Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешнее управление при банкротсве что является целью, в какой срок проводится процедура?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Срок внешнего управления
Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.
Внешнее управление при банкротстве — завершение процесса
Если управляющий справится со своей задачей, то внешнее управление при банкротстве заканчивается в тот момент, когда долги перед кредиторами будут погашены. Если поставленные задачи выполнены не будут, и задолженность сохранится, то дело о банкротстве закрыто не будет и перейдет к стадии конкурсного производства. В этом случае процедура банкротства ООО с долгами закончится ликвидацией компании. Каждый этап процедуры банкротства должен учитывать особенности деятельности компании, ее проходящей. Существует ряд юридических лиц, для которых применяются требования для отдельных видов должников; все они перечислены в № 127-ФЗ.
Внешнее управление при банкротстве не является панацеей, универсальным способом спасти предприятие, однако зачастую это единственный способ после финансового оздоровления, за счет которого можно восстановить платежеспособность ООО и закрыть дело о банкротстве. В случае успеха предприятие сможет продолжить свою деятельность, понеся минимальные репутационные и финансовые потери. Для представления своих интересов как кредитор, так и должник могут обратиться к профессиональному юристу, который поможет проследить за правильным прохождением процедуры банкротства.
Особенности внешнего управления
Напомним, что процедура банкротства в судебном порядке не всегда приводит к полной ликвидации бизнеса. В определенных случаях организация может пройти через санацию или этап оздоровления. При соблюдении всех законных требований кредиторов, а также частичного или полного восстановления платежеспособности компании, могут быть достигнуты положительные результаты.
Внешнее управление является необязательной, но возможной частью процедуры несостоятельности. Проще говоря, на первых этапах рассмотрения дела суд решает назначить внешнего управляющего. Специалист будет не только контролировать все финансовые процессы, но и корректировать деятельность организации.
Цель внешнего управления и процедуры санации – восстановление жизнеспособности предприятия для организованного погашения долговых обязательств. Внешний управляющий берет на себя ответственность за организации оздоровительных процессов: формируется антикризисный план выхода из сложной финансовой ситуации.
Внешнее управление при банкротстве может не вводиться, если до этого момента суд решит, что организация неплатежеспособна и не сможет вернуться на докризисные показатели. Как правило, для такого решения проводится оценка состояния активов и всей финансовой деятельности предприятия.
Важно отметить, что при назначении арбитражного управляющего, руководство организации отстраняется от ведения всех дел. Юридическое лицо полностью переходит под управление финансового специалиста.
Срок действия внешнего управления
В целом данная процедура может продлиться до 18 месяцев, но с возможностью продления еще на полгода. Ходатайство на продление вправе подавать кредиторы. Причем основанием для такого решения будут являться только положительные результаты и наглядная динамика выхода из финансового кризиса. Кроме того, внешний управляющий может дополнять план по оздоровлению с учетом положительных изменений.
Обратите внимание, что отдельные организации могут находиться под внешним управлением до 2.5 лет. Речь идет о крупных градообразующих предприятиях, банкротство которых может негативно сказаться на жизнедеятельности населенного пункта.
Основания введения процедуры внешнего управления
Процедура внешнего управления регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» как судебная процедура.
Процедура внешнего управления вводится определением арбитражного суда. Основаниями введения процедуры может быть обращение собрания кредиторов с ходатайством о введении процедуры в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также заключение арбитражного управляющего, иные юридические факты, предусмотренные вышеназванным Законом.
Основанием введения процедуры может быть решение первого собрания кредиторов о введении процедуры внешнего управления, если в процедуре наблюдения после анализа финансового состояния должника временным управляющим будет сделан вывод о возможности восстановления платежеспособности должника.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд по своему усмотрению может ввести процедуру внешнего управления после окончания процедуры наблюдения при отсутствии оснований для введения процедуры финансового оздоровления, если первым собранием кредиторов не принято решения о введении какой-либо из процедур несостоятельности, а у суда отсутствует возможность отложить рассмотрение дела ввиду истечения срока процедуры наблюдения и есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
Возможные последствия
По результатам действий временного управляющего арбитражный суд выносит одно из следующих решений:
- закрытие дела о несостоятельности компании – если управляющий полностью справился со своими обязанностями и остановил процедуру банкротства;
- подписание мирового соглашения – если удалось рассчитаться со всеми долгами;
- увеличение сроков управления – если суд посчитает, что наступили существенные улучшения и шансы на восстановление жизнеспособности фирмы увеличились;
- отклонение подготовленного плана и назначение нового управляющего – если суд придет ко мнению, что отсутствие результата вина управляющего и при назначении нового руководства компанию все еще можно спасти;
- открытие конкурсного производства – если данный этап не дал результатов.
Последствия банкротства юридического лица
После окончания последней стадии конкурсного производства и финальной распродажи всего имущества арбитражный суд заканчивает свою работу вынесением постановления, в котором признается несостоятельность (банкротство) юридического лица. Конкурсный управляющий слагает свои полномочия, а уставные и бухгалтерские документы передаются на хранение в государственный архив. На основе судебного приказа предприятие ликвидируется, а в единый реестр банкротства юридических лиц вносятся соответствующие записи о закрытии. Кроме этого:
- Прекращаются все начисления штрафов и пени;
- Учредители теряют свои доли в уставном фонде;
- Штат сотрудников полностью распускается.
Что нужно знать про банкротство
Процедура банкротства широко распространена под лозунгом освобождения от долгов. Но если погрузиться в регулирование закона, то окажется, что освобождение от долгов происходит лишь по окончании банкротного процесса, а до его завершения в отношении гражданина применяются те или иные сопутствующие процедуры. Другими словами, долги не испаряются сами по себе.
Процедура банкротства может происходить как в судебном порядке, так и во внесудебном. В первом случае должник вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства в установленный срок.
В некоторых случаях должник вправе, а иногда обязан запустить процедуру судебного банкротства. Но если вычленить пересекающиеся критерии для банкротства, они видятся следующими: требования должника составляют в совокупности не менее 500 000 рублей и они не исполнены в течение трёх месяцев с даты, когда должны были быть исполнены. Если создаются признаки очевидной неплатежеспособности или недостаточности имущества, когда должник может предугадать несостоятельность, он также вправе начать банкротиться независимо от суммы долга.
В настоящий момент физические лица обращаются к процедуре банкротства по причине большой закредитованности, из которой порой можно выйти только после признания себя банкротом и высвобождения от долгов. В то же время затраты, связанные с процедурой банкротства, довольно высоки, поскольку предполагают оплату судебных расходов, а также вознаграждения арбитражного управляющего. Между тем, процедура банкротства физических лиц менее затянута и возможно внесудебное банкротство, которое устраняет/ закрывает перечисленные выше неприятности.
Юридическое лицо при признании себя несостоятельным также сталкивается со сложностями процедуры, судебными расходами и необходимостью нанимать сторонних лиц для осуществления того или иного этапа. Причём, если для физическим лиц предусмотрен сокращённый перечень процедур, то организациям требуется пройти все установленные этапы до завершения банкротства.
Учитывая ограниченный срок внешнего управления при банкротстве, для всех стадий существует четко отведенные лимиты. Назначение – не более месяца. Это первичный этап. И к слову, он и я является самым важным. Ведь от того, кто вступит на должность, зависит позитивный или негативный исход всего мероприятия. Также стоит понимать, что данный гражданин должен занимать абсолютно беспристрастную, нейтральную позицию. Руководствоваться требованием закона, а не желаниями учредителей или собрания кредиторов. На второй стадии происходит утверждение плана. На его составление отводится ровно один месяц. За этот срок ставленник должен детально ознакомиться со всеми активами проекта, требованиями контрагентов. И выдвинуть документ на утверждение собранию кредиторов. Они имеют права внесения собственных корректировок, которые в связи с их интересами, покажутся эффективными. Третья стадия – самая длительная. Это реализация плана, выполнения комплекса оздоровительных мероприятий. Именно на ее долю приходится срок от 18 месяцев до двух лет. А завершающим этапом выступает полный расчет с долгами. Так что условно стоит выявить четыре главных части.
Это стадия, которая начинается с момента возбуждения производства по делу о банкротстве и продолжается вплоть до вынесения итогового судебного акта и введения внешнего управления, финансового оздоровления, в случае признания должника банкротом – процедуры конкурсного производства, отказа от признания должника банкротом, утверждения мирового соглашения.
Наблюдение – это лишь начальный этап, необходимый для выявления информации об имущественном состоянии должника и проведения финансового анализа, а также формирования реестра требований кредиторов.
Для выполнения указанных функций суд назначает временного управляющего, кандидатура которого определяется судом самостоятельно, либо по ходатайству кредитора – заявителя. При этом, последний вправе поставить перед судом вопрос как о выборе конкретного кандидата, так и одного из членов выбранной им саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Обращаем внимание, что временный управляющий обладает широким набором полномочий в деле о банкротстве, в числе которых — получение полных и достоверных сведений о должнике от самого должника, его контрагентов, государственных органов.
В его функцию также входит принятие мер, обеспечивающих сохранность имущества должника и о его возврате в имущественную массу, в том случае, если оно незаконно находится у третьих лиц.
Так, временный управляющий наделяется правом по обращению в суд с заявлением о признании недействительными сделок должника. Закон устанавливает перечень оснований для оспаривания сделок, совершенных в преддверии банкротства. К числу таковых относятся – сделки, совершенные отсутствие равноценного встречного предоставления, либо заведомо направленные на причинение вреда интересам кредиторов, а также сделки с предпочтением, совершенные в пользу конкретного кредитора в ущерб остальным.
Кроме того, временным управляющим осуществляется контроль за деятельностью органов управления должника, при этом, ряд управленческих решений, связанных с реорганизацией предприятия – должника, созданием филиалов и представительств, распределении прибыли не может решаться без санкции временного управляющего.
Своевременное выявление сведений о ликвидных активах должника, принятие мер по обеспечению их сохранности является залогом наиболее полного удовлетворения требований кредиторов. В этой связи, не представляется возможным эффективное проведение процедур без опытного арбитражного управляющего.
Исходя из изложенного, право кредитора – заявителя на назначение «своего» арбитражного управляющего является значительным преимуществом, поэтому большинство кредиторов стремятся успеть первыми возбудить процедуру банкротства.
На стадии наблюдения временным управляющим анализируются бухгалтерские документы должника, договоры с контрагентами, исследуется положение должника на рынке, данные об имуществе.
По результатам анализа перечисленной информации временный управляющий приходит к конкретному выводу о возможности/невозможности восстановления платежеспособности должника и целесообразности введения одной из нижеследующих процедур.
Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации
Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:
Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…
К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.
Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.
Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.
Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).
НДС до 01.01.2015
До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).
Критерии банкротства предприятия
Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.
Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?
Помимо основных стадий, существует еще скрытая стадия отказа. Его главная особенность — начало незаметного снижения номинальной «цены» фирмы.
Это может произойти даже тогда, когда специальный учет еще не установлен. Причина наступления скрытой стадии банкротства юридического или физического лица — это явный вид внутренних и внешних тенденций, неблагоприятных для фирмы.
К внутренним причинам можно отнести снижение качества управленческих решений. Наиболее успешным примером внешних тенденций является ухудшение условий для предпринимательства и ведения бизнеса для данного юридического или физического лица.
Что касается ухудшения общих характеристик финансового состояния предприятия, то к наступлению латентной фазы дела могут привести многие типы факторов.
Наиболее распространены следующие:
- увеличение объема неподконтрольной задолженности;
- резкое снижение или полное отсутствие спроса на отдельные виды продукции;
- качественное снижение кредитных показателей;
- расширение объема затрат организации.
В любой момент должник и кредиторы могут договориться о прекращении процедуры банкротства и заключении мирового соглашения. В дальнейшем компания продолжает работать и расплачиваться с долгами в соответствии с условиями, утвержденными собранием кредиторов.
Проще говоря, кредиторы идут навстречу компании и дают ей возможность спокойно погасить долги.
Но если мировое соглашение не приводится в исполнение, кредиторы или Федеральная налоговая служба могут подать в арбитражный суд заявление о его расторжении. В этом случае процедура банкротства возобновляется с того момента, когда было заключено соглашение, например, сразу после процедуры несостоятельности.
Мировое соглашение утверждается арбитражным судом только в случае погашения требований кредиторов первой и второй очереди.
Решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов большинством от общего числа голосов. Он составляется в письменной форме и должен содержать положения о порядке / сроках погашения денежных обязательств должника.
Мировое соглашение может содержать:
- Положения, касающиеся урегулирования обязательств посредством предоставления компенсаций, обмена кредитов на доли уставного капитала и акций, облигаций или других ценных бумаг, новации обязательств, прощения долгов и т.д.
- Положение об изменении условий и способов исполнения обязательных платежей, внесенных в реестр кредиторов.
- Положения об уменьшении размера процентной ставки, более коротком сроке для расчета процентной ставки или освобождении от процентов.
Условия мирового соглашения для проголосовавших против его заключения не могут быть хуже, чем для проголосовавших за. Это касается конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Что такое внешнее управление
Внешнее управление при банкротстве – это совокупность определенных мероприятий, предназначенных для исправления финансовой ситуации, сложившейся на производстве. Начало проведения подобных действий возможно лишь после выдачи постановления арбитражным судом. Согласно ФЗ, такое постановление может быть выдано лишь тем организациям, которые имеет арбитражного управляющего и реальные шансы на изменение положения. Чтобы осуществить намеченный план по возвращении из несостоятельного производства в платежеспособное требуется конкурсный управляющий, имеющий большой опыт в подобных делах.
Согласно законодательству право на реанимацию получают немногие предприятия. Процесс начинается исключительно после решения суда и проведения финансового оздоровления. Существуют дополнительные условия для старта процесса:
- внешнее управление как процедура банкротства имеет реальный шанс вернуть юридическому лицу состоятельность за определенный срок;
- на основе требований кредиторов было направлено ходатайство в уполномоченный орган для старта процедуры;
- после просмотра ходатайства было вынесено решение, на основе закона о банкротстве, что внешнее управление действительно поможет вернуть предприятие к платежеспособному состоянию.
Главный нюанс такого мероприятия – это снятие, согласно закону, всех должностных лиц с занимаемых ими постов и назначение руководителем внешнего управляющего на необходимый для решения вопроса срок. Назначенный управляющий имеет полномочия, на основе статей о внешнем управлении в ФЗ о банкротстве, увольнять с должностей директоров, заместителей, бухгалтеров, изменять политику компании в нужном направлении.