уже было сказано ранее, одной из обязанностей налогового органа является проверка выездного типа. Для этого сотрудники ФНС выезжают непосредственно на место расположения предприятия. Для подобного контроля необходимо действительно серьезное нарушение закона – к примеру, если компания постоянно сдает нулевую отчетность и при этом фиксирует убыток.

По результатам проверки налоговой выдается специальный акт, в котором будут указаны следующие данные:

  • ошибки, которые были найдены в бухгалтерском и налоговом учете;
  • требования, которые предъявляются к их устранению.

Данный документ содержит следующие подразделы:

  • наименование акта и порядковый номер;
  • число, когда он был составлен;
  • в отношении кого выполнялась проверка;
  • основания для ее проведения;
  • перечень документации, которая была представлена для контроля;
  • по какому конкретно налогу и в какой срок выполнялась проверка;
  • общий срок процедуры;
  • проводимые в ее ходе мероприятия;
  • что именно установили проверяющие (описательная часть);
  • выводы и итоги проверки, перечень выявленных нарушений;
  • список лиц, которые ее выполняли;
  • место для подписи проверяющих, а также ответственного лица, которое получает данный акт.

Налогоплательщик может не согласиться:

  • с выводами, предложениями, какими‑либо фактами, изложенными контролерами в акте (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4);
  • с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Тогда он вправе подать возражения: письменно обратиться в налоговый орган.

Письменные возражения по акту, результатам дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить в целом или по отдельным положениям (в части). В приложении к Информации ФНС приведена форма представления возражений по акту налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии). Впрочем, не поздно это сделать и во время явки на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Тогда же даются устные пояснения.

На подачу возражений налогоплательщику отводится определенный промежуток времени.

Выражение несогласия на…

Срок для подачи возражения

…акт налоговой проверки

Месяц со дня получения акта (п. 6 ст. 100)

…акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях

Месяц со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4)

…результаты дополнительных мероприятий налогового контроля

В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *