Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 12. Закона о Полиции РФ. Обязанности полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Реформирование силовых ведомств — более или менее привычное событие в России. Даже если забыть о “медведевской” реформе МВД, которая вылилась в переименование милиции в полицию, те или иные перестановки и изменения закона происходят достаточно часто.
Принят
Государственной Думой
28 января 2011 года
Одобрен
Советом Федерации
2 февраля 2011 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Назначение полиции
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.
Статья 2. Основные направления деятельности полиции
1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).
2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.
Статья 4. Организация полиции
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).
3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Глава 2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Статья 6. Законность
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 4. Организация полиции.
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).
3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Статья 7. Беспристрастность.
1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть зависим от решений политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Глава 7. СЛУЖБА В ПОЛИЦИИ
Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции
1. Служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона.
2. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.
Статья 35. Утратила силу. — Федеральный закон от 12.02.2015 N 16-ФЗ.
Статья 36. Утратила силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ.
Статья 37. Утратила силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ.
Статья 38. Утратила силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.
Статья 39. Утратила силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ.
Статья 40. Утратила силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ.
Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления
1. Сотрудник полиции, избранный (назначенный) членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избранный депутатом представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, назначенный на должность главы местной администрации, на период осуществления соответствующих полномочий приостанавливает службу в полиции либо увольняется со службы в полиции по собственному желанию. После прекращения указанных полномочий сотруднику полиции по его желанию предоставляется ранее замещаемая должность, а при ее отсутствии другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы.
2. Период осуществления полномочий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, засчитывается сотруднику полиции в календарном исчислении в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного специального звания, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.
3. Если в течение одного месяца (не считая периодов временной нетрудоспособности) после окончания срока осуществления полномочий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, сотрудник полиции не уведомит об этом федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, он подлежит увольнению по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 40 настоящего Федерального закона.
Статья 1. Назначение полиции
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.
Статья 7. Беспристрастность
1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Реформа МВД в 2020 году
Антинаркотические органы когда-то были выделены в отдельное ведомство, а затем снова вошли в состав МВД. Из состава полиции была выделена Росгвардия, в которую перешёл ОМОН и вневедомственная охрана.
Слухи, которые ходят вокруг возможного реформирования полиции в 2020 году, затрагивают ещё более чувствительные для сотрудников темы. Например, не первый год полицейские опасаются повышения выслуги лет для получения ведомственной пенсии.
Будет ли реформа МВД в 2020 году, какую форму она примет и насколько близко затронет интересы простых сотрудников — разберёмся в том, что будет происходить с полицией в новом году.
Права сотрудника полиции
Помимо обладания определенным перечнем обязанностей, возложенным на плечи полицейского, представители правоохранительных структур также наделены и правами различного характера.
- Право на обеспечение условий, нужных сотрудникам органов для исполнения возложенных на них обязанностей.
- Право на предварительное ознакомление с нормативными документами, регулирующими вопросы относительно наличия у конкретных должностей:
- служебного статуса;
- прав;
- обязанностей.
- Право на отдых, как в течение будних дней (время вне рабочего дня), так и в виде:
- выходных;
- отпусков.
- Право на получение заработной платы и прочих денежных выплат, устанавливаемых:
- буквой закона;
- контрактом служебного типа.
- Право на получение данных, нужных для осуществления основной деятельности, в частности представляющих охраняемую государством тайну.
- Право на свободный доступ в различные органы власти и прочие учреждения, при условии, что оный необходим для выполнения должностных обязанностей.
- Право на ознакомление с составленным на сотрудника личным делом, а также приобщение к нему нужной документации.
- Право на защиту от распространения личных данных о полицейском.
- Право на служебное продвижение согласно установленному порядку и очередности.
- Право на получение профессиональной подготовки к должности и профильного образования.
- Право на разбирательство по спорам служебного характера и законодательную защиту свобод.
- Право на защиту здоровья, а также непосредственно жизни, как самого сотрудника полиции, так и граждан, являющихся членами его семьи.
- Право на будущее получение пенсии и страхование.
Кроме того, полицейский, как и любой другой гражданин, имеет право на пенсионное обеспечение и страхование.
Должностные обязанности сотрудника полиции
Их можно назвать общими. Сотрудники полиции должны:
- Знать и соблюдать действующее законодательство.
- Исполнять функции, возложенные на них.
- Выполнять законные распоряжения руководства.
- Обращаться по служебным вопросам к непосредственному, а при необходимости к вышестоящему начальству.
- Следовать правилам распорядка, установленным в организации.
- Поддерживать уровень квалификации на надлежащем уровне.
- Сохранять конфиденциальность информации, охраняемой законом.
- Бережно относиться к государственному имуществу.
- Отчитываться о доходах в порядке, закрепленном законодательством.
- Уведомлять государственные органы о приобретении гражданства другой страны или выходе из гражданства РФ.
- Сообщать руководству о возможном конфликте интересов при исполнении обязанностей по службе.
- Уведомлять соответствующие структуры о попытках подкупа или вовлечения в коррупционную деятельность.
внутренний полиция преступность правонарушение
Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011г. вступил в силу с 1 марта 2011 г. Данный закон направлен на создание нового типа взаимоотношений общества и силовой структуры — полиции. Закон четко устанавливает права и обязанности полицейских, правовой статус полиции, а также устраняет несвойственные полиции функции.
Закон о полиции корректирует деятельность полиции с учетом современных требований общества.
Во главу угла ставится защита государства, общества и личности от противоправных посягательств; пресечение и предупреждение преступлений и административных правонарушений; раскрытие и выявление преступлений, производство дознания по уголовным делам; осуществления розыска лиц; производство по делам об административных правонарушениях; а также исполнение административных наказаний. Полиция будет отвечать за правопорядок в общественных местах, безопасности дорожного движения; контроль за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью; государственную защиту участников уголовного процесса. Полиция продолжит работу по охране объектов и осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Закон о полиции исключает из перечня полномочий полиции функции, дублирующие компетенцию Федеральной Миграционной Службы РФ.
Закон о полиции ограничивает права полиции в сфере проведения проверок деятельности организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность.
Но и тут, имеются тонкости, подчеркивают юристы. Прежде всего, гражданин должен знать, что он имеет дело именно с сотрудником полиции. Но нужно помнить, что факт наличия формы ни о чем не говорит. Известно немало случаев, когда мошенники или, того хуже, бандиты, рядились в полицейскую форму. Сотрудник органов должен обязательно предъявить удостоверение и представиться. И при этом сотрудник полиции может быть одет в обычную, штатскую одежду, правила ему это в определенных случаях позволяют.
Но как быть, если сотрудник органов и при форме, и удостоверение имеет, но при этом явно нарушает права граждан, например, избивает кого-то, или, выражаясь обыденным языком, попросту «куражится», пугая оружием? Или даже не просто куражится. У всех на памяти эпизод 2009 года, когда майор Евсюков устроил стрельбу в одном из столичных супермаркетов.
Здесь в силу вступает другая статья — 286 УК РФ «О превышении должностных полномочий». Если такое правонарушение имело место, то у сотрудника полиции могут возникнуть серьезные проблемы вплоть до реального срока. В любом случае, если была жалоба на его действия, служебного разбирательства полицейскому вряд ли удастся избежать. Не факт, впрочем, что это расследование завершится наказанием для сотрудника, вполне вероятен и совсем иной исход.
В 2012 году тогдашний министр МВД Р. Г. Нургалиев на вопрос ученика спортшколы о том, можно ли дать сдачу полицейскому, если он напал на тебя, ответил: «Если идет нападение, должна быть необходимая самооборона. Мы все равны, а граждане равны вдвойне».
Тем не менее юристы предостерегают от буквального следования этому совету. Слишком много тонкостей ожидает всех, кто попытается провести грань между ситуациями, когда полицейский выполняет свои служебные обязанности и когда он же просто идет, допустим, по своим делам, пребывая при этом в дурном настроении. И не факт, что эти тонкости позволят истолковать ситуацию в пользу гражданина.
Мобилизация-2022: кого мобилизация коснется в первую очередь?
Согласно федеральному закону № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», существует три разряда наиболее востребованных резервистов. Кого призовут в первую, вторую и третью очередь, зависит от возраста и звания.
1 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 35 лет.
- Младшие офицеры — до 50 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 55 лет.
- Полковники, капитаны 1 ранга — до 60 лет.
- Высшие офицеры — до 65 лет.
2 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 45 лет.
- Младшие офицеры — до 55 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 60 лет.
- Полковники, капитаны 1 ранга — до 65 лет.
- Высшие офицеры — до 70 лет.
3 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 50 лет.
- Младшие офицеры — до 60 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 65 лет.
Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда. Разряды можно посмотреть у себя в военном билете (страница 11, см фото 2).
Что важно знать семьям с детьми
В каких случаях родителя не касается мобилизация?
По действующему закону о мобилизации родителю дают отсрочку в таких случаях:
- в семье четверо и более детей до 16 лет;
- у мужчины на иждивении ребенок до 16 лет без матери;
- у женщины есть ребенок до 16 лет;
- у женщины беременность от 22 недель;
- у супруги беременность от 22 недель и есть трое детей до 16 лет;
- у матери четверо и более детей до 8 лет и нет мужа.
ст. 18 закона о мобилизации
Также есть общие основания для отсрочки независимо от наличия детей, но они могут подойти родителям:
- бронь по постановлению правительства — его пока нет;
- негодность к военной службе по здоровью;
- уход за родственниками по медпоказаниям;
- опекунство и попечительство брата или сестры до 18 лет;
- соответствие другим категориям, которые могут получить отсрочку по указу президента.
То есть отец двоих детей отсрочку получить не сможет. Но если есть трое детей до 16 лет и жена беременна на сроке от 22 недель — такое право есть.
А вот женщина получит отсрочку даже при наличии одного ребенка до 16 лет.
Каковы обязанности участкового полиции
Из всех полицейских обычные граждане чаще всего сталкиваются с работой участковых уполномоченных. Именно на них возложена задача следить за соблюдением законности на территории вверенного участка и по мере сил способствовать предотвращению преступлений и иных нарушений закона.
Помимо общих обязанностей, лежащих на участковом как на сотруднике полиции, участковый имеет ряд специфических, установленных конкретно для него. Так, согласно действующим инструкциям и приказам МВД, участковый обязан:
- Знать территорию своего участка, включая дорожную систему, действующие предприятия и учреждения, возможные места, где могут выращиваться наркотические растения.
- Знать состав населения, проживающего на участке. Эта обязанность включает в себя необходимость быть знакомым с местными культурными и национальными традициями и проживающими на территории гражданами (как нарушающими законы, так и соблюдающими их). В идеале участковый должен быть лично знакомым с каждым, кто живет на подведомственной ему территории.
- Вести прием граждан и учет подаваемых заявлений о противоправных действиях.
- Пресекать противоправные действия.
- Выявлять граждан, склонных к нарушению закона, участвовать в наблюдении за гражданами, освободившимися после отбытия уголовного наказания, а также за страдающими алкоголизмом или наркоманией.
- Обнаруживать притоны для занятий проституцией, употребления наркотиков.
- Обеспечивать взаимодействие с иными службами полиции, вести анализ оперативной обстановки на участке, при необходимости докладывать руководству о складывающейся ситуации и вносить предложения о профилактических и оперативных мерах.
Если вкратце, то на своей территории обязанности участкового сводятся к учету, контролю и пресечению правонарушений. Во многих направлениях своей деятельности участковый уполномоченный взаимодействует с сотрудниками других подразделений полиции, а также других ведомств (в частности, Госнаркоконтроля, службы судебных приставов и т. д.).
Граждане могут столкнуться с работой участкового в следующих случаях:
- При профилактическом обходе. Участковый обязан регулярно обходить свою территорию и знакомиться с проживающими там. Важно помнить: обходы участковый обязан делать в форме, по требованию граждан он должен предъявлять удостоверение. Кроме того, при обходе участковый может войти в жилище только с согласия владельца или иных жильцов.
- Во время приема. Участковый обязан регулярно принимать граждан, проживающих на участке. Во время приема он получает от них устные и письменные заявления, а также консультирует по вопросам, находящимся в его компетенции. Прием обычно осуществляется 3 раза в неделю в опорном пункте. Однако даже в неприемные дни участковый обязан реагировать на заявления, поступающие от граждан.
- При визите. В том случае, если у участкового есть сведения о том, что совершается нарушение закона, он обязан их проверить. В этом случае он имеет право прийти к гражданину, взять объяснения, осмотреть жилье. В том случае, если у участкового есть постановление об осмотре либо информация о совершающемся преступлении, он может войти в помещение даже без согласия владельца или арендатора, при необходимости — даже взломав дверь.
На что каждый сотрудник полиции имеет право
Помимо общих прав, перечисленных выше, каждый полицейский, независимо от своей должности, места и времени, имеет дополнительные права, связанные с охраной порядка и пресечением нарушений. К таким правам относятся:
- право требовать от любого лица прекратить нарушение закона;
- право проверять документы, которые подтверждают личность или служебные полномочия граждан и должностных лиц;
- право использовать в экстренных случаях чужой транспорт для пресечения противоправных действий, преследования подозреваемых, доставки к месту оказания медицинской помощи пострадавших и т. д.;
- право задерживать подозреваемых, а также доставлять их в служебные помещения;
- право в установленных случаях применять силу, оружие или спецсредства.