Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие изменения в правилах заполнения платёжек с 2021 года: обзор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Использование идентификатора было установлено Приказом Минфина №106н от 24 ноября 2004 года. Это был первый документ, который утвердил использование УИН в качестве реквизитов. Однако когда действовал только этот документ, код использовался в рекомендательном порядке. Необходимость его применения появилась после выхода Приказа Минфина №107 от 12 ноября 2013 года. Соответствующее обязательство связано с формированием системы ГИС ГМП.
В какую налоговую адресовать платеж
Место уплаты налогов, страховых взносов с введением в 2023 г. ЕНП не меняется:
Налог | Место уплаты (перечисления) | Норма НК РФ |
---|---|---|
Налог на прибыль |
в федеральный бюджет – по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям; в бюджеты субъектов РФ – по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений |
п. 1, 2 ст. 288 |
НДФЛ | по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения (исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения) | п. 7 ст. 226 |
Страховые взносы | по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц | п. 11 ст. 431 |
Транспортный налог | по месту нахождения транспортных средств | п. 1 ст. 363 |
Налог на имущество организаций |
по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости – по месту нахождения объекта недвижимого имущества; по объектам, облагаемым по среднегодовой стоимости – по месту нахождения организации; по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс (в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе обособленного подразделения); по месту нахождения объектов недвижимого имущества, находящихся вне адресов организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс |
п. 13 ст. 378.2, п. 3, 6 ст. 383, ст. 384, ст. 385 |
Земельный налог | по месту нахождения земельных участков | п. 3 ст. 397 |
Как заполнять платежные поручения по налогам и взносам в 2023 году.
Для плательщиков, которым схема ЕНП и ЕНС кажется слишком некомфортной, ввели переходный период длительностью в один год. В течение 2023 года можно заполнять обычные платежки на уплату налогов и взносов. Поскольку поручение уже содержит все необходимые сведения, сдавать уведомления о суммах налогов и взносов не требуется.
Учтите, что переходный период касается только двух положений:
- Заполнения платежных поручений,
- Отправки налоговых уведомлений.
Остальных нововведений, связанных с переходом на ЕНП и ЕНС, избежать не получится.
Во-первых, при отправке обычных платежек средства будут пропускаться через единый налоговый счет. Сначала средства зачислятся на ЕНС, а оттуда переведутся на КБК, указанный в платежке.
Во-вторых, если к моменту поступления средств у компании будет недоимка по более ранним платежам, средства спишут в счет ее гашения. В итоге на КБК, указанный в платежке, зачислится неполная сумма.
В-третьих, перечислять налоги и сдавать отчетность придется в новые сроки. В этом отношении отсрочка по переходу на ЕНП не действует.
Важно! Если вы решили перечислять средства отдельными платежками, придерживайтесь прежних правил в течение всего 2023 года. Переходный период действует для компании до отправки первого налогового уведомления. После его отправки платить налоги отдельными платежками не получится.
В платежном поручении на уплату налога или взноса заполняются четыре группы сведений:
- О самом платеже: дата и номер платежки, перечисляемая сумма, очередность и назначение платежа.
- Об отправителе: название и реквизиты плательщика.
- О получателе: реквизиты налогового органа.
- О бюджетном платеже.
До 31 марта 2014 года идентификатор указывался в поле «Назначение средств». После этой даты код стал вноситься в поле «22».
Еще один регулирующий документ – ФЗ №210 «О предоставлении госуслуг» от 27 июля 2010 года. Он утвердил идентификатор платежей, который нужен для быстрой доставки средств по назначению.
Законодательные акты по теме
В таблице рассмотрены законодательные акты по теме:
Положение Банка России от 19.06.2012 № 383-П | О необходимости внесения в платежное поручение УИН, когда он присваивается получателем средств |
Письмо ФНС РФ от 13.03.2017 № ЗН-4-1/4434@ | Об обязательном указании ИНН налогоплательщика в платежном документе |
Приказ Минфина от 12.11.2013 № 107н | Правила заполнения кода поля 22 платежного поручения |
Идентификатор состоит из 20-25 цифровых значений и расшифровывается следующим образом:
- 1–3 цифры конкретизируют каждый бюджетный трансферт. Так, для денежных переводов в ИФНС — 182;
- 4 позиция — это всегда 0 (в настоящий момент не применяется);
- следующие цифры (с 5 по 19) представляют собой индекс или уникальное значение каждого платежа;
- последняя, 20-я, цифра определяется согласно специальному алгоритму и выступает проверочной величиной.
Уникальный цифровой шифр необходимо указывать при перечислении денежных средств в следующие инстанции:
- ИФНС;
- ПФР;
- ФСС.
Общие правила указания УИН в платежных поручениях
В 2013 году Министерством финансов РФ регламентированы правила внесения средств в бюджет, а точнее принцип отражения тех или иных реквизитов. Обязанность по заполнению кода УИН установленная именно этим НПА. Подобный порядок начал действовать с 2014 года.
Надо отметить, что вплоть до конца марта 2014 года УИН указывался в строке, под названием «назначение платежа» Сегодня все изменилось. Как уже было сказано ранее, идентификатор отражается в окне, соответствующему названию «Код».
По умалчиванию данное поле также подлежит заполнению. Но, если платеж не связан с внесением взносов в бюджет или уплатой налогов, то составитель прописывает ноль.
№ п.п. | Правило | Дополнение |
1 | Прописывается в соответствующей строке | Важно отразить в поле, соответствующему значению. |
2 | Отражается при исполнении дополнительных обязательств перед бюджетом | Прописывается в случае уплаты штрафов, пени, недоимок. |
3 | Указывается по требованию контрольного органа | Если требования нет, то вместо кода прописывается ноль. |
4 | Формируется системой контрольных органов | Создание кода происходит по общепринятым правилам. |
Юридические лица УИН не указывают. Поле заполняется нолем. Что касается индивидуальных предпринимателей, то все зависит от наличия в документе ИНН. Если бизнесмен прописал ИНН, то УИН отражать нет необходимости. Если ИНН нет, то поле «код» заполняется соответствующим образом.
Таким образом, УИН указывают исключительно физические лица. При этом извещение о необходимости исполнения обязательств направляет контрольный орган. Сам коде формирует также он.
Само платежное поручение может быть составлено гражданином самостоятельно. Для этого можно воспользоваться специальным сервисом в личном кабинете на сайте ФСН. В таком случае УИН формируется автоматически системой.
Когда нужно указывать уникальный идентификатор платежа
Случаи, когда проставление кода УИП в платежном поручении является обязательным, перечислены в упомянутом Положении о правилах денежных переводов № 383-П Банка России. В соответствии с этим документом, УИП вносят в платежку, если он уже присвоен получателем средств. А само присвоение платежу УИП возможно в 2-х случаях:
- Идентификатор присвоен платежу получателем средств, и он обязан сообщить эту информацию плательщику в соответствии с договором. В этом случае банк получателя на основании договора банковского обслуживания может контролировать правильность отражения УИП в распоряжении на перевод средств (например, при оплате госуслуг плательщику, в том числе и физлицу, для перечисления средств сообщают УИП).
- Когда обязанное лицо оплачивает взносы во внебюджетные фонды и налоги на основании выставленного требования об уплате. Код УИП отражен в требовании и обязателен к внесению в платежку.
Для таких групп налогоплательщиков, как индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, руководители фермерских хозяйств и т. п. есть некоторые особенности при заполнении реквизита 22 платёжек. При переводе денежных сумм в бюджет в платежном поручении они указывают:
- либо свой ИНН в поле «ИНН плательщика»;
- либо УИП в поле «Код».
Если в документе проставлен ИНН, то в реквизите «Код» ставят ноль. Банки не вправе требовать в таких случаях одновременного заполнения обоих реквизитов, как это происходит в некоторых случаях. Разъяснения по данному вопросу приведены в письме ФНС № ЗН-4-1/6133 от 08 апреля 2021 года.
Новое поле в платежном поручении
Код 22 в виде нового поля платежки утвердил Минфин России приказом от 12.11.2013 № 107Н. В силу нововведение вступило 5 лет назад, и практически сразу бухгалтеры стали испытывать трудности с заполнением данного реквизита. Главная сложность заключается в определении УИН (уникального идентификатора начисления). Именно он должен быть указан как код 22 в платежном поручении.
Назначение нового реквизита в поле 22 (УИН) в том, что он призван облегчить работу государственных служб по идентификации поступающих средств. С помощью технических нововведений предполагалось, что работа бюджетников будет оптимизирована и значительно улучшена, т. к. УИН позволит облегчить трудозатраты по идентификации платежей и уменьшить количество ошибок по распределению перечисляемых в бюджет средств.
Заполнять поле 22 нужно при взаиморасчетах с ФНС, ФСС и ПФ Российской Федерации по штрафам, пеням и неустойкам.
Для правильного указания идентификатора нужно найти его. Для этого необходимо проверить все реквизиты, указанные в требовании по уплате штрафа или неустойки. Именно в таком уведомлении должен проставляться требуемый код. Сложность заключается в том, что в налоговом документе реквизит имеет наименование «Индекс документа», в связи с чем его поиск вызывает трудности. Для чего сделана такая «уловка», сказать трудно. Но именно это факт является главной причиной большого количества ошибок при заполнении поля 22.
Для чего необходимо поле 22
Давайте разберемся, код 22 в платежке — что это и как используется? Каждое платежное поручение состоит из множества полей, которые необходимо заполнять соответствующей информацией. Например, в область 3 вносится номер платежного документа, в четвертую — дата, а наименование плательщика указывается в ячейке № 8.
С 31.03.2014 в бланке платежных поручений введено новшество — шифр под номером 22. Платежка с полями 2020 года уже включает идентификатор. Обязанность указывать его закреплена Приказом Минфина РФ № 107 от 12.11.2013.
Заполняя в платежке поле 22, код присваивайте тем платежам, которые направляются в контролирующие органы и государственные внебюджетные фонды — ИФНС, ПФР, ФСС.
Многие ответственные за заполнение документов сотрудники задаются вопросом: что такое (платежка) код 22, что писать в данной ячейке? Данное ячейка отведена для уникального цифрового шифра, известного как УИН (уникальный идентификатор начисления) или УИП (уникальный идентификатор платежа). Каждому платежу присваивается свое особо цифровое значение, по которому и будет проводиться тот или иной бюджетный трансферт.
Специальный шифр необходим операторам, обрабатывающим поступления, для ускорения процесса зачисления платежа. Ранее каждая операция проводилась гораздо дольше: нужно было проверять реквизиты организации-плательщика, назначение платежного поручения, КБК, и только после этого перевод зачислялся. После появления уникальных кодов процесс обработки и внесения в базу оплаты стал значительно легче. Если же плательщик ошибется при введении УИН, то уплаченные средства попадут на невыясненные платежи, а далее последует длительная процедура уточнения или возврата переведенных в бюджетные органы денег.
УИН — уникальный идентификатор начисления, который используется Федеральным Казначейством для фиксации когда и кто внес деньги. Он присваивается каждому платежу в бюджет и указывает на государственную организацию, которая получит деньги, а также идентифицирует плательщика. Получателями могут быть:
-
ФНС;
-
Государственная жилищная инспекция;
-
ГИБДД;
-
Пенсионный Фонд и другие госорганы.
Использование УИН для бюджетных начислений регулируется Приказом Минфина №107н. Этот уникальный код использовался и до 2014 года, но с 31 марта его внесение в поля платежки стало обязательным. Если его не использовать при оплате, средства компании или гражданина могут затеряться и вернуть их потом будет не так просто.
При помощи УИН банк понимает, куда будет направлен платеж, даже если реквизиты заполнены неверно. Уникальный идентификатор начисления используется также при оплате госпошлины через Интернет, позволяя не заполнять полностью поля формы для перевода средств. Пока поиск платежа по УИН в бюджет предлагают не все банки и платежные системы.
Формирование УИН для платежки любой федеральной службой происходит по следующему принципу:
-
первая группа из трех цифр — указывает на распоряжение дохода в казначействе, он единый для всех платежей в пользу определенной государственной структуры;
-
следующая цифра — код органа, в который будет направлен платеж;
-
далее указывается одной цифрой тип платежа — налог, пошлина или штраф;
-
затем вписывается группа цифр, являющихся индексом платежа;
-
последний символ — контрольный, делающий УИН уникальным.
Не обязательно уникальный код состоит только из цифр — в нем могут использоваться латинские буквы, но никогда не вписываются другие символы. При этом УИН в отличие от других реквизитов является динамическим кодом — он меняется при каждом проведении оплаты. Например, при оплате взносов компании в Пенсионный Фонд каждый месяц уникальный идентификатор начисления будет меняться.
Физические лица чаще всего сталкиваются с УИН при оплате штрафов ГИБДД. В этом случае уникальный код формируется в поручениях для каждого правонарушения отдельно. В нем чаще всего встречаются латинские буквы, так как плательщиков много и каждому система формирует уникальный идентификатор для платежки.
Что делать, если у вас нет УИН?
Физические лица также платят несколько видов налогов, вносят пошлины, пени и штрафы. Чтобы платеж прошел верно, им потребуется УИН. Его нужно вносить в платежную квитанцию при уплате следующих налогов и сборов:
-
транспортных;
-
земельных;
-
штрафов ГИБДД;
-
госпошлины за выдачу документов;
-
пеней за несвоевременное внесение налоговых платежей.
В этих случаях ФНС и другие государственные органы готовят платежный документ и направляют гражданину в системе электронного документооборота или обычной почтой. При оплате клиенту нужно найти УИН, который обычно располагается в поле «Индекс» документа и находится в его верхней части. Идентификатор нужно переписать в платежную квитанцию вместе с остальными реквизитами или указать в специальном поле при проведении оплаты через Интернет.
Если налогоплательщик не получает бумажные квитанции от ФНС, то сформировать УИН для оплаты налога можно на сайте. Для этого потребуется:
-
Авторизоваться в личном кабинете налогоплательщика приложения или сайта ФНС, используя подтвержденную учетную запись Госуслуг.
-
Просмотреть свои начисления по налогам и сборам.
-
Выбрать налог, который нужно срочно внести, и перейти к его оплате.
-
Указать вариант внесения средств «По реквизитам». После этого на странице будут отображены все необходимые для платежа данные, в том числе и УИН.
С сайта или приложения также можно скачать квитанцию, в которой будут заполнены все поля, указаны верные реквизиты. В нее останется только внести данные плательщика и отнести в банк.
Отличаются принципом формирования УИН только штрафы ГИБДД — у них УИН совпадает с номером постановления о нарушении. Вписывать при платеже нужно именно его. Оно может состоять из букв, цифр. Этот идентификатор формируется автоматически и не повторяется. Под ним получатель фиксирует правонарушение в базе ГИБДД и проведение оплаты штрафа за него.
При уплате имущественного налога код УИН обычно не используют — его заменяет номер КБК (код бюджетной классификации), который указывают в квитанции на оплату или в сформированном счете на оплату. Именно его нужно переносить в платежную форму, а в разделе УИН указать «0». Если имущественный налог будет просрочен, то необходимо будет внести пени за его несвоевременную уплату — в этом случае УИН уже будет присвоен. Его можно узнать в поле «Код» или «Индекс» документа.
Внимание! Некоторые отделения ФНС используют УИН для всех платежей — если этот код был назначен, его нужно внести в реквизиты квитанции.
Типичными ошибками при отсутствии УИН являются:
-
Использование идентификатора, который вписан в поле 22 в квитанции-образце. УИН отличается тем, что это уникальный код, указывающий назначение платежа. Код формируют индивидуально, поэтому нельзя пользоваться чужими номерами или комбинациями, которые плательщик встретил на других квитанциях.
-
Самостоятельное формирование номера — произвольные комбинации также не подходят. Казначейская система использует УИН, чтобы направить платеж в нужную бюджетную организацию. Если код будет неверным, то деньги просто затеряются. Найти их можно только после проверки и сверки данных в платежках.
-
Указание в квитанции старого УИН, по которому ранее проводилась оплата. Таким образом будет проведена повторная оплата старого штрафа, налога или сбора. По текущему же начислению будет расти долг. В таком случае нужно сначала вернуть излишне уплаченную сумму, а затем перевести ее с верными реквизитами, указав правильный УИН.
Этих ошибок стоит избегать, как физическим лицам, так и предпринимателям или юридическим лицам. Представители бюджетных организаций часто сталкиваются с неправильным зачислением средств из-за ошибок с кодом УИН, но самостоятельно они не в силах перевести деньги по верным реквизитам. Сначала нужно провести возврат средств, а затем перейти к оплате. Чаще всего приходится проводить повторные платежи начислений, чтобы не тратить деньги на пени и штрафы, ведь на проверки и поиск ошибок в платежах может уйти до 45 дней.
УИН в платежках где взять
Предоставляет этот код только администратор платежа, то есть государственный или муниципальный орган, который начислил данный платеж. Пока никто из администраторов платежей не готов его сообщать. Только в МВД России уже вписывают идентификатор в постановления о штрафах за нарушения правил дорожного движения. Код УИН можно будет взять из постановления и написать в платежке или квитанции на оплату штрафа. А ФНС России, которая оказывает услуги, например, по выдаче выписок из реестров, пока не планирует сообщать плательщикам новый идентификатор. Так же поступает и Пенсионный фонд РФ, который является администратором страховых взносов в ПФР и ФФОМС, и Фонд социального страхования России аналогично.
Кроме того, Письмо не является нормативно-правовым актом, и носит рекомендательный характер даже для Участников ГИС ГМП, которыми являются, в частности банки, но никак не клиенты банков. Клиенты банков не являются участниками системы ГИС ГМП.
А Центральный банк РФ, издал Указание от 15 июля 2013 г. № 3025-У О внесении изменений в Положение Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», которым ввёл свой уникальный идентификатор — уникальный идентификатор платежа – УИП, который проставляется в платежках, в случаях его присвоения получателем средств. Уникальный идентификатор платежа доводится получателем средств до плательщика в соответствии с договором. Банк установил, что «В распоряжениях о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации указывается уникальный идентификатор платежа в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти совместно или по согласованию с Банком России». И указываться данный идентификатор будет в специальном поле платежного поручения.
Указание ЦБ РФ, в отличие от письма, является нормативным документом и обязательно к исполнению. Вступает в силу оно 31 марта 2014 года. Надо полагать, что УИП, будет иметь то же самое назначение, или даже более широкое, чем УИН, который придумали Минфин и Казначейство. Будем надеяться, что к дате вступления в силу Указания ЦБ РФ, государственные ведомства придут к единому соглашению о единообразном указании универсального идентификатора УИН или УИП в распоряжениях о переводе денежных средств.
Как заполнить поле 22 при самостоятельном расчёте платежа в бюджет?
В процессе подготовки п/п для оплаты текущих налогов, сборов и взносов, которые рассчитаны в декларации или другом расчётном документе юридического лица, указывать код не нужно. Речь идёт о квартальном НДС, годовом налоге на прибыль, ежемесячном НДФЛ и так далее. Такое правило действует и в случае с расчётом пеней и штрафом за предыдущие периоды своими силами.
Примечание: банк примет и проведёт платёжку без указания идентификатора, если организация сама рассчитывает и переводит средства по текущим налогам и взносам, либо недоимкам. Для этого достаточно внести свой ИНН в соответствующей строке платёжного поручения.
Есть ещё один фактор, почему компания не указывает УИН в п/п. Когда в полученном письме с требованием от государственных органов отсутствует значение идентификатора, то бухгалтер оставляет строку 22 нулевой.
Что такое УИН и где взять его
Итак, наверное, вы уже поняли, что УИН, – это уникальный идентификатор начислений по платежам за государственные и муниципальные услуги. Он позволяет Федеральному казначейству получить информацию о том, что каким-либо органом произведено то или иное начисление, и отследить его уплату. Действительно, первоначально в Инструкции по заполнению Реестра платежей за оказание государственных и муниципальных услуг так и задумывалось, что УИН будет идентификатором, предназначенным для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей:
- за оказание государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках их полномочий (часть 1 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ);
- за услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ);
- иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.