Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на прибыль в Швейцарии 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для иностранцев, которые считаются богатыми (или даже ультрабогатыми), Швейцария предлагает особые условия – специальный налоговый режим, так называемое единовременное налогообложение (lump-sum taxation).
Специальный налоговый режим для богатых иностранцев
Это означает, что ваш годовой налоговый долг не рассчитывается в соответствии с вашим фактическим доходом, имуществом и налоговой декларацией. В этой системе расчет налога основан на гипотетических расходах на ежедневную жизнь вашей семьи (размещение, питание, стиль жизни и все другие расходы, связанные с вашим стандартом жизни).
Официальное швейцарское название этому налоговому режиму – «налогообложение согласно расходам» (Besteuerung nach Aufwand).
Не существует фиксированной формулы для расчета платежей lump-sum. Точная сумма определяется вместе с налоговыми органами кантона, в котором человек желает стать резидентом. Эти переговоры требуют определенного опыта и дипломатии (поэтому, пожалуйста, не пытайтесь делать это самостоятельно).
Особенности швейцарской системы налогообложения
Швейцарская налоговая система характеризуется значительной автономией кантонов, что приводит к интенсивной налоговой конкуренции между кантонами. Автономия кантонов в отношении фискальной политики прочно закреплена в Швейцарии. При этом, федеральное правительство может взимать налоги только тогда, когда это разрешено конституцией. То есть, Конфедерация имеет ограниченные права взимать налоги.
Что интересно, несмотря на активное противостояние между кантонами, активная гонка за наименьшие ставки корпоративного налога в Швейцарии никогда не представлялась в виде какой-то проблемы. Напротив, кантоны заинтересованы в предоставлении высококачественной инфраструктуры, в пользу которой предприниматели обычно и принимают решение. Относительно щадящие налоги при этом представляются в качестве своеобразного бонуса. Боле того, национальное бюджетное выравнивание способствует сдерживанию налоговой конкуренции.
Налогообложение юридических лиц
Пошлины оплачиваются всеми компаниями, которые прошли регистрацию в реестре фирм государства. База налогообложения формируется из общемировой прибыли. Исключением являются заработки от филиалов-нерезидентов и налоги на доходы от недвижимости, если они освобождены от ставок. Иностранные компании, ведущие деятельность на территории государства, перечисляют в казну сборы от прибыли полученной в ходе работы постоянных представительств или от сдачи в наем жилой или коммерческой недвижимости.
Ставками облагается только чистая прибыль – все необходимые расходы заранее вычитаются, ввиду чего снижается уровень сбора. Стандартная федеральная ставка составляет 8,5%, при вычете всех расходов получается эффективная ставка – 7,8%. Дополнительно к ней добавляются кантональные сборы. При расчете уровня налогообложения во внимание не принимаются потери и прибыли от конвертации валют, дивиденды часто освобождаются от пошлин.
При покупке недвижимости
При покупке недвижимости в Швейцарии платится кантональный налог на передачу прав собственности (Le droit de mutation), который в зависимости от кантональных законов составляет от 0 до 3,3 % от стоимости недвижимости. Например, в кантонах Аргау, Цуг и Цюрих такой платёж не взимается. В кантоне Люцерн размер такого обязательного платежа составляет 1,5 % от стоимости недвижимости, в кантонах Берн и Вале — 1,8 %, в Женеве и Базеле – 3 %. Обычно налог не взимается, если сторонами по сделке являются супруги, родители и их дети или подопечные, внуки и некоторые другие близкие родственники.
При покупке недвижимости в Швейцарии также оплачиваются нотариальные расходы, составляющие примерно 0,5 % от стоимости недвижимости, и расходы по внесению изменений в Реестр прав собственников в размере 0,5 %.
Налог на прибыль организаций в кантоне Цуг
По обычным ставкам налога на прибыль облагаются следующие виды доходов:
- инвестиционный доход (проценты, дивиденды, прирост капитала) из источников в Швейцарии;
- доход от нематериальных прав (лицензии и торговые знаки) в Швейцарии (не более 20% от общего объема операций);
- доход от торговых операций в Швейцарии (не более 20% от общего объема операций);
- доход, освобожденный от двойного налогообложения (проценты и роялти), при условии что налоги подлежат взиманию в Швейцарии;
- доход от недвижимости в Швейцарии, включая доход от сдачи в аренду такой недвижимости.
Как правило, расходы, связанные с определенными активами, распределяются по принципам сегментированного бухгалтерского учета, принятого в Швейцарии.
Доход, полученный из источников вне Швейцарии, подлежит налогообложению в зависимости от количества постоянных сотрудников на полном рабочем дне в Швейцарии:
- до 5 сотрудников: 10%;
- от 6 до 10 сотрудников: 15%;
- от 11 до 30 сотрудников: 20%;
- свыше 30 сотрудников: 25%.
Налог на прибыль в Швейцарии: уровни налогообложения
В сравнительной таблице представлены комбинированные эффективные ставки корпоративного налога на 2021 год (включая федеральный, кантональный и коммунальный уровни налогообложения чистой прибыли)*:
Кантон Швейцарии | Ставка корпоративного налога | Локация компании (коммуна) |
Lucerne | 12.32% | Meggen |
Schwyz | 14.06% | Wollerau |
Zug | 11.95% | Baar |
Nidwalden | 11.97% | ** |
Valais | 12.10% | Trient |
Glarus | 12.33% | Glarus |
Thurgau | 13.36% | Bottighofen |
Fribourg | 14.12% | Sévaz |
Uri | 12.64% | Schattdorf |
Appenzell IR | 12.66% | ** |
Obwalden | 12.74% | ** |
Schaffhausen | 13.94% | Stetten |
Basel Stadt | 13.04% | ** |
Vaud | 14.00% | Eclépens |
Neuchâtel | 13.57% | ** |
Geneva | 14.00% | Genthod |
Appenzell AR | 13.72% | ** |
Solothurn | 15.75% | Däniken |
St. Gallen | 14.50% | ** |
Basel Land | 16.86% | Binningen |
Grisons | 14.78% | ** |
Aargau | 15.11% | ** |
Jura | 17.00% | Les Breuleux |
Ticino | 19.16% | Castel San Pietro |
Zurich | 19.70% | Kilchberg |
Berne | 18.86% | Walliswil-Bipp |
Корпоративные налоги в Швейцарии 2022
Предлагаемая швейцарская налоговая реформа в настоящее время одобрена общественным голосованием и вступит в силу с 1 января 2022 года.
Ключевым моментом налоговой реформы будет отмена кантонами льготных налоговых режимов для холдингов, домилициарных и смешанных компаний к концу 2019 года.
Кроме того, на федеральном уровне статус «основой компании» и привилегированное налогообложение иностранных филиалов не будет отменено. Это обеспечит соответствие швейцарской налоговой системы международным минимальным стандартам и то, что Швейцария останется привлекательным местом для многонациональных предприятий (МНП).
Утвержденная налоговая реформа примет новые налоговые положения в Федеральном законе о прямом налогообложении (DBG) и в Законе о гармонизации налогов в кантонах (StHG), а также в других федеральных налоговых законах (например, подоходный налог) с 1 января 2022 года. На основании и в соответствии с новыми налоговыми положениями в Законе о гармонизации налогов кантоны должны применять новые положения в своем налоговом законодательстве. Несмотря на это, кантональная имплементация остается предметом референдума и, в случае ее вынесения, подлежит публичному голосованию в соответствующем кантоне.
Налогоплательщики, проживающие за рубежом
Существует ряд лиц, которые обязаны платить налоги в Швейцарии, даже если они не проживают в этой стране. К ним относятся физические лица, проживающие за рубежом и получающие доход из источника в Швейцарии.
В этом случае речь идет об «ограниченных налоговых обязательствах», когда имеется «экономическая связь» со Швейцарией, осуществляемая: владельцами, совладельцами, распорядителями предприятий, находящихся в Швейцарии; владельцами прав на земельные участки; путем аренды и торговли земельными участками, находящимися в Швейцарии; путем трудовой деятельности людей искусства, спортсменов и т. п.; путем членства в совете директоров или управления юридическими лицами с местонахождением или осуществлением деятельности в Швейцарии; путем выплаты социального страхования в случае имевших место в прошлом трудовых отношений с работодателем или страховой организацией с местонахождением в Швейцарии; путем страховых выплат по линии швейцарского трудового пенсионного обеспечения; путем выплат от прежнего работодателя с местонахождением или осуществлением деятельности в Швейцарии; в результате работы в области международных перевозок на компанию с местонахождением или осуществлением деятельности в Швейцарии.
В зависимости от вида дохода предусматривается либо общий порядок налогообложения, либо система уплаты налога у источника.
Изменения в налоге на прибыль в Швейцарии с 2024 года
Швейцария, известная своими низкими налогами и бизнес-дружественной средой, планирует внести изменения в налог на прибыль с 2024 года. Это изменение станет частью общего сдвига в мировой налоговой политике, направленного на более справедливое распределение налоговых бремен и борьбу с налоговыми уклонистами.
Одним из главных изменений будет введение минимальной ставки налога на прибыль для всех компаний в Швейцарии. В настоящее время, разные кантоны Швейцарии имеют различные налоговые ставки, что приводит к конкуренции между регионами. Однако с новым налоговым законодательством, минимальная ставка будет установлена на федеральном уровне, чтобы устранить эту конкуренцию и обеспечить более равные условия для всех компаний в стране.
Вторым значительным изменением будет расширение списка расходов, которые можно учесть при подсчете налоговой базы. Сейчас компании могут учесть только определенные расходы, связанные с их основной деятельностью. Однако с новым законодательством, допускается включение большего количества расходов, таких как инновационные исследования и разработки, патенты и лицензии, а также расходы на образование и подготовку персонала.
Такие изменения в налоге на прибыль в Швейцарии принесут больше прозрачности и предсказуемости для бизнес-сектора, а также помогут привлечь больше инвестиций и стимулировать инновационные проекты. Эти изменения свидетельствуют о том, что Швейцария стремится создать еще более привлекательную и конкурентоспособную среду для предпринимателей и компаний со всего мира.
Налоговые льготы и стимулы для инвестиций в Швейцарии в 2024 году
Швейцария продолжает привлекать инвестиции со всего мира благодаря своим налоговым льготам и стимулам для бизнеса. В 2024 году она предлагает широкий спектр привилегий для инвесторов, что делает страну одним из наиболее привлекательных мест для ведения бизнеса.
Одной из наиболее заметных налоговых льгот Швейцарии является ее низкий налог на прибыль. В 2024 году налоговая ставка на прибыль в различных кантонах швейцарской конфедерации остается низкой и конкурентоспособной. Это позволяет компаниям сохранять больше денег внутри компании и использовать их в качестве капитала для роста и инвестиций.
Швейцария также предлагает различные стимулы для инвестиций, которые способствуют развитию отраслей и привлечению новых предприятий. Эти стимулы могут включать налоговые кредиты или льготные условия для инвестиций в определенные секторы экономики. Кроме того, национальное правительство и кантональные власти активно сотрудничают с бизнес-сообществом для создания специальных зон и площадок для развития инфраструктуры и обеспечения удобных условий для инвесторов.
- Низкая налоговая ставка на прибыль
- Налоговые кредиты и льготы для инвестиций
- Активное правительственное и бизнес-сообщество
В целом, Швейцария стремится быть гибкой и эффективной в привлечении инвестиций и предоставлении привилегий для бизнеса. Это делает ее привлекательным местом для компаний, желающих расшириться и вложить свои средства в стабильную и благоприятную для бизнеса среду.
Вследствие данных изменений в законодательстве, скорее всего, число лиц, облагаемых «порасходным налогом» заметно сократится, особенно во франкоязычных кантонах. В последние годы именно эти кантоны в наибольшей степени применяли этот, как сейчас принято говорить, «противоречивый» метод налогообложения.
В самом деле, число новых резидентов, подлежащих «порасходному налогообложению», уже сейчас резко сократилось, например, в кантоне Вале — с 93 человек в 2013 году до 57-ми в 2017 году. Среди резидентов, подлежащих такому налогообложению в кантоне Вале наиболее широко представлены французы (348 человек), англичане (151) и бельгийцы (104).
СТАВКИ КОРПОРАТИВНОГО НАЛОГА МОГУТ РАЗЛИЧАТЬСЯ В ДВА РАЗА
Прибыль компаний – резидентов Швейцарии, включая полученные дивиденды, проценты, роялти, а также прибыль от реализации внеоборотных активов подлежит обложению корпоративным налогом. Уточним, компания признается налоговым резидентом Швейцарии, если она учреждена в этом государстве, имеет постоянное представительство или эффективно управляется и контролируется из Швейцарии. В целом налоговая база швейцарского корпоративного налога формируется по правилам, аналогичным российским. То есть доходы компании уменьшаются на сумму обоснованных расходов.
Ставка корпоративного налога состоит из двух частей. Федеральная часть взимается по единой ставке 8,5 процентов. Однако, в соответствии с существующими правилами, налог не исчисляется с прибыли, а извлекается из нее. Поэтому эффективная налоговая ставка составляет 7,83 процента.
Налогообложение юридических лиц
Компания, которая зарегистрирована в европейской стране, платит отчисления с прибыли, полученной и на территории этой юрисдикции, и за рубежом. Иностранный бизнес обязан делать взносы только от того дохода, который был получен от деятельности, осуществляемой в государстве. Юридические лица платят следующие виды сборов:
- Налоги. Все компании платят корпоративный сбор на прибыль. Самая низкая ставка налога установлена в Венгрии и составляет 9 %. Одна из наиболее высоких такс для компаний закреплена во Франции — 25 % от прибыли. Также бизнес обязан уплачивать НДС — самая низкая ставка такого сбора установлена в Люксембурге и составляет 16 %, а самая высокая в Венгрии — 27 %.
- Взносы. Самая низкая ставка налога на социальное обеспечение, который платит работодатель за своих сотрудников, установлена в Литве и составляет 1,77 %. Наиболее крупный размер взносов платят наниматели в Словакии — 35,2 %.
- Пошлины. Ряд стран Европы включены в таможенный союз, на территории которого не применяются пошлины. Однако юридическим лицам необходимо уплачивать такой сбор при импорте товаров из-за границы. Сумма пошлины рассчитывается исходя из происхождения груза, его стоимости и применяемого таможенного тарифа.
Налоговое резидентство Швейцарии для физических лиц
Факт проживания на территории страны не означает, что вы по умолчанию являетесь её налоговым резидентом. Обратное утверждение также справедливо: можно находиться (проживать) вне границ Швейцарии, но иметь налоговые обязательства. Резидентный статус физического лица или компании напрямую влияет на перечень сборов, подлежащих выплате, и конкретные суммы.
Условия получения статуса налогового резидента Швейцарии (не путать со статусом гражданина Швейцарии) следующие. Физические лица получают постоянное /временное резидентство Швейцарии, если находятся на территории страны:
- 30 дней при условии, что они не осуществляют профессиональную деятельность;
- 90 дней без дополнительных требований.
Почему налоги в Швейцарии разнятся от места к месту?
Актуальность этого вопроса прекрасно иллюстрирует следующий пример.
Клиентка, являющаяся гражданкой Великобритании, поручила мне дать юридическую консультацию по поводу переезда ее семьи в Швейцарию. В самом первом разговоре с ней был поднят вопрос о налогах. Ее первым выбором для переезда был Монтрё (кантон Во). Представьте себе ее удивление, когда я сказал ей, что ее семья будет платить на 48% меньше налогов в другой части (я не буду называть название населенного пункта из соображений конфиденциальности).
К различиям в налоговом бремени для физических и юридических лиц я вернусь позже. Сейчас вам важно понять, почему налоги в Швейцарии зависят от того, где вы живете в нашей стране.
До 1848 года Швейцария представляла собой настоящую конфедерацию, в которой кантоны были, говоря простым языком, суверенными государствами. Только они имели право устанавливать и собирать налоги. Соответственно, последние варьировались в зависимости от места проживания жителя.