Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принцип работы и правила настройки балансировочного станка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как откалибровать балансировочный станок? Как уменьшить погрешность? Эти и другие вопросы будут неизбежно возникать после длительной эксплуатации станка, так как с течением времени его отдельные детали приходят в негодность. Условно все поломки таких агрегатов делятся на две группы — механическое расстройство и поломка электрических узлов.
Как работает балансировочный станок? В общем виде принцип его действия выглядит следующим образом:
- Для начала работы необходимо установить колесо на специальный рабочий вал станка.
- При помощи специальных конусов нужно провести центрирование колеса и более точно его установить.
- Далее либо вручную, либо в автоматическом режиме колесо разгоняется до необходимой скорости.
- У балансировочного станка имеется специальное измерительное устройство, которое считывает параметры движения колеса на валу. После этого оно передает их на обработку в процессор устройства.
- Процесс обрабатывает данные, составляет отчет о неисправности или исправности колеса, после чего отчет передается на дисплей.
Опоры для оборудования
Для того чтобы проводить точные измерения, станок должен быть устойчив. В зависимости от опор этого устройства, выделяют два основных типа:
- Опоры могут быть мягкими. В таком случае агрегат используется для тестирования разбалансированного колеса посредством амплитуды и частоты движения этих опор. Одна из важных характеристик для станка — это точность, с которой он проводит эти измерения. Поэтому для каждого элемента существуют отдельные виды станков с мягкими опорами.
- Жесткие опоры предполагают измерение давления и фазы ротора. Такие приспособления считаются универсальными и могут применяться для разного рода деталей. К примеру, балансировочный станок для карданных валов также имеет жесткие опоры.
Рейтинг лучших балансировочных станков
Номинация | место | наименование товара | цена |
Лучшие балансировочные станки для легковых автомобилей | 1 | M&B WB277N | 143 000 ₽ |
2 | СТОРМ Proxy-8-2p | 265 000 ₽ | |
3 | ATIS WB986 | 105 000 ₽ | |
4 | Nordberg 4523PA | 113 000 ₽ | |
Лучшие балансировочные станки для грузовых автомобилей | 1 | Станкоимпорт ST-200A (T) | 140 000 ₽ |
2 | BT-850 AE&T | 153 000 ₽ | |
3 | Nordberg 45TRKE | 135 000 ₽ |
Инструкция по эксплуатации балансировочного станка прилагается к каждой модели в отдельности. Однако в общем виде ее можно представить следующим образом.
Для того чтобы начать работать с таким агрегатом, следует зафиксировать диск. Обычно это осуществляется за счет одной гайки и конуса. После этого следует обязательно проверить надежность крепления, так как скорость во время проверки может быть достаточно большой и объект может сорваться. После этого устройство можно включать в работу, диск или покрышка будут раскручиваться, а показатели будут измеряться и записываться для дальнейшего вывода на дисплей. После того как этот этап завершится, можно приступать к сравнению полученных данных с эталонными. Разница между ними может составлять не более 2 и 1,5 градуса. В данном случае погрешность первого показателя считается горизонтальной, второго — радиальной.
Характеристики и особенности балансировочных станков
Балансировочное оборудование разных производителей имеет различный функционал и характеристики, о которых не лишним будет узнать еще до покупки дорогостоящего станка:
- Диаметр вала – сегодня на рынке представлены модели с двумя диаметрами валов: 40 и 39 мм. Несмотря на то, что разница между ними в 1 мм, многие эксперты уверены, что приборы с диаметром вала в 40 мм являются более надежными и долговечными, так как способны выдерживать вес даже самых габаритных колес.
- Комплекты конусов – речь идет о специальных приспособлениях, предназначенных для размещения балансируемого колеса на валу. Водители со стажем, наверняка, знают, что диски различаются диаметром внутреннего отверстия, соответственно и конуса для них должны быть разными. Как правило, в комплекте со станом идет набор конусов, не рассчитанных на работу с колесами внедорожников, небольших грузовиков и ряда другого транспорта.
- Способы автозапуска – он может выполняться путем опускания защитного кожуха или нажатием кнопки. По мнению автомехаников, использование кожуха для автозапуска значительно ускоряет и упрощает процесс балансировки.
- Для каждого типа колеса – своя программа. Логично, балансировка литых, кованных, штампованных или мото дисков должна выполняться с помощью разных программ и режимов работы оборудования. Для работы с отдельными типами колес могут потребоваться дополнительные адаптеры.
- Защита от перегрузок – ее наличие позволит снизить риски случайных поломок оборудования в случае скачков напряжения и коротких замыканий. Опция является особенно актуальной, если сервис находится в городской черте с изношенными и устаревшими электрическими сетями, в регионах с частыми шквалистыми ветрами и грозами.
- Параметры балансируемых колес (масса, диаметр, ширина) – оборудование для шиномонтажа следует подбирать в зависимости от того, с каким транспортом он планирует работать в будущем.
- Дисплей – большинство современных моделей оснащены большим жидкокристаллическим дисплеем, на который выводятся параметры работы оборудования. В более простых и бюджетных станках монитор отсутствует.
- Лазерный указатель установки груза – еще одна дополнительная функция, способная заметно облегчить работу оператора. После проведения всех необходимых замеров лазерный указатель покажет наиболее оптимальное место для установки грузов.
- Количество рабочих мест – в частности, в некоторых станках итальянского производства предусмотрена возможность для одновременной работы двух мастеров. Например, первый мастер проводит замеры колеса и сохраняет в базе его параметры, после чего снимает с вала и начинает установку грузов, после чего со станком начинает работать второй специалист. Чтобы впоследствии проверить качество балансировки первому мастеру не нужно будет вводить первоначальные параметры заново – он просто выводит на экран сохраненные настройки.
- Система самодиагностики – ее наличие способно облегчить процесс обслуживания стана. В случае появления неполадок или сбоев в его работе на экран выводится соответствующее оповещение.
- Учет отбалансированных колес и установленных на них грузов – такие счетчики работают в автоматическом режиме, мастер не может вносить в них изменения. Функция является полезной в плане контроля за деятельностью персонала автосервиса.
Для установки и запуска балансировочного станка на СТО не нужно проводить подготовительные работы или усиливать фундамент. У аппарата уже имеется собственная сверхпрочная основа. Сборка стенда проводится непосредственно на шиномонтажной точке, при этом для нее не нужны какие-то специальные или профессиональные инструменты.
Проверка качества работы собранного оборудования осуществляется опытным путем. Для этого в любом месте колеса добавляется груз весом 30 граммов, что позволяет искусственно получить расцентровку. Далее разбалансированное колесо устанавливается на стенд и проводятся замеры. Если полученные результаты не соответствуют действительности (больше или меньше 30 грамм) – станок нуждается к калибровке.
Это важно! Проверка работы и настройка балансировочного оборудования должны проводиться не реже одного раза в полгода. Если игнорировать калибровку, то качество балансировки колес со временем может ухудшиться. Это связано с тем, что из-за постоянного трения о части колес балансировочный вал постепенно теряет в своей первоначальной массе, что приводит к сбою в его настройках.
Если мастера СТО используют станок интенсивно, то им следует быть готовым к периодическим отказам электроники или механики. Например, механика может выходить из строя при чрезмерном износе подшипников, в электронной части «слабыми» местами являются управляющие платы и датчики. О необходимости обслуживания или ремонта оборудования могут сигнализировать следующие ситуации:
- Балансировка колес выполняется с третьего или четвертого раза;
- Аппарат неправильно вычисляет массу, определяет форму диска;
- На монитор стенда выводятся сообщения об ошибках и сбоях – в случае, если станок оснащен системой самодиагностики.
Особенности выбора станков для грузового транспорта
Если ваш шиномонтаж специализируется преимущественно на обслуживании грузового транспорта или спецтехники, то балансировочные станки нужно выбирать в соответствии с этим тоже.
Наиболее подходящие варианты — это специализированные грузовые балансировки, а также итальянские грузовые станки Sicam TCS26 и 52.
Эти модели надежны в применении. Они отлично проявили себя при обслуживании камеонов, дорогостоящих шин на комбайнах и тракторах, а также скреперов.
Есть и китайское оборудование, стоимость его вполне приемлема, его работа судя по отзывам, происходит вполне уверено.
Для грузовых шин также многие применяют специальный шиномонтажный комплект марки Gaither (США и Голландия). Он удобен в применении и стоит относительно дорого. С его помощью можно осуществлять шиномонтаж крупных видов транспорта в разных условиях.
Неисправности агрегата
Как откалибровать балансировочный станок? Как уменьшить погрешность? Эти и другие вопросы будут неизбежно возникать после длительной эксплуатации станка, так как с течением времени его отдельные детали приходят в негодность. Условно все поломки таких агрегатов делятся на две группы — механическое расстройство и поломка электрических узлов.
В последнем случае чаще всего проблема связана с выходом из строя одного из любых датчиков. Что касается механических поломок, то они обычно возникают из-за ударов, падений или любых других внешний воздействий на оборудование. Обычно начинать искать в станке следует после появления таких признаков:
- для получения правильно сбалансированного колеса требуется несколько циклов проверки вместо одного;
- параметры тестируемых дисков определяются неверно.
Калибровка станка, о которой упоминалось ранее, необходима для того, чтобы определить тип поломки. После нахождения причины неисправная деталь обычно просто заменяется новой. Это связано с тем, что отремонтировать сломанную деталь гораздо сложнее, чем купить новую, что делает ремонт станка нецелесообразным. Кроме того, даже если отремонтировать какой-либо элемент, то, скорее всего, именно он снова выйдет из строя в ближайшее время.
Самодельный балансировочный станок для колес своими руками
Читатели попросили рассказать о приспособлении, которым в СССР балансировали колеса при самостоятельной бортировке.
Все гениальное — просто! Именно так можно описать принцип, на котором основана работа приспособления.
Оно состояло из двух деталей — опоры и «волчка», который устанавливался на ступицу в районе центрального отверстия.
Далее колесо горизонтально устанавливается на опору. Если есть дисбаланс, то оно наклонится в сторону более тяжелой части. Задача — расположить грузики на ободе так, чтобы колесо заняло горизонтальное положение (параллельно поверхности, на которой стоит опора). И все!
На практике такое нехитрое приспособление обеспечивало вполне приемлемый уровень балансировки — по крайней мере, колеса субъективно «не били».
Это была так называемая статическая балансировка.
Но существовали и приспособления для динамической балансировки!
Гармония и баланс нужны нашему автомобилю не только в смысле переносном, но и прямом.
Без балансировки ни одна вращающаяся деталь не стане работать корректно, а в худшем случае, просто разнесет в щепки весь узел или агрегат, когда частота колебаний войдет резонанс с колебаниями других деталей.
Поэтому конструкторы всячески стараются сбалансировать все вращающиеся детали. Это касается карданных валов, коленчатых валов, маховиков, полуосей и, конечно, колес.
Что такое балансировка
Разбалансированным считается колесо, у которого не совпадают геометрический центр и центр массы. При вращении такого диска появляются мощные центробежные силы, заставляющие вибрировать автомобиль. Кроме этого, быстрее изнашиваются детали подвески и резина.
Балансировка карданных валов и колес позволяет избежать неравномерного истирания покрышек, увеличить срок эксплуатации подшипников и подвески. Наибольший спрос на балансировку карданных валов и дисков проявляется в межсезонье, когда автолюбители переходят с зимней резины на летнюю и наоборот.
Сбалансировать колесо или карданный вал можно только на специальном оборудовании. Мало лишь грамотно собрать колесо, его нужно уравновесить. Специализированные балансировочные станки работают с дисками разных размеров и форм, обеспечивают различные режимы работы.
Самодельный станок для балансировки
чертеж станка: 1 — нижняя стойка; 2 — опорный столик; 3 — подшипники; 4 — корпус подшипников; 5 — индикаторная стойка; 6 — индикаторы; 7 — гайка; 8 — вал; 9 — конус; 10 — диск; 11 — упорная шайба; 12 — покрышка; 13 — болты регулировки высоты
- Вытачиваем вал, с одного конца подготавливаем места для посадки подшипников, с другого нарезаем резьбу под конус с шайбой упора.
- Лучше использовать подшипники, бывшие в употреблении и хорошенько промытые. Они обеспечивают минимальное сопротивление.
- Стойка для станка своими руками сваривается из металлической трубы 52 мм. Индикаторы биения закрепляются сверху и сбоку.
- Чтобы колесо было удобнее устанавливать, монтируется опорная площадка.
Эксплуатация станка:
- Диск фиксируем в станке своими руками, используя гайку и конус;
- Раскручиваем и сверяем показания с нормами (горизонтальное должно быть не более 2 г, радиальное не более 1,5 г);
- Снимаем все грузики и еще раз проверяем колесо, оно останавливается самой тяжелой точкой книзу, ее нужно отметить;
- Отмеченную точку поворачиваем на 90 градусов и на противоположный край навешиваем грузик;
- Если при повороте на 45 градусов колесо стоит и не вращается, балансировка своими руками выполнена верно.
Инструкция по эксплуатации балансировочного станка прилагается к каждой модели в отдельности. Однако в общем виде ее можно представить следующим образом.
Для того чтобы начать работать с таким агрегатом, следует зафиксировать диск. Обычно это осуществляется за счет одной гайки и конуса. После этого следует обязательно проверить надежность крепления, так как скорость во время проверки может быть достаточно большой и объект может сорваться. После этого устройство можно включать в работу, диск или покрышка будут раскручиваться, а показатели будут измеряться и записываться для дальнейшего вывода на дисплей. После того как этот этап завершится, можно приступать к сравнению полученных данных с эталонными. Разница между ними может составлять не более 2 и 1,5 градуса. В данном случае погрешность первого показателя считается горизонтальной, второго — радиальной.
Когда нужно калибровать балансировочный станок
Существует несколько случаев, когда оборудование обязательно нуждается в настройке и точной калибровке:
- После покупки нового станка. Необходимо настроить устройство сразу же после того, как вы приобрели и установили его. Даже если техника калибровалась на заводе, после транспортировки придется сделать это заново.
- После перемещения балансировочного оборудования на новое место. Если пришлось передвинуть агрегат даже в пределах помещения, все равно следует снова его настроить для правильной работы.
- Перед началом сезона. Водители массово переобуваются в летнюю или зимнюю резину два раза в год: весной и осенью. Следует провести калибровку до того, как к вам выстроится очередь клиентов.
Кроме того, обязательно нужно настраивать устройство, если вы стали замечать какие-либо неточности в его измерениях или работе. Например, прибор стал неправильно показывать диаметр колеса.
Где можно купить балансировочный станок
Если Вы решили приобрести балансировочный станок для своего автосервиса или для применения в домашних условиях, то лучшим выбором станет наш магазин ремонтной и строительной техники “Диам Алмаз”.
В шоу-руме нашего магазина Вы сможете найти качественное оборудование, предназначенное для балансировки колёс автомобиля. Также мы предлагаем широкий выбор других инструментов и техники для разного вида работ.
“Диам Алмаз” работает исключительно с надежными производителями и поставщиками. Делая выбор в пользу нашего магазины, Вы точно не разочаруетесь. Магазин также предоставляет услугу доставки во все регионы Российской Федерации. У нас Вы сможете купить надёжный балансировочный станок с гарантией по выгодной цене.
Спасибо, что выбрали маркет “Диам Алмаз”.
Основной задачей балансировочного станка является определение баланса геометрического центра колеса с его массой. Разбалансированная деталь затрудняет любую работу и может привести к серьезной поломке. Устранение дисбаланса позволяет:
- Увеличить срок применения подшипников.
- Предотвратить преждевременное стирание покрышек.
- Увеличить эксплуатационный период подвесок.
Чаще всего такие станки пользуются спросом в период, когда водители меняют тип резины. Балансировку расстроенных деталей можно осуществить только на специальном оборудовании. На СТО есть станки, которые могут работать с самыми разными дисками в различных режимах.
Существует несколько вариантов, посредством которых можно исправить дисбаланс колес или других деталей:
- Кольца для балансировки – используются в процессе ремонта металлообрабатывающих станков.
- Регулировочные винты – в разбалансированную деталь вкручивают специальные штыри, посредством которых ее настраивают.
- Высверливание – наиболее популярный вариант балансировки. Осуществляется посредством создания отверстий, которые меняют вес обрабатываемых деталей.