- Советы юриста

Международное сотрудничество в области защиты прав инвалидов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международное сотрудничество в области защиты прав инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Инвалидность устанавливает бюро МСЭ. Экспертизу проводят по месту регистрации. Если человек зарегистрирован в одном месте, а живёт в другом, придется оформить временную регистрацию. На экспертизу нужно получить направление. Его оформлением занимается поликлиника, где наблюдается человек.

IV. Обеспечение национальной безопасности

  1. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов.
  2. Угрозами качеству жизни российских граждан являются неблагоприятная динамика развития экономики, отставание в технологическом развитии, введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.
  3. Повышение качества жизни граждан гарантируется за счет обеспечения продовольственной безопасности, большей доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования и здравоохранения, спортивных сооружений, создания высокоэффективных рабочих мест, а также благоприятных условий для повышения социальной мобильности, качества труда, его достойной оплаты, поддержки социально значимой трудовой занятости, обеспечения доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, достойного пенсионного обеспечения.
  4. Для противодействия угрозам качеству жизни граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества:
  • совершенствуют защиту прав и свобод человека путем развития законодательства, судебной и правоохранительной систем;
  • содействуют росту благосостояния граждан, снижению дифференциации населения по уровню доходов, сокращению бедности, в том числе путем развития пенсионной системы, социальной поддержки отдельных категорий граждан, совершенствования системы социального обслуживания;
  • обеспечивают поддержку трудовой занятости населения, контроль за соблюдением трудовых прав работников, совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;
  • создают условия для стимулирования рождаемости, снижения смертности населения, ведения здорового образа жизни, развития массового детско-юношеского спорта, организуют пропаганду здорового образа жизни;
  • улучшают и развивают транспортную и жилищно-коммунальную инфраструктуры;
  • принимают меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по снижению риска их возникновения на территории Российской Федерации;
  • обеспечивают развитие информационной инфраструктуры, доступность информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества, равный доступ к государственным услугам на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий;
  • совершенствуют систему контроля за использованием бюджетных ассигнований и механизм государственно-частного партнерства в целях повышения качества жизни граждан.

Универсальные международные акты специального характера

Проблема положения инвалидов в европейском регионе очень актуальная и затрагивает до 80 – 120 млн людей, являющихся гражданами государств-членов Совета Европы177. Инвалиды в Европе сталкиваются точно с такими же проблемами, как и во всем мире. Эта категория населения находится в социальной изоляции, при реализации своих прав наталкивается на социальные барьеры, испытывает дискриминацию во многих сферах общественной жизни.

Совет Европы (далее – СЕ), как главная правозащитная организация на европейском континенте, в настоящее время не разработал специального правозащитного инструмента для инвалидов. В рамках этой международной организации принят целый ряд международных договоров, в которых закрепляются «европейские стандарты по защите прав человека»178, а также разработаны рекомендательные акты органов СЕ по вопросам улучшения положения инвалидов.

Среди правозащитных документов СЕ особое место занимают два взаимодополняющих договора – Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) (далее – Конвенция о защите прав человека, Европейская конвенция) и Европейская социальная хартия (1961).

Европейскую конвенцию характеризуют как «старейший международный договор, назначение которого состоит в том, чтобы гарантировать соблюдение прав человека»179. Выделяют несколько особенностей Европейской конвенции, отличающих этот договор от универсальных и иных региональных договоров по правам человека, а именно: — создание уникального судебного механизма, обладающего высокой эффективностью и качественно иным уровнем регламентации по сравнению с универсальными международными договорами в этой области; — установление процедуры, позволяющей подавать индивидуальные жалобы о нарушении прав и свобод, признанных Конвенцией, против государства-участника; — создание системы международного контроля за претворением в жизнь взятых государствами-участниками обязательств180. Являющаяся стержнем европейской системы защиты прав человека Конвенция о защите прав человека не обращается к специфике защиты прав инвалидов. Ни Европейская конвенция, ни протоколы к ней не содержат каких-либо предписаний государствам-участникам для защиты этой уязвимой категории населения. Региональный договор следует концепции признания естественных и неотъемлемых прав и свобод согласно ст. 1 Всеобщей декларации, что означает применимость ее положений ко всем людям в силу присущего им человеческого достоинства181.

Несмотря на отсутствие в Европейской конвенции упоминания об особых потребностях инвалидов, многие ее положения играют важную роль для защиты инвалидов. Одной из таких статей является ст. 14, которая устанавливает принцип запрета дискриминации в реализации гарантированных данный договором прав и свобод, в том числе «по любым иным признакам». «Это означает, что инвалидность, хотя она и не упомянута явно, также входит в охват этой статьи.

Более широкое закрепление принципа запрета дискриминации, т.е. без «привязки» только к правам, закрепленным в Конвенции о защите прав человека, содержится в Протоколе № 12 от 4 ноября 2000 г. (вступил в силу в 180 См.: Ковалев А. А. Указ. соч. 181 См.: Азаров А. Я. Система защиты прав и свобод человека… С. 166. 182 Модине М. Указ. соч. 108 2005 г.) (ст. 1). И хотя такое основание для дискриминации, как инвалидность, в Протоколе не предусмотрено, тем не менее этот акт, устанавливая общий запрет дискриминации, распространяет действие Европейской конвенции на пользование любым правом, признаваемым во внутреннем и международном праве. На мой взгляд, многие права, закрепленные в Европейской конвенции, напрямую затрагивают интересы инвалидов, и, в свою очередь, нарушение этих прав государством может стать предметом рассмотрения Европейского Суда по правам человека (далее – ЕСПЧ, Европейский Суд). Например, непредставление необходимой медицинской помощи может повлечь за собой нарушение ст. 2 (право на жизнь), ст. 3 (запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания); недобровольная госпитализация лица в психиатрический стационар может расцениваться как нарушение ст. 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) во взаимосвязи со ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и ст. 13 (право на эффективное средство правовой защиты) в случае, когда такому лицу были недоступны средства правовой защиты.

Особое значение для защиты инвалидов с нарушениями психического здоровья имеет ст. 5 Европейской конвенции, гарантирующая право на свободу и личную неприкосновенность. В данной статье содержатся процессуальные гарантии от незаконного заключения под стражу «душевнобольных» (п. «e» ч. 1 ст. 5).

Исключительно ценной является сформированная практика ЕСПЧ по толкованию положений статьи применительно к людям, имеющим психические расстройства и которым грозит опасность лишения свободы.

Так, Европейский Суд пояснил, что термин «душевнобольной» не имеет четкого определения, поскольку психиатрия – это сфера, включающая и медицинские, и социальные факторы. «Это понятие является… термином, значение которого постоянно меняется с продвижением исследований в области психиатрии, с появлением более гибких методик оценки таких лиц и с изменением отношения общества к психическим заболеваниям…»183.

При толковании ст. 5 Конвенции о защите прав человека ЕСПЧ уделил внимание понятию «законное задержание под стражу душевнобольных», законности заключения под стражу, продолжительности досудебного задержания и средствам судебной защиты, обеспечивающим возможно��ть оспаривать законность лишения свободы184.

Важная роль Европейской конвенции в защите прав данной категории населения заключается в закреплении возможности каждого индивида независимо от условия правосубъектности обратиться в ЕСПЧ за защитой прав. Конвенция не содержит каких-либо ограничений в отношении правоспособности (дееспособности) лиц. Например, в деле X и Y против Нидерландов жертвой нарушения прав человека была признана несовершеннолетняя душевнобольная девочка185.

Другим правозащитным договором, действующим в рамках СЕ, является Европейская социальная хартия (далее – Социальная хартия, Хартия), которая регулирует широкий круг экономических и социальных прав в области занятости и социального обеспечения. Она «детализирует Европейскую Конвенцию в социальной сфере», закрепляющую в основном только гражданские и политические права. Хартия регулирует защиту прав человека в тех социальных сферах, где инвалиды сталкиваются с многочисленными ограничениями и дискриминацией: на рабочем месте, за пределами работы, всеобщая социальная защита.

Нарушения прав инвалида: что это такое, куда обращаться, ответственность и наказание

При определении нарушения интересов и прав учитываются следующие критерии:

  • факт совершения деяния – оно может быть выражено не только в реализации каких-либо активных действий – ущерб может быть нанесен и бездействием;
  • нанесение вреда – свидетельствует о том, что характер деятельности направлен против общества;
  • выделение вины – происходит посредством определения отношения нарушителя к своим действиям и вытекающим из них последствиям. Существуют две формы – это несоблюдения закона умышленно или по неосторожности;
  • ответственность – кто обеспечивает сохранность интересов инвалида.
Читайте также:  Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок

Европейский союз в декабре 2021 г. провозгласил Хартию ос­новных прав, которая запрещает дискриминацию на любых основаниях, включая инвалидность. В ней говорится о том, что «Европейский союз признает и уважает права инвалидов пользоваться плодами мер, предназначенных для обеспечения их самостоятельности, социальной и профессиональной интеграции и участия в жизни общества».

В Рекомендациях к реабилитационным программам Парламент­ской ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. отмечается, что инвалидность это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культур­ными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на та­ких же основаниях, как и другие члены общества. В этом определе­нии инвалидность имеет не столько медицинское, сколько соци­альное понятие и рассматривается как одна из форм социального неравенства.

На самом деле это сложно представить. Потому что легкая атлетика ещё не так популярна в Беларуси, как, например, хоккей, футбол или биатлон. Но если соберется полная арена, болельщики придут и захотят смотреть соревнования, то это, конечно, будет что-то невероятное. Стадион «Динамо» достаточно большой, и присутствие пару десятков тысяч человек на нём, это действительно потрясающе.

С точки зрения спорта это важно. Что касается легкой атлетики, то это, разумеется, также значимое мероприятие. И если сюда приедут лучшие спортсмены Европы, то это будет одно из главных спортивных событий за последнее время. Думаю, для людей, которые увлекаются легкой атлетикой и смотрят её по телевизору, также будет интересно посмотреть на звёзд, которые приедут в Минск.

Ратификация – это признание юридической характеристики соглашения, договора или иного документа через официальное подтверждение согласия специальным органом стороны-участника.

В соответствии с отдельными нормами Конституции Российской Федерации любое ратифицированное соглашение международного уровня будет обладать большей юридической силой, чем другой законодательный внутригосударственный акт – данное относится и к аспектам Конституции страны.

Конвенция представляет собой международное соглашение, согласно которому устанавливаются интересы и определяются обязательства участников договора – в них включается соответствие, защита и содействие положениям документа.

Конвенция была принята ООН в 2006 г., вступила в силу 3 мая 2008 г. – по истечении тридцати суток после того, как количество стран-участниц достигло двадцати.

Международное и российское законодательство в области обеспечения прав инвалидов

Для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ создаются специальные условия, которые включают:

  • особые учебные программы, педагогические методы;
  • специальные учебные материалы: учебники, пособия, карточки, карты, таблицы и т. д.;
  • особые технические средства обучения для персонального и группового использования;
  • услуги ассистента (помощника), который оказывает ребенку необходимую техническую помощь в передвижении по школе, ведении записей, подготовке рабочего места, соблюдении санитарно-гигиенических норм и т. д.;
  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
  • средства обеспечения доступа в здание учебной организации и перемещения по нему: пандусы, лифты, специализированные носители информации (например, таблички со звуковым сопровождением или написанные шрифтом Брайля) и т. д.;
  • прочие условия, без которых ребенку с ОВЗ сложно или невозможно интегрироваться в школьную жизнь и осваивать образовательную программу.

Существуют три модели инклюзивного образования детей с ОВЗ. Оно может осуществляться:

  • совместно с другими учениками;
  • в отдельных группах или классах общеобразовательных ДОУ, школ;
  • в отдельных образовательных учреждениях (ДОУ, школах, интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи, полной слепотой, глухотой, серьезными комплексными нарушениями и т. д.).

Детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают материальную и социальную поддержку:

  • Если учащиеся проживают в образовательной организации, они находятся на полном государственном обеспечении – им предоставляют питание, одежду, обувь, медикаменты, канцтовары, различный инвентарь.
  • Если учащиеся с ОВЗ не проживают в образовательной организации, им положено бесплатное двухразовое питание.

Является ли инклюзия потребностью современной жизни?

Да. По сути, инклюзия существовала всегда, но носила непродуманный и стихийный характер. Принятый в 2012 году закон «Об образовании в Российской Федерации» помогает сделать инклюзивное обучение и воспитание детей с ОВЗ продуманным и осмысленным. Но чтобы общество воспринимало инклюзию как естественный и нормальный процесс, потребуется время.

Комфортно ли детям с ОВЗ в обычных школах?

При грамотной организации совместной деятельности детей им практически всегда комфортно друг с другом. Тем более, что общение детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками — обязательное условие полноценного развития их личности и социальной адаптации. А у детей без серьезных проблем со здоровьем наличие в группе или классе ребенка с особенностями развития воспитывает толерантность и терпимость.

Дети с разными нарушениями (синдром Дауна, психические расстройства, РАС, ДЦП) могут учиться в одном классе?

При решении вопросов о совместном обучении детей с разными образовательными возможностям и потребностями нужно опираться на здравый смысл. Желательно не зачислять в один класс учеников, у которых кардинально разные проблемы со здоровьем, например, у одного – интеллектуальные нарушения, а у другого – нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. В этом случае на организацию учебного процесса будет уходить больше времени, чем непосредственно на обучение и воспитание детей.

Как медики относятся к инклюзивному образованию?

Существует специальный СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26). Но несмотря на наличие общих норм и правил организации совместного обучения, каждый конкретный случай нужно рассматривать как индивидуальную образовательную историю и выполнять рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

Гуманитарная академия переподготовки специалистов социальной сферы проводит для педагогических работников дистанционные* курсы повышения квалификации по программе «Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» объемом 144 часа (8 недель). В программу входит ряд важных тем, в том числе:

  • общие вопросы функционирования системы инклюзивного и интегрированного образования в условиях реализации ФГОС;
  • технологии инклюзивного и интегрированного образования детей с ОВЗ в современной школе;
  • психолого-педагогические характеристики детей, вовлеченных в систему инклюзивного образования;
  • вопросы управления инклюзивным образованием.

Знания, полученные на программе, подтверждаются удостоверением о повышении квалификации.

Инклюзия – будущее российского образования. Через несколько лет она будет восприниматься уже не как эксперимент, а как обычная практика большинства учебных заведений. Поэтому всем педагогическим работникам, которые хотят профессионально развиваться и быть востребованными специалистами, обязательно нужно познакомиться с методами, инструментами, принципами инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных школах и детских садах. Тем более, дистанционные* программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации позволяют сделать это без отрыва от работы.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с примен��нием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

За годы работы ООН, в интересах неполноценных лиц, было разработано множество нормативных актов. В создании правовой защиты изучались различные аспекты жизни и лишений недееспособного населения планеты. Как итог – несколько десятков документов, регулирующих преимущества особенных людей.

К основным можно причислить:

  • Всеобщая декларация 1948 года о правах человека.
  • Права ребёнка, собранные в декларации от 1959 года.
  • Международные пакты 1966 года.
  • Документ о социальном прогрессе и развитии.
  • Декларация о правах инвалидов 1975 года, являющаяся первым трактатом международного уровня. Посвящён нездоровым людям всех категорий. Считается основоположником Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Для того чтобы стать участником Соглашения, государство осуществляет подписание договора. Подписание создает обязательство к проведению его ратификации. В период между скреплением договора и осуществлением ратификации страна должна воздерживаться от действий, которые лишили бы объект возможности соблюдать положения договора.

С принятием Декларации 1975 года термин «инвалид» получило развёрнутое определение. Позже, в процессе разработки Конвенции, существующее определение уточнили, и в настоящее время под ним следует понимать, что это лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Нормативом закреплена привилегия, за каждым государством-членом ООН, вносить свои коррективы в существующее определение и уточнять инвалидность разграничением её на группы. На теперешний момент в РФ официально признано 3 группы для взрослого населения и категория «дети-инвалиды», которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.

Что представляет собой Конвенция? Это непосредственно текст трактата и дополняющий её Факультативный протокол. Подписание документа для стран участниц ООН было в Нью-Йорке в 2006 году. Правилами разрешена ратификация документа в любой комбинации.

Необходимость мировых стандартов важна для чёткого обозначения защиты возможностей недееспособных людей в социальном плане и закрепления весомости этих привилегий. Принятые ранее нормативы, защищающие нездоровых людей, и само отношение здоровых лиц к неполноценным гражданам должны были привнести в жизнь уязвлённого населения облегчение.

Но при виде картины жизненного существования инвалидов становится ясно, что этот потенциал не работает. Люди различной инвалидности продолжают быть лишенцами и содержатся позади всего общества практически во всех частях земного шара.

Всемирный норматив определяет общие и конкретные обязательства для участников по отношению к реализации прав недееспособных лиц. Основываясь общими обязательствами, страны-подписанты должны:

  • Принять меры законодательных и административных ресурсов, направленные на поощрение привилегий нетрудоспособных членов общества.
  • Ликвидировать дискриминацию, путём внедрения законодательных актов.
  • Провести защиту и поощрение нездоровых людей путём внедрения госпрограмм.
  • Исключить любую практику нарушения привилегий людей с инвалидностью.
  • Обеспечить уважение преимуществ особенных людей на государственных и частных уровнях.
  • Обеспечить доступ к вспомогательным технологиям и профподготовке для неспособных и лиц, помогающих таким людям.
  • Проводить консультационную и информационную работу в процессах принятия решений, затрагивающих интересы нуждающихся неполноценных лиц. В РФ существует правовая площадка «Консультант плюс», которая работает именно в этом направлении.
Читайте также:  Консультируем и оказываем помощь по регистрации в ГИМС

Исполнение всех обязанностей требуют контроля. Трактатом заложен принцип регламента национального и мирового уровня. Для этого на международном уровне учреждается Комитет по правам инвалидов. На него возложены функции рассмотрения периодических докладов стран о мерах, принятых ими для реализации глав документа. Также Комитет уполномочен рассматривать индивидуальные сообщения и проводить расследования в отношении участников, ратифицировавших Факультативный протокол.

Выполнение национальной основы защиты и мониторинга Соглашения является открытой. Всемирный стандарт признает, что такие структуры могут разниться среди стран, позволяя устанавливать собственные рамки, в соответствии с правовой и административной системой государства. Но Пактом предусмотрено, что любой орган должны быть независимыми. И национальные рамки должны включать независимые национальные институты по возможностям человека.

Несмотря на то, что Трактат не устанавливает новые привилегии человеку, он призывает страны защищать и гарантировать людям с ограничениями по здоровью их преимущества. Этим не только уточняется, что участница исключает дискриминацию в отношении людей с инвалидностью, но и излагается ряд мероприятий, которые члены мировых взаимоотношений должны принять для создания благоприятных условий реального равенства в обществе. Соглашение является гораздо более наполненным документом, чем иные положения о преимуществах человека, запрещающих дискриминацию и обеспечивающих равенство.

Минтруда: международные принципы

«Быстро прошли два года с момента ратификации Беларусью Конвенции о правах инвалидов. Ее положения для нашей страны вступили в силу с 27 декабря 2021 года. И за это время было сделано немало. Оперативно составлен Национальный план действий по реализации положений конвенции — всего за полгода», — сказал Александр Румак. План предусматривает целый ряд мер, направленных на формирование правовых и иных основ для имплементации предусмотренных конвенцией норм как в законодательство, так и в различные программные документы.

Беларусь демонстрирует прогресс в совершенствовании прав инвалидов на основе собственного многолетнего опыта и международных принципов. Об этом заявил сегодня заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак, открывая общественные консультации по проекту первого доклада о мерах, принятых Беларусью по реализации положений Конвенции о правах инвалидов, передает корреспондент БЕЛТА.

Больше прав для людей с ограниченными возможностями

Европейский союз в декабре 2021 г. провозгласил Хартию ос­новных прав, которая запрещает дискриминацию на любых основаниях, включая инвалидность. В ней говорится о том, что «Европейский союз признает и уважает права инвалидов пользоваться плодами мер, предназначенных для обеспечения их самостоятельности, социальной и профессиональной интеграции и участия в жизни общества».

В Рекомендациях к реабилитационным программам Парламент­ской ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. отмечается, что инвалидность это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культур­ными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на та­ких же основаниях, как и другие члены общества. В этом определе­нии инвалидность имеет не столько медицинское, сколько соци­альное понятие и рассматривается как одна из форм социального неравенства.

На самом деле это сложно представить. Потому что легкая атлетика ещё не так популярна в Беларуси, как, например, хоккей, футбол или биатлон. Но если соберется полная арена, болельщики придут и захотят смотреть соревнования, то это, конечно, будет что-то невероятное. Стадион «Динамо» достаточно большой, и присутствие пару десятков тысяч человек на нём, это действительно потрясающе.

С точки зрения спорта это важно. Что касается легкой атлетики, то это, разумеется, также значимое мероприятие. И если сюда приедут лучшие спортсмены Европы, то это будет одно из главных спортивных событий за последнее время. Думаю, для людей, которые увлекаются легкой атлетикой и смотрят её по телевизору, также будет интересно посмотреть на звёзд, которые приедут в Минск.

Ратификация – это признание юридической характеристики соглашения, договора или иного документа через официальное подтверждение согласия специальным органом стороны-участника.

В соответствии с отдельными нормами Конституции Российской Федерации любое ратифицированное соглашение международного уровня будет обладать большей юридической силой, чем другой законодательный внутригосударственный акт – данное относится и к аспектам Конституции страны.

Конвенция представляет собой международное соглашение, согласно которому устанавливаются интересы и определяются обязательства участников договора – в них включается соответствие, защита и содействие положениям документа.

Конвенция была принята ООН в 2006 г., вступила в силу 3 мая 2008 г. – по истечении тридцати суток после того, как количество стран-участниц достигло двадцати.

К личным интересам относится право:

  • на равенство и недискриминацию,
  • на жизнь;
  • на свободу от жестоких и унижающих достоинство пыток;
  • на возможность свободно перемещаться;
  • на уважение личности;
  • на гражданство.

В целом, они соответствуют правам любого другого гражданина.

В ст. 19 ФЗ № 181 государство гарантирует предоставление необходимых условий инвалидам для обучения в образовательном учреждении, что обеспечивает выполнение трех направлений:

  • интеграцию личности в общество;
  • разностороннего развития личности и его способностей;
  • соблюдение интересов и свобод человека.

Обучение происходит либо по общей программе, либо по адаптированной под индивидуальные особенности инвалида. В случае отсутствия возможности получения образования в соответствующих организациях ребенок может получить знания на дому.

Российская Федерация в 2021 году подписала, а в 2021 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, выразив готовность страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов в реализации прав инвалидов. Принятие этого документа потребовало внесения серьезных изменений в целый ряд законодательных актов РФ, касающихся социальной защиты инвалидов. ФЗ РФ от 1 декабря 2021 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов устранил существующие системные недостатки в правовом регулировании проблем, связанных с созданием безбарьерной среды и ликвидации дискриминации по признаку инвалидности.

  • Международно-правовое сотрудничество государств в сфере социальной защиты прав инвалидов на постсоветском пространстве: состояние и перспективы 2014 / Гашина Наталья Николаевна
  • Конвенция ООН по правам инвалидов и возможности ее реализации в России 2012 / Назарова Елена Анатольевна
  • Международно-правовые аспекты, связанные с ратификацией Россией Конвенции о правах инвалидов 2012 / Клишас Андрей Александрович
  • Международный опыт защиты прав семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями 2013 / Соколова Надежда Анатольевна, Макаров Антон Олегович
  • Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики 2010 / Пенин Геннадий Николаевич
  • Международно-правовые основы защиты прав инвалидов 2014 / Абашидзе Аслан Хусейнович, Маличенко Владислав Сергеевич
  • Проблема защиты прав пожилых лиц на повестке дня мирового сообщества 2014 / Абашидзе Аслан Хусейнович, Конева Александра Евгеньевна
  • Трудоустройство инвалидов в РФ, или что делать с равными правами человека на труд? 2018 / Зайцева Татьяна Вячеславовна, Халуторных Ольга Николаевна
  • Концепция инклюзивного образования и ее правовая реализация в России на фоне современных образовательных реформ 2015 / Сазанова Т.В.
  • Защита детства в нормах международного права 2019 / Ильичёв И.Е., Лазарева С.А.

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. С. 104-107

УДК 94 / 341.231.14

М.Л. Ларицкая

ПРАВА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И МЕХАНИЗМЫ ИХ ЗАЩИТЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ, ЕВРОПЕЙСКОМ И РОССИЙСКОМ УРОВНЯХ

Рассматриваются права людей с ограниченными возможностями и механизмы их защиты на международном, европейском и российском уровне. Автор анализирует историю формирования правового регулирования отношений в этой сфере, приводит примеры программ ООН, Европейского союза, отдельных европейских стран, Совета Европы и России для интеграции лиц с ограниченными возможностями в общественную жизнь. В статье отмечается особое место гендерного аспекта в сфере защиты прав людей с ограниченными возможностями. Автор также уделяет внимание проблемам, с которыми сталкиваются инвалиды в повседневной жизни.

Ключевые слова: права лиц с ограниченными возможностями; международный механизм защиты прав.

Число лиц с ограниченными возможностями в мире на сегодняшний день достигло 1 миллиарда, т.е. 15% населения. Это самое большое в истории «меньшинство» в мире, которое ежедневно сталкивается с различными формами дискриминации. Улучшению положения инвалидов и условий их жизни уделяется внимание не только в каждой стране в отдельности, но и в международном и региональном масштабах. Особого внимания заслуживает международное сотрудничество государств в области защиты прав инвалидов.

С самого начала своего существования Организация Объединенных Наций уделяла внимание положению лиц с ограниченными возможностями и улучшению условий их жизни. ООН в своих докладах периодически затрагивала вопросы улучшения жизни и социального обеспечения инвалидов, однако концепция прав человека касательно лиц с ограниченными возможностями получила международное признание лишь в 70-х гг. ХХ в. В 1975 г. была принята Декларация о правах инвалидов, в которой были установлены нормы обеспечения одинаковых условий и равного доступа к обслуживанию [1. С. 359]. В 1981 г. ООН была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Главным итогом специальной программы ООН по защите прав инвалидов (1983-1992 гг.) стали Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. В 1992 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о провозглашении 3 декабря Международным днем инвалидов [2].

Читайте также:  Кассационная жалоба. Как выиграть суд?

В целях организации приема лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2020-2021 учебный год из числа членов Приемной комиссии назначается Колесникова К.Г., имеющая соответствующее повышение квалификации по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В Конвенция ООН о правах инвалидов впервые указано на необходимость формирования в социуме толерантного отношения к больным людям, принятие их равными здоровым. Не допускается дискриминация инвалидов в общении, при оказании услуг, при приеме на работу. В России приняты законы, вводящие квоты на оформление таких граждан для трудоустройства.

Права людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, защищены нормативными правовыми актами, в том числе и международными. Основным документом, закрепляющим их гарантии, является Конвенция о правах инвалидов.

Ратификация означает, что Россия согласна со всеми положениями Конвенции о правах инвалидов и обязуется принимать меры для того, чтобы создать инвалидам условия, при которых они могли полноценно проживать на территории страны. Ратификация налагает обязательство на государство, которое обязано, в том числе, выделять финансовые средства на создание безбарьерной среды.

2. Государства-участники принимают также все надлежащие меры для предотвращения всех форм эксплуатации, насилия и надругательства, обеспечивая, в частности, подходящие формы оказания учитывающей возрастно-половую специфику помощи и поддержки инвалидам, их семьям и лицам, осуществляющим уход за инвалидами, в том числе путем ознакомления и просвещения в вопросе о том, как избегать проявлений эксплуатации, насилия и надругательства, определять их и сообщать о них. Государства-участники обеспечивают, чтобы услуги по предоставлению защиты оказывались с учетом возрастно-половой специфики и фактора инвалидности.

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021 — 2024 годы (далее — план).

2. Федеральным органам исполнительной власти (ответственным исполнителям, соисполнителям) осуществлять реализацию плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

3. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, ответственным за реализацию мероприятий плана, в сроки, предусмотренные планом, представлять в Минтруд России информацию о ходе реализации мероприятий плана.

4. Минтруду России на основе полученной информации ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении своей деятельности обеспечить реализацию мероприятий плана.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

За годы работы ООН, в интересах неполноценных лиц, было разработано множество нормативных актов. В создании правовой защиты изучались различные аспекты жизни и лишений недееспособного населения планеты. Как итог – несколько десятков документов, регулирующих преимущества особенных людей.

К основным можно причислить:

  • Всеобщая декларация 1948 года о правах человека.
  • Права ребёнка, собранные в декларации от 1959 года.
  • Международные пакты 1966 года.
  • Документ о социальном прогрессе и развитии.
  • Декларация о правах инвалидов 1975 года, являющаяся первым трактатом международного уровня. Посвящён нездоровым людям всех категорий. Считается основоположником Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

В подготовке к президентским выборам большое внимание уделяется обеспечению избирательных прав инвалидов

В подготовке к президентским выборам большое внимание уделяется обеспечению избирательных прав людей с ограниченными физическими возможностями. На заседании Рабочей группы по взаимодействию ЦИК России с общероссийскими общественными организациями инвалидов и секции по вопросам обеспечения избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями, иных отдельных категорий избирателей Общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК России особый интерес вызвало сообщение заместителя председателя Всероссийского общества инвалидов Флюра Нурлыгаянова, который в рамках рабочей поездки в Республику Башкортостан во время прошедших думских выборов провел экспертную оценку готовности избирательных участков для обеспечения голосования граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами.

Поддержка гарантирована

Людям с инвалидностью в нашей стране гарантирована социальная поддержка в виде денежных выплат, оказания социальных услуг, предоставления правовых гарантий для трудо­устройства, получения образования и медицинской помощи. В стране выстроена системная политика по поддержке и реабилитации таких лиц, констатировала на пресс-конференции, посвященной Международному дню инвалидов, который отмечается 3 декабря, заместитель министра труда и социальной защиты Марина Артеменко. В 2016 году Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, взяв на себя обязательства по выполнению ее положений и созданию для людей с инвалидностью условий, равных для всех.

Основные положения конвенции нашли отражение в Законе «О правах инвалидов и их социальной интеграции», который вступит в силу в январе 2023 года. В соответствии с ним, к примеру, появится такой тип учреждений как центры социальной абилитации и реабилитации, призванные, в частности, помочь социализироваться утратившему трудоспособность человеку, а также снизить нагрузку на его семью, сохранить домашнюю среду для тех, кто уже не в состоянии самостоятельно о себе заботиться.

Основные международные документы по проблемам аномального детства

Введение во второй половине XIX века в большинстве европейских стран системы всеобщего начального образования заставило более углубленно заняться проблемами аномальных лиц. Открываются первые специальные образовательные учреждения, а через некоторое время публикуются и законы, регламентирующие деятельность учреждений и устанавливающие критерии отбора детей в эти образовательные учреждения.

Качественно новый этап в решении проблем аномального детства обозначился в связи с учреждением после Второй мировой войны в 1946 г.– Организации Объединенных Наций (ООН) – Международной организации по поддержанию мира и безопасности. Права лиц с умственными и физическими недостатками в течение длительного времени являются предметом пристального внимания всего мирового сообщества. Студентам следует обратить внимание на основные международные документы, касающиеся проблем аномального детства. Это прежде всего: Всеобщая Декларация прав человека, Декларация о правах ребенка, Декларация о правах инвалидов, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Конвенция о правах ребенка.

В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяется несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Среди них в особую группу выделяются дети с отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, которые неизбежно ограничивают индивидуальные возможности жизнедеятельности и трудостпособности. Рабочая группа Комиссии по правам человека ООН, занимающаяся разработкой комплекса принципов и гарантий для защиты людей этой категории, пришла к единодушному выводу о необходимости использования термина “инвалид”, т. к. он более глубоко и научно определяет способности человека, в отличие от нормальных. Сегодня применение данного термина подвергается сомнениям и характеризуется, как унижающее достоинство и права человека. На смену ему пришли термины: “проблемный ребенок”, “дети с ограниченными возможностями”, “дети с особыми нуждами” и др. Социальная поддержка детей данной категории считается одной из важнейших гуманистических задач всех стран международного сообщества и отражена в важнейших международных правовых документах.

Всеобщая декларация прав человека – это основной международный кодекс поведения в области прав человека.

Последние новости на сегодня

  • ограничения на работу 11 южных аэропортов России продлены в очередной раз – до 27 ноября (мы уже давно перестали следить за переносом). Брянск, Белгород, Воронеж, Анапа, Геленджик, Краснодар, Ростов-на-Дону, Липецк, Курск, Симферополь, Элиста до сих пор не принимают самолеты по соображениям безопасности из-за специальной военной операции на Украине;
  • 19 российских авиакомпаний в ноябре получат дополнительно 9 млрд руб. из сэкономленных Росавиацией средств. Они пойдут на возмещение затрат перевозчиков в апреле-октябре 2022 года. Как подчеркнуло Федеральное агентство воздушного транспорта, субсидия позволит сохранить показатель пассажиропотока на внутрироссийских рейсах на уровне прошлого года. Наиболее крупные суммы достанутся «Сибири» (968 млн руб.), «Аэрофлоту» (524 млн руб.), «Победе» (243 млн руб.), «России» (174 млн руб.). Всего на поддержку авиакомпаний в 2022 году выделено более 90 млн руб. Почти половина из этих средств направлена на субсидирование групп авиакомпаний «Аэрофлот» и «S7»;

История и традиции праздника

16 декабря 1976 г. Генеральная Ассамблея ООН резолюцией № A/RES/31/123 провозгласила 1981-й год Международным годом инвалидов, а период с 1983 по 1992 гг. – Десятилетием инвалидов. Позднее был учрежден Консультативный совет, приняты лозунги и разработана Программа действий.

3 декабря 1982 г. прошло 90-е пленарное заседание, на котором подводились итоги работы в рамках Международного года инвалидов. Было установлено, что по истечении этого периода улучшилось положение людей с ограниченными возможностями и повысился информационный уровень населения.

По окончании Программы Десятилетия инвалидов было принято решение об утверждении Международного дня инвалидов. Праздник провозгласила Генеральная Ассамблея ООН на 47-й сессии резолюцией № A/RES/47/3 от 14 октября 1992 г. 16 декабря 1992 г. резолюцией № A/RES/47/88 она предложила всем странам-участницам ООН организовывать мероприятия, направленные на включение инвалидов в жизнь общества.

13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея ООН резолюцией № A/RES/61/106 приняла Конвенцию о правах инвалидов.

Ежегодно праздник проходит под новым лозунгом. В этот день устраиваются концертные программы, проводятся конференции. Проходят встречи инвалидов. В образовательных учреждениях организуются внеклассные уроки, беседы и дискуссии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *