Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок направления оригиналов и протоколов общих собраний в ГЖИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Реестр собственников помещений многоквартирного дома нужен для того, чтобы направить уведомления о проведении общего собрания и посчитать голоса по вопросам повестки дня. Он должен включать сведения о собственниках помещений конкретного многоквартирного дома, с указанием площади занимаемых ими помещений. Документ является неотъемлемой частью протокола общего собрания.
Комментарии к ст. 46 ЖК РФ
1. Собственник помещения в многоквартирном доме сам, своей волей и в своем интересе реализует власть над имуществом — принимает решение о совершении действия и совершает действие. При множественности состава собственников в отношении их общего имущества реализация ими возможностей владения, пользования, распоряжения усложняется. В отношениях с участием множества лиц при формировании единого решения возникает «психическое множество отдельных воль, которое становится единством через множество волевых операций» .
———————————
Суворов Н.С. О юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 128.
Такая особенность волевой организации в отношениях, усложненных множественностью лиц, владеющих имуществом на праве общей собственности, когда эти отношения могут возникнуть только на основании актов согласования их воль, предполагает необходимость упорядочения их действий по согласованию их воль, т.е. в силу множественности субъектов права собственности необходимо определение порядка принятия ими общих решений по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом. Иначе говоря, порядок принятия общих решений необходим для выработки «общей воли» таких субъектов как воли, сформированной через согласование их воль . При этом акты согласования воль могут представлять собой не соглашения участников общей собственности, а общие решения, принимаемые ими большинством голосов, если принятие таких решений допускается законом либо соглашением между сособственниками.
———————————
Понятия «общая воля субъектов права общей собственности» и «формирование воли субъектов права общей собственности» условны, поскольку воля как таковая отсутствует в связи с отсутствием единого субъекта права. По существу посредством данных понятий характеризуется отношение по реализации отдельных индивидуальных воль субъектов — участников общей собственности.
2. В п. 1 ст. 246 и п. 1 ст. 247 ГК РФ закреплено общее правило, согласно которому владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников. Таким образом, несогласие хотя бы одного из сособственников парализует возможность совершения указанных действий, т.е. принцип приоритета воли большинства при решении данных вопросов не действует.
Применение норм п. 1 ст. 246 и п. 1 ст. 247 ГК РФ возможно при небольшом количестве участников общей собственности.
В многоквартирных домах, как правило, количество собственников помещений, а значит, и участников общей долевой собственности довольно значительно. При большом количестве таких участников практически невозможно достичь единогласного решения вопроса об определении порядка владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом.
Кроме того, даже организационно очень сложно обеспечить участие в общем собрании всех собственников, особенно если вопросы в повестке дня общего собрания малозначительны. Требование единогласного решения по всем вопросам, возникающим по поводу эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, привело бы к парализации всей деятельности по управлению многоквартирным домом. Названные статьи ГК РФ не учитывают такую специфику права собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе многочисленность субъектного состава этой собственности. Поэтому наличие отношений общей долевой собственности в многоквартирном доме обусловило необходимость создания такого правового механизма управления общим имуществом в этом доме, который позволил бы достичь разумного компромисса между интересами большинства и меньшинства сособственников. Приемлемой оказалась конструкция, в соответствии с которой владение, пользование и в установленных пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме должны осуществляться сособственниками по решениям, принимаемым большинством голосов .
———————————
К.П. Змирлов в своей статье «О недостатках наших гражданских законов», опубликованной еще в 1883 г. в журнале «Журнал гражданского и уголовного права», отмечал: «Закон наш не указывает определенного пути при разрешении несогласия между совладельцами относительно способа и порядка эксплуатации общего имущества; по этому вопросу надлежит указать, что постановления большинства обязательны для меньшинства, судебная власть может указать порядок распоряжения только по жалобе этого последнего или при отсутствии наличности большинства» (Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего сената и комментариями русских юристов / Сост. И.М. Тютрюмов. Кн. вторая. М.: Статут, 2004. С. 270). В эпоху римского частного права каждый из сособственников общей вещи мог управлять данной вещью в целом, даже эффективно отчуждать ее и вносить в нее изменения, будучи ограничен правом воспрещения со стороны других сособственников, причем большинство не имело преимущества над меньшинством и запрещение одного могло пресечь любое нововведение, задуманное остальными (D.8.5.11) (Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997. С. 313). Подобный порядок взаимоотношений сособственников при владении, пользовании и распоряжении общей вещью приводил к определенным трудностям в имущественном обороте. Поэтому многие объединения собственников, основанные на совместной собственности, распадались. В силу потребности объединения имущества для достижения экономического эффекта Юстиниан принял jus prohibendi и ввел принцип большинства, когда большинство совладель��ев составляли те из них, которые располагали более 50% доли собственности на вещь. Однако участники общей собственности, оставшиеся в меньшинстве, чьи интересы были ущемлены решением о так сформулированном множестве, могли потребовать выдела или раздела имущества (см.: Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право: Базовый учебник / Под ред. проф. В.А. Томсинова. М., 1999. С. 220, 221). В первом советском Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. (СУ РСФСР. 1922. N 71. Ст. 904) было установлено, что владение, пользование и распоряжение общей собственностью должны производиться по общему согласию всех ее участников. Однако законодатель допустил и исключение (ст. 62), поскольку при недостижении согласия реализация таких правомочий могла осуществляться по большинству голосов (такое исключение по существу было взято из положения ст. 818 проекта Гражданского уложения Российской империи (Ред. ком. 1905 г.): «Управление и пользование общим имуществом должны быть по общему согласию всех соучастников, а в случае разногласия — по большинству голосов, исчисляемому соответственно размеру долей» (Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего сената и комментариями русских юристов / Сост. И.М. Тютрюмов. С. 269).
Возможность использования принципа «большинства голосов» следует из того, что в данном случае принадлежащие сособственнику правомочия имеют менее абсолютный характер, чем в других случаях реализации права общей долевой собственности, во-первых, в силу вышеуказанной специфики назначения объекта, а во-вторых, из-за большего числа управомоченных лиц на стороне собственника, что само по себе предопределяет существенные ограничения в осуществлении таких прав.
Данная позиция прослеживается и в отдельных решениях Конституционного Суда РФ. В частности, в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П КС РФ указал на то, что право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии с Конституцией РФ не подлежат ограничению ни при каких условиях, следовательно, по смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ оно может быть ограничено федеральным законом в целях защиты прав и законных интересов других лиц. В другом решении КС РФ отметил возможность отхода от принципа равенства лиц одной категории при наличии различных правовых и фактических обстоятельств .
———————————
Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» // Вестник КС РФ. 1996. N 5.
Приложения к протоколу
Каждый документ имеет перечень приложений, в отсутствии которых решение может оспариваться как недействительное:
- Реестр владельцев квартир в МКД со сведениями о владельцах всех квартир.
- Копия уведомления о прохождении ОСС.
- Копии документов, утверждающие:
- Кому должно вручаться уведомление.
- Место, на котором размещается документ, что утверждается на ОСС.
- Копия документа являющегося подтверждением правомерности участвующих лиц.
- Документ, рассматриваемые ОСС соответственно.
- Бюллетени, участвующих в прошедшем собрании, в которых имеется:
- Информация, позволяющая установить гражданина.
- ДД.ММ.ГГГГ часов/минут заполнения;
- Информация, несущая волею владельца квартиры.
Где и как получить эти документы?
Его можно получить в управляющей организации конкретного дома. Если она отказывается, реестр можно составить своими силами. Для этого нужно попросить собственников помещений представить выданные до 15 июля 2016 г. свидетельства о регистрации или запросить сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимость. После 15 июля 2016 года право подтверждает выписка из ЕГРП, а бумажные свидетельства отменили (письмо Минстроя от 17 ноября 2016 г. № 38396-ОД/04).
Несмотря на то, что Жилищный кодекс РФ вообще не содержит упоминаний о счетной комиссии, в большинстве протоколов общих собрания собственников имеются сведения о выборах членов счетной комиссии. На наш взгляд, учитывая отсутствие в ЖК РФ императива, избрание такого органа (постоянно действующего или временно созданного) как счетная комиссия не является обязательной процедурой. То есть отсутствие счетной комиссии само по себе не влечет признание итогов голосования недействительным. Ведь в случае обжалования решения общего собрания, суд все равно даст оценку правильности подсчета голосов, вне зависимости от того, кто считал: счетная комиссия или сам инициатор собрания.
Другое дело, когда избрание счетной комиссии является обязательным на основании ранее принятого решения общего собрания собственников. Общее собрание может утвердить и регламент, или положение о счетной комиссии, установить порядок избрания, срок действия, полномочия и т.д. В этом случае отсутствие счетной комиссии и подсчет голосов иными лицами будет являться нарушением процедуры проведения общего собрания. Хотя опять же, если при указанных обстоятельствах кворум, тем не менее, был и решения приняты большинством собственников, сочтет ли суд данные нарушения процедуры существенными и влекущими признание решения собственников недействительными – большой вопрос.
Обжалование решений общего собрания
Все решения, которые были приняты на собрании (в случае наличия кворума) обязательны для исполнения владельцами всех квартир и проживающими в них гражданах на правах аренды. Если гражданин не принял участие, он все равно по умолчанию должен подчиниться протоколу.
Тем не менее, если один или несколько членов собрания (в том числе не принявших участие) не согласны с принятыми правилами, считая их незаконными, ущемляющими их права, они могут обратиться с соответствующим иском в суд. Для этого необходимо приложить все необходимые доказательства, в том числе и копию протокола общего собрания жильцов. Обратиться в суд требуется не позднее 6 месяцев со дня собрания.
Образец сообщения (уведомления) о проведении общего собрания собственников
Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (инициативная группа созывает общее собрание собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома в форме совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование)
Образец уведомления о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (приглашаем Вас принять участие в общем собрании собственников помещений по выбору способа управления, которое будет проводиться в форме заочного голосования в соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса РФ.. Повестка дня общего собрания:..)
Александр Отрохов, Правовой (г. Омск), 18.09.2013г.
Как составлять протокол общего собрания собственников многоквартирного дома
Как правильно составить протокол общего собрания собственником многоквартирного дома интересует не только председателя ТСЖ или руководителя управляющей организации, но и любого собственника, который может захотеть быть инициатором собрания. Чтобы оформить протокол общего собрания не обязательно обращаться к юристам или юридическим организациям, а возможно сделать это и самому, внимательно изучив Жилищный Кодекс РФ, а также приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25 декабря 2015 года № 937/пр, который вступил 29 апреля 2021 года. Этот приказ упорядочил формат составления протокола общего собрания, а также порядок передачи копий протокол в уполномоченные органы. Вот такого алгоритма необходимо придерживаться для составления правильного протокола общего собрания собственников.
Итак, данный протокол составляется в течении 10 дней после проведения собрания. Ведется он секретарем собрания, который также избирается большинством голосов. Обязательно в протоколе должны быть указаны следующие реквизиты:
Название документа – здесь всё просто, он так и называется — протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Номер и дата протокола – датой является дата подсчета голосов общего собрания, а номером, порядковый номер проведения собрания в данном году.
Дата и место проведения общего собрания. Если собрание проходит в очной форме, то указывается адрес его проведения, если же собрание проводится в очно-заочной форме или заочной, то указывается адрес, по которому передавались оформленные решения собственников. Если собрание проводится в системе ГИС ЖКХ, то просто указывается адрес многоквартирного дома. Если собрание продолжается несколько дней, то указывается как дата начала собрания, так и дата его окончания. Будьте внимательны, даты в уведомлении о собрании и в протоколе должны совпадать.
Содержательная часть протокола общего собрания. В начале содержательной части должен быть адрес многоквартирного дома, вид общего собрания (годовое, внеочередное) и форма его проведения (очное, заочное, очно-заочное голосование). Сама содержательная часть состоит из двух частей. В содержательной части должны быть указаны следующие сведения: об инициаторе собрания, председателе и секретаре собрания, об общем количестве голосов собственников в доме, количестве голосов, принявших участие в собрании, об общей площади жилых и нежилых помещений, о повестке дня и наличии кворума. Если на собрании присутствуют менее 15 человек до дальше указываются присутствующие на нём собственники, если больше, то эта информация указывается в приложении. Также обязательно указываются и приглашенные лица.
Дальше в основной части указываются вопросы, которые рассматриваются на повестке дня. Включать в повестку пункт разное нельзя, все вопросы должны излагаться конкретно и по делу.
В тексте протокола должны быть указаны следующие разделы: СЛУШАЛИ – это кого заслушивали на собрании по каждому вопросу повестки дня, ПРЕДЛОЖЕНО – это какие предложения поступили во время собрания и РЕШИЛИ – здесь указывается количество голосов за, против, воздержались по каждому вопросу повестки дня.
Указывается место хранение протоколов общих собраний и решений собственников.
Самое главное, что касается новых изменений так это, что следующий перечень приложений является обязательным:
Реестр всех собственников в доме с указанием полных данных о них, уведомление о проведении общего собрания, список собственников присутствующих на собрании, решения собственников в случае очно-заочного или заочного проведения собрания и любые документы, которые имеют отношение к собранию.
Все приложения к протоколу подлежат нумерации и являются его неотъемлемой частью протокола.
Протокол обязательно подписывается председателем и секретарем собрания с расшифровкой фамилий и инициалов.
Приложение №2 к приказу Минстроя России указывает порядок передачи копий протоколов общих собраний в надзорный орган. Теперь в течении пяти дней инициатор собрания после подведения итогов обязан передать в орган государственного жилищного контроля копию решения общего собрания.
Какие вопросы решаются на общем собрании
Общее собрание жильцов с правом голоса решает:
- Кто будет управлять домом. В доме может быть создано правление жильцов, ТСЖ или ЖСК. Управлять может уполномоченная к этому фирма — УО.
- Когда, кем и на какие средства проводить реконструкцию, ремонт и иные строительные работы в доме. Так, на общем сборе постановляют, когда ремонтировать крышу, где закупать материалы для восстановления фасада, как будет оформлена детская площадка.
- Как может быть использован. Земля, вокруг дома может быть отдана для разбития на ней клумб или использована для создания парковки.
- На каких условиях общее имущество будет передано третьим лицам. Сообща выбирают арендатора, устанавливают размер арендной платы, определяют, куда направить вырученные средства.
Как проводится голосование в очной, очно-заочной и заочной форме?
Если собрание проходит в очной форме, оно начинается с регистрации всех присутствующих в реестре. Для начала голосования обязателен кворум, то есть присутствующие собственники должны иметь не менее 50% голосов. Далее собрание избирает председателя, секретаря и счетную комиссию. Голосовать можно только по вопросам, включенным в повестку. Оно может быть организовано с помощью бланков голосования или другими способами, например, поднятием рук.
При заочной форме голосование происходит с помощью бланков голосования, которые собственники передают до определенной даты по адресу, указанному в сообщении о проведении собрания.
В ходе
- наименование документа «Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме»;
- дата (датой протокола является дата подведения итогов общего собрания: окончания подсчёта голосов) и регистрационный номер протокола (порядковый номер с начала календарного года);
- дата проведения собрания (если собрание продолжалось несколько дней, то указывается дата начала и дата окончания собрания);
- место проведения собрания (указывается адрес, по которому проводилось собрание в очной форме, или адрес, по которому собирали решения, если собрание проводилось в очно-заочной форме);
- заголовок к содержательной части (должен содержать информацию об адресе МКД, виде общего собрания и форме его проведения).
Что такое вводная часть
По Приказу 937 протокол обязательно должен содержать информацию о тех, кто присутствовал на общем собрании и тех, кто по праву собственника квартиры голосовал:
- Среди данных о присутствующих – ФИО, адрес с номером квартиры, номер свидетельства о правах собственника, доля голоса в соответствии площади жилья.
- Если вместо собственника квартиры или жильца присутствовало доверенное лицо, должно быть указание доверенности и ее данных.
- При присутствии на общем собрании юридических лиц вносятся в протокол и сведения о них. Это наименование юрлица, ИНН, ОГРН, сведения о документах права собственности. Нужно указать, сколько голосов может оставить такое юридическое лицо.
На общем собрании собственников жилья может присутствовать много людей, в таком случае данные о них прописываются на отдельных листах, прикрепляемых к протоколу.
Данные в протоколе о приглашенных лицах – важная часть документа. Следует указать их данные (ФИО, адреса, реквизиты доверенностей). Если это представители организаций – наименование, ИНН, данные о представителях.
Можно ли оспорить протокол общего собрания собственников многоквартирного дома
Очень часто, чтобы принять то и иное решение в пользу управляющей компании или её руководителя происходит фальсификация протокола общего собрания собственников многоквартирного дома. Протокол с нарисованными решениями вывешивается на доске информации (или даже не вывешивается) и о дополнительных сборах собственники уже узнают из квитанций об оплате за жилищно-коммунальные услуги. Оспаривание протокола общего собрания собственников многоквартирного дома происходит только в судебных органах, где оспаривается не сам протокол, а факт проведения общего собрания. А протокол общего собрания многоквартирного дома является одним из связующих звеньев того, что собрание было проведено незаконно. В первую очередь при оспаривании необходимо указать на те моменты, где протокол вообще составлен неправильно, не в соответствии с приказом Минстроя. Наличие ошибок в нём может привести к признанию его недействительным. Самым главным же моментом в судебных тяжбах является доказательная база по собственникам, которые приняли участие в голосовании или не приняли, а также их голосования по каждому пункту повестки дня. Доказывать, что была произведена подделка протокола общего собрания собственников многоквартирного дома достаточно тяжело, тем более, что пока Вы судитесь по одному протоколу, противники могу провести ещё одно такое же собрание на следующий день.
Обязательная информация в протоколе
Оформление многоквартирного дома решений в идее протокола выполняется с учетом нескольких требований. Тем, кто будет заниматься составлением документа, обязательно нужно ознакомиться с Приказом под номером 937:
- Сначала указывается название документа – протокол собрания жильцов дома № …по улице …в городе….
- Потом идет дата составления документа.
- Необходимо указать номер протокола.
- Указывается, где и когда проводилось собрание.
- Важная часть документа – это повестка для общего собрания, вопросы, выставленные инициативной группой на обсуждение.
- Должно быть указание на организацию, ответственную за хранения такой бумаги.
- Протокол подписывают ответственные лица.
Правила оформления протокола общего собрания жильцов многоквартирного дома
Теперь разберем все требования, которые нужно соблюсти при оформлении протокола общего собрания собственников многоквартирного дома в 2017 году.
Оформлением и фиксацией результатов протокола должен заниматься секретарь, которого должны выбрать отдельным вопросом на повестке дня. Срок составления документа определяется на общем собрании, и не должны превышать 10 дней, с момента его организации.
Председатель обязан, провести встречу и предоставить слово для каждого желающего из собравшихся. Также на встрече должна присутствовать счетная комиссия.
Структура бланка протокола закреплена на законодательном уровне и имеет определенную структуру включающую следующие пункты:
- Реквизиты протокола.
- Вводная часть.
- Основная часть.
- Сведения об участвующих в собрании.
- Приложения.
- Подписи.
Теперь более детально рассмотрим каждый пункт протокола общего собрания жильцов МКД.
Формы проведения ОСС жильцов МКД
Проведение собрания собственников многоквартирного дома допускается в трёх формах, указанных в таблице:
Таблица 1.
Форма | Плюсы | Минусы | Примечание |
Очная | Владельцы жилья должны собраться в определенном месте, в указанное время. | Сложность в проведении, если в составе МКД числиться много помещений. Необходимость составления двух видов протоколов. Голоса в заочном способе не суммируются с очным. | Рекомендовано для одноподъездных домовладений или когда количество квартир не превышает 60. |
Очно-заочная | Допускается голосование непосредственно на месте проведения сбора либо после. Заседание жильцов состоится один раз. | Следует сначала организовать очную конференцию. | — |
Заочная | Возможность направлять письменные решения, проводить голосование по адресу нахождения собственника. Допускается сбор подписей в электронном формате. | Долгий процесс, т. к. необходимо провести два этапа. Не каждый владелец жилья в состоянии присутствовать на встрече, что автоматически лишает его права высказывать мнение о повестке дня. | Как правило, необходимо, если очный вариант не собрал кворум. |