Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить сотруднику бронь от мобилизации — пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Общие правила исполнения военно-транспортной обязанности установлены Указом Президента РФ от 02.10.1998 № 1175. Порядок реализации положений этого документа определяет Минобороны и другие военные ведомства.
Какие сотрудники подлежат воинскому учету
Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 определяет категории граждан, которые подлежат воинскому учету:
- призывники в возрасте 18-27 лет;
- военнообязанные в запасе;
- лица, успешно завершившие обучение по программам военной подготовки в учебных заведениях с военной кафедрой;
- граждане, не прошедшие военную службу в связи с получением отсрочки или по иным основаниям;
- граждане, уволенные с военной службы, но оставшиеся на воинском учете в военкоматах;
- лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женщины, получившие военно-учетную специальность (ВУС): фармацевты, фельдшеры, телеграфисты и т.д.
Не подлежат воинскому учету:
- лица, освобожденные от воинской обязанности, например — по состоянию здоровья;
- женщины, не имеющие ВУС;
- офицеры запаса ФСБ и СВР.
Любая организация обязана осуществлять воинский учет своих сотрудников. Законодательство не делает никаких исключений даже для тех компаний, в которых трудятся всего несколько работников. Если хотя бы один из сотрудников относится к одной из перечисленных выше категорий, то работодатель должен организовать полноценный воинский учет.
Ответственность за ведение в/у ненадлежащим образом
Отрицательные результаты проверки ведения учета военнообязанных сотрудников (наемных работников) согласно действующему российскому законодательству предусматривают штрафные санкции к руководителям предприятий.
Размеры штрафов за невыполнение требований по в/у согласно КоАП РФ (ст. 21 п/п 1-7):
- За несвоевременное предоставление сведений по трудоустроенным военнообязанным гражданам в территориальный комиссариат (органы местного самоуправления) – 300-1000 рублей;
- За препятствие мобилизации военнообязанных сотрудников – 500-100 рублей;
- За небрежное хранение документации по воинскому учету – 100-500 рублей.
Где можно состоять на учете?
В статье 8 Федерального закона №53 «О воинской обязанности и военной службе» сказано, что воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства.
По месту пребывания производится учет граждан, которые уже более 3 месяцев живут в другом месте или проходят альтернативную гражданскую службу.
В муниципальных образованиях, где отсутствуют военные комиссариаты, осуществляется первичный воинский учет, который организуют местные администрации (исполнительно-распорядительные органы) указанных муниципальных образований.
Что будет, если не встать на воинский учет?
В статье 21.5 Кодекса об административных правонарушениях прописано, что неявка в военный комиссариат для постановки или снятия с воинского учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
Более того, в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 03 апреля 2008 №3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» сказано о том, статья 328 Уголовного кодекса Российской Федерации применима к тем, кто умышленно уклоняется от призыва на военную службу.
Это граждане, убывшие на новое место жительства (место временного пребывания) или выехавшие из Российской Федерации без снятия с воинского учета, а также прибывшие на новое место жительства (место временного пребывания) или вернувшиеся в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет с целью избежать вручения под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
То есть, если следователю удастся доказать, что неявка была совершена с умыслом уклонения от получения повесток, призывника могут привлечь к уголовной ответственности по статье 328 Уголовного кодекса Российской Федерации. Это статья об уклонении от прохождения службы, и она предусматривает наказание в виде штрафа до 200 тысяч рублей или лишение свободы до 2-х лет.
Если у вас остались вопросы, вы можете заполнить форму на сайте.
Обязанности гражданина в отношении воинского учета
Молодые люди, имеющие гражданство РФ, обязаны:
- значиться на учете в военном комиссариате по месту жительства;
- своевременно предоставлять сведения для постановки на учет или снятия с него;
- в течение 2 недель:
- представить документы, подтверждающие изменения в семейном положении;
- оповестить военкомат о поступлении в образовательное учреждение, его окончание или отчисление;
- сообщить о смене места трудовой деятельности;
- встать на учет по приезде из-за пределов РФ, если срок нахождения за границей превышал 6 месяцев. Предварительно гражданин должен сняться с учета в военкомате.
Пакет документов для призывника
Перед призывом в армию приходит повестка, требующая пройти медицинскую комиссию до определенного времени. Для призывника важно знать, когда именно он попадет в армию, в осенний или весенний призыв. Нужно прийти в военкомат с приписным свидетельством, паспортом.
Комиссариатом выдается личное дело, сформированное во время постановки на учет. После этого юноше необходимо пройти обследование у врачей медицинской комиссии, по результатам которого определяют категорию годности призывника.
В список документов, необходимых для получения военного билета, входит паспорт, удостоверения о наличии специальности, профессии, а также водительское удостоверение, если есть. Прибывшие на сборный пункт призывники получают военный билет и паспорт, а остальные документы отправляют в воинскую часть, где будут проходить срочную службу.
На сборных пунктах будущие солдаты получают:
- вещевое имущество;
- военные билеты с соответствующими записями и обязательной дактилоскопической регистрацией;
- жетоны с личными номерами.
В документе военнообязанного записывается время убытия в часть, из какого комиссариата призван новобранец.
Запросить личное дело в военкомате
Я подготовил исковое заявление в Военный суд г.Владикавказа
Исковое заявление
(О понуждении компенсирования суммы недополученных денежных выплат
за период с 01 января 2004 года по 31 июля 2006 года)
Я, …, старший лейтенант запаса, принимал участие в выполнении задач в ходе контртеррористической операции на территории Северо — Кавказского региона с 12 января.2000 года по 07 июля.2000 года.
С 1 января 2004 года вступил в силу федеральный закон «О внесении изменения и дополнении в федеральный закон «О ветеранах»». В соответствии с законом, ветеранам боевых действий, из числа лиц, принимавших участие в выполнении задач в ходе контртеррористической операции на территории Северо — Кавказского региона предоставляются права и льготы согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
Какие сотрудники подлежат воинскому учету
Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 определяет категории граждан, которые подлежат воинскому учету:
- призывники в возрасте 18-27 лет;
- военнообязанные в запасе;
- лица, успешно завершившие обучение по программам военной подготовки в учебных заведениях с военной кафедрой;
- граждане, не прошедшие военную службу в связи с получением отсрочки или по иным основаниям;
- граждане, уволенные с военной службы, но оставшиеся на воинском учете в военкоматах;
- лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женщины, получившие военно-учетную специальность (ВУС): фармацевты, фельдшеры, телеграфисты и т.д.
Не подлежат воинскому учету:
- лица, освобожденные от воинской обязанности, например — по состоянию здоровья;
- женщины, не имеющие ВУС;
- офицеры запаса ФСБ и СВР.
Любая организация обязана осуществлять воинский учет своих сотрудников. Законодательство не делает никаких исключений даже для тех компаний, в которых трудятся всего несколько работников. Если хотя бы один из сотрудников относится к одной из перечисленных выше категорий, то работодатель должен организовать полноценный воинский учет.
Какие сотрудники подлежат воинскому учету
Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 определяет категории граждан, которые подлежат воинскому учету:
- призывники в возрасте 18-27 лет;
- военнообязанные в запасе;
- лица, успешно завершившие обучение по программам военной подготовки в учебных заведениях с военной кафедрой;
- граждане, не прошедшие военную службу в связи с получением отсрочки или по иным основаниям;
- граждане, уволенные с военной службы, но оставшиеся на воинском учете в военкоматах;
- лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женщины, получившие военно-учетную специальность (ВУС): фармацевты, фельдшеры, телеграфисты и т.д.
Не подлежат воинскому учету:
- лица, освобожденные от воинской обязанности, например — по состоянию здоровья;
- женщины, не имеющие ВУС;
- офицеры запаса ФСБ и СВР.
Любая организация обязана осуществлять воинский учет своих сотрудников. Законодательство не делает никаких исключений даже для тех компаний, в которых трудятся всего несколько работников. Если хотя бы один из сотрудников относится к одной из перечисленных выше категорий, то работодатель должен организовать полноценный воинский учет.
Защитники «на гражданке»
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» все компании, коммерческие и не коммерческие, вне зависимости от формы собственности обязаны вести воинский учет своих работников для обеспечения полноты и достоверности данных, о сотрудниках, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу. Напрямую этот процесс регламентирован постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (ред. от 16.04.2008), а также инструкцией Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, изданной в 2007 году.
На общем воинском учете состоят граждане, не забронированные за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время или положение. Если же от квалификации и должности сотрудника в случае мобилизации и наступления войны будет зависеть бесперебойная работа предприятия, то его ставят на специальный воинский учет. Наличие документов воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу, является обязательным при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ).
Как организовать и вести воинский учет сотрудников
Первое мероприятие компании в рамках воинского учета — регистрация в военкомате по месту ведения деятельности. Регистрацию необходимо пройти в течение 5 дней после включения организации в ЕГРЮЛ.
Процесс воинского учета в целом нужно выстраивать в соответствии с Планом работы военно-учетного стола. Для его составления можно воспользоваться образцом из Приложения 17 к Рекомендациям Генштаба или разработать собственную форму.
В Плане закрепляют порядки ведения картотеки, подготовки годовых планов, обмена сведениями с военкоматом, контроля подлинности документации и т.д.
Текущий воинский учет состоит из:
- мероприятий по заполнению личных карточек работников;
- информационной работы с сотрудниками, подлежащими воинскому учету;
- сверки и передачи необходимых сведений в военные ведомства.
Сотрудники, ответственные за ведение воинского учета, работают по следующей схеме:
- При поступлении нового сотрудника проверяют предоставленные им документы.
- Заводят на работника личную карточку по форме Т-2, или ее аналогу, утвержденному в организации. В карточку вносят данные об отношении принятого сотрудника к военной службе.
- Заполненную карточку заверяют двумя подписями: ответственного сотрудника и самого работника.
- В 14-дневный срок с даты приема военнообязанного сотрудника на работу уведомляют местный военкомат. То же самое делают и при увольнении работника.
Еще одна функция работников, ответственных за воинский учет на предприятии — проверка актуальности отметок в документах военнообязанных сотрудников. Некоторые изменения могут вноситься несвоевременно, например:
- сотруднику уже исполнилось 27 лет, но с учета в военкомате он не снялся и соответствующую отметку в документах не проставил;
- сотрудник переехал, но не встал на учет по новому месту жительства;
- у сотрудника появились проблемы со здоровьем, которые могут повлиять на исполнение воинской обязанности.
Выявив такие неточности, уполномоченный работник должен направить сотрудника в военкомат для их устранения.
Перечень разделов в «Расписании болезней»
Для определения состояния здоровья, указанного в Военном билете, необходимо узнать номер статьи, степень нарушения, код годности.
Номер раздела | Номера статей | Болезни |
I | 1-7 | инфекционные и паразитарные |
II | 8-10 | новообразования |
III | 11 | крови, системы кроветворения, нарушения иммунного характера |
IV | 12–13 | эндокринной системы |
V | 14–20 | психики |
VI | 21–28 | нервной системы |
VII | 29–36 | органов зрения |
VIII | 37–41 | ушей и сосцевидного отростка височной кости |
IX | 42–48 | системы кровообращения |
X | 49–53 | дыхательной системы |
XI | 54–61 | пищеварительной системы |
XII | 62–63 | кожи и подкожной клетчатки |
XIII | 64–70 | костной системы, мышечного аппарата, соединительной ткани |
XIV | 71–78 | мочеполовых органов |
XV (для женщин-военнослужащих) | 79 | беременность, роды |
XVI | 80–88 | последствия интоксикаций и травм |
В «Расписании болезней» подробно охарактеризованы диагнозы и степени отклонений от нормы при соответствующих заболеваниях. Список заболеваний, а также характеристика нарушений периодически пересматриваются. Молодому человеку призывного возраста необходимо узнавать об изменениях за полгода до предполагаемой отправки в армию.
Необходимо ли сообщать военкомату о смене прописки
При смене постоянного места регистрации или нахождении в другом регионе более 90 дней призывник или военнообязанный должен сообщать о своем месте нахождения в территориальный военкомат. Процесс регулируется на законодательном уровне и обязывает каждого предоставлять подобные сведения в военный комиссариат.
Учет в военкомате при смене прописки преследует практически те же цели, что и предоставление данных о новом месте жительства в ФМС. Делается это для контроля за гражданами как призывного возраста, так и тех, кто находится в запасе.
Во-первых, это облегчает поиск гражданина, уклоняющегося от службы в армии. Во-вторых, позволяет быстрым образом мобилизовать вооруженные силы
. В-третьих, позволяет вести точный контроль за военнообязанными и предоставлять данные об их количестве на случай военного положения.
Сам факт подачи сведений о новом месте жительства в военкомат не несет никаких последствий, но вот уклонение от этого преследуется по закону в виде административного штрафа. В конечном счете место постоянного пребывания человека все-равно будет установлено, но более дорогой для него ценой.
Обязанности призывников
Многие молодые люди, относящиеся к призывному возрасту, переезжают в другие города на учебу или работу. Со временем прописываются по постоянному адресу, но не знают, нужно ли уведомлять военкомат при смене прописки
. По закону это необходимо сделать в течение двух недель после смены места постоянного пребывания.
Для этого необходимо предоставить в военкомат по новому адресу следующие документы:
- документ о снятии с учета по прежнему месту прописки (в большинстве случаев процесс является автоматическим по запросу сотрудников учреждения, поэтому ехать никуда не нужно);
- паспорт;
- повестка, предписание или военный билет для постановки на учет.
Кто отвечает за воинский учет в организации
Работника (или работников) для ведения учета военнообязанных сотрудников назначает руководитель организации отдельным приказом.
Количество уполномоченных работников, занятых воинским учетом, зависит от численности военнообязанных в организации:
- до 500 лиц с военной обязанностью — один уполномоченный работник (разрешено исполнение обязанностей по совместительству);
- от 501 до 2000 военнообязанных — один уполномоченный сотрудник без совместительства;
- от 2001 до 4000 военнообязанных — два уполномоченных сотрудника.
Традиционно уполномоченные работники выбираются из числа кадровиков и специалистов в трудовых отношениях.
Документы необходимые для ведения воинского учета
Согласно п. 39 Методических рекомендаций каждая организация, осуществляющая воинский учет, должна иметь следующие документы:
- Приказ “Об организации воинского учета граждан, в том числе, бронирования граждан, пребывающих в запасе”.
- План работы по ведению воинского учета граждан, бронированию граждан, пребывающих в запасе. Согласовывается с военным комиссариатом муниципального образования.
- Картотеку личных карточек формы N Т-2 и N Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников, граждан, пребывающих в запасе.
- Журнал проверок осуществления воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ.
- Расписки в приеме от граждан документов воинского учета (форма расписки установлена Приложением N 14 к Методическим рекомендациям).
- Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан, бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации.
- Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций.
- Справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке, мобилизации.
Документы военнообязанных граждан, необходимые для заполнения карточек, ведения воинского учета:
- для призывников – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
- для военнообязанных запаса – военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета).
В каком виде должны быть документы, как заполнять, можно узнать у сотрудников военкомата. Более того, имеется программа, с помощью которой отправляются отчеты в военный комиссариат, обновленная информация.