Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон «О лесной амнистии». Комментарий юриста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основания признания права федеральной собственности на землю установлены ст. 17 Земельного кодекса РФ, а также в целях разграничения государственной собственности на землю — ст. 3.1 Вводного закона. При этом, в частности, установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а также право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (ст. 17 ЗК РФ). Заметим, что в целях разграничения государственной собственности на землю в ст. 3.1 Вводного закона также установлено, что к федеральной собственности относятся земли, признанные таковыми федеральными законами.
Комментарии к ст. 101 ЗК РФ
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством.
Необходимо отметить, что Лесной кодекс РФ не содержит понятия лесного фонда и указания на состав земель лесного фонда.
Основное понятие Лесного кодекса — леса. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утв. Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15 декабря 1994 г. N 265 «Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России» , все земли лесного фонда делятся на две основные категории: лесные и нелесные.
———————————
Российские вести. 1995. N 139.
К нелесным относятся земли, не предназначенные, а также непригодные для выращивания древостоев или кустарников без предварительных мелиораций или рекультивационных работ. Все остальные земли относятся к лесным, т.е. пригодным и предназначенным для лесовыращивания.
Лесные земли разделяются на следующие категории:
покрытые лесом;
несомкнувшиеся лесные культуры ;
———————————
Имеются в виду лесные культуры, не сомкнувшиеся своими кронами.
лесные плантации и питомники;
естественные редины;
не покрытые лесом.
К покрытым лесом лесным землям относятся:
земли, занятые молодняками древесных пород с полнотой 0,4 и выше, древостоями других групп возраста с полнотой 0,3 и выше;
вырубки, гари и другие естественно возобновляющиеся участки лесных земель, на которых количество и состояние экземпляров естественного возобновления или сохраненного при рубке леса подроста соответствует нормативному или превышает его для перевода в покрытые лесом земли;
участки, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы или на которых специально организуются кустарниковые хозяйства. Для отнесения таких участков к покрытым лесом землям пользуются региональными нормами степени покрытия участка кустарниковой растительностью.
К питомникам и плантациям относятся земли, отведенные для выращивания лесопосадочного материала, маточные лесосеменные и плантации, предназначенные для получения черенков для лесокультурных или озеленительных работ, плантации новогодних елей, прутяных и высокотаннидных ив и других технических культур.
Плантации лесных пород, предназначенные для ускоренного выращивания древостоев с целью получения целевых сортиментов или древесной массы для химической переработки, учитываются как лесные культуры с отнесением их по таксационным показателям и состоянию к покрытым лесом землям или к несомкнувшимся лесным культурам.
К естественным рединам относятся древостои с полнотой 0,1 — 0,2, произрастающие в экстремальных физико-географических условиях, где формирование древостоев с большей полнотой невозможно.
К непокрытым лесом лесным землям относятся участки лесных земель, на которых в момент их таксации древесно-кустарниковая растительность отсутствует, которые по общему показателю полноты, сомкнутости или по количеству экземпляров древесных растений не позволяют отнести эти участки к покрытым лесом землям.
Также выделяются следующие категории не покрытых лесом земель:
гари — участки, на которых древесная растительность погибла в результате пожара;
участки погибших насаждений — древостои, усохшие на корню или полностью прекратившие вегетацию в результате массового повреждения их энтомо- или фитовредителями, стихийного воздействия (ветровала, бурелома, снеголома), выбросов в атмосферу вредных веществ промышленными предприятиями и других природных или антропогенных воздействий;
вырубки — участки, на которых древостой полностью вырублен в порядке главного пользования лесом или в результате сплошных санитарных рубок, а естественное возобновление либо отсутствует, либо количество и состояние его не соответствует нормативу перевода участка в покрытые лесом земли. К этой же категории относятся лесосеки, отведенные и переданные по лесорубочным билетам в сплошную рубку на год проведения полевых лесоустроительных работ;
прогалины и пустыри. К прогалинам относятся мелкие невозобновившиеся участки, возникшие в результате очагового вывала или вырубки древостоя вследствие каких-либо отрицательных воздействий локального характера. К пустырям относят значительные по площади старые вырубки, гари и другие участки с уничтоженной лесной растительностью, не возобновившиеся в течение прошедшего ревизионного периода.
Значительные по площади гари и погибшие насаждения могут разделяться на отдельные выделы по отсутствию или наличию на них мертвого или сырорастущего леса, по величине запаса и товарности пригодного для промышленной заготовки древесины, а также по разнице в типах лесорастительных условий, определяющих характер и успешность лесовосстановления на них.
Участки с наличием деревьев в возрасте молодняка или отдельных куртин их с общей полнотой или сомкнутостью 0,3 и менее относят к той категории не покрытой лесом земли, на которой они возникли, или соответственно к гари или погибшему насаждению, если они представляют собой остатки погибшего или сгоревшего молодняка.
Все земли лесного фонда, а также иные земли, на которых расположены леса, делятся на лесные участки.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с материалами лесоустройства и данными кадастрового учета.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Вопрос об объекте права собственности на леса является еще одной проблемой. В настоящее время ст. 8 Лесного кодекса установлено только право собственности на лесные участки, которыми в соответствии со ст. 7 Кодекса являются земельные участки (надо полагать, имеются в виду участки, занятые лесами или предназначенные для этого). Отдельно законодательством не устанавливается собственность на леса, хотя такое понятие широко используется в Лесном кодексе.
В соответствии со ст. 10 Лесного кодекса леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. В свою очередь, упоминавшаяся ст. 8 Лесного кодекса делит земли лесного фонда на лесные участки, наличие на которых лесов, как показывает практика, не является обязательным.
Разграничение собственности на леса и земли, занятые лесами и нелесной растительностью, до настоящего времени не проведено. В федеральной собственности находятся земли лесного фонда (ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» ) и лесные участки в составе земель лесного фонда. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Поскольку земельное законодательство прямо не решает данный вопрос, видимо, необходимо руководствоваться ст. 27 Земельного кодекса. Данная статья устанавливает перечень земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, которые, следовательно, не могут находиться в частной собственности.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.
В остальных случаях право собственности на лесные участки, по нашему мнению, следует определять, исходя из общих начал земельного законодательства и принципа разграничения собственности на землю.
Что имеет значение при рассмотрении таких споров в суде
Во-первых, изучается в каком качестве изначально формировался исходный участок: как лесной или как нелесной. То есть зафиксированы ли в документах о первоначальном землеотводе данные о предоставлении лесного участка. Именно это определяет возможность применения закона №280-ФЗ о лесной амнистии.
Во-вторых, оценивается добросовестность приобретателя земельного участка — мог ли он догадаться, что покупает лесной участок. Вывод о добросовестности делается на основании следующего:
- если в землеотводных документах есть указание на лес, то считается, что приобретатель понимал, что покупает лесной участок, и не вправе рассчитывать на «лесную» амнистию;
- если участок визуально похож на лесной (лесная растительность, со всех сторон лес), то приобретатель тоже не будет считаться добросовестным.
В остальных случаях велика вероятность признания приобретателя земли добросовестным.
В-третьих, суд будет определять, законно ли установлена граница населенного пункта, если речь идет о землях населенных пунктов, так как очень часто граница установлена незаконно.
В-четвертых, важным моментом является выдача органами лесного хозяйства писем или согласований, свидетельствующих о том, что участок не является лесным. Если такие документы когда-либо выдавались, то они будут свидетельствовать в пользу добросовестности приобретателя участка.
Какую помощь может оказать юрист?
Никто из владельцев земельных участков, расположенных поблизости от лесной зоны, либо граничащих с ней, не застрахован от того, чтобы получить иск. Игнорировать такую повестку не получится, так как даже в том случае, если собственник не явится в зал суда, решение будет принято без его участия.
Если вы получили повестку в суд, не стоит заранее опускать руки. Прежде всего, обратитесь за консультацией к опытному земельному юристу. Порядок его помощи будет следующим:
- В уполномоченной организации необходимо заказать экспертизу земельного участка. Это позволит определить: относится ли данная земля к лесному фонду.
- Если земля и в самом деле спорная, но собственник на ней ничего построить не успел, то существует законный путь вернуть за нее деньги.
- Если же на земле есть строения, то решать спор придется в суде. Помощь юриста повысит шансы получить решение в свою пользу.
Устранение противоречий в сведениях различных документов о категории земельных участков
В настоящий момент произошло много изменений, из-за которых чаще всего возникает путаница. Подобное чаще всего происходит в случаях, когда в различных документах указаны различные категории земли. С одной стороны, приоритет имеют данные ЕГРН, но с другой — есть ряд исключений.
Подробная информация описана в 10–15 пунктах 14 статьи ФЗ №172, действие которой недавно было возобновлено.
Рассмотрим несколько наиболее ярких и полезных примеров устранения противоречий, которые помогут разобраться в ситуации:
- Если по информации ЕГРН участок относится к категории «земли запаса», а по документам лесного реестра относится к землям лесного фонда, то участок будет переведен в земли лесного фонда. По факту, земли запаса никому не принадлежат, поэтому подобное изменение категории никак негативно не скажется;
- Если речь идет об определении категории земли на основе сведений ЕГРН и правоустанавливающих документов, приоритет отдается последним. Допустим, если человек имеет приватизированный участок со всеми оформленными документами, то участок не будет переведен в лесной фонд, даже если расположен в самом центре леса или лесопарка;
- Бывают ситуации, когда часть участка находится на территории населенного пункта, а часть за ней. В таком случае, земля полностью становится частью населенного пункта.
Порядок изъятия земель лесного фонда
ЗЛФ – это земли лесничеств и лесопарков, занятые древесно-кустарниковой растительностью, и нелесные территории, предназначенные для профилактической и иной лесной деятельности. Они находятся под особой охраной, что определяет правовой режим их использования. Так, к ним применяется ограниченный перечень видов использования, исключающий негативное влияние на леса. ЗЛФ не могут находиться в частной собственности, по крайней мере пока их не переведут в иную категорию земель, например, в рамках лесной амнистии.
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- Земли лесного фонда
- Земли населенных пунктов
- ИЖС
- Земли особо охраняемых территорий и объектов
- Земли промышленности и иного специального назначения
- Земли сельскохозяйственного назначения
В данном разделе Вы найдете теоретическую и практическую информацию по всем операциям с землей
- Аренда земли
- Инженерные изыскания
- Кадастр
- Категории земель
- Межевание
- Порядок застройки
- Приватизация
- Специальные программы
- Границы участка
- Данные из ЕГРН
- Кадастровые работы
Как оформить земли лесного фонда в собственность
Споры, связанные с отнесением того или иного земельного участка к категории земель лесного фонда, включают в себя, в том числе, следующие категории дел:
- по искам Комитета лесного хозяйства Московской области к правообладателям земельных участков об истребовании земельных участков, оспаривании их кадастрового учета и т.д.;
- по заявлениям об оспаривании отказов Комитета лесного хозяйства в исключении сведений из государственного лесного реестра;
- по искам граждан и юридических лиц о признании права федеральной собственности отсутствующим, оспаривании данных государственного лесного реестра и ЕГРН в части границ лесных участков, и т.д.;
- по искам (заявлениям) граждан и юридических лиц об оспаривании решений Росреестра об отказе в регистрации прав на земельный участок, уточнении границ участка;
- по искам (заявлениям) граждан и юридических лиц о признании недействующими Генеральных планов и Правил землепользования и застройки в случае отнесения их участков к землям лесного фонда.
Под термином «лесная амнистия» скрывается набор новых «правил игры» в сфере земельных и лесных отношений, введенных Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ (вступил в силу с 11.08.2017 г.), прежде всего, применительно к спорам о наложении земель лесного фонда на земельные участки.
Согласно закону о лесной амнистии, участок не может быть отнесен к землям лесного фонда:
- если в соответствии с данными ЕГРН или правоустанавливающими документами земельный участок отнесен к иной категории земель, нежели земли лесного фонда, при этом права на него возникли до 01.01.2016 г. Данные положения не применяются к участкам из состава особо охраняемых природных территорий, незастроенных земель промышленности, а также неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;
- если до 08.08.2008 г. участок был предоставлен для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства либо для строительства и (или) эксплуатации жилого дома. Одновременно законом на органы управления лесным хозяйством возложена обязанность к 2023 году уточнить границы лесничеств и лесопарков таким образом, чтобы исключить из их состава земельные участки, подпадающие под вышеназванные критерии.
Нормы «лесной амнистии» имеют универсальное значение и подлежат применению независимо от того, в административном или судебном порядке осуществляется защита права.
Так, законом предусмотрен, прежде всего, внесудебный (административный) порядок урегулирования споров, который сводится к самостоятельному устранению органами Росреестра пересечений лесных и земельных участков на основании заявления заинтересованного лица и без получения согласия соответствующего государственного органа. Более того, согласно действующему закону, к 2023 году Росреестр должен сам выявить и устранить все имеющиеся пересечения лесных и земельных участков.
Следует отметить, что защита прав на землю в указанном административном порядке возможна лишь в случае наличия внесенных в ЕГРН границ лесных участков.
Кроме того, самим Комитетом лесного хозяйства Московской области во исполнение Федерального закона № 280-ФЗ проводится работа по рассмотрению заявлений граждан о корректировке границ лесных участков в части их пересечения с границами земельных участков заявителей.
Также возможно применение норм о «лесной амнистии» в рамках судебных споров. Они являются основанием для отказа в иске Комитета об оспаривании прав на земельный участок либо, наоборот, для удовлетворения требований частного лица о защите своих прав на землю (в т.ч., путем исправления реестровой ошибки, оспаривания отказа Росреестра в регистрации права и т.д.).
Если же конкретные обстоятельства дела не позволяют воспользоваться положениями лесной амнистии, то и в этом случае судебная защита прав не является заведомо бесперспективной. Так, возможно построение правовой позиции на основании ненадлежащего характера доказательств отнесения участка к лесным землям, а также истечении 3-летнего срока исковой давности на обращение с иском (в случае защиты от предъявленного Комитетом иска).
Юристы Правового центра ДВА М помогут сформировать правильную стратегию защиты прав применительно к каждому индивидуальному случаю после представления заказчиком всех относящихся к делу документов и материалов. Кроме того, в зависимости от выбранного пути решения вопроса мы представим Ваши интересы в суде либо в административном органе и поможем устранить имеющуюся проблему.
Право собственности на участки лесного фонда законодательно входит в перечень прав на эти земли.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации:
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся только в федеральной собственности
Оборот лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда не допускается. Поэтому нельзя государству совершать такие сделки (например, купля-продажа, залог), которые повлекут отчуждение земель лесного фонда.
Фактически на практике случаются такие ситуации, когда на земельном участке, находящимся на праве собственности физического или юридического лица находятся земли лесного фонда.
Как уже говорилось выше, Закон о лесной амнистии дает право собственникам сохранить свои права на земли лесного фонда.
Для это необходимо внести изменения в сведения Государственного лесного реестра и тем самым Вы признаете сво�� права собственности на земли лесного фонда.
Куда следует обратиться для того, чтобы признать право собственности на участок лесного фонда?
Согласно статье 9 Лесного Кодекса Российской Федерации:
Право постоянного бессрочного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, право постоянного бессрочного пользования лесным фондом предоставляется исключительно:
- органам государственной власти и органам местного самоуправления;
- государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
- казенным предприятиям;
- центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.
Раздел лесного участка
Сделала именно так как Вы написали, установила тип для части «Ликвидируемый», однако в печатном виде в «Сведениях об измененных земельных участка и их частях» в разделе 2 «Общие сведения о частях измененных земельных участков» и в разделе 3 «Сведения о местоположении границ частей измененных земельных участков» программа сформировала информации об этой части, которой уже не должно быть!
При разделе земельного участка лесного фонда, получила приостановку, т.к. отсутствует акт согласования границ земельного участка, добавляю его но программа не записывает, т.к. образование не предусматривает акт согласования, как быть подскажите Для включения в состав формируемого документа акта согласования в проекте должны быть оформлены условия, описанные в требованиях.
Это либо наличие в проекте по уточнению уточняемого участка либо в процессе кадастровых работ уточнение местоположения границ смежных участков.
Земли лесного фонда, по разным оценкам, занимают от 50 до 65% всех земель в России и зачастую граничат именно с землями поселений, говорит Ксения Солощенко, юрист Castren & Snellman International Ltd. По данным комитета по природным ресурсам Ленобласти, учтенные леса в регионе занимают более 6 млн га, большинство из них относятся к землям лесного фонда и находятся в федеральной собственности.
Состав лесов Ленобласти, тыс. га
Источник: Комитет по природным ресурсам ЛО
В Ленобласти, как и по всей России, существует проблема учета земель лесного фонда. Ранее эти земли обозначались на картах лесничеств (на так называемых «планшетах»), их границы там были очень условны, они устанавливались с привязкой к строениям и географическим объектам. В параллельной реальности существовал государственный кадастр недвижимости. Сейчас проходит масштабное кадастрирование земель лесного фонда, и в результате оказывается, что кадастровые участки физически не совпадают с обозначением на «планшетах».
Поскольку документы лесничеств и базы Росреестра не соотносились друг с другом, это позволяло достаточно вольно манипулировать их данными, отмечают в . Двойное документирование привело к наложениям земель лесного фонда на земли поселений, промышленности и т. п. При этом к моменту выявления наложения собственники земельного участка нередко уже начинали его освоение.
«Со слов правообладателей, а также представителей власти, масштабы проблемы гигантские, — говорит Ирина Серова, руководитель петербургского филиала юридической . — Фактически весь Ломоносовский район, как нам известно, в конце 2020 года столкнулся с этой проблемой. Также и в районе Карельского перешейка речь идет о масштабах наложения границ по площади, равной тысячам гектаров».
В компании Legis Universum рассказали, что в своей практике сталкивались с проблемой наложения границ земель лесного фонда и границ земель населенных пунктов в Выборгском и Приморском районах Ленобласти.
Категории земель лесного фонда
Огромная территория страны занята землями лесного фонда. В 2006 году в РФ принят Лесной кодекс, призванный регулировать взаимоотношения собственника всех земель лесного фонда в лице государства и физических, юридических лиц, выступающих в качестве арендаторов или пользователей иного правового статуса.
Детально все вопросы, касающиеся земель лесного фонда России, рассмотрены в лесном законодательстве.
Знайте, что к землям лесного фонда относятся следующие территории:
- Участки земельного массива с растущими лесными растениями;
- Участки земли, выделенные для высадки лесных растений взамен вырубленным;
- Территория лесного фонда, где лесные растения пострадали от пожаров, вырубки. На таких территориях проводят восстановление лесного массива путем высадки молодняка;
- Нелесные земли, которые применяются для охраны лесного фонда или используются для осуществления деятельности по управлению и контролю над территорией лесного фонда. Сюда относятся дороги, просеки, противопожарные рвы, болота.
«Лесная амнистия» и как ей воспользоваться
22.10.2018
Долгое время права на земельные участки, в том числе предназначенные для ведения садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства регистрировались по упрощенной схеме.
То есть, владельцам таких участков не нужно было определять их границы для того, чтобы оформить их в собственность.
Аналогичным образом – без определения границ – на кадастровый учет ставились лесные участки.
Это привело к тому, что некоторые участки были учтены дважды, то есть поставлены на учет и в лесном реестре, и в Едином государственном реестре недвижимости. По закону, земля, находящаяся в границах лесного фонда, не может использоваться владельцами для ведения садоводства или дачного хозяйства, на ней также запрещено строительство.
Раньше приятное соседство с лесными участками приносило счастливым обладателям таких земельных участков только неприятности и головную боль. Недвижимость таких граждан либо не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда, либо, даже при наличии зарегистрированных прав, граждане рисковали быть лишенными этих прав в судебном порядке.
Решить эту проблему призван так называемый Закон «О лесной амнистии» (Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»), вступивший в силу в августе 2017 года.
Этот закон призван защитить граждан от изъятия их недвижимости по причине того, что земельный участок находился на землях лесного фонда. В 2018 году закон о «лесной амнистии» заработал в полную силу.
Воспользоваться «лесной амнистией» при уточнении (формировании) границ принадлежащих гражданам земельных участков можно в случаях, если право на земельный участок возникло до 1 января 2016 года, либо если на земельном участке расположен объект недвижимости, не предназначенный для нужд лесопользования, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2016.
Для того чтобы воспользоваться лесной амнистией, собственнику необходимо подготовить ряд документов. В первую очередь следует обратиться к кадастровому инженеру. Специалист подготовит межевой план, в котором сделает отметку о возможности применения положений Закона о «лесной амнистии».
С готовым межевым планом можно обратиться в любой офис многофункционального центра «Мои документы» и подать заявление о постановке на государственный кадастровый учет (учете изменений) земельного участка. В результате для земельного участка будет установлен приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости, информация о таком земельном участке будет исключена из лесного реестра.
Какой-либо конечный срок, после которого граждане не смогут воспользоваться «лесной амнистией», законом не установлен.
За период действия закона о «лесной амнистии» в Иркутской области поступило 343 обращения граждан и организаций о применении лесной амнистии при уточнении (формировании) границ принадлежащих им земельных участков. По 320 из них приняты положительные решения. Как отмечают в Минэкономразвития, за сухой статистикой стоят сохраненные у граждан построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали десятилетиями.
Подытоживая сказанное, уже можно сделать вывод, что лесная амнистия в Иркутской области успешно применяется, в связи с чем гражданам необходимо знать и пользоваться предоставленными им этим законом возможностями.
Правовой режим использования земель лесного фонда
Собственником земель лесного фонда является государство или субъекты РФ. Однако граждане вправе использовать лес в собственных нуждах, если это не противоречит законодательным актам. К примеру, разрешается сбор грибов, ягод, орехов и лекарственных трав, а в некоторых зонах допускается охота на диких животных.
Физические лица и организации могут взять лес в аренду, заключив договор с властями. Пользователи обязаны соблюдать условия принятого соглашения, а также правила использования природных ресурсов:
- обеспечение рационального и непрерывного использования леса и его продуктов;
- обеспечение сохранности и усиления функций леса с целью здравоохранения и улучшения окружающей среды;
- соблюдение надлежащего лесопользования на основе грамотной технической политики;
- улучшение породного состава и качества лесного покрова, повышение его продуктивности;
- обеспечение охраны и защиты леса;
- рациональное использование лесных богатств;
- сохранение биологического многообразия;
- сохранение объектов природного и историко-культурного наследия.
Арендаторы обязаны проводить восстановительные мероприятия, когда это необходимо. Занятие неразрешенными видами деятельности на территориях лесного фонда недопустимо.
Как оформить лесной участок в упрощённом порядке по закону о «лесной амнистии»
Цель закона о «лесной амнистии» — помочь дачникам, сельским жителям и фермерам сделать легальным владение всеми раньше захваченными участками, если они относятся к лесному фонду. До вступления закона в силу собственники, которые владели участками рядом с границей леса, либо в самом лесу, не могли промежевать, уточнить границы своих земельных участков. С принятием закона о лесной амнистии законодатели отдают приоритет сведениям, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, а не в сведениях Государственного лесного реестра.
Этот закон призван защищать права и собственность граждан, чьи участки расположены рядом с лесом или в лесу. Раньше такая ситуация исправлялась только через суд. После вступления в силу закона для решения этой проблемы кадастровый инженер готовит межевой план и вносит изменения в ЕГРН. В Росреестре уточняют фактические границы и смещают границы лесфонда.
Ситуация с накладками на земли лесфонда сложилась из-за того, что сначала выделялись участки, а потом лес декларативно встал на кадастровый учёт, не измерив свои границы по факту. А так как участки граждане не межевали и не уточняли границы, получилось либо частичное наложение лесных границ на участок, либо полное. Исправить наложение можно, подготовив межевой план. Закон о лесной амнистии сейчас это позволяет. Раньше так нельзя было сделать, границы исправлялись только через суд.
Нарушение и защита прав собственника на земельный участок
В ст. 12 ГК РФ перечислены общие способы реализации и защиты гражданских прав, а именно:
- признание;
- восстановление положения, существовавшего до нарушения закона;
- признание оспоримой сделки недействительной;
- признание решения собрания недействительным;
- признание нормативного акта государственного органа недействительным;
- самозащита;
- принуждение к исполнению обязательства в натуре;
- возмещение убытков;
- взыскание неустойки;
- компенсация морального вреда;
- изменение или прекращение правоотношения;
- запрет применения нормативно-правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, который противоречит закону.
Основным способом защиты является обращение в суд общей юрисдикции, арбитражный либо третейский суд (ст. 11 ГК РФ).
Способы защиты права на земельный участок указаны в гл. 5 ЗК РФ. К ним относятся:
- признание права собственности на надел (ст. 59 ЗК РФ). Осуществляется в судебном порядке. Лицо, которое считает себя собственником, обращается в суд с соответствующим исковым заявлением, а также предоставляет доказательства того, что имеет право на землю;
- восстановление положения, существовавшего до нарушения права(ст. 60 ЗК РФ). Производится также в судебном порядке, но применяется тогда, когда два и более лиц заключили сделку, предметом которой был надел, и впоследствии между ними возникли споры. В таком случае, как правило, владельцу возвращается его земля, а покупателю — деньги либо иное имущество, которое он передал по сделке;
- признание недействительным нормативного акта органов государственной власти (ст. 61 ЗК РФ). Применяется в случаях, когда орган государственной власти издает какое-либо постановление относительного конкретного земельного участка, например, о его изъятии для общественных нужд. В таком случае собственник имеет право обжаловать такие действия в суде;
- возмещение убытков (ст. 62 ЗК РФ). Виновное лицо выплачивает денежную компенсацию.
Обратите внимание! В силу положений ст. 4 ГК РФ гражданское законодательство применяется в том числе и к отношениям, возникающим при использовании земли. Таким образом, способы защиты гражданских прав, изложенные в ст. 12 ГК РФ, вполне могут быть применены и к отношениям, которые регулирует ЗК РФ.
- Исковые заявления в данной сфере делятся на две большие группы:
- Подается в случае, когда третье лицо осуществляет действия, которые препятствуют собственнику пользоваться своей землей. Например, владелец участка самостоятельно возвел забор как на своем, так и на чужом наделе, из-за чего сосед попросту не может проехать к своей собственности;
- Применяется когда необходимо истребовать имущество из чужого незаконного владения.
ЗК РФ четко устанавливает случаи, когда действия, осуществляемые третьими лицам, квалифицируются как нарушение права собственности на землю:
- использование участка против воли его владельца или с нарушением установленного порядка;
- принятие государственными органами решений, которые нарушают интересы владельца;
- загрязнение различным мусором;
- демонтаж либо повреждение межевых знаков, которые обозначают границы надела;
- загрязнение либо уничтожение плодородного слоя почвы.
Что делать, если ваш участок в лесной зоне
Если участок расположен в лесной зоне, и есть проблема с определением земельного статуса, собственнику или арендатору следует в органе лесного хозяйства запросить документы о наложении границ такого участка. Обычно по подобным запросам выдаются следующие документы:
- выкопировка из лесоустроительных планшетов;
- план лесного участка;
- лесоустроительные схемы и карты;
- описание таксационное;
- выписка из реестра;
- акт обследование участка с наложением границ с GPS координатами;
- заключение кадастрового инженера о наложении границ участка со схемой и указанием координат GPS.
Если без суда решить проблему не удается, в суд владельцем земли должны быть предоставлены:
- правоустанавливающие документы собственности или аренды;
- кадастровый паспорт участка и выписка из кадастра;
- решение местной администрации о выделении участка;
- акт осмотра участка совместно с кадастровым инженером с наложением границ участка со схемой и указанием координат GPS;
- заключение кадастрового инженера о наложении границ участка со схемой и указанием координат GPS и общей площадью наложения.
Какие документы необходимы для предоставления участка по «лесной амнистии»
В ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) прописан порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, указаны требования к заявлению гражданина о прирезке участка и необходимый перечень документов, предоставляемых с ним.
Если у вас отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то тогда обязательно потребуется предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).
В любом случае в соответствии с ЗК РФ образование земельного участка должно осуществляться в соответствии с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ). Данная схема делается гражданином за свой счет. Схему расположения вы можете предварительно заказать у кадастрового инженера, заключив с ним договор.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется по выбору заинтересованного в прирезке гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ).