Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение разрешенного использования участка 2-мя способами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменение ВРИ или добавление новых, в т.ч. условно-разрешенных или вспомогательных, возможно только из перечня, закрепленных действующими на территории муниципального образования градостроительными регламентами и Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ).
Порядок действий при изменении вида разрешенного использования
Порядок действий по изменению ВРИ выглядит следующим образом:
- Подача Запроса (заявления) на предоставление государственной услуги об изменении одного вида разрешенного использования участка на другой.
- По итогам рассмотрения обращения заявителя уполномоченным органом власти выносится распорядительный акт о смене ВРИ земельного участка либо мотивированный отказ в предоставлении услуги.
- При положительном решении – внесение изменений в ЕГРН и в Договор аренды земельного участка (в случае аренды у города).
Виды разрешенного использования земли
Если посмотреть в свидетельство о праве на участок или выписку из ЕГРН, можно увидеть там и категорию земли, и ее назначение. Земельный кодекс РФ выделяет 7 земельных категорий (сельхозназначения, населенных пунктов, жилые зоны и пр.), каждая из которых, в свою очередь, может делиться на виды разрешенного использования.
Так, земли сельхозназначения могут использоваться:
- для фермерской деятельности;
- рыбоводства;
- огородничества;
- садоводства;
- развития личного хозяйства.
Земли населенных пунктов могут делиться на такие виды использования, как:
- жилые зоны;
- производственные;
- общественно-деловые;
- зоны специального назначения и другие.
Жилые зоны тоже имеют градацию. В них включаются зоны застройки:
- индивидуальными жилыми домами;
- жилыми малоэтажными домами;
- жилыми среднеэтажными домами;
- жилыми многоэтажными домами;
- другими жилыми постройками.
Изменение категории участка
Процесс изменения категории земли подчиняется требованиям Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172.
Для смены категории земли нужно обращаться в земельный комитет вашей администрации с ходатайством, в котором следует указать:
- кадастровый номер участка;
- действующую и предполагаемую категорию участка;
- мотивы перевода;
- сведения о правах на участок (кто правообладатель, обременения участка).
К ходатайству обязательно прикладываются:
- выписка из Государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт участка, который можно оформить в кадастровой палате или многофункциональном центре);
- копия вашего паспорта (для предпринимателей и предприятий — выписка из налоговой инспекции);
- выписка из ЕГРН (документ о зарегистрированных правах на участок, который оформляется в Управлении Росреестра или многофункциональном центре);
- заключение экологической экспертизы (уточните в земельном комитете, требуется ли вам его предоставлять);
- согласие владельца участка на перевод его в другую категорию.
Изменение целевого назначения
А как изменить вид разрешенного использования земельного участка, если перевода из одной категории в другую не требуется?
Примерный алгоритм таков: в земельный комитет вы представляете заявление о смене вида использования вашего участка с пакетом документов. Однозначно вам понадобятся документы на участок — кадастровый паспорт и свидетельство на собственность.
Каждой городской или районной администрацией разрабатывается и утверждается градостроительный регламент. Приложением к регламенту являются правила землепользования и застройки, в которых четко прописывается весь алгоритм изменения вида использования участка.
Если вашей администрацией правил землепользования и застройки не утверждено или ваш участок не подчиняется градостроительному регламенту, вам нужно официально направить запрос о смене вида разрешенного использования участка на имя главы местной администрации. Запрос нужно направить обязательно заказным письмом с уведомлением либо вручить лично под подпись.
На основании требований устава вашего района, города или поселка глава администрации обязан провести публичные слушания по вопросу смены разрешенного использования земли и с учетом результатов принять решение.
Публичные слушания должны пройти не позже месяца со дня подачи заявления, и их проведение должны будете оплатить вы (на основании 39 статьи Градостроительного кодекса РФ). При этом, так как законодательно не установлены правила изменения вида разрешенного использования земельных участков с перечнем документов, а есть лишь ссылки на градостроительные регламенты и уставы муниципальных образований, вам стоит обзавестись текстами и этих документов.
Что такое территориальная зона?
В законе, в частности в Градостроительном кодексе (статья 1), дано определение.
Территориальные зоны – это зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Иными словами, территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены какие-то градостроительные регламенты.
К градостроительным регламентам подойдем чуть позже, а пока отметим следующее.
Практически все города, поселки, села и др. населенные пункты разделены на территориальные зоны.
Некоторые примеры территориальных зон:
- жилая зона,
- деловая зона,
- промышленная зона,
- сельскохозяйственная.
В разных населенных пунктах может быть разное количество территориальных зон.
Изменение вспомогательных видов разрешенного использования.
Если вид разрешенного использования, который вы хотите установить, относится к вспомогательным видам, то достаточно подать декларацию в Росреестр, точно также как и для основных ВРИ.
Никаких разрешений и согласований получать не нужно.
Важный нюанс.
Собственник не может изменить основной вид разрешенного использования на вспомогательный.
Допускается добавление вспомогательного вида разрешенного использования к основному.
Иными словами, выбирая вспомогательный ВРИ, вы добавляете его к основному виду, и в результате ваш участок будет иметь 2 вида разрешенного использования (основной и вспомогательный).
Таким образом, собственник земельного участка может самостоятельно, в уведомительном порядке добавить вспомогательный вид разрешенного использования, предусмотренный в ПЗЗ, к основному виду.
Внесение изменений в градостроительную документацию
Смена территориальной зоны требует внесения корректив в правила землепользования и застройки, поэтому процедура занимает существенно больше времени, чем при изменении ВРИ. Доступна она не для каждого надела. Например, изменение назначения земельного участка сельскохозяйственного назначения возможно, только если он непригоден для сельскохозяйственной деятельности, на земле планируется добыча полезных ископаемых, выделяются площади под строительство промышленного комплекса, расширяются границы города и в некоторых других случаях. Запросить смену территориальной зоны без веских нужд у владельца недвижимости не получится.
Именно поэтому повышенную важность приобретает заявление. В нем требуется указать весомые основания для смены зоны с подробными пояснениями. Именно от аргументации собственника будет зависеть, пропустит ли ходатайство комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки. В качестве поясняющих документов можно привести доказательства, что после смены зоны земля будет эксплуатироваться в рамках законодательства, проектную документацию на будущие объекты, результаты экологической экспертизы, подтверждения от других инстанций с одобрением перевода.
В целом процедура смены территориальной зоны выглядит следующим образом:
- Сбор документов и подача их в комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки.
- Подготовка заявления для Москомархитектуры.
- Рассмотрение комиссией и контролирующими органами возможностей изменения градостроительной документации.
- Проведение публичных слушаний.
- Передача проекта правительству Москвы.
- Одобрение или отклонение внесения изменений в ПЗЗ.
Целевое назначение земель на Украине
ЗК Украины классифицирует земли по признаку основного целевого назначения по 9 категориям, которые частично (сельхозземли, леса, водоемы, объекты хоздеятельности человека) совпадают с категориями земель по ЗК РФ. В отдельные категории, в отличие от ЗК РФ, вынесены земли под жилыми постройками и общественными объектами, а также земли под оздоровительными объектами, земли для рекреации и земли, имеющие историко-культурное назначение.
По данным украинской Госслужбы по вопросам картографии, геодезии и кадастра, общая площадь земельного фонда страны — 60,4 млн га, из которых сельхозземли занимают 41,8 млн га, или 70 %, и только 17 % (10,4 млн га) — леса.
Около 90 % всех сельхозземель распаеваны, т. е. большинство сельских жителей имеют на руках госакты на земельные участки. Поскольку на Украине действует многолетний мораторий на продажу сельхозземель, то большинство участков сданы в аренду крупным агрохолдингам.
Целевое назначение земельного участка Украина зачастую изменяется при отводе перспективных участков под коммерческое строительство коттеджных городков и торговых объектов, особенно в окрестностях Киева и крупных областных центров.
Категория земель – это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы в зависимости от их природного, социального и экономического значения.
Понятие категории подразумевает способ и особенности эксплуатации земли владельцем.
Опираясь на это, а также на Земельный Кодекс РФ, можно назвать 7 основных категорий, а именно:
- Территории объектов водного фонда.
- Территории фонда государственного запаса (об особенностях эксплуатации и назначение земель запаса, а также о том, как осуществить перевод в другую категорию, читайте тут).
- Территории лесного фонда.
- Земельные территории, относимые к сельскохозяйственным территориям, независимо от физического положения.
- Земли населённых пунктов.
- Земли специального назначения.
- Территории особого назначения.
Изменение целевого назначения земельного участка
Подача заявления:
Если в муниципалитете действуют ППЗ, а соответственно, и градостроительные регламенты и если выяснено, что будущий вид использования участка есть в перечне главных (основных) видов той территориальной функциональной зоны, к которой он относится, и не выявлена «нестыковка» с наименованием нового вида использования с Классификатором ВРИ, заявление подаётся в Кадастровую службу или МФЦ.
Заявление на изменение ВРИ в кадастровую службу — это заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости.
К заявлению должны быть приложены:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
- согласие правообладателя земельного участка на изменение вида разрешённого использования земельного участка, если заявитель не является его собственником.
Целевое назначение земельного участка изменилось
Кадастровая стоимость участка при переводе из одной категории в другую изменяется. Земельный налог, рассчитанный исходя из новой стоимости, начинает выплачиваться со следующего налогового периода ( письмо Минфина России от 10 октября 2012 г. № 03-05-05-02/104).
Кадастровая оценка влияет на сумму налога
Сумма земельного налога зависит от ставки и кадастровой оценки участка (ст. 391 и 394 Налогового кодекса РФ). В свою очередь кадастровая оценка и ставка налога зависят от категории, к которой отнесен участок, и разрешенного вида его использования.
Ставку устанавливают муниципалитеты Первая составляющая при расчете земельного налога – ставка – устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не должна превышать следующие значения: – 0,3 процента в отношении участков сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; – 1,5 процента в отношении прочих земельных участков (ст. 394 Налогового кодекса РФ).
Кадастровую стоимость определяет оценка
Второй составляющей при расчете налога является кадастровая стоимость. Она определяется в результате государственной кадастровой оценки по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316, оценщиками или лицами, имеющими право на заключение договоров об оценке. В настоящее время действует ряд общих и специальных методических указаний по определению кадастровой стоимости, дифференцированных в зависимости от категорий земли. К примеру, земли сельскохозяйственного назначения оцениваются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 4 июля 2005 г. № 145. На основании оценки органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ). Определяется кадастровая стоимость оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования. Иногда земельный участок по правоустанавливающим документам имеет больше одного вида разрешенного использования. В этом случае кадастровая стоимость для каждого из видов разрешенного использования рассчитывается по отдельности. Затем для оценки принимается наибольшая из рассчитанных (п. 2.7.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 39). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ).
Изменение вида разрешенного использования
Общий порядок перевода земель из одной категории в другую определяется статьей 8 Земельного кодекса РФ. При изменении категории земельного участка или вида разрешенного использования неизбежно пересчитывается и его кадастровая стоимость. Изменение может происходить в течение налогового периода, при этом сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, не изменяется. Это происходит независимо от того, уменьшилась или увеличилась в результате кадастровая стоимость участка. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Эта норма действует и при переводе в течение года земельного участка из одной категории в другую и изменении вида разрешенного использования. Если земельный участок не менял владельца и свои границы, то все изменения его кадастровой стоимости и прочих параметров будут учитываться при исчислении земельного налога только с 1 января следующего года (следующего налогового периода). Такого же мнения придерживается и Минфин России в письме от 10 октября 2012 г. № 03-05-05-02/104.
В москве повысилась плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка – что необходимо знать инвестору?
С 19 ноября 2020 года применяется скорректированный механизм расчета платы за изменение вида разрешенного использования (далее – «ВРИ») земельного участка, которая может подлежать выплате в Москве частным собственником или арендатором публичного земельного участка (за исключением участков в федеральной собственности). Утверждение нового порядка расчета привело к существенному повышению платы за изменение ВРИ.
Разумеется, инвесторы еще до приобретения соответствующей площадки учитывают стоимость изменения ВРИ в финансовой модели планируемого проекта. В результате внесенные изменения негативно повлияют на инвестиционные показатели девелоперских проектов и увеличат стоимость строительства объектов, а значит, и стоимость покупки/аренды недвижимости для конечных потребителей.
Ниже мы более подробно расскажем о данных нововведениях.
История вопроса: что такое ВРИ и почему надо платить за его смену?
Одним из существенных аспектов девелопмента, с которого, можно сказать, начинается процесс строительства, является ВРИ земельного участка. Именно ВРИ определяет, какие объекты могут быть возведены на земельном участке.
- Если текущий ВРИ, указанный для земельного участка в ЕГРН, не соответствует планируемому фактическому использованию участка (например, после реализации девелоперского проекта), то застройщику необходимо изменить такой ВРИ.
- Застройщик – собственник земельного участка может самостоятельно выбрать требуемый ему ВРИ из перечня основных ВРИ, содержащегося в правилах землепользования и застройки, и внести соответствующие изменения в сведения ЕГРН.
- Когда строительство осуществляется девелопером на земельных участках, арендованных у государства, то для изменения ВРИ необходимо также внести изменения в договор аренды земельного участка.
По общему правилу изменение ВРИ как собственником земельного участка, так и его арендатором осуществляется бесплатно. Однако для Москвы законодательством предусмотрено исключение в виде необходимости вносить плату за изменение ВРИ на другой вид, допускающий строительство и(или) реконструкцию объекта.
В зависимости от статуса застройщика (собственник или арендатор земельного участка) при изменении ВРИ земельного участка, расположенного в Москве, ему необходимо будет внести:
- плату за изменение ВРИ – сумму, которая уплачивается собственником земельного участка за смену ВРИ; или
- арендную плату в увеличенном размере за находящийся в госсобственности земельный участок в связи с изменением порядка расчета размера арендной платы за земельный участок после смены ВРИ, выплачиваемой девелопером-арендатором такого участка.
Что изменилось?
Постановлением Правительства Москвы № 2019-ПП от 19 ноября 2020 года (далее – «Постановление № 2019») были скорректированы механизмы расчета связанных с изменением ВРИ платежей для каждого из указанных случаев. Таким образом, изменения различаются в зависимости от того, находится ли застраиваемый земельный участок в частной или государственной собственности.
- Плата за изменение ВРИ земельного участка в частной собственности
- Постановлением № 2019 было утверждено всего одно изменение в формуле, применяемой для расчета платы за изменение ВРИ земельного участка в частной собственности.
- Однако оно привело к очень существенному увеличению платы, взимаемой с московских девелоперов.
- В ранее применявшуюся формулу Постановлением № 2019 был добавлен коэффициент местоположения, который составляет 2,0 для земельных участков, расположенных в старой Москве, и 8,0 для участков в пределах Новой Москвы.
- Таким образом, размер платы за изменение ВРИ для частных собственников земельных участков с 19 ноября 2020 года увеличился: (i) для территорий в границах старой Москвы – вдвое, (ii) для присоединенных территорий – в восемь раз.
- При этом по-прежнему сохраняются основания для применения льготных условий внесения платы за смену ВРИ (например, рассрочка на период строительства) и полного освобождения от внесения платы.
- Плата за изменение ВРИ земельного участка, арендуемого у г. Москвы
- До принятия Постановления № 2019 размер арендной платы за земельный участок в течение первого года после смены ВРИ зависел от:
- кадастровой стоимости земельного участка после смены ВРИ;
- действующего для измененного ВРИ повышающего коэффициента (чаще всего – 1,5 %); и
- только для земельных участков в пределах ТТК Москвы – показателя плотности застройки (до 80 %).
Когда нельзя менять категорию
Существует несколько случаев, в которых перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается.
Это происходит, если:
- законом установлены ограничения перевода участков из одной категории в другую либо запрет на такой перевод;
- существует отрицательное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если её проведение предусмотрено федеральными законами;
- установлено несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утверждённым документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Целевое назначение земельной площади определяет виды деятельности на ней. Такая мера, как выделение категорий и разрешенное использование наделов, необходима была для того, чтобы сделать эксплуатацию земельных площадей безопасной, практичной, сохранить качество грунта.
Было принято решение разделить все земельные угодья страны на несколько категорий, среди которых земли сельскохозяйственного назначение. Земли населенных пунктов, охраняемые зоны и другое.
Каждая категория имеет еще и определенный правовой статус, с учетом которого она должна использоваться. Благодаря такому подходу к охране и применению земельных ресурсов удается контролировать использование ценных земельных площадей, с перспективой распоряжаться ими.
ВНИМАНИЕ! За нарушение правил целевого правового статуса предполагается административная ответственность в виде штрафа.
Сумма штрафных санкций зависит от того, кто является нарушителем (физическое, юридическое лицо), насколько был причинен ущерб качеству участка. Чтобы не получить административное наказание и не лишится надела, рекомендуется поменять статус участка (если это возможно) или приобрести другой, с нужным ВИР.
Под категорией земли подразумевается закрепленное законодательство описание стандартных свойств. Выделяется законом 7 категорий:
- Земли сельхозназначения.
- Населенных пунктов.
- Водного фонда.
- Особо охраняемых территорий.
- Лесного фонда.
- Территории спец назначения.
- Территории земли государственного запаса.
В категорию земель спец назначения входят площади, на которых располагаются разнообразные промышленные объекты, энергетические объекты, сооружения, связанные с обеспечением безопасности государства. Площади земель государственного запаса – это пока неиспользованные ресурсы, до этого времени они еще не были востребованы в народном хозяйстве.
В рамках каждой категории выделяются еще и земли с разными видами разрешенного использования (ВИР). Данное понятие дает возможность более точно определить применение земли и зонировать участки в рамках масштаба региона или субъекта федерации. ВИР могут быть нескольких групп – основные, вспомогательные, условно разрешенные.
Как изменить назначение участка, если этого требует предстоящая хозяйственная деятельность или планы по строительству дома? Для начала процесса следует подать заявление в местную администрацию.
Подается ходатайство о смене дозволенного использования участка, эта характеристика указывается в правоустанавливающих документах на надел.
В этом заявлении, образец которого можно взять в той же местной администрации, указывает ряд важных данных. Они должны быть вписаны точно, из-за ошибок можно получить отказ или процедуру придется начинать повторно. Что должно быть в заявлении?
- Данные гражданского паспорта.
- На каком основании было получено право собственности на надел.
- Какой ВИР имеет участок на данное время.
- Какой вид дозволенного разрешения нужно получить.
- Номер участка по кадастру, его расположение, параметры, площадь.
Также нужно в ходатайстве четко указать причины для изменения, подтвердив их аргументами. Вместе с заявлением подается и целая папка документов. Если участок грамотно оформлен и зарегистрирован, собрать бумаги будет не сложно.
- Понадобятся копии гражданского паспорта собственника и документов, которые являются правоустанавливающими относительно участка.
- Документацию по кадастровому учету и межеванию (кадастровый паспорт, план межевания).
- Важные бумаги – проектная документация по планам изменения ВИР участка и его эксплуатации. Должны быть расчеты по эффективности применения земли после изменения ее дозволенного использования.
Заявление обязательно нужно зарегистрировать с указанием даты подачи.