Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТЕМА 1. Отмывание денег. История. Сущность. Формы и методы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для рассмотрения вопроса легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, необходимо коснуться истории возникновения данного явления и познакомится с теми определениями, которые даны законодателем в рассматриваемой области.
Отмывание денежных средств и иного имущества в Российской Федерации
История уголовной ответственности за придание фиктивной законности доходам, полученным от преступной деятельности, начинается еще в давние времена развития отечественного уголовного законодательства.
Впервые нормы об ответственности за легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, можно встретить еще в Псковской судной грамоте, ст. 47 которой различала законный и незаконный способ приобретения имущества.
в Судебнике 1497 г., в ст. 46 которого было указано, что в случае сомнения об источнике того или иного дохода должны были быть призваны свидетели, при которых была совершена та или иная покупка и только их показания принимались во внимание. В противном случае лицо, которое подозревалось в получении доходов преступным путем, должно было дать присягу.
Зарождение понятия «легализация» (отмывание) доходов, полученных преступным путем
В настоящей статье рассмотрены вопросы зарождения
и развития понятия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным
путем, как в США и Европе, так и в России, начиная
с XV и до XX века.
Традиционно считается, что понятие «легализация» (отмывание) доходов,
полученных преступным путем, возникло в США в 20-е годы XX века
и связывается с деятельностью известного чикагского гангстера
Альфонса Капоне. В 1920 году в США вступила в силу 18-я поправка
к Конституции США, принятая конгрессом еще в 1917 году,
ратифицированная 16 января 1919 г. и представлявшая собой:
«Раздел 1. Спустя один год после ратификации настоящей статьи сим будут
запрещены в Соединенных Штатах и на всех территориях,
подчиненных их юрисдикции, производство, продажа и перевозка
опьяняющих напитков с целью потребления оных; запрещены будут также ввоз
таких напитков в Соединенные Штаты и территории, подчиненные
их юрисдикции, равно как и вывоз таковых.
Раздел 2. Конгресс и отдельные штаты правомочны исполнять настоящую статью
путем принятия соответствующего законодательства.
Раздел 3. Настоящая статья не вступит в силу, если она
не будет ратифицирована в качестве поправки к Конституции
законодательными собраниями отдельных штатов — как это предусмотрено
в Конституции — в течение семи лет со дня представления
ее Конгрессом на одобрение штатов». Это был так называемый «сухой
закон».
Реализация данного закона вызвала негативное отношение со стороны среднего
класса, что повлекло за собой неизбежное возникновение
и распространение тайного производства алкогольных напитков,
их контрабанду. На черном рынке бойко шла торговля алкоголем
по баснословно высоким ценам. «В первые же годы действия акта
Войстеда, принятого в 1919 году в целях практического осуществления
18-й поправки к Конституции, широчайшее распространение в стране
получили нелегальное производство, контрабанда и транспортировка спиртных
напитков. Этим были заняты многочисленные подпольные организации бутлегеров,
прибыли которых исчислялись миллионами долларов. Результатом их операции
стал невиданный разгул коррупции, взяточничества и гангстеризма».
Получаемые сверхприбыли требовали введения данных незаконных доходов
в законный оборот, то есть «очищения» и «отмывания» данных
денежных средств.
Согласно распространенной версии, денежные средства,
полученные от бутлегерства, смешивались с выручкой (как правило,
металлической монетой) принадлежавшей Альфонсу Капоне сети прачечных
самообслуживания (landromat).
Таким образом осуществлялась легализация
(money-laundering) незаконно добытых денежных средств.
Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике «Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.
- Вконтакте
Понятие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем
Раздел 2. Конгресс и отдельные штаты правомочны исполнять настоящую статью путем принятия соответствующего законодательства. Зато подойдут признания злоумышленников и показания свидетелей, которые знают про обстоятельства тех или иных сделок.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
При этом ВС РФ уточнил, что под денежными средствами следует понимать не только наличные деньги в российских рублях, но и иностранную валюту, а также безналичные и электронные денежные средства.
Однако, по словам эксперта, судебная практика неоднозначна: есть приговоры, которыми подсудимые оправданы в отмывании преступных доходов. Суды, несмотря на аналогичные действия подсудимых, не установили наличие цели придания правомерного вида преступным доходам.
Исторический аспект легализации преступных доходов
Деятельность, связанная с отмыванием средств, регулируется такими нормативными актами, как:
- Статья 174 УК РФ. Легализация средств, полученных в результате преступной деятельности. Предполагает отмывание денег, полученных другими лицами. Предполагает ответственность в форме 7 лет тюремного заключения.
- Статья 174.1 УК РФ. Легализация собственных средств, полученных в результате незаконной деятельности.
Прочие нормативные акты, предупреждающие отмывание средств:
- Конвенция об отмывании средств, подписанная в Страсбурге в 1990 году.
- ФЗ от 28 мая 2001 года №62.
- Постановление Пленума ВС от 18.07.2004 года.
- ФЗ от 07.08.2001 г. №115, на основе которого был создан соответствующий раздел в УК РФ.
Из нормативных актов становится очевидно, что ответственность полагается за отмывание как собственных, так и чужих средств, полученных в результате преступной деятельности.
Судебная практика относительно применения статьи 174 УК РФ противоречива. При буквальной интерпретации закона часто наблюдается избыточное использование статьи. Как правило, суды не учитывают цель использования средств. То есть нормативный акт используют и в том случае, если не доказано направление средств именно на легализацию. Обычно ответственность за отмывание вменяется вместе со статьями о краже, мошенничестве, присвоении средств, незаконном получении кредита, сбыте наркотиков. Однако по закону легализация – это именно комплекс мероприятий, направленных на придание средствам правового статуса.
Одним из самых важных приемов, посредством которого финансовое учреждение может надеяться не оказаться вовлеченным в противозаконные действия, является обеспечить для себя четкое и ясное понимание видов деятельности подобных «клиентов». Принятие для себя финансовыми учреждениями принципов, называемых «Знай своего клиента», показало себя исключительно эффективным средством заблаговременного выявления подозрительных действий со стороны таких «клиентов».
Хотя ни законодательство, ни правила этого не требуют, совершенно необходимо, чтобы финансовые учреждения принимали для себя такие принципы или порядок «Знай своего клиента» в качестве гарантии немедленного выявления и распознавания подозрительных действий в стенах этого учреждения или с его участием. Концепция «Знай своего клиента» по своей окончательной структуре не является детально разработанной, и в силу этого каждое финансовое учреждение может избрать для себя такой порядок, какой наиболее подходит для его конкретного вида деятельности. Тем не менее, эффективная политика «Знай своего клиента» должна быть основана, как минимум, на четком определении общих подходов руководства и на конкретном распределении ответственности.
Задачи политики «знай своего клиента»:
- политика «Знай своего клиента» призвана повысить вероятность того, что финансовое учреждение действует в соответствии со всеми применимыми законоположениями и правилами и следует разумным и общепризнанным банковским подходам.
- политика «Знай своего клиента» призвана снизить вероятность того, что финансовое учреждение может стать жертвой противозаконных действий своих «клиентов».
- политика «Знай своего клиента», если она эффективна, защитит доброе имя и финансовую репутацию финансового учреждения.
- политика «Знай своего клиента» не должна ни в коей мере отрицательно сказываться на отношениях финансовой организации с ее хорошими клиентами.
Контроль над отмыванием денег в США. Правовую базу борьбы с легализацией преступных доходов в США составляют два уровня законодательных актов – федеральные акты и законы штатов.
К числу федеральных законов относятся: «The Bank Records and Foreign Transaction Reporting Act» (Акт о банковских записях и отчетности по международным операциям), известный также под названием «Bank Secrecy Act» – BSA (Акт о банковской тайне) и Закон о борьбе с «отмыванием» денег (1986).
«Bank Secrecy Act» установил нормы, касающиеся документации и отчетности для частных лиц, банков и других финансовых предприятий. Причиной принятия данных норм явилось стремление оказать помощь правоохранительным органам в преодолении проблем, порожденных законами по охране банковской тайны, принятыми в разных странах. Закон BSA помогает установить источники, объем и движение американской валюты и других денежных инструментов, ввозимых или вывозимых из страны либо помещенных в финансовые предприятия. Этот закон также регулирует использование полученной информации для расследования уголовных, налоговых и других правонарушений.
Закон состоит из двух частей. Первая часть, обобщенная в разделе 12 «The Unated Stated Code» – USC (Объединенный кодекс) требует, чтобы банки и другие финансовые учреждения хранили и поддерживали определенную документацию в течение пяти лет. Вторая часть, обобщенная в разделе 31 USC, обязывает частных лиц, банки и другие финансовые организации отчитываться об определенных внутренних и международных операциях (превышающих 10 тыс. долларов).
Денежные инструменты, ввозимые и вывозимые из страны либо вкладываемые или снимаемые в американских банках и других финансовых учреждениях, сами по себе не являются ни контролируемыми, ни незаконными. Однако сам факт перевозки суммы, эквивалент которой превышает 10 тыс. долл., должен быть декларирован в таможне в форме «A Report of International Transportation of Currency or Monetary Instruments» – CMIR (Отчет о международном перемещении валюты или денежных инструментов).
Обмен, снятие, вкла�� или перевод суммы, превышающей 10 тыс. долл. во внутренних банках и других финансовых учреждениях, должны быть декларированы в Internal Revenue Sеrvice -IRS (Налоговое управление, или Служба внутренних доходов) в «A Currency Transaction Report» – CTR (Отчет о валютных операциях). Лица и организации, уклоняющиеся от соблюдения этих требований, могут подвергнуться уголовной и гражданской ответственности, а сами фонды могут быть конфискованы.
Руководитель, имеющий право подписи в банке, и лица, контролирующие ценные бумаги или счета в других странах общим объемом более 10 тыс. долл. в течение одного календарного года, должны представлять отчет «A Report of Foreign Bank and Financial Account» – FBAR (Отчет о финансовых счетах в иностранных банках). Этот отчет представляется Казначейству до 30 июня включительно.
И, наконец, начиная с 1986 г., предприятия розничной торговли и частные лица обязаны заполнять форму «Reports of Cash Payments over $ 10,000 Received in a Trade or Business (IRS Form 8300)» (Отчет о наличных платежах свыше 10 тыс. долл., получаемых в торговле и бизнесе) и отправлять ее IRS.
Закон США «О борьбе с отмыванием» денег (1986 г. с поправками 1992, 1994, 1995 и 1996 гг.) установил ряд других мер, необходимых для эффективной борьбы с легализацией преступных доходов. Закон криминализировал действия по «отмыванию» денег. В соответствии с этим нормативным актом финансовая операция рассматривается как отмывание денег, если лицо знает, что средства, используемые в такой операции, приносят незаконные доходы, и если это лицо осуществляет эту финансовую деятельность или:
- намеренно способствует такой незаконной деятельности.
- знает, что финансовая операция осуществляется для сокрытия или утаивания подлинного характера, источника доходов, местонахождения, владения или распоряжения доходами,
- знает, что проведение операции необходимо для уклонения от выполнения требований закона, касающихся представления отчета об операции.
Перевозка, перевод, отправление платежных документов считаются также «отмыванием» денег. В законе указывается на то, что перевозка является преступлением, если лицо перевозит незаконно кредитно-денежный документ из одного государства в другое или:
- намеренно способствует такой незаконной деятельности,
- знает, что такой документ обеспечивает получение незаконных доходов,
- знает, что такая перевозка необходима для сокрытия или утаивания подлинного характера, местонахождения, источника доходов, владения или распоряжения ими,
- знает, что перевозка осуществляется для уклонения от выполнения требований закона в части представления отчета об операции. В соответствии с ним банки обязаны сообщать в правоохранительные органы обо всех подозрительных сделках на сумму свыше 5 тысяч долларов (а по операциям с ценными бумагами – более 3 тысяч долларов). В инструкции Минфина подробно описываются признаки «подозрительности» сделки и процедура действий банковского служащего в рассматриваемых случаях. Наказания за нарушения указанных правил – крупные штрафы, увольнение с работы либо, при умышленных действиях, привлечение к уголовной ответственности за соучастие в «отмывании» денег.
Источники незаконных средств в России могут быть разделены на четыре крупные категории:
- нелегальная продажа природных ресурсов: нефти, природного газа, металлов и т.д.;
- контрабанда алкоголя, табака, оружия и наркотиков;
- доходы, извлекаемые из таких «классических» видов незаконной деятельности, как вымогательство (рэкет), проституция, воровство, мошенничество, кража автомобилей и т.д.;
- правонарушения «белых воротничков»: расхищение государственного имущества и средств, фальшивые декларации о доходах и прибылях, уклонение от уплаты налогов, нелегальное «бегство» капиталов.
Основные понятия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, закреплены Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Федеральный закон регулирует отношения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением указанных операций, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
При этом законодатель определяет, что доходами, полученными преступным путем, являются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Сама легализация доходов, полученных преступным путем, это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ.
Этимология понятий и схема отмывания преступных доходов
Начиная исследование уголовно-правовых норм о противодействии отмыванию «грязных» денег стран континентального права в целом и Германии в частности, стоит сказать, что сам состав преступления, названного отмыванием преступных доходов, появился в законодательстве этих стран в первую очередь иод воздействием принятия ряда международно-правовых актов, обязавших государства-участников к принятию подобных норм.
Среди этих международно-правовых актов в первую очередь стоит назвать Конвенцию ООН против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года, которую принято называть Венской Конвенцией. Далее, еще одним обязывающим для Германии международно-правовым актом стала Конвенция Совета Европы от 08.11.1990 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности».
Надо отметить, что на момент появления указанной Конвенции Совета Европы в юридическом мире Германии уже остро ощущали необходимость принятия подобного рода норм. Более того, в немецком законодательстве существовали нормы, которые, не называясь нормами об «отмывании», были близки этим нормам по своему смыслу. Деяние, позднее определенное как отмывание, считалось видом укрывательства преступления. Подобная форма деяния предусматривалась, например, статьями 258а, 259, 260, 260а УК ФРГ59. Однако только после подписания Германией Конвенции Совета Европы 1990 года появление в Уголовном кодексе Германии отдельной статьи, посвященной составу отмывания, стало реальностью.
Подобное кажущееся «отставание» Германии в области борьбы с легализацией преступных доходов от тех же Соединенных Штатов, где соответствующие законы появились еще в 70-ых годах XX века, на самом деле вполне типично для Европы. Поскольку европейские страны не были подвержены данному вид преступления в той степени, в какой это было актуально для США, поскольку в Европе не имел такого размаха наркобизнес и другие виды преступной деятельности, приносящие крупные прибыли преступникам, а значит и не стоял так остро вопрос о вывозе преступных — капиталов в третьи страны, а имеющаяся система континентального уголовного права позволяла пресекать деятельность отмывателей и без издания специальных норм, то немецкие законодатели, так же как и их коллега из других развитых европейских государств, не торопились с принятием специальных мер по борьбе с отмыванием денег.
И только с развитием Общего рынка на территории Европейского Экономического Сообщества, а также в связи с созданием Европейского Союза, в соответствии с принятыми Маастрихтскими соглашениями, то есть с отменой таможенных и пограничных барьеров на пути преступных капиталов внутри Западной Европы, а также в связи с глобализацией международного финансового рынка в целом, на котором Германия занимает более чем достойное место, и осознания величины степени общественной опасности, которой обладает отмывание преступных капиталов для стабильного развития этого рынка, в Германии, так же как и в других ведущих странах Европы, только в первой половине 1990-х годов XX века принимаются законы, предусматривающие ответственность за данный вид преступлений. Стоит сказать, что отмывание денег, полученных от торговли наркотиками, было уголовно-наказуемым в Великобритании и Италии с 1982 года, а с 1987 года во Франции60. Однако, помимо того, что перечень преступных деяний, доходы от которых могут быть предметом отмывания, был ограничен составами преступлений, связанных с торговлей наркотиками, сами формулировки статей и суть описываемого явления значительно отличались от последующих представлений европейских юристов об отмывании.
В появлении в уголовном праве ФРГ мер о противодействии отмыванию капиталов заметную роль сыграло создание такого государственного образования, как Европейский Союз. Еще до вступления в силу в Германии внутренних норм о борьбе с отмыванием, 10.06.1991, Европейский Совет, верховный орган Евросоюза, принял директиву «О воспрепятствовании использования финансовой системы в целях легализации доходов от преступной деятельности».
Одним из принципов права Европейского Союза является его примат над национальными нормами стран-участниц. Но по правилам, сложившимся в ЕС, само Сообщество лишено репрессивного аппарата, позволяющего привлекать к ответственности физических лиц, совершающих деяния, запрещенные Директивой. Это должно быть сделано на уровне государств-членов. Таким образом, после появления указанной выше Директивы Германия не могла не включить в свой уголовный закон те положения, которые позволили бы привлекать к ответственности лиц, совершивших деяния, описанные в Директиве. То есть Германия, как и другие страны западной Европы, были буквально вынуждены имплементировать нормы международных соглашений, а также положения Директивы Евросоюза в свои национальные уголовные законы.
Итак, мы приходим к выводу, что для Германии, так же как и для некоторых других западноевропейских стран, источником уголовно-правовых норм о противодействии отмыванию преступных капиталов стало законодательство Совета Европы, установившее общие рамки и понятия в этой области для всех стран-участниц, а непосредственным толчком к принятию соответствующих норм стало законодательство Европейского Союза, сделавшее наличие подобных норм в уголовном законе стран-членов обязательным.
Впервые в истории российского уголовного права состав легализации преступных капиталов появился в законе с момента вступления в силу Уголовного Кодекса 1996 года. Как и в большинстве европейских стран, в России появление в уголовном законе состава отмывания преступных капиталов отчасти было вызвано естественной эволюцией законодательства, а отчасти было навязано Российскому государству извне. Принятие мер по борьбе с отмыванием «грязных» денег содержалось, например, среди прочих рекомендаций Международного Валютного Фонда при выдаче российскому правительству очередных кредитов, от которых напрямую зависело выживание российской экономики середины 90-ых годов. Отсутствие действующих норм о противодействии легализации преступных капиталов делало и без того крайне неблагоприятный инвестиционный климат в стране еще более отпугивающим для иностранных инвестиций. Понятно, что ни одна из уважающих себя крупных корпораций не рискнет оказаться «в доле» в каком-либо производстве с представителями преступных группировок. Если прибавить к этому пропагандируемое многими зарубежными средствами массовой информации мнение о России, как о стране насквозь контролируемой мафиозными структурами и — управляемой абсолютно коррумпированным государственным аппаратом, то становиться понятным то нежелание, с которым западный инвестор рассматривал предложения об инвестициях в российскую экономику.
Кроме того, отсутствие реально работающих механизмов борьбы с легализацией приводило к неконтролируемому и неизбежному оттоку капиталов из страны. В первой главе настоящей работы приводились данные о масштабах вывоза капитала из нашей экономики. Поскольку в результате непродуманных действий по перераспределению собственности на средства производства после отказа государства от социалистической модели экономического развития большая доля прибыльных предприятий оказалась под контролем преступных структур либо лиц, понимавших незаконность своего владения поступившим в их распоряжение имуществом, стало естественным желание таких «собственников» не вкладывать вырученные прибыли в развитие своих производств, а спрятать их в банках за рубежом, естественно, одновременно «отмыв» эти деньги. Более того, даже те предприятия, которые умудрялись получать в условиях зарождающегося российского капитализма абсолютно легальные прибыли (речь идет, в первую очередь, о предпритиях, занимающихся экспортом сырьевых ресурсов), неохотно вкладывали свою выручку в российскую экономику. И это поведение было абсолютно понятным в имевшейся на тот момент обстановке крайней политической и экономической нестабильности. В результате «в 1996 году отток капитала из России по объему в десять раз превысил прямые инвестиции в национальную экономику»83. Негативные последствия такой ситуации очевидны. Внутренние резервы развития экономики исчерпываются, а внешние инвестиции не поступают.
Конечно же, не стоит считать, что отсутствие или наличие в законодательстве норм о противодействии отмыванию является решающим фактором, влияющим на динамику вывоза капиталов из страны. Понятно, что в основании этого явления лежит целый комплекс макроэкономических и политических причин. Однако, исключая из своего уголовного законодательства меры по борьбе с легализацией, государство лишает себя одного из наиболее эффективных правовых инструментариев для предотвращения4 подобных нежелательных для экономики явлений.
С другой стороны, отсутствие норм о борьбе с отмыванием приводило к тому, что большое количество преступного капитала стало ввозиться в Россию для отмывания. По мнению американских экспертов: «имеются данные о том, что российские банки «отмывают» наркоденьги для организованных преступных групп, находящихся за пределами России (Кали картель, сицилийская мафия). По их сведениям, в 1995 году в -8% преступлений, совершенных на территории России в сфере экономики, входил международный компонент» . В результате Россия была признана в качестве одного из государств, в которые преступные капиталы выводятся для отмывания, и включена в так называемый «черный список» FATF, как страна, «не сотрудничающая» с мировым сообществом в области борьбы с отмыванием «грязных» денег.
Вероятно, именно то обстоятельство, что самое большое в мире государство стало притягивать к себе «грязные» деньги, и послужило толчком, стимулирующим Россию к принятию норм о борьбе с легализацией. Заметим, что нам неизвестно ни одного дела по отмыванию «грязных» денег, вывезенных из России, какими бы огромными ни были эти суммы. Видимо, несмотря на то, что российская экономика, по мнению иностранных СМИ, во многом подконтрольна мафиозным структурам, переводимые в иностранные банки миллиарды российских долларов не считаются, с точки зрения иностранных банковских служащих, «подозрительными» вкладами, и в отношении этих средств не проводятся специальные расследования, как это положено в соответствии с приведенными в предыдущих параграфах законами.. Л если и проводятся, то заканчиваются ничем, как дело с « Bank of New-York », когда несколько миллиардов поступивших из России долларов были признаны чистым капиталом, несмотря на первоначальные заявления американских правоохранительных органов, что это деньга «русской мафии».
В настоящее время практически все ведущие исследователи проблемы отмывания преступных доходов приходят к выводу о неэффективности противодействия этому виду преступлений в рамках отдельно взятых национальных правовых систем. Процесс отмывания «грязных» денег в подавляющем большинстве случаев связан с перемещением этих денег через национальные границы. К тому же большая часть отмываемых сегодня преступных капиталов — это деньги так называемых транснацио��альных преступных групп, чья деятельность изначально направлена на получение доходов в самых разных государствах, а значит, и борьба с отмыванием их доходов не может ограничиваться мерами, принимаемыми какой-либо одной страной.
К сожалению, международное сотрудничество в области уголовного права значительно отстает от темпов глобализации преступности. Во многом это можно объяснить нежеланием отдельных государств каким-либо образом ущемлять свой суверенитет, ведь именно монополия конкретного государства на уголовное преследование является одним из первейших атрибутов суверенности государственной власти. С другой стороны, не все государсгва, как ни странно это- звучит, » заинтересованы в успешной борьбе с транснациональной преступностью, и тем более с прибылями, которые она приносит. Если мы посмотрим на все те меры, которые предпринимались самыми разными государствами в целях борьбы с организованной преступностью в течение XX века, мы отметим как масштабность этих мер, так и огромные ресурсы, которые привлекаются для их реализации. Ежегодно на борьбу только с транснациональной организованной преступностью ведущие страны мира тратят огромные суммы. Созданы и продолжают создаваться десятки международных организаций и комитетов при уже существующих организациях, наделенных довольно широким кругом полномочий. Однако статистика неумолимо говорит о том, что транснациональная преступность продолжает расти высокими темпами.
Традиционная стратегия борьбы с организованной преступностью основывается на использовании конкретного уголовного законодательства. Соответственно, мерилом эффективности этой стратегии является количество лиц, осужденных за участие в организованной преступной деятельности. Но весь феномен современной преступности состоит в том, что привлечение членов и даже лидеров преступных группировок к ответственности, изоляция их от общества, не приводят к исчезновению самих группировок или, тем более, того віща преступной деятельности, на котором «специализировалась» та или иная преступная группа. Как говорится в народной пословице: «свято место пусто не бывает». На место даже полностью уничтоженной преступной группы очень быстро приходят новые, зачастую еще более неконтролируемые и обладающие большей степенью общественной опасности группы.
Таким образом, можно прийти к выводу, что преступность фактически неистребима, если все меры по противодействию ей сводятся к мерам применения норм уголовного закона и профилактическим мерам, направленным на конкретных преступников. То есть необходимо сконцентрировать усилия не столько на борьбе с лицами, совершающими преступления, сколько на создание условий, в которых совершение преступлений становится менее выгодным. Перефразируя ту же народную пословицу, бороться надо не за пустоту «святого» места, а за то, чтобы место перестало быть «святым».
Согласно официальной доктрине, именно на это направлены меры по противодействию отмыванию преступных капиталов. Согласно документам ООН: «Расследование обстоятельств отмывания денег и конфискация доходов от преступной деятельности подрывают способность преступной организации осуществлять свою главную задачу — обогащение» .
Итак, официальная концепция международного сотрудничества в области борьбы с отмыванием незаконных капиталов выглядит следующим образом. Необходимость отмывания доходов объясняется стремлением преступников скрыть истинное происхождение денег, полученных преступным путем, и, в то же время, иметь возможность беспрепятственного использования этих денег, как если бы они были законными доходами. Процесс отмывания «грязных» денег заключается в проведении с указанными средствами различных операций с использованием, как правило, легальных финансовых организаций, таким образом, чтобы источник получения этих доходов выглядел как легальный. Скрывать истинное происхождение доходов преступников вынуждает страх конфискации этих доходов, как имущества, полученного в результате преступления, а также строгай контроль налоговых органов, для которых необходимо предоставлять сведения об источнике любых крупных прибылей. «Таким образом, отмывание денег выступает в качестве важнейшего элемента всех видов преступной деятельности, в основе которой лежат финансовые интересы»155. Наличие же норм о противодействии отмыванию является как раз тем барьером, который должен помешать процедуре отмывания, запретив, под страхом уголовного наказания, любые финансовые операции с доходами, полученными в результате совершения преступления. «Суть этих положений заключается в том, что повышение сложностей и риск отмывания доходов организованных преступных групп уменьшает выгодность таких операций и, в конечном итоге, их масштабы»156.
А поскольку на сегодняшний день необходимым условием успешного отмывания денег является как можно большая масштабность проводимых операций, такая деятельность неизбежно связана с перемещением средств через государственные границы. Вот почему особую актуальность приобретают международные механизмы, направленные на противодействие отмывани��, в частности, предложенная ООН концеция взаимной юридической помощи в выявлении источников, наложении ареста, замораживании, и, в конечном итоге, конфискации доходов от преступной деятельности.
Эта доктрина была столь широко распространена во всех международных институтах, закреплена в столь большом количестве международных актов, что сегодня уже мало кто обращает внимание на нелогичность самой этой концепции. Сразу же стоит задаться несколькими простыми воп��осами.
Перед тем, как отмыть деньги, каждый злоумышленник должен понимать, что это происходит в несколько этапов, а именно:
- Первый этап заключается в совершении преступления, в результате которого преступник получит большую сумму денег. Это может быть обыкновенное мошенничество, терроризм, коррупционные схемы, торговля наркотиками или организованная преступность.
- Второй этап подразумевает внедрение полученных денег в коммерческие законные потоки.
- Скрытие истинного способа получения денег. В этом случае злоумышленники максимально отдаляют от себя деньги, переводя их на другие счета, иногда в зарубежные банки. Таким образом, ни у кого не возникнет подозрений, так как по факту они не имеют к ним никакого отношения.
- Последний этап – это интеграция. Эту схему необходимо тщательно обдумать, так как при неблагоприятном раскладе деньги могут быть полностью утеряны. Преступник должен продумать каждый ход и вернуть себе деньги, но уже под видом законного заработка.
Регулируется уголовная ответственность за отмывание денег статьями УК РФ 174 и 174.1. Различия статей состоят в том, что статьей 174 предусмотрены наказания для людей, участвующих в отмывке денег, а статья 174.1 регулирует уголовную ответственность людей, не только отмывающих, но и участвующих в незаконном получении денег.
Для лиц, преступные деяния которых отражены в статье 174 УК РФ, предусмотрены меры наказания, соответствующие тяжести преступления:
- За преступление средней тяжести предусмотрен штраф в размере до 120 тысяч рублей либо суммы заработных плат за 12-месячнысный период, либо суммы прочих доходов за 1 год.
- За преступление, совершенное в особо крупном размере наказывается мерами от штрафа в размере от 12 до 24 заработных плат, до лишения свободы на срок до двух лет со штрафом до 50 тысяч рублей или без штрафа.
- За преступление, совершенное группой лиц или должностным лицом – меры наказания от лишения права заниматься предыдущим видом деятельности до 3 лет и штрафа размером до 500 тысяч до лишения свободы на срок до 5 лет или комбинация нескольких мер наказания.
- За преступление, совершенное организованной группой, а также группой лиц или должностным лицом в особо крупном размере предусмотрены меры наказания от принудительных работ на срок до 5 лет или штрафа размером до 1 миллиона рублей до лишения свободы на срок до 7 лет. Также методы наказания могут комбинироваться.
Доход, полученный с отмывания денежных средств при этом будет по возможности конфискован в пользу государства.
Как происходит отмывание денег и как налоговая выявляет схемы обналички денег — смотрите в видео:
Когда преступник понимает, что такое отмывание денег, и хорошо изучил вопрос изнутри, он может придумать множество способов для того, чтобы скрыть доходы от правоохранительных органов.
Об этом говорит тот факт, что как только полиция раскрывает очередное дело, злоумышленники сразу же придумают другую схему, на раскрытие которой уходит еще как минимум несколько месяцев.
Самые распространенные способы отмывания денег выглядят следующим образом:
- контрабанда. В этом случае денежные средства будут перенаправлены в страны, где политика по поводу финансовых вливаний не отличается особо пристальным вниманием. Переводя туда деньги, они через время возвращают их обратно, но уже другим путём, не вызывая подозрений;
- фальшивые счета. Этот метод характеризуется использованием ИП. Организация, которая на руках имеет теневые наличные, выставит ИП счёт за предоставляемые услуги. Но стоит обратить внимание на тот факт, что это сумма значительно превышает фактическую цену товара или услуги. Далее денежный поток в безналичном виде поступает на счёт, а разница от переплаты возвращается наличными деньгами;
- структурирование капитала. В этом случае большую денежную сумму просто разбивают на мелкие части, которые никогда не вызывают подозрение. Далее их отправляют на несколько банковских карт посредников, они снимают эти деньги и возвращают преступнику, но уже в наличном виде;
- смешивание небольших сумм. Незаконно полученные средства постепенно присоединяются к законному заработку.
Эти схемы относятся к более устоявшимся и уже известным всем, поэтому используются всё реже. На сегодняшний день гораздо чаще встречаются способы отмывания денег через банковскую карту или такие электронные кошельки, как «КИВИ» или WebMoney.
Введение.
Глава 1 Причины возникновения и опасность легализации преступных доходов. История российского уголовного законодательства по противодействию легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем.
1.1. Понятие преступных доходов, общественная опасность легализации, возникновение, легализация преступных доходов в России.
1.2. Легализация преступных доходов как финансовая основа организованной преступности.
1.3. Возникновение и развитие российского законодательства о противодействии легализации преступных доходов в России.
Глава 2 Противодействие легализации преступных доходов на уровне международного сообщества.
2.1. Межгосударственные институты противодействия легализации преступных доходов.
2.2. Нормативная база международного сообщества по противодействию легализации преступных доходов.
2.3. Нормы о противодействии легализации преступных доходов в законодательстве иностранных государств.
Глава 3 Анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 174 и 1741 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3.1. Объект преступления легализация денежных с��едств или иного имущества, приобретенных преступным путем.
3.2. Предмет преступления легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.
3.3. Объективная сторона преступления легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем.
3.4. Субъект и субъективная сторона преступления легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.
1. Антонян, Ю. М. Причины преступного поведения / Ю. М. Антонян. – М., 1992. – С. 20.
2. Босхолов, А. С. Уголовная ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Автореф. дис. …канд. юрид. наук : 12.00.08 / А. С. Босхолов. – Иркутск, 2005.
3. Волженкин, Б. В. Экономические преступления. / Б. В. Волженкин. – СПб., 1999. – С. 107
4. Гернет, М. Н. Социальные факторы преступности / М. Н. Гернет. – М., 1997. – С. 89.
5. Комментарий к Уголовному Кодексу Республики Казахстан (особенная часть) Кн.2 / 2-e изд. доп. и перераб. Под ред. И. И. Рогова, С. М. Рахметова. Алматы, 2007.
6. Коротков, Ю. В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией незаконных доходов :
автореф. дис. …канд. юрид. наук : 12.00.08 / Ю. В. Коротков. – М., 1998.
7. Кудрявцев, В. Н. Генезиз преступления. Опыт криминологического моделирования : учебное пособие / В. Н. Кудрявцев.– М., 1998. – С. 3.
8. Кузнецова, Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации / Н. Ф. Кузнецова. – М., 1984.
9. Ларичев, В. Д. Правовые меры борьбы с отмыванием незаконных доходов / В. Д. Ларичев // Законодательство и Экономика. – 1999. – № 11 (189). – С. 32–36.
10. Лунеев, В. В. Эффективность борьбы с преступностью и ее отдельными видами в современной России / В. В. Лунеев // Государство и право. – 2003. – № 7. С. 106–111.
11. Уканов, Г. К. Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем : дис.
…канд. юрид. наук : 12.00.08 / Г. К. Уканов. – Астана, 2008.
12. Чернов, С. Б. Отмывание криминального капитала как угроза экономической безопасности. ВИПК МВД России. / С. Б. Чернов. – 2 006. – Домодедово.
- 1996 год: принят Уголовный кодекс РФ, в нем впервые появляется ст. 174 УК (легализация или отмывание). Наказание варьируется от штрафа в 100 МРОТ до лишения свободы с конфискацией имущества на 10 лет.
- 2001 год:
- 1. Ответственность разделили, выделив из основной нормы ст. 174.1 УК. По ней предусмотрели наказание уже для тех, кто легализует имущество, полученное при совершении преступления именно им, а не кем-то другим.
- 2. Источник происхождения денег или иного имущества ограничили указанием на преступное происхождение.
- 3. Прописали, что к уголовной ответственности привлекают лишь тех, кто «отмыл» крупный размер и более (2000 МРОТ).
- 4. Указали, что под действие этой нормы не подпадает имущество, «отмытое» по налоговым (ст. 198–199 УК) и таможенным (ст. 193–194 УК) преступлениям.
- 2003 год: крупный состав становится квалифицирующим признаком (обстоятельство, отягчающее вину) и начинается от 1 млн руб.
- 2010 год:
- 1. Частично декриминализировали использование средств, которые злоумышленник получил от совершенного преступления.
- 2. Крупный состав считается с 6 млн руб.
- 2013 год:
- 1. Крупный размер стали считать с 1,5 млн руб., а особо крупный – от 6 млн руб. Таким образом, пороговый размер квалифицирующего признака (отягчающего обстоятельства) этой нормы снизили в четыре раза.
- 2. Под действие этой нормы стало подпадать имущество, отмытое по налоговым (ст. 198–199.2 УК) и таможенным (ст. 193–194 УК) преступлениям.
- 3. Унифицированы квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки составов преступлений по ст. 174 и ст. 174.1 УК.
- 2019 год: легализацией постановили считать и криминальные деньги, преобразованные из криптовалюты.
Основные понятия о легализации доходов, полученных преступным путем в Российской Федерации
Термин «отмывание» денег обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Предложено много определений этого понятия. «Отмывание денег — процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение».
В международном праве определение легализации («отмывания») доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — это заключительный этап превращения преступности в высокодоходный и эффективный вид незаконного предпринимательства. Наиболее полно все этапы отмывания доходов представлены на рис. 1.
Рисунок 1. Процессы отмывания денег и финансирования терроризма
После того, как процесс расслоения успешно проведен, отмыватель денег должен создать видимость достоверности при объяснении источников появления своего богатства.
Рисунок 2. Интеграция как стадия отмывания криминальных доходов
Вопрос о практике отмывания денег, означающей легализацию доходов, полученных преступным или незаконным путем, приобрел в России особую остроту. Без решения этого вопроса невозможно продолжение в стране экономических реформ.
Наиболее серьезное беспокойство вызывают масштабы, которые приобрело отмывание денег, и тот урон, который наносит эта практика экономике и обществу.
Отмывание денег тесно связано с такими явлениями, как коррупция, бегство капитала, использование оффшоров российскими компаниями и банками для сокрытия прибыли и ухода от налогов.
Отмывание денег стало одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку инвестиций в экономику.
Россия не может также игнорировать включение ее, среди небольшого числа стран, в список Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), рекомендовавшей международному сообществу проявлять особую осторожность в отношениях с российскими компаниями и финансовыми институтами.
Банки выступают своего рода «стражами ворот» законной финансовой системы.
Только их бдительность может оградить систему от организованных преступных группировок, коррупционеров и террористов, не давая им в руки инструмент сокрытия доходов от преступной деятельности.
Банки играют решающую роль в предупреждении и выявлении фактов отмывания денежных средств и передаче сведений в соответствующие органы.
Легализация преступных доходов в России тесно связана с перемещением капитала через российские кредитные организации и выражается в огромных денежных суммах. В 2013 году совокупный оборот нелегальных денежных средств в российской экономике оценивается примерно в 220 миллиардов долларов, что составляет порядка 40-50% от всего оборота финансовых средств.
Проблемы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в стране, обусловлены тем, что российская организованная преступность за последние десять лет сделала такой «рывок», что по значимости сравнялась с транснациональными криминальными синдикатами, имеющими вековые традиции. По данным МВД, около 40 процентов наших банков либо напрямую контролируются организованной преступностью, либо находится в сфере их «операций». Отмываемые и запускаемые в оборот «грязные» денежные средства приносят немалый вред государству и обществу.
Целенаправленная законотворческая и организаторская работа по реализации задач финансового мониторинга, играющего важную роль в этой борьбе, в России началась лишь в 2001 году.
Ратифицировав Страсбургскую Конвенцию «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», Россия вступила в систему международного сотрудничества по борьбе с «грязными» деньгами, присоединившись к основным принципам и приняв их за основу, начала работу в этом направлении.
Зарождение понятия «легализация» (отмывание) доходов, полученных преступным путем
В настоящей статье рассмотрены вопросы зарождения
и развития понятия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным
путем, как в США и Европе, так и в России, начиная
с XV и до XX века.
Традиционно считается, что понятие «легализация» (отмывание) доходов,
полученных преступным путем, возникло в США в 20-е годы XX века
и связывается с деятельностью известного чикагского гангстера
Альфонса Капоне. В 1920 году в США вступила в силу 18-я поправка
к Конституции США, принятая конгрессом еще в 1917 году,
ратифицированная 16 января 1919 г. и представлявшая собой:
«Раздел 1. Спустя один год после ратификации настоящей статьи сим будут
запрещены в Соединенных Штатах и на всех территориях,
подчиненных их юрисдикции, производство, продажа и перевозка
опьяняющих напитков с целью потребления оных; запрещены будут также ввоз
таких напитков в Соединенные Штаты и территории, подчиненные
их юрисдикции, равно как и вывоз таковых.
Основные этапы отмывания денег
Отмытие денежных средств осуществляется в три этапа:
- Отслоение. Изначально деньги, полученные незаконным способом, «уводят» от их реального источника. Для этого средства выводятся за границу, переводятся на счета физических или юридических лиц.
- Размещение. Средства любыми доступными путями внедряются в легальный денежный поток. Как правило, на данном этапе у злоумышленника уже есть фиктивное подтверждение источника их заработка.
- Интеграция. Это завершающий этап, когда создается видимость правомерного обладания богатством. Владелец денежных средств может свободно снимать их, переводить на любые счета, приобретать различные предметы, недвижимость.
После прохождения трех основных этапов деньги вновь инвестируются в незаконную деятельность. Процесс может повторяться неограниченное количество раз или проводиться единожды, для легализации крупной суммы и ее дальнейшего расходования, например, взятки.
Иногда некоторые этапы пропускают. Например, если деньги сразу поступили на банковский счет, их внедрение уже не требуется. Но это рискованный шаг, так как банк обязательно поинтересуется происхождением дохода и без документального подтверждения счет может быть заморожен. Также не всегда проводиться интеграция, то есть «отмытые» деньги остаются на разных счетах и используются по мере необходимости. В ряде случаев ситуация требует выждать определенный срок, чтобы приступить к третьему этапу. Но сокрытие истинного источника поступления средств и запутывание следов – обязательны.
Комментарии к рассматриваемой статье
Крупным размером по финансовым операциям и сделкам с имуществом, обретенным незаконным путем признаются суммы, превышающие 1 500 000 рублей, особо крупный размер начинается от 6 000 000.
Преступление характеризуется формальным составом и считается свершившимся с момента проведения сделки или финансовой операции.
Для определения состава преступления обязательно нужно установить криминальное происхождение средств либо имущества.
Частью 1 статьи 174 не определяется размер ущерба, поэтому для наступления уголовной ответственности достаточно проведение любой сделки/операции, не попадающей под определение 2-ой части 14 статьи УК РФ.
Скачать для просмотра и печати:
Статья 14 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)
Какие операции попадают под больший контроль со стороны банков
Существует ряд указаний ЦБ РФ 18-МР, 19-МР, 5-МР, в которых обозначены наиболее рискованные операции. К таким операциям относятся:
- фонд зарплаты сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
- по счету уплачивается НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
- остатки денег на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
- основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
- отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денег на счет клиента и основаниями последующего их списания;
- резко увеличиваются обороты по счету клиента, превышающие заявленные при открытии (ведении) счета;
- со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
- денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.
Также банк проверяет следующие признаки:
- отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30 и более процентов;
- с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;
- деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денег на банковский счет и их списанию со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка минимальна;
- деньги поступают на банковский счет клиента от контрагентов, по счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных операций;
- поступление от контрагента денежных средств на банковский счет клиента происходит с одновременным поступлением денежных средств от того же контрагента на банковские счета других клиентов;
- денежные средства поступают на банковский счет клиента суммами, как правило, не превышающими 600 тыс. руб.
К рискам будут относиться также операции:
- регулярное снятие наличных денег, как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
- снятие наличных денег осуществляется, как правило, в сумме, не превышающей 600 тыс. руб., либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных денежных средств, которая может выдаваться клиенту, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в течение одного операционного дня;
- снятие наличных денежных средств осуществляется в конце операционного дня с последующим снятием наличных денежных средств в начале следующего операционного дня;
- у клиента имеется нескольких корпоративных карт и с их использованием преимущественно осуществляются операции по получению наличных денежных средств.
Таким образом, не следует бояться блокировки 200 руб., которые вы перевели другу или «скинулись» на подарок. Перечень рискованных операций четко определен и банки действуют в соответствии со строгими стандартами.
-
Пьер-Лоран Шатен, Джон Макдауэл, Седрик Муссе, Пол Аллан Шотт, Эмиль ван дер Дус де Вильбуа.
Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма. Практическое руководство для банковских специалистов = Preventing Money Laundering and Terrorist Financing: A Practical Guide for Bank Supervisors. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 316 с. — (Библиотека Всемирного банка). — ISBN 978-5-9614-1466-0. -
Под редакцией Эдгардо Кампоса, Санджая Прадхана.
Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. — М.: «Альпина Паблишер», 2010. — 552 с. — ISBN 978-5-9614-1062-4. -
Reuter, Peter.
. — Peterson, 2004. — .
Эта страница в последний раз была отредактирована 6 февраля 2019 в 19:49.
Одна из самых распространенных мошеннических схем – открытие подставной фирмы. Ее предпринимательская деятельность ограничивается лишь открытием банковского счета, зачислением на него средств и снятием этих средств якобы для того, чтобы оплатить услуги контрагентов.
Сегодня большое распространение получили банковские пластиковые карты. И не менее большой популярностью они пользуются у мошенников, которые то и дело проворачивают новую аферу, стремясь скрыть доходы и ввести в заблуждение сотрудников налоговой службы и правоохранительных органов. На сегодняшний день известны следующие мошеннические схемы с банковскими картами:
- открытие счета и получение карты подставным лицом;
- открытие счета на несуществующего человека;
- обналичивание средств за вознаграждение (владелец карты получает процент от снятой суммы, остальное отдает «заказчику»).
Мошенники могут открывать пластиковые карты и на свое имя. Делают это под любым предлогом: получение кредита, оплата услуг, выдача заработной платы и т.д. Но снимают средства всегда в банке, который эту карту выдал, поскольку за снятие средств со счета через банкомат другого банка приходится платить комиссию. При этом организаторы подобной мошеннической схемы стараются не «светиться» лично перед камерами банкоматов. Деньги для них снимают специально нанятые люди.
Отмывание денег — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученных в результате совершения преступления[1], то есть их перевод из теневой, неформальной экономики в экономику официальную для того, чтобы иметь возможность пользоваться этими средствами открыто и публично. В официальных документах именуется «легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путём».
При этом форма денежных средств может меняться как с наличной на безналичную (например, через терминалы моментальной оплаты), так и наоборот (например, путём выигрыша в лотерею или покупки выигрышного лотерейного билета у законного владельца, в том числе за сумму, превышающую сумму выигрыша).
Легализация преступных капиталов — понятие, значение и особенности трактовки преступления в законодательстве РФ
Впервые в истории российского уголовного права состав легализации преступных капиталов появился в законе с момента вступления в силу Уголовного Кодекса 1996 года. Как и в большинстве европейских стран, в России появление в уголовном законе состава отмывания преступных капиталов отчасти было вызвано естественной эволюцией законодательства, а отчасти было навязано Российскому государству извне. Принятие мер по борьбе с отмыванием «грязных» денег содержалось, например, среди прочих рекомендаций Международного Валютного Фонда при выдаче российскому правительству очередных кредитов, от которых напрямую зависело выживание российской экономики середины 90-ых годов. Отсутствие действующих норм о противодействии легализации преступных капиталов делало и без того крайне неблагоприятный инвестиционный климат в стране еще более отпугивающим для иностранных инвестиций. Понятно, что ни одна из уважающих себя крупных корпораций не рискнет оказаться «в доле» в каком-либо производстве с представителями преступных группировок. Если прибавить к этому пропагандируемое многими зарубежными средствами массовой информации мнение о России, как о стране насквозь контролируемой мафиозными структурами и — управляемой абсолютно коррумпированным государственным аппаратом, то становиться понятным то нежелание, с которым западный инвестор рассматривал предложения об инвестициях в российскую экономику.
Кроме того, отсутствие реально работающих механизмов борьбы с легализацией приводило к неконтролируемому и неизбежному оттоку капиталов из страны. В первой главе настоящей работы приводились данные о масштабах вывоза капитала из нашей экономики. Поскольку в результате непродуманных действий по перераспределению собственности на средства производства после отказа государства от социалистической модели экономического развития большая доля прибыльных предприятий оказалась под контролем преступных структур либо лиц, понимавших незаконность своего владения поступившим в их распоряжение имуществом, стало естественным желание таких «собственников» не вкладывать вырученные прибыли в развитие своих производств, а спрятать их в банках за рубежом, естественно, одновременно «отмыв» эти деньги. Более того, даже те предприятия, которые умудрялись получать в условиях зарождающегося российского капитализма абсолютно легальные прибыли (речь идет, в первую очередь, о предпритиях, занимающихся экспортом сырьевых ресурсов), неохотно вкладывали свою выручку в российскую экономику. И это поведение было абсолютно понятным в имевшейся на тот момент обстановке крайней политической и экономической нестабильности. В результате «в 1996 году отток капитала из России по объему в десять раз превысил прямые инвестиции в национальную экономику»83. Негативные последствия такой ситуации очевидны. Внутренние резервы развития экономики исчерпываются, а внешние инвестиции не поступают.
Конечно же, не стоит считать, что отсутствие или наличие в законодательстве норм о противодействии отмыванию является решающим фактором, влияющим на динамику вывоза капиталов из страны. Понятно, что в основании этого явления лежит целый комплекс макроэкономических и политических причин. Однако, исключая из своего уголовного законодательства меры по борьбе с легализацией, государство лишает себя одного из наиболее эффективных правовых инструментариев для предотвращения4 подобных нежелательных для экономики явлений.
С другой стороны, отсутствие норм о борьбе с отмыванием приводило к тому, что большое количество преступного капитала стало ввозиться в Россию для отмывания. По мнению американских экспертов: «имеются данные о том, что российские банки «отмывают» наркоденьги для организованных преступных групп, находящихся за пределами России (Кали картель, сицилийская мафия). По их сведениям, в 1995 году в -8% преступлений, совершенных на территории России в сфере экономики, входил международный компонент» . В результате Россия была признана в качестве одного из государств, в которые преступные капиталы выводятся для отмывания, и включена в так называемый «черный список» FATF, как страна, «не сотрудничающая» с мировым сообществом в области борьбы с отмыванием «грязных» денег.
Вероятно, именно то обстоятельство, что самое большое в мире государство стало притягивать к себе «грязные» деньги, и послужило толчком, стимулирующим Россию к принятию норм о борьбе с легализацией. Заметим, что нам неизвестно ни одного дела по отмыванию «грязных» денег, вывезенных из России, какими бы огромными ни были эти суммы. Видимо, несмотря на то, что российская экономика, по мнению иностранных СМИ, во многом подконтрольна мафиозным структурам, переводимые в иностранные банки миллиарды российских долларов не считаются, с точки зрения иностранных банковских служащих, «подозрительными» вкладами, и в отношении этих средств не проводятся специальные расследования, как это положено в соответствии с приведенными в предыдущих параграфах законами.. Л если и проводятся, то заканчиваются ничем, как дело с « Bank of New-York », когда несколько миллиардов поступивших из России долларов были признаны чистым капиталом, несмотря на первоначальные заявления американских правоохранительных органов, что это деньга «русской мафии».