- Советы юриста

Порядок расследования несчастных случаев при транспортных происшествиях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок расследования несчастных случаев при транспортных происшествиях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес). С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.

Практика свидетельствует, что органы ФСС, принимая решения не в пользу работодателей и работников (об отказе в признании НС страховым), часто указывают на несоблюдение положений Трудового кодекса. Например, в соответствии со ст. 214 ТК РФ работник обязан соблюдать требования охраны труда и немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом НС, происшедшем на производстве. Соответственно, представители ФСС ссылаются на нарушение пострадавшим требований техники безопасности либо на несвоевременность сообщения о НС и обращения за медицинской помощью.

Другой повод для отказа – причиной НС является общее заболевание либо то, что работник находился в состоянии алкогольного опьянения (см. ст. 229.2 ТК РФ).

Еще один вариант – НС произошел в нерабочее время (например, в столовой во время обеденного перерыва).

Между тем в ст. 229.2 ТК РФ прямо указано, что несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Иными словами, для признания НС страховым достаточно одновременного наличия следующих условий:

  • комиссия признала НС происшедшим на производстве;

  • пострадавший является застрахованным или лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ.

Чтобы отстоять свои права, работодателям важно знать нормы ТК РФ, Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (далее – Положение), а также позиции ВС РФ и ВАС.

В частности, согласно п. 8 Постановления Пленума ВС РФ № 2 при исполнении работниками их трудовых обязанностей НС может быть квалифицирован в качестве связанного с производством несмотря на то, что в причинении вреда работнику виновно исключительно третье лицо, не являющееся работодателем этого работника.

Далее в п. 9 данного документа отмечено, что для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать следующие юридически значимые обстоятельства:

  • относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя;

  • указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве НС;

  • соответствуют ли обстоятельства (время, место и другие), сопутствующие происшедшему событию, обстоятельствам, указанным в ч. 3 ст. 227 ТК РФ;

  • произошел ли НС на производстве с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ (ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ);

  • имели ли место обстоятельства, при наличии которых НС могут квалифицироваться как не связанные с производством (исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в ч. 6 ст. 229.2 ТК РФ), и иные обстоятельства.

В течение 3 дней после завершения расследования несчастного случая на производстве работодатель обязан:

  • выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом — лицам, состоявшим на иждивении погибшего или состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию;
  • хранить у себя (или своего представителя) в течение 45 лет второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования;
  • при страховых случаях третий экземпляр акта и копии материалов расследования направить в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя);
  • при несчастном случае на производстве, происшедшем с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, работодатель, у которого произошел несчастный случай, направляет копию акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего.

Как обычно расследуют несчастные случаи

Процедура расследования несчастных случаев на производстве установлена законодательно. Она проводится, чтобы выяснить обстоятельства и причины повреждения здоровья работников и других лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя. Под расследование подпадают все случаи, когда сотрудник выполнял работы, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем или исполнением его задания (поручения). Порядок расследования несчастных случаев на производстве установлен статьями 227 – 231 Трудового кодекса, и «Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (утверждено постановлением №73 Минтруда РФ от 24 октября 2002 г.).

Изначально информация о несчастном случае должна поступать к работодателю от пострадавшего. Это обусловлено требованием закона, ведь работник обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе, о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления) (ст. 214 ТК РФ).

Читайте также:  Как получить статус малоимущей семьи в 2022 году

Поскольку в законе нет уточнения, произошел ли несчастный случай с самим работником или с его коллегой, то сообщить о происшествии могут и очевидцы.

Сообщение должно идти по цепочке управления снизу вверх. Например, рабочий – мастеру, мастер — прорабу или начальнику участка, начальник участка – руководителю организации. Параллельно извещается и служба охраны труда.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Что может грозить работодателю по итогам травмы?

Работодатель (его должностные лица) могут быть подвергнуты по итогам расследования причины травмы работника:

  • Дисциплинарному наказанию в виде замечания, выговора или увольнения;
  • Административному наказанию;
  • Уголовному наказанию.

Если в итоге расследования и возможной последующей проверки по факту несчастного случая будет установлено нарушение правил охраны труда он может быть подвергнут взысканиям по ст. 5.27.1 КоАП РФ. В этом случае ему грозят штрафы:

  • Для юрлиц от 50 000 до 80 000 руб.;
  • Для предпринимателей от 2 000 до 5 000 руб.;
  • Должностные лица могут заплатить от 2 000 до 5 000 руб.

Помимо этого, в данной статье предусмотрены иные последствия для работодателя за нарушение правил спецоценки, допуск сотрудника к работе без проведения инструктажа.

Чтобы ситуация была признана производственной травмой, требуется провести расследование и установить признаки несчастного случая.

Стандартными факторами травмы на работе считаются:

  • несоблюдение правил техники безопасности;
  • работа с неисправным оборудованием;
  • допуск к аппаратуре неквалифицированных специалистов;
  • халатное отношение к инструктажу по работе на предприятии.

При получении травмы составляется акт, в больнице выдается больничный лист. В документе нетрудоспособность кодируется цифрой 04.

Статьей 184 Трудового кодекса установлено, что сотрудник должен получить компенсацию в размере утраченной зарплаты за время нетрудоспособности и расходов на медицинские услуги.

Законодательством установлено, что последствием несчастного случая может быть потеря нетрудоспособности, увечья или смертельный исход.

Существует несколько признаков возникновения такой травмы:

  • во время исполнения обязанностей на территории организации;
  • во время обеденного перерыва;
  • по дороге на службу на рабочем транспорте;
  • во время командировки и других рабочих поездок;
  • при исполнении рабочих поручений вне территории организации.

Кроме официальных сотрудников, рабочую травму на производстве могут получить:

  • студенты-практиканты;
  • рабочие, оформленные по гражданско-правовому договору;
  • граждане, которые находятся на принудительных или общественных работах.

Краткий перечень действий работодателя в ходе расследования:

  • создание комиссии по расследованию несчастного случая для выявления связи с производством;
  • опрос пострадавшего;
  • осмотр места происшествия;
  • установление даты, точного времени и места происшествия, модели, номерного знака транспортного средства, его техническое состояние;
  • опрос свидетелей (причастных должностных лиц предприятия) для уточнения и дополнения обстоятельств ДТП, показания которых вносятся в материалы расследования;
  • официальный запрос в медицинское учреждение, куда поступил пострадавший;
  • выяснить состояние сотрудника, который управлял транспортным средством, а также цель поездки, отклонение от маршрута, по назначению ли использовалось транспортное средство;
  • проверить документы, водительское удостоверение, техталон, путевой лист.

Что делать, если попал в аварию на рабочей машине

Если ДТП уже произошло, в первую очередь не стоит паниковать. В подобных случаях очень важны четкие действия именно в первый момент.

Важно! Итак, приведем порядок действий в такой ситуации:

  • включить аварийный сигнал автомобиля и выставить на дорогу знак аварии;
  • проверить другой автомобиль на наличие пострадавших, по возможности помочь им выбраться из машины, а также вызвать бригаду скорой помощи;
  • не допускать изменения положения транспорта после столкновения;
  • вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД;
  • сообщить руководству о произошедшем, дабы оно вызвало эксперта или представителя страховой компании;
  • самостоятельно произвести осмотр служебного автомобиля, по возможности зафиксировать полученные дефекты и повреждения;
  • произвести съемку мест ДТП со всех возможных ракурсов, дополнительно засняв и второй автомобиль;
  • найти свидетелей и очевидцев происшествия, записать их имена и контактные данные, можно взять с них пояснения или попросить о даче показаний;
  • при общении с сотрудниками инспекции сохранять спокойствие, подробно описать произошедшее ДТП;
  • до выяснения всех обстоятельств своей вины не признавать;
  • перед подписанием протокола его текст необходимо внимательно прочитать, обратив внимание на то, чтобы в записях значилось слово «водитель», а не виновник ДТП;
  • если записи в протоколе не соответствуют данным показаниям, подписывая, обозначить свое несогласие письменно, сделав запись «с протоколом не согласен»;
  • истребовать с сотрудника копии всех документов, оформленных на месте происшествия, а недостающие получить в отделении ГИБДД.

Авария на служебном автомобиле и регрессные требования

Если сотрудник фирмы совершил ДТП на служебном авто, то работодатель имеет полное право требовать от него возмещения выплаченной компенсации. Такое право ему дает гражданское законодательство.

Если суд удовлетворит иск работодателя о возврате компенсации, то сотруднику-нарушителю нужно будет уплатить назначенную ему сумму в порядке регресса. Ведь выплата компенсации наносит определенные убытки предприятию, и законодательство таким образом защищает права работодателя.

Читайте также:  Порядок приема на работу пенсионеров

Выплачивается ли страховка виновнику ДТП?

Из всего вышесказанного получается следующий вывод:

  • весь ущерб компенсируется организацией, именно она будет выступать ответчиком в суде вместо сотрудника;
  • выплаченную компенсацию работодатель может потребовать с работника в порядке регресса;
  • если имеется страховой полис, то все обязательства по покрытию убытков берет на себя страховщик. Весь расчет производится согласно договору страхования.

Когда расплачиваться перевозчику?

Возможно, читатель в курсе, что в страховании употребляется такой термин, как регрессное требование страховщика к причинителю вреда. Оказывается, это требование на законных основаниях может быть предъявлено к транспортной компании. Одна из подобных ситуаций рассмотрена в Постановлении ФАС УО от 23.10.2012 N Ф09-10011/12. Сотрудники на служебном автомобиле попали в ДТП, в результате чего неумышленными действиями одного (водителя) был причинен вред другому (пассажиру).

Обязанность возместить вред возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности (транспортным средством) на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения и т.п.). Причем лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (п. 1 ст. 1081 ГК РФ). То есть должником в регрессном обязательстве является лицо, ответственное за причинение вреда.

Регрессные иски, предъявляемые страхователем (в данном случае ФСС) на основании указанных норм, представляют собой правовой механизм возложения бремени ответственности за причиненный вред в конечном итоге непосредственно на виновника.

В рассматриваемой ситуации страхователь и причинитель вреда совпадают в одном лице (владелец ТС), поэтому у страховщика имеется возможность выбрать способ защиты. ФСС вправе обратиться с регрессным иском о взыскании расходов (в том числе пособия по временной нетрудоспособности, страховых выплат и расходов на лечение) к причинителю вреда — владельцу источника повышенной опасности и работодателю, который, в свою очередь, будет решать вопрос о возмещении нанесенных убытков с лицом, виновным в ДТП.

Мероприятия по расследованию причин дорожной аварии со служебным ТС, производимые предприятием должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов:

  1. Необходимость анализа ДТП, установление его причин представителями от предприятия: ФЗ №196 (1995).
  2. Цели расследования и учет аварий с участием служебных авто: Приказ Министерства автотранспорта РСФСР №19 (1970). Несмотря на срок давности, он актуален и обязателен к исполнению.
  3. Правила учета, обязательность расследования вне зависимости от виновных, места аварии: Постановление Правительства РФ №647 (1995).
  4. Порядок проведения расследования предприятием: Приказ Минавтотранса РСФСР №49 (1990). Акт утверждает Положение о проведении данного мероприятия. В нем подробно изложена методика расследования дорожного происшествия со служебным авто.

По каждому ДТП руководитель организации издает приказ, где указано кто, в какие сроки, что именно должен выяснить и проанализировать. Нормативным локальным актом, регулирующим это мероприятие, выступает Положение, утвержденное Приказом №49. Документ разделен на смысловые блоки:

  1. Определение служебного расследования ДТП, его цели, документальное сопровождение.
  2. Работники, ответственные за ход мероприятия.
  3. Инструкция действий для сотрудника, попавшего в ДТП, его начальника, руководителя предприятия.
  4. Действия представителей организации на месте аварии.
  5. Алгоритмы составления Актов служебного расследования.
  6. Донесение результатов расследования, разработанных на их основе мер до трудящихся.

Правила учета ДТП, вводимые Постановлением Правительства №647, едины и обязательны для всех организаций. Как и форма учета, утвержденная Приказом Минтранса №22 (1996). Где бы не случилась авария со служебным транспортом, о случившимся сообщают в ГИБДД по месту нахождения организации или ее филиала.

Служебное расследование ДТП

По каждому ДТП, произошедшему с ТС, принад­лежащим предприятию, руководитель предприятия проводит служебное расследование. Служебное расследование проводится в соответствии с приказом Министра транспорта РФ от 26.04.90 г. № 49 (прил. 2). Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения ДТП, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, со стороны водителя, а также со стороны инженерно-технических работников предприятия с указанием конкретных виновных должностных лиц. При проведении служебного расследования выясняются все упущения в работе по профилактике аварийности на предприятии. Для этого необходимо проверить:

— соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и (или) грузовых перевозок;

— соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествовавший происшествию период;

— имелись ли до этого у водителя случаи дорожно-транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;

— как организовано на предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;

— какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозка пассажиров на грузовых автомобилях);

— обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;

— проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;

— техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось тех­ническое обслуживание автомобиля, есть ли перепробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на их устранение со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;

Читайте также:  Материнский (семейный) капитал в Тверской области в 2021 году

— как в АТП организовано техническое обслуживание (ТО) и ремонт автомобилей, соблюдается ли периодичность ТО автомобилей;

— соблюдается ли порядок стажировки водителей. Служебное расследование проводится руководителем предприятия в срок до 5 суток. Если при ДТП погибло 3 и более человек или пострадало 5 и более человек, то к проведению расследования привлекается представитель вышестоящей организации и срок проведения устанавливается до 7 суток; если при ДТП погибло 7 и более человек или пострадало 15 и более человек, то к проведению расследования привлекаются представители министерства или ведомства и срок его проведения устанавливается до 10 суток.

По окончании служебного расследования комиссия составляет акт (см. прил. 2), в котором указываются:

состав комиссии, дорожные условия в момент ДТП и предшествующие ему, сведения о водителях и ТС, участвующих в ДТП, состояние профилактической работы по предупреждению аварийности на предприятии, указываются также причины ДТП и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки. К акту прилагаются копии материалов, полученных из ГИБДД. Акт направляется в вышестоящую организацию. По результатам служебного рассле­дования на предприятии составляется план мероприятий, направленных на исключение возможности повторения подобных ДТП впредь. Причины ДТП, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива.

Удержание суммы ущерба

Если в результате дорожно-транспортного происшествия поврежден служебный автомобиль, возникает вопрос о необходимости и возможности применить финансовые санкции к водителю. Если ущерб покрывает страховая компания, вопрос о материальной ответственности водителя не возникает.

Во всех остальных случаях важно понимать, что материальная ответственность водителя возможна только в одном случае — он признан виновным в совершении ДТП.

Сотрудник должен будет возместить прямой действительный ущерб (за поврежденный автомобиль работодателя) и сумму возмещения ущерба, которая была выплачена пострадавшей стороне. Взыскивать с водителя недополученный из-за аварии доход (упущенную выгоду) работодатель не имеет права. Об этом говорится в статье 238 ТК РФ.

Актуальным является вопрос: можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с водителем служебного автомобиля, чтобы в случае ДТП обязать его возместить причиненный ущерб?

На данный вопрос следует ответить отрицательно. Дело в том, что заключить договор о полной материальной ответственности можно только с теми сотрудниками, должности которых указаны в перечне, утв. постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Должность водителя в данном перечне отсутствует.

Однако напомним, что если водитель будет признан виновником ДТП, то нанесенный материальный ущерб он должен возместить в полном объеме и без дополнительного договора о полной материальной ответственности (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

По распоряжению работодателя с работника можно взыскать сумму, не превышающую его среднемесячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Если же размер ущерба превышает его среднемесячный заработок, то взыскать сумму ущерба можно либо на основании соглашения с работником о добровольном возмещении убытков, либо по решению суда.

Как рассчитать сумму среднемесячного заработка, в законодательстве не сказано. Имеется только порядок расчета среднего дневного (часового) заработка. Речь идет о положении, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Мы рекомендуем применять его и данной ситуации и рассчитывать среднемесячный заработок путем умножения показателя «средний дневной заработок» на число рабочих дней в месяце, в котором произошло ДТП, или путем умножения показателя «средний часовой заработок» на количество рабочих часов в данном месяце.

Если удержания производятся по инициативе работодателя, их размер ограничен. Удерживать можно не более 20 % заработной платы. Согласно статье 138 ТК РФ максимальный размер удержаний нужно рассчитывать исходя из дохода, причитающегося сотруднику. Следовательно, до расчета норматива «20 %» нужно уменьшить сумму заработка на НДФЛ.

Также отметим, что работодатель может полностью или частично отказаться от финансовых претензий к виновному в аварии сотруднику-водителю, учитывая обстоятельства происшествия (ст. 240 ТК РФ).

Возмещение ущерба по страховке

Дорожно-транспортное происшествие на территории предприятия — это:

  • столкновение двух движущихся транспортных средств;
  • наезд на пешехода;
  • наезд движущегося ТС на стоящую машину.

Если авария произошла по ту сторону ворот, к организации эта земля уже не относится, значит, и ДТП не считают совершенным в пределах территории организации.

Что делать, когда забора или дорожной разметки нет? Поднимать кадастровый паспорт, техническую документацию.

В ней указаны конкретные границы определенного участка, закрепленного за компанией. Обычно границы прорисованы вплоть до сантиметра, так что неточностей быть не должно.

При возникновении споров относительно границ участка конкретного предприятия, споры решаются:

  • в досудебном порядке — через Кадастровую или регистрационную палаты;
  • в судебном порядке – через служителей Фемиды.

Если установлено, что авария имеет место на участке фирмы, то ее относят к ДТП, произошедшим на территории предприятия. Здесь важно понять главный момент: обстоятельство является дорожно-транспортным происшествием.

Всегда есть виновный и пострадавший (их может быть несколько). Инициатору происшествия грозит наказание. Оно всецело зависит от причиненного ущерба.

Чтобы узнать является ли страховым случаем столкновение автотранспорта на внутреннем дворе компании, немаловажно, какой страховой полис имеет машина:

  1. ОСАГО.
  2. КАСКО.

В первом случае нужно внимательно читать договор, заключенный со страховщиком. Дело в том, что согласно действующему законодательству авария, совершенная на территории предприятия, не относится к страховым случаям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *