- Потребительское право

Что такое жилищный сертификат?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое жилищный сертификат?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Статус чернобыльца не гарантирует немедленную выдачу сертификата на получение жилищной помощи. Право на получение выплат имеет ограниченный список граждан. Кто попадает в эту категорию, можно узнать из Федерального закона № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальном обеспечении…». от 15 мая 1991 года (с изменениями и дополнениями).

Государственная социальная поддержка регулируется правовыми нормами. Что касается сертификатов, то им посвящено постановление правительства № 153 «Об утверждении Положения…» от 21 марта 2006 года.

Назначение сертификата может быть непонятным. Давайте рассмотрим, что это такое и для чего оно используется?

    (Ваучер — это документ, выданный на имя чернобыльца, дающий право на бесплатное социальное пособие. Она может быть выдана для улучшения жилищных условий по жилищной программе (ст. 2 Закона).
  • Сертификат выдается на персонализированной бумаге, заверяется печатью и подписью уполномоченных лиц в регионе. Владельцем сертификата считается гражданин с низким уровнем дохода, имя и личные данные которого указаны в сертификате.
  • Согласно закону, чернобыльцы включены в список первоочередных получателей жилищного сертификата. Претенденты также могут участвовать в других подпрограммах в рамках государственной поддержки, например, в программе «Молодая семья».
  • Цель ваучеров — социальная поддержка государства в улучшении условий жизни бенефициаров. В случае с сертификатом это покупка квартиры в новостройке или выплата ипотечного кредита. Допустимые варианты указываются в тексте сертификата.
  • Если у чернобыльца или его семьи уже есть жилье, это не является основанием для отказа в выдаче сертификата. Причина — недостаток площади для всех членов семьи — менее 10-15 квадратных метров на человека. В случае малоэтажного государственного жилья договор социального найма должен быть расторгнут на основании заявления (статья 16(4) Закона).

Чернобыльский сертификат покрывает часть расходов на приобретение новой квартиры. Семьи могут использовать социальные пособия для переезда в хорошо оборудованную квартиру с достаточной площадью. Квадратные метры рассчитаны в соответствии с региональными стандартами.

Размер компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, с 1 февраля 2022 г.*

Ежемесячные компенсационные выплаты

  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста
    • 1103,44 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • 735,58 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
    • с 26 апреля 1986 года — 147,13 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 73,57 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
    • с 26 апреля 1986 года — 735,58 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 183,89 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • 73,57 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
    • 294,27 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:
    • с 26 апреля 1986 года — 220,71 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 147,13 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):
    • с 26 апреля 1986 года — 1471,28 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 735,58 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
    • инвалидам I группы — 23071,70 руб.
    • инвалидам II группы — 11535,86 руб.
    • инвалидам III группы — 4614,32 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности)
    • 1153,61 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа
      • 271,10 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
      • детям первого года жизни — 692,84 руб.
      • детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям
      • 542,26 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса
      • 210,86 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
      • детям первого года жизни — 692,84 руб.
      • детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 6 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях
      • 542,26 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 7 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям
      • 105,45 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям
      • 542,26 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии
      • 279,10 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть вторая статьи 41 Закона РФ N 1244-I

    Ежегодные компенсационные выплаты

    • Ежегодная компенсация на оздоровление граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
      • 367,82 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 13 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
    • Ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы:
      • инвалидам I и II групп — 1839,06 руб.
      • инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы — 1471,28 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть первая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
    • Ежегодная компенсация на оздоровление:
      • гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I — 1103,44 руб.
      • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году — 735,58 руб.
      • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 — 1990 годах — 367,82 руб.

      Основание для назначения:

      • Статья 40 Закона РФ N 1244-I
    • Ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца
      • 367,82 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть третья статьи 41 Закона РФ N 1244-I
    Читайте также:  Мошенничество в сфере предпринимательства: часть 5, 6, 7 статьи 159 УК РФ

    Ежединовременные компенсационные выплаты

    • Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
      • инвалидам I группы — 36780,99 руб.
      • инвалидам II группы — 25746,72 руб.
      • инвалидам III группы — 18390,55 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
    • Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
      • семьям, потерявшим кормильца — 36780,99 руб.
      • родителям погибшего — 18390,55 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I

    *) С 1 февраля 2022 года компенсационные выплаты чернобыльцам проиндексированы исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2021 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 57 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году” в размере 1,084.

    **) В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.

    Какие проблемы могут возникнуть в обращении с жилищным сертификатом?

    • Несвоевременная сдача ГЖС в банк. В течение трех месяцев с даты выдачи жилищного сертификата надо сдать его в банк для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета. ГЖС, представленный по истечении данного срока, банком не принимается. Владелец сертификата может обратиться в орган власти, выдавший ГЖС, с заявлением о его замене;

    • Неверные данные в документах. Может случиться так, что в сертификате неверно указаны паспортные данные, ФИО, год рождения именного владельца или членов семьи. В этом случае владельцу сертификата необходимо лично обратиться в орган, выдавший сертификат для уведомления об ошибке и перевыпуске документа.

    В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

    В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

    Логика Конституционного Суда

    Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

    Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

    Кому положен сертификат и алгоритм его получения

    Сертификат на приобретение объекта жилфонда рассчитан на лиц, которые были подвержены радиационному воздействию (излучению), возникшему в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, произошедшей в 1986 году.

    При получении субсидии важно учесть ряд важных моментов:

    • У заявителя или других членов семьи, проживающих с ним совместно, отсутствует подходящее жилье (во внимание может не приниматься аварийная площадь, не соответствующая техническим/санитарным параметрам);
    • Если претендент, до получения сертификата арендовал жилое помещение по договору социального найма, то такие правоотношения должны быть прекращены;
    • Другая жилплощадь, имеющаяся в собственности претендента, должна быть передана в пользу государства. В случае отказа от указанных мероприятий развитие событий возможно по двум альтернативам: Субсидия предоставляется в размере, кратном разнице площади проживания по нормативам за вычетом параметров имеющегося жилья;
    • Аннулирование права на субсидию, если разница в недостающей жилплощади составляет менее 18 кв. метров.

    Алгоритм получения и реализации дотации представлен следующими мероприятиями:

    1. Подготовка необходимого объема бумаг;
    2. Посещение органа власти, на которого возложены обязанности по рассмотрению «жилищных» вопросов чернобыльцев;
    3. Составление заявления по установленному образцу;
    4. Предоставление требуемых документов;
    5. Проверка правомерности заявленных оснований (не более 10 дней);
    6. Вынесение окончательного вердикта;
    7. Зачисление претендента в очередь на получение сертификата;
    8. Формирование учетного дела претендента;
    9. Выдача сертификата в соответствии с очередностью;
    10. Обращение в кредитно-финансовое учреждение для открытия специального счета;
    11. Выбор способа реализации дотации;
    12. Заключение договора купли-продажи (если заявитель не желает оформлять ипотеку);
    13. Перерегистрация триады прав на объект;
    14. Предоставление правоустанавливающих документов на ознакомление уполномоченному сотруднику банка;
    15. Отправка запроса в ведомство для перечисления средств на счет носителя сертификата;
    16. Проведение банком перевода средств в пользу продавца недвижимости.

    Субъекты по сертификату чернобыльцам

    В число граждан, имеющий право принять участие в программе от имени государства, относят тех лиц, которые подвергались воздействию радиации во время катастрофы, произошедшей в результате разрушения атомной станции в г. Чернобыль. Эти события произошли в 1986 году, но до настоящего времени дают отголоски и оказывают влияние на ухудшение состояния здоровья данных лиц.

    Как только принято решение о включении гражданина, являющегося чернобыльцем, в программу должно заводиться учетное дело. Важно тут предусмотреть и время, когда есть необходимость в получении субсидии. Когда средства нужны на следующие год, чтобы приобрести квартиру, то все документы должны быть предоставлены до 1 июля текущего года. На все про все дается ровно полгода, чтобы решить возможно появившиеся проблемы и предоставить отсутствующие бумаги.

    Данный вопрос, а также категории граждан, которые могут воспользоваться своим правом получить жилищный сертификат чернобыльцам, точно и детально прописаны в Постановлении Правительства, имеющем номер 153. Данный нормативный документ был принят в 2006 году и с того момента в него постоянно вносятся корректировки, которые принимаются для того, чтобы повысить качество и сроки предоставления сертификатов для нуждающихся.

    Общие выплаты для пострадавших

    К денежным выплатам, которые перечисляются в отношении чернобыльцев, можно отнести следующие:

    • Доплата до размера прежней заработной платы, если лицо было переведено на другую работу по медицинским показаниям. Такие суммы доплачиваются трудоустроенным гражданам:
      • до момента восстановления их трудоспособности;
      • до момента установления инвалидности.
    • Пособие по временной нетрудоспособности. Его размер составляет 100% от среднего показателя заработка гражданина.
    • Ежемесячная компенсация для чернобыльцев и проживающих с ними детей в возрасте до 14 лет. Данная компенсация перечисляется с целью приобретения продовольствия и составляет 970,38 руб.
    • Ежемесячная компенсация, выплачиваемая с целью возмещения вреда здоровью. Средства перечисляются в сумме:
      • 20 289,67 руб. инвалидам 1-й группы:
      • 10 144,84 руб. инвалидам 2-й группы;
      • 4 057,91 руб. инвалидам 3-й группы.

    Выплаты для переселившихся и эвакуированных пострадавших

    С 01.02.2020 размеры ежегодной компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление составляют:

    • для инвалидов 1, 2 группы – 1 617,30 руб.
    • для инвалидов 3 группы – 1 293,86 руб.
    • для ликвидаторов 86-87 годов – 970,38 руб.
    • для ликвидаторов 88 года – 646,88 руб.
    • для ликвидаторов 89-90 годов – 323,47 руб.

    Лицам, эвакуированным или переселившимся из области отселения, гарантируется перечисление таких выплат, как:

    • Компенсация материального ущерба при утрате имущества, которая включает в себя стоимость:
      • жилых помещений, дач, гаражей и хозяйственных построек, находившихся у граждан в собственности по состоянию на 1 января 1994 года;
      • домашнего имущества, зараженного радиацией;
      • сельскохозяйственных животных, подвергшихся облучению;
      • утраченных садово-ягодных насаждений и иных посевов.
    • Компенсация расходов на проезд.
    • Оплата стоимости услуг по погрузке и разгрузке багажа, которая перечисляется:
      • нетрудоспособным лицам;
      • многодетным семьям;
      • одиноким матерям;
      • одиноким женщинам.
    • Ежемесячная компенсация на оздоровление.

    Кто оплачивает дополнительный отпуск чернобыльцам

    В соответствии с нормами постановления Правительства РФ от 03.03.2007 № 136 оплата отпуска осуществляется за счет бюджетных средств. Чтобы получить оплату, гражданину необходимо обратиться в социальные органы с заявлением.

    Также необходимо иметь при себе паспорт, удостоверение, дающее право на льготы, справку о размере заработка, сведения об открытии банковского счета.

    Таким образом, чернобыльцам гарантируется множество льгот и выплат. Получить льготы и денежные компенсации могут не только жители и работники пострадавших от радиации зон, но и лица, направленные на территорию катастрофы с целью ликвидации ее последствий.

    ***

    Больше полезной информации — в рубрике «Чернобыльцы».

    Повышение ЕДВ в 2022 году инвалидам, ветеранам и другим льготникам

    Размер ежемесячной выплаты зависит от категории, к которой относится федеральный льготник. Кроме того, сумма определяется с учетом решения конкретного получателя выплаты относительно формы получения набора соцуслуг, финансирование которого происходит за счет ЕДВ.

    • Если льготник отказывается от соцпакета, тогда выплачивается полный размер ЕДВ, установленный для конкретной категории получателей.
    • Если НСУ частично или полностью предоставляется в натуральной форме, тогда денежный эквивалент оказываемых услуг удерживается из полной суммы ЕДВ.

    Размеры ЕДВ, которые будут выплачиваться в 2022 году при условии отказа от НСУ, представлены в таблице. При этом суммы после 1 февраля 2022 указаны с учетом плановой индексации — предварительно на 5,8%.

    • Сведения о районе
    • Карта закрепления территорий
    • График приёма
    • Встречи с населением
    • Выездной приём граждан
    • Руководство района
    • Новости
    • События/объявления
    • График проведения публичных слушаний

    Инвалиды-чернобыльцы вправе получать две пенсии

    Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

    Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

    Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

    Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

    Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

    От аварии на ЧАЭС наиболее сильно на территории современной России пострадала Брянская область, часть населенных пунктов которой попали в зону отчуждения. Нахождение и проживание в ней запрещено. Пребывание в данной местности до эвакуации дает право на обращение за выплатами пенсионного характера на 10 лет раньше всех остальных.

    Проживание на данной территории также несет значительные риски для здоровья, однако переселение в безопасную местность жителей этих районов происходило, как правило, с их согласия. Географически на территории РФ она приходится также на часть Брянской области. Проживание в момент катастрофы снижает соответствующий возраст на 3 года, а каждый год нахождения там дополнительно снижает его еще на полгода.

    Географически это довольно обширная территория, охватывающая значительные по площади местности в Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей. Степень радиоактивного загрязнения там не несет значительной угрозы для жизни человека. Проживание в данной зоне снижает возраст на 2 года и дополнительно на 1 год, но при условии трехлетнего пребывания. Общее снижение – не более 5 лет.

    Для чернобыльцев планируют повысить пенсии — до 9-16 тысяч

    Одним из основных условий назначения пенсии по старости для чернобыльцев является пенсионный возраст. Законом 1244 и законом о государственном пенсионном обеспечении в РФ (закон 166-ФЗ) устанавливаются разные границы пенсионного возраста для разных категорий чернобыльцев.

    • возраст 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин) устанавливается гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения, при обязательном условии наличия трудового стажа продолжительностью не менее 5 лет;
    • возраст 50 лет (для мужчин) и 45 лет (для женщин) устанавливается: а) гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы, б) гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет), в) гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения, независимо от продолжительности нахождения в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет).

    Кому положен сертификат и алгоритм его получения

    Сертификат на приобретение объекта жилфонда рассчитан на лиц, которые были подвержены радиационному воздействию (излучению), возникшему в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, произошедшей в 1986 году.

    При получении субсидии важно учесть ряд важных моментов:

    • У заявителя или других членов семьи, проживающих с ним совместно, отсутствует подходящее жилье (во внимание может не приниматься аварийная площадь, не соответствующая техническим/санитарным параметрам);
    • Если претендент, до получения сертификата арендовал жилое помещение по договору социального найма, то такие правоотношения должны быть прекращены;
    • Другая жилплощадь, имеющаяся в собственности претендента, должна быть передана в пользу государства. В случае отказа от указанных мероприятий развитие событий возможно по двум альтернативам:
      • Субсидия предоставляется в размере, кратном разнице площади проживания по нормативам за вычетом параметров имеющегося жилья;
      • Аннулирование права на субсидию, если разница в недостающей жилплощади составляет менее 18 кв. метров.

    Алгоритм получения и реализации дотации представлен следующими мероприятиями:

    1. Подготовка необходимого объема бумаг;
    2. Посещение органа власти, на которого возложены обязанности по рассмотрению «жилищных» вопросов чернобыльцев;
    3. Составление заявления по установленному образцу;
    4. Предоставление требуемых документов;
    5. Проверка правомерности заявленных оснований (не более 10 дней);
    6. Вынесение окончательного вердикта;
    7. Зачисление претендента в очередь на получение сертификата;
    8. Формирование учетного дела претендента;
    9. Выдача сертификата в соответствии с очередностью;
    10. Обращение в кредитно-финансовое учреждение для открытия специального счета;
    11. Выбор способа реализации дотации;
    12. Заключение договора купли-продажи (если заявитель не желает оформлять ипотеку);
    13. Перерегистрация триады прав на объект;
    14. Предоставление правоустанавливающих документов на ознакомление уполномоченному сотруднику банка;
    15. Отправка запроса в ведомство для перечисления средств на счет носителя сертификата;
    16. Проведение банком перевода средств в пользу продавца недвижимости.

    Как получить жилищный сертификат чернобыльцам в 2022 году?

    Требования к получателям сертификата сводятся к:

    • наличию документа, подтверждающего принадлежность лица к категории чернобыльца;
    • наличию документа, подтверждающего факт нуждаемости в жилье.
    Читайте также:  До какого часа можно купить алкоголь в магазинах Москвы и Московской области?

    Остановимся на последнем. В соответствии с положениями стать 51 ЖК РФ основанием для постановки гражданина на учет может являться одно из следующих:

    • отсутствие любого вида жилья;
    • наличие жилья, используемого по договору соцнайма при условии того, что его площадь менее учетной нормы из расчета на каждого члена семьи;
    • наличие жилья, не отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;
    • совместное проживание в жилом помещении с лицом, имеющим хроническую форму тяжелого заболевания, вследствие чего нахождение заявителя и членов его семьи в одном помещении с таким лицом становится невозможным. (к примеру, если человек болеет открытой формой туберкулеза или страдает психическим расстройством).

    В случаях, когда постановка на учет обусловлена недостаточностью жилой площади учетный орган, помимо занимаемого, принимает в расчет все жилые помещения, находящиеся в собственности семьи или предоставленные по договорам соцнайма.

    Кроме того, если заявитель намеренно совершил сделки, приведшие к ухудшению условий проживания, постановка на учет становится возможной не ранее, чем через 5 лет.

    Крайне важно уложиться в срок подачи заявления, то есть подать его до 1 июля текущего года, так как оставшаяся часть года отведена на проверку данных и формирование списков получателей.

    При благоприятном исходе именное свидетельство может быть выдано уже в следующем году, однако, ввиду наличия большого числа претендентов, в том числе тех, кто подал заявление раньше, ожидание может растянуться и на более длительный срок.

    Размер выплат по чернобыльскому свидетельству определяется, исходя из норматива жилой площади, стоимости квадратного метра и повышающего коэффициента, установленного для отдельных субъектов страны. В свою очередь норматив площади для одного человека составляет 33 кв. м., для двоих – 42 кв. м и для троих и более – по 18 кв. м. на каждого.

    Стоимость квадратного метра по сертификату определяется раз в полгода федеральным органом исполнительной власти и может варьироваться в зависимости от места приобретения жилья.

    Сразу после получения документа чернобыльцу отводится 3-хмесячный срок для предъявления его в банк с целью открытия индивидуального блокированного счета.

    Далее можно приступать к поиску жилья, причем важно оформить сделку до истечения периода действия банковского счета.

    На средства субсидии владелец сертификата вправе приобрести:

    • квартиру на вторичном рынке по ДКП, заключенным с физическим или юридическим лицом;
    • новостройку по ДДУ;
    • долю в праве, если вследствие ее приобретения гражданин и его семья станут полноправными собственниками целого объекта.

    Кроме того, при наличии такой возможности допускается использование субсидии в качестве первоначального платежа по ипотеке или для погашения оформленного кредита.

    После заключения сделки распорядитель счета обязан в течение 7 месяцев предоставить в банк документы на приобретенную недвижимость, в частности: ДКП или ДДУ, а также выписку из ЕГРН в отношении приобретаемого объекта.

    Расчет производится в безналичной форме путем перевода счет с индивидуального счета чернобыльца на счет продавца только после проверки и согласования с ответственным исполнителем ведомственной программы. В общей сложности на это может уйти порядка 10-12 дней.

    Таким образом, владелец сертификата за 10 месяцев должен успеть подать сертификат в банк и отчитаться о покупке недвижимости.

    В подведение итогов акцентируем внимание на наиболее существенных нюансах использования ГЖС:

    1. Отказ в выдаче сертификата может быть обусловлен одной из следующих причин:
      • несоответствие статуса гражданина заявленной категории;
      • недостоверность или неполнота представленных заявителем сведений;
      • использование права на получение субсидии ранее;
      • недостаточное финансирование со стороны государства;
      • большая очередь граждан на получение ГЖС.
    2. Если гражданин, получивший сертификат скончается, член его семьи вправе на основании нотариальной доверенности других родственников обратиться в уполномоченный орган с заявлением о замене свидетельства. При этом в обязательном порядке необходимо предоставить свидетельство о смерти. Аналогичный порядок применяется и в случае смерти одного из членов семьи чернобыльца.
    3. Свидетельство, не предъявленное в банк-участник программы в течение 3 месяцев, признается недействительным.

    Последние изменения: июль, 2020 года

    Жилищный сертификат для чернобыльцев переселенцев предоставляется в рамках программы по улучшению условий проживания указанных граждан. Претендовать на дотацию вправе лишь те лица, в собственности которых отсутствует подходящее жилье или недвижимый объект не соответствует нормативам проживания.

    При обращении в уполномоченный орган в объеме документов должны присутствовать акты, подтверждающие нуждаемость управомоченного лица в улучшении текущих условий жилплощади. Наряду с чернобыльцем, в исключительных случаях, реализовать дотацию могут члены его семьи, имеющие с ним кровные узы и сожительствующие на постоянной основе.

    На деле же до сих пор законодательство не может полностью обеспечить дан��ые социальные категории граждан обещанными правами. Множество жалоб подавалось и подается в суды всех уровней, но зачастую исполнительные органы трактуют законы не в пользу истцов, а чтобы добиться правды, приходиться долго и упорно обивать пороги различных инстанций, на что не у всех хватает времени и сил.

    Этот факт и объясняет ситуацию, когда в одной области вдове Чернобыльской полагается, например, бесплатный проезд на городском транспорте, а в других — нет. В этой области наиболее широкий перечень льгот имеют вдовы ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, проживающие в Москве.

    Все льготники данной категории помимо основного, могут получить дополнительный отпуск, причем оплачиваемый работодателем. Выбрать время отпуска может сам работник. Продолжительность – 14 суток. То же право есть и у людей, пребывавших в утробе матери на момент аварии, и родившихся до 01 апреля 1987 г. (такой отпуск у них длится 7 – 14 суток).

    • 150% от пенсии, если муж получил болезнь вследствие аварии;
    • 200% от пенсионных выплат, если супруг приобрел травму в ходе исполнения службы, из-за которой он погиб;
    • 3.692 рубля и 35 копеек, если муж был военнослужащим-контрактником;
    • 30% от суммы, если супруг-офицер погиб при службе.
    • лица, перенесшие или получившие лучевую болезнь, и другие патологии, вызванные радиационным воздействием или работой по устранению последствий взрыва;
    • ставшие инвалидами после ликвидации или других работ на ЧАЭС;
    • военнослужащие и военнообязанные, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, пожарной службы, выполнявшие свою работу в зоне отчуждения;
    • граждане, вывезенные из зоны отселения в другие регионы, или выехавшие добровольно после принятия решения об эвакуации;
    • доноры костного мозга для смертельно облученных;
    • граждане, которых призвали на работы по объекту «Укрытие»;
    • медицинский персонал любой должности, получившие повышенные дозы облучения при оказании помощи пострадавшим;
    • лица, работающие на других работах в зараженной зоне;
    • дети, находящиеся в утробе на момент взрыва на территории ЧАЭС;
    • люди, постоянно живущие в отчужденной местности с правом на отселение любого статуса;
    • лица, занятые работами в Чернобыле, но не проживающие там;
    • выехавшие по своей воле на новое место жительства с 1986 года;
    • люди, у которых развилось заболевание вследствие аварии;
    • граждане, ставшие инвалидами из-за лучевой болезни.
    • разницы между заработной платой в одной из зон Чернобыля и оплатой труда в настоящее время без учета компенсации за инвалидность;
    • одна заработная плата – если муж временно не работал;
    • ежемесячные денежные средства в зависимости от категории инвалидности. Для 1-й группы полагается 18425 руб., для 2-й – 9212 руб., для 3-й – 3683 руб.;
    • пенсионное обеспечение по старости – в 2 раза больше социальной;
    • детские деньги – 84 руб. на школьника и 433 руб. на дошкольника;
    • ежемесячное оздоровление – 260 руб.
    • не учитывается длительность нахождения на иждивении мужа, время со дня его кончины или трудовой стаж;
    • величина денежных выплат зависит от статуса ликвидатора;
    • если мужчина умер не по причине болезни, вызванной воздействием радиации, довольствие его супруги составляет 125 % от социального – 5404 руб.;
    • жены военных, погибших во время устранения последствий катастрофы, получают 200 % пособия по старости – 8647 руб.

    Вдовы чернобыльцев и иные родственники, проживающие с ними, имеют право на оплату половины площади в государственных домах и в приватизированных квартирах. Одновременно с этим им полагается 50% оплаты коммунальных услуг или цены на топливо. Нетрудоспособные вдовы и иные родственники умерших чернобыльцев-инвалидов, которые находились у них на иждивении, могут получать ежемесячную компенсацию. Такие перечисления осуществляются в целях возмещения вреда здоровью. Сумма компенсационных выплат зависит от числа нетрудоспособных членов семьи и группы инвалидности умершего. Кроме этого члены семей чернобыльцев могут рассчитывать на улучшение жилищного положения, преимущественное право оставаться на работе при проведении сокращения, внеочередное обеспечение детей местами в образовательных учреждениях. Вдовы и иные члены семьи чернобыльцев могут получить внеочередное место в доме-интернате для престарелых.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *