Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые ставки по земельному налогу в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Юридические лица должны ориентироваться на кадастровую стоимость участка, зафиксированную в ЕГРН. Необходимо взять значение на 1 января того года, за который рассчитывается налог. Если земельный участок образован за последние 12 месяцев, то берется стоимость на момент внесения сведений в ЕГРН (п. 1 ст. 391 НК). Идентичный порядок применяется для расчета налогов на территории, приобретенные юридическим лицом вместе с находящейся на них недвижимостью.
Самое главное про земельный налог для организаций
Подведём итоги по уплате земельного налога юридическими лицами.
- Земельный налог платят организации, если у них в собственности, в праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения есть участки, по которым определена кадастровая стоимость. За участки, находящиеся в аренде или в праве безвозмездного срочного пользования, налог не взимается.
- Ставки земельного налога устанавливаются муниципальными органами, с учётом ограничений, указанных в НК РФ: 0,3% или 1,5%.
- Сроки уплаты земельного налога зависят от того, установлены ли в муниципальном образовании отчётные периоды (1, 2, 3 квартал). Если да, то по окончании квартала надо перечислить аванс – ¼ годовой суммы. Окончательный расчёт за год производится не позже 28 февраля следующего года.
- Организация самостоятельно исчисляет сумму земельного налога и перечисляет налоговые платежи в установленные сроки. Декларации по этому налогу не сдают, но можно направить для пояснения расчётов бухгалтерскую справку.
- В срок до 1 сентября года, следующего за отчётным, ИФНС направляет налогоплательщику документ с исчисленной суммой. Он необходим для сверки с расчётами организации. Если налоговая считает, что по земельному налогу есть недоимка, надо оплатить её или предоставить свои пояснения, доказывающие, что самостоятельный расчёт земельного налога произведён корректно.
- Если до 1 сентября справка с исчисленной суммой от ИФНС не поступила, компания обязана сообщить о наличии налогооблагаемого объекта. Сообщение подаётся по форме из приказа ФНС от 10.08.2022 № ЕД-7-21/741@. Крайний срок – 31 декабря года, следующего за отчётным.
Новая схема рассмотрения документов по имущественным налогам
С января 2024 года начнут действовать новые рекомендации по рассмотрению ИФНС документов в части налогообложения недвижимого имущества, транспорта и земельных участков организаций.
По новым правилам, указанным в письме ФНС от 29.08.2023 № БС-4-21/11027@, все документы по имущественным налогам компания сможет подавать в любую ИФНС. К исключениям относится уведомление о порядке сдачи декларации по налогу на имущество.
Если налогоплательщик направит документ в ИФНС, которая не имеет полномочий для рассмотрения вопроса, его переадресуют в нужную налоговую инспекцию.
Для каждого из документов определены особенности их рассмотрения. Например:
- Если ИФНС рассмотрела заявление о предоставлении налоговой льготы и согласна с ним, она пересчитает налог, а компания получит соответствующее уведомление. При отрицательном решении налоговая инспекция оповестит компанию, направив сообщение.
- Когда ИФНС рассмотрит пояснение к сообщению об исчисленных налогах, компания получит уведомление с информацией о том, что обоснования приняли или отклонили.
Налоговые ставки по земельным участкам
Ставки, применяемые к земельному налогу, определяются правовыми актами муниципальных органов, а также отдельными законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 2 ст. 387 НК). Есть и особые нормативные документы федеральной территории «Сириус». Все ставки, утвержденные местными властями или представителями конкретных городов либо образований, учитывают тип участка и его назначение. При этом они не могут составлять более 0,3 или 1,5 %.
Ставки по земельному налогу дифференцируются по категории земли и имеющемуся разрешению на конкретный тип ее эксплуатации. Если государственные и местные органы не установили точного процента, то юридическому лицу следует определять его самостоятельно. Достаточно выбрать между 0,3 и 1,5 %, опираясь на особенности своего участка, включая его вид и имеющиеся цели использования (п. 1 ст. 394 НК).
Порядок и сроки уплаты земельного налога
Порядок и сроки уплаты земельного налога в 2024 году регламентируются ст. 397 НК РФ. Налогообложение земельных участков различается для физических и юридических лиц, при этом ни те, ни другие не подают налоговых деклараций:
- физлица производят оплату налога до 1 декабря года, следующего за налоговым периодом, на основании уведомления от налогового органа о необходимости оплатить налог на землю, содержащего реквизиты для оплаты;
- оплата земельного налога юрлицами производится авансовыми платежами в течение налогового периода по истечении 1,2 и 3 кварталов и окончательным платежом до 1 марта года, следующего за налоговым периодом, в порядке, утверждённым нормативным актом местного органа власти, по месту нахождения земельного участка.
Кто должен платить налог на землю
Рассчитав время владения участком, плательщики земельного налога должны оплачивать платеж за один год после получения уведомления с квитанцией из налоговой службы.
Налог на землю платят собственники земли, а также владельцы, которым принадлежат участки земли на таких правах как: пожизненное наследуемое владение либо постоянное пользование участком.
В случае принадлежности участка физическому лицу по договору аренды, сбор платить не нужно.
Стоимость участка по кадастру, применяемая при расчете платежа, напрямую зависит от количества соток, принадлежащих собственнику.
Площадь земельного участка, которая не облагается налогом – это, согласно налоговому законодательству, шесть соток от участка налогоплательщика, который относится к следующим категориям:
- герои-инвалиды I, II групп;
- дети-инвалиды;
- ветераны ВОВ;
- герои СССР и т. д.
Эти 6 соток — и есть необлагаемая налогом сумма земельного налога для лиц, которые могут пользоваться данными льготами.
Кому положены льготы по земельному налогу
Льготы по земельному налогу в России распространяются на различные категории граждан, а для некоторых даже предусмотрено полное освобождение от уплаты этого налога. В случае, если земельный налог не обязан быть уплачен, налоговая служба не отправляет соответствующие уведомления.
Льготы для граждан могут быть установлены как на федеральном, так и на региональном уровне. Например, пенсионеры в России освобождены от уплаты земельного налога, но лишь при условии, что размер их участка не превышает 6 соток. Если площадь земли больше, налог взимается только с той части, которая превышает указанный лимит. Если у пенсионера есть два участка и более, льгота применяется только к одному из них.
Также к категории граждан с правом на льготы на федеральном уровне относятся:
- герои России и СССР,
- инвалиды первой и второй групп,
- ветераны военных действий,
- многодетные родители,
- участники ликвидации ядерных аварий,
- люди, находящиеся в возрасте предпенсионного периода (для женщин – с 55 лет, для мужчин – с 60 лет).
В Налоговом кодексе указаны два вида актуальных ставок для расчета земельного налога. В законе указано, что такие ставки «устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований» и не могут превышать прописанные в НК РФ показатели.
Так, ставка в 0,3% действует для:
-
земель сельхозназначения или участков, которые входят в зоны сельхозиспользования,
-
участков, занятых объектами жилищного фонда и соответствующей инженерной инфраструктурой, а также таких, которые были приобретены для строительства жилья (за исключением тех строений, которые будут использоваться в предпринимательской деятельности);
-
участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества;
-
земель, предназначенных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Условия получения льгот
Установленная величина земельного налога в РФ может быть уменьшена или освобождена полностью для определенных категорий налогоплательщиков. В основе определения размера льготы лежат условия, которые определяют право на уплату налога в установленную величину или на его полное освобождение от уплаты.
Для получения льгот по земельному налогу необходимо удовлетворять одному из следующих условий:
- Принадлежать к определенной категории налогоплательщиков, определенной в Налоговом кодексе РФ;
- Иметь право собственности или иную форму права на земельный участок, предназначенный для определенных целей;
- Использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением, определенным законодательством РФ;
- Соблюдать другие условия, установленные законодательством РФ.
Льготы по земельному налогу включают в себя уменьшение базы налогообложения или освобождение от уплаты налога в полной величине. Уменьшение базы налогообложения может быть предоставлено на определенное время или постоянно для определенных категорий налогоплательщиков. Освобождение от уплаты налога полностью может быть предоставлено либо постоянно, либо на определенное время.
Величина уменьшения по НК РФ
Величина уменьшения земельного налога для каждого субъекта Российской Федерации устанавливается на полное освобождение от уплаты налога или на определенную величину.
Величина уменьшения налога регулируется Налоговым кодексом РФ (НК РФ) и зависит от ряда факторов. В частности, величину уменьшения налога определяют наличие льготных предметов налогообложения и наличие базы для расчета налога.
Установленную величину уменьшения налога и полное освобождение от уплаты налога может получить определенная категория налогоплательщиков, соответствующая условиям, установленным законодательством.
Для получения полного освобождения от уплаты земельного налога необходимо соответствовать определенным требованиям законодательства и иметь право на освобождение.
Величина уменьшения земельного налога может быть разной для разных категорий налогоплательщиков и зависит от ряда факторов. Такие факторы, как наличие льготных предметов налогообложения и базы для расчета налога, могут влиять на величину уменьшения налога.
Механизм установления величины уменьшения налога предусматривает учет всех факторов, влияющих на исчисление земельного налога, и определение конкретных условий, на основании которых налогоплательщик может получить уменьшение налога или полное освобождение от его уплаты.
Изменения земельного налога 2024 для юридических лиц
С 1 января 2024 года вступают в силу изменения в законодательстве о земельном налоге, которые затронут юридические лица. Эти изменения введены с целью повышения прозрачности и эффективности налогообложения земельных участков.
Одним из ключевых изменений является снижение ставки земельного налога для юридических лиц. Вместо текущей общероссийской ставки в размере 1,5%, введена градация ставок в зависимости от категории земельных участков.
Участки, находящиеся в центральных районах городов, будут облагаться ставкой 1%, тогда как участки в пригородных и сельских районах — ставкой 0,5%. Таким образом, юридические лица, владеющие земельными участками в центре города, получат существенное снижение налоговой нагрузки.
Кроме того, с 2024 года будут введены новые сроки и порядок уплаты земельного налога. Срок уплаты налога для юридических лиц увеличится до 15 февраля каждого года. Это позволит организациям более осознанно планировать свои финансовые расходы и избежать штрафных санкций за просрочку.
Также в 2024 году вступит в силу новая система отчетности по земельному налогу для юридических лиц. Организации должны будут предоставлять дополнительную информацию о своих земельных участках, включая площадь, назначение и стоимость. Это позволит государству более точно оценить объекты налогообложения и эффективно контролировать исполнение налоговых обязательств.
Снижение ставок налога для малого бизнеса
В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 389-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации, с 2024 года предусмотрено снижение ставок земельного налога для малого бизнеса. Это новое законодательство вносит ряд изменений и новшеств в налогообложение земельных участков.
Согласно новым правилам, для малого бизнеса устанавливаются сниженные ставки налога на землю. Размеры этих ставок определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не могут превышать установленные законодательством максимальные значения.
Малым бизнесом считается организация или индивидуальный предприниматель, налогоплательщиком по земельному налогу которого является объект недвижимости, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Для определения ставки налога для малого бизнеса учитывается календарная стоимость земельного участка, установленная в соответствии с законодательством о кадастровой оценке. При этом, если установленная кадастровая стоимость превышает стоимость земельного участка, определенную в соответствии с законодательством о кадастровой оценке, то налог на землю для малого бизнеса устанавливается на основании стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством о кадастровой оценке.
Для малого бизнеса также предусмотрено снижение налоговой базы на основании наличия земельных участков, используемых физическими лицами, иных объектов недвижимости или прав на них, если такие объекты используются субъектами малого предпринимательства для осуществления предпринимательской деятельности.
В случае если ставка налога на землю для малого бизнеса была установлена в судебном порядке на основании заниженной стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством о кадастровой оценке, она сохраняется до истечения срока, на который была установлена судом, но не более 5 лет с момента вступления в силу решения суда.
Таким образом, с 2024 года малый бизнес сможет платить земельный налог по сниженным ставкам, установленным в соответствии с новым законодательством. Это позволит снизить налоговую нагрузку на предпринимателей и стимулировать развитие малого бизнеса в России.
Налог на землю — последние изменения 2024 года
- Если обнаружится, что земля используется в предпринимательской деятельности на участках ИЖС, ЛПХ, садоводства или огородничества, то:
- ставка налога будет применяться как для «прочих земель» не более 1,5%, вместо 0,3%;
- применение ограничивающего ежегодный рост земельного налога в 10% применяться не будет.
- Если сумма налога после перерасчета получилась больше уплаченных в предыдущих периодах, то сумму оплаты оставят прежней (ст. 52 НК РФ).
- Теперь рост налога ограничен 10% в год по сравнению с предыдущим. Кроме земель на которых находится долгострой (п. 17 ст. 396 НК РФ).
- Увеличился список льготников, которым положен вычет 6 соток на один земельный участок, а именно многодетным семьям имеющим трех и более детей до 18 лет.
- В случаях изменения ВРИ, категории земли, а также площади новая кадастровая стоимость теперь учитывается с момента внесения сведений в ЕГРН (ст. 391 НК РФ).
- Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.
- В расчете налога будут применены новые данные кадастровой оценки земель (не во всех регионах).
Программа пересмотра кадастровой стоимости земли
В 2016 году произошёл резкий скачек кадастровой стоимости земли, что повлияло и на величину налога на землю. Это было обусловлено тем, что кадастровая стоимость была слишком низкая и далекая от рыночных цен на недвижимость, соответственно, государство недополучило деньги в бюджет. Новый расчёт кадастровой стоимости, который проводили независимые организации при соблюдении государственных норматив, происходил с учетом следующих показателей:
- Рыночная стоимость земли. Достаточно субъективный показатель, так как по факту многие организации которые производили оценку стоимости пользовались доступной информации о желаемой цене продажи земли, расположенных по соседству участков, и не учитывали фактическую цену продажи после торга. Это привело к тому, что кадастровая стоимость увеличилась в разы, а люди начали судиться отстаивая свои права.
- Месторасположение участка, его удаленность от городской инфраструктуры, соседствующие территории. Важный показатель для стоимости, он отражает насколько земельный участок удобен для той или иной деятельности, жизни и т.д.
- Показатели социально-экономического характера территории, где расположен данный земельный участок.
- Наличие коммуникаций на земельном участке так как влияет на его стоимость.
По новой программе пересмотр кадастровой стоимости должен происходить регулярно в соответствии с государственным планом. Для расчета налога на землю будет браться стоимость утверждённая на 1 января текущего налогового года.