- Гражданское право

Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Оно включает: постоянный надзор за работой электрооборудования предприятия; производство оперативных переключений в электроустановках предприятия; выполнение предусмотренных Правилами и инструкциями мероприятий, обеспечивающих безопасность ремонтных и профилактических работ; предупреждение и ликвидацию аварийных ситуаций в электрохозяйстве.

Приложение 1. Перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), которые не включаются в графики временного отключения электрической энергии

1. Объекты органов государственной власти и управления, медицинские учреждения и учреждения социального обеспечения, организации связи.

2. Объекты водоснабжения и канализации; объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных предприятий; метрополитен.

3. Воинские части Минобороны России, МВД России, ФПС России, МЧС России, ФАПСИ, ФСЖВ России.

4. Исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы.

5. Объекты ФСБ России, МВД России, ФАПСИ, СВР России, ФСО России, Главного управления специальных программ Президента РФ.

6. Федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами.

7. Объекты производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, выполняющие государственный оборонный заказ.

8. Питающие линии электроснабжения, обеспечивающие системы пожарной безопасности.

9. Объекты систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Приложение 3. Документы, подтверждающие способность энергоснабжающей организации обеспечить соответствие электрической энергии требованиям к ее качеству

1. Распорядительный документ, подписанный первым лицом энергоснабжающей организации, о выполнении постановления Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1013.

2. Порядок взаимодействия подразделений энергосистемы по управлению качеством электрической энергии.

3. Инструкция по заключению договорных условий с потребителями в части качества электрической энергии.

4. Инструкция по выдаче потребителям технических условий на присоединение в части качества электрической энергии.

5. Инструкция по выполнению измерений ПКЭ с целью контроля соответствия установленным требованиям.

6. Инструкция по выполнению измерений ПКЭ и параметров электрической энергии с целью анализа несоответствия установленным требованиям.

7. Инструкция по определению погрешностей измерительных трансформаторов напряжения в рабочих условиях применения.

8. Инструкция по определению погрешностей измерительных трансформаторов тока в рабочих условиях применения.

9. Порядок регистрации и рассмотрения жалоб потребителей на качество электрической энергии.

10. Перечень предприятий электрических сетей энергоснабжающей организации и центров питания, заявляемых энергоснабжающей организацией в каждом предприятии на сертификацию отпускаемой потребителям электрической энергии.

11. Схемы распределительных центров питания, заявляемых на сертификацию отпускаемой потребителям электрической энергии, с указанием контрольных точек в этих сетях.

12. Протоколы испытаний электрической энергии по показателям качества в контрольных точках распределительных сетей центров питания, заявляемых на сертификацию отпускаемой потребителям электрической энергии.

13. Данные по оснащению предприятий электрических сетей энергоснабжающей организации средствами измерений ПКЭ и их проверке.

14. Планы-графики проведения периодического контроля качества электрической энергии в предприятиях электрических сетей.

15. Копии договорных условий в части качества электрической энергии с потребителями, получающими питание от контрольных точек в распределительных сетях центров питания, заявляемых на сертификацию отпускаемой потребителям электрической энергии.

16. Данные по оснащенности предприятия электрических сетей средствами регулирования напряжения, в том числе, по наличию в центрах питания трансформаторов, оснащенных устройствами РПН, устройствами регулирования напряжения без нагрузки, линейными регуляторами и другими регулирующими устройствами.

17. Инструкция по проверке устройства регулирования напряжения.

18. Планы-графики проверки устройств регулирования напряжения.

19. Количество выданных за год технических условий на присоединение потребителей к центрам питания, заявляемым на сертификацию отпускаемой потребителям электрической энергии и копии выданных технических условий в части качества электрической энергии.

Оперативное обслуживание электроустановок

Во время дежурства, осуществляя оперативное обслуживание электроустановок, дежурный отмечает в оперативном журнале все свои действия и распоряжения, а также распоряжения вышестоящего персонала, замеченные дефекты и недостатки в работе электрооборудования. Характер и порядок обслуживания электроустановок излагается в местных инструкциях. Поэтому ниже приводятся лишь общие положения оперативного технического обслуживания электроустановок применительно к конкретным видам электрооборудования.

При обслуживании силовых трансформаторов оперативный персонал ведет постоянный контроль за рациональным режимом их работы. Контроль работы сводится к определению трех основных параметров: нагрузки (по амперметру), напряжения (по вольтметру) и температуры масла (по термометру). Особенно тщательное наблюдение необходимо вести в периоды работы трансформаторов с перегрузками.

При периодических осмотрах трансформаторов проверяется внешнее состояние систем охлаждения, устройств регулирования напряжения под нагрузкой, изоляции вводов, а также надежность уплотнений кранов, фланцев и других прокладок и уплотнений, наличие и исправность средств пожаротушения, маслодренажной системы, надписей и окраски трансформаторов. На слух проверяется рабочий гул трансформатора и отсутствие звуков электрических разрядов.

Обслуживание коммутационных аппаратов свыше 1000 В также входит в сферу деятельности оперативного персонала. Основное внимание здесь следует уделять вопросам неисправности контактных систем, перекрытия изоляции, внутренней и внешней поломки изолирующих частей, отказов передаточных механизмов и приводов. Необходимо также контролировать уровень масла в масляных выключателях, наружным осмотром выключателей определять их исправность по механическим указателям положения (включено, отключено).

При осмотре воздушных или газовых выключателей следует уделять внимание состоянию воздушной или газовой системы.

При внешнем осмотре разъединителей, отделителей, короткозамыкателей основное внимание обращается на состояние изоляции и контактных соединений аппаратов. Рабочие контакты не должны иметь перекоса вследствие плохой регулировки аппарата. При загрязнении, окислении и слабом нажатии кон такты могут перегреваться, что приводит к их разрушению. Грязные изоляторы способствуют перекрытию вследствие их увлажнения. Кроме того, изоляторы не должны иметь сколов, трещин, снижающих их механическую и электрическую прочность.

Обслуживание измерительных трансформаторов заключается в контроле за их работой и состоянием вторичных цепей, а также выявлении видимых неисправностей. Особенно тщательно рекомендуется следить за состоянием предохранителей. Они должны быть заводского изготовления.

Разрядники (вентильные, трубчатые) подлежат тщательной проверке. Дополнительным осмотрам они подвергаются после грозы или после однофазных замыканий на землю в сетях с изолированной нейтралью. При осмотрах необходимо обращать внимание на целостность фарфоровых покрышек, отсутствие сколов и трещин в них, отсутствие трещин в цементных швах, исправность подводящих и заземляющих шин. Трубчатые разрядники, устанавливаемые на опорах, подвергаются верховому осмотру согласно действующим инструкциям. При осмотре разрядников с земли следует обращать внимание на их положение на опоре и величину искрового промежутка, положение указателя срабатывания трубчатого разрядника на каждой фазе, состояние поверхности изолирующей части разрядника, надежность присоединения заземляющих спусков к заземляющему контуру опоры.

Реакторы требуют постоянного ухода. При осмотре следует обращать внимание на состояние обмоток и токоведущих шин, бетонных конструкций, витковой и фарфоровой изоляции, температуру и состояние контактных соединений, исправность вентиляции помещения и допустимую влажность.

Постоянного наблюдения требуют кабельные линии, от исправного состояния которых зависит надежность электроснабжения предприятия. При осмотрах открыто проложенных кабелей (силовых, контрольных) убеждаются в отсутствии механических повреждений, наличии антикоррозийных покрытий, правильности раскладки кабелей, отсутствии захламленности подходов к ним. При осмотре кабелей, проложенных в коллекторах, лотках, коробах, кроме того, следует обращать внимание на состояние противопожарных дверей перегородок и т. п.

Обслуживание распределительных устройств сводится к обеспечению соответствующего режима работы электрооборудования, поддержанию в заданном режиме работы в каждый период времени схемы РУ и подстанций, обеспечивающей надежное и экономичное электроснабжение предприятия, систематическому надзору и уходу за оборудованием и помещением, контролю за своевременно проведенными профилактическими испытаниями и ремонтом оборудования, соблюдению установленного порядка оперативных переключений.

Подлежат тщательному осмотру контактные поверхности токоведущих элементов, особенно в открытых РУ. Необходимо уделять внимание блокировочным устройствам, предотвращающим ошибочные действия обслуживающего персонала при операциях с выключателями, разъединителями, заземляющими ножами.

В оперативное обслуживание входит и надзор за источниками оперативного тока, к которым относятся выпрямительные устройства, аккумуляторы. Следует иметь в виду, что помещения аккумуляторных батарей относятся к взрывоопасным, потому следует обращать внимание на устройства приточно-вытяжной вентиляции помещений, где происходит ��арядка аккумуляторов, наличие самозапирающихся замков, плакатов, условия хранения кислоты, щелочи, спецодежды. Запрещается курение.

Особое место в работе оперативного персонала занимает обслуживание устройств релейной защиты и автоматики. Персонал обязан знать принципиальные схемы всех имеющихся на участке защит и устройств автоматики. При осмотре обращают внимание на положение указателей защит.

В электроустановках напряжением до 1000 В осмотры и оперативное обслуживание проводятся в соответствии с местными инструкциями, составленными на основе требований Правил и указаний заводов-изготовителей.

При осмотре цеховых распределительных устройств и сетей (шинопроводы, силовые шкафы, сборки) обращают внимание на наличие и исправность ограждающих кожухов, запоров, соответствие предохранителей токам короткого замыкания, надежность контактных соединений, наличие надписей, плакатов, целостность изоляции проводов, правильное их крепление, заземление и зануление металлических элементов, которые могут оказаться под напряжением.

При осмотре устройств освещения проверяется наличие и чистота светильников, соответствие их назначению, напряжению данного помещения и условиям окружающей среды (пыль, температура, влажность, агрессивная, взрывоопасная среда и т. п.), исправность аварийного, общего и местного освещения.

При осмотре электродвигателей проверяется соответствие их конструктивного исполнения условиям окружающей среды, исправность автоматических устройств, наличие пусковой и защитной аппаратуры, ограждений соединительных муфт, ременных передач, паспортных данных, исправность заземления (зануления), отсутствие вибраций, перегрева, надежность питающих проводов, кабелей.

Особого внимания требует обслуживание компенсирующих установок. В помещениях, где установлены батареи статических конденсаторов, проверяются наличие однолинейной схемы с указанием тока плавких вставок или вставок реле максимального тока, температура окружающего воздуха, наличие разрядной штанги для контрольного разряда, наличие противопожарных и защитных средств, исправность ограждений, наличие запоров, отсутствие посторонних предметов, пыли, грязи, трещин на изоляторах, вспучивания стенок корпусов, следов жидкости, вытекающей из конденсаторов. Подлежат проверке значение тока и равномерность нагрузки отдельных фаз, напряжение на шинах конденсаторной установки, исправность цепи разрядного устройства, контактных соединений схемы питания, заземления (зануления) и т. д.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 19431-84 Энергетика и электрификация. Термины и определения

ГОСТ Р 55105-2012 Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Автоматическое противоаварийное управление режимами энергосистем. Противоаварийная автоматика энергосистем. Нормы и требования

ГОСТ Р 55438-2013 Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Релейная защита и автоматика. Взаимодействие субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии при создании (модернизации) и эксплуатации. Общие требования

ГОСТ Р 55608-2013 Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Переключения в электроустановках. Общие требования

ГОСТ Р 55890-2013 Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Регулирование частоты и перетоков активной мощности. Нормы и требования

ГОСТ Р 56302-2014 Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Диспетчерские наименования объектов электроэнергетики и оборудования объектов электроэнергетики. Общие требования

ГОСТ Р 56303-2014 Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Нормальные схемы электрических соединений объектов электроэнергетики. Общие требования к графическому исполнению

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:  Заявление об увольнении с работы

ПТЭЭП. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 19431-84 Энергетика и электрификация. Термины и определения

ГОСТ Р 55105-2012 Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Автоматическое противоаварийное управление режимами энергосистем. Противоаварийная автоматика энергосистем. Нормы и требования

ГОСТ Р 55438-2013 Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Релейная защита и автоматика. Взаимодействие субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии при создании (модернизации) и эксплуатации. Общие требования

ГОСТ Р 55608-2013 Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Переключения в электроустановках. Общие требования

ГОСТ Р 55890-2013 Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Регулирование частоты и перетоков активной мощности. Нормы и требования

ГОСТ Р 56302-2014 Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Диспетчерские наименования объектов электроэнергетики и оборудования объектов электроэнергетики. Общие требования

ГОСТ Р 56303-2014 Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Нормальные схемы электрических соединений объектов электроэнергетики. Общие требования к графическому исполнению

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 19431-84, ГОСТ Р 55105-2012, ГОСТ Р 55438-2013, ГОСТ Р 55890-2013, ГОСТ Р 55608-2013, ГОСТ Р 56302-2014, ГОСТ Р 56303-2014, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийная готовность: Время, в пределах которого выведенные в ремонт линии электропередачи, оборудование или устройства должны быть подготовлены к началу операций по включению в работу или пусковым операциям (для энергетического оборудования) по диспетчерской команде диспетчерского персонала в отношении объектов диспетчеризации или по указанию оперативного персонала.

3.2 аварийно допустимая токовая нагрузка: Наибольшее значение токовой нагрузки линии электропередачи, электросетевого или генерирующего оборудования (выраженной в амперах) для определенных температурных условий и значений иных влияющих факторов, превышающее длительно допустимое значение, с учетом разрешенной продолжительности превышения.

3.3 аварийно допустимый переток активной мощности: Наибольшее значение допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении в вынужденном режиме.

3.4 аварийно допустимое напряжение: Значение напряжения, превышающее критическое напряжение на величину, соответствующую нормативному коэффициенту запаса для послеаварийного режима.

3.5 аварийный электроэнергетический режим: Режим энергосистемы, который характеризуется параметрами, выходящими за пределы обязательных требований, и ведет к угрозе повреждения оборудования или нарушению устойчивости.

3.6 автоматизированная система диспетчерского управления: Совокупность взаимосвязанных технических и программных средств, обеспечивающих решение задач оперативно-диспетчерского управления.

3.7 автоматизированная система технологического управления: Совокупность взаимосвязанных технических и программных средств, обеспечивающих решение задач оперативно-технологического управления.

3.8 автоматизированная система управления технологическими процессами: Совокупность взаимосвязанных технических и программных средств, включающая подсистемы сбора и передачи информации о параметрах работы оборудования и устройств объекта электроэнергетики, диагностики и мониторинга технологического оборудования и устройств, инженерных систем, управления оборудованием и устройствами с целью реализации задач управления технологическими процессами объекта электроэнергетики.

3.9 автоматизированное рабочее место оперативного персонала: Рабочее место, позволяющее оперативному персоналу дистанционно управлять коммутационны��и аппаратами, заземляющими разъединителями, определять их положение, изменять технологический режим работы объектов электроэнергетики и/или энергопринимающих установок потребителей электрической энергии и контролировать схему электрических соединений электроустановок, электрические параметры (напряжение, ток, мощность) и поступающие аварийные и предупредительные сигналы.

3.10 алгоритм функционирования устройства релейной защиты и автоматики: Логический порядок взаимодействия функций (блокировок) в устройстве релейной защиты и автоматики, определяющий принцип его действия.

3.11 асинхронный режим (Нрк. асинхронный ход): Режим энергосистемы, характеризующийся устойчивыми периодическими колебаниями напряжений, токов и мощностей, периодическим изменением взаимного угла электродвигательной силы генераторов электрических станций, несинхронным вращением отдельных генераторов энергосистемы при сохранении электрической связи между ними.

3.12 баланс мощности энергосистемы [энергорайона, области регулирования]: Система показателей, характеризующая соотношение между потреблением и генерацией мощности энергосистемы [энергорайона, области регулирования], с учетом перетоков мощности из (в направлении) других энергосистем [энергорайонов, областей регулирования].

1.5.8. У Потребителей, имеющих собственные источники электрической энергии или имеющих в своей системе электроснабжения самостоятельные предприятия электрических сетей, должно быть организовано оперативное диспетчерское управление электрооборудованием, задачами которого являются:

  • разработка и ведение требуемого режима работы;
  • производство переключений пусков и остановов;
  • локализация аварий и восстановления режима работы;
  • планирование и подготовка схем и оборудования к производству ремонтных работ в электроустановках;
  • выполнение требований по качеству электрической энергии;
  • обеспечение экономичности работы электрооборудования и рационального использования энергоресурсов при соблюдении режимов потребления;
  • предотвращение и ликвидация аварий и отказов при производстве, преобразовании, передаче, распределении и потреблении электрической энергии.

Организация диспетчерского управления у Потребителей должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих правил, при этом Потребители, включенные в реестр энергоснабжающих организаций, осуществляют свою деятельность в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей.

1.5.9. Система оперативного управления электрохозяйством, организационная структура и форма оперативного управления, а также вид оперативного обслуживания электроустановок, число работников из оперативного персонала в смене определяется руководителем Потребителя и документально оформляется.

1.5.10. Оперативное управление должно быть организовано по иерархической структуре, предусматривающей распределение функций оперативного контроля и управления между уровнями, а также подчиненность нижестоящих уровней управления вышестоящим.

Глава 6. ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

Одним из перспективных направлений совершенствования оперативно-диспетчерского управления электрохозяйством предприятий (организаций) является внедрение автоматизированных систем управления электрохозяйством (АСУЭ) или автоматизированных систем контроля, учета и управления электропотреблением (АСКУЭ).

ПТЭЭП рекомендуют (но не обязывают) потребителей электрической энергии оснащать энергохозяйства системами АСУЭ.

Успешный опыт и результативность применения АСУЭ показали, что такие системы помогают обоснованно корректировать заявленную мощность, повышать устойчивость работы энергоустановок предприятия (организации), улучшать условия и качество работы оперативного и оперативно-ремонтного персонала. Так, от внедрения АСКУЭ на ФГУП «Звездочка» снижение заявленной мощности составило около 15 %.

Потребители электроэнергии могут оснащаться АСУЭ для решения следующего комплекса задач:

оперативное управление и управление производственно-технической деятельностью;

подготовка эксплуатационного персонала;

технико-экономическое прогнозирование и планирование;

управление ремонтом электрооборудования, распределением и сбытом энергии, развитием электрохозяйства, материально-техническим снабжением, кадрами.

В состав комплекса технических средств АСУЭ в соответствии с требованиями ПТЭЭП должны входить:

средства сбора и передачи информации (датчики информации, каналы связи, устройства телемеханики, аппаратура передачи данных и т. д.);

средства обработки и отображения информации (ЭВМ, аналоговые и цифровые приборы, дисплеи, устройства печати и др.);

вспомогательные системы (электропитания, кондиционирования воздуха, противопожарные).

Ввод АСУЭ в эксплуатацию должен производиться в установленном порядке на основании акта приемочной комиссии. Вводу в промышленную эксплуатацию может предшествовать опытная эксплуатация АСУЭ продолжительностью не более 6 месяцев.

Обязанности структурных подразделений по обслуживанию комплекса технических средств, программного обеспечения должны быть определены приказом руководителя предприятия (организации).

При этом эксплуатацию и ремонт оборудования высокочастотных каналов телефонной связи и телемеханики по ВЛ напряжением выше 1000 В (конденсаторы связи, реакторы высокочастотных заградителей, заземляющие ножи, устройства антенной связи, проходные изоляторы, разрядники элементов настройки и фильтров присоединения и т. д.) должен осуществлять персонал, обслуживающий электроустановки напряжением выше 1000 В.

Применение современных АСКУЭ обеспечивает возможность:

анализировать и прогнозировать потребление электроэнергии и мощности на предприятии (в организации);

формировать необходимые отчетные и финансовые документы;

формировать статистическую базу данных о потреблении энергоносителей для использования как на предприятии (в организации), так и в энергоснабжающей организации;

рассчитывать потребление электрической энергии по дифференцированным тарифам по зонам суток;

создать единую систему учета энергопотребления;

проводить оперативный анализ показателей энергопотребления, в том числе удельных значений.

Кроме того, такая система позволяет получать информацию о ПКЭ.

В состав комплекса технических средств АСКУЭ должны входить:

счетчики электроэнергии, оснащенные датчиками-преобразователями, преобразующими измеряемую энергию в пропорциональное количество выходных импульсов (при использовании электронных реверсивных счетчиков – раздельно на каждое направление);

аттестованные устройства сбора информации от счетчиков и передачи ее на верхние уровни управления; каналы связи;

средства обработки информации (как правило, персональные ЭВМ).

В целях реализации законов РФ об обеспечении единства измерений и об энергосбережении приказом Госстандарта России от 03.04.2002 г. № 83 был создан Технический комитет по стандартизации «Метрологическое обеспечение автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ)», одним из основных направлений деятельности которого является организация, планирование и координация работ по стандартизации метрологического обеспечения АСКУЭ.

В соответствии с требованиями ПТЭЭП обслуживающий персонал АСУЭ и (или) АСКУЭ должен вести техническую и эксплуатационную документацию по перечню, утвержденному техническим руководителем организации.

Применение АСКУЭ особенно эффективно для энергоемких производств.

Трудно предположить, чтобы авария в системе электроснабжения могла произойти внезапно, без каких-либо признаков, предшествующих ее возникновению.

Долголетняя практика работы систем электроснабжения, их оснащенность противоаварийными приборами защиты, сигнализации, автоматики и различными блокировочными устройствами, как правило, дает возможность выявления предаварийных факторов и предоставляет некоторый промежуток времени для оценки возникшей ситуации и принятия соответствующих мер.

Аварийной ситуацией называется состояние системы электроснабжения, связанное с изменениями в нормальной работе оборудования, которые создают угрозу возникновения аварии.

Признаки аварии определяются отраслевыми нормативно-техническими документами, в частности, Инструкцией по предотвращению и ликвидации аварий в электрической части энергосистем, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 г. № 289. В инструкции рассмотрен порядок проведения работ при технологических нарушениях (авариях) в различных звеньях электрической части энергосистем и оперативной ликвидации аварий.

Оперативная ликвидация аварий представляет собой процесс отделения поврежденного оборудования (участка сети) от энергосистемы, а также производства операций с целью:

устранения опасности для обслуживающего персонала и оборудования, не затронутого аварией;

предотвращения развития аварии;

немедленного (в кратчайший срок) восстановления электроснабжения потребителей и качества электроэнергии (частоты и напряжения);

создания наиболее надежной послеаварийной схемы энергосистемы и отдельных ее частей;

выяснения состояния отключившегося во время аварии оборудования и возможности включения его в работу.

В аварийных ситуациях требуемые переключения производятся только оперативным персоналом в соответствии с инструкциями предприятий (организаций), с соблюдением норм и правил работы в электроустановках и с применением всех необходимых защитных средств.

Несмотря на то, что оперативный персонал контролирует работу автоматики, и при неправильных ее действиях переходит на ручное управление, ему следует неукоснительно соблюдать требование указанной инструкции не вмешиваться в работу защит, и только при отказе их действия выполнять ее функции.

Читайте также:  Просроченные права — какие тонкости штрафа?

Исполнению подлежат только те распоряжения, которые получены от непосредственного руководителя, лично известного работнику, получающему распоряжение.

В процессе ликвидации аварии все распоряжения диспетчера энергосистемы (по вопросам, входящим в его компетенцию) выполняются немедленно, за исключением распоряжений, способных представлять угрозу для безопасности людей и сохранности оборудования.

При ошибочном (по мнению персонала) распоряжении диспетчера, ему на это указывается, однако, если диспетчер подтвердит свое распоряжение, то персонал обязан его выполнить.

При возникновении аварийной ситуации исключительно важное значение для оперативного персонала приобретают связь и постоянная информация по существу возникшей проблемы; при необходимости все другие переговоры по существующей связи прекращаются.

В процессе организации работ по ликвидации аварии персоналу всех уровней (оперативному, административно-техническому и др.) надлежит находиться в определенных местах, указанных в инструкции. Основное внимание в инструкции уделяется местам нахождения в аварийной ситуации персонала электростанций.

Начальник смены электростанции при ликвидации общестанционной аварии должен находиться, как правило, в помещении главного (центрального) щита управления, а уходя из него, должен указать место своего нахождения.

Задачи и организация управления

6.1.1. В каждой энергосистеме, объединенных и единой энергосистемах должно быть организовано круглосуточное оперативнодиспетчерское управление согласованной работой электростанций, электрических и тепловых сетей независимо от их форм собственности.

Задачами оперативно-диспетчерского управления являются: планирование и ведение режимов работы электростанций, сетей и энергосистем, объединенных и единой энергосистем, обеспечивающих энергоснабжение потребителей;

планирование и подготовка ремонтных работ; обеспечение надежности функционирования энергосистемы, объединенных и единой энергосистем;

выполнение требований к качеству электрической энергии и тепла; предотвращение и ликвидация технологических нарушений при производстве, передаче и распределении электрической энергии и тепла.

Перечень распределения оборудования по способу диспетчерского управления

III. Организация и информационно-технологическое

обеспечение оперативно-диспетчерского управления

и оперативно-технологического управления

30. Оперативно-диспетчерское управление осуществляется в порядке, установленном Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением требований настоящих Правил.

31. Оперативно-диспетчерское управление осуществляют системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, определенные Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

32. Субъект оперативно-диспетчерского управления составляет в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике перечни объектов диспетчеризации с указанием в них распределения объектов диспетчеризации по способу управления (ведения), определенного в соответствии с настоящими Правилами.

33. Распределение объектов диспетчеризации по способу управления (ведения) осуществляется с соблюдением следующих требований:

а) каждый объект диспетчеризации может находиться:

в диспетчерском управлении одного диспетчерского центра или технологическом управлении одного центра управления сетями или технологическом управлении оперативного персонала одного объекта электроэнергетики;

в диспетчерском управлении только одного диспетчерского центра и в диспетчерском ведении одного или нескольких диспетчерских центров одного или различных уровней;

в технологическом ведении одного или нескольких центров управления сетями, оперативного персонала одного или нескольких объектов электроэнергетики.

Диспетчерское управление и технологическое управление в отношении одного объекта диспетчеризации совмещаться не могут;

б) субъект оперативно-диспетчерского управления самостоятельно распределяет функции диспетчерского управления и диспетчерского ведения между диспетчерскими центрами;

в) в случае необходимости осуществления взаимосвязанных действий в операционных зонах нескольких диспетчерских центров при изменении технологического режима работы или эксплуатационного состояния объекта диспетчеризации диспетчерское управление таким объектом осуществляется вышестоящим диспетчерским центром, операционная зона которого включает в себя указанные операционные зоны, или одним из нижестоящих диспетчерских центров, определенным вышестоящим диспетчерским центром;

г) каждый владелец линий электропередачи, оборудования и устройств, отнесенных к объектам диспетчеризации, распределяет в их отношении функции технологического управления и ведения по согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления;

д) в случае если владелец объекта электроэнергетики определяет для своего оперативного персонала необходимость технологического ведения объектом диспетчеризации, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании другому лицу, решение о возможности такого ведения принимает соответствующий диспетчерский центр.

34. Функции технологического управления и технологического ведения в отношении линий электропередачи, оборудования и устройств, не отнесенных к объектам диспетчеризации, распределяются их владельцем самостоятельно или по согласованию с владельцами смежных или иным образом технологически связанных объектов электроэнергетики — в случае, если выполнение мероприятий по управлению технологическим режимом и эксплуатационным состоянием таких линий электропередачи, оборудования и устройств требует взаимной координации их действий.

35. В случаях, указанных в подпункте «д» пункта 33 и пункте 34 настоящих Правил, доступ лица, в технологическом ведении которого находятся линия электропередачи, оборудование, устройства объекта электроэнергетики, принадлежащие другому лицу, на такой объект электроэнергетики осуществляется с согласия владельца этого объекта электроэнергетики.

36. Каждый владелец объекта электроэнергетики независимо от класса напряжения и мощности принадлежащих ему объектов электроэнергетики обязан организовать оперативно-технологическое управление в отношении принадлежащих ему объектов и обеспечить его осуществление в течение всего периода эксплуатации объектов электроэнергетики в соответствии с настоящими Правилами, а также с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и предусматривающими в том числе нормативное правовое регулирование вопросов функционирования объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 0,4 — 35 киловольт.

Каждый потребитель электрической энергии, энергопринимающие установки которого функционируют в составе энергосистемы, обязан организовать и осуществлять эксплуатацию принадлежащих ему электроустановок в соответствии с правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

37. В целях организации и осуществления оперативно-технологического управления объектами электросетевого хозяйства сетевая организация может создавать центры управления сетями и обеспечивать их функционирование. Для каждого центра управления сетями сетевая организация определяет зону эксплуатационной ответственности, включающую объекты электросетевого хозяйства, в отношении которых этот центр управления сетями осуществляет функции оперативно-технологического управления.

В целях организации и осуществления оперативно-технологического управления технологически взаимосвязанными ветроэнергетическими установками, фотоэлектрическими солнечными модулями или их группами, принадлежащими на праве собственности или ином законном основании одному лицу и непосредственно присоединенными к энергосистеме и осуществляющими выдачу мощности через одно распределительное устройство напряжением 35 киловольт и ниже (далее — объекты распределенной генерации), их собственником или иным законным владельцем может быть создан центр управления объектами распределенной генерации.

Требования к созданию и функционированию центров управления сетями и центров управления объектами распределенной генерации устанавливаются правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

38. Владельцы объектов электроэнергетики для каждого центра управления сетями и объекта электроэнергетики в целях организации и осуществления оперативно-технологического управления определяют оперативный персонал, уполномоченный ими в рамках оперативно-технологического управления на ведение оперативных переговоров и осуществление действий по изменению технологического режима работы и эксплуатационного состояния в отношении находящихся в его технологическом управлении или ведении линий электропередачи, оборудования и устройств и (или) на координацию таких действий.

Владельцы смежных или иным образом технологически связанных объектов электроэнергетики, оперативный персонал которых непосредственно взаимодействует между собой в процессе оперативно-технологического управления указанными объектами, обмениваются списками оперативного персонала.

II. Организация оперативно-диспетчерского управления

3. Оперативно-диспетчерское управление в энергосистемах (Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) осуществляется посредством централизованного круглосуточного и непрерывного управления взаимосвязанными технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, образующими в совокупности электроэнергетические режимы соответствующих энергосистем (далее — управление электроэнергетическим режимом энергосистемы).

Управление электроэнергетическим режимом энергосистемы может осуществляться одним субъектом оперативно-диспетчерского управления или несколькими субъектами оперативно-диспетчерского управления, находящимися в соподчинении, то есть являющимися вышестоящими и нижестоящими по отношению друг к другу.

Вышестоящим субъектом оперативно-диспетчерского управления является организация, зона диспетчерской ответственности которой включает зоны диспетчерской ответственности иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, являющихся нижестоящими по отношению к данной организации и осуществляющих деятельность на основании договоров с данной организацией. Вышестоящий субъект оперативно-диспетчерского управления вправе давать соответствующим нижестоящим субъектам оперативно-диспетчерского управления обязательные для исполнения диспетчерские команды и распоряжения.

В пределах Единой энергетической системы России вышестоящим субъектом оперативно-диспетчерского управления по отношению к другим субъектам оперативно-диспетчерского управления выступает системный оператор.

Абзац пятый пункта 3 действует до приобретения Российской Федерацией доли участия в уставном капитале системного оператора в размере не менее 52 процентов.

Территории в пределах Единой энергетической системы России, в которых на дату вступления в силу настоящих Правил оперативно-диспетчерское управление осуществлялось акционерными обществами энергетики и электрификации (их дочерними или зависимыми обществами или правопреемниками в части осуществления управления технологическими режимами работы принадлежащих иным лицам объектов электроэнергетики), в уставном капитале которых доля Российского акционерного общества «ЕЭС России» на указанную дату составляла менее 25 процентов, являются зонами диспетчерской ответственности соответствующих акционерных обществ энергетики и электрификации (их дочерних или зависимых обществ или правопреемников).

4. Субъект оперативно-диспетчерского управления осуществляет управление электроэнергетическим режимом энергосистемы в зоне своей диспетчерской ответственности через один или несколько диспетчерских центров, за каждым из которых закрепляет соответствующую операционную зону.

В случае если субъект оперативно-диспетчерского управления имеет только один диспетчерский центр, то закрепленная за ним операционная зона должна совпадать с зоной диспетчерской ответственности субъекта оперативно-диспетчерского управления.

Системный оператор (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе — соответствующий субъект оперативно-диспетчерского управления) определяет в зоне своей диспетчерской ответственности структуру диспетчерских центров, включая их уровни и соподчиненность. При этом в качестве вышестоящих диспетчерских центров определяются диспетчерские центры, в операционные зоны которых входят операционные зоны иных диспетчерских центров, являющихся нижестоящими по отношению к данным диспетчерским центрам.

Вышестоящие диспетчерские центры вправе давать соответствующим нижестоящим диспетчерским центрам обязательные для исполнения диспетчерские команды и распоряжения.

Вышестоящий субъект оперативно-диспетчерского управления обязан определить для каждого из нижестоящих субъектов оперативно-диспетчерского управления диспетчерский центр, уполномоченный давать их диспетчерским центрам обязательные для исполнения диспетчерские команды и распоряжения.

5. Субъект оперативно-диспетчерского управления обязан:

обеспечить каждый диспетчерский центр оборудованием и помещениями, необходимыми для управления электроэнергетическим режимом энергосистемы в соответствующей операционной зоне;

обеспечить каждый диспетчерский центр резервными помещениями и оборудованием, необходимыми для осуществления функций диспетчерского центра в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, вследствие которых станет невозможным использование основного помещения и оборудования диспетчерского центра, либо установить порядок передачи функций одним диспетчерским центром другому в указанных случаях;

обеспечить каждый диспетчерский центр основным и резервным каналами связи с другими диспетчерскими центрами для передачи диспетчерских команд и информации, необходимой диспетчерскому центру для управления электроэнергетическим режимом энергосистемы.

6. Каждый субъект электроэнергетики и потребитель электрической энергии с управляемой нагрузкой обязан обеспечить работу основного и резервного каналов связи с соответствующим диспетчерским центром для передачи диспетчерских команд и информации о технологическом режиме работы объектов электроэнергетики, необходимой диспетчерскому центру для управления электроэнергетическим режимом энергосистемы.

7. В каждом диспетчерском центре определяются работники (диспетчеры), уполномоченные давать диспетчерские команды по управлению электроэнергетическим режимом энергосистемы.

8. Диспетчерские центры при осуществлении своих функций действуют от имени того субъекта оперативно-диспетчерского управления, структурными подразделениями которого они являются.

Диспетчеры дают диспетчерские команды от имени диспетчерского центра.

9. Каждый субъект электроэнергетики и потребитель электрической энергии с управляемой нагрузкой определяет работников (дежурных работников), уполномоченных на осуществление в отношении принадлежащего ему оборудования объекта электроэнергетики или энергопринимающей установки:

мероприятий, обеспечивающих его эксплуатацию;

переключений, пусков и отключений в соответствии с установленным настоящими Правилами порядком;

локализации технологических нарушений и восстановления технологического режима работы;

подготовки к проведению ремонта.

В случае если устройства управления технологическими режимами работы объекта электроэнергетики находятся непосредственно в диспетчерском центре, то соответствующие функции по управлению технологическими режимами выполняет диспетчер этого диспетчерского центра.

На объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, виды которых определяются системным оператором (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе — соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления), субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, которым принадлежат указанные объекты и установки, организуют круглосуточное дежурство.

Читайте также:  Обучение и экзамен ПДД онлайн. Билеты ПДД 2022

10. Управление электроэнергетическим режимом энергосистемы осуществляется посредством диспетчерских команд и распоряжений, а также в случаях, устанавливаемых настоящими Правилами, — путем выдачи разрешений.

Диспетчерская команда дается диспетчером вышестоящего диспетчерского центра по каналам связи диспетчеру нижестоящего диспетчерского центра или дежурному работнику и содержит указание совершить (воздержаться от совершения) конкретное действие (действия) по управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой.

VI. Схемы электрических соединений объектов электроэнергетики и осуществление переключений в них

59. Схемы электрических соединений объектов электроэнергетики (в том числе для ремонтных электроэнергетических режимов энергосистемы) должны обеспечивать:

снабжение потребителей электрической энергией, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям;

запас устойчивости энергосистем, определяемый системным оператором;

соответствие возможных параметров электроэнергетического режима энергосистемы параметрам, допустимым для оборудования;

максимальную пропускную способность электрических сетей;

локализацию аварий при минимизации отклонений производства и потребления электрической энергии от уровня, предшествовавшего аварийному электроэнергетическому режиму энергосистемы.

60. Схемы электрических соединений объекта электроэнергетики ежегодно утверждаются соответствующим субъектом электроэнергетики. Схемы электрических соединений объектов электроэнергетики, входящих в операционную зону диспетчерского центра, утверждаются руководителем этого диспетчерского центра.

61. Все переключения в схемах объектов электроэнергетики осуществляются в соответствии с инструкциями по производству переключений соответствующих субъектов электроэнергетики. Указанные инструкции составляются в соответствии с требованиями, определяемыми системным оператором (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе — соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления).

62. Субъекты электроэнергетики и диспетчерские центры определяют в отношении соответствующих объектов электроэнергетики перечни переключений, требующих соблюдения строгой последовательности операций (сложных переключений). Указанные перечни пересматриваются при изменении схемы электрических соединений и состава оборудования объекта электроэнергетики.

Сложные переключения осуществляются на основании документов, устанавливающих состав и последовательность соответствующих операций (программ и бланков переключений).

63. В диспетчерской команде по осуществлению переключений указывается последовательность операций со степенью детализации, не допускающей неверную трактовку команды дежурным работником. Дежурному работнику подается одновременно не более одной диспетчерской команды, содержащей операции одного целевого назначения.

9.1 . Общие положения

В настоящую эпоху рыночных взаимоотношений между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) оплата за товар (услуги и т.д.), в данном случае за отпущенную энергию, осуществляется только на договорных началах. Однако бывают случаи, когда потребление энергии осуществляется без договоров энергоснабжения.

В этих случаях потребитель получает соответствующее предписание — предупреждение от энергоснабжающей организации о необходимости оформления и заключения договора энергоснабжения.

Причем отсутствие договорных отношений не освобождает потребителя от обязанности возмещать стоимость отпущенной ему энергии.

К сожалению, не все потребители с этим согласны и отказываются от уплаты за использованную энергию.

Например, из практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения, имел место случай, когда энергоснабжающая организация обратилась в Арбитражный суд с иском к потребителю о взыскании стоимости отпущенной ему тепловой (аналог электрической) энергии.

Ответчик возражал против исковых требований, ссылаясь на то, что он не является потребителем тепловой энергии, о чем свидетельствует отсутствие у него договорных отношений с энергоснабжающей организацией.

Арбитражный суд, согласившись с доводами ответчика, в удовлетворении исковых требований отказал.

Кассационная инстанция решение суда первой инстанции отменила, исковые требования энергоснабжающей организации удовлетворила по следующим основаниям.

Согласно материалам дела ответчик являлся балансодержателем ряда объектов жилого фонда микрорайона, которые потребляли тепловую энергию через установки ответчика, непосредственно присоединенные к сетям энергоснабжающей организации.

В соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ договор на снабжение теплоэнергией (аналог — электроэнергией) может быть заключен только с потребителем, имеющим отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации.

Поскольку энергоснабжающая организация доказала факт потребления тепловой энергии объектами жилого фонда, находящимися на балансе ответчика, кассационная инстанция признала требования истца обоснованными.

При изложенных обстоятельствах отсутствие письменного договора энергоснабжения с владельцем тепловых сетей не освобождает ответчика от обязанности возмещать стоимость энергии, потребленной указанными объектами.

Процедура оформления и заключения договора энергоснабжения, к сожалению, представляет собой длительный и трудоемкий процесс с привлечением большого количества организаций (энергоснабжающих, органов Госэнергонадзора, архитектурно-планировочных управлений, ДЕЗов и т.д.), участвующих в данном процессе, в том числе:

органа местной электрической сети, от которой осуществляется питание абонента (или субабонента): городской или сельской муниципальной сети, Дирекции единого заказчика (ДЕЗ) и др.;

энергоснабжающей организации, той, которая выдает Технические условия, справку об их выполнении и Разрешение на присоединение мощности: городской (сельской) воздушной или кабельной сети;

Энергосбыта, с которым непосредственно заключается договор энергоснабжения и в дальнейшем производятся расчеты за потребляемую электроэнергию;

территориального (местного) органа Госэнергонадзора, который осуществляет осмотр и допуск электроустановок в эксплуатацию, выдает справку энергоснабжающей организации о разрешении на включение электроустановки к сети и проводит технический надзор за соблюдением норм и правил работы в электроустановках;

архитектурно-планировочного управления, которое выдает ситуационный план на здание (помещение), где располагается электроустановка;

специализированных монтажных, проектных и наладочных организаций, в том числе организаций, проводящих замеры сопротивления изоляции проводов и кабелей, проверку устройств защитного заземления и т.д., которые выполняют весь необходимый комплекс соответствующих работ по предписаниям Госэнергонадзора и Энергосбыта.

В табл. 3 приведен примерный перечень и последовательность работ по оформлению и заключению договора энергоснабжения.

Таблица 3

Примерный перечень и последовательность работ по оформлению и заключению договора энергоснабжения

№ п/п

Перечень работ

Курирующая организация

1

Согласование присоединяемой мощности с местной организацией электросетей

Муниципальные электросети, ДЕЗ и т.д.

2

Получение ситуационного плана на здание (помещение)

Архитектурно-планировочное управление

3

Получение справки об отсутствии задолженности по оплате за электроэнергию

Энергосбыт

4

Получение Технических условий и справки об их выполнении

Городская (сельская) воздушная или кабельная сеть

5

Получение Разрешения на присоединение мощности

То же

6

Составление Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности

Муниципальная электросеть, ДЕЗ, энергоснабжающая организация

7

Разработка проекта (однолинейной схемы) электроснабжения

Специализированная проектная организация

8

Согласование проекта (схемы) электроснабжения

Энергосбыт, Госэнергонадзор

9

Монтаж (реконструкция) электроустановки по согласованному проекту электроснабжения

Специализированная монтажная организация

10

Составление Технического отчета по результатам измерений сопротивления изоляции проводов, кабелей и проверки заземляющего устройства

Специализированная организация

11

Получение Акта допуска электроустановки в эксплуатацию

Госэнергонадзор

12

Получение справки на включение (подачу напряжения) электроустановки

Госэнергонадзор для энергоснабжающей организации

13

Оформление и заключение договора энергоснабжения

Энергосбыт

9.2 . Получение Технических условий и Разрешения на присоединение мощности

Данный этап оформления договора энергоснабжения регламентируется (для нашего примера) требованиями Службы присоединения и перспективного развития (СПиПР) Московской кабельной сети (МКС) ОАО «Мосэнерго», которые заключаются в следующем.

Сначала необходимо сдать в СПиПР заявку, оформленную абонентом на бланке организации потребителя (или со штампом и его печатью) с указанием всех реквизитов (почтового индекса и адреса, контактных телефонов и факса, в т.ч. исполнителя). Заявка может быть оформлена на бланке другой организации. В этом случае необходимо указать причину такого оформления и приложить поручение потребителя-заказчика.

В заявке необходимо указать:

полное наименование и адрес объекта, а также его функциональное назначение;

установленную мощность и единовременную нагрузку, кВ·А (для крупных объектов и квартальной застройки пояснить трансформаторную мощность, размещение трансформаторов, распределение корпусов по трансформаторам);

к какому элементу сети присоединяются заявленные мощности;

ранее выделенные и требуемые дополнительные мощности корпусу (в том числе жилому дому) и их целевое распределение между основным потребителем электроэнергии и его субабонентами;

полное ли строение или его часть занимает заказчик;

наименование организации-заказчика (застройщика и инвестора);

срок ввода в эксплуатацию и начало строительства (если требуется, пояснить очередность ввода мощностей объектов);

требования по надежности электроснабжения токоприемников, при этом обосновать принадлежность токоприемников к 1 категории надежности и особой группе, объем их мощностей;

характер нагрузки и особые условия (число и мощность трансформаторов и электродвигателей напряжением 6 — 10 кВ, требования к качеству электроэнергии, использование электроэнергии на термические цели, в том числе отопление, обогрев, приготовление горячей воды и пара, стационарные электроплиты и т.д.).

К заявке следует приложить:

ситуационный план в масштабе 1:2000;

копию договора, распоряжения, постановления правительства г. Москвы и др. документы об отводе земельного участка или реконструкции объекта, выделения помещения;

письменное согласование с собственником сети условий подключения новых или дополнительных мощностей, перераспределения выделенных ранее ему мощностей;

справку от Энергосбыта об отсутствии задолженности по оплате за электроэнергию.

Если стоит вопрос о присоединении дополнительной мощности существующих объектов к сети ОАО «Мосэнерго», то, кроме вышеуказанной информации в заявке необходимо дополнительно указать:

существующую установленную мощность, кВ·А;

требуемую дополнительную установленную мощность и единовременную (расчетную) нагрузку, кВ·А;

существующую и требуемую категории надежности электроснабжения.

В этом случае заявку следует дополнить Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В или Разрешением МКС ОАО «Мосэнерго» со схемой распределительных сетей организации с указанием границ балансовой принадлежности и распределением мощностей между основным абонентом и его субабонентами.

Минимальный срок подготовки технических условий и разрешений на мощность предполагается 2 недели. Фактически этот срок, особенно для материалов, требующих серьезной подготовки, составляет примерно 1 мес.

В Разрешении на присоединение мощности энергоснабжающая организация (ОАО «Мосэнерго») предъявляет заявителю ряд обоснованных требований, в том числе:

предусмотреть мероприятия, обеспечивающие соблюдение требований ГОСТ 13109-97 в части соблюдения качества потребляемой электроэнергии при наличии токоприемников, являющихся потенциальным источником гармонических искажений или несимметрии напряжения;

предусмотреть установку агрегатов бесперебойного питания для электроснабжения отдельных токоприемников, в работе которых возникнет сбой при технологических резких снижениях и кратковременных перерывах напряжения в сети внешнего электроснабжения;

получить разрешение в Госэнергонадзоре на использование электрической энергии на термические цели (в том числе на отопление, обогрев, приготовление горячей воды, стационарные электроплиты и т.д.);

получить в Энергосбыте технические условия на установку технических средств учета электроэнергии, в том числе АСКУЭ и др.

В том же Разрешении на присоединение мощности дано указание владельцу внутренних электросетей здания (объекта) переоформить Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с МКС ОАО «Мосэнерго» и Энергосбытом ОАО «Мосэнерго» при перераспределении мощности, изменении ранее разрешенных мощностей здания (объекта) или изменения арендатора (или владельца) здания или его части (прямого потребителя или субпотребителя ОАО «Мосэнерго»).

Поэтапная схема оформления и заключения договора энергоснабжения в системе ОАО «Мосэнерго»

(на примере малоемких коммунально-обобществленных организаций)

Получение разрешения на присоединение мощности

Общий срок до 2 мес.

Документы:

Согласование с МКС, ДЭЗ и др.

Получение справки от Энергосбыта об отсутствии задолженности, по оплате за ЭЭ

Получение ситуационного плана от АПУ

Документы на право собственности (аренды) помещения

Составление и согласование акта разграничения

Общий срок до 2 недель

Документы:

Разрешение на мощность

Согласование с МКС (ДЕЗ) и др.

Согласование с Энергосбытом

Разработка и согласование проекта (схемы) электроснабжения

Общий срок до 1 мес.

Документы:

Разрешение на мощность

Акт разграничения…

Согласование с Энергосбытом

Согласование (проекта) с Госэнергонадзором

Составление технического отчета по результатам измерений сопротивления

Срок до 2 — 3 недель

Допуск в эксплуатацию электроустановки

Срок до 1 недели (при условии отсутствия дефектов и без повторного вызова инспектора Госэнергонадзора)

Документы:

Лицензия специализированной организации

Документы для вызова инспектора Госэнергонадзора:

Приказ о назначении ответственного за электрохозяйство

Разрешение на присоединение мощности

Акт разграничения…

Проект (схема) электроснабжения

Другие документы согласно [12]

(по требованию Госэнергонадзора)

Заключения Договора энергоснабжения

Срок зависит от инспектора и Договорного отдела Энергосбыта

Документы:

Подробный перечень см. в § 9.5


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *