Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и лимит выплат по ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Лимит за вред имуществу – 400 тысяч
Его регулирует статья 7 ФЗ Об ОСАГО:
Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причинённый вред, составляет:
…
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей;
Максимальный размер 400 000 рублей выплаты за вред автомобилям не лимитирован такими нюансами, как:
- число страховых случаев в течение срока действия полиса ОСАГО – вы можете хоть каждый день попадать в ДТП, и за каждое происшествие страховая компания обязана будет оплатить до 400 тысяч,
- количество потерпевших лиц в ДТП – их может быть хоть 10, и эта сумма максимальной выплаты не делится на всех, а полагается каждому потерпевшему.
Эти положения вытекают по смыслу цитируемой статьи 7 ФЗ-40.
В конце прошлого, 2021 года вступил в силу закон, отменяющий обязательный техосмотр для физических лиц-владельцев легковых машин и мотоциклов.
Несмотря на это, в случае ДТП, где причиной происшествия стала неисправность транспортного средства, к владельцу авто, не прошедшего ТО, страховая компания могла выдвинуть регрессное требование компенсации суммы ущерба, выплаченной пострадавшей стороне. Получилось, что необязательное ТО на самом деле обязательно.
Чтобы устранить данное противоречие, с 1 апреля 2022 года были внесены поправки в закон об ОСАГО, отменяющие регресс в случае ДТП с участием авто без техосмотра, если причиной аварии явилась неисправность транспортного средства. Изменения вступают в силу 12 апреля 2022 года.
Как купить полис ОСАГО онлайн
Сейчас практически все страховые компании предлагают оформить электронный полис ОСАГО онлайн, не выходя из дома. Процедура заключается в заполнении анкеты на сайте страховщика, в которой указываются все необходимые данные для оформления полиса, такие как информациях об автомобиле, информация о водителях и т.п. Стоимость полиса рассчитывается автоматически после введенных вами данных с учетом КБМ. Оплатить можно также онлайн с банковской карты. После оплаты на ваш адрес электронной почты будет выслан электронный полис E-ОСАГО а также сопутсвующие материалы: правила страхования, памятка, извещение о ДТП с примером заполнения.
Лимит выплат по осаго в 2022 году
Принятый закон обеспечивает защиту страховых компаний от финансовых потерь и дает возможность потерпевшим в дорожно-транспортных происшествиях получать выплаты страховок без продолжительных судебных тяжб. При заключении договора ОСАГО имеет смысл обращать внимание на лимиты выплат по ОСАГО в 2022 году и сроки погашения.
Страховые случаи | Получатели | Правоустанавливающие акты | Максимальный размер |
---|---|---|---|
Возмещение ущерба имуществу потерпевшего от стороны ДТП | Все потерпевшие независимо от их количества | Федеральный Закон №223, с дополнением к подпункту «б» ст.7 Федерального Закона№40 | 400 000 рублей |
Возмещение расходов, затраченных на восстановление пострадавшего в ДТП транспортного средства | Потерпевший в ДТП, получивший повреждения автомобиля | Федеральный Закон № 40 | 50 000 рублей |
Возмещение расходов на погребение погибших в ДТП лиц | Близкий либо дальний родственник погибшего | Федеральный Закон №40 | 475 000 рублей либо 50 000 рублей |
Возмещение ущерба без вызова ГИБДД (составление европротокола) | Исключительно одному пострадавшему (при большем количестве составление европротокола невозможно) | Федеральный Закон №40 | 50 000 рублей |
При этом в будущем проблем у держателей ОСАГО может стать ещё больше. По мнению вице-президента национального автомобильного союза Антона Шапарина (его слова цитирует телеграм-канал «НЕЗЫГАРЬ»), страховщики в скором времени намерены ещё добиться расширения сроков ремонта машин и использования бывших в употреблении запчастей. Использование б/у запчастей должно снизить расходы для той части автомобилистов, которые ещё покупают ОСАГО.
«Направлять на ремонт страховые в любом случае не будут: им выгоднее платить деньгами. А все рассказы о дефиците запчастей служат исключительно ширмой, которой удобно прикрывать реальные цели. Источник происхождения б/у запчастей в России не определяется, нет законодательства, которое регулировало бы разборки. Тот факт, что количество угонов в случае принятия предложений РСА в России резко вырастет, страховые компании не беспокоит. На прибыль это не влияет, напротив, такие запчасти могут быть даже дешевле ввиду необходимости быстро сбыть краденое», — отметил Шапарин.
По словам Шапарина, есть риск, что водители будут реже покупать полисы ОСАГО, а это значит, что количество разборок на дорогах вырастет.
Изучая последние новости, можно прийти к выводу, что реформирование системы ОСАГО уже началось. Появляются новые инициативы, составляются законопроекты, некоторые нормативно-правовые акты утверждаются. Но не все так гладко, как хотелось бы. Так, некоторые коэффициенты должны были отменяться уже с текущего 2022-го года, но их отмена пока откладывается на неопределенный срок: поправки не утверждены действующим правительством. И все же есть существенные изменения в оформлении и стандартах полисов, что, конечно, не может не радовать автовладельцев.
Но обстановка в России может стремительно меняться, поэтому вполне возможны изменения, причем как в будущем 2022-ом году, так и в нынешнем 2022-ом. Отслеживайте актуальную информацию, чтобы быть в курсе всех официальных нововведений, затрагивающих страхование автогражданской ответственности.
Сколько стоит ОСАГО без ограничений
Как уже было сказано ранее, открытый полис стоит на порядок дороже, чем стандартный страховой договор с заранее оговоренным списком лиц, допущенных к управлению ТС. Что учитывается при расчёте стоимости автогражданки:
- базовая стоимость страховки (для каждой категории ТС существует свой тариф, установленный законом);
- мощностные характеристики автомобиля;
- коэффициент территории (разный для каждого региона);
- коэффициент бонус-малус собственника авто и всех вписанных лиц;
- количество лиц, допущенных к управлению ТС;
- возраст и водительский стаж страхователя;
- сезонность эксплуатации автомобиля;
- срок страхования;
- имели ли место нарушения ПДД и правил обязательного страхования, которые регламентируются законом.
Например, стоимость страховки с ограниченным кругом допущенных водителей возрастом более 22 лет и со стажем свыше 3-х лет, для легкового автомобиля составляет примерно 8500 руб. Тогда при прочих равных условиях открытая автогражданка, в которой не приводится список лиц, имеющих доступ к управлению ТС, будет стоить 15,300 руб., что на 80% выше.
Как подтверждается размер ущерба
Подтверждение размера причиненного ущерба или вреда здоровью происходит следующим образом:
- чтобы определить характер повреждений и оценить сумму ущерба автомобилю, его нужно представить для осмотра автоэксперту страховой компании;
- если оценщик страховой компании существенно занижает сумму ущерба, автовладелец может обратиться за услугами к независимому оценщику – отчет о рыночной стоимости повреждений будет являться надлежащим доказательством на всех этапах обращения за выплатами по полису ОСАГО;
- вред здоровью включает в себя расходы на лечение, реабилитацию и приобретение лекарственных препаратов, а его подтверждение происходит на основании заключения медэксперта, справки МСЭ об инвалидности, листа нетрудоспособности и т.д.
Максимальный лимит выплат по ОСАГО будет существенно меньше, если стороны решили оформить документы по программе европротокола. В этом случае пострадавшая сторона сможет получить не более 100 тыс. рублей. Исключение составляют только случаи оформления Европротокола в Москве и Санкт-Петербурге – граждане смогут рассчитывать на возмещение до 400 тыс. рублей. Однако для этого нужно представить фото- и видеодоказательства аварии, данные спутниковой системы ГЛОНАСС.
В случае превышения законодательного лимита выплат по ОСАГО пострадавшая сторона имеет право обратиться с иском к непосредственному виновнику ДТП. При расчете суммы исковых требований необходимо указать, какая выплата была получена за счет полиса ОСАГО. Материалы страхового дела могут быть использованы в судебном процессе.
Стороны по договору страхования ОСАГО не могут самостоятельно менять размер лимитов для возмещения ущерба, поскольку они зафиксированы законодательно. Если в период действия страховки автовладелец неоднократно попадал в аварии, он сможет получать выплаты до момента, пока не исчерпает регламентированный лимит.
По данным Автостата, в России по состоянию на начало 2019 зарегистрировано почти 52 миллиона транспортных средств. Из них около 80% (42 млн) – это легковые автомобили, принадлежащие рядовым гражданам (физлица). Действующее законодательство нашей страны обязывает всех владельцев страховать своих железных коней. Полис так и называется «Обязательное страхование гражданской ответственности ТС», сокращенно ОСАГО. Существует нормативный документ, в котором указаны все значимые нюансы этой процедуры. Его требования обязательны для всех городов нашей страны. Но время идет, правила меняются. Выходят новые постановления и указания. Правила получения страховки на авто не исключение. Что ждет владельцев ОСАГО в 2022 году? Сколько будет стоить стандартный полис автогражданки? Читайте далее.
ОСАГО в 2022 году
Лимит за вред здоровью – 500 тысяч
Его устанавливает абзац 2 статьи 7 ФЗ-40:
Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причинённый вред, составляет:
- а) в части возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
Как видим, за травмы в результате ДТП можно получить несколько больше, чем за вред автомобилю. И это достаточно справедливо. Для получения выплаты необходимо подать такое же стандартное заявление с извещением в страховую компанию, а также приложить соответствующие документы:
- копии постановления, протокола и/или определения от ГИБДД,
- медицинская справка и выписка из больничного листа о характере оказанной медпомощи.
Важно знать, что если в аварии вред нанесён не только имуществу, но и здоровью, то обращаться в этом случае нужно только в страховую виновника, ПВУ в этом случае не действует, так как не выполняется первое условие правил для этого.
При этом, возмещению по ОСАГО подлежит не только непосредственно вред здоровью. Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона, возмещается 2 вида ущерба:
- непосредственно травмы или иного вреда здоровью,
- утраченного заработка в результате такого ущерба.
А вот моральный вред не является риском при потере здоровья. Только по суду вы его можете взыскать, но основание при этом указывается как неудовлетворение требований по возмещению, а не моральный вред, полученный в результате ДТП. Но у вас всё ещё остаётся право взыскать его напрямую с виновника происшествия.
Кто платит комиссару при ДТП в 2022 году?
Аварийный комиссар – специалист, который, выезжает к месту происшествия и оказывает помощь в оформлении необходимых документов. Эксперт может быть штатным сотрудником СК или независимым предпринимателем.
Содействие комиссара заключается в следующем:
- Оказание психологической поддержки участникам ДТП.
- Вызов Госавтоинспекции, скорой помощи, эвакуатора и т.д.
- Проведение фото- и видеосъемки места происшествия.
- Помощь в принятии решения: что лучше – оформить европротокол или вызвать ГИБДД.
- Консультационные услуги по вариантам взаимодействия с другими участниками аварии, инспекторами ГИБДД.
- Проведение опроса очевидцев.
- Оказание профессиональной поддержки в случае судебного разбирательства.
Какой максимально предусмотрен по выплатам
Лимит выплат по ОСАГО зависит от вида понесенного ущерба, а также способа урегулирования аварии:
- Если речь о разбитой машине, повреждения серьезные, участники вызывают ГИБДД, проводится полноценное расследование, в том числе страховщиком. Последний занимается установлением размера урона, выясняет сумму, которая потребуется на ремонт техники.
При невозможности восстановлении машины выплата все равно полагается. Предельная сумма, которую перечислит потерпевшему страховая компания, равна 400 тыс. р. Она указана в статье 7 Закона об ОСАГО. Если серьезно пострадали несколько автомобилей, страховщик обязан выплатить каждому потерпевшему 400 тыс. р. при выявлении ущерба такого размера, но не делить эту сумму на всех.
- При составлении участниками ДТП европротокола страховой лимит по ОСАГО установлен иной. Такой способ оформления аварии допустим, когда дефекты авто незначительны, а люди не пострадали вообще. И участников не должно быть больше двух. Понятно, что ущерб здесь не может быть большим. Поэтому максимально возможная сумма, которую получит потерпевший, 100 тыс. р., если авария случилась после 1 июня 2020 г.
- Те, кто попал в ДТП до этой даты, смогут добиться не более 50 тыс. р. А если происшествие зафиксировано в столице, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области, максимальная сумма компенсации по европротоколу возрастает до 400 тыс.р.
Как рассчитать ОСАГО самостоятельно. Правила расчета стоимости страховки
Расчет начинается с определения базового тарифа для вашего региона.
этапы | расчет | значение |
---|---|---|
1. Базовая ставка для легкового автомобиля | 4118 руб | |
2. Территориальный коэффициент для вашего региона | 4118 x 1.3 | 5354 руб |
3. Мощность двигателя автомомбиля от 101 до 120 л.с | 5354 x 1.2 | 6425 |
4. КБМ (скидка за безаварийную езду) 10 лет без аварии | 6425 x 0.5 | 2677 |
5. Возраст и стаж водителей | 2677 x 1 | 2677 |
6. Срок страхования 1 год | 2677 x 1 | 2677 |
7. Водители | 2677 x 1 | 2677 |
Итого | 6425 руб |
Какой максимально предусмотрен лимит по выплатам
Ограничение возмещения по ОСАГО зависит от вида понесенного ущерба и механизма урегулирования аварийной ситуации. Рассмотрим наиболее встречаемые примеры определения страховых ограничений:
- Два участника ДТП получили серьезные повреждения транспортных средств и вызвали сотрудников ГИБДД. Последние приехали вместе с представителем страховой компании. Страховщику надлежит самостоятельно оценить урон и выяснить объем компенсации. При таких обстоятельствах наибольшая величина возмещения составит 400000 р. Причем, если в ДТП участвовало два и более автомобилей, то страховая организация обязуется выплатить данную сумму всем.
- Два автомобилиста попали в ДТП и составили европротокол. Подобное действие возможно лишь в том случае, если повреждения автомобилей незначительны, а среди водителей нет пострадавших. Максимальный объем выплат при ДТП с европротоколом составляет 100000 р. Данная сумма актуальна лишь для тех, кто попал в ДТП после 1 июня 2018 года.