- КОАП

Как оприходовать неисключительные права на программу в 2024 году в казенном учреждении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оприходовать неисключительные права на программу в 2024 году в казенном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.

Гражданско-правовые отношения

К результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственности), относятся программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), а также базы данных (пп. 2, 3 п. 1 ст. 1225 ГК РФ).

Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).

Базой данных признается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (п. 2 ст. 1260 ГК РФ).

Согласно п. 1 и 4 ст. 1286 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона – автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования произведения в установленных договором пределах. При этом пользователю программы для ЭВМ или базы данных по лицензионному договору предоставляется право их использования в пределах, предусмотренных договором.

Как правило, по лицензионному договору на программное обеспечение и базы данных предоставляется простая (неисключительная) лицензия, заключающаяся в предоставлении лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 1236 ГК РФ).

Если в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).

В рамках заключенного лицензионного договора составляется акт на передачу права пользования программными продуктами, лицензиар выставляет лицензиату счета на оплату.

В бухгалтерском учете расходы бюджетного учреждения по предоставлению доступа к программному обеспечению относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ до 01.01.2021 (Порядок N 209н, Приказ Минфина от 30.11.2018 N 246н).

Если учреждение получило компьютерную программу в пользование, отразите ее на забалансовом счете 01.

Списание программного продукта

Списание программных продуктов в государственных (муниципальных) учреждениях в большинстве случаев осуществляется по двум причинам: прекращение использования программного продукта и внутриведомственная передача программного продукта.

Прекращение использования программного продукта может быть связано с его моральным износом и необходимостью использования новых программных продуктов в деятельности государственного (муниципального) учреждения.

Учитывая тот факт, что программные продукты в большинстве случаев относятся к особо ценному движимому имуществу, то для их списания необходимо получение согласия учредителя в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для бюджетных учреждений и п. 2 ст. 3 Закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» для автономных учреждений.

Учет Права Пользования Программным Обеспечением В Бюджетном Учреждении В 2021

Программное обеспечение может быть приобретено организацией с исключительными или неисключительными правами на него. Для постановки на учет требуется наличие лицензионного соглашения или договора об отчуждении ПО покупателю, акта передачи прав. В некоторых случаях лицензионный договор может быть заменен сублицензионной договорной документацией.

Читайте также:  Получение наследства регулируется правом административным

Схема, по которой будут делиться суммы расходов на программное обеспечение с длительным временем эксплуатации и переводиться на финансовые результаты, предусмотрена п. 302 Инструкции № 157н.

Нормативный документ предоставляет возможность учреждениям самостоятельно определять порядок переноса части затрат на итоги финансовой деятельности.

Делать это можно равномерными фиксированными суммами, путем вычисления заданной пропорции, учитывающей объем оказанных услуг.

Приобретение программного продукта

Информация по операциям, связанным с приобретением неисключительных прав на программные продукты, отражается не только на балансовых счетах плана счетов, но и на забалансовом счете. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п. 66 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н)).

Возможные способы приобретения неисключительных прав на программу в казенном учреждении

Приобретение неисключительных прав на программу в казенном учреждении можно осуществить несколькими способами, в зависимости от конкретной ситуации и требований организации. Варианты включают как покупку уже готовой программы, так и разработку программы с нуля.

Один из распространенных способов приобретения неисключительных прав на программу — это заключение лицензионного договора с владельцем программного обеспечения. В этом случае казенное учреждение получает право использовать программу в своей деятельности, соблюдая условия, указанные в договоре. Такой способ позволяет быстро и просто получить необходимые права без затрат на разработку программы.

Кроме того, казенное учреждение может приобрести неисключительные права на программу путем заказа ее разработки у специализированной компании. В этом случае казенное учреждение является полноправным правообладателем разрабатываемой программы и имеет полный контроль над ее использованием. Однако данная опция может потребовать значительных временных и финансовых затрат, а также требует внимательного контроля за процессом разработки.

Вариантами сочетания данных способов могут быть создание собственного программного продукта с последующей покупкой или лицензированием дополнительных программных модулей или приобретение уже разработанной программы путем внесения определенных изменений или включения своих модулей. Итоговый выбор способа приобретения неисключительных прав на программу в казенном учреждении будет зависеть от конкретных целей, бюджета и требований организации.

Полезные советы и рекомендации по оприходованию неисключительных прав на программу в казенном учреждении

В процессе оприходования неисключительных прав на программу в казенном учреждении можно руководствоваться следующими рекомендациями:

  • Проведите исследование: Определите, является ли разрабатываемая программная система оригинальной и востребованной. Выясните, удовлетворяет ли она потребности вашего казенного учреждения.
  • Составьте договор: Заключите договор с разработчиком программы, в котором должны быть четки указаны условия оприходования неисключительных прав на программу. Укажите все необходимые детали, включая стоимость оприходования, сроки и права, которые переходят на ваше казенное учреждение.
  • Получите разрешение автора: Перед оприходованием программы, убедитесь, что разработчик предоставит вам разрешение на передачу прав на программу вашему казенному учреждению.
  • Определите потребности: Выясните, какая дополнительная поддержка и обслуживание необходимы вашему казенному учреждению после оприходования программы.
  • Обучите персонал: Организуйте обучение персонала, чтобы они могли эффективно использовать программу и максимально извлекать пользу из ее возможностей.
  • Создайте план внедрения: Разработайте план внедрения, который включает в себя поэтапную стратегию для оптимального использования программы в вашем казенном учреждении.
  • Обеспечьте безопасность: Удостоверьтесь, что у вас есть механизмы для обеспечения безопасности программы и защиты от несанкционированного доступа или утечки данных.

Перед оприходованием неисключительных прав на программу в казенном учреждении необходимо провести все необходимые проверки и юридические формальности. Следуя приведенным выше советам и рекомендациям, ваше казенное учреждение сможет успешно оприходовать неисключительные права на программу и эффективно использовать ее в своей деятельности.

Учет обновления программного обеспечения

Если предприятие приобретает программное обеспечение для собственного использования (например, программу 1С:Предприятие или 1С:Зарплата и Управление Персоналом), то исключительные права на этот софт у предприятия не возникают.

Читайте также:  Доскольки можно шуметь дрелью в чувашской республики на 2024 год

В данном случае в учете предприятия не возникает нематериальный актив (НМА), потому что нет передачи исключительных прав на программное обеспечение (согласно ПБУ 14/2007 и п. 3 ст.257 НК РФ).

При покупке 1С у предприятия возникает только лишь право воспользоваться результатами интеллектуальной собственности, причем это право не исключительное. Поэтому в случае приобретения неисключительных (то есть временных) прав на программу, расходы на приобретение права использования программы должны учитываться постепенно в течение срока применения этого софта с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов». То есть сначала на счет 97, а потом отнесением на счета затрат.

Перевод на баланс прав пользования НМА, учтенных за балансом

Для учета операций по вложениям в объекты учета прав пользования нематериальными активами применяются следующие аналитические счета счета 0 106 60 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами»:

  • 0 106 6N 000 «Вложения в права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;

  • 0 106 6R 000 «Вложения в права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;

  • 0 106 6I 000 «Вложения в права пользования программным обеспечением и базами данных»;

  • 0 106 6D 000 «Вложения в права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».

В соответствии с пунктом 26 Стандарта НМА амортизация начисляется только по объектам нематериальных активов с определенным сроком полезного использования, в том числе по правам пользования НМА.

Согласно пункту 27 Стандарта НМА при определении срока полезного использования объекта нематериальных активов учитываются следующие факторы:

1) ожидаемый срок получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенных в активе, признаваемом объектом нематериальных активов;

2) срок действия прав субъекта учета на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над объектом нематериального актива;

3) срок действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности.

Начисление амортизации объекта нематериальных активов производится в соответствии с учетной политикой субъекта учета одним из следующих методов:

  • линейным методом;

  • методом уменьшаемого остатка;

  • пропорционально объему продукции.

Согласно пунктам 28, 29 Стандарта НМА, амортизация объекта НМА начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения признания объекта НМА (выбытия его из бухгалтерского учета), или с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта нематериальных активов стала равна нулю.

В соответствии с пунктом 33 Стандарта НМА амортизация объектов нематериальных активов начисляется с учетом следующих положений. На объекты нематериальных активов стоимостью:

  • свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с нормами амортизации согласно применяемому методу амортизации;

  • до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при признании объекта в составе группы нематериальных активов.

При этом в Стандарте не приведены особенности начисления амортизации по правам пользования НМА, амортизация начисляется в том же порядке, как и по НМА.

В соответствии с пунктом 85 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого права пользования активами, объекта нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. В течение финансового года начисление амортизации линейным способом осуществляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Суммы начисленной амортизации на объекты учета права пользования нематериальными активами (неисключительными правами) учитываются на соответствующих аналитических счетах счета 0 104 60 000 «Амортизация прав пользования нематериальными активами».

Отражение приобретения неисключительных лицензионных прав на ПО

Организация госсектора (казенное учреждение) приобретает право пользования программным обеспечением на основании лицензионного договора (неисключительные лицензионные права) Виды приобретаемых неисключительных лицензионных прав: 1. Приобретение лицензии на право использования программного обеспечения на 1 год (например лицензия на антивирус касперского) – коробочная версия. 2. Приобретение лицензии на право использования программного обеспечения на 1 год – корпоративная лицензия (т.е. одна организация покупает лицензию со 100 ключами активации и раздает их подведомственным учреждениям. Срок использования ключа 1 год с даты активации каждого ключа. Стоимость лицензии на 1 ключ документально не выделена) 3. Приобретена лицензия на операционную систему (например windows) совместно с ПЭВМ или отдельно от ПЭВМ с неопределенным сроком использования. 4. Приобретена лицензия на прикладные программные продукты (Office,winrar и т.д.) совместно с ПЭВМ (цена отдельно от стоимости ПЭВМ не выделена) или отдельно от ПЭВМ с неопределенным сроком использования. 5. Приобретено 10 лицензий на 1с-бухгалтерию, одна для собственного использования, 9 для передачи в другие учреждения в рамках одного ведомства. Срок использования указанного программного продукта не определен. Порядок отражения в бюджетном учете приобретение неисключительных лицензионных прав на программное обеспечение, используемое в учреждении, а также подлежащее дальнейшей передаче другим учреждениям в рамках одного ведомства. Правомерность отражения приобретенного программного продукта в бюджетном учете с использованием счета 01; — возможность списания на счет 401.20 приобретенного программного продукта в текущем году; — случаи отражения приобретенного программного продукта на счете 401.50.

Читайте также:  Как получить гражданство Израиля еврею

Бюджетная классификация в 2022 году: примеры

В соответствии с п.п. 11.5.2, 11.5.3 порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2022 № 209 (далее — Порядок № 209н), расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в зависимости от срока их полезного использования подлежат отражению по подстатьям 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» и 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ соответственно.

Такая взаимоувязка предусмотрена Таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2022 года.

Учет прав на программные продукты

В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Код 242 применяется в ситуациях, когда ПО приобретается для удовлетворения запросов федеральных органов государственного подчинения и организаций, находящихся под их управлением. Код 244 используют при получении программного обеспечения субъектами РФ, для которых невозможно отнесение расходных операций на 242 код. Статья 226 необходима, если приобретаются неисключительные права на пользование программой, при обновлении систем справочно-информационного назначения.

При вводе в эксплуатацию ОС дешевле 10 тысяч рублей (в документе «ввод в эксплуатацию ОС» поставлена галочка «списать на затраты на производство») его стоимость списана на затраты и одновременно появилась на забалансовом счете МЦ.01. Теперь нужно списать данное ОС с забалансового счета (например, по причине поломки). Формирую документ «списание ОС», делаю проведенным, но данное ОС как было на счете МЦ.01, так там и осталось. Как же все таки в 1с списывать такие ОС?

Опубликовано 21.07.2017 В настоящее время, пожалуй, ни один бухгалтер не может обойтись без программного обеспечения, с помощью которого производится автоматизация бухгалтерского (бюджетного) учета и формирование отчетности учреждения.

Как и любое другое имущество, программное обеспечение (ключи защиты) подлежит учету с целью контроля над его сохранностью и движением. Порядок учета программного обеспечения (ключей защиты) и отражение расходов на их приобретение рассмотрим в данной статье.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *