Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Решение комиссии по трудовым спорам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под трудовыми спорами, согласно ТК РФ, понимаются не все разногласия между работодателем и работником. Они приобретают статус спора только после того, как поступили на разрешение уполномоченного органа. В этой связи важно выделит стадии возникновения рассматриваемого явления.
Юрисдикционные органы по разрешению трудовых споров
Особенности разрешения споров каждым из органов приведены в таблице:
Название юрисдикционного органа |
Рассматриваемый вид трудового спора |
Особенности рассмотрения и разрешения спора |
КТС — Комиссия по трудовым спорам |
Индивидуальный |
|
Районный суд |
Индивидуальный |
|
Примирительная комиссия |
Коллективный |
|
Посредник |
Коллективный |
|
Трудовой арбитраж |
Коллективный |
|
В какой срок направляется протокол разногласий
Протокол разногласий нужно отправить в течение 30 дней с момента получения проекта договора. Аналогичный срок установлен для обращения в суд, если в досудебном порядке разрешить спор не удалось (п. 1 ст. 445 ГК РФ).
Верховный Суд РФ в постановлении № 49 уточняет, что суд обязан принять иск даже если 30-дневный срок на подачу иска о протоколе разногласий пропущен. Отказ может последовать, только если контрагент прямо заявит о пропуске срока (абз. 1 п. 41 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 49).
Если контрагент является доминирующим (монополистом) и навязывает невыгодные и даже дискриминационные условия, суд может признать такое поведение злоупотреблением, даже если ваша компания протокол разногласий не направляла (абз. 2 п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2).
Исполнение решений комиссии
Решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.
В случае неисполнения решения в установленный срок, комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом.
Статьей 12 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, отнесены к исполнительным документам.
Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд (ст.389 ТК РФ).
В течение 10 дней после получения решения комиссии работник имеет право обжаловать его в суд (ч.2 ст.390 ТК РФ). Работник вправе перенести рассмотрение спора в суд, если КТС в установленный срок не рассмотрела его заявление по существу (ч.1 ст.390 ТК РФ).
Деятельность комиссии по трудовым спорам
Ответственный секретарь КК должен:
При подаче апелляции о нарушении Порядка:
принять от члена ГЭК апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА (форма ППЭ-02) и протокол рассмотрения апелляции о нарушении Порядка с заключением комиссии о результатах проверки сведений, изложенных в апелляции (форма ППЭ-03);
отметить поступление апелляции в журнале регистрации апелляций;
поставить регистрационный номер в соответствующих полях форм ППЭ-02 и ППЭ-03;
сформировать график рассмотрения апелляций с обязательным указанием даты, места и времени рассмотрения апелляции и согласовать указанный график с председателем КК;
передать формы ППЭ-02 и ППЭ-03 председателю КК.
При подаче апелляции о несогласии с выставленными баллами, если апелляция подается непосредственно в КК:
предоставить участнику экзаменов в двух экземплярах форму апелляции о несогласии с выставленными баллами (форма 1-АП) и оказать помощь участнику экзаменов при ее заполнении;
отметить поступление апелляции в журнале регистрации и поставить в соответствующих полях формы 1-АП регистрационный номер;
передать один экземпляр формы 1-АП с пометкой о принятии участнику экзаменов, другой экземпляр указанной формы оставить в КК.
При подаче апелляции о несогласии с выставленными баллами, если апелляция подается в образовательную организацию, в которой участник экзаменов был допущен в установленном порядке к ГИА и ознакомлен с результатами ГИА, либо в организацию, определенную ОИВ в качестве места подачи апелляций о несогласии с выставленными баллами для участников экзаменов (выпускников прошлых лет), участвовавших в сдаче ЕГЭ:
принять апелляцию от руководителя организации (форма 1-АП). Передача формы 1-АП по цифровым каналам связи осуществляется только при обеспечении соответствующей защиты персональных данных и информационной безопасности;
отметить поступление апелляции в журнале регистрации и поставить в соответствующем поле формы 1-АП регистрационный номер;
сформировать график рассмотрения апелляций с обязательным указанием даты, места и времени рассмотрения апелляции и согласовать указанный график с председателем КК;
оставить форму 1-АП в КК.
При отзыве апелляции о несогласии с выставленными баллами участником экзаменов, если заявление об ее отзыве подается непосредственно в КК:
принять у участника экзаменов письменное заявление об отзыве поданной апелляции, при этом данное заявление составляется в 2-х экземплярах: один экземпляр остается у участника экзаменов, второй экземпляр направляется в КК;
зафиксировать в журнале регистрации апелляций;
сообщить о поступивших заявлениях председателю КК;
внести соответствующие корректировки в график рассмотрения апелляций.
При отзыве апелляции о несогласии с выставленными баллами, если заявление об ее отзыве подается в образовательную организацию, в которой участник экзаменов был допущен в установленном порядке к ГИА:
принять от руководителя организации заявление участника экзаменов об отзыве поданной апелляции;
зафиксировать в журнале регистрации апелляций;
сообщить о поступивших заявлениях председателю КК;
внести соответствующие корректировки в график рассмотрения апелляций.
Для организации рассмотрения апелляции о нарушении Порядка:
сообщить членам КК о времени рассмотрения апелляции;
подготовить и передать председателю, членам КК копии форм ППЭ-02 и ППЭ-03;
присутствовать во время рассмотрения апелляции;
оформить решение КК в протоколе рассмотрения апелляции о нарушении Порядка (форма ППЭ-03) в графе «Решение конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации»;
передать копии формы ППЭ-03 в ГЭК и РЦОИ.
Для организации рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами:
Решения в комиссии по проведению спецоценки принимают большинством голосов, где голос председателя — решающий. Если большинство согласились с результатами спецоценки, отчет подписывают все члены комиссии. Если кто-то из комиссии не согласен с результатами, высказать свою позицию он может через особое мнение. Документ готовят в письменной форме и прилагают к отчету (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее — Закон № 426-ФЗ).
Особое мнение может составить любой участник комиссии по проведению спецоценки. Чаще всего документ составляют члены профсоюза или другого органа, который представляет интересы работников в организации. Документ приобщают к отчету о СОУТ, а член комиссии, который его составил, подписывает отчет с пометкой «С особым мнением». Дополнительно делают запись в протоколе заседания комиссии, если его ведут.
Члены комиссии составляют особое мнение, чтобы письменно зафиксировать то, что они не согласны с результатами СОУТ. Представители профсоюза таким образом подтверждают, что они против сокращения гарантий и компенсаций. Для них это важно, так как основная функция профсоюза — защищать права сотрудников в отношениях с работодателем.
Пример. На предприятии провели СОУТ. На некоторых рабочих местах изменился класс условий труда по сравнению с предыдущими результатами аттестации рабочих мест: с вредных «3.1» до допустимых «2». При этом фактически условия труда для работников не изменились, улучшения были только на бумаге. Чтобы защитить право раб��тников на повышенную оплату труда, представитель профсоюза из комиссии по проведению СОУТ составил мотивированное особое мнение к отчету. |
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-223, при закупках товаров и услуг заказчики должны руководствоваться не только данным законом, но и другими нормативно-правовыми актами: Конституцией, Гражданским кодексом и иными федеральными законами.
Напрямую указания на необходимость создания комиссии по закупкам в 223-ФЗ нет. Но в Гражданском кодексе есть соответствующая статья (447), в которой указано на то, что победителем конкурса может стать участник, выбранный по решению комиссии. Поэтому как минимум при проведении закупочных мероприятий через конкурс такая комиссия должна быть создана.
Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ-223 положение о закупке выступает документом, регламентирующим закупки заказчика, и в котором должны содержаться требования к закупке, порядок подготовки и проведения закупочных процедур и условия их применения.
Таким образом, именно Положение заказчика должно содержать регламент закупочных мероприятий, порядок создания комиссии и требования к ее членам (в частности, в отношении образования и количеству членов).
Комиссия может создаваться по разным признакам. Например, с позиции предмета закупки допускается создание отдельной комиссии по закупкам товарно-материальных ценностей или научно-исследовательских работ.
С точки зрения процедуры закупки, различают: конкурсную, котировочную, аукционную и прочие виды комиссии. С позиции сроков действия комиссии различают постоянно функционирующие и временные, созданные под конкретную закупку.
Заказчик может создавать закупочную комиссию по 223-ФЗ по правилам, указанным в 44-ФЗ.
В состав комиссии могут входить не только сотрудники компании, но и сторонние лица. При этом привлекать независимых экспертов допускается исключительно по договору с указанием прав, обязанностей и ответственности привлекаемых лиц.
Традиционно выделяются следующие группы участников в составе комиссии:
- Председатель закупочной комиссии. Он осуществляет общее руководство комиссией, ведет ее заседания, назначает ответственных членов комиссии (например, за вскрытие конвертов), оглашает обязательные к объявлению сведения, проводит переторжку, определяет порядок рассмотрения поступивших вопросов, выносит на обсуждение вопрос о привлечении к работе экспертов.
- Заместитель председателя, который выполняет функции председателя при его отсутствии.
- Рядовые члены комиссии. В их задачи входят ознакомление с материалами проводимой закупки, принятие решения о ее соответствии правилам и Положению о закупке, формирование мнения относительно допуска или отказа в допуске участника закупки, проведение оценки и сопоставление заявок от участников закупки.
- Секретарь комиссии. Он ведет протоколы проводимых заседаний, информирует членов о повестке дня, организует техническое обеспечение заседаний, информирует о необходимости замены членов комиссии, своевременно направляет членам комиссии материалы по вопросам повестки заседания.
Численность и состав комиссии определяется на усмотрение заказчика. Рекомендуется не слишком сильно расширять состав комиссии и формировать ее на условиях нечетного числа участников с правом голоса (например, 3 или 5 человек). Это может иметь смысл при необходимости принятия коллегиальных решений большинством .
При определении состава стоит включать в члены комиссии лиц с адекватным проводимой закупке профилем (например, со специальным образованием или навыками).
Также заказчику стоит заблаговременно позаботиться о резервном составе комиссии. Здесь должны быть указаны лица, которые получают права и обязанности членов комиссии при отсутствии основного состава.
Закупочная комиссия может быть сформирована до проведения процедуры закупки либо непосредственно в процессе.
Для создания закупочной комиссии такая возможность должна быть зафиксирована в Положении о закупке, утвержденном заказчиком. Также в число документов, которые требуются для работы комиссии, входят:
- Положение и порядок о работе комиссии.
- Приказ о создании комиссии.
Стоит отметить, что положение о работе и порядок работы не являются обязательными. На практике заказчику достаточно подготовить только приказ о создании комиссии.
В документах, которые отвечают за порядок работы закупочной комиссии, нужно прописать:
- Порядок оповещения членов комиссии о заседании (в том числе сроки, в которые нужно уведомить членов комиссии о предстоящем заседании).
- Порядок ознакомления с материалами по закупке.
- Порядок замены членов комиссии и основания для этого.
- Порядок привлечения сторонних экспертов.
- Каким образом определяется объективность принятых решений.
- Как принимаются решения по вопросам повестки дня.
- Как фиксируются решения комиссии.
- Каков порядок наблюдения за работой комиссии.
- Каков порядок оповещения о принятых комиссией решениях.
Положение и порядок составляется и подписывается уполномоченным на это сотрудником организации-заказчика.
Решения, которые принимаются закупочной комиссией, оформляются в виде протоколов. Протокол по 223-ФЗ — это документ, который фиксирует решения комиссии по результатам процедуры. Он составляется при любой закупочной процедуре: конкурсе, аукционе, запросе цен и предложений.
Составляемый в ходе закупки протокол подлежит обязательной публикации в ЕИС в течение 3 дней после его подписания (согласно ч. 12 ст. 4 223-ФЗ). В документе следует прописать такие сведения:
- реквизиты, количество поданных заявок и дата их поступления;
- результаты рассмотрения поданных заявок;
- решение комиссии по каждой заявке;
- при необходимости – причины признания закупки несостоявшейся;
- прочая информация.
Итоговый протокол составляется по тем же правилам, но дополнительно в нем указываются сведения о победителе закупки. Его также необходимо разместить в ЕИС в течение 3 дней. Порядок его подготовки и размещения происходят согласно ч. 14 ст. 3.2 223-ФЗ. Эти документы должны храниться заказчиком не менее 3 лет.
Законодатель дает весьма расплывчатое определение «протокола разногласий», подразумевая под ним акцепт на иных условиях (ст. 445 ГК РФ).
Учитывая, что акцепт должен быть безоговорочным (438 ГК РФ), протокол разногласий – это исключение из общих правил, ведь он позволяет одновременно и согласиться с предложением оферента, и изменить некоторые условия оферты. Протокол разногласий – это сразу и частичный отказ от оферты, и «неполный» акцепт, и новая оферта. Говоря простыми словами, НАПРАВЛЯЯ КОНТРАГЕНТУ ПРОТОКОЛ РАЗНОГЛАСИЙ, ВЫ СОГЛАШАЕТЕСЬ ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР, НО С ПОПРАВКАМИ. Если контрагент подписывает протокол, он подтверждает, что дискуссионные пункты будут действительны не в начальной редакции договора, а в редакции протокола. Так, между контрагентами возник спор о сумме пени, подлежащей уплате покупателем за задержку денежных переводов за полученную продукцию. Ответчик заявил, что неустойка в 346 616 рублей завышена и не соответствует последствиям нарушения обязательств. Но суд посчитал, что пеню рассчитали верно – согласно условиям из протокола разногласий (1). ПРОТОКОЛ РАЗНОГЛАСИЙ – ЭТО ЧАСТЬ ОСНОВНОГО ДОГОВОРА, ЕГО СИЛА РАВНА СИЛЕ ДОГОВОРА.
Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора
Особым способом разрешения коллективного трудового спора является забастовка. Право на забастовку признано Конституцией РФ (ч. 4 ст. 37).
В современной практике международного регулирования труда сложилось понимание забастовки как действия, имеющего целью добиться от работодателя (объединения работодателей) изменения условий труда или сохранения этих условий в неизмененном виде (если инициатором их изменения выступает работодатель). Забастовка рассматривается как часть коллективного трудового спора, в ходе которой стороны спора продолжают его урегулирование в условиях проведения работниками акции силового давления на работодателей в допустимых законом формах. В то же время Рекомендация МОТ N 92 призывает воздерживаться от забастовок в течение всего времени ведения переговоров о примирении или рассмотрения конфликта органом, разрешающим трудовой конфликт (примирительной комиссией, трудовым арбитражем, посредником), так как в таком случае забастовка оказывается средством давления на этот орган.
Легальное определение забастовки дается в ТК РФ. Забастовка — это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ).
Следует иметь в виду, что не всякое прекращение исполнения работниками своих трудовых обязанностей является забастовкой, поскольку прекращение работы вне рамок разрешения коллективного спора может использоваться работниками и в порядке самозащиты своих прав. Так, при рассмотрении дел о признании забастовок незаконными в связи с невыплатой (задержкой выплаты) заработной платы Верховный Суд РФ отметил, что прекращение работы, вызванное нарушением права работников на своевременную оплату их труда, является коллективной защитой индивидуальных трудовых прав работников, в связи с чем не может быть признано незаконным. Требование выполнять работу без соответствующей оплаты — принуждение к труду, а это запрещено Конвенцией МОТ N 95 (действующей на территории РФ с 24 сентября 1952 г.), ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. 2 КЗоТ РФ (в настоящее время ст. 4 ТК РФ).
В соответствии с законом забастовки подразделяются на два вида: предупредительные и основные.
Предупредительная забастовка — это временное однократное прекращение работы не более чем на час.
Цель организации такой забастовки — продемонстрировать серьезность намерений работников в отстаивании своей позиции в трудовом споре вплоть до проведения основной забастовки. Проведение основной забастовки допускается после завершения обязательных примирительных процедур либо при уклонении работодателя от участия в таких процедурах, а также при невыполнении им соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора. Забастовка является очень серьезным средством борьбы за права и интересы работников. Негативные последствия от забастовки испытывает не только работодатель, но и сами работники, а в случае забастовок в крупных и социально значимых организациях — также государство и общество в целом. Следовательно, забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора должна использоваться только в крайнем случае, если все остальные способы уже исчерпаны.
Правовое положение работников в период проведения забастовки
Начало забастовки отнюдь не свидетельствует о намерении работников прекратить трудовые отношения с работодателем. На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Тем не менее у работодателей нередко возникает соблазн решить проблему забастовки путем увольнения бастующих сотрудников и найма на их место новых. Возможно также и увольнение работников с целью их «наказания» за участие в забастовке. Такие увольнения, в первые годы забастовочного движения носившие массовый характер, получили название локаута. Локаут — это увольнение работников по инициативе работодателя именно в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке. Прямой запрет локаута установлен в ст. 415 ТК РФ. Работодатель, прибегающий вопреки этому запрету к локауту, может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 5.34 КоАП РФ.
Участие работника в законной забастовке не может повлечь и применение к нему мер дисциплинарной ответственности и, соответственно, рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины.
Трудовой кодекс РФ разделяет правовое положение работников, участвующих и не участвующих в забастовке.
Работникам, принимающим участие в забастовке (за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг)), работодатель имеет право не выплачивать в этот период заработную плату. В то же время коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.
Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада) в соответствии со ст. 157 ТК РФ. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу.
Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный ТК РФ.
В статье 382 ТК РФ указано, что такое КТС в трудовом праве, — это орган, который рассматривает индивидуальные споры по работе. Коллективные спорные ситуации разрешаются в соответствии с главой 61 ТК РФ.
В КТС вправе обращаться работники, но не работодатели. В ТК РФ закреплено, для чего создаются комиссии по трудовым спорам на предприятии или в его структурном подразделении: для решения индивидуальных проблем, разбирательство по которым входит в компетенцию коллегиального органа. А вот какие вопросы, не урегулированные самостоятельно, решаются только в судебном порядке:
- Между работником и работодателем — физлицом (ст. 308 ТК РФ).
- Между сотрудником и религиозной организацией, в которой он работает (ст. 348 ТК РФ).
- Спорные ситуации, которые рассматриваются в ином порядке (ст. 385) или только в суде.
Судебные разбирательства предусмотрены:
- для работника — для решения вопросов о восстановлении на работе, об изменении даты или причины увольнения, о переводе, об оплате вынужденного прогула, о перечислении разницы за период работы на нижеоплачиваемой должности, о нарушениях при обработке и защите персональных сведений о служащем;
- для работодателя — для решения вопросов, связанных с возмещением ущерба сотрудником (ст. 391 ТК РФ).
В какой срок подлежит исполнению решение комиссии по трудовым спорам
После того как КТС приняла свое решение в отношении трудового спора, сторонам отводится 10 дней на его оспаривание. Если оно так и не было обжаловано, в течение 3 дней после истечения названного срока решение КТС подлежит исполнению (абз. 1 ст. 389 ТК РФ).
Если же решение не было исполнено в регламентированный срок и при этом никто из сторон не перенес рассмотрение спора в суд, работник правомочен обратиться в КТС за специальным удостоверением (абз. 2 вышеназванной нормы). Данный документ по своей правовой природе является исполнительным, и, основываясь на нем, судебный пристав правомочен осуществить исполнение решения КТС. Срок представления упомянутого удостоверения приставу — не более 3 месяцев с момента его получения.
Однако если сотрудником были пропущены сроки обращения за удостоверением (в течение 1 месяца со дня принятия решения КТС) и/или представления приставу для исполнения, КТС при наличии объективных оснований может восстановить названные сроки.
Как документально фиксируется?
Основанием для начала рассмотрения является письменное обращение стороны-заявители.
Справка! Общепринятого бланка не разработано, а учитывая безграмотность большинства сотрудников в решении правовых вопросов, на каждом предприятии должна быть разработана хотя бы приблизительная форма заявления.
- Составляется приказ о начале процесса регулировки конфликта, в котором указываются:
- ФИО председателя состава.
- ФИО членов КТС и секретаря.
- Суть вопроса (чего конкретно хочет заявитель).
- Обязательно подписи всех участников процесса.
Конкретной формы данного приказа не разработано, поэтому, как правило, при его составлении пользуются положениями, разработанными на конкретном предприятии и учитывающие все нюансы.
- Все документы должны быть составлены в письменном виде лично и заверены подписями и печатями, которые имеются у председателя комиссии.
- Данные документы регистрируются в специальном журнале в обязательном порядке.
- Сам процесс фиксируется секретарем в протоколе рассмотрения. По окончанию заседания документ подписывает председатель или его заместитель.
- Далее составляется документ о принятых решениях КТС. В связи с тем, что он является процессуальным документом, на основании которого, в случае необходимости, заявление будет направлено для дальнейшего рассмотрения в суд, к составлению его подходят особенно тщательно и учитывают все нормативные акты.
Распорядительная часть включает в себя четкие указания, соответствующие юридическим нормам, и ссылки на правовые акты, на которые опирались члены КТС при вынесении решения.
Порядок создания, организации работы и принятия решений Комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения.
I. Комиссия по урегулированию споров в школе имеет следующее общее положение:
1.1. Данное положение, устанавливает порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения. Он должен быть, создан, опираясь на статью 45 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. В данном пункте освящается регламент деятельности по созданию специальной группы в образовательном учреждении, ее компетенцию и организационную деятельность, а также деятельность должностных лиц и всех участников образовательного процесса по исполнению решений, который будут приняты.
1.3. Порядок утверждается, при согласовании с общешкольной инициативной группой родителей и педагогического состава.
II. Цель и функции
2.1. Цели работы Комиссии:
2.1.1. Специальная группа организовывается с целью разрешения конфликтных ситуаций между всеми участниками, которые в той ил иной мере относятся к образовательному процессу. С целью урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений (слушателями (законными представителями), педагогических работников и их представителей, образовательной организации (в лице администрации)) по вопросам реализации права на образование.
2.2.1. прием и учет всех претензий в письменной форме;
2.2.2. применение мер по разрешению споров в указанные сроки, если в заявлении не указаны иные сроки рассмотрения;
2.2.3. осуществление урегулирования спорных ситуаций, опираясь на законодательство РФ в области образования;
2.2.4. информирование заявителя, второй стороны и администрации школы о принятом решении;
2.2.5. Прослеживание исполнения решения по заявлению.
Возможные предметы трудовых коллективных разногласий
Причина возникновения конфликта определяет и состав сторон, принимающих участие в споре. Чаще всего актуально одно из 3 оснований для группового трудового спора.
- Условия труда. Спор по поводу установленных или сменившихся условий работы, в том числе и оплаты труда, может возникнуть как в рамках одного структурного подразделения, так и оказаться общим для всей организации, включая ее филиалы и представительства. Спорить коллектив имеет право только касательно тех трудовых условий, которые работодатель документально закрепил для всех сотрудников или каких-то отдельных групп. Условия, зафиксированные в трудовом законодательстве и федеральных законах, не оспариваются.
- Заключенные договора и коллективные соглашения. Такие документы работодатель не вправе принимать единолично. Коллективный трудовой спор правомочен, если работодательская сторона не хочет вести переговоров по спорным положениям колдоговора или соглашения, что мешает его заключить, либо не выполняет зафиксированные договоренности, либо нарушает нормы, закрепленные в этих документах.
- Пренебрежение мнением представительских органов коллектива. Это основание не предусматривалось упомянутым ФЗ от 1995 года, зато оно внесено в обновленную статью ТК. Проект локального нормативного акта нужно согласовывать с первичной профсоюзной организацией, если таковая действует на предприятии (ст. 372 ТК). Если работодатель отказывается учитывать мнение представителей интересов персонала при утверждении внутренних документов, это причина для выражения коллективного несогласия.
Регламентирующие деятельность КТС документы
В главном законе Российской Федерации — Конституции — имеется статья под номером 2, в соответствии с которой каждый человек и гражданин страны имеет право на защиту собственных прав и имеющихся свобод. Соблюдение данного параграфа является прямой и непосредственной обязанностью государства. Кроме этого, Конституция дает человеку возможность защищать свои права и в сфере труда. Например, статья 37 рассматриваемого документа закрепляет за работником/работодателем право отстаивать свои интересы в трудовых спорах, носящих индивидуальный либо коллективный характер. При этом разрешается использовать способы, установленные законом РФ. Порядок рассмотрения, а также непосредственного разрешения возникших трудовых конфликтов регламентируется уже другим важным сборником законов — Трудовым кодексом Российской Федерации. Данная книга содержит в себе параграф 13, где ясно и четко прописана процедура защиты интересов работников и работодателей. Кроме того, здесь дается достаточно полное описание порядка рассмотрения и принятия решений по различным конфликтным ситуациям, ответственности при нарушении каких-либо пунктов трудового законодательства, а также прочих документов, касающихся норм трудового права.