Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рабочий день в детских садах по закону у помощников воспитателя 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Большая ответственность за формирование маленький личности возлагается на воспитателя детского сада. Однако одной только эмоциональной и сердечной привязанности к детям недостаточно. Есть множество критериев, согласно которым заведующая ДОУ назначает людей на данную должность. На воспитателя возлагаются обязанности по уходу, присмотру, обучению и развитию детей ясельного и дошкольного возраста.
Распорядок дня и время работы воспитателя
Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.
Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:
- непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
- желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
- не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
- время уличных прогулок желательно делить на два периода;
- в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
- продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.
Какие претензии часто предъявляют родители?
В 2013 году Госинспекция Министерства образования составил топ-жалоб от родителей на помощников воспитателей. В тройке самых распространенных претензий оказались:
- Няня ругается.
- Приходит в сад больной.
- Курит.
Также родители очень часто жалуются на грубость со стороны помощников воспитателей по отношению к детям, на недосмотр за посудой и бельем, на придирчивость к конкретному ребенку.
Пожаловаться на няню заведующей детского сада или в вышестоящие органы можно в случаях, если:
- Помощник воспитателя постоянно нарушает профессиональные обязанности.
- Проявляет халатность в отношении к воспитанникам.
- Применяет угрозы или физическую силу к детям.
Продолжительность очередного отпуска.
В соответствии с подразд. IV разд. I Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» для педагогических работников, должности которых указаны в подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей[3] (в которой кроме прочего значится должность воспитателя), работающих с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.
Ребенок с ОВЗ посещает дошкольное учреждение неполный день. Положен ли воспитателю удлиненный оплачиваемый отпуск?
В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.2017 № 08-ПГ-МОН-26725 разъяснено, что предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня в дошкольных группах с детьми (обучающимися) с ОВЗ или дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании продолжительности отпусков.
В группе комбинированной направленности ДОУ два ребенка с ОВЗ (всего в группе 15 человек). Положен ли в связи с этим воспитателям удлиненный оплачиваемый отпуск?
Да, положен. В упомянутом выше Письме Минобрнауки РФ № 08-ПГ-МОН-26725 сказано, что для предоставления воспитателям отпуска продолжительностью 56 календарных дней не требуется обязательное формирование группы только детьми, имеющими ОВЗ. Отпуск такой же продолжительности предоставляется воспитателям, работающим в группах с детьми, в составе которых имеются воспитанники с ОВЗ, если такие группы являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций.
Оплата труда воспитателей.
Что касается установления доплаты (надбавки) за работу с детьми с ОВЗ, в соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
В Письме Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03-599 «О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда» разъяснено, что педагогическим работникам, непосредственно осуществляющим воспитательно-образовательный процесс, за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут устанавливаться повышающие надбавки. Конкретный размер надбавки определяется образовательным учреждением самостоятельно.
Для примера ниже приведем несколько нормативных документов субъектов РФ (муниципалитетов), регламентирующих порядок установления доплат воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ.
Субъект РФ (муниципальный район) |
Порядок установления компенсационных выплат |
Нормативный документ |
---|---|---|
Евпатория (Республика Крым) |
За педагогическую работу в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливается коэффициент специфики работы 0,25 (применяется по факту нагрузки) |
Постановление администрации г. Евпатории Республики Крым от 21.08.2017 № 2513-п |
Севастополь |
За педагогическую работу в группах комбинированного вида (при наличии в группе 50 % и более детей с ОВЗ) устанавливается надбавка в размере 15 % к ставке заработной платы с учетом фактической нагрузки (за исключением случаев, если данная деятельность предусмотрена должностными обязанностями работников) |
Приказ Департамента образования г. Севастополя от 28.04.2017 № 420 |
Челябинск |
Повышенная плата (в размере 20 % к окладу, ставке заработной платы) за специфику работы устанавливается для педагогических работников: – осуществляющих образовательную деятельность в образовательных учреждениях по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования (коррекционные учреждения); – осуществляющих образовательную деятельность в отдельных группах и с отдельными обучающимися с ОВЗ |
Решение Челябинской городской думы от 26.10.2010 № 18/7* |
по адаптированным основным общеобразовательным программам (коррекционные группы) |
Статистика по регионам
Предположительно, в 2024 году оплата труда работников дошкольного образования повысится на 7,7%. С учетом повышения размер среднего оклада по регионам (в рублях) указан в таблице.
Центральный ФО | |
Белгородская обл. | 47 074 |
Брянская обл. | 37 512 |
Владимирская обл. | 37 465 |
Воронежская обл. | 36 205 |
Ивановская обл. | 28 658 |
Костромская обл. | 33 614 |
Курская обл. | 36 079 |
Липецкая обл. | 36 718 |
Московская обл. | 66 812 |
Орловская обл. | 32 872 |
Рязанская обл. | 38 587 |
Смоленская обл. | 33 262 |
Тамбовская обл. | 32 846 |
Тверская обл. | 36 457 |
Тульская обл. | 40 105 |
Ярославская обл. | 37 176 |
Москва | 107 348 |
Учить дошкольников в детских садах запретят с сентября
Важность и нужность должности педагога дошкольного образования трудно переоценить. Практически каждая российская ячейка общества, у которой есть дети, сталкивается с проблемой выбора опытного, квалифицированного воспитателя.
Кадровая проблема в данной сфере объясняется очень маленькими зарплатами. В связи с этим опытные наставники детских образовательных учреждений стараются найти более высокооплачиваемую работу, а молодые специалисты не спешат пополнять штат детских садов. На сегодняшний день средний месячный доход воспитателя составляет рублей в столице, что на четверть меньше среднего ежемесячного дохода учителя в школе.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Повышение зарплаты учителям в 2021 году: РАЗМЕР ИНДЕКСАЦИИ ЗАРПЛАТ ПЕДАГОГАМ Сколько зарабатывает младший воспитатель — Вакансии и оклады Частные и государственные дошкольные образовательные учреждения, впрочем, как и специалисты педагогического профиля, всегда востребованы обществом. Поэтому количество детских садов ежегодно увеличивается. Во-первых, работающие родители могут с уверенностью доверить своих детей квалифицированным специалистам.
Во-вторых, именно в условиях детского сада ребенок проживает один из важных этапов в становлении своей личности: здесь он усваивает знания об окружающем мире, нормы и правила поведения в обществе. Комфортное пребывание ребенка, осуществление воспитательно-образовательного процесса, в условиях ДОУ обеспечивается совместными усилиями: заведующей, старшего воспитателя, музыкального руководителя, психолога, логопеда, инструктора по физическому развитию, воспитателя, младшего воспитателя, поваров, медсестры, завхоза, кастелянши.
Большая ответственность за формирование маленький личности возлагается на воспитателя детского сада.
Однако одной только эмоциональной и сердечной привязанности к детям недостаточно. Есть множество критериев, согласно которым заведующая ДОУ назначает людей на данную должность.
Обращаем Ваше внимание на то, что в СанПиН отсутствуют некоторые прямые требования, которые раньше необходимо было соблюдать. Они касались:
- мытья посуды в нескольких секциях ванны и при определённой температуре;
- запрета на использование плит, работающих на дровах, углях, другом твёрдом топливе;
- обязательного присутствия естественного освещения;
- дезинфекции и мойке уборочного инвентаря в конце смены;
- прямого запрета на использование посуды со сколами;
- хранения чистой кухонной посуды на стеллажах установленной высоты;
- наличия инструкции о мытье посуды;
- наличия при себе медицинской книжки у курьера;
- хранения муки и крупы на установленной высоте;
- конкретных сроков годности: хранение салатов (3 часа);
- запрета на приготовление макарон по-флотски, яиц-глазуньи;
- хранения пищевых отходов в отдельном холодильнике;
- конкретной температуре горячих блюд;
- использования ветоши;
- соблюдения процедуры обработки яиц;
- выполнения специальных этапов при обработке овощей;
- выноса отходов.
При необходимости соблюдение этих требований может продолжаться, однако в ходе санитарной проверки оценивать их исполнение не будут.
Должностная инструкция младшего воспитателя
Дошкольная образовательная деятельность ведётся в детских группах.
Указанные группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
Группы общеразвивающей направленности. В указанных группах осуществляется образовательной программы дошкольного образования.
Группы компенсирующей направленности. В таких группах реализуется адаптивная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья).
Группы оздоровительной направленности. Группы создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. Помимо образовательной деятельности в таких группах осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
Группы комбинированной направленности. В подобных группах осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.
Группы разного возраста.
В образовательных организациях могут быть организованы группы разного возраста, в которых обеспечивается развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 3-х лет.
В группах раннего возраста образовательные программы дошкольного образования не реализуются (подобной обязанности у образовательной организации не имеется).
Семейные дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.
Семейные дошкольные группы могут организовываться с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.
Приказ допускает создание групп по присмотру и уходу за детьми от 2-х месяцев без реализации образовательной программы дошкольного образования.
В таких группах обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов.
Режим работы образовательной организации устанавливается её внутренними документами (локальными актами).
В зависимости от длительности пребывания ребёнка в организации дошкольного образования приказом вводятся несколько видов групп:
Группы кратковременного пребывания. Могут работать до 5 часов в день.
Группы сокращённого дня: Функционируют в течении 8-10 часов в день.
Группы полного дня: 10,5-12-часовое непрерывное пребывание в сутки.
Группы продлённого дня: 13-14 часов пребывания в течении суток;
Группы круглосуточного пребывания детей.
По запросам родителей возможна организация групп пребывания детей в выходные и праздничные дни.
Если в группе реализуются образовательные программы, то она не может функционировать менее 3-х часов в день.
ДОУ могут функционировать:
- до 5 часов в день — в режиме кратковременного пребывания,
- 8 — 10-часового пребывания — режим сокращенного дня,
- 10,5 — 12-часового пребывания — режим полного дня
- 13 — 14-часового пребывания — режим продленного дня
- 24 ч. – режим круглосуточного пребывания детей.
При организации режима пребывания детей в ДОУ более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон.
При организации режима пребывания детей до 5 часов — организуется однократный прием пищи.
- Для питания детей в ДОУ не оборудуется отдельное помещение, а организуется в помещении групповой.
- Доставка пищи от пищеблока до групповой осуществляется помощником воспитателя в специально выделенных промаркированных закрытых емкостях.
- По СанПиНу, на пищевых емкостях должна быть нанесена маркировка, которая предусматривает групповую принадлежность и вид блюда (первое, второе, третье).
- По СанПиНу в ДОУ для мытья столовой посуды буфетная оборудуется двухгнездными моечными ваннами с подводкой к ним холодной и горячей воды. При децентрализованном водоснабжении буфетная обеспечивается емкостями для мытья посуды.
- Допускается установка посудомоечной машины в буфетных групповых ячейках.
- В строящихся помещениях ДОУ буфетная в групповой комнате должна быть запланирована еще при строительстве.
Когда предоставляется отпуск
Воспитатель может взять очередной отпуск (он же календарный отпуск воспитателя) фактически в любое время, но при условии, что человек уже отработал в этом дошкольном учреждении как минимум шесть месяцев. Лишь тогда сотрудник имеет право на оплачиваемый отдых, говорится в ст. 122 ТК РФ.
Если педагоги общеобразовательных заведений могут взять законные «каникулы» только лишь летом (а иначе кто будет уроки проводить?), то работники дошкольных учреждений имеют в этом случае неоспоримое преимущество и могут отдыхать в любое время года. Единственное условие, которое должно соблюдаться при этом: пока идет отпуск у воспитателя, в саду его подменяет кто-нибудь из коллег. Для соблюдения этого правила и составляется график отпусков. Как правило, кадровик/бухгалтер готовит его в конце календарного года, не позднее чем за две недели до наступления нового года (и в соответствии с пожеланиями сотрудников, если есть такая возможность), а затем передает на утверждение руководству детского сада. Администрация может внести в документ определенные коррективы. С итоговым вариантом графика, где будет указано, когда начинается и сколько длится отпуск каждого воспитателя, должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения под подпись.
И здесь же следует уточнить, положен один отпуск воспитателю в год или нет. На самом деле по Трудовому кодексу все работающие люди имеют право на ежегодный отдых общей продолжительностью 28 суток. Но при этом сам работник волен делить этот срок на любое количество сколь угодно малых периодов. Главное, чтобы хотя бы один из них был не меньше 14 календарных дней. А вот оставшиеся две недели можно дробить хоть на 1–2-дневные кусочки. Если есть такая необходимость, конечно.
Обязанности помощника воспитателя
- Отличные навыки организатора. Няне придется не только выполнять свою привычную работу, но и контактировать с детьми, организовывать их слаженную жизнедеятельность, следить за порядком. Без хороших организационных навыков в этой деятельности не обойтись.
- Умение ладить с детьми и управлять ими, успешно организовывать досуг, быт и ежедневное пребывание воспитанников в детском саду. Для любого человека, работающего с малышами важно любить детей, относиться к ним как с личностям.
- Дипломатические способности, которые потребуются для решения потенциальных конфликтов между детьми, воспитанниками и сотрудниками сада. Такие данные потребуются и для поддержания собственного имиджа в учреждении, и при возможных контактах с другими сотрудниками.
- Способности ладить с детьми, родителями и работниками детского образовательного учреждения.
Изменения рабочего времени
С 1.09.2023 года воспитатели будут работать по новому графику, который предусматривает некоторые изменения в их рабочем времени. Новые правила и условия работы были разработаны с учетом современных требований и потребностей детей, а также с целью повышения эффективности педагогического процесса.
Основные изменения в рабочем времени воспитателей включают:
- Увеличение числа рабочих часов в день. Теперь воспитатели будут работать по 8 часов в день, вместо прежних 6 часов.
- Изменение схемы графика работы. Вместо традиционной пятидневной рабочей недели, воспитатели будут работать по схеме 2 через 2. Это означает, что каждый второй день они будут отдыхать.
- Введение гибкого графика работы. Воспитатели смогут выбирать удобное для себя время начала и окончания работы в пределах рабочего дня.
Эти изменения были внесены с целью создания более комфортных условий работы воспитателей, а также с учетом потребностей детей и их родителей. Новый график работы позволит воспитателям более эффективно организовывать свою работу и обеспечивать качественное взаимодействие с детьми.
В соответствии с новыми правилами и условиями измененного графика работы воспитателей, установлено, что каждому воспитателю предоставляется два выходных дня в неделю. Эти дни могут быть разными для каждого воспитателя и будут определяться администрацией учреждения.
Выходные дни являются обязательными для соблюдения и не могут быть заменены или перенесены без согласования с администрацией. Воспитатели должны заранее согласовывать свои планы на выходные дни с администрацией и предоставлять информацию о своей доступности и графике работы.
Администрация учреждения имеет право изменять выходные дни в зависимости от потребностей и условий работы. В случае изменения выходных дней, воспитателям будет предоставлена информация заранее, чтобы они могли планировать свое время и отдых.
Выходные дни являются важным моментом работы воспитателей, так как они позволяют им отдохнуть, восстановить силы и провести время с семьей и близкими. Это также способствует поддержанию баланса между работой и личной жизнью воспитателей.
Основной режим работы, установленный на законодательном уровне
Существует стандартный режим работы детского сада по закону, который был установлен медицинскими специалистами и представителями дошкольных учреждений. В соответствии с уставом образовательной организации, существует несколько особенностей пребывания в детском учреждении:
- Родители имеют право оставлять ребенка в садике на 12 часов. В различных городах установлен определенный временной режим: с 8 утра до 8 вечера или с 7 утра до 7 вечера. Исключением являются частные и круглосуточные детские сады.
- В предпраздничные дни временной режим сокращается до 10,5 часов, то есть родители могут привести ребенка в садик в привычное время, но забрать его нужно на 1,5 часа раньше.
- В выходные и праздничные дни детские садики не работают.
- В некоторых учреждениях, по соглашению воспитателей и родителей, существует группа продленного дня. То есть родители могут оставлять своего малыша в детском саду до 21 часа. На его территории организуется единая группа для детей всех возрастов.
- Также существует и сокращенный режим дня, который длится всего 3-4 часа. Обычно на такой промежуток времени оставляют новичков, которым необходимо адаптироваться.
Режим работы вспомогательного персонала
Стоит заметить, что на территории детского сада также работает вспомогательный персонал, который делает жизнь деток более комфортной, интересной и красочной и оказывает неоценимую помощь воспитателям. Для них также разработан определенный график работы.
- С нагрузкой 40 часов в неделю работают няни и младшие воспитатели (с 8.00 до 17.00), повара и кухонные работники (с 6.00 до 15.00).
- Около 20 часов в неделю на территории сада должен находиться завхоз, музыкальный руководитель, секретарь, уборщик, ремонтник, дворник и грузчик. Обычно такой персонал пребывает на службе по 4 часа в неделю с 8.00 до 12.30 с перерывом на обед 30 минут.
- Круглосуточно на территории дошкольного учреждения должен находиться сторож. Он работает 24 часа в сутки с графиком работы сутки через три. Минимально в штате должно числиться четыре работника.
С 1 сентября 2023 года, воспитатели будут работать по новому графику, который предусматривает изменения в рабочем времени и распределении обязанностей.
Основные изменения в новом графике работы воспитателей:
- Сокращение рабочей недели с 5 дней до 4 дней.
- Изменение рабочего дня с 8 часов до 10 часов.
- Введение гибкого графика с возможностью выбора удобного для воспитателя времени работы.
- Увеличение количества выходных дней с 2-х до 3-х в неделю.
Такие изменения были внесены с целью улучшения условий работы и повышения эффективности педагогического процесса. Новый график позволит воспитателям более гибко планировать свое время, а также обеспечит им дополнительные выходные дни для отдыха и восстановления сил.
По новому графику работы, воспитатели будут иметь возможность проводить больше времени с детьми, а также уделять больше внимания планированию и организации занятий. Это значительно повысит качество образовательного процесса и позволит улучшить развитие детей.
Список изменений в графике работы воспитателей с 1.09.2023:
Старый график | Новый график |
---|---|
Рабочая неделя: 5 дней | Рабочая неделя: 4 дня |
Рабочий день: 8 часов | Рабочий день: 10 часов |
Выходные дни: 2 в неделю | Выходные дни: 3 в неделю |