Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП по моей вине. Что делать при ДТП, если вы не виноваты звезды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы оказались в аварии по вине другого водителя, то виновник ДТП должен будет возместить вам все убытки в рамках закона. Однако, процедура страхового возмещения может занять продолжительное время, особенно если в результате ДТП получен большой ущерб. Страховка «КАСКО» позволяет вам получить компенсацию быстрее, так как основные расходы возмещаются сразу, а затем страховая компания самостоятельно взыскивает деньги с ответственного лица или его страховщика.
Как поможет ОСАГО при ДТП
Полис обязательного страхования должен быть всегда при себе у любого водителя. Когда вы попадаете в ДТП, полис ОСАГО действует в качестве основного документа, который минимизирует расходы виновника. А еще при его наличии можно не ждать ГИБДД, а ограничиться составлением европротокола. Действие этой бумаги будет вполне законным, если произошло незначительное ДТП (с участием не более двух машин и с небольшим ущербом). Для одного ДТП достаточно одного протокола, который будет действовать на оба пострадавших автомобиля. В европротоколе обязательно следует указать:
- место и дату происшествия;
- количество авто в ДТП;
- свидетелей происшествия и их контакты;
- ФИО водителя, на которого оформлено авто, и имя фактического водителя (если это разные люди);
- название страховой компании, выдавшей ОСАГО;
- место удара по авто;
- все поврежденные на авто места;
- схему происшествия;
- виновника происшествия.
Как поможет ОСАГО при ДТП
Полис обязательного страхования должен быть всегда при себе у любого водителя. Когда вы попадаете в ДТП, полис ОСАГО действует в качестве основного документа, который минимизирует расходы виновника. А еще при его наличии можно не ждать ГИБДД, а ограничиться составлением европротокола. Действие этой бумаги будет вполне законным, если произошло незначительное ДТП (с участием не более двух машин и с небольшим ущербом). Для одного ДТП достаточно одного протокола, который будет действовать на оба пострадавших автомобиля. В европротоколе обязательно следует указать:
- место и дату происшествия;
- количество авто в ДТП;
- свидетелей происшествия и их контакты;
- ФИО водителя, на которого оформлено авто, и имя фактического водителя (если это разные люди);
- название страховой компании, выдавшей ОСАГО;
- место удара по авто;
- все поврежденные на авто места;
- схему происшествия;
- виновника происшествия.
При аварии с пострадавшими
При наличии любого рода телесных повреждений у одного из участников происшествия, оформлением должны заниматься сотрудники ГИБДД. Пострадавшие должны сразу же получить квалифицированную помощь. Пока не приехала карета скорой помощи, должен быть проведен комплекс мероприятия для помощи пострадавшему.
Только после вызова врачей, необходимо связаться с госавтоинспекцией, чтобы оформить протокол. За время ожидания сотрудников нужно просигнализировать о происшествии с помощью аварийки и красного треугольника.
Сразу же, как только вы попали в аварию, установите свидетелей ДТП. Это необходимо для установки истинной картины произошедшего в судебном разбирательстве. Позже это будет сопряжено с массой трудностей, поэтому лучше сразу обратить к участникам дорожного движения за контактной информацией.
Наказание и его степени для виновной стороны напрямую зависит от того, какой вред причинен другим людям во время происшествия.
В случае незначительных повреждений можно будет обойтись крупным штрафом, но в случае значительного ущерба наказанием могут послужить, как лишение на два года, так и тюремное заключение в зависимости от тяжести причиненного вреда.
Последствия ДТП на автомобиле каршеринга
В таких ситуациях каршеринговые компании действуют, соблюдая условия договора, но не всегда правомерно.
Дополнительные повреждения. В отчете о ремонте можно обнаружить повреждения автомобиля, которых в момент ДТП не было. В практике «Инвест Консалтинг» — случай, когда каршеринговая компания пыталась отремонтировать машину за счет клиента. В его счете к помятому бамперу и треснувшей фаре добавился скол на двери, деформация законцовки лонжерона, повреждение спойлера на бампере. Все повреждения находились вне зоны удара при аварии. Каршеринг в своем расчете приписал и несколько нормочасов на ремонт деталей с незначительными повреждениями, что тоже увеличило общую сумму ущерба. Мы рекомендуем внимательно проверять документы, которые присылает каршеринг.
Самовольное списание денег с карты. Штраф списывается в фиксированном размере в сроки, установленные договором. Дополнительно может быть списан определенный процент от ущерба (его размер каршеринг рассчитывает самостоятельно). Так как сервис имеет доступ к счету клиента, тот не успевает даже возразить перед списанием. Возможны списания и «по ошибке». Любые такие транзакции каршеринг должен обосновывать. Если списано лишнее, с компании можно и нужно требовать возврата денег и выплату неустойки за пользование чужими средствами.
Не связанные с ДТП повреждения. Клиент после ДТП запирает машину, завершает аренду и уходит. Автомобиль приезжает на осмотр, который кроме полученных в аварии дефектов выявляет дополнительные повреждения, явно не связанные с ДТП. Счет за них выставляют клиенту. Это происходит из-за невнимательного осмотра автомобиля до начала аренды. Если кузов запылен, забрызган грязью или снегом, сколы или вмятины легко пропустить. Мы рекомендуем внимательно осматривать автомобиль, фотографировать его до начала поездки, сообщать сервису о любых, даже незначительных дефектах, чтобы потом не оплачивать окраску крыла или дверцы из-за пропущенного при осмотре скола.
Позаботьтесь обо всех сторонах ДТП
Не стоит проявлять эгоизм и с озадаченным лицом рассматривать повреждения вашего автомобиля. Если вы понимаете, что в ДТП исключительно ваша вина, в ваших же интересах вести себя максимально открыто и без перегибов. Проявите интерес к пострадавшей стороне, извинитесь за нарушение правил или невнимательность, объясните, почему вы вели себя именно так, дайте согласие на оформление аварии любым удобным для другой стороны методом. Это явно поможет вам снизить потенциальный список проблем.
Стоит также помнить о таких моральных обязанностях:
- не покидайте место аварии до тех пор, пока не уедет пострадавшая сторона — человеку может понадобиться помощь при погрузке авто на эвакуатор или при попытке завести поврежденную машину;
- откажитесь от возможных претензий в сторону пострадавшего, даже если он некрасиво ведет себя или обвиняет вас, любые обвинения в ответ могут стать только большой проблемой для вас;
- поясните, что у вас есть страховка от нормальной проверенной компании, что вы готовы компенсировать убытки сверх нормы страховой выплаты, если таковые будут в вашем конкретном случае;
- окажите помощь владельцу пострадавшего автомобиля, если это необходимо, но не навязывайте свои услуги, ведите себя максимально открыто и естественно, без неприятных замечаний;
- откажитесь от разговора на повышенных тонах, в этом случае он точно не поможет вам, а сделает хуже, пострадавшая сторона может стать в позу и навесить на вас множество нарушений в показаниях.
Как только были заполнены все документы по аварии, а так же доставлены инспектору ГИБДД, он возбуждает административное разбирательство. По приложенным доказательствам и бумагам в отношении виновного водителя составляется протокол. Если виновный не согласен с выдвинутым решением, то он может оспорить его в суде. Тем не менее, пострадавший совершенно оправданно получит компенсацию за аварию или же произведёт ремонт своего автомобиля, который будет оплачен его страховщиком.
Все полученные в ГИБДД документы должны быть представлены в страховые компании в течение 5 дней. Если был сразу же составлен Европротокол на месте, то обращение в ГИБДД не требуется, а человек сразу направляется к страховщику для заявления о страховом случае.
Водитель признал вину, но потом отказался
Иногда признавший свою вину водитель, неожиданно решает изменить собственное решение и отказывается от навалившейся на него ответственности. Данная ситуация случается при высоком стрессе водителя. Как только он немножечко успокоился, то совершенно изменил мнение или же посоветовался с каким-либо знакомым.
В любом случае, пострадавшему необходимо сохранять самообладание. Главное – следовать алгоритму поведения в ДТП, думать о себе и своей машине, потихоньку собирать доказательства самостоятельно или с аварийным комиссаром. Далее смело обращайтесь в страховую компанию и заявляйте об инциденте. Для того чтобы виновному избежать наказания, ему придётся обращаться в суд. Очень трудно изменить мнение судьи, если все доказательства на стороне пострадавшего.
Что делать, если составлялся Европротокол
В случае отказа нарушителем подписать схему ДТП и объяснительную в Европротоколе, придётся обратиться для оформления происшествия в ГИБДД.
Если изначально был составлен Европротокол и сотрудники ГИБДД или аварийный комиссар не привлекался, а после того виновный водитель отказался от ответственности, то ситуация немного сложнее. Главное здесь, что извещение о ДТП (Европротокол) был подписан обеими сторонами. В этом случае проблем со страховой компанией не возникнет. Страховщик сам определит степень вины в аварии, основываясь на российском законодательстве.
Если был ранее подписан Европротокол обеими сторонами, то шансы на изменение ролей водителей минимальны.
В любом случае, возможность обжалования решения ГИБДД и страховых компаний есть у обеих сторон, как у пострадавшего, так и у виновного.
Однозначно не следует покидать место ДТП, а также пытаться переложить ответственность за содеянное, на других лиц.
Каждый водитель автомобиля несёт ответственность за источник повышенной опасности, которым он управляет и должен принять на себя всю суровость последствий при неосторожном обращении с таким движимым имуществом.
Также не следует намеренно вводить следствие в заблуждение насчёт причин возникновения ДТП. Категорически не рекомендуется подкупать свидетелей для дачи ложных показаний.
При обнаружении подобных действий, может наступить уголовная ответственность как для виновника дорожно-транспортного происшествия, так и для людей дающих ложные показания в суде.
Что делать, чтобы не пришлось платить при ДТП
Не покидайте место аварии
Водитель может уехать с места аварии только в том случае, если ему необходимо доставить потерпевшего, получившего травмы, в медицинское учреждение.
Если вы видите, что без срочной помощи медиков, человек может погибнуть – доставьте его в больницу любыми возможными способами.
После больницы обязательно возвращайтесь на место аварии
Кроме этого немаловажным условием является документальное подтверждение вашего действия. Для этого попросите в больнице соответствующий ситуации документ.
В том случае, когда вы наняли такси, чтобы сопроводить потерпевшего в больницу, попросите у него квитанцию об оплате услуг.
Все остальные причины вашего исчезновения с места аварии буду расценены как бегство.
И даже в этом случае ваш потерпевший все равно получит необходимые выплаты, но вас, скорее всего, ожидает процедура регресса.
Сообщите в страховую компанию о дорожно-транспортном происшествии
Если при оформлении ДТП был составлен «Европротокол», в ближайшее время свяжитесь со своим страховщиком. Извещение о ДТП направляется в страховую компанию в течение 5 рабочих дней (без учета праздников и выходных).
Если данные условия не будут соблюдены, страховая компания имеет право взыскать с виновника аварии полную сумму компенсации, выплаченной потерпевшему.
Попробуйте позвонить менеджеру компании. Если связаться никак не получается, направьте извещение заказным письмом с уведомлением, а также с описью содержимого конверта.
Не занимайтесь ремонтом автомобиля до его осмотра страховщиком
В течение 15 дней после ДТП страховщик может прислать своих менеджеров для осмотра автомобиля виновника аварии. Поэтому не стоить его ремонтировать до их посещения. В таком случае страховая компания получит право на регресс.
Иногда такие осмотры не проводятся, так как представители страховой компании не видят в этом никакой необходимости. Но лучше перестраховаться и начать ремонт только после получения письменного разрешения страховщика.
Получение расписки от потерпевшего
Авария, в которой не было никаких видимых повреждений автомобиля потерпевшего, часто заканчивается тем, что участники разъезжаются каждый по своим делам.
Но иногда потерпевший возвращается на место аварии и вызывает инспектора ГИБДД. В том случае, когда будут обнаружены скрытие повреждения автомобиля, для виновника аварии это окажется большой неприятностью.
Если вы не хотите процедуры регресса, возьмите у потерпевшей стороны расписку в том, что она не имеет никаких имущественных претензий к виновнику аварии.
Въехал в зад – ДТП: в каких случаях тот, кто сзади, не виноват?
В Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону
истец:
Финков Евгений Валентинович,
344045, ул. .
сот. тел. .
ответчик:
Дежурный ГИБДД УВД по г. Ростову-на-Дону,
ст. лейтенант Захаров Абрам Николаевич,
пер. Изыскательский, 4/9, гор. Ростов-на-Дону
на действия административных органов
30 октября 2008 года в отношении меня Дежурным ГИБДД УВД по г. Ростову-на-Дону ст. лейтенантом Захаровым Абрамом Николаевичем было вынесено Постановление 61 КВ № 248426 о наложении административного взыскания по ст. 12.13 ч. 1 КоАП в виде штрафа в сумме 100 (сто) рублей.
Копия постановления 61 КВ № 248426 мною была получена в тот же день 30 октября 2008 года.
Данное постановление считаю незаконным и необоснованным по следующим причинам.
Основанием для возбуждения и производства по делу об административном нарушении послужило дорожно-транспортного происшествия произошедшее 30 октября 2008 года при следующих обстоятельствах.
30 октября 2008 года я двигался, на своей автомашине УАЗ-ПАТРИОТ, по ул. Вятская в г. Ростове-на-Дону на участке между ул. 50-летия Ростсельмаша и ул. Орская.
Указанный участок улицы Вятская имеет протяжённость приблизительно 350 метров.
Целью моей поездки была закупка стройматериалов на складе, расположенном по левой стороне, если ехать со стороны ул. 50-летия Ростсельмаша по направлению к ул. Орская.
Поскольку, как указано выше, я двигался по правой стороне по отношению к складу стройматериалов, то мне необходимо было сделать левый разворот, чтобы оказаться на стороне улицы, на которой расположен склад.
При совершении разворота я заблаговременно предпринял следующие действия:
1.включил указатель левого поворота
занял максимально возможное левое положение
пропустил встречный поток транспорта
как только во встречном потоке транспорта образовался разрыв, приступил к повороту налево на скорости приблизительно 20 км/час.
Таким образом, мною полностью соблюдались Правила Дорожного Движения, утверждены Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 “О правилах дорожного движения” (с изменениями от 8 января 1996 г., 31 октября 1998 г., 21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 21 февраля, 28 июня 2002 г., 7 мая, 25 сентября 2003 г., 14 декабря 2005 г., 28 февраля 2006 г.) (далее ПДД) и я рассчитывал на аналогичные действия других участников движения.
Однако в нарушении ПДД, совершенно неожиданно для меня водитель двигавшегося за мной сзади автомобиля Мицубиси Аутлендер гр. Хикоев А. А. не снизил скорость и не предпринял попытку объехать меня справа, или остановиться, а спокойно продолжал двигаться вперёд, ударив мой автомобиль сзади.
Я не слышал звука сработавших у Мицубиси тормозов, и на дороге не осталось тормозного следа автомобиля Мицубиси, то есть получается что гр. Хикоев А. А. «не видел» моего автомобиля?
Когда нарушение ПДД не приведет к обоюдной вине
Дела с признанием обоюдной вины чаще всего не бывают простыми. После прибытия на место аварии автоинспекторы могут прийти к выводу, что в ДТП виноваты оба водителя. Делается это на основании показаний свидетелей, видеозаписей с регистратора или после прямого признания обеих сторон. Тем не менее данное заключение может служить лишь началом для расследования, в ходе которого может выясниться, что один из водителей нарушал ПДД, но все же не является виновником аварии.
Примеров подобных вариантов может быть много. Например, один из водителей находился за рулем в нетрезвом состоянии, но других правил ПДД при этом не нарушал. Если при неправильном обгоне в него врежется водитель другого автомобиля – вина будет лежать исключительно на том, кто совершал неправильный обгон. В итоге получаем ситуацию, в которой оба водителя нарушали ПДД, но виновником аварии будет признан лишь один из них.
Учитывая все это, становится более понятно, почему недостаточно просто зафиксировать факт ДТП и определить примерных его виновников. Сотрудники ГИБДД фиксируют факт аварии, после чего проводится расследование, которое определит истинных виновников. Обоюдная вина фиксируется лишь в том случае, если оба водителя признаются виновными в аварии.
Как доказать обоюдность вины
За свои права и интересы нужно бороться. Финальное решение по тому, кто же является виновником аварии, выдает суд, но на деле все не так просто. Изначально виновниками аварии считаются все, кто во время ДТП нарушал ПДД. Сотрудники ГИБДД обычно не горят желанием находится на месте аварии пол дня и разбираться в ситуации. Если все проходит без жертв, автоинспекторы обычно стараются быстрее оформить документы, не сильно разбираясь в том, кто же виноват на самом деле. В документах по аварии могут быть разные заключения:
- ДТП без виновников;
- виноват в аварии один из водителей;
- оба водителя признаны виновными;
- виновна третья сторона.
Последнее случается довольно редко. Речь идет о том, чтобы сотрудники ГИБДД вынесли такое решение. За примерами далеко ходить не нужно – один водитель выехал на встречную полосу. Водитель второго автомобиля, пытаясь избежать столкновения, резко повернул в сторону, из-за чего в итоге столкнулся с водителем третьего автомобиля. Без жертв суд может определить, что виновником аварии является автомобиль, которые выехал на встречную полосу. При этом, хоть водитель второго автомобиля и стал инициатором столкновения, его действия были вызваны попыткой сохранить жизнь.
Если вы не согласны с заключением сотрудников ГИБДД, тогда готовьтесь к обращению в суд. Иска, как такового, для определения виновника аварии в принципе нет – вам нужно будет подавать иск по делу нанесения ущерба вам и вашей собственности другим человеком. При этом в самом иске вам нужно указать, что в ходе судебного процесса вы хотите провести разбирательство по определению виновника аварии.
В такой ситуации важно еще помнить, что иск вы подаете не только на водителя другого автомобиля, но и на его страховую компанию – они вместе должны будут возмещать вам ваши убытки, не говоря уже о моральном ущербе.
Практически всегда ДТП с обоюдной виной заканчиваются в суде. Все потому, что виновники очень редко могут договориться о том, в каких долях на кого будет возложена ответственность – все хотят получить как можно больше денег со страховой компании, что вполне понятно. Учитывая все это, судебная практика в России по этому вопросу действительно развита. Вы должны понимать, что в РФ практикуется не прецедентное право, как в США, а потому аналогичная вашей ситуация не является гарантом аналогичного решения суда – вам нужно будет еще доказать свою правоту.
Если же говорить о статистике, то подавляющее большинство судебных разбирательств заканчиваются разделением вины в равной степени – 50 на 50. Если же вы уверенны в своей правоте, постарайтесь собрать качественную доказательную базу для суда, ведь без нее вероятность успеха минимальна.
Как установить виновника аварии
В ситуации, когда на дороге произошло ДТП, вина водителя устанавливается как по горячим следам, так и после наличия уже собранного пакета документов. Все зависит от масштабов происшествия, количества задействованных машин. Не последнюю роль играет поведение водителей.
Многолетняя практика выработала не только алгоритм установления виновника аварии, но и верную тактику поведения всех ее участников.
Некоторые предписания прямо закреплены в правилах дорожного движения, а также в КоАП РФ.
К примеру, порядок действий на случай дорожного происшествия регламентирован в п.п. 2.5, 2.6, 2.6.1. В свою очередь процедура производства по делам об административных правонарушений, права их участников, иные важные положения содержатся в Главах 24-26, 28 Раздела IV КоАП.
Большую роль при выяснении истины играет собранная доказательная база во всей своей совокупности. Именно на ее основании принимается решение о привлечении гражданина к административной либо уголовной ответственности.
Примерный перечень доказательств;
- письменные источники;
- фотографии;
- объяснения участников ДТП, свидетелей, сотрудников ГИБДД;
- вещественные доказательства в виде осколков стекла или кусочков краски;
- результаты экспертиз, освидетельствования лица.