Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданско-правовые способы защиты права собственности на земельный участок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разрешение земельных споров в досудебном или судебном порядке всегда осуществляется согласно общим правилам защиты гражданских прав, что предусмотрено статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Почему важно обращаться за помощью?
За годы работы на рынке юридических услуг наши юристы накопили богатый опыт, который позволяет справляться с самыми нестандартными ситуациями в области земельного права. Следует понимать, что помимо Земельного кодекса существует огромное количество местных локальных актов, которые невозможно не принимать во внимание. Каждый нюанс играет большую роль и может кардинально изменить ситуацию при рассмотрении дела в суде.
Вторая сложность связана с обилием правоустанавливающих и иных документов за землевладение. Чтобы разобраться во всех тонкостях, нужно иметь компетентное образование и определенный опыт. Да и положения многих нормативных правовых актов допускают двойственное трактование. Если пытаться защитить свои права самостоятельно, можете быть уверены: в споре с государственными или местными органами власти текст НПА будет обращен не в вашу пользу.
Не тратьте время на бесполезные попытки самостоятельно разобраться в тоннах документации. Запишитесь на предварительную консультацию к земельному юристу и введите его в курс дела. Это поможет заранее оценить шансы за успешное разрешение спора и выработать правильную модель поведения в суде.
Общая характеристика гарантий прав на землю и способов их защиты
Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено федеральными законами (п. 1 ст. 43 ЗК РФ). Реальность прав граждан и юридических лиц на землю гарантируется и защищается предусмотренными федеральными законами способами, средствами, установленными процессуальными формами.
По мнению автора, следует различать государственные (публично-правовые) и частноправовые формы защиты прав граждан и юридических лиц на землю. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется Конституцией РФ (п. 1 ст. 45). Эта форма защиты прав на землю реализуется в судебном либо административном порядке.
Способы защиты прав собственника земельного участка
Для эффективной защиты собственников существуют правовые механизмы, регламентируемые российским законодательством:
- Пресечение нарушения прав собственности на земельный участок, включая границы участка в досудебном порядке.
- Признание права на земельный участок в суде, границы участка в судебных инстанциях. Исковое заявление должно быть обосновано и квалифицированно составлено, с указанием перечня прилагаемых документов и т.д.;
- Подача так называемого виндикационного иска (иска собственника об истребовании вещи из чужого незаконного владения).
- Подача заявления в суд о признании права третьего лица на земельный участок отсутствующим. Данный способ согласно совместному Постановлению Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда является исключительной формой защиты нарушенного права и применяется только тогда, когда все другие способы исчерпаны.
Для восстановления границ земельного участка Вы вправе обратиться в суд, и по результату рассмотрения дела может быть вынесено решение:
- О признании права на земельный участок, восстановление нарушенных кадастровых границ участку;
- О признании недействительным акта исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления;
- О восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок;
- О возмещении убытков.
Защита имущественных прав собственников ЗУ
Защитить нарушенные права можно несколькими вариантами. Если возникли споры с соседями, целесообразно поступить следующим образом:
- обратиться в геодезическую компанию с документами о праве собственности и написать заявление на утверждение границ ЗУ в натуре.
- После определения границ кадастровый инженер сам составит акт согласования границ с соседями и удостоверит его.
- Если соседи воспрепятствуют подписанию акта, вопрос передаётся в суд, с приложением межевого дела, составленного кадастровым инженером.
Споры с учредителями дачных сообществ решаются в суде. Но вначале потребуется подать официальный запрос в правление дачного кооператива, с изъявлением претензий и требованием восстановления нарушенных прав. если учредитель откажется от законных требований – следует
обращение в суд
.
Споры с администрацией так же решаются на двух уровнях:
- административном;
- арбитражном.
Пошаговая инструкция предпринимаемых действий следующая:
- в начале подаётся официальное заявление главе администрации населённого пункта, с подробным лаконичным описанием проблемы и требованием восстановить порядок в возникших земельных отношениях.
- Вопрос рассматривается административной комиссией, с составлением протокола.
- Через месяц муниципалитет обязан выдать административное заключение в виде мотивированной выписки.
При положительном решении, на основании полученного документа, заявитель восстанавливает нарушенные имущественные права.
При отрицательном решении – подаётся исковое заявление в суд.
Подача иска осуществляется в районном суде, по месту расположения земельного участка. Уполномоченное должностное лицо, представляющее интересы администрации, выступает в роли ответчика. После вынесенного судом положительного решения, требуется регистрация объекта, если в него внесены те или иные изменения. Все перечисленные ситуации требуют наличия свидетельства о праве собственности, что констатирует законность требования гарантий о защите имущественных прав.
В случае мошеннических действий третьих лиц или иных незаконных притязаний со стороны таковых, требуется обращение в полицейский участок. Наряду с гражданским производством следует возбуждать уголовный процесс.
Право собственности на землю (особенности которого мы описали выше) предоставляет максимальные имущественные гарантии лицам, которые владеют землями соответственно обозначенному праву. Но в критичной ситуации можно рассмотреть вопрос о прекращении прав собственности.
- Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1982. С. 280 — 281.
- Витрянский В.В. Проблемы арбитражно-процессуальной защиты гражданских прав участников имущественных отношений: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1996. С. 14.
- Генкин Д.М. Право собственности в СССР. С. 14, 171.
- Гражданское право: учебник. Ч. 1. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1996. С. 271.
- Добровольский Г.Ф. Гражданско-правовая охрана имущественных прав колхозов. М., 1961. С. 11.
- Донцов С.Г. Гражданско-правовые внедоговорные способы защиты социалистической собственности. М., 1980.
- Каськ П.П. Осуществление и защита права личной собственности. Тарту, 1967. С. 17.
- Маслов В.Ф. Осуществление и защита права личной собственности в СССР. М., 1961. С. 174.
- Тархов В.А. Гражданское право. Чебоксары, 1997. С. 258.
Каково соотношение «убытков», «потерь» и «вреда»?
Возмещение убытков является в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты прав граждан и организаций.
1. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
2. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Убытки представляют собой, прежде всего экономический (материальный) урон. В состав убытков входит реальный ущерб (стоимость утраченного имущества) и затраты, которые лицо, чье право нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления своего права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). К убыткам относятся также недополученные доходы, которые при обычных условиях могли бы быть получены (упущенная выгода).
Убытки могут быть причинены в результате как правомерных (например, в результате изъятия используемого для выращивания сельскохозяйственных культур земельного участка под строительство федеральной дороги), так и неправомерных действий (например, уничтожение имущества путем поджога).
Наиболее часто убытки причиняются в результате изъятия используемого земельного участка. Такое изъятие возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. В частности, в ст. 235 ГК РФ названы основания прекращения права собственности: изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд и по другим основаниям, отчуждение в связи с этим недвижимого имущества и реквизиция.
28 января 1993 г. было принято Постановление Правительства РФ от № 77 «Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства» (с изменениями от 27 декабря 1994 г., 27 ноября 1995 г., 1 июля 1996 г.)
Этим Постановлением было утверждено Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, а также нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд.
В соответствии с нормами указанного Положения помимо понятия убытков (о котором говорилось выше) устанавливается понятие «потери». Под потерями понимается сокращение (безвозвратная потеря) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшение их качества (снижение плодородия почв) под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций. Потери возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.
При предоставлении сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд во временное пользование или в аренду размер потерь сельскохозяйственного производства исчисляется в процентах к нормативам стоимости освоения новых земель. За каждый год временного пользования до 3 лет или аренды до 10 лет включительно взимается 5% установленного норматива. За последующие годы аренды: от 11 до 20 лет — 2 % за каждый год, от 21 до 50 лет — 1 % от норматива.
Подобные нормативы утверждаются также на уровне субъектов Российской Федерации. Так, в г. Москве распоряжением мэра Москвы от 7 декабря 1998 г. № 857-РМ утверждено Положение «О порядке изъятия в г. Москве земельных участков и возмещении при этом причиненных убытков»1. Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 15 июня 1993 г. № 442-р утверждены «Нормативы оценки плодово-ягодных насаждений для возмещения стоимости этих насаждений гражданам при отводе принадлежащих им земельных участков для государственных или общественных нужд».
Кроме термина «убытки» при нанесении урона в законодательстве используется термин «вред».
Обычно о причинении вреда говорят, когда урон наносится жизни и здоровью человека (физический и моральный вред) и окружающей природной среде (экологический вред). Однако термин «вред» может быть использован в качестве общего для обозначения урона любого вида. Именно в таком значении он применяется в главе 59 ГК РФ.
При причинении вреда возникают обязательства вследствие причинения вреда. Такие обязательства являются внедоговорными: они, как правило, возникают между лицами, не состоящими в договорных отношениях. Это является еще одним отличием вреда от убытков, которые причиняются друг другу сторонами в договорных отношениях (см. приведенный выше пример).
Вред может быть причинен в результате действия или бездействия. Например, в результате загрязнения окружающей среды (действие) или при неприятии мер по предотвращению эррозии почв (бездействие).
Вред обычно причиняется в результате совершения противоправных действий. Помимо противоправности деяния основаниями для возмещения вреда служат: причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (вредом), а также вина причинителя.
При определении размера возмещения убытков применяется общее правило: размер вреда устанавливается по ценам, существовавшим на момент возмещения вреда (ст. 393 ГК РФ).
Иногда определить размер причиненного вреда затруднительно (как правило, такое положение возникает при причинении вреда окружающей среде, животному миру и т. п.). В этих случаях исходные начала для определения размера возмещения устанавливаются в нормативном порядке: либо утверждаются таксы, либо определяются методики подсчета, либо указываются иные способы.
В каком размере заинтересованным лицам возмещаются понесенные убытки?
Во всех случаях произведенные расчеты убытков и потерь должны согласовываться с заинтересованными сторонами. После такого согласования составляется акт, который регистрируется местной администрацией. Споры о размерах и порядке возмещения убытков и потерь разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.
Причиненные убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду. Исключение составляют случаи изъятия или временного занятия земельных участков для государственных и общественных нужд и ограничения прав пользователей земли, а также ухудшения качества земель в результате стороннего влияния.
Упущенная выгода рассчитывается на весь период времени, необходимый для восстановления сельскохозяйственного производства. Если земельные участки выкупаются или реализуются иным образом, убытки собственников земли (включая упущенную выгоду) входят в стоимость (цену) участка.
Упущенная выгода является частью убытков пользователей земли, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков. Убытки в виде упущенной выгоды вызываются прекращением получения ежегодного дохода пользователями земли с изымаемых земель в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.
Убытки возмещаются собственникам земли, землевладельцам и землепользователям. Обязанность по возмещению лежит на организациях (гражданах), в пользу которых произведено отчуждение участка или деятельность которых вызывает ограничение прав пользователей земли или ухудшение качества земель.
В состав убытков, подлежащих возмещению, включаются:
- стоимость жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений или затрат по их переносу на новое место. В этих случаях оценка производится по сметной стоимости строительства новых зданий, объектов и сооружений, равных имеющимся по полезной площади, вместимости, емкости и уровню механизации (по типовым проектам);
- стоимость плодово-ягодных, защитных и иных многолетних насаждений, незавершенного производства;
- убытки (затраты), вызываемые возникающими неудобствами землевладения и землепользования, убытки (затраты), необходимые для восстановления ухудшенного качества земель;
- убытки (затраты), связанные с ограничением права пользователя земли;
- упущенная выгода.
Возмещение убытков может производиться как в денежной, так и в натуральной форме. В этом случае организация, которой отведен участок, за свой счет производит строительство новых объектов на другом месте. При этом, если стоимость вновь возводимых объектов выше, нежели тех, которые утрачиваются, разница выплачивается за счет лица, в пользу которого производится строительство.
При изъятии или временном занятии земельных участков, в результате которого частично или полностью нарушается работа оросительных, осушительных, противоэрозионных и противоселевых объектов и сооружений (систем), убытки определяются исходя из сметной стоимости работ на строительство или реконструкцию объектов и сооружений (систем), включая стоимость проектно-изыскатель-ских работ, по нормам, расценкам и ценам, действующим на момент изъятия земель.
Оценка водных источников (колодцев, прудов, скважин и т. п.) производится по сметной стоимости работ на строительство новых нодных источников равного дебита и качества воды, включая стоимость проектно-изыскательских работ.
Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).
Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.
Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.
Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.
Особенности земли порождают специфику как земельных правоотношений, так и предмета земельного права.
Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды.
1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.
2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости, согласно которому собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.
4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.
5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.
6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.
7. Платность использования земли, согласно которому использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.
8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.
9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются федеральными законами.
10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, согласно которому при определении их режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы.
11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.
12. Разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.
13. Государственное регулирование приватизации земли.
Основные способы защиты прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков
Законодательство предусматривает несколько способов защиты нарушенных прав. Наиболее полный перечень таких способов содержится в ст. 12 ГК РФ.
При восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечении действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения, помимо ГК РФ применяются нормы ст. 60 ЗК РФ.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
- признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
- самовольного занятия земельного участка;
- в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Современное земельное законодательство не имеет четкой классификации способов защиты нарушенных или оспоренных прав. Так, например, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
- признания недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
- приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
- приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Большое значение имеет такой способ защиты, как признание права. В частности, признание права гражданина на имущественный пай и земельную долю при реорганизации колхозов и совхозов. В судебной практике достаточно часто встречаются подобные иски. При этом судом обычно признается такое право за лицами, работавшими в реорганизованном сельскохозяйственном предприятии и вышедшими на пенсию.
В соответствии со ст. 59 3 К РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В каком порядке возмещаются убытки, причиненные изъятием земельного участка?
Земельный участок может быть изъят для размещения государственных или муниципальных объектов (ст. 49 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 64 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, .для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:
1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;
2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
3) возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
Лица, у которых изымается участок, не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Также только с согласия собственника допускается изъятие части земельного участка.
Понесенные расходы на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков, возмещению не подлежат.
Кроме того, собственникам земельных участков при их изъятии для государственных или муниципальных нужд должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.
В названном выше Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г., устанавливается порядок возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель, а также потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием или ограничением использования, ухудшением качества сельскохозяйственных угодий. Эти правила распространяются на земли всех категорий, за исключением земель, для которых установлен иной порядок возмещения.
Следует учитывать, что данное Положение не распространяется на принудительный выкуп земельных участков у собственников в части возмещения убытков и упущенной выгоды и не устанавливает порядок возмещения ущерба в связи с утратой значения сельскохозяйственных угодий при их предоставлении для Несельскохозяйственных нужд (например, природоохранного, оздоровительного, рекреационного).
Если земельные участки изымаются для несельскохозяйственных нужд, размеры убытков и потерь устанавливаются на стадии предварительного согласования места размещения объекта и уточняются на стадии изъятия и предоставления участков.
Подготавливаемый в процессе изъятия землеустроительный проект формирования землепользования несельскохозяйственного назначения должен включать следующие сведения:
- о размещении земельного участка и объектов строительства;
- о площади земельного участка, составе предоставляемых и включаемых в санитарную (охранную) или защитную зону земельных угодий и их кадастровой оценке;
- о площади, составе и кадастровой оценке угодий, предназначенных для размещения объектов, вносимых с отводимых земель или с земель санитарной (охранной) или защитной зоны;
- об условиях и сроках восстановления нарушенного производства;
- об условиях и сроках снятия, хранения (консервации) и использования нарушаемого плодородного слоя почвы;
- об условиях и сроках проведения рекультивации земель;
- о размере убытков, включая упущенную выгоду;
- о размере потерь;
- о размере земельного налога с предоставляемых земель до изъятия и предполагаемом размере земельного налога после их изъятия;
- об условиях и сроках изъятия, занятия и использования предоставляемых земель.
В Положении специально устанавливается, что данный землеустроительный проект подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.
Если земельные участки не изымаются, однако права владельцев ограничиваются, или если ухудшается качество земель в результате стороннего влияния, землеустроительный проект, устанавливающий размеры убытков и потерь, должен включать следующие разделы:
- площадь, состав и кадастровая оценка угодий, на которые распространяется ограничение прав пользователей земли или ухудшение качественного состояния их земель;
- влияние ограничения прав пользователей земли или ухудшения качественного состояния их земель на продуктивность земельных угодий и доходность производства;
- меры по сокращению или устранению дальнейшего влияния ограничения прав пользователей земли или ухудшения качества земель на продуктивность земельных угодий и доходность производства;
- условия и сроки восстановления нарушенного производства;
- размер убытков, включая упущенную выгоду;
- размер потерь;
- размер земельного налога, взимаемого до и после ограничения прав пользователей земли или ухудшения качества их земель.
В случае временного изъятия земельных участков (обычно на срок до трех лет) убытки и потери возмещаются при предоставлении земель в пользова��ие и уточняются после освобождения этих участков.
В настоящее время земля является не только уникальным природным ресурсом, но и одним из наиболее ценных видов недвижимого имущества. Самым полноценным и объемным право на землю является право собственности.
Право собственности на земельный участок должно быть зарегистрировано в порядке, установленном законом. Только в случае регистрации собственник земельного участка приобретает права владения, пользования и распоряжения землей по своему усмотрению и согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Право собственности на землю в России берет свое начало с Закона РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г., который гарантировал рассматриваемое право. Важно подчеркнуть, что рассматриваемая правовая категория оказалась непростой с точки зрения внедрения в российскую правовую действительность. На современном этапе развития вопросы права собственности в России вызывают повышенный интерес, что связано не только с укреплением рыночных отношений, но и несовершенством действующего законодательства.
Регулирование отношений собственности на землю осуществляется посредством различных правовых норм, среди которых главенствуют конституционные нормы — основа всего правового регулирования. В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и Гражданским кодексом РФ в России предусмотрены следующие виды собственности на землю:
-частная собственность граждан и юридических лиц,
-государственная собственность (федеральная и субъектов Федерации),
-муниципальная и иные формы собственности.
Граждане могут обладать земельными участками на праве не только индивидуальной, но и общей собственности (долевой или совместной).
Актуальность рассматриваемой темы обусловлено тем фактом, что включение земли в гражданский оборот и введение частной собственности на нее в России повлекло за собой необходимость применения гражданско-правовых элементов при регулировании земельных отношений, произошло расширение сферы правовой деятельности за счет появления новых общественных отношений, обусловленных развитием рыночных отношений. Правовое регулирование права собственности на землю находит свое отражение, преимущественного, в положениях Гражданского, Земельного кодексов РФ, а также иных нормативных правовых актах.
Цель данной работы: изучить основания возникновения и прекращения права собственности на землю и выявить существующие проблемы в рассматриваемом вопросе.
Для достижения поставленной цели работа поделена на три части:
1) понятие и виды права собственности на землю;
2) основания возникновения права собственности на землю;
3) основания прекращения права собственности на землю.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Классификация земельных споров
Юридическая литература содержит множество классификаций споров, возникающих из земельных отношений. Наиболее наглядной можно назвать классификацию, в которой выделяется три категории таких споров:
- Земельные споры, вытекающие из нарушения или оспаривания прав физических или юридических лиц на землю (в том числе право владения, пользования и распоряжения землей). Возникновение этих споров может быть связано с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования, а также иных ситуациях, связанных с нарушением субъективных прав лица. Кроме того, возникновение спора может быть связано с заблуждением лица в отношении своих реальных прав.
Сторонами таких споров выступают:
- с одной стороны — исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, с другой — физическое или юридическое лицо. Основанием спора является отказ в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа
- физические и юридические лица по спорам между собой – по причине нарушения границ землепользования, самовольного занятия земли, создания помех в отношении прав владения земельным участком, пользования или распоряжения им.
Рассмотрение судами таких споров осуществляется в порядке искового производства. Также судебному рассмотрению подлежат споры, возникающие из договоров, предметом которых выступают земельные участки: договоры купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута.
- Земельно-имущественные споры. Они связаны как с нарушением земельных прав, так и с возмещением убытков и вреда, причинённых этим нарушением. В суде и арбитражном суде дела по этим спорам подлежат рассмотрению в одном производстве.
- Имущественные споры, возникшие из земельных правоотношений. Эта категория не предполагает наличия спора о праве на землю, но включает в себя имущественные споры в области пользования и распоряжения землей.
Российское земельное законодательство предусматривает возможность передачи земельных споров на рассмотрение третейского суда, который выносит решение большинством голосов. Особенностью таких решений является то, что оно может быть исполнено в принудительном порядке на основании исполнительного листа, выданного судом общей юрисдикции, если не произошло добровольное исполнение.
Пресечение нарушения земельных прав
Чтобы предотвратить нарушения в сфере распоряжения участками, судебная инстанция может принять ряд действий для этого. Они призваны предотвратить угрозу дальнейших нарушений. Судебная практика дает возможность признать акты государственных и муниципальных органов недействительными. Но в этом случае они не только нарушают права собственника, но и нарушают установленное законодательство. В результате их признания недействительными можно восстановить права собственников. А убытки, которые были им причинены, должны быть возмещены в полной мере и в соответствии с гражданским кодексом.
Судебная инстанция может приостановить исполнение гражданского, жилищного или промышленного строительства. Также возможно приостановление разработок нахождения полезных ископаемых, проведения агрохимических, поисковых, геодезических и лесомелиоративных работ. Подобное решение может приниматься исключительно в строгом соответствии с действующим законодательством, а нарушенные гражданские права должны быть восстановлены незамедлительно.
Восстановление нарушенного права на земельный участок
Согласно ст. 60 ЗК РФ существуют две принципиально различные ситуации в сфере восстановления нарушенных прав на земельный участок:
- 1) когда факт правонарушения уже произошел, права нарушены и нуждаются в восстановлении;
- 2) когда налицо длящееся правонарушение (т.е. противоправное деяние началось, но еще не закончилось) либо некие действия могут в будущем нарушить права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Следовательно, в последнем случае предусмотренные ЗК РФ правозащитные меры носят превентивный характер.
В первой группе случаев, когда право граждан и юридических лиц уже нарушено, закон предусматривает следующие способы восстановления нарушенных прав на землю:
- а) признание судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Под «актом» понимаются как нормативные правовые, так и индивидуальные акты, нарушающие земельные права граждан (например, повлекшие незаконное изъятие земельного участка для публичных нужд);
- б) прекращение самовольного занятия земельного участка. Согласно ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.; на юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Гражданин или юридическое лицо, права на земельный участок которого нарушены вследствие самовольного захвата, вправе предъявить виндикационный иск об истребовании своего имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения.
В случае принятия судом соответствующего решения о возврате собственнику самовольно занятого земельного участка собственник может потребовать возмещения всех доходов, которые извлекло или должно было извлечь лицо, незаконно владеющее земельным участком (ст. 303 ГК РФ), в том числе незаконно собранный урожай, незаконные доходы от предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией участка, и т.д.
Правообладатель земельного участка может предъявить негаторный иск об устранении препятствий по реализации права собственности (иных прав на участок), не связанного с лишением владения.
В случаях если противоправное деяние не закончилось либо только может произойти и причинить вред охраняемым законом земельным правам граждан и юридических лиц, законодатель предусматривает следующие варианты пресечения таких деяний:
- 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 Земельного кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
- 2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
- 3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения