Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перерасчеты по некачественной воде». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С учетом вышеизложенного логично предположить, что в случае самостоятельного выявления исполнителем факта оказания некачественных услуг, перерасчет должен быть произведен исполнителем в инициативном порядке.
Ответственность исполнителя за непроведение инициативного перерасчёта
Непроведение же исполнителем инициативного перерасчета может быть сопряжено со значительными юридическими рисками, обусловленными следующими возможными вариантами квалификации такого бездействия исполнителя и/или его менеджмента.
1. Мошенничество (хищение чужого имущества или приобретения права на него путем обмана или злоупотребления доверием) (ст. 159 УК РФ).
Справка
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений либо в умолчании об истинных фактах либо в умышленных действиях (например, использование различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги), направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение. Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности, к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества.
2. Злоупотребление доминирующим положением на рынке реализации коммунальных ресурсов/услуг (статья 14.31 КоАП РФ).
Справка
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
3. Обман потребителей (статья 14.7 КоАП РФ).
Справка
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, относящихся к различным формам обмана потребителей (в т.ч., в форме обсчета потребителей). Соответственно, если исполнитель, заведомо зная о факте предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, умалчивает об этом факте и не производит перерасчет платы, указанные действия могут быть квалифицированы правоприменительными органами в качестве обмана потребителей.
Кроме того, необходимо учитывать и возможные гражданско-правовые риски исполнителя, связанные с непроведением инициативного перерасчета. Такие риски могут, в частности, выражаться во взыскании потребителями с исполнителя:
- неосновательного обогащения (в размере разницы между размером фактически начисленной потребителям платы и размером платы, подлежащим внесению потребителями с учетом перерасчета) по статье 1102 ГК РФ;
- процентов за пользование чужими средствами по статье 1107 ГК РФ;
- штрафа в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить с учетом перерасчета (часть 6 статьи 157 ЖК РФ).
Перерасчет за горячую воду ненадлежащего качества
Спорным стал вопрос о том, как определять количество тепловой энергии, затраченной на подогрев воды для горячего водоснабжения многоквартирного дома (по нормативу или по показаниям прибора учета).
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ решила, что объем ресурса нужно определять по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для горячего водоснабжения. Причем независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения дома.
Кроме того, ТСЖ оспаривало приложение к договору, предусматривающее его обязанность оплачивать тепловые потери в наружных тепловых сетях.
Коллегия подтвердила, что это требование не подлежит удовлетворению, поскольку ТСЖ добровольно и осознанно приняло на себя данное обязательство. При этом соответствующее соглашение было заключено в ходе рассмотрения судом преддоговорного спора, по которому утверждено мировое соглашение.
В соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05. 2011 № 354 (далее – Правила № 354), исполнитель обязан:
- предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, указанными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- при наличии оснований, производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
В силу части 4 статьи 157 ЖК РФ в качестве последствия предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, и (или) с нарушением качества предусмотрено изменение размера платы за коммунальные услуги (реализуемое в порядке, установленном Правительством РФ в Правилах № 354).
В свою очередь, в пункте 98 Правил № 354 определено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения от оплаты такой услуги.
Согласно же пункту 150 Правил № 354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения.
Вывод
Таким образом, из приведенных норм следует, что необходимость перерасчета размера платы связывается с фактом предоставления некачественных коммунальных услуг.
Работы, которые связаны с сезонностью, выделяются отдельно.
При расчетах учитывают:
- Уборку снега с территории принадлежащей МКД, удаление сосулек с крыш и карнизов дома, выполняется в зимний и весенний период.
- Зимой производятся работы внутри помещений, выполняется санитарная обработка здания.
- Сбор и вывоз листьев в осенний период.
- Уход за придомовой территорией, полив и облагораживание газонов выполняется с весны до осени.
- Полив асфальта в летний период.
- Ремонт кровли, стен, заделка швов производится только в теплое время года.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги в 2022 году
- Итоги Всероссийской конференции «Актуальные вопросы контрольной и надзорной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства»
- Ежегодный Всероссийский конкурс профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ года»
- г. Набережные Челны. В Набережных Челнах состоялось открытие соседского центра
- г. Казань. ООО «УК «Уютный дом» — лауреат конкурса на соискание премии Правительства РТ за качество 2019 года
- Предложения аккредитованных участников НЖК
Фактически в Решении ВС нет такого, что «проценты складывать нельзя, и расчетный период — это день».
Это просто ВС констатировал, что Примененный товариществом метод снижения платы, согласно которому
ежедневный процент снижения платы суммируется за месяц и от полученного
суммарного процента рассчитывается ежемесячное снижение платы, суды
первой и апелляционной инстанций признали не соответствующим пункту 101
Правил № 354 и пункту 5 приложения № 1 к Правилам № 354. .
А вам надо было оспаривать тот факт, что судами неправильно применены нормы материального права — п.101 ПП 354 не может быть применён к перерасчету за некачественную горячую воду при отклонениях по температуре, поскольку в Приложении 1 к ПП 354 указаны случаи применения п.101 — это некачественная горячая вода при отклонении давления (п.6) и состава воды (п.7), но никак при отклонении температуры.
Спор и первая инстанция. Дело масштабного значения
Итак, когда ко мне обратился мой товарищ с просьбой о представлении его интересов в банальном споре по оплате ЖКХ, честно говоря, мы не рассчитывали, что итог будет таким, и в нашу пользу…
ООО «Народная управляющая компания» обратилась в суд с обычным иском о взыскании задолженности по оплате ЖКУ с моего доверителя за весь период ее правления — почти три года — с ноября 2012 по август 2015. Сумма — почти сто тысяч рублей.
Однако, мы в свою очередь, с иском согласились лишь частично. Дело в том, что в нашем городе стабильно долго, более 10 — 15 лет подряд вода, которая поступает в водопроводную сеть города из Ладожского озера, по своим свойствам не соответствует требованиям СанПин, в частности превышена её цветность и перманганатная окисляемость.
Эта проблема в нашем городе возникла давно, никто ее предметно не решал, хотя такое качество воды не вызывает эпидемиологических опасений. Управляющей компании было предложено окончить дело миром, но ее представители на это не согласились, поэтому нами был подан встречный иск, привлечены к участию в деле ресурсоснабжающая организация, администрация поселения, Роспотребнадзор и Центр гигиены и эпидемиологии.
Мы запросили и приобщили к материалам дела в суде протоколы исследования воды, которые проводит наш Центр гигиены ежемесячно в соответствующих мониторинговых точках, часть протоколов и сведений о состоянии воды были запрошены судом по нашему ходатайству. Мы опирались в своих требованиях на ФЗ «О защите прав потребителей», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ФЗ «О санитарно=эпидемиологическом благополучии населения», «354-е» Правила оказания ЖКУ, а также на соответствующие санитарные нормы и правила.
УК парировала наши доводы тем, что:
1) нет доказательств, подтверждающих ненадлежащее качество воды в квартире потребителя;
2) нет доказательств того, что потребитель сообщал о ненадлежащем качестве, а они в свою очередь об этом впервые слышат;
3) ответственности они нести не могут, так как не занимаются водоподготовкой,
ну и так далее…
Не сложно догадаться, что в суде первой инстанции быстро оценили масштабы данной проблемы и возможные перспективы в случае удовлетворения встречного иска. Это мы четко поняли еще в первом заседании, когда только озвучили позицию (сперва рассчитывали не заявлять встречные требования, без них обойтись).
Местный Роспотребнадзор нас не поддержал, третьи лица оставили всё «на усмотрение суда»… Хотя и те и те живут в городе и платят как все за эту воду…
Встречный иск нам, увы, тут тоже не помог: решением суда первой инстанции нам во встречных требованиях было отказано, а требования «Народной» УК удовлетворены полностью…
Особенно обострилась проблема учёта и оплаты горячей воды в МКД с открытой системой ГВС после введения двухкомпонентного тарифа на горячую воду. До настоящего времени идут судебные споры по этой проблеме между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и потребителями этих услуг. Различные арбитражные суды по-разному трактуют данную проблему, и поэтому в решение этой проблемы был вынужден вмешаться Верховный суд РФ.
Суть проблемы сводится к тому, что в настоящее время имеются две системы (два подхода) учёта, распределения и оплаты ГВС и отопления в МКД, которые не согласовываются друг с другом.
На рисунке приведена схема учёта и оплаты горячей воды и отопления в МКД при открытой системе ГВС, которая действует в настоящее время.
Как видно из данного рисунка, учёт и оплату горячей воды и отопления можно условно разделить на две части:
Учёт и оплата коммунального ресурса в соответствии с действующим гражданским законодательством.
Учёт распределения и оплата коммунальных услуг в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Особняком в данной схеме стоит оплата за КР и КУ непосредственно от потребителя в РСО, минуя Исполнителя. Это не соответствует сегодняшнему законодательству (закон о прямой оплате на момент написания статьи находится на рассмотрении в Госдуме РФ. – Прим. авт.). Пока такая схема оплаты может приниматься в некоторых случаях, оговорённых в жилищном законодательстве, но в данной статье мы не будем рассматривать этот вопрос.
Анализ определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС
В формуле (13) для расчёта норматива NГВСТЭ существует много неопределённостей:
— как выбирать температуру холодной воды ТХВ?
— как выбирать температуру горячей воды ТГВ, которая в соответствии с нормативными документами может находиться в пределах ТГВ = 55-65 оС? Неопределённость в выборе этих значений может привести к неопределённости в расчётах 10-15 %.
— Как выбирать коэффициент Кр, который учитывает потери тепла трубопроводами системы ГВС?
И в этом пункте также очень много неопределённостей: как понимать «изолированные стояки»? Как и чем изолировать стояки; материал стояка: медь, сталь оцинкованная сталь; какая толщина изоляции? Куда отнести стояки из полистирола – они являются изолированными или нет?
Стояки с полотенцесушителями. Вопрос: сколько полотенцесушителей на стояке – в одном доме их может быть 5, а в другом 25?! Это нигде не учитывается.
Строго говоря, назвать нормативам величину NГВСТЭ можно только при условии Кр = 0. Если же Кр ≠ 0, то это не норматив, а некая «виртуальная» величина, которая учитывает теплопотери в стояках ГВС и полотенцесушителях. В стояках ГВС вода не нагревается, а отдаёт тепло!!! Кстати, в Хабаровске на 2017 г. утверждённый норматив NГВСТЭ = 0,0526 Гкал/м3, то есть при условии Кр = 0.
Как видно из вышеизложенного, норматив NГВСТЭ – вообще «виртуальная» величина, которая, по мнению разработчиков, должна учитывать конструктивные особенности МКД, но на практике это далеко не так.
Сразу возникает вопрос: кто будет решать, какой норматив выбрать для конкретного МКД? Очевидно, надо провести обследование домов и по результатам этого обследования выбрать норматив из таблицы для данного конкретного МКД – то есть, каждому МКД должен будет присвоен норматив. Кто это будет делать: РСО, УО или уполномоченный орган?
Понятно, что норматив утверждает уполномоченный орган. Так, например, на 2017 г. в Хабаровске утверждены следующие нормативы (табл. 1).
Таблица 1. ормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды
для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению
для многоквартирных домов и жилых домов, Гкал/м3 (определены с применением расчётного метода).
с наружной сетью горячего водоснабжения | без наружной сети горячего водоснабжения | ||||||
с изолированными стояками | с неизолированными стояками | с изолированными стояками | с неизолированными стояками | ||||
с полотенцесушителями | без полотенцесушителей | с полотенцесушителями | без полотенцесушителей | с полотенцесушителями | без полотенцесушителей | с полотенцесушителями | без полотенцесушителей |
0,0633 | 0,0583 | 0,0684 | 0,0633 | 0,0608 | 0,0557 | 0,0659 | 0,0608 |
Судебная Практика По Перерасчету За Некачественную Поставку Гвс При Прямых Договорах 2022 Год
Фактически в Решении ВС нет такого, что «проценты складывать нельзя, и расчетный период — это день».
Это просто ВС констатировал, что Примененный товариществом метод снижения платы, согласно которому
ежедневный процент снижения платы суммируется за месяц и от полученного
суммарного процента рассчитывается ежемесячное снижение платы, суды
первой и апелляционной инстанций признали не соответствующим пункту 101
Правил № 354 и пункту 5 приложения № 1 к Правилам № 354. .
А вам надо было оспаривать тот факт, что судами неправильно применены нормы материального права — п.101 ПП 354 не может быть применён к перерасчету за некачественную горячую воду при отклонениях по температуре, поскольку в Приложении 1 к ПП 354 указаны случаи применения п.101 — это некачественная горячая вода при отклонении давления (п.6) и состава воды (п.7), но никак при отклонении температуры.
В каком порядке отключают электроэнергию за неуплату в 2022
Должник получит такое уведомление, если не платит за свет два полных месяца, ну и дальше в сторону увеличения задолженности. После того, как вы были осведомлены о своей задолженности, вам дается 20 дней на избавление от неуплаты.
Основной законодательный акт в этой ситуации, конечно же, постановление № 354, которое было принято Правительством РФ в 2022 году с вносимыми в него изменениями. Также, правила оказания коммунальных услуг прописываются в Постановлении № 307. Но все-таки основной закон, на которые нужно ориентироваться это постановление № 442. В нем разработаны правила не в общих чертах за все коммунальные, а именно по электроснабжению. В настоящее время общий долг сотрудникам ЖКХ примерно 900 миллиардов.
Порядок перерасчета за некачественные КУ
Этот вывод согласуется с пп. «в» п. 111 Правил предоставления коммунальных услуг, в силу которого датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушением качества, являются дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы ОПУ, ИПУ или иным средством измерения, предназначенным для этих целей и используемым в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения. В этом случае не требуется соблюдение исполнителем коммунальных услуг порядка установления факта предоставления некачественных услуг в соответствии с разд. Х Правил предоставления коммунальных услуг (постановления АС ПО от 16.01.2022 № Ф06-15316/2022 по делу № А12-4577/2022, АС ЗСО от 19.09.2022 № Ф04-3939/2022 по делу № А03-12727/2022, АС ЦО от 29.02.2022 № Ф10-5264/2022 по делу № А09-1717/2022).
В соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В Письме Минрегиона РФ от 04.06.2022 № 10611-ЮТ/07 приведен пример расчета, из которого понятно, что имеется в виду плата именно за календарный месяц. Кстати, формулировки действующих Правил предоставления коммунальных услуг фактически ничем не отличаются от формулировок утративших силу правил в рассматриваемой части (п. 5 приложения 1). Известно, что в частных разъяснениях Минстрой также придерживается мнения о том, что к расчету следует принимать плату за месяц.
Не меньшее число споров вызывают поставки тепловой энергии для отопления. Требования к качеству коммунальной услуги по отоплению названы в п. 15 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. В общем случае температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах — не ниже +20 °C). В дневное время отклонения не допускаются. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый градус отклонения температуры. Для целей проведения перерасчета платы за коммунальную услугу для потребителей достаточно результатов замера температуры воздуха в жилом помещении. А каким образом установить основания для снижения платы за коммунальный ресурс, ведь параметры его качества определяются на границе эксплуатационной ответственности?
Здесь нужно смотреть на зафиксированные договором обязательства РСО подавать тепловую энергию с определенными показателями на вводе в дом. В частности, речь идет о температурном графике, в котором устанавливается соответствие температуры теплоносителя и наружной температуры воздуха. Поддержание обозначенной в нем температуры теплоносителя при конкретной температуре воздуха обеспечивает нормативную температуру воздуха в жилых помещениях. Отклонение фактической температуры теплоносителя, зафиксированное ОПУ, указывает на несоблюдение показателей качества тепловой энергии. Соответственно, необходимым обоснованием требования о снижении размера платы за коммунальный ресурс являются посуточные показания ОПУ.
Далее следует вопрос: является ли установленное отклонение достаточным для перерасчета платы за коммунальный ресурс? Арбитры ФАС УО считают, что да. Так, РСО обжаловала судебные акты о взыскании с нее в пользу УК сумм неосновательного обогащения, делая упор на то, что качество коммунальной услуги по отоплению оценивается по температуре воздуха внутри помещений, а УК не представила доказательств отклонения температуры воздуха от нормативных показателей. Суд указал: отсутствие актов проверки, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, не является основанием для отказа в удовлетворении иска (Постановление от 19.01.2015 N Ф09-9054/14). Кроме того, УК произвела перерасчет для потребителей в связи с жалобами на низкую температуру в квартирах. РСО не оспаривала расчет суммы неосновательного обогащения, а ссылалась на то, что снижение температуры теплоносителя на отопление произошло в сетях истца и по вине последнего. Однако показания прибора учета подтвердили обратное.
В другом деле, рассмотренном также АС УО (Постановление от 16.09.2014 N Ф09-5820/14), УК взыскивала с РСО убытки в сумме перерасчетов, произведенных потребителям за некачественную услугу по отоплению. РСО опять же не оспаривала достоверность расчета суммы убытков (не запрашивала подтверждающие перерасчет доказательства) и не представила контррасчет. Требования УК были обоснованы совокупностью документов: температурным графиком, утвержденным согласно договору ресурсоснабжения, данными о температуре сетевой воды, зафиксированной ОПУ, справками метеослужбы, выписками из журнала учета обращений граждан, актами о предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, составленными с участием жильцов, председателя совета МКД, представителя сторонней организации и УК, согласно которым в результате проведенных замеров установлено несоответствие температурного режима в помещениях предусмотренным нормам.
Результирующий судебный акт по делу — Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2017 г. (кассационная инстанция) № Ф06-15316/2016. Вступило в законную силу.
Краткое описание предмета спора, история рассмотрения дела:
Ресурсоснабжающая организация (МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковыми требованиями к исполнителю коммунальной услуги (ООО «Управляющая компания Центрального района») о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию, ГВС в размере 3023317,29 рублей, пени в сумме 50398,40 рублей. Судом первой инстанции исковые требования РСО были удовлетворены в полном объеме, однако суд апелляционной инстанции, а затем и суд кассационной инстанции, приняв доводы ответчика о имевшем место в период взыскания факте некачественной поставки ГВС, частично изменили решение суда первой инстанции. А именно, РСО было отказано во взыскании более 348386,04 рублей (размер определенной судами суммы перерасчета за некачественную поставку ГВС). Решение вступило в законную силу
Выводы и доводы судов о фиксации некачественной поставки коммунального ресурса.
Суд апелляционной инстанции по вышеназванному делу, а затем поддержавший его доводы суд кассационной инстанции пришли к следующим выводам:
— «Правила предоставления коммунальных услуг» (Постановление Правительства РФ №354), не содержат положений о недопустимости подтверждения поставки некачественного коммунального ресурса иными доказательствами, помимо акта проверки об установке факта некачественной поставки, предусмотренного разделом Х упомянутых Правил (позиция РСО). В рассматриваемом деле некачественная поставка была зафиксирована на основании архивных данных с общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии, надлежаще введенных в эксплуатацию и установленных на границе эксплуатационной ответственности РСО и исполнителя коммунальной услуги;
— для расчета (перерасчета) стоимости некачественного коммунального ресурса были необходимы почасовые показания температуры горячей воды в точке водоразбора.
— в случае поставки РСО в обслуживаемые исполнителем коммунальной услуги многоквартирные дома коммунального ресурса, не соответствующего СанПиН 2.1.4.2496-09 («Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»), исполнитель коммунальной услуги вправе требовать уменьшения оплаты в том же порядке, который установлен для перерасчета оплаты за коммунальный ресурс для конечных потребителей.
Сумма перерасчета была определена судами согласно п.101 Правил №354, в соответствии с Приложениями 1 и 2 к Правилам.
Результирующий судебный акт по делу — Постановление Семнадцатого арбитражного суда (апелляционная инстанция) от 31.05.2016 г. №17АП-5253/2016 ГК, вступило в законную силу.
Краткое описание предмета спора, история рассмотрения дела:
Исполнитель коммунальной услуги (ООО «Управляющая компания ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс») обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковыми требованиями к РСО (МУП«Екатеринбургэнерго») о взыскании денежных средств за предоставление некачественной услуги ГВС и обязании нормализовать качество предоставляемой услуги ГВС.
Решением суда первой инстанции от 17.03.2016 г. исковые требования исполнителя коммунальной услуги были частично удовлетворены, с РСО было взыскано 8194,05 руб. – сумма денежных средств за предоставление некачественной ГВС в период август – сентябрь 2016 года. Постановлением Семнадцатого арбитражного суда (апелляционная инстанция) от 31.05.2016 вышеназванное решение оставлено без изменения, т.е. вступило в законную силу.
Выводы и доводы судов о фиксации некачественной поставки коммунального ресурса.
— некачественная поставка ГВС зафиксирована на основании данных ОДПУ. Некачественная поставка зафиксирована в зоне эксплуатационной ответственности РСО.
— частичное (не полное) удовлетворение исковых требований исполнителя коммунальной услуги обусловлено не правильным расчетом суммы взыскания (расчет выполнялся помесячно, т.е. определялась средняя температура ГВС за отчетный месяц), суды установили, что плата за некачественную поставку снижается на 0,1% в сутки за каждый час отклонения температуры в точке водоразбора на 3 градуса от предельно допустимых значений, то есть в ночные часы — при температуре 52 градуса и ниже, в дневные — 54 градуса и ниже.
В квартире никто не зарегистрирован и не проживает
Если в квартире никто не зарегистрирован и не проживает, то отсутствуют основания для перерасчета. Неиспользование собственником жилого помещения (не проживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах № 354, ЖК.
Такая позиция сформирован многочисленной судебной практикой Арбитражных судов, где органы ГЖН выдавали предписания УО, региональным операторам о проведении перерасчетов. В судебном порядке такие предписания признаются недействительными.
ГЖН провели проверку УО и выявила, что УО отказала в перерасчете за обращение с ТКО в ситуации, когда собственник (или иные потребители) фактически не проживали (в том числе временно) в квартире.
УО обратилась в суд, указав, что что перерасчет размера платы по обращению с ТКО возможен в случае, когда расчет за такую услугу производится исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан, только в отношении зарегистрированных, но временно выбывших из жилого помещения граждан. В случае отсутствия зарегистрированных в помещении лиц, расчет производится по количеству собственников такого помещения.
Суд встал на сторону УО и признал предписание незаконным по следующим причинам.
Частью 11 ст. 155 ЖК установлено общее правило — неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Перерасчет возможен при временном отсутствии в порядке, предусмотренном Правилами № 354.
Пунктом 148(36) Правил № 354 предусмотрено начисление за обращение с ТКО по числу собственников при при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении. Верховный суд определением от 23.05.2018 № АКПИ18-238 признал положение п. 148(36) Правил 354 соответствующим положениям части 11 статьи 155 ЖК.
Перерасчет за горячую воду ненадлежащего качества формула
В Правилах заключения договоров ресурсоснабжения об этом также сказано (пп. «в» п. 18). Наконец, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса нужно учитывать, что в случае поставки ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими предусмотренную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг (пп.
По результатам проверки сотрудником должен быть составлен акт. Снижение платы за жилищно-коммунальные услуги не производится лишь в том случае, если перерыв в предоставлении услуг непосредственно связан с устранением угрозы здоровью и жизни граждан, предупреждением ущерба имуществу или вследствие чрезвычайных обстоятельств непреодолимой силы.
Судебная практика о перерасчете после поверки счетчиков воды
Последняя инстанция, куда обращаются при необходимости перерасчета – суд. В иске следует перечислить нарушения статей ЖК и прав со стороны УК. При этом государственная пошлина не оплачивается, так как обращение считается иском о защите прав потребителя.
Дополнительно указывается возможность досудебного урегулирования и размер компенсации, которую должны выплатить управляющая компания. В остальном составляется стандартный иск.
Обращение в суд – крайняя мера, и обычно до этого не доходит. Перерасчет за воду по счетчикам – стандартная процедура, и чаще всего возникает из-за обычной ошибки. Важно своевременно реагировать на завышенные начисления в платежках и добиваться компенсации.
Посмотрите видео: «Перерасчет услуг ЖКХ своими руками. Часть 2.»
Перерасчет при установленных счетчиках
В доме установлены ИПУ воды, а в квитанциях сумма устанавливается, исходя из норматива потребления по количеству проживающих граждан. Почему так происходит?
Важно! Такой вариант развития событий возможен в следующих случаях:
- собственник помещения установил водомеры, а в УК об этом не сообщил. На приборе отсутствуют необходимые пломбы, а значит, показания с него не могут быть взяты в основу расчетов за потребленный ресурс. Для исправления ситуации пригласите представителя УК для опломбирования счетчика. В дальнейшем взаиморасчеты будут происходить по его показаниям. Перерасчет за предыдущий период законом не предусмотрен;
- истек срок поверки ИПУ. Для ее выполнения обратитесь в свою УК или в лицензированную организацию. Ее сотрудники придут к вам, проверят пригодность прибора и дадут бумагу о том, что показания соответствуют расходу.
После установки индивидуального прибора учета холодного и горячего водоснабжения пригласите специалистов из водоканала. Они установят пломбы и зафиксируют дату в своем постановлении. Бумага с информацией об установленном водомере остается у собственника.