- Миграция

Контроль за использованием и охраной земель

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контроль за использованием и охраной земель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Принятие адекватных и эффективных управленческих решений по соблюдению земельного законодательства зависит от наличия точных научно обоснованных данных о качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях. Источником получения таких данных является мониторинг земель. Мониторинг — преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб почв и проведением почвен-но- геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния. Это — одновременно мера предупредительного, текущего и последующего контроля. Его данные используются для вынесения решений о возможном размещении того или иного объекта, определении разрешенных видов землепользования и тем самым служат предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению земель. Постоянные обследования почв позволяют контролировать процесс землепользования и тем самым выполнять задачи текущего контроля. Мониторинг также фиксирует отклонения от разрешенного поведения, тем самым выявляя правонарушения, связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель, а данные мониторинга служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.

Виды земельного контроля

Земельный контроль классифицируется по двум критериям. По направленности надзорных мероприятий выделяют:

  • внешний мониторинг (надведомственный тип);
  • внутренний (разновидность внутриведомственного контроля).

По признаку субъекта надзор подразделяется на группы:

  • государственного уровня;
  • муниципального типа;
  • производственная разновидность;
  • система контроля общественности.

На государственном уровне надзор реализуется через обнаружение нарушений в отношении федерального законодательства, профилактику незаконных действий и обеспечение выполнения пользователями наделов из числа предпринимателей норм охраны земли.

СПРАВОЧНО! Общий государственный надзор осуществляется Правительством и Президентом, за проведение специального вида государственного надзора несет ответственность исполнительная власть.

Особенности государственного типа надзора:

  • мониторинг касается всех категорий земельных участков;
  • анализируется деятельность любых субъектов хозяйствования без учета их формы собственности;
  • органы надзора наделены широким набором инструментов административного принуждения в форме штрафов, предупреждений, предписаний, протоколов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для защиты своих прав предприниматели могут использовать положения закона № 134-ФЗ от 08.08.2001г., который гарантирует защиту от произвола должностных лиц, представляющих органы надзора. Муниципальная форма надзора реализуется усилиями органов местного самоуправления

Задачами этого типа контроля являются:

Муниципальная форма надзора реализуется усилиями органов местного самоуправления. Задачами этого типа контроля являются:

  • профилактическая работа с пользователями земель;
  • обнаружение фактов противоправной деятельности по отношению к нормам законодательства;
  • ликвидация правонарушений в пределах муниципалитета;
  • организация системы контроля выполнения пользователями наделов стандартов законодательства;
  • налаживание эффективной схемы мониторинга.

Особенности контроля муниципального уровня:

  • контролирующие лица не могут совмещать свои функции с полномочиями органов надзора государственного уровня;
  • мониторинг касается только вопросов законности использования земель, не затрагивая проблемы охраны земельных территорий.

Общественный тип контроля реализуется гражданами государства и их добровольными объединениями. Мониторинг нацелен на обеспечение законности и объективности решений властей разных уровней, которые затрагивают правила эксплуатации земельных участков и могут нарушить права физических или юридических лиц. Дополнительный блок функций общественного контроля связан с необходимостью всестороннего отслеживания соблюдения норм эксплуатации земель, их экологической охраны.

В роли контролеров могут выступать:

  • территориальные структуры общественного самоуправления;
  • отдельные граждане РФ;
  • объединения общественности.

Производственный надзор реализуется через специализированные органы предприятий или работников ИП. В список их задач входит проверка соблюдения норм законодательства в процессе хозяйствования. Этот вид мониторинга является наиболее оперативной формой контроля правил использования территорий земельных наделов и соблюдения экологических стандартов.

Управление Росреестра- как орган государственного надзора

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – это орган исполнительной власти широкой компетенции. В рамках рассматриваемого вопроса полномочия Росреестра в сфере земельного надзора включают в себя:

  • контроль за исполнением запрета самовольного занятия земельных участков, использованием наделов без правоустанавливающих документов и разрешений, позволяющих вести хозяйственную деятельность;
  • надзор за соблюдением порядка переуступки права пользования угодьями;
  • контроль за целевым использованием земли в зависимости от ее принадлежности к той или иной категории;
  • контроль за соблюдением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ участков;
  • установление порядка предоставления данных о состоянии земель;
  • исполнение предписаний по вопросам земельного законодательства;
  • устранение правонарушений в данной сфере.

Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль

    Согласно действующему законодательству земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Земля имеет особую социальную ценность как недвижимость. С целью справедливого распределения и целевого использования земель ведется государственный земельный контроль (надзор).

    Муниципальный земельный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства РФ, законодательства субъекта РФ, связанных с объектами недвижимости, по которым возникают земельные правоотношения. За нарушение данных требований предусмотрена административная и иная ответственность. Так, пункт 3 статьи 72 ЗК РФ указывает на требования, предъявляемые к собственникам земельных участков в рамках осуществления контрольных функций со стороны муниципалитета.
    Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ) выделяет несколько видов такого контроля.
    Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль за расположенными в границах городского округа объектами недвижимости, по которым возникают земельные правоотношения.
    Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют данный контроль в отношении объектов недвижимости, расположенных в границах городских поселений.
    Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют соответствующий контроль в отношении расположенных на межселенной территории района объектов недвижимости, по поводу которых возникают земельные правоотношения, а также в отношении объектов недвижимости, расположенных в границах сельских поселений, входящих в состав данного района, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта РФ данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
    Земельный контроль проводится органами местного самоуправления с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.
    Органы местного самоуправления осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:
    –соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;
    –исключение самовольного захвата земель и их использования без необходимой документации;
    –сбор достоверной информации о состоянии участков;
    –предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;
    –совершение действий, направленных на улучшение угодий;
    –контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;
    –приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.
    Порядок проведения муниципального надзора предполагает осуществление инспекторских проверок согласно установленному плану работ. Основанием для этого служит распоряжение руководства уполномоченного органа.
    Следует отметить, что могут возникнуть и внеплановые проверки. Основанием для их проведения служат:
    –обнаружение данных, которые подтверждают факт нарушения земельного законодательства;
    –получение от государственных органов или местной администрации, физических или юридических лиц сведений о нарушении норм земельного законодательства.
    Согласно регламенту муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще, чем раз в два года. Проверки юридических лиц осуществляются согласно установленному плану работ или при поступлении сведений о совершаемом правонарушении.
    Как отмечалось выше, проверки проходят в соответствии с установленным планом, который утверждается на предстоящий год. План проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, а также юридических лиц, составляют органы местного самоуправления.
    Следует отметить, что если конкретный земельный участок подвергся плановой проверке, а соседний участок – нет, то это не означает, что его упустили из виду. Вероятно, его включат в последующий план, предусматривающий график проведения таких проверок. Таким образом, проверка исполнения земельных норм в тот или иной момент может затронуть любого гражданина, проживающего на данной территории.
    Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц, организаций и госорганов осуществляется уполномоченными должностными лицами. Сотрудникам администрации выдаются специальные удостоверения, подтверждающие их полномочия.
    В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора. В качестве дополнений к акту необходимо прилагать фотографические таблицы, замеры площади и другие доказательства, подтверждающие факт правонарушения.
    Для эффективног�� выполнения своих обязанностей уполномоченные органы составляют проверочные листы по муниципальному земельному контролю (только при проведении плановой проверки в отношении юридических лиц). В этот документ входит список вопросов, ответы на которые следует получить в рамках одной проверки.
    В течение пяти рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 статьи 72 ЗК РФ, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.
    Главная цель инспектирования муниципалитетом земельных правоотношений состоит в обеспечении исполнения со стороны различных юридических лиц, их руководства, а также должностных и физических лиц законодательных требований относительно земельных участков, а также соблюдении мер по охране эксплуатации земель.

    Читайте также:  Изъятие или списание: что грозит дачнику за долги по взносам

    Ирина Бударина,
    ведущий специалист-эксперт
    Омского отдела
    Управления Росреестра
    по Омской области.

    Управление Росреестра как органа государственного надзора

    Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – это орган исполнительной власти широкой компетенции. В рамках рассматриваемого вопроса полномочия Росреестра в сфере земельного надзора включают в себя:

    • контроль за исполнением запрета самовольного занятия земельных участков, использованием наделов без правоустанавливающих документов и разрешений, позволяющих вести хозяйственную деятельность;
    • надзор за соблюдением порядка переуступки права пользования угодьями;
    • контроль за целевым использованием земли в зависимости от ее принадлежности к той или иной категории;
    • контроль за соблюдением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ участков;
    • установление порядка предоставления данных о состоянии земель;
    • исполнение предписаний по вопросам земельного законодательства;
    • устранение правонарушений в данной сфере.

    Каковы функции надзорных органов в отношении ИП и ЮЛ

    Функции надзорных структур носят характер:

    • предупредительный;
    • информационный;
    • карательный.

    Предупредительные действия направлены на профилактику правонарушений, информационные мероприятия нацелены на сбор и систематизацию сведений об объектах, подконтрольных данному органу. Карательные меры регулируют выявление виновных лиц в правонарушениях в отношении земельного фонда, определение формы наказания для них и контроль реализации наказания.

    Надзор проводится в нескольких формах:

    • в виде проверок планового и внепланового характера;
    • непрерывного мониторинга соблюдения норм правовых актов;
    • устранения обнаруженных нарушений.

    Мониторинг реализуется с помощью обследования объектов земельного фонда, анализа действующих законодательных документов.

    Функции земельного контроля распространяются на деятельность предпринимателей по:

    1. Рекультивации земельных объектов.
    2. Улучшению земель.
    3. Реализации мер по защите почв от всех видов эрозии.
    4. Использованию земель Лесного фонда для предотвращения незаконной вырубки лесов, изменения целевого назначения участков на пашни или под строительство коммерческих сооружений.
    5. Соблюдению норм эксплуатации участков в водоохранной зоне.
    6. Поддержанию уровня плодородности сельскохозяйственных земель.
    7. Способам воздействия на плодородные слои грунта для предупреждения действия по самовольному снятию плодородных слоев, истощению земель и их загрязнению химическими веществами.

    Кто осуществляет муниципальный земельный контроль

    Производство земельного контроля входит в полномочия местного органа власти. По действующему законодательству местная власть обладает широкими полномочиями в области надзора за использованием земли в пределах своего муниципального образования.

    Это дает им право на проверку использования земельных участков, которые относятся не только к муниципалитету, но и к федеральным землям, а также принадлежащим частным лицам.

    Для выполнения мер по государственному регулированию происходит сотрудничество федеральной и местной власти, в частности совместный анализ, а также осуществление некоторых экспертиз.

    Служебные нормативно-правовые акты в сфере рационального использования земельных ресурсов содержат в себе сведения о том, что должностные лица, осуществляющие контрольные функции в сфере использования земли, могут занимать определенные должности:

    • первый заместитель руководителя администрации – является главным земельным инспектором муниципалитета;
    • сотрудники отдела по управлению муниципальным имуществом и торговлей – выступают в роли местных инспекторов;
    • руководитель вышеназванного отдела – является заместителем главного муниципального инспектора.

    Механизм общественного контроля проявляется в производстве неких контрольных мероприятий общественными организациями по проверке правомочности издания исполнительными властями и муниципалитетом решений в отношении интересов граждан и представителей мелкого бизнеса, а также обеспечении исполнения указаний по использованию земель и охране территорий.

    Сроки уплаты земельного налога юридическими лицами в 2018 году.

    В определенных случаях организации, действующие на общественных началах, могут быть наделены полномочиями по производству самостоятельного контролирования использования земли, которое производится одновременно с государственным контролем либо работает, дополняя его. Например, может иметь место совместного проведения общественной экологической экспертизы.

    Тем не менее, список полномочий контролирующих объединений общественного толка в сравнении с правами государственных структур достаточно мал.

    Например, таким организациям нельзя: инспектировать земли, которые находятся в пользовании, проверять соответствующую документацию для осуществления экспертиз, предпринимать действия по выдаче лицензий, выдавать обязательные для выполнения сторонами предписания.

    Существенную роль при выполнении действий по общественному контролю играют действия, которые осуществляют внештатные инспекторы, имеющие выданное им компетентными органами удостоверение, правомочные на осуществление инспектирования правильного использования земельных участков.

    • В иных случаях полномочия в рамках общественного контроля зависят от того, какие существуют ограничения в отношении прав владельцев конкретных земельных участков, существования коммерческой либо государственной тайны, действующих норм земельного контроля.
    • Самым простым и надежным способом общественного контроля является право граждан подавать претензии и ходатайства об исполнении конкретных норм закона, регулирующих эксплуатацию земель, в административные органы и суды.
    • Кроме того, они имеют гарантированное право защищать права и интересы потерпевших путем обращения в органы государственной и муниципальной власти.
    • Посмотрите видео. Земельный контроль:
    Читайте также:  Кого и в какой очередности призывают к наследованию по закону?

    Муниципальный земельный контроль

    • Муниципальный земельный контроль — деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее – субъекты муниципального земельного контроля) в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Челябинской области (далее — земельное законодательство), за нарушение которых земельным законодательством предусмотрена административная и иная ответственность.
    • Органом муниципального земельного контроля является Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее — Комитет).
    • Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение субъектами муниципального земельного контроля требований, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Челябинской области, муниципальными правовыми актами при использовании земель, находящихся в границах города Челябинска (далее — обязательные требования).
    • Уполномоченные работники Комитета в рамках муниципального земельного контроля осуществляют контроль за:
    • — соблюдением требований действующего законодательства по использованию земель;
    • — использованием земель по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием;
    • — соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;
    • — своевременным освобождением земельных участков по окончании срока действия договоров аренды земельных участков;
    • — исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений, вынесенных государственными инспекторами;
    • — наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;
    • — выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.
    • Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме:
    • — проведения плановых и внеплановых проверок;
    • — принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
    • Оформление результатов проверок

    Принудительное изъятие земельных участков

    Земельные участки закрепляются за бюджетными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (ч. 1 ст. 20 ЗК РФ). Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на это приобретение. Изъятым у учреждения имуществом его собственник вправе распорядиться по своему усмотрению (ч. 2 ст. 296 ГК РФ).

    Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 54 ЗК РФ.

    В силу ч. 2 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно:

    1. при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:
    • использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
    • порче земель;
    • невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
    • невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
    • неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
    1. при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 55 ЗК РФ;
    2. в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

    Исходя из ч. 1 ст. 54 ЗК РФ принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по приведенным выше основаниям осуществляется согласно вступившему в законную силу судебному акту об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания). Исключением из данного правила являются случаи изъятия земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений). В силу ч. 2 ст. 54 принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным по основаниям, названным в пп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования участка).

    Нарушения требований земельного законодательства

    В данном разделе статьи мы рассмотрим некоторые виды нарушений требований земельного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.

    Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности. Под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке. Самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по размещению на нем строений, огораживании, принятии иных мер для воспрепятствования доступу на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п. При использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю виновное лицо имеет либо имело некие правоудостоверяющие или правоустанавливающие документы, которые не соответствуют требованиям законодательства РФ. В силу ст. 7.1 КоАП РФ указанное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб., а на юридических лиц от 10 000 до 20 000 руб.

    Что такое земельный контроль

    Под земельным контролем понимается комплекс мероприятий для обеспечения эффективности управления земельным фондом. Он призван следить за правомерностью действий всех категорий граждан в отношении соблюдения земельного законодательства. Меры воздействия надзорных органов нацелены на сохранение существующего фонда земель, на устранение случаев противоправных действий и реализацию наказаний к лицам, нарушившим нормы законодательства.

    Мониторинг государственных органов затрагивает такие вопросы:

    • недопущение самовольного захвата земель;
    • устранение случаев незаконной эксплуатации земель без наличия разрешительной документации;
    • переоформление юридическими лицами участков;
    • регулирование процедур приобретения земли;
    • мониторинг соответствия характера эксплуатации наделов их целевому предназначению;
    • регулирование порядка выделения участков;
    • обеспечение пригодности земельного фонда к эксплуатации в соответствии с их целевым предназначением;
    • размежевание границ между участками.

    Кто осуществляет муниципальный земельный контроль

    Производство земельного контроля входит в полномочия местного органа власти. По действующему законодательству местная власть обладает широкими полномочиями в области надзора за использованием земли в пределах своего муниципального образования.

    Это дает им право на проверку использования земельных участков, которые относятся не только к муниципалитету, но и к федеральным землям, а также принадлежащим частным лицам.

    Для выполнения мер по государственному регулированию происходит сотрудничество федеральной и местной власти, в частности совместный анализ, а также осуществление некоторых экспертиз.

    Читайте также:  Расчет налогов с зарплаты 2021

    Служебные нормативно-правовые акты в сфере рационального использования земельных ресурсов содержат в себе сведения о том, что должностные лица, осуществляющие контрольные функции в сфере использования земли, могут занимать определенные должности:

    • первый заместитель руководителя администрации – является главным земельным инспектором муниципалитета;
    • сотрудники отдела по управлению муниципальным имуществом и торговлей – выступают в роли местных инспекторов;
    • руководитель вышеназванного отдела – является заместителем главного муниципального инспектора.

    Механизм общественного контроля проявляется в производстве неких контрольных мероприятий общественными организациями по проверке правомочности издания исполнительными властями и муниципалитетом решений в отношении интересов граждан и представителей мелкого бизнеса, а также обеспечении исполнения указаний по использованию земель и охране территорий.

    Сроки уплаты земельного налога юридическими лицами в 2018 году.

    В определенных случаях организации, действующие на общественных началах, могут быть наделены полномочиями по производству самостоятельного контролирования использования земли, которое производится одновременно с государственным контролем либо работает, дополняя его. Например, может иметь место совместного проведения общественной экологической экспертизы.

    Тем не менее, список полномочий контролирующих объединений общественного толка в сравнении с правами государственных структур достаточно мал.

    Например, таким организациям нельзя: инспектировать земли, которые находятся в пользовании, проверять соответствующую документацию для осуществления экспертиз, предпринимать действия по выдаче лицензий, выдавать обязательные для выполнения сторонами предписания.

    Существенную роль при выполнении действий по общественному контролю играют действия, которые осуществляют внештатные инспекторы, имеющие выданное им компетентными органами удостоверение, правомочные на осуществление инспектирования правильного использования земельных участков.

    • В иных случаях полномочия в рамках общественного контроля зависят от того, какие существуют ограничения в отношении прав владельцев конкретных земельных участков, существования коммерческой либо государственной тайны, действующих норм земельного контроля.
    • Самым простым и надежным способом общественного контроля является право граждан подавать претензии и ходатайства об исполнении конкретных норм закона, регулирующих эксплуатацию земель, в административные органы и суды.
    • Кроме того, они имеют гарантированное право защищать права и интересы потерпевших путем обращения в органы государственной и муниципальной власти.
    • Посмотрите видео. Земельный контроль:

    Осуществление земельного контроля органами местного самоуправления

    Помимо контроля со стороны государства, существуют и иные виды контроля в сфере землепользования. Серьезное значение при этом отводится муниципальному земельному контролю. Статья 72 Земельного кодекса РФ закрепляет действие муниципальной законодательной базы.

    Осуществление муниципального земельного контроля за эксплуатацией наделов земли в муниципальных образованиях возложено на органы местного самоуправления либо органы, уполномоченные ими, согласно законодательству нашей страны, и на основании предписаний, вынесенных местной властью.

    Локальные правовые нормы, регламентирующие действия по проведению контроля, распространяются на конкретное муниципальное образование и исполняются в отношении любых участков, находящихся на данной территории, не зависимо от того, кто является их собственником (государство, муниципалитет или частное лицо).

    Исходя из положений Земельного кодекса РФ, осуществление муниципального земельного контроля происходит только в отношении землепользования. Возможность контролировать процесс охраны землевладений местной власти не представлена. Нормативные акты муниципальных органов в отношении земельного контроля регулируют процесс исполнения проверок за эксплуатацией наделов в рамках конкретной территории и устанавливают специальный орган, контролирующий эксплуатирование наделов.

    Порядок проведения муниципального земельного контроля

    Проводя плановые проверки в отношении исполнения предписаний законодателя о надлежащем землепользовании, специалистам нередко приходится встречаться с тем фактом, что после получения извещения о предстоящем плановом мероприятии, людям, проживающим на соответствующей территории, не всегда становится ясно, что им надлежит выполнять при исполнении названных проверок.

    Именно проверками происходит осуществление муниципального земельного контроля.

    Подобные мероприятия направлены на поддержание выполнения законодательных норм в сфере землепользования и согласно разработанным планам проверок, которые утверждает глава местной администрации.

    Если ваше землевладение подвергалось плановой проверке, а принадлежащее соседям – нет, это не означает, что его упустили из виду. Вероятно, его включат в последующий план, предусматривающий график проведения таких проверок. Отсюда следует, что в тот или иной момент, проверка исполнения земельных норм затронет любого гражданина, проживающего на данной территории.

    Главная цель инспектирования муниципалитетом состоит в обеспечении исполнения со стороны различных юридических лиц, их руководства, а также физических и должностных лиц законодательных требований относительно земельных участков, а также соблюдении мер по охране наделов и их эксплуатации.

    Проверки выполнения предписаний норм, установленных земельным законодательством направлены на контролирование таких вопросов:

    • соблюдение установлений законов, регламентирующих земельные правоотношения, по предотвращению самозахватов землевладений и эксплуатации их при отсутствии необходимой документации, а также бумаг, дающих основания к ведению различного рода деятельности;
    • регулирование процедуры по переуступке правомочий по землепользованию;
    • исполнение предписаний законодателя об эксплуатации участков в соответствии с целевым назначением, согласно отнесению их к определенной категории и допустимым землепользованием, а также несение обязательств по поддержанию того качества земли, которое подходит для эксплуатации в соответствии с целевым назначением;
    • соблюдение указаний об установлении межевальных знаков, указывающих границы землевладений;
    • алгоритм передачи информации о качестве угодий;
    • выполнение указаний, касающихся исполнения норм законодательства о земле и исключение правонарушений в указанной сфере.

    Под государственным земельным надзором понимают деятельность уполномоченных государством органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ. При этом не имеет значения, кто совершает такие правонарушения: государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица.

    Земельный контроль – это важная управленческая функция. Он применяется в отношении правовых положений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. К основным его задачам можно отнести:

    • организацию и проведение проверок;
    • принятие предусмотренных законодательством мер по наблюдению за исполнением земельных норм;
    • анализ текущей ситуации;
    • прогнозирование их исполнения в дальнейшем.

    Земельный надзор и контроль за использованием земель направлены также на принятие мер по пресечению и устранению негативных последствий, которые возникли в результате правонарушения. Эта традиционное правовое средство уже многие годы существует в Российской Федерации.

    Контроль за использованием и охраной земель

    Основные задачи контроля за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель состоят в обеспечении исполнения установленных требований (норм, правил, нормативов) пользования землей, в проверке выполнения мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. Данный контроль является всеобщим (охватывает все категории земель и распространяется на всех собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков) и постоянным (неограничен какими-либо сроками).

    Контроль за рациональным использованием и охраной земель осуществляется государством в лице его уполномоченных органов и должностных лиц, а также иными (невластными) субъектами — общественными организациями, собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями, арендаторами.

    Государственный контроль за использованием и охраной земель призван обеспечить исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований, выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. В своевременных условиях государственный контроль за рациональным использованием земель приобретает еще большее значение, чем раньше.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *