Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог для сельских жителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Ставки налога для физических лиц
Изменений для физических лиц касаемо ставок на транспортный налог в 2023 пока не планируется.
Регион / Ставка руб. за 1 л.с. | 0-100 | 100-150 | 150-200 | 200-250 | 251+ |
Республика Адыгея | 10 | 20 | 40 | 70 | 130 |
Алтайский край | 10 | 20 | 25 | 60 | 120 |
Республика Алтай | 10 | 14 | 20 | 45 | 120 |
Амурская область | 15 | 21 | 30 | 75 | 150 |
Архангельская область | 14 | 24 | 50 | 75 | 150 |
Астраханская область | 14 | 27 | 48 | 71 | 102 |
Республика Башкирия | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Белгородская область | 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Брянская область | 10 | 18 | 40 | 75 | 130 |
Республика Бурятия | 9.5 | 17.9 | 25.5 | 38.3 | 76.5 |
Владимирская область | 20 | 30 | 40 | 75 | 150 |
Волгоградская область | 9 | 20 | 40 | 75 | 150 |
Вологодская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Воронежская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Дагестан | 8 | 10 | 35 | 50 | 105 |
Еврейская АО | 8 | 16 | 40 | 60 | 95 |
Забайкальский край | 7 | 10 | 20 | 33 | 65 |
Ивановская область | 10 | 20 | 35 | 60 | 120 |
Республика Ингушетия | 5 | 7 | 10 | 30 | 40 |
Иркутская область | 10.5 | 14.5 | 35 | 52.5 | 105 |
Республика Кабардино-Балкария | 7 | 15 | 35 | 65 | 130 |
Калининградская область | 2.5 | 15 | 35 | 66 | 147 |
Республика Калмыкия | 11 | 22 | 47 | 75 | 150 |
Калужская область | 10 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Камчатский край | 9 | 24 | 40 | 68 | 130 |
Республика Карачаево-Черкесия | 7 | 14 | 25 | 35 | 95 |
Республика Карелия | 6 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Кемеровская область | 8 | 14 | 45 | 68 | 135 |
Кировская область | 20 | 30 | 44 | 60 | 120 |
Республика Коми | 15 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Костромская область | 14 | 26.8 | 38 | 60 | 120 |
Краснодарский край | 12 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Красноярский край | 5 | 14.5 | 29 | 51 | 102 |
Республика Крым | 5 | 7 | 15 | 20 | 50 |
Курганская область | 10 | 27 | 50 | 75 | 150 |
Курская область | 15 | 22 | 40 | 70 | 150 |
Ленинградская область | 18 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Липецкая область | 15 | 28 | 50 | 75 | 150 |
Магаданская область | 6 | 8 | 12 | 18 | 36 |
Республика Марий Эл | 25 | 35 | 50 | 90 | |
Город Москва | 12 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Мордовия | 17.3 | 25.9 | 37.9 | 75 | 150 |
Московская область | 10 | 34 | 49 | 75 | 150 |
Мурманская область | 10 | 15 | 25 | 40 | 80 |
Ненецкий АО | 25 | 50 | |||
Нижегородская область | 22.5 | 31.5 | 45 | 75 | 150 |
Новосибирская область | 6 | 10 | 30 | 60 | 150 |
Омская область | 7 | 15 | 30 | 45 | 90 |
Оренбургская область | 15 | 50 | 75 | 150 | |
Орловская область | 15 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Пензенская область | 15 / 21 | 30 | 45 | 75 | 150 |
Пермский край | 25 | 30 | 50 | 58 | |
Приморский край | 18 | 26 | 43 | 75 | 150 |
Псковская область | 13 / 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Ростовская область | 12 | 15 | 45 | 75 | 150 |
Рязанская область | 10 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Самарская область | 16 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Санкт-Петербург, город | 24 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Саратовская область | 14 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Сахалинская область | 10 | 21 | 35 | 75 | 150 |
Свердловская область | 2.5 | 9.4 | 32.7 | 49.6 | 99.2 |
Республика Северная Осетия | 7 | 15 | 20 | 45 | 90 |
Город Севастополь | 5 | 7 | 25 | 75 | 100 |
Смоленская область | 10 | 20 | 40 | 60 | 100 |
Ставропольский край | 7 | 15 | 36 | 75 | 120 |
Тамбовская область | 20 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Республика Татарстан | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Тверская область | 10 | 21 | 30 | 45 | 90 |
Томская область | 5 | 8 | 20 | 30 | 75 |
Тульская область | 10 | 25.4 | 50 | 75 | 150 |
Республика Тыва | 7 | 11 | 20 | 30 | 70 |
Тюменская область | 10 | 30 | 34 | 40 | 66 |
Республика Удмуртия | 8 | 20 | 50 | 75 | 100 |
Ульяновская область | 12 | 30 | 45 | 65 | 115 |
Хабаровский край | 12 | 16 | 30 | 60 | 150 |
Ханты-Мансийский АО | 5 | 7 | 40 | 60 | 120 |
Республика Хакасия | 6 | 15 | 25 | 40 | 75 |
Челяб��нская область | 7.7 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Республика Чечня | 7 | 11 | 24 | 48 | 91 |
Республика Чувашия | 13 | 23 | 50 | 75 | 150 |
Чукотский АО | 5 | 7 | 10 | 15 | 30 |
Республика Якутия | 8 | 13 | 17 | 30 | 60 |
Ямало-Ненецкий АО | 15 | 24.5 | 25 | 37.5 | 75 |
Ярославская область | 15.8 | 28.1 | 45 | 68 | 145 |
Каждый регион устанавливает ставки индивидуально.
Единый налоговый счет
С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:
-
для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;
-
для выполнения обязательств организации перед бюджетом.
На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:
-
положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);
-
отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;
-
нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Льготы военным по транспортному налогу в 2021 году
Инвалидность вследствие военной травмы устанавливается и для лиц других категорий, путем освидетельствования в Бюро МСЭ (медико-социальной экспертизы) с тем отличием, что в определении причины наступления нетрудоспособности участвует так же ВВК (военно-врачебная комиссия). Инвалидами вследствие военной травмой признаны две категории военнослужащих:
- когда травма получена во время непосредственного прохождения военной службы;
- когда травма возникла в результате обстоятельств, не связанных с воинской обязанностью, но человек в этот момент числится в штате Министерства обороны или силовых ведомств.
К лицам, имеющим право на гособеспечение по инвалидности, относятся:
- все военнослужащие срочной и контрактной службы;
- служащие силовых ведомств – МВД, ФСБ, МЧС, ГУФСИН, Железнодорожные войска, погранслужбы, прокуратуры;
- участники Великой Отечественной Войны, в том числе жители Блокадного Ленинграда;
- военнослужащие стран, имеющих соответствующие соглашения с РФ или СССР;
- ветераны, проживающие в бывших республиках СССР, если на территории проживания им не назначено пенсионное обеспечение.
Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, и члены их семей
Внесение значимых изменений в федеральное законодательство, касаемо предоставления льгот военным пенсионерам и членам их семей, не планируется.
При этом в следующем году бывшие военные могут ожидать изменение уровня пенсионного обеспечения в форме его индексации. Это касается и государственных пенсий по утрате кормильца.
Военные пенсионеры в Российской Федерации в силу их статуса, помимо материального обеспечения, имеют право на целый ряд льгот и преференций. Они касаются освобождения от ряда налоговых платежей, предоставления субсидий по оплате ЖКУ, права на первоочередное медицинское обслуживание, получение образования и льготных путевок в ведомственные санатории.
При этом закон учитывает права не только самих военных, но и членов их семей. Так, лица, находившиеся на иждивении у умершего военнослужащего, получают пенсии по потере кормильца, а также пользуются частью их льгот.
Выбор военной службы во многом зависит от преимуществ и льгот, предоставляемых государством. Служба по контракту — вид государственной профессиональной деятельности на воинских должностях в вооруженных силах, других войсках, воинских специальных формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (ст.
2 ФЗ-76). Вот какие налоги платят военные в 2021 году:
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — 13%;
- земельный — 0,3-1,5%;
- имущественный — до 0,1-2%;
- транспортный — от 2,5 руб. на 1 л/с.
Льготы и вычеты, доступные во время и после службы, очень важны при выборе этой сложной и ответственной профессии. Расчет подоходного для военных-контрактников не отличается от остальных жителей страны. В статье 217 Налогового кодекса уточняется, платят ли военные НДФЛ: да, в полном объеме, то есть 13%. Доступные вычеты:
- на детей — общая для всех налогоплательщиков льгота;
- на приобретаемую недвижимость.
- квартира или комната;
- жилой дом;
- помещение или сооружение, которые специально оборудованы и используются в качестве творческих мастерских, ателье, студий, жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;
- хозяйственное строение или сооружение, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые размещены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
- гараж или машино-место.
Очень важные и весомые в структуре расходов — имущественные налоги. Статья 407 определяет, платят ли военные налог на квартиру, находясь на контракте. От этого налога освобождены все граждане, проходящие военную службу (53-ФЗ), — по договору и срочную.
Вычет на приобретаемую недвижимость — в размере фактических затрат, но не более 2 млн рублей.
Имущественный, 0% на один объект, при общероссийской ставке до 0,1-2%
Транспортный, от 2,5 руб. на 1 л/с.
Документ направлен на реализацию постановления Конституционного Суда. Необходимо было привести в соответствие с Основным законом нормы, регламентирующие выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда гражданам, которые стали инвалидами из-за военных травм. Ежемесячная компенсация должна выплачиваться независимо от времени наступления инвалидности вследствие военной травмы,
Проект разработан во исполнение Постановления КС РФ от 19 мая 2014 г. № 15-П. Суд удовлетворил жалобу жителя Курска Геннадия Ледовского . который в 1981-1983 годах служил в Афганистане и получил военную травму. Впоследствии Ледовской проходил службу в органах внутренних дел и в 2002 году был уволен по болезни. Одновременно ему была установлена II группа инвалидности вследствие военной травмы, в связи с чем он стал получать повышенную пенсию по ст.
- Воины, получившие инвалидность в результате военной травмы во время защиты Родины:
- контузии;
- увечья;
- ранения;
- иного рода заболевания;
- пленения.
- Граждане, состояние здоровья которых пострадало при обстоятельствах, не связанных с выполнением воинского долга (но во время службы).
Важно: причину наступления инвалидности устанавливает военно-медицинская комиссия.
Последние изменения в законодательстве
Законодательством Российской Федерации предполагается, что ветеранам ВОВ полагается высокий уровень социальной защиты. Эти люди защищали нашу страну от фашистских захватчиков, а поэтому имеют право на широкий перечень льгот и компенсаций.
Согласно упомянутому выше закону 5-ФЗ, ветераны ВОВ имеют право на такие виды выплат, льгот и компенсаций:
- пенсионные выплаты: непосредственно страховая пенсия, а также ежемесячная денежная выплата. Если ветеран является инвалидом ВОВ, он имеет право дополнительно получать и пенсию по инвалидности. Если сумма выплат не достигает прожиточного минимума, ветерану полагается федеральная доплата;
- обеспечение жильем ветеранов, которые нуждаются в улучшении жилищных условий;
- возмещение расходов на услуги ЖКХ и расходов на проживание (в том числе если ветеран проживает по договору социального найма) в размере 50%;
- оплата изготовления и установки протезов (кроме зубных) за счет государства;
- гарантии медицинского обслуживания (в том числе более широкий перечень услуг в рамках диспансеризации);
- обслуживание вне очереди в большинстве учреждений культуры, транспорта, связи, социальных и оздоровительных учреждениях;
- для работающих ветеранов – возможность использования дополнительного отпуска без сохранения оплаты (до 35 дней);
- право на установку телефона в квартиру вне очереди;
- приоритет при вступлении в некоммерческие объединения;
- льготы и выплаты на уровне региона (льготы на проезд, выплаты и подарки к праздникам, и т.д.).
Федеральным законодательством также предусматриваются меры социальной защиты для вдов ветеранов ВОВ, нетрудоспособных иждивенцев (в случае смерти ветерана) и для тружеников тыла:
- пенсионные выплаты в зависимости от статуса;
- скидка на оплату услуг ЖКХ в размере 50%;
- бесплатное медицинское обслуживание в государственных учреждениях;
- первоочередной прием в организации социального обслуживания;
- предоставление путевок для санаторного лечения;
- обеспечение жильем за счет федерального бюджета.
- Освободиться от транспортного сбора позволено лишь сельским жителям, имеющим спецтехнику сельхозназначения, которая используется для производства соответствующей продукции;
- К числу лиц, наделенных правом на преференцию, относятся как с/х организации, так и физические лица, занимающиеся ведением ЛПХ;
- Лица, получающие 70% от суммарной выручки благодаря реализации произведенной сельхозпродукции, могут быть полностью освобождены от ТН вне зависимости от того, категорией какого транспорта они владеют. Указанное послабление действует в следующих областях:
- Нижегородская;
- Оренбургская;
- Новгородская;
- Красноярский край.
Запрос сообщения о величине транспортного налога
В соответствии с действующим порядком юрлица сами считают величину транспортного налога и авансов по нему (п. 1 ст. 362 НК РФ). Но чтобы обеспечить правильность расчета и полноту уплаты этого налога, инспекторы в срок не позже 6-ти месяцев со дня окончания срока его уплаты направляют налогоплательщикам сообщение о точной величине рассчитанного транспортного налога.
На данный момент в НК не указана возможность направлять такие сообщения по запросу хозяйствующих субъектов. Они формируются и передаются при совершении самого факта оплаты налога или наступления срока его оплаты, а также при ликвидации компании или при поступлении в ИФНС сведений о перерасчете ранее рассчитанного налога (п. 4 ст. 363 НК РФ).
По ст. 10 Закона от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ со 2 августа 2021 года поменяются правила и основания отправки налогоплательщикам таких сообщений. С этой даты сообщения о рассчитанной величине транспортного налога будут выдаваться также и по заявлению самой компании-плательщика.
Компания сможет получать сообщение в любой ИФНС вне зависимости от места нахождения или постановки на учет транспортного средства.
Сообщение будет направляться директору компании в срок не позже 5-ти дней с момента получения налоговиками заявления от налогоплательщика (п. 5 ст. 363 НК РФ). Форма заявления будет разработана и утверждена ФНС позднее.
Транспортный налог 2021: кто должен платить
В регионах РФ могут быть установлены местные льготы для владельцев тракторов. Например, в Кировской области ТН на трактор не выплачивают лица, ведущие личное подсобное хозяйство.
Узнать о наличии льгот по дорожному налогу в вашем регионе можно с помощью таблицы ниже. Для этого выберите свой регион и прокрутите страницу вниз до раздела «Льготы».
Выберите свой регион | ||
77, 99, 97, 177, 199, 197, 777 Москва | 78, 98, 178 Санкт-Петербург | |
01 Республика Адыгея | 30 Астраханская область | 57 Орловская область |
02, 102 Республика Башкортостан | 31 Белгородская область | 58 Пензенская область |
03 Республика Бурятия | 32 Брянская область | 59, 81, 159 Пермский край |
04 Республика Алтай | 33 Владимирская область | 60 Псковская область |
05 Республика Дагестан | 34, 134 Волгоградская область | 61, 161 Ростовская область |
06 Республика Ингушетия | 35 Вологодская область | 62 Рязанская область |
07 Кабардино-Балкария | 36, 136 Воронежская область | 63, 163 Самарская область |
08 Республика Калмыкия | 37 Ивановская область | 64, 164 Саратовская область |
09 Карачаево-Черкессия | 38, 85, 138 Иркутская область | 65 Сахалинская область |
10 Республика Карелия | 39, 91 Калининградская область | 66, 96, 196 Свердловская область |
11 Республика Коми | 40 Калужская область | 67 Смоленская область |
12 Республика Марий Эл | 41, 82 Камчатский край | 68 Тамбовская область |
13, 113 Республика Мордовия | 42, 142 Кемеровская область | 69 Тверская область |
14 Республика Саха (Якутия) | 43 Кировская область | 70 Томская область |
15 Республика Северная Осетия | 44 Костромская область | 71 Тульская область |
16, 116 Республика Татарстан | 45 Курганская область | 72 Тюменская область |
17 Республика Тыва | 46 Курская область | 73, 173 Ульяновская область |
19 Республика Хакасия | 47 Ленинградская область | 74, 174 Челябинская область |
21, 121 Чувашская Республика | 48 Липецкая область | 75, 80 Забайкальский край |
22 Алтайский край | 49 Магаданская область | 76 Ярославская область |
23, 93, 123 Краснодарский край | 50, 90, 150, 190, 750 Московская область | 79 Еврейская АО |
24, 84, 88, 124 Красноярский край | 51 Мурманская область | 83 Ненецкий АО |
25, 125 Приморский край | 52, 152 Нижегородская область | 86, 186 Ханты-Мансийский АО |
26, 126 Ставропольский край | 53 Новгородская область | 87 Чукотский АО |
27 Хабаровский край | 54, 154 Новосибирская область | 89 Ямало-Ненецкий АО |
28 Амурская область | 55 Омская область | 95 Чеченская Республика |
29 Архангельская область | 56 Оренбургская область |
Особенности уплаты транспортного налога
В целях снятия налоговой нагрузки с организаций и предпринимателей сельскохозяйственного сектора государством введен ряд льгот.
В частности, с/х производители освобождены от уплаты налога на транспорт в отношении тракторов, комбайнов, прочей специальной техники, которая используется в процессе производства с/х продукции.
Кроме того, сельхозпроизводители, признанные плательщиками ЕСХН, не уплачивают налог на имущество в отношении объектов, применяемых при производстве, обработке, реализации продукции.
Особенности предоставления налоговых льгот сельхозпроизводителям описаны ниже.
Федеральный закон от 2 октября 2012 г. № 161-ФЗ установил ряд налоговых льгот для сельхозпредприятий. Рассмотрим нововведения подробно.
Нулевая ставка по налогу на прибыль сохранена
С 2013 года планировалась отмена нулевой ставки для сельхозтоваропроизводителей (ст. 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ). Однако Закон № 161-ФЗ изменил ситуацию. Теперь ставка по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков прописана непосредственно в Налоговом кодексе РФ. Она указана в пункте 1.3 статьи 284 Налогового кодекса РФ и по-прежнему составляет 0 процентов.
Срок действия льготы законодатель не ограничил (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-03-06/1/522). А применяться она будет на прежних условиях.
То есть нулевая ставка предназначена для организаций, которые отвечают критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ. Причем лишь по деятельности, связанной с реализацией произведенной (произведенной и переработанной) собственной сельхозпродукции.
Снижена ставка НДС для племенного животноводства
С 1 января 2013 года реализация племенных животных, эмбрионов облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов. Основание – подпункт 5 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
Пониженная ставка применяется в отношении крупного рогатого скота, свиней, коз, овец, лошадей, а также племенного яйца любой сельскохозяйственной птицы.
Правда, данная льгота вводится на ограниченный срок – по 31 декабря 2017 года включительно. Об этом сказано в пункте 3 статьи 3 Закона № 161-ФЗ.
Напомним, что реализация данной продукции проходит в рамках Федерального закона от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее – Закон № 123-ФЗ). Так, из статьи 2 следует, что племенная продукция (материал) сопровождается племенным свидетельством. Это документ, подтверждающий происхождение, продуктивность и иные качества племенного животного, а также происхождение и качество семени или эмбриона. Следовательно, продажа животных, их семени и эмбрионов, включая яйцо, без племенных свидетельств облагается налогом на добавленную стоимость по общеустановленной ставке.
Более того, племенная продукция относится к ограниченно оборотоспособным объектам (п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ). Статья 8 Закона № 123-ФЗ устанавливает следующие ограничения на ее оборот:
1) племенная продукция может принадлежать лишь гражданам и юридическим лицам, осуществляющим разведение и использование племенных животных;
2) реализация племенной продукции возможна только гражданам и юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное производство;
3) отчуждение или иной переход прав собственности на племенную продукцию разрешаются при наличии племенного свидетельства.
Из взаимосвязи первых двух ограничений следует, что сделки с племенной продукцией могут заключаться только между организациями (предпринимателями) по племенному животноводству (ст. 29 и 30 Закона № 123-ФЗ).
Соответствующий статус удостоверяет специальный документ – уведомление Минсельхоза России об отнесении к определенному виду организации по племенному животноводству (подп. 1 п. 11, п. 43.5 Административного регламента, утвержденного приказом Минсельхоза России от 17 ноября 2011 г. № 430).
Следовательно, в целях применения ставки 10 процентов покупатель обязан предъявить свое уведомление продавцу. На практике к договору купли-продажи племенной продукции прилагаются копии уведомлений обеих сторон.
Сделка с племенной продукцией, которая не соответствует требованиям Закона № 123-ФЗ, ничтожна (п. 1 ст. 166, п. 1 и 2 ст. 167, ст. 168 Гражданского кодекса РФ). Поэтому она не влечет за собой реализации (п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ). А значит, не порождает объекта обложения налогом на добавленную стоимость (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).
В связи с введением пониженной ставки обратите внимание на ценообразование.
Закон № 123-ФЗ допускает реализацию семени и эмбрионов племенных животных (ст. 23 и 24), а также предусматривает выполнение работ по искусственному осеменению и трансплантации эмбрионов (ст. 36).
Такие работы облагаются налогом на добавленную стоимость по общеустановленной ставке. И если сделка предполагает не просто передачу племенного материала, а его использование продавцом при выполнении работ для покупателя, то в договоре необходимо указывать раздельные цены.
В противном случае у продавца отсутствует раздельный учет (п. 1 и 7 ст. 166 Налогового кодекса РФ).
Бюджетная помощь фермерам не облагается НДФЛ
В 2012 году стартовала государственная программа по поддержке начинающих фермеров, утвержденная приказом Минсельхоза России от 6 марта 2012 г. № 172. В соответствии с ней главам крестьянских (фермерских) хозяйств из бюджета регионов предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе:
– единовременная помощь на бытовое обустройство;
– гранты на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств;
– гранты на развитие семейной животноводческой фермы;
– субсидирование процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам или займам.
Кроме того, главы крестьянских (фермерских) хозяйств могут получать субсидии на возмещение части затрат хозяйства при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (постановление Правительства РФ от 31 октября 2011 г. № 874).
Для оформления кредита обратиться нужно будет в банк с готовым бизнес-планом или иным обоснованием получения денег для своего дела.
Помимо оформления кредита по льготной ставки, как крупные, так и мелкие производители могут получить дополнительную финансовую помощь от государства или из регионального бюджета. Регионы также заинтересованы в поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и различных кооперативов. Это в первую очередь связано с тем, что такие хозяйства в поселках или небольших городах являются практически единственным местом работы для большей части населения.
Налог на имущество платится с объектов, входящих в состав ОС, использующихся более 1 года. Регионами устанавливаются собственные ставки (федеральные законы утверждает лишь максимальную), возможность льгот и полного освобождения. В таблице представлены важные цифры, касающиеся ограничений по ставкам налога на имущество, в том числе и для плательщиков ЕСХН.
Предельные ставки налога и сроки подачи деклараций
Наибольшая возможная ставка налога на недвижимость | Предел ставки по налогу на движимое имущество (регион вправе установить льготу или убрать налог) | ||
---|---|---|---|
по среднегодовой стоимости | по кадастровой стоимости | максимальный | минимальный |
2,2% | 2% | 1,1% | 0% |
В регионах ставка может быть снижена | Регион вправе установить льготу или полностью убрать налог |
Все нормы относительно регулирования транспортного налога регламентированы в Налоговом Кодексе, а также ФЗ №117, который был принят 05.08.2000. В нем также учитываются все поправки, последние из которых были внесены 01.10.2018.
Когда сельхозтехника принадлежит юридическому лицу, то налог на трактор Т 25 или любой другой, рассчитывается бухгалтером организации.
Налог на авто в деревне
Так, для начала следует уточнить, почему в разных местах России разный транспортный налог. Все очень просто — у каждой области «свои законы». Нет, разумеется, что они придерживаются единых рекомендаций и главенствующих законодательных актов с высших уровней, но в чем-то могут и существенно различаться. И вот как раз налоги и льготы — одно из серьезнейших отличий. Еще раз спасибо гуглу за информацию — в некоторых регионах от уплаты транспортного налога освобождаются ликвидаторы аварии на «Маяке» и «ЧАЭС», а где-то даже и многодетные семьи. Так же встречаются льготы для родственников участников войны, пенсионеров, и т.п., но это все не столь интересно, как льготы для рядового обывателя. Сейчас я перечислю наиболее интересные в этом плане субъекты РФ. Возможно, данная информация окажется одним из факторов, повлиявших на смену места жительства, если таковая планировалась))) Прошу обратить внимание — в некоторых регионах, даже несмотря на «скидку» по налогу на старые авто, цена за 1 л.с. все равно выше, чем в других, где льгот нет, но 1 л.с. стоит очень дешево. Я просто привожу список, в котором показаны субъекты РФ, предлагающих льготы за наличие авто определенного возраста или мощности. Статья НЕ ИЗ ИНТЕРНЕТА, составлена лично мной по данным некоторых сайтов.
Что говорится в налоговом кодексе
Законодательством Российской Федерации не предусмотрены установленные льготы для граждан, проживающих в провинции.
Если говорить про федеральный уровень, то законом льготы на транспортный налог для сельской местности не регламентируются.
Установление льгот на транспортную пошлину ложится на чиновников региона, поэтому именно они выбирают размер скидки, например, для инвалидов или членов многодетной семьи.
При этом транспортный налог для пенсионеров жителей сельской местности должен быть установлен с учетом следующих правил:
- все льготные скидки, действующие в сельском регионе, должны быть описаны в территориальном законе «О транспортном налоге»;
- каждый район и область должны располагать своим собственным региональным актом.
Однако минусом принятия местного закона в сельской местности считается то, что в провинции преобладает низкий уровень осведомленности граждан и доступности различных законов.
Что облагается транспортным налогом в России?
Объектом налогообложения являются:
- автомобили;
- мотоциклы;
- самоходные машины и транспортные средства на пневматическом и гусеничном ходу;
- снегоходы и мотосани;
- авиатранспорт (самолеты и вертолеты);
- морские транспортные средства (теплоходы, катера, яхты и гидроциклы).
Но есть и исключения, к которым относятся:
- легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (важно – приобретенные через отдел соцзащиты);
- автомобили, оборудованные для инвалидов;
- тракторы, самоходные комбайны и спецмашины для перевозки молока, птицы, которые используются для сельского хозяйства (для ИП);
- промысловые суда (для ИП).
В отношении этих транспортных средств налог не рассчитывается.
Налогообложение владельцев тракторов и иной сельхозтехники производится в соответствии со следующим документами:
- Налоговым Кодексом (глава 28);
- региональными законами, например, в Санкт-Петербурге это Закон города от 16 октября 2002 года.
Федеральным законодательством установлено, что от оплаты налога на движимое имущества освобождаются все трактора, комбайны и самоходные машины, которые зарегистрированы на предприятия или частные лица, являющиеся производителями сельскохозяйственной продукции и используются исключительно в целях сельхозпроизводства (статья 358 НК РФ).
Региональными и федеральными законами установлены налоговые ставки, которые необходимы для самостоятельного расчета суммы налога на иные трактора и специальные автомашины.
Причем Налоговым Кодексом установлена общая ставка, а местными законами – региональная, которая не может отличаться от федеральной больше или меньше чем в 10 раз.
Какие ставки предусмотрены для сельскохозяйственной техники в разных регионах РФ?
Ответ на этот вопрос можно получить, ознакомившись со следующей таблицей (в целях налогообложения трактор попадает в категорию «другие самоходные транспортные средства»):
Регион Российской Федерации | Ставка налога на трактора, сельскохозяйственную технику и самоходные машины, рублей за 1 л.с. |
Санкт-Петербург | 25 |
Москва | 25 |
Севастополь | 5 |
Ярославская область | 22 |
Башкортостан | 25 |
Алтайский край | 25 |
Кабардино-Балкарская республика | 7 |
Адыгея | 10 |
Краснодарский край | 10 |
Воронежская область | 20 |
Ростовская область | 15 |
Бурятия | 16 |
Ингушетия | 5 |
Самарская область | 25 |
Волгоградская область | 13 |
Дагестан | 11 |
Карелия | 25 |
Калмыкия | 25 |
Марий Эл | 25 |
Якутия | — до 100 л.с. – 12 — от 100 л.с. до 150 л.с. – 14 — от 150 л.с. до 200 л.с. – 14 — более 200 л.с. — 25 |
Северная Осетия | 10 |
Красноярский край | 11,5 |
Крым | 5 |
Коми | — менее 100 л.с. – 15 — более 100 л.с. – 25 |
Ставропольский край | 12 |
Татарстан | 25 |
Брянская область | 20 |
Тыва | 14 |
Приморский край | 15 |
Хабаровский край | 12 |
Астраханская область | 22 |
Пензенская область | 25 |
Мурманская область | 10 |
Тульская область | 25 |
Владимирская область | 20 |
Чеченская республика | 8 |
Волгоградская область | 13 |
Иркутская область | 15 |
Свердловская область | 16 |
Калининградская область | 18 |
Архангельская область | 25 |
Мордовия | 25 |
Удмуртия | 25 |
Липецкая область | 20 |
Ивановская область | 20 |
Нижегородская область | 25 |
Оренбургская область | 25 |
Рязанская область | 25 |
Орловская область | 25 |
Тверская область | 25 |
Челябинская область | 25 |
Чукотский автономный округ | 5 |
Забайкальский край | 13 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 15 |
Как облагается специализированная и специальная техника?
Спецтехника, используемая управляющими организациями, может быть отнесена как к грузовым автомобилям, на платформе которых устанавливаются спецагрегаты и механизмы, так и к другим самоходным транспортным средствам. Ставки налога по этим двум категориям транспортных средств значительно различаются, поэтому неспроста экскаваторы, гидроманипуляторы, мусоровозы, фургоны и т.д. становятся предметом жарких споров. Налоговики придерживаются мнения, что эти виды транспортных средств относятся к грузовым автомобилям. Такой подход, безусловно, не на пользу налогоплательщику, у которого налоговые обязательства по категории «грузовые автомобили» выше, чем по категории «другие самоходные транспортные средства» (п. 1 ст. 361 НК РФ). Однако, прежде чем отстаивать применение той или иной ставки, нужно разобраться, где зарегистрирована техника управляющей компании (ТСЖ, ЖСК).
Специализированные автомобили, в частности транспортные средства, работающие на вывозе мусора и зарегистрированные в органах ГИБДД, как правило, в целях налогообложения считаются грузовыми, в то время как спецтехника, работающая на расчистке территории и поставленная на учет в органах гостехнадзора, может относиться к категории «другие самоходные транспортные средства». Базовые ставки для поименованных категорий ТС различаются, и, чем больше мощность двигателя техники, тем существеннее разница. Таким образом, владельцам спецтехники и налоговикам есть за что побороться, но, к сожалению, такой «налоговый поединок» не всегда заканчивается в пользу налогоплательщика.
В Постановлении ФАС ВВО от 29.01.2010 по делу N А82-14601/2008-99 сказано, что налоговое законодательство не содержит критериев, в соответствии с которыми спецтехника, смонтированная на шасси автомобиля, относится к категории «грузовые автомобили». Если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, оно в качестве объекта налогообложения не является «другим самоходным транспортным средством». Данное решение Определением ВАС РФ от 25.03.2010 N ВАС-2819/10 оставлено без изменения.
Расхожим мнением является то, что одним из оснований для отнесения транспортного средства к той или иной категории в целях налогообложения является тип транспортного средства и его назначение, указанные в ПТС. Однако это заблуждение: если специальное оборудование установлено на шасси грузовых автомобилей, не относящихся к числу самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, такая техника в целях налогообложения относится к категории грузовых автомобилей (Постановление ФАС УО от 20.05.2010 N Ф09-3745/10-С3).
Рассмотренные решения преимущественно касаются так называемых специализированных автомобилей. Однако в парке управляющих компаний (ТСЖ и ЖСК) есть специальная техника, в отношении которой применяется единая ставка, как для категории «другие самоходные транспортные средства», — это кран гусеничный, трактор, бульдозер (Постановления ФАС ВСО от 08.07.2010 по делу N А33-14901/2009, ФАС ДВО от 22.01.2010 N Ф03-8405/2009, ФАС ЗСО от 29.03.2010 по делу N А27-11880/2009). Напоминаем, главным аргументом в пользу уплаты налога с такой спецтехники по ставке для категории «другие самоходные транспортные средства», а не для категории «грузовые авто» является регистрация в органах гостехнадзора, а не в органах ГИБДД.