Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Развод во время беременности в исламе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если инициатор развода жена, то даже трое детей не смогут остановить её в этом порыве. По российскому закону расторжение брака с детьми проходит с судебной инстанции (ст. 21 СК РФ). Женщине законодательство не запрещает подавать на развод при любых обстоятельствах (беременной или нет), а мужчина не сможет стать инициатором разрыва без согласия жены, если она находится в периоде ожидания малыша или в семье уже есть малютка до года.
Если женщина инициатор обоюдного развода в положении, но нет больше нет общих детей, она должна лично прийти в ЗАГС для написания искового заявления с подготовленным пакетом документов. Он включает:
- квитанцию об уплате госпошлины 650 руб.;
- документ о заключении брака.
Если женщине, ожидающей малыша, по вышеизложенным обстоятельствам нужно подать заявление в суд, то предоставить следует такие данные и документы:
- квитанцию об уплате налога в размере 600 руб.;
- копия свидетельства о брачном союзе;
- копии свидетельств о рождении совместных детей или одного ребёнка (если есть);
- любые документальные доказательства невозможности совместной жизни.
Если в семье присутствует факт домашнего насилия, то следует предоставить справку из женской консультации о беременности.
Мусульманское право и семейные отношения
Согласно исламскому учению, семейные отношения занимают важное место в жизни мусульманина. В Исламе брак рассматривается как священный союз, основанный на любви, уважении и взаимопонимании между мужем и женой. Однако, иногда возникают ситуации, которые могут привести к разводу.
В Коране говорится: «Развод возможен только при наличии веской причины и после соблюдения определенных процедур». Исламский закон регулирует разводные дела и устанавливает определенные правила для развода. В хадисах пророка Мухаммада (мир ему) также содержатся советы по решению семейных проблем.
В случае беременности жены, развод может быть рассмотрен только в исключительных ситуациях, когда существует серьезная проблема или непреодолимый разрыв между супругами. Мусульманское право признает, что беременность усиливает ответственность мужа и обязует его обеспечить свою жену и будущего ребенка.
Развод беременной жены в исламе
Пророк Мухаммад (мир ему) велел своим последователям обращать особое внимание к заботе о беременных женах и поддерживать их во время и после развода. В Коране говорится: «И если они [женщины] находятся в положении деторождения, то питание и одевание их должностная обязанность отца ребенка» (Коран 65:6).
Это свидетельствует о том, что отцу ребенка, даже если он решил развестись с беременной женой, все равно принадлежит ответственность за ее обеспечение и заботу. Ислам признает, что беременная женщина нуждается в дополнительной поддержке и уходе, и эта обязанность лежит на мужчине.
Кроме того, ислам запрещает насилие над беременными женами, и это обязательство также распространяется на период развода. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Берегите женщин. Я был обеспокоен тем, чтобы кто-то несколько раз бил беременную жену, и если бы она родила мертвого ребенка, это было бы все равно» (Сунан Абу Дауд 2142).
В исламе подход к разводу беременной жены должен быть основан не только на праве мужчины на развод, но и на ее защите, поддержке и заботе. Это отображает важность справедливого обращения со всеми членами семьи, особенно в ситуациях, связанных с беременностью и деторождением.
Как предотвратить развод в исламе
В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.
Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.
Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами. Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.
Кто имеет больше прав на ребёнка после развода (талак)?
Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Это мой сын. Живот мой был для него вместилищем, грудь моя была для него источником, а колени мои — уютным прибежищем. А теперь его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня».
Посланник Аллаха ﷺ сказал ей:
أَنْتِ أَحَقُّ بِهِ مَا لَمْ تَنْكِحِي
«Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж» (Абу Дауд 2276).
В этом хадисе говорится о случае, если ребёнок ещё совсем мал и не способен принимать самостоятельные решения, исходя из соображений вреда и пользы.
Если же ребёнок уже достаточно взрослый, то прежде всего необходимо обратить внимание на его собственное желание.
Так, Абу Маймуна Сальма, вольноотпущенник из числа жителей Медины, человек, достойный доверия, передаёт:
«Однажды, когда я сидел вместе с Абу Хурайрой, к нему подошла персиянка со своим сыном. Муж дал ей развод и теперь каждый из них желал оставить ребёнка себе.
Можно ли давать развод беременной жене
С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.
Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге: «Ты для меня как спина моей матери (или сестры и т.п.)» . Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.
Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.
В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600 гр. пшеницы) каждому.
Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев. В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара). Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод. Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий.
‘Идда – это период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выйти замуж. Период ‘идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребенка. В двух случаях женщина соблюдает ‘идду:
1) После смерти мужа.
Если у женщины умер муж и она была беременной, ‘идда заканчивается после родов. Если женщина не была беременной, то должна ждать 4 месяца и 10 дней (по лунному календарю). Столько же дней жена соблюдает и траур по мужу. Вдове во время ‘идды разрешается выходить из дома только по насущным вопросам.
2) После развода или прерывания никяха.
Если женщина разведена (или же был прерван брак) и при этом она оказалась беременной, для нее срок ‘идда – до родов. Однако если она не оказалась беременной, то ‘идда составляет три межменструальных очищения (тухр) в том случае, если женщина в возрасте, в котором может иметь менструацию. Если женщина была разведена во время очищения, оно считается за пер вый тухр. Отсчет начинается с этого очищения и заканчивается с началом третьей менструации. В подобном случае в течении ‘идда муж должен содержать ее, а жена должна оставаться дома, если нет особой причины для выхода.
Если во время брака жена не имела с мужем половых отношений, она вообще не должна ждать срока ‘идда. Если же (по возрасту) женщина еще (уже) не может иметь менструации, для нее ‘идда – три лунных месяца.
Развод во время беременности по инициативе жены
Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев». В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».
Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого. Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба. Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого. Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями. Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.
Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг. Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе. Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.
И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.
Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.
Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.
В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е., «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод. Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова. Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.
Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.
Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет. Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод. Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?
Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.
В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод. К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д., в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.
Бракоразводные процедуры в Исламе
Аборт категорически запрещён в исламе. Прерывание беременности – это тяжкий грех, поскольку лишь Всевышний даёт жизнь и обладает правом отнять её у человека по своему усмотрению. Аборт может быть дозволен лишь в форс-мажорных ситуациях, когда вынашивание плода угрожает жизни и здоровью матери.
Если у женщины произошла ранняя смерть плода, то дальнейшие действия зависят от ряда обстоятельств:
- В случае, если выкидыш произошёл в срок до 120 дней беременности, то ребёнка желательно завернуть в кусок материи и похоронить без совершения погребальной молитвы.
- Если срок беременности был больше 120 дней, но ребёнок не подавал никаких признаков жизни (крик, движения), то в таком случае его нужно омыть, завернуть в саван и похоронить без джаназа-намаза.
- Если же срок беременности был больше 120 дней и ребёнок подал какие-либо признаки жизни, то над ним совершаются все действия, как и над взрослым человеком. В одном из хадисов сказано: «Над ребёнком не совершается погребальная молитва, пока он не подаст признаков жизни» (Тирмизи).
Роды протекают у каждой женщины по-разному и могут продолжаться до суток. В связи с этим мусульманка бывает вынуждена пропускать намазы, так как физически она не может их совершать. Кроме того, у рожениц появляется кровь, которая считается нифасом. С этого момента женщина начинает пребывать в состоянии ритуального осквернения, а значит, совершение намаза запрещено. С соблюдением поста ситуация аналогичная.
Во время родов женщине следует по возможности совершать дуа и просить у Аллаха облегчения и появления на свет здорового малыша.
Взгляды разных школ Ислама на вопрос развода с беременной женой
Некоторые школы Ислама, такие как ханафитская и маликитская, придерживаются мнения, что развод с беременной женой возможен, но требует особой осторожности и заботы о жене и будущем ребенке. Они указывают на хадисы, где пророк Мухаммад (мир ему) разрешал развод с беременной женой, но отмечал важность избегания вреда ей и будущему ребенку. Одним из таких хадисов является передача от Абу Хурайры: «Пророк Мухаммад сказал: «Разводиться с беременной женой дозволено, но всегда лучше выполнять свои обязательства в отношении жены и ее ребенка». (Сахих аль-Бухари, 5273) Это говорит о необходимости ответственного и заботливого отношения к жене в случае развода.
Другие школы Ислама, такие как шафиитская и ханбалийская, считают, что развод с беременной женой неприемлем и запрещен. Они подчеркивают необходимость сохранения семьи и защиты интересов жены и будущего ребенка. Они ссылается на коранскую аят, которая гласит: «При несении ребенка, отцы должны поддерживать их матерей и предоставлять им довольствие и одежду в справедливых пределах». (Коран, 2:233) Эта аят указывает на обязанность отца поддерживать и обеспечивать материальные нужды жены и будущего ребенка, что указывает на запрет развода в такой ситуации.
В целом, несмотря на различия во взглядах разных школ Ислама на вопрос развода с беременной женой, все они подчеркивают важность берегти семейный союз и заботиться о благе матери и будущего ребенка в случае развода. Здоровый брак и сохранение семьи являются основными ценностями Ислама, и развод с беременной женой должен быть исключением, предпринимаемым только в крайних случаях и в соответствии с интересами всех сторон.
Развод при наличии детей
– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.
Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.
– Да, женщине легче. Всевышний создал женщину великодушной. Женщине легче принять другого мужчину, а мужчине принять другую женщину сложнее. Мужчина по своей природе консервативный. А женщина милосердная, ей больше присуще сострадание, прощение. Она и чужого ребенка может принять как своего, вырастить в одинаковой любви со своими детьми.
– Если развод происходит по инициативе жены, то мужчина может попросить вернуть выплаченный им махр. Если разводится муж, а махр не выплачен, то он должен его выплатить тут же. Например, муж обещал построить женщине дом, копил деньги весь год, но решил по своей инициативе развестись с женой. Он должен тут же выплатить махр. Он уже не может тянуть дальше.
– Если не может, зачем тогда женился? Значит, пусть не разводится. Как это – ты разрываешь отношения с женщиной, практически оставляешь ее без поддержки и махр тоже не выплачиваешь. Конечно, так делать легко. Но так нельзя. Поэтому надо думать перед тем, как что-то сказать. Выплатишь махр – разведешься.
Если мужчина скончался, а махр не был выплачен, махр тут же возвращается женщине. Ее имущество не включается в наследство мужчины, не делится между наследниками, никто не имеет права посягать на махр женщины. Если после выплаты махра у мужчины остается имущество, то оно делится между наследниками. Выплата махра жене – это главное условие.
Когда муж и жена работают. Это уже ситуация, свойственная нашей местности. В этом случае имущество делится по размеру заработка. Если женщина зарабатывала так же, как муж, то и совместно нажитое имущество ни делят поровну.
– Известно, что махр выплачивается женщине на случай развода. Конечно, если она просила дом, это очень хорошая поддержка. А если девушка по своей наивности попросила какой-то незначительный подарок? В таком случае должен ли муж как-то помочь ей после развода? Можно ли махр как-то изменить?
Женщина может тут же потратить выплаченный ей махр, кому-то подарить. В каких-то сложных обстоятельствах вернуть мужу, чтобы поддержать его. Махр – это символ уважения мужчины к женщине, знак того, что он может вести семью.
Женщина просит маленький махр по своей наивности и мягкости. В мужчине все равно есть прагматизм, он может думать, считать деньги. Он может сказать: «Давай я тебе подарю колечко». Оно может стоить всего 2 – 5 тысяч. Женщина из-за любви к мужу может согласиться. Поэтому при назначении махра большая роль отца невесты.
Присутствие свидетелей при разводе или возврате жены
Аллах говорит в Кур’ане:
فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ
«Когда установленный для них срок истечёт, оставьте их у себя по справедливости или же отпустите по справедливости. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и [если вы свидетельствуете], то свидетельствуйте ради Аллаха» (65:2)
Наличие свидетелей при разводе или возврате жены является желательным и позволяет избежать лишних споров и недопонимания.
Известен асар от сподвижника, в котором передаётся побуждение приглашать в такие моменты свидетелей.
عن عمران بن حصين -رضي الله عنهما- أنه سُئِلَ عن الرجل يُطلِّق امرأته، ثم يَقَعُ بها، ولم يُشْهِدْ على طلاقها، ولا على رَجْعَتِهَا، فقال: «طَلَّقْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، وَرَاجَعْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، أَشْهِدْ على طلاقها، وعلى رَجْعَتِهَا، ولا تَعُدْ»
Так передается от Мутаррифа ибн Абдуллаха, что ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен Аллах им и его отцом, однажды спросили о человеке, который дал развод своей жене, а потом вступил в половые отношения с ней и не брал свидетелей ни когда давал ей развод, ни когда возвращал её. Он сказал:
«Ты дал развод не по Сунне и вернул жену не по Сунне. Бери свидетелей, когда даёшь развод и когда возвращаешь. И не поступай так больше!» (Абу Дауд 2186).
Вместе с этим, нет прямых указаний от пророка на обязательность присутствия свидетелей. Пророк ﷺ сам давал развод без свидетелей, а также не выяснял их наличие, когда слышал о том, что развелся кто-то из сподвижников.
Поэтому, нет сомнения, что даже в их отсутствие талак будет действительным.
Развод по инициативе жены (хуль’у)
С точки зрения Ислама, давать развод (талак) является исключительно правом мужчины. На это указывают слова Аллаха:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُواْ ٱلْعِدَّةَ
«О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод [талак], то разводитесь в установленный срок, ведите счёт этому сроку» (65:1)
Если это право реализуется, то брачный дар (махр) муж оставляет бывшей жене:
وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ شَيْـًٔا
«Вам [мужчинам] не дозволено брать что-либо из того, что вы дали им [то есть забирать махр]» (2:229)
При этом важно отметить, что под влиянием какой-либо мимолетней обиды или плохого настроения, жена не должна выпрашивать у мужа дать ей развод. О таких женщинах посланник Аллаха ﷺ сказал следующее:
أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلاَقاً فِي غَيْرِ مَا بَأْسٍ فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الْجَنَّةِ
«Для любой женщины, попросившей у мужа развода без уважительной причины, благоуханье Рая станет запретным» (Абу Дауд 2226, Тирмизи 1187).
Однако, для исключительных случаев Шариат предусматривает возможность жены выкупить себя у мужа, освободившись тем самым от никах. Называется такой выкуп — خلع — хуль’у.
Аллах говорит об этом в Кур’ане:
فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا ٱفْتَدَتْ بِهِۦ
«Если же вы опасаетесь, что они [супруги] не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то оба [супруга] не совершат греха, если она выкупит развод» (2:229)
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) жена Сабита ибн Кайса пришла к пророку ﷺ и сказала:
يَا رَسُولَ اللَّهِ ثَابِتُ بْنُ قَيْسٍ مَا أَعْتُبُ عَلَيْهِ فِى خُلُقٍ وَلاَ دِينٍ ، وَلَكِنِّى أَكْرَهُ الْكُفْرَ فِى الإِسْلاَمِ
«О посланник Аллаха, я не порицаю (Сабита ибн Кайса) ни за его характер, ни (за его отношение к) религии, однако я не хочу [чтобы неприязнь к нему подтолкнула меня совершить] неверие в Исламе!»
Посланник Аллаха ﷺ спросил (её):
أَتَرُدِّينَ عَلَيْهِ حَدِيقَتَهُ
«Вернёшь ли ты ему его сад [махр]?»
Она сказала: «Да».
Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал (Сабиту):
اقْبَلِ الْحَدِيقَةَ وَطَلِّقْهَا تَطْلِيقَةً
«Прими (от неё свой) сад [махр] и дай ей развод!»
(Бухари 5273, «Сахих аль-Джами’ ас-сагыр» 1140, «Сахих ан-Насаи» 3463).
Эта же история приходит и в другом риуаяте.
Передается от Хабибы бинт Сахль аль-Ансарийя, да будет доволен ею Аллах, что она была женой Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса, и однажды посланник Аллаха ﷺ выйдя из дома для совершения утренней молитвы в утренних сумерках, обнаружил её у дверей.
Посланник Аллаха ﷺ спросил:
مَنْ هَذِهِ؟
«Кто это?»
Она ответила: «Я — Хабиба бинт Сахль».
Он спросил:
مَا شَأْنُكِ؟
«Что случилось?»
Она ответила: «Я не могу больше жить с Сабитом ибн Кайсом».
Когда подошёл Сабит ибн Кайс, посланник Аллаха ﷺ сказал:
هَذِهِ حَبِيبَةُ بِنْتُ سَهْلٍ. وَذَكَرَتْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَذْكُرَ
«Это Хабиба бинт Сахль, и она сказала мне то, что пожелал Аллах».
Хабиба сказала: «О посланник Аллаха! Всё, что он дал мне — у меня».
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خُذْ مِنْهَا
«Забери это у неё».
И он забрал у неё это, и она пошла к своей семье и стала жить там (Абу Дауд 2227).
Из этого хадиса мы понимаем, что сподвижник соблюдал права своей жены должным образом, однако она, не смотря на это, испытывала к нему непреодолимую личную неприязнь, а поэтому не хотела жить с ним. Именно в таких случаях и применим выкуп себя женой (хуль’у).
В случае хуль’у ‘идда составляет один месяц.
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ أَنَّ امْرَأَةَ ثَابِتِ بْنِ قَيْسٍ اخْتَلَعَتْ مِنْهُ، فَجَعَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عِدَّتَهَا حَيْضَةً
Передается от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что жена Сабита ибн Кайса расторгла свой брак с ним посредством хуль’у и Пророк ﷺ сказал ей, что её ‘идда — одна менструация (Абу Дауд 2229, Тирмизи 1185).
1. Глава: О том, кто настраивает женщину против мужа
2175 — Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не имеет к нам отношения тот, кто настраивает женщину против мужа или раба против господина».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
Комментарии и толкования أَبْوَابُ تَفْرِيعِ أَبْوَابِ الطَّلَاقِ
١- بَابٌ فِيمَنْ خَبَّبَ امْرَأَةً عَلَى زَوْجِهَا
٢١٧٥- حَدَّثَنَا الْحَسَنُ بْنُ عَلِيٍّ، حَدَّثَنَا زَيْدُ بْنُ الْحُبَابِ، حَدَّثَنَا عَمَّارُ بْنُ رُزَيْقٍ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عِيسَى، عَنْ عِكْرِمَةَ، عَنْ يَحْيَى بْنِ يَعْمَرَ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «لَيْسَ مِنَّا مَنْ خَبَّبَ امْرَأَةً عَلَى زَوْجِهَا، أَوْ عَبْدًا عَلَى سَيِّدِهِ».
[حكم الألباني] : صحيح
2. Глава: Женщина, которая просит мужа развестись с другой женой
2176 — Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не должна женщина просить развода для сестры своей, чтобы опустошить посуду её. Пусть выходит замуж (не ставя подобных условий), ибо, поистине, ей — то, что предопределено ей».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
Комментарии и толкования
٢- بَابٌ فِي الْمَرْأَةِ تَسْأَلُ زَوْجَهَا طَلَاقَ امْرَأَةٍ لَهُ
٢١٧٦- حَدَّثَنَا الْقَعْنَبِيُّ، عَنْ مَالِكٍ، عَنْ أَبِي الزِّنَادِ، عَنِ الْأَعْرَجِ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «لَا تَسْأَلِ الْمَرْأَةُ طَلَاقَ أُخْتِهَا لِتَسْتَفْرِغَ صَحْفَتَهَا وَلِتَنْكِحَ، فَإِنَّمَا لَهَا مَا قُدِّرَ لَهَا».
[حكم الألباني] : صحيح
3. Глава: О нежелательности развода
2177 — Передается от Мухариба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Из того, что дозволил Аллах, нет ничего более ненавистного для Него, чем развод».
Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да‘иф/».
2178 — Передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Пророк ﷺ сказал: «Самое ненавистное для Всемогущего и Великого Аллаха из дозволенного — развод».
Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да‘иф/».
Комментарии и толкования
٣- بَابٌ فِي كَرَاهِيَةِ الطَّلَاقِ
٢١٧٧- حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ يُونُسَ، حَدَّثَنَا مُعَرِّفٌ، عَنْ مُحَارِبٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «مَا أَحَلَّ اللَّهُ شَيْئًا أَبْغَضَ إِلَيْهِ مِنَ الطَّلَاقِ».
[حكم الألباني] : ضعيف
٢١٧٨- حَدَّثَنَا كَثِيرُ بْنُ عُبَيْدٍ، حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ خَالِدٍ، عَنْ مُعَرِّفِ بْنِ وَاصِلٍ، عَنْ مُحَارِبِ بْنِ دِثَارٍ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ، عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: «أَبْغَضُ الْحَلَالِ إِلَى اللَّهِ تَعَالَى الطَّلَاقُ».
[حكم الألباني] : ضعيف
4. Глава: О разводе по Сунне
2179 — Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он дал своей жене развод, когда у неё была менструация, во времена Посланника Аллаха ﷺ. ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил об этом Посланника Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вели ему вернуть её, удержать до тех пор, пока она не очистится от этой менструации, а потом и от следующей. А потом, если желает, пусть удержит её при себе или даст ей развод прежде, чем прикоснётся к ней. С таким сроком Всевышний Аллах велел давать развод женщинам».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
2180 — Передается от Нафи‘а, что Ибн ‘Умар дал развод своей жене, когда у той была менструация. И он привёл хадис, похожий на предыдущий.
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
2181 — Передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он дал своей жене развод в период её менструации. ‘Умар рассказал об этом Пророку ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вели ему вернуть её, а потом дать ей развод в период чистоты или беременности».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
2182 — Передается от ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он дал своей жене развод, когда у неё была менструация. ‘Умар рассказал об этом Посланнику Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ разгневался и сказал: «Вели ему вернуть её, удержать до тех пор, пока она не очистится от этой менструации, а потом и от следующей. А потом, если желает, пусть даст ей развод прежде, чем прикоснётся к ней. С таким сроком Всевышний Аллах велел давать развод женщинам».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
2183 — Передается от Юнуса ибн Джубайра, что он спросил Ибн ‘Умара: «Сколько раз ты давал развод своей жене?» Он ответил: «Один раз».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
2184 — Передается от Юнуса ибн Джубайра: «Я спросил ‘Абдуллаха ибн ‘Умара: “Что если мужчина дал жене развод во время менструации?” Он ответил: “Знаешь ли ты ‘Абдуллаха ибн ‘Умара?” Я сказал: “Да”. Он сказал: “‘Абдуллах ибн ‘Умар дал развод своей жене, когда у неё была менструация. ‘Умар пошёл к Пророку ﷺ и спросил его об этом, и Пророк ﷺ сказал: “Вели ему вернуть её, а затем дать ей развод в начале ‘идды””. Я спросил: “А засчитывается ли этот развод?” Он ответил: “А как же иначе? (Разве это оправдание), что он проявил слабость или совершил глупость?”»
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».