Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое профстандарт педагога и что изменится с 1 сентября 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. В 2022 году апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время.
Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.
После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.
Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.
Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.
Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.
Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.
Новая система оценивания для учителей
Уже известно, что новая аттестация учителей с 2023 года будет осуществляться по трехступенчатой системе оценивания.
- Письменная работа. Экзамен проходит по профильной дисциплине. В ходе аттестации проверяются знания – как предметные, так и методическая компетенция педагога. В письменной работе есть не только задачи по предмету, но и вопросы по планированию и построению учебного процесса.
- Видеозапись урока. Эта концепция позволяет оценить коммуникативные и педагогические навыки преподавателя. На видео учителю необходимо показать, как он проводит урок, опираясь на план, и предоставить несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками.
- Педагогический кейс. Учителю будет предоставлена вымышленная ситуация, где он должен будет рассказать способы ее разрешения. Примером может послужить общение с детьми из неблагополучных семей и составление плана по внедрению их в общественную жизнь класса и школы.
Помимо этих трех пунктов оценивается успеваемость школьников, собственные достижения педагога и условия профессиональной деятельности.
Требования нового профстандарта к педагогу школы
Согласно утвержденным изменениям, учителям будут присваиваться либо пятый, либо шестой квалификационный уровень. Соответственно, А, В и С. Предпоследний — для обучающих начальные классы, последний — средние и старшие.
Внедрение нового профстандарта в школе
Закон предусматривает изменение квалификационных требований для учителей, однако порядок перехода со старых правил на измененные остается на усмотрение администрации. Так, введение в профстандарт педагога должна осуществлять специальная комиссия. В ее состав входят представители местной администрации (от образовательного учреждения) и профсоюзов.
Обязанностью комиссии является поэтапное приведение штата сотрудников в соответствие с новыми требованиями. Таким образом должен происходить переход на новый профстандарт педагога. Функции комиссии могут быть следующими:
- Проверка и сравнение текущих обязанностей и компетенций каждого сотрудника с положенными по новым нормам. Отражение результатов в специальном отчете (протоколе).
- Изучение организационной документации, включая трудовые договоры. Внесение изменений, если это необходимо. Например, новый профстандарт подразумевает профильное образование у педагога либо наличие диплома о переподготовке.
- Проверка коллектива на соответствие занимаемым должностям согласно последним изменениям в образовательном законодательстве. При необходимости переаттестация.
Ответы на распространенные вопросы
1.Вопрос №1:
Что входит в понятие стимулирующих выплат для учителей?
Ответ:
Стимулирование труда все больше набирает популярность среди работников бюджетной сферы. Данная система оплаты труда введена для стимулирования сотрудников к участию не только в школьном процессе, но и проведению внеклассных мероприятиях, подготовка различных конкурсов, концертов, олимпиад. Разработка и внедрение в процесс жизни ученика новых технологий и методик для улучшения качества работы и получения знаний. А также контакт и индивидуальная работа с родителями учащихся, привлечении их в качестве помощников, все это влияет на получение дополнительных наград и поощрений со стороны государства и директора учреждения, потому что именно он является замыкающим звеном в начислении баллов.
2.Вопрос №2:
Правильно ли это, что учитель должен зарабатывать стимулирующие выплаты?
Ответ:
Труд учителя должен быть высоко оценен в наше время. Поскольку данная профессия является трудной и нервной. А заработная плата не так высока, чтобы стараться и напрягаться. Поэтому возможно и есть положительные моменты в том, что разработана дополнительная система по увеличению дохода педагога за счет стимулирующих выплат, тут каждый решает для себя, хочет он получать больше или ему достаточно оклада, который есть. В основном педагоги стараются проявить инициативу, разработать какие-либо новшества для учебного процесса, чтобы повысить и свой уровень преподавания и материальное положение.
Структура зарплаты по ТК РФ
Согласно ТК РФ (ст. 129 и 135) одной из составных частей заработной платы являются дополнительные выплаты стимулирующего характера, призванные поощрять работника за имеющиеся достижения в труде. Это могут быть:
- доплаты;
- надбавки;
- премии;
- иные выплаты.
Они могут быть установлены:
- Законодательно – доплаты и надбавки за звание, степень или категорию.
- Руководителем на основании его приказов – премии за трудовые достижения.
- Работодателем, разработавшим и утвердившим положение о премировании – годовая премия, доплата за стаж. Либо это может быть иной внутренний документ по стимулирующим выплатам за качество, интенсивность труда или конкретные достижения.
О том, как эти выплаты будут учтены в составе расходов на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль, читайте в статье «Ст. 255 НК РФ (2017): вопросы и ответы».
Основные положения системы оплаты за труд каждый работодатель устанавливает самостоятельно, описывая их во внутреннем нормативном документе – положении об оплате труда. Эта система может быть как самой простой, когда зарплата состоит только из оклада, так и включать все возможные составляющие.
Законодательство никак не ограничивает возможности работодателя при разработке системы поощрения работника, требуя только:
- участия в этом процессе членов трудового коллектива;
- недопущения ухудшения условий оплаты труда каждого конкретного работника по сравнению с трудовым законодательством в результате выполнения условий, включенных во внутренний нормативный акт (ст. 135 ТК РФ).
Виды аттестации педагогов профессионального образования: обязательная и добровольная
Аттестация учителей бывает двух видов:
- Обязательная, подтверждающая, что педагог оправданно занимает должность;
- Добровольная — установление степени квалификации.
Обязательное подтверждение проводится с периодичностью в пять лет и подразумевает оценивание трудовой деятельности. Учителя представляет к аттестации директор образовательного учреждения, в то время как для присвоения квалификации (первой или высшей) педагог самостоятельно заявляет о таком желании.
Если педагогический работник числится одновременно на нескольких должностях, то аттестацию можно проводить по каждой из них.
Перед тем, как пройти аттестацию педагог формирует пакет документов, состоящий из:
- Документации, удостоверяющей личность и образование;
- Данные о прошлых оценках и присуждении квалификации;
- Удостоверения о совершенствовании уровня компетенций;
- Профессиональных и деловых достижений педагога;
- Характеристики с места работы.
Сроки независимой аттестации педагогов
При аттестации, которая устанавливает компетентность педагога, работодатель за 1 месяц до начала процедуры представляет ему все собранные сведения, характеристики и результаты методической работы. Педагог подтверждает ознакомление письменно – росписью.
Период обязательной аттестации длится в рамках двух месяцев. Дату, место и время процедуры оповещают не позднее, чем за 1 месяц до начала.
Во время добровольной аттестации учитель самостоятельно подает заявление без временных рамок. Законодательством не установлено точного периода самой процедуры, поэтому педагог лично подает документацию в подходящее для него время. Однако, если педагогическому работнику была ранее присвоена квалификационная категория, то подавать заявку требуется за 3 месяца до истечения действия предыдущих результатов. В противном случае может истечь срок еще на этапе рассмотрения заявки.
Разовые премии и надбавки
Данные льготы учителям считаются стимулирующими надбавками. Размер зависит от региона, как правило — до 30% от оклада. Выплаты производятся учителям начальных классов, общего образования, преподавателям лицеев и техникумов, а также работникам сферы дополнительного образования.
Чтобы получить выплату, нужно заполнить оценочный лист. В нем отражаются критерии, которым претендент должен соответствовать. Например, выплаты положены за участие в просветительских мероприятиях, культурных акциях. Учитываются оценки учеников, участие в олимпиадах.
Данные выплаты и льготы учителям положены тем сотрудникам образовательной сферы, что принимают активное участие в социальной жизни школы. Дополнительные шансы возникают у тех, кто получает дополнительное образование, посещает семинары и лекции.
Стимулирующие выплаты: премии и разовые надбавки
Сколько: не более 30 процентов от оклада (в зависимости от региона и финансовых возможностей школы).
Кто может рассчитывать: педагоги дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования.
Как получить: заполнить оценочный лист с критериями за соответствующий период.
В нем могут быть отмечены:
- разработка и организация внешкольных проектов с классом — например, экскурсий, экспедиций;
- участие в социальных проектах и культурно-просветительских акциях.
Пособия молодым учителям
Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:
- единовременная выплата (подъемные) — в среднем 15 тысяч рублей;
- надбавка 20-50 процентов от размера ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы.
Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом.
Как получить:
- устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
- заключить трудовой договор не менее, чем на три года.
- выявление талантливых педагогов, их поддержка и поощрение;
- повышение социального статуса и профессионализма педагогов;
- стимулирование профессионального педагогического творчества;
- выявление и распространение педагогической деятельности;
- формирование нового педагогического мышления.
- Повышение компетенций педагога в сфере изучения и использования образовательных технологий, направленных на реализацию требований ФГОС, выявление способностей педагога к саморазвитию и самореализации.
Аттестация педагогов в 2021 году — последние новости
Чтобы участвовать в программе соискателю потребуется собрать пакет документов и представить его в уполномоченный орган.
- Паспорт.
- Документы об образовании.
- Документ, подтверждающий установление квалификационной категории (при наличии).
- Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации за последние три года (при наличии).
- Трудовая книжка.
- ИНН.
- СНИЛС.
- Свидетельство о браке (при наличии).
- Свидетельства о рождении детей (при наличии).
- Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (срок действия документа 1 год).
- Реквизиты счета для перечисления компенсации.
- Портфолио претендента с копиями документов, подтверждающих его профессиональные достижения.
Могут быть запрошены дополнительные документы в соответствии с принятыми региональными положениями программы «Земский учитель».
Данные документы предоставляются в заверенных копиях.
Также потребуются оригиналы следующих документов:
- Заявление на участие в конкурсном отборе.
- Согласие на обработку персональных данных.
- Согласие о готовности на переезд в сельскую местность.
Бланки можно скачать на сайте регионального оператора.
Конкурс состоит из нескольких этапов, каждый из которых строго регламентирован.
Обратите внимание, в зависимости от региона порядок проведения конкурсного отбора может изменяться.
В период с 01.01 по 15.04 нужно подать заявку и получить уведомление о регистрации в качестве претендента любым из указанных нами способов.
В период с 16.04 по 30.04 производится оценка претендентов комиссией. Всем участникам выставляются баллы как по основным, так и по дополнительным параметрам отбора.
Примеры начисления баллов:
- Наличие высшей квалификационной категории 5 баллов, первой категории– 3 балла.
- Стаж педагогической деятельности свыше 10 лет – 5 баллов.
- Возможность преподавания смежных и/или иных учебных предметов – 5 баллов.
- Наличие призовых мест в студенческих конференциях и конкурсах – 3 балла.
Обратите внимание, любой параметр будет принят в расчет только при наличии копии подтверждающего документа установленного образца.
В итоге формируется рейтинг претендента.
Сколько баллов надо набрать для аттестации учителю
1.Вопрос №1:
Что входит в понятие стимулирующих выплат для учителей?
Ответ:
Стимулирование труда все больше набирает популярность среди работников бюджетной сферы. Данная система оплаты труда введена для стимулирования сотрудников к участию не только в школьном процессе, но и проведению внеклассных мероприятиях, подготовка различных конкурсов, концертов, олимпиад. Разработка и внедрение в процесс жизни ученика новых технологий и методик для улучшения качества работы и получения знаний. А также контакт и индивидуальная работа с родителями учащихся, привлечении их в качестве помощников, все это влияет на получение дополнительных наград и поощрений со стороны государства и директора учреждения, потому что именно он является замыкающим звеном в начислении баллов.
2.Вопрос №2:
Правильно ли это, что учитель должен зарабатывать стимулирующие выплаты?
Ответ:
Труд учителя должен быть высоко оценен в наше время. Поскольку данная профессия является трудной и нервной. А заработная плата не так высока, чтобы стараться и напрягаться. Поэтому возможно и есть положительные моменты в том, что разработана дополнительная система по увеличению дохода педагога за счет стимулирующих выплат, тут каждый решает для себя, хочет он получать больше или ему достаточно оклада, который есть. В основном педагоги стараются проявить инициативу, разработать какие-либо новшества для учебного процесса, чтобы повысить и свой уровень преподавания и материальное положение.
Первичная специализированная
Проводится после окончания ординатуры, курсов профессиональной переподготовки у среднего и высшего медперсонала, а также для граждан, получивших образование на территории иностранного государства.
Первичная специализированная аккредитация высших медицинских работников включает два этапа:
- тестирование
оценка практических навыков в симулированных условиях - и (или) решение ситуационных задач «практико-ориентированный этап»
Первичная специализированная аккредитация специалистов со средним медицинским образованием состоит из трех этапов:
- оценка практических навыков в симулированных условиях;
- решение ситуационных задач