Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План счетов в бюджетном учете в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вступает в силу Приказ Минфина России от 17.05.2022 № 75н, которым установлены перечни КБК на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Приказ содержит 95 перечней КБК. При этом отличия от перечней на 2022 год незначительные.
План счетов бухгалтерского учета 2024: основные составляющие
План включает счета для отражения бухгалтерских операций, учета. У каждого счета уникальный номер. Он позволяет конкретно определить счет в системе учета. ПС включает разные разделы, каждый из них состоит из группы счетов:
- разделы. План счетов бухгалтерского учета Минфин включает восемь разделов. Каждый из них включает перечень счетов, которые обязаны использовать предприятия в БУ, если у них осуществляются соответствующие операции;
- счета. Каждый раздел включает обязательные счета для облегчения учета, анализа операций;
- субсчета. Действующий план включает список субсчетов, но компании могут ввести свои субсчета с учетом специфики деятельности.
Учет материальных запасов
В части организации учета материальных запасов в п. 106 Инструкции № 157н введено дополнение, согласно которому фактическая стоимость материалов, остающихся у учреждения в результате разборки, ликвидации (утилизации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
При этом расходы субъекта учета, связанные с демонтажем (разборкой), ликвидацией (утилизацией) имущества, в результате которых принимаются материалы, а также расходы на их транспортировку, сортировку, иные аналогичные расходы на приведение их в состояние, пригодное для использования, относятся субъектом учета к расходам текущего периода и не учитываются при определении первоначальной стоимости материалов.
Положениями п. 118 Инструкции № 157н установлено, что на счете 105 06 «Прочие материальные запасы» ведется учет молодняка всех видов животных и животных на откорме, семей пчел независимо от их стоимости в случае, если они предназначены для использования в научно-исследовательских, селекционных целях, а также менее 12 месяцев применяются для обучения или в любой другой деятельности, не являющейся деятельностью по биотрансформации.
Новации в части формирования бухгалтерской и бюджетной отчетности
Минфин России разработал приказы, которыми вносятся поправки в положения инструкций № 33н и № 191н. Эти изменения следует учитывать при составлении отчетности уже за 2022 год, а часть нововведений касается квартальной и годовой отчетности 2023 года.
Внимание
Казенные учреждения и госорганы в составе годовой отчетности должны представить 26 форм, а бюджетные и автономные – 22 формы.
Амортизация основных средств
Учет амортизации основных средств ведут на аналитическом счете 010400000 «Амортизация». С 2023 года она начисляется не с первого числа месяца, который следует за периодом постановки объекта на баланс, а с даты признания его в учете. Моментом же прекращения начисления амортизации считается дата списания либо выбытия актива. Учреждениям разрешено применять один из способов начисления амортизации:
- Линейный, когда разницу между балансовой и ликвидационной стоимостью делят на оставшийся срок полезного использования объекта.
- Уменьшаемого остатка, когда коэффициент ускорения умножают на норму амортизации, делят на 100 % и умножают на остаточную стоимость актива.
- Пропорциональный количеству выпущенных товаров или услуг.
Способ начисления амортизации и формулу ее расчета нужно прописать в учетной политике.
Новые требования к плану счетов
В бюджетных учреждениях с 2024 года вводятся новые требования к плану счетов. Эти изменения несут важное значение, поскольку позволяют улучшить финансовый контроль и прозрачность бюджетного процесса. Они помогут обеспечить более эффективное использование бюджетных средств и предотвратить коррупционные схемы.
Одно из главных изменений – расширение перечня счетов для отражения всех финансовых операций бюджетных учреждений. Теперь в плане счетов будет предусмотрено более детальное разделение счетов по видам операций, что позволит более точно учитывать и анализировать расходы и доходы. Также будет введено несколько новых счетов, связанных с отдельными видами деятельности учреждений.
Второе важное изменение – введение обязательного использования электронных систем учета и отчетности. Теперь все бюджетные учреждения должны вести учет и составлять отчетность электронным способом. Это позволит автоматизировать процесс составления и анализа финансовых показателей, устранить возможные ошибки и повысить надежность информации. Кроме того, электронные системы позволят более быстро и удобно предоставлять отчетность, что упростит взаимодействие с контролирующими органами и снизит риск нарушений при составлении финансовой отчетности.
В целом, новые требования к плану счетов и использованию электронных систем учета и отчетности позволят повысить эффективность финансового управления в бюджетных учреждениях. Они содействуют более точному и своевременному учету операций и финансового состояния учреждений, а также повышают прозрачность и ответственность перед обществом.
Основные группы счетов в бюджетных учреждениях
Основные группы счетов в бюджетных учреждениях включают счета доходов, расходов, а также счета финансовых операций. Счета доходов отражают поступления денежных средств в бюджетное учреждение, включая налоги, сборы, платежи за услуги и другие источники доходов. Счета расходов отражают использование средств на оплату зарплаты, закупку материалов, оплату услуг, амортизацию и другие расходы. Счета финансовых операций отражают движение денежных средств на счетах, кредитование и займы, а также погашение долгов и платежи по процентам.
- Счета доходов — отражают поступления денежных средств в бюджетное учреждение.
- Счета расходов — отражают использование средств на оплату зарплаты, закупку материалов, оплату услуг и другие расходы.
- Счета финансовых операций — отражают движение денежных средств на счетах, кредитование и займы, погашение долгов и платежи по процентам.
Структура и назначение счетов
План счетов бюджетного учета на 2024 год содержит иерархическую структуру счетов, предназначенных для разделения и систематизации бюджетных операций. Каждому счету присваивается уникальный номер и название, которые отражают его функцию и назначение.
Структура счетов состоит из нескольких уровней. На первом уровне находятся основные разделы счетов, которые делятся на подразделы на втором уровне и далее. Эта иерархическая структура позволяет более точно классифицировать бюджетные операции и обеспечивает удобство их отражения в учете.
Назначение каждого счета определяется по его номеру и названию. Например, счет 60 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» используется для учета всех операций по налогам и сборам, выплачиваемым бюджету. Счет 70 «Доходы, полученные от реализации имущества» служит для отражения доходов, полученных от продажи государственного имущества или других активов.
Применение и порядок ведения счетов
План счетов бюджетного учета на 2024 год представляет собой систематизированный перечень счетов, которые используются для учета средств, поступающих и расходующихся в рамках бюджетных программ.
Применение плана счетов обязательно для всех бюджетных учреждений и организаций, осуществляющих бюджетное финансирование. Каждый счет имеет свой уникальный номер и название, которые определены в плане счетов.
Порядок ведения счетов предусматривает следующие основные принципы:
- Счета должны вестись в соответствии с нормативно-правовыми актами, устанавливающими порядок бюджетного учета.
- Счета должны быть ведены в собственной валюте бюджета.
- Ведение счетов должно осуществляться с соблюдением правил двойной записи.
- Информация о движении средств по счетам должна быть отражена в учетной системе в соответствии с установленными сроками и формами отчетности.
План счетов бюджетного учета на 2024 год содержит подробный перечень счетов и их описания, примеры использования счетов, а также указания по правилам ведения и учету средств. Все бюджетные учреждения и организации обязаны придерживаться этого плана и осуществлять учет в соответствии с его требованиями.
Электронный документооборот с СФР
Электронный документооборот с Системой Формирования Работы (СФР) представляет собой эффективный инструмент для автоматизации работы с документами в муниципальном образовании. С использованием данной системы, организации могут оптимизировать процессы обмена информацией, повысить прозрачность и оперативность работы, а также сэкономить ресурсы, связанные с печатью и хранением бумажных документов.
СФР предоставляет возможность создания и обработки электронных документов, а также осуществления электронной подписи и передачи документов в электронном формате. Подобная система обладает рядом преимуществ:
- Ускорение процесса обмена информацией: электронные документы могут быть отправлены и получены в режиме реального времени, что позволяет сократить время на передачу и обработку информации.
- Оптимизация рабочего процесса: автоматизация создания и отправки документов позволяет снизить рутинные задачи и сосредоточиться на важных деловых вопросах.
- Экономия ресурсов: отказ от печати бумажных документов и использование электронного формата позволяет сократить расходы на бумагу, принтеры и хранение бумажных архивов.
- Безопасность: возможность электронной подписи и передача документов в зашифрованном виде обеспечивает защиту информации от несанкционированного доступа.
Организация ведения бухгалтерского учета, независимо от типа компании, основывается на полноте, достоверности и систематизации информации о хозяйственной жизни экономического субъекта.
Чтобы сгруппировать и систематизировать учет, законодатели предусмотрели особый порядок отражения бухгалтерских проводок в учете компании на основании Единых планов счетов бух. учета (ЕПСБУ). Однако для каждого типа организаций действуют свои правила.
Определим основные правила, которые едины для всех экономических субъектов:
- Вести бухгалтерский учет обязаны все экономические субъекты, кроме индивидуальных предпринимателей, частников и иностранных представительств. Некоторые компании имеют право вести БУ по упрощенной схеме.
- Руководство компании несет прямую ответственность за функционирование бухгалтерии на предприятии.
- Компания самостоятельно определяет доступные методы и формы ведения БУ. Данную информацию необходимо закрепить в учетной политике. Отметим, что документ является обязательным для всех фирм.
- Все факты жизнедеятельности субъекта должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. Они, в свою очередь, подлежат регистрации в специальных учетных журналах, регистрах и ведомостях.
- Учет обязательно вести в рублях и на русском языке. При необходимости производят пересчет по действующим курсам ЦБ (на дату операции) либо делают построчный перевод.
- Компания обязана обеспечить достоверность и полноту отражения информации. Также необходимо организовать детальный внутренний контроль.
План счетов выступает в роли упорядоченного списка счетов, принятых в бухгалтерском учете и объединенных в зависимости от цели учета.
Единый План счетов и Инструкция к нему, утвержденные указом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н, регламентируют учет в государственных организациях.
Такие образования подразделяются на:
Наука, образование, здравоохранение и прочие государственно-важные отрасли являются направлениями деятельности бюджетных организаций. В форме бюджетных институтов также могут быть учреждены государственные фонды поддержки научной и инновационной деятельности. (пункт1 статья 15.1 Закона от 23 августа 1996 № 127-ФЗ).
ПС используется учреждениями с 2011 года. На его основе организации формируют собственный рабочий документ, основанный на Плане счетов. В нем находят отражение исключительно те синтетические счета, которые свойственны получателю бюджетных денег.
Бюджетное учреждение имеет полномочие на основании тезисов Инструкции по использованию Плана счетов для государственных организаций вовлекать вспомогательные аналитические коды счетов, которые обеспечивают создание в бухгалтерском учете дополнительных данных, требуемых различными пользователями бухгалтерской отчетности этих учреждений.
ФОРМИРУЕМ РАБОЧИЙ ПЛАН СЧЕТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ
По счетам учета расчетов по доходам по приносящей доход деятельности – исходя из выполняемых работ или оказываемых услуг, указанных в базовых (отраслевых) перечнях, а по учету расчетов по расходам – раздел, подраздел, по которому отражены доходы от услуг, работ.
Согласно пункту 19 приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н СГС «Концептуальные основы» бухгалтерского учета и отчетности», пунктов 6, 21 Инструкции № 157н приказом (распоряжением) руководителя государственного учреждения в рамках формирования учетной политики должен быть утвержден Рабочий план счетов, содержащий счета бухгалтерского учета, применяемые для ведения синтетического и аналитического учета. Утвержденный в установленном порядке Рабочий план счетов служит основанием для проведения соответствующих мероприятий по автоматизации бухгалтерского учета (п. 19 Инструкции № 157н).
Таблица плана счетов для бюджетных организаций и госсектора
- наличные денежные средства в кассе учреждения;
- средства на счетах бюджета;
- средства на счетах, открытых в органах Федерального казначейства;
- вложения в финансовые активы (в ценные бумаги, акции, облигации, векселя);
- расчеты по доходам (субсидии, налоговые доходы, поступления от собственности, платная деятельность);
- выданные авансы (авансы по оплате труда и иным расчетам с персоналом, авансы поставщикам, подрядчикам, по расчетам с бюджетом);
- суммы кредитов и займов, предоставленных сторонним субъектам;
- средства, выданные подотчет;
- расчеты по ущербу и иным доходам;
- прочие расчеты с дебиторами;
- внутренние расчеты.
- на упрощение и создание единой методики ведения бухучета;
- обеспечение вариативности записей однотипных операций;
- усовершенствование контрольных мер, регулирующих корректность ведения учетных операций;
- обобщение аналогичных показателей, полученных от различных источников как на предприятии, так и по регионам и стране в целом;
- упорядочение составления бухгалтерской документации, а также промежуточной и итоговой отчетности;
- уменьшение ошибок в корреспонденции счетов.
- добавили код 000 1 01 02120 01 0000 110 для НДФЛ с базы свыше 5 млн руб. Речь идет о сумме, которую уплачивают по налоговому уведомлению;
- убрали код 000 1 07 01040 01 0000 110 для НДПИ при добыче на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и из недр за пределами страны.
Также заметим, что к 2024 году должен быть принят закон, по которому организации и ИП смогут перечислять в бюджет единый налоговый платеж, как это уже сейчас делают физлица. При перечислении не придется указывать вид платежа, срок уплаты, принадлежность к конкретному бюджету и т. д. Также см. “Единый налоговый платеж с 2024 года: как это работает“.
- Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
- Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
- Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
- Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.
Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.
Должна появиться новая подстатья 139 КОСГУ. По ней нужно будет отражать доходы от возмещения расходов учреждений и органов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами.
Если у участника бюджетного процесса или органа Федерального казначейства отсутствует техническая возможность информационного обмена в электронном виде, обмен информацией между ними осуществляется с применением документооборота на бумажных носителях с одновременным представлением документов на машинном носителе (далее — на бумажном носителе).
Широкий спектр дополнительных услуг компании «ЭЛКОД» без дополнительной оплаты, либо на льготных условиях для сопровождаемых клиентов компании.
Инструкция 174н с изменениями на 2024 год — изменения в плане счетов (счет 101)
Рассмотрим основные изменения в счете 101 00 000 «Основные средства»:
1. Появилась новая проводка. Когда основные средства передаются в финансовую аренду (безвозмездное бессрочное пользование) арендодателем (ссудодателем), выбытие объектов ОС, классифицируемых как объекты неоперационной (финансовой) среды, отражается следующими проводками:
ДЕБЕТ счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» соответствующих счетов аналитического учета: |
0 104 00 000 «Амортизация» |
0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов» |
КРЕДИТ соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» |