Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как государственное жилье сделать собственным? Пошаговая инструкция.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наниматель жилого помещения и совершеннолетние члены его семьи должны подать заявление о приватизации в службу «Одно окно» местного исполкома. Заявление подписывается нанимателем и всеми совершеннолетними членами семьи. К заявлению нужно приложить паспорта всех заинтересованных (в том числе свидетельства о рождении несовершеннолетних), письменное нотариально заверенное согласие отсутствующих членов семьи, документы о льготах, чеки «Жилье» (если таковые имеются).
Как приватизировать квартиру в Беларуси
Примерно через месяц будет принято решение о приватизации квартиры, определена ее стоимость и порядок оплаты (сразу или в рассрочку, на выбор нанимателя). В администрации нужно будет получить квитанцию на оплату необходимой суммы. После того как деньги будут внесены в кассу, наниматель получает на руки решение. С ним отправляется к местному нотариусу, после чего с администрацией заключается договор купли-продажи. После подписания договора наниматель должен сходить в кадастровое агентство, зарегистрировать договор купли-продажи, право собственности и получить техпаспорт. Заключительный шаг – посетить с техпаспортом обслуживающую организацию и заключить договора на обслуживание. Вот, в общем-то, и всё.
И в заключение – национальное агентство инвестиций и приватизации, несмотря на свое название, к приватизации не имеет никакого отношения. На самом деле оно является государственной организацией по привлечению прямых иностранных инвестиций в РБ.
Сроки приватизации жилья в Беларуси
Указом №563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» все неприватизированные квартиры будут переведены в фонд коммерческого жилья и станут арендными после 1 июля 2016 года. Данный сроки приватизации квартиры в Беларуси не будут изменяться, однако и здесь есть некоторые исключения.
Арендное жилье уже не сможет стать обычным, которое можно приватизировать, но в некоторых случаях его можно перевести в социальное.
Так, после 1 июля 2016 года лица, которые имеют право на социальное жилье (дети-сироты, граждане, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС, многодетные семьи и др.) смогут воспользоваться своим правом и перевести арендное жилье, которое занимают, в состав социального жилищного фонда. Приватизировать данное жилье не получится в лубом случае, однако платить за него, как за арендное, уже не придется.
Что нужно знать о процедуре приватизации жилья?
Постояльцам неприватизированных объектов выставлена арендная плата. При неоплате аренды жилья свыше 6 месяцев, люди могут быть выселены из занимаемых площадей.
Мы продолжаем консультировать вас по разным юридическим вопросам. Сегодня вместе с Павлом Астапеней, юристом и директором агентства недвижимости «Эксперт», мы обсудили приватизацию, поговорили о судьбе неприватизированных квартир и продаже недвижимости, где приватизация осуществлялась долями.
В Беларуси не приватизировано и находится в государственной собственности около 10% жилищного фонда. В соответствии с указом №563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» 1 июля 2016 года такое жилье будет переведено в разряд коммерческого.
В разных местах это по-разному. В районах это может быть и управление жилищной политики райисполкома, и управление ЖКХ исполкома, то есть, кого уполномочат. Если говорить по-простому — это балансодержатель. Бывают случаи, когда жилое помещение находится в безвозмездном пользовании. Если это ОАО, то приватизацию осуществляет госорган, непосредственно занимавшийся этим акционированием.
Сроки приватизации жилья в Беларуси
Если говорить коротко, то большая часть неприватизированного жилья находится в собственности местных исполнительных органов. Это значит, что самый простой путь — прийти в местный рай- или горисполком и на стенде «Одно окно» посмотреть, какие нужны документы и куда обращаться. Там все изложено.
Возможность приватизации квартиры, служебного жилья, земельных участков в Минске, в Беларуси. Сколько стоит и сроки.
Выкупить сейчас невозможно, за исключением случая, когда по суду докажете, что пропустили срок на приватизацию вследствие уважительных причин (тяжелая болезнь, длительная командировка и пр.).
Как видим, стоимость и сроки приватизации квартир в Минске могут быть разными. Однако раскошелиться в любом случае придется. Кстати, те, кто озаботился вопросом приватизации 20 лет назад, выкупали у государства квартиры по цене буханки хлеба из-за высокой инфляции. Этот факт еще раз подтверждает поговорку о том, что не нужно откладывать на завтра то, что что можно сделать сегодня.
Документы для приватизации.
Установленные нормативные акты не оговаривают точного списка справок, необходимых для приватизации. Перечень может отличаться в зависимости от региона или населённого пункта. Точный список документов нужно уточнять в администрации населённого пункта.
В Москве для проведения приватизации жилья собирается следующий пакет документов:
- Копии паспортов зарегистрированных лиц. Для детей до 14 лет предоставляется копия свидетельства о рождении.
- Заполненное заявление на приватизацию. Форма заявления предоставляется в местном отделении МФЦ или в администрации города.
- Договор, на основании которого происходит проживание в муниципальном жилье.
- Договор социального найма в Москве не предоставляется. А в Санкт-Петербурге он необходим для приватизации. Данные правила устанавливаются органами местного управления.
- Технический и кадастровый паспорт недвижимости.
- Выписка из домовой книги с указанием всех зарегистрированных лиц в квартире.
Приватизация арендного жилья в беларуси разрешат или нет 2021
/ / Новости PRAVO.BY 02.04.2021 На открытии сессии Палаты представителей 2 апреля Постоянная комиссия по жилищной политике и строительству внесла на второе чтение проект изменений и дополнений в законодательство по вопросам правового регулирования жилищных отношений. Законопроект предусматривает изложение Жилищного кодекса в новой редакции, корректировку Гражданского кодекса, законов
«Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь»
, «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Сама по себе процедура приватизации имущества важна для тех, кто проживает в домах, готовящихся под снос.
За счёт переоформления права собственности у таких граждан появляется возможность претендовать на выдачу нового жилья, а посему им особенно важна нынешняя отсрочка.
Сбор пакета документов, перечисленных выше. Обращение в отделение МФЦ для передачи заявления и документов. После проверки инспектором на правильность заполнения, оглашается предварительная дата заседания относительно рассматриваемого вопроса.
В этот день члены специальной комиссии принимают решение о возможности приватизации жилья конкретным человеком. Если оно утвердительное, заявитель обзаводиться соответствующим документом, подтверждающим право на владение квартирой.
Оформление свидетельства у государственного регистратора. Для этого следует подготовить разрешение комиссии жилищного комитета.
Приватизация квартиры, частного дома
Перед тем, как начать процедуру приватизации потребуется определить круг лиц, заинтересованных в ее проведении. Следует помнить, что правом приватизации обладают все жильцы равноценно. При нарушении его сделка может быть оспорена в судебном порядке и отменена.
Поэтому учитывайте следующие моменты:
- правом участия в приватизации обладают все прописанные в жилом помещении граждане. От лица несовершеннолетних, недееспособных могут выступать их законные представители. Представлять интересы тех, кто находится в длительной командировке, в местах лишения свободы, исполняет служебный долг может доверенное лицо;
- при нежелании участвовать в приватизации гражданин должен представить нотариально заверенный отказ с согласием проведения процедуры другими участниками;
- если кто-нибудь из участников уже оформлял ранее приватизацию, повторного права он не имеет и официальный отказ получать не нужно;
- для того, чтобы приватизировать жилье, исключив из участников ребенка, который был прописан и выписан родителями, потребуется разрешение органов опеки и попечительства. Такое согласие возможно получить только, если по месту новой прописки он является сособственником жилья.
Поэтапно процедуру приватизации можно описать следующим образом:
Приватизация жилья носит безвозмездный характер и осуществляется бесплатно. Однако, оформление документов требует некоторых затрат, которые в сумме могут вылиться в приличную цифру.
Госпошлина | 2000 руб. |
Справка о неучастии в приватизации | бесплатно |
Дубликат договора соцнайма | бесплатно |
Технический паспорт | От 1000 до 10000 руб., в зависимости от региона. Срочное изготовление – 12 000 – 18 000 руб. Если была проведена несогласованная перепланировка, то придется оплатить штраф в сумме до 15 000 руб. |
Выписка из ЕГРН | 300 руб. — для физических лиц, 600 — для юридических лиц. |
Нотариальные услуги | При отказе от приватизации около 1000 руб. и доверенность от 1000 руб. |
Помимо этого услуги нотариуса по заверению заявлений и копий документов также являются платными и оплачиваются согласно установленным тарифам. Возможно, что придется заплатить еще за ряд дополнительных справок.
Приватизация государственного жилищного фонда — это отчуждение квартир (домов), жилых помещений в общежитиях, предназначенных для проживания семей и одиноких лиц, комнат в квартирах и одноквартирных домах, где проживают два и больше нанимателей, и относящихся к ним хозяйственных сооружений и помещений (подвалов, сараев и т. д.) государственного жилищного фонда в пользу граждан Украины.
Государственный жилищный фонд — это жилищный фонд местных рад и жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий, организаций, учреждений.
Успеть приватизировать и не прогадать: ответы на главные вопросы приватизации
Если общая площадь квартир (домов), подлежащих приватизации, соответствует площади 21 квадратный метр общей площади на нанимателя и каждого члена его семьи и дополнительно 10 квадратных метров на семью, указанные квартиры (дома) передаются нанимателю и членам его семьи бесплатно.
К членам семьи нанимателя относятся только те, кто постоянно проживает в квартире (доме) вместе с нанимателем или за которыми сохраняется право на жилье.
Если общая площадь квартиры меньше площади, которую имеет право получить семья нанимателя безвозмездно, нанимателю и членам его семьи выдаются жилищные чеки, сумма которых определяется исходя из размера недостаточной площади и восстановительной стоимости одного квадратного метра.
Если общая площадь квартиры (дома) превышает площадь, которую имеет право получить семья нанимателя безвозмездно, наниматель осуществляет доплату ценными бумагами, полученными для приватизации государственных предприятий или земли, а в случае их отсутствия — деньгами. Сумма доплат определяется произведением размера избыточной общей площади на стоимость одного квадратного метра.
Каждый гражданин Украины имеет право приватизировать занимаемое им жилье безвозмездно в пределах номинальной стоимости жилищного чека или с частичной доплатой один раз.
Независимо от размера общей площади безвозмездно передаются в собственность граждан занимаемые ими:
- однокомнатные квартиры;
- квартиры (дома), полученные при сносе или отселении всех семей из домов (частей домов), принадлежащих им на праве собственности, если бывшие владельцы не получили за эти дома денежной компенсации;
- квартиры (дома), в которых проживают граждане, которым установлена льгота Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы «
- квартиры (дома), в которых проживают граждане, удостоенные звание Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, награжденные орденом Славы трех степеней, ветераны Второй мировой войны, воины-интернационалисты, лица с инвалидностью I и II групп, лица с инвалидностью с детства, ветераны труда, проработавшие: не менее 25 лет — женщины, 30 лет – мужчины; ветераны Вооруженных Сил и репрессированные лица, реабилитированные в соответствии с Законом Украины «О реабилитации жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов
- квартиры (дома), в которых проживают семьи погибших при выполнении государственных и общественных обязанностей и на производстве;
- квартиры (дома), в которых проживают военнослужащие, которым установлена льгота Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей «
- квартиры (дома), в которых проживают многодетные семьи (семьи, имеющих трех и более несовершеннолетних детей).
Приватизация государственного жилищного фонда осуществляется уполномоченными на то органами, созданными местной государственной администрацией, и органами местного самоуправления.
Передача квартир (домов), жилых помещений в общежитиях осуществляется в общую совместную или долевую собственность с письменного согласия всех совершеннолетних членов семьи, постоянно проживающих в этой квартире (доме), жилом помещении в общежитии, в том числе временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилье.
Приватизация Квартиры В Беларуси 2021
Граждане, имеющие право на социальное жилье, но проживающие в арендном, смогут перевести его в разряд социального. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, будучи нанимателями арендного жилья, по заявлению опекуна или попечителя смогут изменить его статус и не платить за пользование квадратными метрами. Вообще же такое право предусмотрено для 17 категорий граждан, которые по закону могут претендовать на получение социального жилья.
Государственное арендное жилье появилось в 2012 году и было задумано как альтернатива льготному кредитованию. Несмотря на постепенный рост, цены на арендное жилье из госфонда примерно вдвое ниже коммерческих, поэтому оно пользуется высоким спросом у очередников. Некоторые квартиры поступают в арендный фонд после смерти одиноких пенсионеров, а в спальных районах государственные застройщики возводят целые многоэтажки арендных квартир, но очередников все равно больше, арендного жилья на всех не хватает.
По словам Ольги Герман, в Минске на каждую арендную квартиру претендует от 50 до 200 очередников. Предпочтение отдают тому заявителю, который раньше всех стоит в очереди нуждающихся. 30% общего объема незаселенного арендного фонда предоставляется первоочередникам (молодым специалистам, целевикам, военнослужащим). Основная доля — 60% — обычным нуждающимся.
Те, кто все-таки дождались арендной квартиры, сетуют на то, что по существующим правилам при заселении их снимают с очереди на льготное строительство и они становятся заложниками арендных метров, приватизировать которые по законодательству нельзя.
Вариант приватизации арендного жилья по-прежнему не рассматривается и не обсуждается законотворцами. В случае получения арендной квартиры, которая обеспечивает всех членов семьи положенными квадратными метрами, семья все так же будет сниматься с очереди нуждающихся. Этот подход сохранен, поскольку арендное жилье предоставляется нанимателям в постоянное пользование. Если человек выполняет все свои обязательства по оплате коммунальных услуг и исправно платит за пользование жилым помещением, каждые 5 лет исполком обязан продлевать договор найма. То есть государство гарантирует людям, что при выполнении условий договора они смогут жить в арендном жилье столько, сколько пожелают.
Исключение составляют люди, которые получили арендную квартиру на период трудовых и служебных отношений. Как и раньше, их не будут снимать с очереди нуждающихся, поскольку в случае прекращения трудовых отношений они обязаны будут освободить такую квартиру.
На 1 апреля 2019 года в Беларуси было 142 410 арендных квартир, порядка 121 тыс. из них переведены в арендный фонд из служебных жилых помещений, и государство намерено продолжить пополнять арендный фонд новыми квартирами.
На 2019 год запланировано строительство 135 тыс. кв. м арендного жилья по всей стране. В Минске построят 11,4 тыс. кв. м арендного жилья, в Минской области — 10,5 тыс. кв. м. Самый большой объем арендного жилья построят в Гродненской области — 33,25 тыс. «квадратов».
Откуда берутся деньги на строительство? Дело в том, что плата за пользование арендным жильем аккумулируется на счетах исполнительных властей, и эти средства расходуются целевым образом. 10% идет на реконструкцию и ремонт имеющегося арендного фонда, остальное — на его строительство.
Приватизировать квартиры в Беларуси начали 25 лет назад. Пик перевода жилого сегмента в частную собственность пришелся на 2014-2015 года. На начало 2015 года в Минске было переведено в собственность граждан 93% жилого фонда. В 2016 году в Беларуси закончился срок приватизации. С 1 июля все квартиры, не прошедшие процедуру, были переведены в разряд коммерческого жилья с возможностью аренды. Так, из 20 тысяч квартир арендного фонда в Минске доля неприватизированного в установленные сроки жилья составляет 75% (14,5 тыс. жилых помещений). Постояльцам неприватизированных объектов выставлена арендная плата. При неоплате аренды жилья свыше 6 месяцев, люди могут быть выселены из занимаемых площадей.
Важно отметить, что законом не предусматривается возможность приватизации арендных квартир. Нельзя стать собственником и иных категорий объектов, в том числе комнат в общежитиях; соцквартир; жилой недвижимости, расположенного на территории эвакуированных районов; объектов жилой недвижимости, в которых производится капитальный ремонт или реконструкция, а также любых других объектов с самовольными перепланировками.
Цена процедуры зависит от основных качеств жилья. В качестве основы берется оценочная стоимость квартиры. Она устанавливается по данным бухгалтерского учета на первое число месяца, в котором гражданин подал заявление о приватизации недвижимого имущества. В случае, если гражданин не согласен с результатами оценки, он вправе оспорить экспертизу и реализовать независимую оценку рыночной стоимости приватизируемого объекта. Финальное решение будет принято на основе минимальных результатов, проведенных исследований.
В разных регионах Беларуси сумма процесса перехода в собственность жилья различается. В населенных пунктах сельского типа приватизация объектов жилой недвижимости дешевле, чем в городах. Самые высокие тарифы на приватизацию в Минске. На стоимость влияет расположение, возраст, состояние и другие характеристики объекта недвижимости.
Приватизация Квартиры В Беларуси 2021
Давайте разберемся с правительственными инициативами по данному вопросу и узнаем, можно ли будет заняться приватизацией в наступающем году!
Если заявление будет правильно оформлено, а также к нему человек приложит верный список документов, то его рассмотрят в течение месяца и дадут однозначный ответ. После этого можно считать, что второй этап приватизации прошёл успешно.
Нельзя точно сказать, сколько примерно будет стоить квартира. В среднем цена может составлять от 35 миллионов белорусских рублей и выше.
К слову, один из наиболее важных факторов, влияющих на цену, это месторасположение.
При обращении работает принцип «одного окна».
Далее, вам следует обратиться в Жилищный отдел для составления договора о приватизации.
4.
Рекомендуем прочесть: Офис сдаем 2 тп отходы
Правительство поднимает застарелую проблему, которая не позволяет развиваться частному бизнесу.
Барьер на пути частного бизнеса Бюджет-2021 предусматривает, что в этом году казна должна получить 254,7 млн рублей
«от реализации принадлежащего государству имущества»
. А проект бюджета на 2021 год предполагает еще более скромные поступления по этой статье — всего лишь 40 млн рублей.
Из этого следует, что какая-либо заметная приватизация в будущем году не планируется. При этом стоит отметить, что проект бюджета на 2021 год был подготовлен летом еще прошлым составом Совмина.
/ / Новости PRAVO.BY 02.04.2021 На открытии сессии Палаты представителей 2 апреля Постоянная комиссия по жилищной политике и строительству внесла на второе чтение проект изменений и дополнений в законодательство по вопросам правового регулирования жилищных отношений. Законопроект предусматривает изложение Жилищного кодекса в новой редакции, корректировку Гражданского кодекса, законов
«Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь»
, «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из сферы регулирования обновленного Жилищного кодекса будут исключены отношения, связанные с приватизацией жилья государственного жилфонда и предоставления таких жилых помещений по договорам
Приватизация квартиры 2021 в белоруссии
В регионах за счет более низких коэффициентов и арендная плата будет легче. К примеру, в Сморгони за те же 60 м2 она составит 756 тыс. руб., а для квартиры, переведенной в разряд арендного жилья, — 75 600 руб. в месяц.
При этом стоимость приватизации сопоставимых по площади и году постройки квартир не зависит от местоположения и статуса населенного пункта и будет одинаковой для Минска и той же Сморгони. И если в центре столицы арендные платежи значительно превысят по размеру ежемесячные взносы на приватизацию (см. таблицу 1), то в регионах, наоборот, они могут быть в три и более раз ниже. Таким образом, наниматель сам может решить, в каком статусе ему оставаться на занимаемой жилплощади, тем более что его права остаются практически одинаковыми в обоих случаях. |
Добавим, что понижающие коэффициенты устанавливаются областными и Минским городским исполнительными комитетами по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства. А коэффициенты, зависящие от местонахождения жилого помещения и его благоустройства, — самостоятельно облисполкомами и Минским горисполкомом.
Примеры стоимости двухкомнатной арендной квартиры площадью 60 м2 для разных районов Минска и других городов республики при базовой величине 210 тыс. руб.
Изначально жилые помещения в общежитиях приватизировать нельзя. Но, если есть возможность изменить назначение общежития на многоквартирный жилой дом, жилые помещения перейдут в фонд арендного жилья и у отдельных категорий граждан появится право на приватизацию. Изменение назначения зданий, ранее являвшихся общежитиями, происходит по инициативе местного исполкома или организации, в ведении которой находится общежитие, при условии, что это здание соответствует понятию многоквартирного жилого дома. Тоесть жилая площадь представляет собой не ячейки или блоки, а полноценные квартиры с комнатами и подсобными помещениями (санузел, кухня и др.).
Цена вопроса промедления реформ – стагнация экономики
В Беларуси примерно 70% собственности принадлежит государству, 30% — частному бизнесу. Такая структура не позволяет экономике эффективно работать: привлечь в госсектор прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и новые технологии, обеспечить качество управления, а также подстегнуть развитие фондового рынка и т. д. Должно быть наоборот.
Поэтому открытая, системная приватизация должна стать для Беларуси приоритетным направлением, иначе госсектор останется основным источником неэффективности и растраты госресурсов, деформации в конкуренции, а все намерения власти привлечь ПИИ в экономику останутся ложными декларациями.
Подтверждением этому служит пример, который приводят эксперты Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра ВЕRОС. Белорусские власти в течение двух лет пытались восстановить платежеспособность 323 сельхозпредприятий. Но несмотря на новые послабления, свою платежеспособность смогли восстановить лишь около 10% предприятий из этого списка. Этот пример говорит о том, что «лечение» проблемных должников затруднительно, а их «выздоровление» малореально, делают вывод эксперты.
Что делать? Есть два пути: первый — включить новые меры поддержки должников, второй — предпринять более радикальные, но действенные меры — то есть, усилить права кредиторов, запустить процедуры банкротства крупных должников, продавать их долги не по номинальной, а по рыночной стоимости и т. д. Первый требует новых госдотаций и малоперспективен. Второй эффективен, но чреват серьезными социальными последствиями. Эксперты ВЕRОС отмечают, что белорусские власти так и не определились с выбором дальнейшего пути. «В результате проблема осталась в «подвешенном состоянии» и по-прежнему представляет угрозу финансовой стабильности страны», — констатируют эксперты.
Разве это не есть следствие того, что белорусские власти все время откладывают реформы, в том числе и приватизацию госсектора? Проведение реформ, как и приватизации, требует политической воли и профессиональной потенции. Белорусские власти оказались к этому не готовы. Хотя «отмашку» приватизации объясняют другими причинами.
Никто толкать приватизацию не будет
Возможно, эти аргументы убедили и международных кредиторов, которые в последнее время не рассматривают приватизацию как ключевую составляющую структурных реформ в Беларуси.
Отвечая на вопрос обозревателя БЕЛРЫНКА, почему Всемирный банк на переговорах с правительством не актуализирует необходимость проведения приватизации в Беларуси, глава представительства Всемирного банка (ВБ) в Беларуси Александр Кремер отметил, что самое главное для Беларуси — это повышение производительности экономики. «Есть два способа повышения производительности госпредприятий. Первый — это приватизация, второй — когда государство предъявляет к госсектору те же самые меры дисциплины, которые предъявляются и к частному. Второй вариант более сложный и требовательный, но они оба могут рассматриваться такой страной, как Беларусь», — отметил А. Кремер 6 декабря 2017 года во время презентации очередного Экономического обзора Всемирного банка для Беларуси.
Всемирный банк и Беларусь планируют в марте 2018 года принять новую стратегию партнерства. В ней ВБ намерен сфокусировать свое внимание на факторах повышения производительности труда в Беларуси — стимулировании развития частного бизнеса, повышении эффективности работы госпредприятий и т. д.
Отвечая на вопросы о будущем белорусского госсектора на конференции в Минске 20 декабря, страновой экономист ВБ Кирилл Гайдук задался такими вопросами: «что делать в сложившейся ситуации? Как реструктуризировать эти предприятия? Взять и распродавать их оборудование? Таким образом фактически может быть уничтожен капитал, который они создали в предыдущие годы. Можно ли легко принять решение об уничтожении этого капитала?».
По его словам, ситуация несколько напоминает происходившее в Болгарии, Чехии, Польше, которые в 80-е годы пытались модернизировать свои предприятия с помощью кредитов: они устанавливали иностранные линии в надежде продавать продукцию как в рамках СЭВ, так и на западных рынках. Но это далеко не всегда работало. В итоге предприятия остались с долгами и не смогли стать конкурентоспособными. «Но потом социалистический блок распался, его экономики испытали внешний шок. В итоге пришлось пойти на реструктуризацию — привлечь иностранных инвесторов, начавших строить новые производства», — рассказал эксперт.
В Беларуси пока такого шока нет. Экономика начала медленно восстанавливаться после ухудшения ситуации на внешних рынках. «Скорее, стоит непростой выбор: что делать с предприятиями, которые потенциально могут работать, — они имеют новое, купленное за рубежом с расчетом на повышение конкурентоспособности, оборудование. Вопрос: как создать стимулы для их эффективной работы?» — отметил К. Гайдук.
Он также отметил, что сейчас белорусские предприятия столкнулись с относительно новой проблемой: раньше они не ощущали на себе влияние жестких бюджетных ограничений, им было доступно директивное кредитование, но сейчас ситуация меняется. Чтобы приспособиться к ней, потребуется время. «Поэтому в правительстве, видимо, и не предпринимают активных шагов по реструктуризации – возможно, в надежде, что изменения экономической среды заставят предприятия работать более эффективно, так что некоторые из них выживут самостоятельно», — сказал К. Гайдук.
По его словам, основная задача, которую следует решать в сфере госсектора, – как сделать так, чтобы госпредприятия работали лучше. «Это — нетривиальная задача, и она не будет быстро решена. Поэтому и экономический рост будет низким. Производительность будет расти очень медленно, в результате вся экономика – стагнировать. Но если начать изменения уже сегодня, отдача может быть высокой в среднесрочной перспективе, улучшая тем самым показатели роста отдельных отраслей и экономики в целом», — отметил эксперт.
Реформы — проблема не техническая, а политическая
А пока белорусские власти будут откладывать ключевые реформы в сфере госсектора, а международные эксперты заниматься оценкой фискальных рисков и пытаться внедрить практику корпоративного управления, количество госпредприятий, находящихся в процедуре банкротства, в Беларуси будет расти – сейчас их уже более 200, хотя недавно было на порядок меньше.
Белорусские власти все еще не могут признать того, что отсутствие реформ является основной причиной проблем белорусской экономики.
Хотя такие страны с переходной экономикой, как Польша, Словакия, страны Балтии, а также Румыния наглядно доказали, что они преуспели потому, что провели комплексные институциональные и структурные реформы, позволившие им создать предпосылки для высокого и устойчивого экономического роста.