- Льготы

Правила, периодичность и нормативы вывоза мусора по СанПиНу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила, периодичность и нормативы вывоза мусора по СанПиНу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Операторы указывают, что их затраты существенно выросли не только из-за закрытия полигонов в Подмосковье и изменения транспортных расходов, но и из-за введения раздельного сбора отходов (РСО) в Москве с 1 января 2020 года: операторы устанавливают отдельные контейнеры для смешанных отходов и вторсырья и вывозят этот мусор раздельно. Но это им пока не компенсировали. Так, «Хартия» единовременно потратила более 250 млн руб. на закупку и брендирование контейнерного парка и мусоровывозящей техники, сообщил РБК первый заместитель гендиректора «Хартии» Михаил Минчаков. По его словам, ежемесячные затраты составляют более 20 млн руб. — в эту сумму входят кредитные платежи, зарплаты персонала и стоимость обслуживания транспорта, вывозящего отходы раздельно. К тому же были понесены серьезные финансовые затраты на оборудование отдельной линии РСО на сортировочных станциях, уточнил топ-менеджер.

Понятие нормы накопления ТКО

Норма накопления ТКО — это средний объем образования твердых коммунальных отходов, приходящийся на 1 человека в течение календарного года.

Нормирование происходит в соответствии с Правилами определения, утвержденными Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 269.

Этот показатель влияет на:

  • размер тарифа для населения – ставки за сбор, вывоз и утилизацию 1 кубометра мусора;
  • частоту вывоза отходов с территории;
  • определение необходимого количества единиц техники;
  • расчет затрат на топливо;
  • определение места для утилизации отходов на полигоне;
  • планирование возможностей по переработке мусора.

Норматив накопления для населения учитывает все виды отходов жизнедеятельности, включая бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, негабаритные строительные отходы и т.д.

Понятие нормы накопления ТКО

Норма накопления ТКО — это средний объем образования твердых коммунальных отходов, приходящийся на 1 человека в течение календарного года.

Нормирование происходит в соответствии с Правилами определения, утвержденными Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 269.

Этот показатель влияет на:

  • размер тарифа для населения – ставки за сбор, вывоз и утилизацию 1 кубометра мусора;
  • частоту вывоза отходов с территории;
  • определение необходимого количества единиц техники;
  • расчет затрат на топливо;
  • определение места для утилизации отходов на полигоне;
  • планирование возможностей по переработке мусора.

Норматив накопления для населения учитывает все виды отходов жизнедеятельности, включая бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, негабаритные строительные отходы и т.д.

Нормы ТБО на 1 человека

Для осуществления рационального управления потоками отходов определены нормы накопления в год на одного человека. Норматив применяется для жилых строений и учитывает условия, влияющие на количество образующегося мусора: наличие или отсутствие электроэнергии, центрального отопления, газификации.

  • Если нет возможности сжигания отходов в печах, то накопление целлюлозного мусора приводит к увеличению объёма и уменьшению плотности ТБО.
  • Отсутствие канализации увеличивает влажность и вес отходов. Этот фактор не позволяет утилизировать биологические остатки с использованием сантехнических устройств.
  • Этажность строения и вид энергоносителя для отопления тоже имеют значение.
  • Влияют на нормы накопления ТБО: климат, пищевые предпочтения жителей, озеленение местности, протяженность сезона уборки улиц, протяженность отопительного периода.

Замечено, что высокий уровень жизни людей ведет к большему образованию мусора. В мегаполисах нормативы выше, чем в сельских районах. Горожане потребляют больше товаров и услуг, имеют выше доход, что ведёт к увеличению выбрасываемых отходов. Уточнить норму ТБО на человека в своём регионе можно в местной администрации, она будет отличаться в зимнее и летнее время года. Талица показывает, на какие показатели следует ориентироваться.

Читайте также:  Как правильно оформить расходную накладную

Основные постулаты закона

Сформулируем вкратце основные моменты Федерального закона «Об обращении с ТКО…», которые заработали с 2020 года:

  • муниципалитеты городов и районов не вывозят мусор. Их задача – предоставить оборудованные площадки для сбора отходов;
  • за вывоз мусора с 1 января 2020 года по закону отвечают операторы, выбранные на конкурсной основе;
  • регулировкой тарифов займутся региональные власти;
  • официально вводится сортировка мусора в регионах.

Теперь за обслуживание ТКО придется платить всем:

  • жителям квартир и частных домов;
  • владельцам нежилых помещений;
  • членам дачных кооперативов и т.п.

Мусорный закон расширяет диапазон борьбы с незаконными свалками. Их устранять обязали собственников земельных участков, где обнаружены стихийные свалки. Если собственника у земли нет, устранять мусорные свалки будут вынуждены городские власти.

При осуществлении услуг по вывозу мусора и отходов должны соблюдаться нормы, прописанные детально в СанПиН 42-128-4690-88. Он предполагает составление путевого листа для каждой грузовой машины, взаимодействие с администрацией полигона по складированию бытовых отходов и пр.

Весь вывозимый мусор делят на пять категорий, основываясь на степени его негативного влияния на окружающую среду:

  • чрезвычайно опасные (после их выброса природный баланс практически не восстановим);
  • высоко опасные (период восстановления – до 30 лет);
  • умеренно опасные (до 10 лет);
  • малоопасные (до 3 лет);
  • практически неопасные (природный баланс восстанавливается менее чем за год).

Еще выделяют промышленные, строительные и бытовые отходы. Если речь идет об опасных отходах, то следует особое внимание уделить Постановлению Правительства РФ от 3 сентября 2010 года. На его положениях основываются многие местные Постановления о порядке сбора и вывоза опасных отходов.

Норматив вывоза ТБО на 1 человека: Всё об этом

Для предварительных расчетов применяются следующие ориентировочные нормы: Для благоустроенных домов на одного человека в год : общий вес — от 200 до 280 килограмм мусора, общий объём — от 1,1 до 1,5 кубических метров, средняя плотность — от 200 до 220 килограмм на кубометр. Для домов без канализации жидкие бытовые отходы — от 2 до 3,25 кубических метров отходов в год со средней плотностью 1000 килограмм на кубометр. Средняя норма для благоустроенных жилых и общественных зданий в населенных пунктах численностью более 100 тысяч человек — от 260 до 300 килограмм мусора в год, объём от 1,3 до 1,5 кубических метров, средней плотностью от 190 до 210 килограмм на кубометр. Для более точной корректировки приблизительных значений под условия конкретного населенного пункта применяется измерение и взвешивание отходов. Вывозящие организации с помощью контейнеров и весов проводят недельные в течение семи дней измерения по каждому объекту. Полученные данные складываются, получившиеся числа используются для расчета нормы накопления на 1 человека в месяц. Это позволяет определить необходимое для объекта количество мусорных контейнеров и транспортных средств. Обратите внимание! Для неблагоустроенных без отопления, газификации и водоотведения домов частного сектора норматив будет примерно в два раза больше — от 350 до 450 килограмм на человека в год. Такая большая разница связана с тем, что отходы от местного нецентрализованного отопления зола и пепел от сгорания дров и т. После контрольных измерений региональные или муниципальные операторы производят перерасчёт нормы для объекта. Сначала вычисляют средний суточный объём образующихся отходов, разделив суммарный объём за контрольный период на количество дней, в которые проводились замеры обычно это семь дней. В итоге получается среднесуточная норма отходов. Поскольку в холодный и тёплый сезоны количество отходов различается, а также различается время, которое они по нормативам могут легально находиться на придомовой территории, замеры проводят отдельно для каждого сезона. Умножив среднесуточную норму отходов на продолжительность сезона в разных климатических зонах она различается , можно вычислить примерный объём отходов за сезон. При вычислении оплаты за вывоз мусора для собственников помещений используется расчет, основанный на нормативах и наполняемости мусорных контейнеров. При расчетах с операторами вывоза ТБО используются показатели массы и объёма, полученных при контрольных измерениях. Кем и где применяются нормы накопления, нормативы для предприятий Расчет норм накопления необходим для лучшей организации вывоза и распределения отходов по полигонам.

Читайте также:  Ветеранам боевых действий стало проще получать льготы по налогам на имущество

Каковы нормы накопления ТБО от организаций и предприятий?

Нормирование происходит в соответствии с Правилами определения, утвержденными Постановлением Правительства от 04. Этот показатель влияет на: размер тарифа для населения — ставки за сбор, вывоз и утилизацию 1 кубометра мусора; частоту вывоза отходов с территории; определение необходимого количества единиц техники; расчет затрат на топливо; определение места для утилизации отходов на полигоне; планирование возможностей по переработке мусора. Норматив накопления для населения учитывает все виды отходов жизнедеятельности, включая бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, негабаритные строительные отходы и т. Кем регулируется? Полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО наделены субъекты Российской Федерации, что подтверждается ст. Уполномоченные органы устанавливают нормы дифференцировано для: категорий объектов, образующих отходы; территорий субъекта и зон, в которых действует региональный оператор, осуществляющий сбор, вывоз и утилизацию твердых отходов; категорий потребителей услуги; Нормы и тарифы утверждает региональная служба по тарифам. Оплата производится в соответствии с: Правилами, действующими в отношении предоставлении коммунальных услуг населению утверждены Постановлением Правительства от 06.

Платить ли за обращение с ТКО, если в помещении никто не прописан

Плата за ТКО, если никто не прописан в помещении, все равно начисляется. В соответствии с п. 148 (36) правил № 354 при отсутствии жильцов (неважно, постоянных или нет) объем услуги определяется с учетом числа собственников.

На необходимость оплаты судебная практика указывала и до реформы обращения с ТКО (постановление АС СЗО от 10.09.2015 № Ф07-6652/2015 по делу № А56-35905/2014).

При этом исполнитель, получивший данные о том, что в помещении временно проживают отдельные лица, может составить акт в порядке, установленном пп. 56 (1), 148 (35) правил № 354.

Однако при отсутствии жильцов возможен перерасчет. Как рассчитывается обращение с ТКО в этом случае, расскажем в следующем разделе настоящей статьи.

Как вычисляется норма ТКО на 1 человека в год?

Согласно Постановлениям об утверждении государственных нормативов накопления твердых коммунальных отходов, к ТКО относятся:

  • утильсырье в жилых или общественных зданиях;
  • остатки сырья для отопительной системы после отопительного сезона;
  • палая листва на прилегающей территории;
  • крупные бытовые объекты, ставшие негодными или ненужными.

Размер норматива накопления ТБО на 1 человека рассчитывается, исходя из следующих факторов:

  • уровень благоустроенности здания, наличие мусоро-, водопровода, канализации, центрального отопления;
  • количество этажей;
  • сырье, применяемое для отопительной системы;
  • длительность отопительного сезона;
  • благосостояние города, имеющиеся учреждения.

Регулировка показателя норм ТБО

Как и любой другой показатель, важный для жизнедеятельности людей, а также сохранения чистоты окружающей среды, параметр норм ТБО должен регулироваться на законодательном уровне. Основным законом, регулирующим соблюдение норм ТБО, является «Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Отдельные муниципальные образования прописывают свои местные законы, контролирующие и организующие процесс сбора, хранения, вывоза и переработки твердых бытовых отходов. Кроме того, порядок мероприятий, связанных с бытовыми отходами, также контролируется другими постановлениями и законами, регулирующими коммунальные, муниципальные, санитарно-эпидемиологические вопросы.

На контроль и регулировку «мусорного вопроса» нацелено немало государственных законов и нормативных документов. Вся эта правовая база позволяет контролировать все, что связано с бытовыми отходами на наивысшем уровне.

Читайте также:  Кто может перейти на пенсию умершего супруга и как это сделать?

Полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО наделены субъекты Российской Федерации, что подтверждается ст. 6 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, являющегося основным нормативным документом в сфере обращения с отходами, в народе названной «Мусорной реформой«. Уполномоченные органы устанавливают нормы дифференцировано для:

  • категорий объектов, образующих отходы;
  • территорий субъекта и зон, в которых действует региональный оператор, осуществляющий сбор, вывоз и утилизацию твердых отходов;
  • категорий потребителей услуги;
  • видов отходов.

Нормы и тарифы утверждает региональная служба по тарифам. Оплата производится в соответствии с:

  • Правилами, действующими в отношении предоставлении коммунальных услуг населению (утверждены Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354);
  • Жилищным кодексом.

На региональном уровне разрабатываются свои нормативы, утверждаемые законодательными актами субъекта.

Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?

По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.

Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.

Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.

Как вычисляется норма ТБО

Стандартный размер накапливаемых твердых бытовых отходов рассчитывается по двум параметрам:

  • строения, эксплуатируемые в качестве жилья: частные, многоэтажные.
  • муниципальное либо коммерческое предприятие, компания, оказывающие социальные услуги;

К твердым бытовым отходам, включённым в норматив, относят:

  • скопления утильсырья, появляющихся в обитаемых либо общественных постройках;
  • остатки сырья для отопительной системы после отопительного сезона;
  • листва деревьев, падающая на прилежащей территории;
  • крупные объекты, использовавшиеся в быту, пришедшие в негодность либо ставшие ненужными.

Раздельный сбор мусора

В правительственном поручении, адресованном российскому экологическому оператору (РЭО), говорится о необходимости в 2021 году увеличить долю раздельного сбора мусора с 26% до 42%. Для выполнения указаний компаниям придется закупить более 420 000 контейнеров, и потратить на это более 5,2 миллиардов рублей.

Напомним, что еще в январе 2020-го Президент РФ В. Путин дал исполнительным органам поручение по созданию и утверждению «дорожной карты» на раздельный сбор мусора у нас в стране. В результате к концу 2020-го года к раздельному сбору перешли в 71 регионе из 85. В максимальной степени услуга представлена столице и МО. На продвинутую схему сбора отходов перешли области – Псковская, Костромская, Ярославская, Вологодская, а также республика Коми. Охват раздельного сбора мусора в указанных регионах составил 60-100%.

Представители РЭО сообщают, что переход к раздельному сбору мусора зависит от просветительской работы среди населения, а также от желания руководства формировать у себя в регионе необходимую инфраструктуру.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *