Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 4 ТК РФ. Запрещение принудительного труда (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемая статья основана на положениях ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, устанавливающей, что принудительный труд запрещен. Принцип запрещения принудительного труда, закрепленный в ст. 2 ТК как один из общепризнанных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, получил свое полное развитие в комментируемой статье. Данный принцип взаимосвязан с другими основными принципами, закрепленными в ст. 2 ТК: о запрещении дискриминации и о свободе труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Запрещение принудительного труда невозможно без свободного труда или при дискриминации, ибо само принуждение к труду содержит отрицание свободы труда. В такой же мере свобода труда невозможна без запрещения принудительного труда или запрета дискриминации.
Комментарий к статье 4 ТК РФ
В ч. 2 настоящей статьи определяются принудительный труд и его формы в соответствии с положениями ч. 2 ст. 8 Международного пакта ООН «О гражданских и политических правах» (1966 г.) , ч. 2 ст. 4 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» (1950 г.; с изм. от 13.05.2004) и Конвенциями МОТ: N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.) , N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.) . В ч. 2 комментируемой статьи дано определение принудительного труда, в основе которого воспроизводятся положения Конвенции МОТ N 29. Согласно этой Конвенции принудительный или обязательный труд означает «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг» (ч. 1 ст. 2 Конвенции) .
———————————
БВС РФ. 1994. N 12.
СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514; N 20. Ст. 2143; 2001. N 2. Ст. 163; 2010. N 6. Ст. 567.
ВВС СССР. 1956. N 12. Ст. 253.
СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1348.
В ТК определяется, что принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия, в том числе в качестве поддержания трудовой дисциплины).
Часть 3 комментируемой статьи также относит к принудительному труду работу, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия) и от которой он может отказаться в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы (ст. 142 ТК) либо при несоблюдении требований охраны труда, угрожающих его жизни и здоровью (ст. 220 ТК).
Эти положения выходят за рамки общепринятого понятия принудительного труда по сравнению с указанными Конвенциями МОТ. Но выполнение работы, если нарушаются сроки выплаты заработной платы или она выплачивается не в полном размере либо существует угроза жизни или здоровью работника, — это нарушения основных прав работника на оплату и охрану труда, гарантированных Конституцией РФ (ч. 3 ст. 37).
Принцип запрещения принудительного труда нашел свое воплощение в ТК (см. ст. ст. 142, 220, 236, 237 и коммент. к ним). При этом установлено, что в случае допущенных нарушений работодателем в оплате труда работника он вправе приостановить работу в порядке, предусмотренном ст. 142 ТК, на весь период до выплаты задержанной суммы с учетом денежной компенсации, установленной ст. 236 ТК, и возможной компенсацией морального вреда согласно ст. 237 ТК.
В соответствии со ст. 219 ТК работник вправе отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом) до устранения такой опасности. Кроме того, отказ работника от выполнения работ в случае возникновения такой опасности либо отказ от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренными трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (см. ст. 220 ТК).
Часть 4 комментируемой статьи приведена в полное соответствие с Конвенцией «Относительно принудительного или обязательного труда», из которой следует, что не считается принудительным трудом всякая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае войн или бедствия или угрозы бедствия и др., и вообще обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения.
Прежде всего принудительный труд не включает в себя работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе. Это предусмотрено:
1) ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 21.11.2011) ;
———————————
СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475; N 30. Ст. 3613; 2000. N 33. Ст. 3348; N 46. Ст. 4537; 2001. N 7. Ст. 620, 621; N 30. Ст. 3061; 2002. N 7. Ст. 631; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 30. Ст. 3029, 3030, 3033, 3111; 2003. N 1. Ст. 1; N 8. Ст. 709; N 27. Ст. 2700; N 46. Ст. 4437; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 8. Ст. 600; N 17. Ст. 1587; N 18. Ст. 1687; N 25. Ст. 2484; N 27 (ч. 1). Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4848; 2005. N 10. Ст. 763; N 14. Ст. 1212; N 27. Ст. 2716; N 29. Ст. 2907; N 30 (ч. 1). Ст. 3110, 3111; N 40. Ст. 3987; N 43. Ст. 4349; N 49. Ст. 5127; 2006. N 1. Ст. 10; 22; N 11. Ст. 1148; N 19. Ст. 2062; N 28. Ст. 2974; N 29. Ст. 3121, 3122, 3123; N 41. Ст. 4206; N 44. Ст. 4534; N 50. Ст. 5281; 2007. N 2. Ст. 362; N 16. Ст. 1830; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5418; N 49. Ст. 6070, 6074; N 50. Ст. 6241; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5746; N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. N 7. Ст. 769; N 18 (ч. 1). Ст. 2149; N 23. Ст. 2765; N 26. Ст. 3124; N 48. Ст. 5735, ст. 5736; N 51. Ст. 6149; N 52 (ч. 1). Ст. 6404; 2010. N 11. Ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31. Ст. 4192; N 49. Ст. 6415; 2011. N 1. Ст. 16; N 27. Ст. 3878; N 30 (ч. 1). Ст. 4589; РГ. 2011. 26 нояб.
2) ст. ст. 10, 26, 27 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 21.04.2011) ;
———————————
СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1 (ч. 2). Ст. 12; 2000. N 26. Ст. 2729; N 33. Ст. 3348; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 31. Ст. 3173; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 19. Ст. 1794; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 48. Ст. 4740; N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 46. Ст. 4437; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 18. Ст. 1687; N 30. Ст. 3089; N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 1, 2; N 6. Ст. 637; N 19. Ст. 2062, 2067; N 29. Ст. 3122; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; N 43. Ст. 4415; N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 41; N 2; Ст. 360; N 10. Ст. 1151; N 13. Ст. 1463; N 15. Ст. 1820; N 26. Ст. 3086, 3087; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5431; N 49. Ст. 6072; N 50. Ст. 6237; 2008. N 24. Ст. 2799; N 29 (ч. 1). Ст. 3411; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4983; N 45. Ст. 5149; N 49. Ст. 5723; N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. N 7. Ст. 769; N 11. Ст. 1263; 2009. N 30. Ст. 3739; N 52 (ч. 1). Ст. 6415; 2010. N 30. Ст. 3990; N 50. Ст. 6600; 2011. N 1. Ст. 16, ст. 30; N 17. Ст. 2315.
3) п. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2011) ;
———————————
СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 6; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; N 15. Ст. 1276; N 52 (ч. 1). Ст. 5598; 2006. N 28. Ст. 2974; N 29. Ст. 3123; N 50. Ст. 5279; 2007. N 26. Ст. 3076; N 27. Ст. 3213; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 15. Ст. 1779; N 45. Ст. 5270; 2010. N 19. Ст. 2283, ст. 2291; N 31. Ст. 4192; N 52 (ч. 1). Ст. 6992; 2011. N 15. Ст. 2019.
4) ст. 10 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 09.03.2010) ;
———————————
СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1014; 1998. N 29. Ст. 3395; 2000. N 32. Ст. 3341; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 10; N 6. Ст. 637; N 44. Ст. 4534; 2010. N 11. Ст. 1176.
Вместо призыва в армию
Тылоополчение — одна из самых малоизученных категорий принудительного труда. Она представляла собой систему военизированных трудовых формирований, куда в принудительном порядке направлялись граждане, не допущенные к несению военной службы с оружием в руках (лишенные избирательных прав по Конституции — «лишенцы», пораженные в правах по решению суда, высланные в административном порядке и др.). Контингент тылоополченцев пополнялся преимущественно из четырех основных источников: «кулаки», торговцы, кустари и их дети и иждивенцы; «религиозники»; лишенные избирательных прав по решению суда; административно ссыльные.Вместо призыва в армию
Впервые тылоополченцы как специальная категория появились в годы гражданской войны. В части тылового ополчения зачислялись так называемые «нетрудовые элементы».
ДОКУМЕНТАЛЬНО «Медпомощь отсутствует, человек полумертвый должен работать, т.к. лекпом освобождения не дает, он находится под влиянием комроты, а комроты заинтересован побольше выставить рабсилы, и по этому случаю приходится нашему тылоополченцу очень плохо. Вот главные недостатки. Мы просим Вас, т. Ворошилов, по этим извращениям ударить, тогда мы убедимся, что о нас заботятся, а то все пали духом, и даже 10 человек сбежали. Так как подписи собирать не рекомендуется, то пишу один и прошу фамилию скрыть». Иван Гаганов, 10 мая 1934 г.
Какие работы не относятся к принудительному труду
Конвенция МОТ №29 определяет также и те работы, которые не могут быть отнесены к принудительному труду. Другими словами, допускаются случаи, когда обстоятельства вынуждают работодателей заставлять сотрудников выполнять работу, которая может быть приравнена к принудительной, но таковой не является. Это следующие виды работ:
- работа, которая должна быть выполнена в связи с воинской службой или воинскими обязанностями;
- работа, выполнение которой осуществляется во время стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств;
- работа, которая выполняется по приговору суда.
Этот список законодатель сделал исчерпывающим, то есть работодатель не имеет права вносить в него какие-либо изменения и принуждать сотрудников к труду под предлогом крайней необходимости. Существует также ряд ограничений, позволяющих принуждать работников к труду.
В первую очередь это касается выполнения своих обязанностей во время чрезвычайных обстоятельств, военного положения и т. д. Это длительность работ, а также профессиональные, медицинские и возрастные ограничения. Кроме этого, Трудовой кодекс содержит нормы, указывающие на сроки, в течение которых работа при невыплаченной заработной плате не может быть приравнена к принудительной.
Кто ответит за принуждение к труду?
«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2011, N 4
КТО ОТВЕТИТ ЗА ПРИНУЖДЕНИЕ К ТРУДУ?
По мнению автора статьи, вопросы привлечения к ответственности лиц, использующих принудительный труд, фактически выведены из сферы государственного регулирования. Как распределяется ответственность, на кого она возлагается, что следует изменить в действующем законодательстве, читайте в материале.
Юридическая ответственность является неотъемлемым элементом правовой системы, частью механизма реализации прав и обязанностей субъектов правовых отношений, одной из важнейших гарантий реализации этих прав и обязанностей [1, с. 15]. Вместе с тем вопросы, связанные с пониманием юридической ответственности, являются дискуссионными в теории права.
Понятие юридической ответственности
При раскрытии сущности юридической ответственности прежде всего необходимо отметить ее социальный характер, т. к. возникает она, когда поведение индивида имеет общественное значение и регулируется социальными нормами. При этом юридическая ответственность как вид социальной ответственности с объективной стороны отражает общественную природу человека и регуляцию общественных отношений социальными нормами, а с субъективной стороны она характеризуется свободой воли человека [2, с. 215].
В науке при исследовании вопроса юридической ответственности выделяют два подхода. Первый подход соотносит юридическую ответственность с правонарушением, понимая ее только в негативном аспекте. Так, И. С. Самощенко и М. Х. Фарукшин рассматривают юридическую ответственность как последствие правонарушения, как ответственность за прошлое, за совершенное противоправное деяние [3, с. 43]. Следовательно, согласно этому подходу юридическая ответственность — это обязанность субъекта права претерпевать неблагоприятные для него последствия правонарушения, и, пока человек надлежаще выполняет свои обязанности, ответственности он не несет.
Второй подход предполагает, что юридическая ответственность — это целостное явление, имеющее различные формы реализации, сориентированное не только на прошлое, но и настоящее и будущее поведение субъекта, соответственно, рассматривается она как в негативном, так и в позитивном аспектах. Так, П. Е. Недбайло считает, что «у человека возникает ответственность уже тогда, когда он приступает к исполнению своих обязанностей, а не только тогда, когда он их не выполнит или станет действовать вопреки им» [4, с. 52]. Известный ученый М. С. Строгович о [5, с. 73]. О. В. Смирнов утверждает, что «уже само закрепление в правовых нормативных актах обязанностей наемных работников и предпринимателей-работодателей предполагает позитивную ответственность за их выполнение» [6, с. 77].
Отдельные ученые понимают юридическую ответственность как обязанность дать отчет в своих действиях. При этом Б. Т. Базылев считает, что юридическая ответственность — это «обязанность субъекта общественной жизни действовать в соответствии с требованиями правовых норм» [7, с. 26].
Некоторые исследователи определяют юридическую ответственность через категорию правоотношения. Так, И. Н. Сенякин полагает, что «юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права» [8, с. 447].
Выделяют следующие виды юридической ответственности: уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную.
Принуждение к труду
Анализ действующего трудового законодательства позволяет сделать неутешительный вывод: привлечение к ответственности за принуждение к труду возможно лишь в рамках общих норм, устанавливающих ответственность за те или иные противоправные деяния. Так, ст. 419 ТК РФ предусматривает привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном ТК РФ, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Вместе с тем необходимо отметить, что в трудовом законодательстве была попытка установить ответственность за принуждение к труду в отдельной норме. Так, в первоначальной редакции Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в РСФСР» (далее — Закон о занятости) в ст. ст. 43 и 45 предусматривалась административная ответственность в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке, для лиц, виновных в незаконном привлечении или принуждении к труду.
К сожалению, в действующей редакции Закона о занятости (ред. от 27.07.2010) аналогичные нормы отсутствуют. Сначала они были исключены Федеральным законом от 20.04.1996 N 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», устанавливающим, что ответственность за нарушение закона наступает в соответствии с действующим законодательством (ст. 39). А затем эти нормы были Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» вовсе исключены из текста Закона о занятости.
Таким образом, приходится констатироват��, что на сегодняшний момент нормы трудового законодательства не устанавливают какого-либо специального механизма привлечения к ответственности за принуждение к труду, и совершенно очевидно, что предусмотренная ответственность не соответствует характеру и степени общественной опасности совершаемого деяния.
Административное законодательство
Обратимся к нормам административного законодательства. КоАП РФ содержит всего одну норму, которую с большой степенью условности можно применить к случаям нарушения запрета принудительного труда, а именно ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда», устанавливающую ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда в виде штрафа, дисквалификации и административного приостановления деятельности.
Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на:
— должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.;
— лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1-го года до 3-х лет.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что субъектом данного правонарушения является должностное лицо, а не любое лицо, использующее труд других. Однако ТК РФ регулирует отношения не только между работниками и работодателями — юридическими лицами, должностные лица которых могут быть привлечены к административной ответственности, но и между работниками и работодателями — физическими лицами.
Таким образом, из сферы действия ст. 5.27 КоАП РФ исключены работодатели — физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства, что противоречит запрету принудительного труда.
Право работников на участие в управлении организацией
Данное право также является основным принципом трудового права, который выражается в следующем: работники имеют право принимать прямое участие (на общем собрании) либо посредством своих представительных органов (профсоюзов) в регулировании отношений труда и использовании нормативных правил.
Кроме общей формулировки, принцип участия работников в управлении компанией закрепляется в конкретных статьях, которые посвящены социальному партнерству (статья 27-31 Трудового Кодекса), принятию решений работодателем после ознакомления с мнением профсоюзного органа (статья 371 Трудового Кодекса), процессу расторжения трудового соглашения по установленным Трудовым Кодексом основаниям, при которых необходимо учитывать мотивированное мнение выборного профсоюзного органа (статья 373 Трудового Кодекса) и пр.
В Трудовом кодексе содержится множество диспозитивных норм, в которых отражена тенденция к расширению договорного регулирования, поскольку для возникающих рыночных отношений в приоритет становится договорное регулирование отношений в трудовой сфере для согласования интересов работающих и работодателей.
Общая характеристика принудительного труда
Принудительный труд — это деятельность, при которой под угрозой наказания совершаются определенные действия для создания материальных благ. Этот вид работ может использоваться как в качестве наказания за определенные правонарушения, преступления, политические и религиозные взгляды, так и в качестве меры дискриминации определенных расовых, социальных, религиозных групп или сексуальных меньшинств.
Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930) описывает принудительный труд как работу или службу, требуемую от человека под угрозой наказания, если человек не желает выполнять свои услуги Принудительный или обязательный труд: Конвенция Международной организации труда от 28 июня 1930 года.
Трудовой кодекс Российской Федерации определяет принудительный труд как — выполнение работы под угрозой какого-либо наказания (применения силы), в том числе для поддержания трудовой дисциплины, как меру ответственности за участие в забастовке, как средство мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития, как наказание за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоречащих установленной политической, социальной или экономической системе, как дискриминацию.
Согласно действующему законодательству, работник вправе отказаться от исполнения своих обязанностей в случае несвоевременной или неполной выплаты заработной платы, а также если совершение действий, предусмотренных трудовым договором, непосредственно угрожает жизни или здоровью работника вследствие нарушения требований охраны труда, установленных действующим законодательством.
Запрет принудительного труда регулируется международными правовыми актами, такими как:
- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
- Конвенция МОТ о принудительном или обязательном труде 1930 года (№29);
- Конвенция МОТ 1957 года (№ 105) об упразднении принудительного труда: Конвенция Международной организации труда от 25 июня 1957 года № 105 .
Принудительный труд запрещен законодательством всех стран мира, особенно в связи с их участием в этих международных договорах.
Принудительный труд в СССР
Говоря об использовании принудительного труда на государственном уровне, необходимо рассмотреть советскую систему исправительно-трудовых лагерей. После Гражданской войны и захвата власти большевиками встал вопрос об экономическом развитии и индустриализации страны. В 1929 году секретарь Центрального комитета партии Сталин подписал документ, в котором говорилось о необходимости создания исправительно-трудовых лагерей. По замыслу Сталина, они должны были сыграть решающую роль в начале индустриализации.
С.А. Красильников выделил 2 этапа в возникновении принудительного труда в Советской России.
Первый этап начался в 1922 году и закончился в середине 1929 года, характеризуясь тем, что принудительный труд не рассматривался как средство экономического развития, а был простым, но эффективным средством наказания, при котором изгонялись все неугодные для власти. В это время советские власти все еще руководствовались решениями судебных органов, и масштабы карательной политики были незначительными.
Второй этап начался в 1929 г. и закончился в 1934 г. На этом этапе увеличились как масштабы, так и качество принудительного труда Красильников С.А. Советская система принудительного труда: некоторые черты и особенности ее формирования в конце 1920-х — первой половине трудовые лагеря занимали целую отрасль экономики страны. В некоторых северных и восточных регионах заключенные лагерей составляли основную часть трудоспособного населения.
Особый вариант принудительного труда был применен в 1930 году, когда были созданы отряды тыловой милиции. Это были военно-трудовые лагеря, состоящие из молодых людей, которые не подлежали призыву на военную службу из-за лишения избирательных прав, так называемых «бесправных». В этих лагерях они использовались для тяжелых строительных работ, в шахтах и так далее. Этот тип трудового лагеря был создан в интересах обороны и создания военной инфраструктуры. Эта модель трудовых лагерей просуществовала до 1937 года.
Следует также отметить значение Сибири в возникновении принудительного труда в СССР. Сибирь обладала огромным экономическим потенциалом, но из-за климата проводить индустриализацию на ее территории на добровольной основе было невозможно. Принудительный труд использовался по регионам, и были районы, где заключенных в лагерях было больше, чем местных жителей.
После смерти Сталина в 1953 году был издан указ об амнистии, благодаря которому было освобождено более 1 миллиона человек. Следует также отметить, что за весь период использования «лагерного» труда погибло более полутора миллионов человек.
Принудительный труд применялся и к другим гражданам, только в другой форме. Статья 12 Конституции СССР 1936 года гласила: «Труд в СССР является долгом и делом чести для каждого трудоспособного гражданина, по принципу: «Кто не работает, тот не ест»».
Статья 4. Запрещение принудительного труда. Принудительный труд запрещен.
Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. К принудительному труду относятся: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника. Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя: работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. Комментарий к статье 4 Запрещение принудительного труда является конституционным положением. В ст. 37 Конституции РФ указано, что принудительный труд запрещен. Это означает, что никого нельзя обязать работать под угрозой наказания. Каждый вправе выбирать любой род деятельности и профессию и вправе вообще не заниматься трудовой деятельностью. Конституционный запрет принудительного труда реализуется в различных законах и иных нормативных правовых актах — федеральных и субъектов Российской Федерации. Статья 1 Закона о занятости предусматривает, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности; из УК исключена статья об ответственности за уклонение от общественно полезного труда (в законодательстве такое уклонение называлось тунеядством). Запрещение принудительного труда содержится в отдельной статье, а не в статье «Основные трудовые права и обязанности работников», как было предусмотрено в КЗоТ. Это подчеркивает его основополагающую роль для регулирования трудовых отношений. Запрещение принудительного труда, предусмотренное в комментируемой статье, соответствует международно — правовым актам — Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. (ВВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291), Конвенциям МОТ N 29 «О принудительном или обязательном труде» 1930 г. (ВВС СССР. 1956. N 13. Ст. 279) и N 105 «Об упразднении принудительного труда» 1957 г. (СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1348). В отличие от прежнего КЗоТ ТК не только запрещает принудительный труд, но и дает определение его понятия, которое идентично соответствующим формулировкам Конвенции МОТ N 29 «О принудительном или обязательном труде». Настоящий Кодекс расширил понятие принудительного труда по сравнению с международно — правовыми нормами. Впервые в базовом законе трудового права определено, что к принудительному труду относятся такие нарушения обязанности работодателя по выплате заработной платы, как ее несвоевременная выплата, выплата не в полном размере. Работа без оплаты — принуждение к труду, запрещенное Конвенцией МОТ N 95 от 08.06.49, ч. 2 ст. 37 Конституции РФ. К такому выводу пришел ВС РФ, отменив решение ВС Республики Саха (Якутия) о признании незаконной забастовки работников ППТС «Якутскгортеплосеть», объявленной в связи с длительной задержкой выплаты заработной платы. Нельзя обязывать работника выполнять трудовые обязанности без выплаты заработной платы (БВС РФ. 1998. N 10). Нельзя требовать от лица выполнения работы, сопряженной с угрозой его жизни или здоровью. Такое требование комментируемая статья также относит к принудительному труду. Запрещая принудительный труд, ст. 4 перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом. Это перечисление начинается с работы, которая выполняется в порядке несения военной службы и альтернативной гражданской службы. Согласно Закону о воинской обязанности граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. При призыве на военную службу лицо может быть направлено на альтернативную гражданскую службу. Работа, выполняемая в процессе исполнения воинской обязанности или прохождения альтернативной гражданской службы, не может квалифицироваться как принудительный труд. Не считается принудительным трудом работа, выполняемая в чрезвычайных обстоятельствах (аварии, пожары, наводнения, землетрясения и иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни или жизнеобеспечению населения). Закон о чрезвычайном положении предусматривает в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно — спасательных и других неотложных работ, мобилизацию трудоспособных граждан и привлечение их транспортных средств для проведения указанных работ при обязательном соблюдении правил охраны труда. Все работы, выполняемые в порядке и��полнения наказания по вступившему в законную силу приговору суда, не считаются принудительным трудом. К ним относятся исправительные, обязательные работы, а также работы, выполняемые при осуждении к лишению свободы. Статья 103 УИК предусматривает, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В свою очередь, администрация обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.
Ответственность за принудительный труд
Запрещение принудительного труда регулируется российским законодательством, поэтому им же установлена и определенная ответственность. Какой же может быть эта ответственность? В первую очередь, важно понимать, что наказание за принудительный труд не предусматривается, как отдельная норма закона.
В течение непродолжительного времени нормативные акты содержали нормы, которые предусматривали административную ответственность за принудительный труд. Наказание было в виде штрафа, который налагался в судебном порядке. К сожалению, этот нормативный акт был отменен.
Действующий Закон о занятости не предусматривает отдельной ответственности за принуждение к труду.
Тем не менее, в административном законодательстве содержится норма, которая устанавливает ответственность за нарушение закона об охране труда. Он включает административную ответственность, а также дисквалификацию. При этом наказание может быть применено только к должностному лицу.
Что касается уголовного законодательства, то в нем также нет норм, прямо указывающих на ответственность за принудительный труд. Единственное, за что может ответить работодатель согласно УК РФ, это невыплата заработной платы и других выплат, а также нарушение правил охраны труда. Трудовое законодательство также содержит нормы, которые подразумевают административную и дисциплинарную ответственность за принудительный труд.
В целом, любая эксплуатация наемных работников может быть расценена, как принудительный труд или дискриминация. При этом существуют случаи принуждения к труду не только к конкретному сотруднику, но и ко всему коллективу. Граждане, подвергшиеся эксплуатации со стороны работодателя, могут обратиться в суд или трудовую инспекцию для возмещения ущерба.
Формы принудительного труда
Принудительный труд является серьезной проблемой современного мира. Как отмечают эксперты Международной организации труда, в настоящее время практически нет стран, где не существовали бы неприемлемые формы принудительного труда1. С начала XX века усилия мирового сообщества направлены на искоренение противоестественных, страшных форм принудительного труда, недопустимых в цивилизованном обществе. Однако сложность и противоречивость явления принудительного труда состоит в постоянном изменении, адаптации к новым условиям его форм, усложнении механизмов принуждения, трансформации прежних проявлений в более новые, что не позволяет изжить этот возмутительный атавизм.
Упразднение принудительного труда — одна из основных, но крайне сложных задач защиты прав человека. Для борьбы с проявлениями принудительного труда представляется необходимым установить все его формы (насколько это можно), провести их классификацию по различным основаниям, законодательно исключить возможность принуждения к труду. Однако деятельность по выявлению форм принудительного труда, вполне очевидно, наталкивается на трудности при сборе информации и статистических данных, ведь принудительный труд используется, главным образом, в теневой экономике.
Итак, ТК РФ содержит следующие формы принудительного труда, определяемые через выполнение работы (часть вторая статьи 4 ТК РФ): в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
Следует отметить, что ТК РФ лишь рамочно ограничивает сферы применения принудительного труда, перечень форм принуждения к труду сформулирован списком, без разделения по основаниям.
Остановимся более подробно на выработанных международным сообществом классификациях форм принудительного труда. Так, анализ Рекомендации МОТ № 35 «О косвенном принуждении к труду» 1930 года1 позволяет прийти к выводу о наличии принудительного труда в форме прямого и косвенного принуждения. Прямое принуждение к труду, по всей видимости, проявляется непосредственно, без какого то ни было намерения скрыть принуждение, является его активной формой. В то время как при использовании косвенного принудительного труда создаются необходимые предпосылки и условия для вынужденного осуществления работником трудовой функции, вроде бы на первый взгляд, по взаимному согласию сторон.
В этой связи Рекомендация МОТ № 35 прямо запрещает использование косвенных средств, искусственно усиливающих экономическое давление на население с целью заставить последнее искать работу по найму, посредством: обложения населения такими налогами, которые привели бы к тому, что население было бы вынуждено искать работу по найму на частных предприятиях; введения таких ограничений на владение или пользование землей, которые создали бы серьезные затруднения для трудящихся, пытающихся заработать средства к жизни путем самостоятельной обработки земли; злонамеренного расширения общепринятого понятия «бродяжничество»; установления таких правил передвижений, которые имели бы результатом создание для трудящихся, работающих у других лиц, более выгодного положения по сравнению с положением остальных трудящихся.
Кроме того, недопустимо устанавливать какие-либо ограничения добровольного перемещения рабочей силы из одного вида занятости в другой или из одного района в другой, что могло бы иметь косвенным результатом принуждение трудящихся поступать на работу в определенные отрасли хозяйства или районы, за исключением тех случаев, когда такие ограничения считаются необходимыми в интересах соответствующего населения или трудящихся.
В дальнейшем формы принудительного труда получили закрепление в статье 1 Конвенции МОТ № 105, согласно которой государства, ее ратифицирующие, взяли на себя обязательство упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме: в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве средства поддержания трудовой дисциплины; в качестве средства наказания за участие в забастовках; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания1.
Необходимо отметить, что российский законодатель воспринял положения Конвенции МОТ № 105, отразив практически дословно перечисленные формы принудительного труда в части второй статьи 4 ТК РФ. Однако приведенные классификации не располагают четкими критериями выделения форм принуждения к труду, которые сгруппированы посредством простого перечисления.
Первая наиболее структурированная и достаточно полная классификация форм принудительного труда получила закрепление в глобальном докладе Международной организации труда «Положить конец принудительному труду» от 2001 года. Так, в этом докладе выделены следующие восемь основных форм принудительного труда: рабство и похищение; принудительное участие в общественных работах; принудительный труд в сельском хозяйстве и отдаленных районах (насильственные системы найма / вербовки); принудительный труд домашней прислуги; кабальный труд / долговая кабала; принудительный труд в армии; принудительный труд как результат торговли людьми; труд заключенных (в том числе в целях реабилитации)2.
В каких случаях принудительный труд разрешен в рф, ответственность за незаконное принуждение
Под понятием принудительного труда следует понимать ситуацию, когда под угрозой каких-либо негативных действий со стороны работодателя, работника, против его воли, заставляют выполнять трудовые обязанности.
Следует отметить, что это понятие, кроме прямого принуждения, охватывает и некоторые сопутствующие действия, прямо или косвенно взаимодействующие с принуждением:
- необходимость поддерживать высокий уровень трудовой дисциплины;
- урезания права сотрудников на участие в забастовке путем принуждения выполнять работу;
- когда необходимо повышать уровень производительности либо экономической эффективности работы компании;
- относительно граждан, имеющих другие, чем у большинства политические, религиозные взгляды или убеждения;
- к гражданам, которые отличаются по социальному статусу, национальности, религии, половому признаку.
The article examines the question of forced labor, of forced labor and its legal regulation at the national and international levels, as well as the relationship between the concepts «slavery» and «forced labor».
Keywords: forced labor, the ILO Convention, the prohibition of forced labor, slavery, nonpayment of wages, refusal to work, slavery
«Зачатки» кабальных отношений были заложены ещё в Древней Руси.К числу причин данного явления можно отнести социальное неравенство, а также стремление власти обезопасить себя от возможного народного недовольства силой принуждения.
С 1497 года по 1767 г. проходило закрепощение крестьян. Более трехсот лет множество людей на всей территории нашей страны жили под гнетом принудительного труда.
И только в 1861 году Манифестом Александра II было отменено крепостное право.
Существование принудительного труда, является одной из самых сложнейших и важных проблем на сегодняшний день.
В XXI веке запрещение и ликвидация принуждения к труду не перестают оставаться основными задачами, стоящими на повестке дня всех без исключения международных организаций, занимающихся выработкой способов противодействия против эксплуатации человека человеком.
Однако, несмотря на более чем столетнюю практику по искоренению принудительного труда эффективность правовых, социальных, экономических и политических механизмов защиты человека и гражданина от принуждения к труду остается недостаточной.
С принятием ТрудовогокодексаРоссийской Федерации существенно изменились положения, регулирующие трудовые отношения, а также способы разрешения возникающих при этом разногласий и споров.
Впервые в нормах трудового законодательства Российской Федерации запрещение принудительного труда провозглашено в качестве одного из основных принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
- Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ст.4) принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
- − в целях поддержания трудовой дисциплины;
- − в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
- − в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
- − в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
- − в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
- При этом, принудительный труд не включает в себя: работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения; работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь всего населения или его части; работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Определение принудительного труда в ТК РФ соответствует определению, данному в Конвенции МОТ № 29 1 (далее — Конвенция № 29), в которой сказано, что «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Российское законодательство использует только один их двух терминов, обозначенных в данной Конвенции: принудительный труд. Кроме того, в Конвенции указано наличие совокупности двух условий принудительного или обязательного труда: работа (служба) под угрозой какого-либо наказания и работа (служба) для которой лицо не предложило добровольно своих услуг. В соответствии с ТК РФ для признания труда принудительным, достаточно только одного условия: угроза наказания.
В соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами работник имеет право отказаться от работы не только в связи с возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты), но и при нарушении работодателем установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере.
В соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
Таким образом, не только невыплата заработной платы, но и частичная ее невыплата, считаются принудительным трудом. Отказ от работы относится к случаям самозащиты работником своих прав.
В Конвенции МОТ имеется перечень (виды) работ, которые не считаются принудительным или обязательным трудом. Данный перечень не совпадает с перечнем в ст.4 ТК РФ. В Конвенции он содержит 5 видов, а в ст.4 ТК РФ — 4 вида. В ТК РФ не предусмотрены следующие виды труда, которые относятся к исключениям, т. е.
допускаются, не смотря на принудительный характер: а) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; б) мелкие работы общинного характера. Хотя эти виды работ не указаны в ТК РФ (ст.
4), но они имеют юридическую силу д��я нашей страны, потому что Конвенция МОТ ратифицирована.
Другая Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» 2 (далее — Конвенция № 105) указывает на обязанности членов МОТ «упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме:
- в качестве средства политического воздействия или воспитания, в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
- в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
- в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;
- в качестве средства наказания за участие в забастовках;
- в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания». Конвенция № 105 ратифицирована Россией.
Ученые отмечают 3, что принудительным трудом не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ.
Обращает на себя внимание тот факт, что проходит значительный промежуток времени между принятием Конвенции и ее ратификацией Россией. Так, Конвенция № 29 была принята МОТ 28 июня 1930г., ратифицирована СССР и вступила в силу для СССР с 23 июня 1957 г. 4, а Конвенция № 105 была принята МОТ 25 июня 1957 г., а ратифицирована Россией 23.03.1998 г. 5
Если говорить о причинах появления и распространения принудительного труда в России, то можно выделить две основные причины.
Одна из причин — это экономический кризис в стране. Если раньше россиянам хватало заработка, то теперь, в период кризиса, им приходится ездить на заработки в другие части страны. За «большими деньгами» люди едут в крупные города и соглашаются на любые условия труда, в том числе и принудительного.
Вторая причина- международные конфликты и нестабильность в ряде стран СНГ из-за чего большое количество трудовых мигрантов едет в Россию, не зная трудового российского законодательства и русского языка. Недобросовестные работодателя используют их труд без выплаты соответствующей зарплаты, нарушая требования охраны труда и т. д.
- Можно выделить ряд признаков, по которым можно отличить принудительный труд от добровольного:
- − физическое насилие,
- − психологическое насилие,
- − ограничение свободы,
Статья: Защита трудовых прав и ответственность за нарушение норм о запрещении принудительного труда (Новикова О.И.) («Адвокат», 2009, n 9)
«Адвокат», 2009, N 9ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НОРМ О
ЗАПРЕЩЕНИИ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО
ТРУДА
Юридическая ответственность
является неотъемлемым элементом правовой
системы, частью механизма реализации прав и
обязанностей субъектов правовых отношений,
одной из важнейших гарантий реализации
этих прав и обязанностей . Вопросы,
связанные с пониманием юридической
ответственности, являются дискуссионными в
теории права. При раскрытии сущности
юридической ответственности прежде всего
необходимо отметить ее социальный
характер, так как возникает она тогда, когда
поведение индивида имеет общественное
значение и регулируется социальными
нормами. При этом юридическая
ответственность как вид социальной
ответственности с объективной стороны
отражает общественную природу человека и
регуляцию общественных отношений
социальными нормами, а с субъективной
стороны характеризуется свободой воли
человека . ———————————
Полетаев Ю.Н. Материальная ответственность
сторон трудового договора. М.:
Городец-издат, 2003. С. 15. Федин В.В.
Юридический статус работника как субъекта
трудового права. М.: ТК Велби, 2005. С. 215.В
науке при исследовании вопроса юридической
ответственности выделяют два подхода.
Первый соотносит юридическую
ответственность с правонарушением, понимая
ее только в негативном аспекте. Так, И.С.
Самощенко и М.Х. Фарукшин рассматривают
юридическую ответственность как
последствие правонарушения, как
ответственность за прошлое, за совершенное
противоправное деяние .
Следовательно,
согласно этому подходу, юридическая
ответственность есть обязанность субъекта
права претерпевать неблагоприятные для
него последствия правонарушения, и, пока
человек надлежаще выполняет свои
обязанности, ответственности он не
несет.
———————————
Самощенко И.С., Фарукшин М.Х.
Ответственность по советскому
законодательству. М.: Юридическая
литература, 1971. С. 43.В соответствии со
вторым подходом юридическая
ответственность — это целостное явление,
имеющее различные формы реализации,
сориентированное не только на прошлое, но и
на настоящее и будущее поведение субъекта,
т.е.
ответственность рассматривается не
только в негативном, но и в позитивном
аспекте. Так, П.Е. Недбайло считает, что «у
человека возникает ответственность уже
тогда, когда он приступает к исполнению
своих обязанностей, а не только тогда, когда
он их не выполнит или станет действовать
вопреки им» . Известный ученый М.С.
Строгович отмечал, что «юридическая
ответственность определяется со стороны
позитивной и негативной — как одобрение,
награда за выполнение своего долга и как
осуждение, взыскание, наказание за
неисполнение своего долга, за неисполнение
своих обязанностей» . О.В.
Смирнов
утверждает, что «уже само закрепление в
правовых нормативных актах обязанностей
наемных работников и предпринимателей —
работодателей предполагает позитивную
ответственность за их выполнение» . ———————————
Недбайло П.Е.
Система юридических гарантий применения
советских правовых норм // Правоведение. 1971.
N 3. С. 52. Строгович М.С. Сущность
юридической ответственности // Советское
государство и право. 1979. N 5. С. 73.
Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В.
Смирнова. М.: ТК Велби, 2003. С. 77.
Отдельные
ученые понимают юридическую
ответственность как обязанность дать отчет
в своих действиях. Так, Б.Т. Базылев считает,
что юридическая ответственность есть
«обязанность субъекта общественной жизни
действовать в соответствии с требованиями
правовых норм» .
———————————
Базылев Б.Т. Юридическая ответственность
(теоретические вопросы). Красноярск: Изд-во
Красноярского университета, 1985. С.
26.Некоторые исследователи определяют
юридическую ответственность через
категорию «правоотношения». Так, профессор
И.Н.
Сенякин полагает, что «юридическая
ответственность представляет собой
возникшее из правонарушений правовое
отношение между государством в лице его
специальных органов и правонарушителем, на
которого возлагается обязанность
претерпевать соответствующие лишения и
неблагоприятные последствия за
совершенное правонарушение, за нарушение
требований, которые содержатся в нормах
права» . ———————————
Теория
государства и права: Курс лекций / Под ред.
Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов:
Саратовская высшая школа МВД России, 1995. С.
447.Выделяют следующие виды юридической
ответственности: уголовную,
административную, гражданско-правовую,
дисциплинарную и материальную.
Анализ
действующего трудового законодательства
позволяет сделать неутешительный вывод:
привлечение к ответственности за
принуждение к труду возможно лишь в рамках
общих норм, устанавливающих
ответственность за те или иные
противоправные деяния. Так, ст.
419 Трудового
кодекса РФ (далее — ТК РФ) предусматривает
привлечение к дисциплинарной и
материальной ответственности за нарушение
трудового законодательства и иных актов,
содержащих нормы трудового права, в
порядке, установленном ТК РФ, а также к
гражданско-правовой, административной и
уголовной ответственности в порядке,
установленном федеральными законами. ———————————
СЗ РФ. 2002. N 1. Ч. I. Ст.
3.Справедливости ради необходимо
отметить, что попытка установить
ответственность за принуждение к труду
путем введения специальной нормы в
трудовое законодательство
предпринималась. Так, в первоначальной
редакции Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г.
N 1032-1
«О занятости населения в РСФСР» (далее —
Закон о занятости) в ст. ст. 43 и 45
предусматривалась административная
ответственность в виде штрафа, налагаемого
в судебном порядке на лиц, виновных в
незаконном привлечении или принуждении к
труду.
———————————
Бюллетень нормативных актов. 1992. N 1.К
сожалению, в действующей редакции Закона о
занятости аналогичные нормы отсутствуют.
Сначала они были исключены Федеральным
законом от 20 апреля 1996 г.
N 36-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации «О занятости населения в
Российской Федерации», заменившим их
отсылочной нормой о том, что
ответственность за нарушение закона
наступает в соответствии с действующим
законодательством (ст. 39) .
А затем и эта
отсылка была исключена из текста Закона о
занятости . ———————————
СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915. СЗ РФ. 2006. N 1. Ст.
10.
Таким образом, приходится
констатировать, что на сегодняшний день
нормы трудового законодательства не
предусматривают какого-либо специального
механизма привлечения к ответственности за
принуждение к труду, и совершенно очевидно,
что предусмотренная ответственность не
соответствует характеру и степени
общественной опасности совершаемого
деяния.
В трудовом кодексе найдите примеры (не менее 10), иллюстрирующие реализацию принципов трудового права. Подберите решения Конституционного суда РФ, основанные на этих принципах.
Решение:
Основные принципы трудового права закреплены в ст. 2 ТК РФ, дополняющейся ст. 3 и 4, составляющими в совокупности 20 принципов.
Реализация принципа свободы труда проявляется в свободе трудового договора, который является, в соответствии со ст.16 ТК РФ основанием для возникновения трудовых отношений. Все, что достигнуто работником и работодателем по соглашению при заключении трудового договора по его существенным условиям, может быть изменено также по их соглашению. Например, ст. 60 ТК РФ, запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (например, временный перевод в связи с производственной необходимостью на не обусловленную трудовым договором работу на 1 месяц в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ). В ч. 1 ст. 72 ТК РФ закреплено требование о согласии работника во всех случаях перевода, в том числе при переводе на другую работу в рамках организации. На основе свободы труда работник вправе расторгать трудовой договор по собственному желанию, предупредив работодателя в письменной форме за 2 недели. До истечения предупреждения работник имеет право в любое время отозвать свое заявление (ст. 80 ТК РФ). Трудовой договор может прекращаться по соглашению, достигнутому сторонами договора (п. 1 ст. 77 ТК РФ).
Принцип запрещения принудительного труда и
В области оплаты труда ТК РФ запрещает какую-либо дискриминацию при установлении размеров заработной платы и других условий труда (ч.2 ст.132 ТК РФ).
Принцип защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве нашел свою реализацию в нормах ТК РФ, например при предоставлении гарантий при увольнении. Так, в соответствии со ст.82 ТК РФ, при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, работнику предоставляются гарантии, заключающиеся в обязательном участии выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных: с сокращением численности или штата работников организации (предприятия); с увольнением работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, указанным в п. 2, подп. «б» п. 3, п. 5 ст. 81 ТК РФ; с проведением аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работника по подп. «б» п. 3 ст. 81 ТК РФ.
Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска реализуется в ТК РФ в разд. X «Охрана труда», который предусматривает основные направления государственной политики в области охраны труда (ст. 210 ТК РФ) и требования охраны труда (гл. 34 ТК РФ), в том числе обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ), а также права и гарантии работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. ст. 219, 220 ТК РФ), и др.
Право на отдых обеспечивается действием ряда норм ТК РФ. Так, рабочее время регулируется ст. 91 – 105 ТК РФ, а время отдыха — ст. 106 – 128 ТК РФ.
Особенности условий труда отдельных категорий работников предусмотрены в разд. XII ТК РФ, например: рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств (ст. 329 ТК РФ), или продолжительность рабочего времени педагогических работников (ст. 333 ТК РФ) и др.
Принцип равенства прав и возможностей работников реализуется в таких статьях ТК РФ, как ст.5, ст.7-9, которые не допускают установление каких-либо преимуществ или ограничений трудовых прав работников в зависимости от обстоятельств, не связанных с их деловыми качествами.
Принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда реализован в нормах о системе основных государственных гарантиях по оплате труда (ст. 130 ТК РФ и др.); о регулировании минимальной заработной платы (ст. 133 ТК РФ); о регулировании порядка и сроков выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ); об ограничении ее удержаний (ст. 137 ТК РФ) и др.
Справедливость заработной платы обеспечивается соблюдением условий (критериев) оплаты по труду. Как следует из ст. 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. При этом запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий труда (ст. 132 ТК РФ).
Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, реализован в ст.29-31 ТК РФ.
Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах реализован в ст.52-53 ТК РФ. Наряду с этим указанный принцип выражается в отдельных статьях ТК РФ, охватывающих социальное партнерство в сфере труда (ст. ст. 27 – 31 ТК РФ), принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК РФ) и др.
Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений проявляется, например, в том, что не допускается установление условий договоров (включая трудовой договор) и соглашений, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если же такие условия включены в конкретный договор, соглашение, трудовой договор, то они не могут применяться (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).
Принцип социального партнерства, включающего право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений реализуется в нормах ТК РФ, посвященных социальному партнерству, включающему как взаимодействие между социальными партнерами — работниками и работодателями (их представителями), так и их взаимодействие на основе трехстороннего сотрудничества с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления. Так указанный принцип трудового права отражен в ст.23-55 ТК РФ.
Принцип обязанности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей находит свое осуществление в порядке возмещения вреда жизни и здоровью работника при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании, который установлен ст.184 ТК РФ.