Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила тонировки авто — 2022: что можно делать, а что нельзя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующий закон остается весьма лояльным к автолюбителям, которые предпочитают тонировать свой транспорт, превышая при этом предусмотренные законодательными актами нормы — штраф в 500 рублей нельзя назвать слишком суровым. Не увеличена сумма штрафа за тонировку и в случае повторного нарушения ч. 3.1 ст. 12.5 КОАП РФ тем же водителем.
Какие правила тонировки изменились в 2022 году
Новый ГОСТ диктует новые правила тонировки. Теперь лобовое стекло и передние окна должны пропускать от 70% света. Но пока действуют старые правила, согласно которым максимальная отметка составляет 75% для переднего лобового стекла и 70% для окон. Решение разрешить 5% дополнительной светопропускаемости практически никак не повлияет на комфорт водителя. Для обычного глаза разница практически незаметна, но её могут рассмотреть специальные приспособления, которыми и будет выполняться измерение.
Что касается водителей, ничего принципиального для них не поменяется, поскольку даже старая передняя часть стекла тонирована по старым правилам, она вписывается в стандарты. Потому рассматриваемое правило может оказать влияние только для людей, которые хотят сделать новую тонировку и руководствоваться для этого обновлениями. Причина таких нововведений заключается в том, чтобы привести требования в соответствие с современным ГОСТом.
Сколько можно выписать штрафов за сутки?
Ответственность частью 3.1 статьи 12.5 предусмотрена за управление со стёклами с недостаточной светопропускаемостью. Таким образом, событие правонарушения заключается конкретно в езде на тонированном автомобиле. И это означает, что каждое начало движения образует новый состав нарушения.
Из этого следует, что формально даже один и тот же сотрудник ГИБДД может выписать штраф за тонировку во второй раз, просто отойдя вперёд вашей машины на пару метров, после того, как вы начнёте движение снова. Ведь правонарушение прекращено в момент остановки, а когда вы снова поехали, образуется новый состав.
И никаких суток на устранение в 2022 году не предусмотрено. Данная возможность была давно упразднена.
Тем не менее, если вы обжалуете второй повторный штраф, то с большой долей вероятности успешно его оспорите. Дело в том, что удаление плёнки со стекла – действие, недоступное без специального инструмента… Точнее, вам достаточно в этом убедить судью, указав, что не смогли бы устранить нарушение на месте, и вам потребовалось отправиться в сервис для этого в любом случае. И тогда будет отсутствовать состав правонарушения в виде вашего виновного действия/бездействия.
Повышение штрафа: миф или реальность
В то же время, в Государственной Думе уже длительное время обсуждается законопроект, предусматривающий ужесточение наказания для водителей машин с темными стеклами. Инициативная группа этого законопроекта намерена доработать его в 2018 году, принять замечания коллег и внести следующие изменения в ст. 12.5 КОАП РФ:
- увеличить штраф за несоблюдение правил тонировки до 1500 рублей;
- ввести штраф в размере 5000 рублей за повторное нарушение аналогичного характера в течение года.
Кроме того, отдельным пунктом рассматривается вопрос о повышении минимального процента видимости переднего стекла – возможно, его увеличат до 75%, в отношении других стекол автомобиля правила останутся теми же, с разрешением тонировки не менее 70% светопропускания.
На первоначальном этапе обсуждения (в 2016 году) в законопроекте предлагалось также ввести лишение прав до 6 месяцев при трехкратном и более нарушении правил о тонировке. В настоящий момент оно исключено из проекта.
К ак проверяется тонировка?
Стекол со 100%-ной светопропускной способностью в природе не существует. Даже лабораторное стекло дает не более 95%, а бытовые стекла — до 90%. Добавьте тонированную пленку, и стекло потеряет в прозрачности еще 10-15% в лучшем случае. Именно поэтому тонировать автостекла следует крайне осторожно.
Визуального контроля тонировки, в сущности, не существует — его точность минимальна. Однако правило, согласно которому, если вы видите тонирование на стекле, то оно уже не соответствует ГОСТ, справедливо.
Сотрудники ГИБДД проверяют уровень затонированности автостекол специальными приборами — тауметрами. Это оборудование должно быть сертифицированным (сертификат — на руках у инспектора) и опломбированным. Вы, как водитель, имеете полное право потребовать сертификат прибора и прибор к осмотру целостности пломб.
Результаты проверки тонировки заносятся в протокол. Если показатели не укладываются в установленный ГОСТ, вам выпишут штраф в размере 500 рублей. Если вы не согласны с проверкой и результатами, можно затребовать провести проверку повторно и в присутствии двух понятых. Штраф можно также обжаловать через суд.
Важно! Считается, что проверка тонировки автостекол должна проводиться при влажности воздуха 40-80% и атмосферном давлении не выше 106 кПа. Однако на практике сотрудники ГИБДД имеют право проверять тонировку в любых погодных условиях и при любом уровне освещенности. Закон им этого не запрещает.
Правила замера тонировки после остановки
Превышение норм тонировки стекла является административным правонарушением в соответствии с частью 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ. Нормами, в соответствии с данной статьей, являются параметры, указанные в требованиях Технического регламента.
В соответствии с этим, и фиксация правонарушения происходит по установленным административным законодательством нормам:
- В соответствии со ст.23.3 КоАП, контроль технической исправности ТС возлагается на должностных лиц ГИБДД.
- Статья 28.3 КоАП устанавливает, что в этом случае должен быть составлен протокол об административном правонарушении.
- Статья 26.8 КоАП обязует ДПС, при использовании специальных технических средств, вносить их показания в протокол.
Исходя из этих и других норм можно сформулировать основные правила проведения замера тонировки, нарушение которых может стать основанием для оспаривания решения сотрудника ГИБДД:
- Измерения должны проводиться сертифицированным прибором.
- Прибор должен иметь своевременную поверку, о чем должна иметься и демонстрироваться по требованию документация.
- Измерения проводятся по трем точкам, а конечным результатом считается их среднее значение.
- По результатам проверки, в случае выявления нарушения, составляется протокол.
- Показания прибора должны быть включены в протокол об административном правонарушении.
Цель штрафа за тонировку
Штраф за тонировку был введен для того, чтобы заставить водителей соблюдать установленные правила. Если окна обладают слишком небольшим показателем светопропускаемости, это является нарушением. Тонировка существенно отражается на видимости. Водитель столкнется с затруднениями при совершении маневра в ночное время. Сложнее всего будет осуществлять парковку на заднем ходу. Когда один из водителей перемещается в потоке, следующий за ним может столкнуться затруднениями при определении ситуации на дороге. Так, если тонировка отсутствует, водитель ориентируется сразу по нескольким машинам, находящимся перед ним. Если произойдет внештатная ситуация, шанс затормозить будет больше. Если транспортное средство затонировано, водитель не сможет заметить приближающуюся машину. Человек может поздно понять, что ему необходимо тормозит. В результате может произойти столкновение автомобилей.
Сложности могут возникнуть и при движении по перекрестку. Здесь опасность кроется в невозможности наблюдать за транспортными средствами, движущимися сбоку.
Из-за того, что тонировка повышает опасность, которую несет с собой езда на транспортном средстве, в действующее законодательство были внесены соответствующее нормы.
Размер штрафа по закону
В конце того же года неоднократно поднимался вопрос о том, что тонировка, которая была выполнена некорректным образом, должно наказываться в повышенном размере. В частности, хотели изменить величину денежного взыскания, взимаемого за повторное правонарушение. Его размер должен был составить 5000 руб.
Нарушение рассматривается, как повторное, если оно было совершено в течение 1 года с момента предыдущего. Такое правило закреплено в гражданском законодательстве.
На практике вышеуказанные изменения в силу так и не вступили. Потому процесс наложения наказания осуществляется в соответствии с прежними правилами. Как за первое, так и за второе правонарушение размер денежного взыскания составит 500 руб.
Виды ответственности за нарушение светопропускаемости стекл
По ПДД стекла автомобиля должны соответствовать определенным техническим параметрам. И тонировка – это то, то запрещено действующими правилами безопасной эксплуатации ТС. Следовательно, собственник машины должен быть наказан за свои действия. По КоАП предусмотрена санкция в виде денежного взыскания. Размер – 500 рублей.
Столько придется заплатить только при первичном нарушении. При этом инспектор на свое усмотрение может ограничиться только протоколом и штрафом. Но может и выписать письменное предписание, в котором обяжет субъекта устранить нарушение, то есть тонирование.
Если гражданин не выполнит предписания, его обязуют уже заплатить в бюджет 1000 рублей. Но также могут даже ограничить свободу на период до 15 дней.
Допустимые нормы по ГОСТу
В 2022 году будут действовать следующие «законы про тонировку», а точнее, нормативно-правовые акты, так или иначе регламентирующие предельную величину светопропуска стекол:
- Государственный Стандарт 32565-2013 (далее – ГОСТ) (до введения в силу этого нормативного документа действовал ГОСТ 5727-88, который, по состоянию на 2022 год, больше не применяется);
- Техрегламент ТР ТС 018/2011 «О безопасности…» (утвержден Решением Комиссии Таможенного Союза № 877 от 9 декабря 2011 года) (далее – Регламент).
Согласно новым нормам ГОСТа, а именно, п. 5.1.2.5., светопропускание должно быть не меньше 70% для следующих видов стекол автомобиля:
- ветровое;
- все стекла, которые, хотя и не являются ветровыми, но обеспечивают обзорность автоводителю спереди и сзади.
Инструкция: как уйти от штрафа за тонировку
Если стекла в ТС затемнены не по ГОСТу, у водителя все же есть шанс избежать наказания. Обычно пленка наклеивается с внутренней стороны стекла. Это обстоятельство дает автовладельцу право относиться к процедуре измерения светопропускающей способности стекол как к досмотру авто, а не осмотру, поскольку инспектору будет необходимо попасть внутрь машины. Досмотр же требует наличия веских оснований и привлечения двух свидетелей и, в целом, является достаточно затянутой процедурой. Если инспектор откажется проводить досмотр, его действия можно будет обжаловать, основываясь на том, что не были соблюдены требования действующего законодательства.
Для ухода от уплаты штрафа при остановке инспекторами рекомендуется действовать следующим образом:
- Включите диктофон или видеорегистратор, снимающий в салоне.
- Попросите указать причину остановки и показать удостоверение и жетон, прочитайте информацию вслух.
- Для измерения светового коэффициента пропускания стекол попросите составить протокол досмотра и привлечь понятых. Если инспектор требует открыть дверь авто и утверждает, что вы нарушаете закон, отказываясь выполнять его требования – ответьте, что с его стороны это превышение должностных полномочий и вы будете вынуждены обратиться в прокуратуру.
- Напомните сотруднику, что длительное задержание без протокола невозможно по ст. 28.5 КоАП. Либо он должен быть составлен, либо вас должны отпустить.
- Если ничего не происходит, набирайте службу доверия ГИБДД, сообщайте о неправомерных действиях их сотрудника. Укажите его данные, записанные на видео или диктофон. После этого инспектор точно должен вас отпустить.
Новый штраф ГИБДД за тонировку с 1 января 2021 года – правда или нет?
Нет. Это неправда. Никаких новых штрафов за тонировку не вводится в действие ни с 1 января, ни в ближайшее время в 2021 году.
Дело в том, что информация об изменениях мер ответственности за светопропускаемость поступает практически каждый год, и всегда данные говорят о 1 января Нового года либо – реже – других месяцах и датах. Однако, ни разу эта информация ещё не соответствовала действительности.
Вы можете сами проверить эту информацию. Просто знайте, что для внесения изменения в действующую санкцию необходимо официально внести поправку в Административный кодекс. Поправки такие вносятся соответствующими Федеральными законами. Но прежде, чем такие новые законы станут официальными, имеющими юридическую силу, они должны быть опубликованы на портале правовой информации. И теперь главное – давайте попробуем найти такие документы, вводящие изменения в статью 12.5 КоАП РФ (именно здесь содержится актуальный штраф за тонировку) на данном портале. И вы не найдёте ничего.
Я тонирован не по закону, что меня ждёт?
Как мы уже упомянули выше, тонировку не разрешили, и законодательство по нашей теме постоянно ужесточается. И, если Вы ещё не в курсе всей ухищрительной практики правоприменения наказаний к водителям затонированных машин, то нижеперечисленное может заставить Вас раз и навсегда отказаться от такой затеи, вероятно, в пользу солнечных очков, которые не запрещены.
Так, на 2021 год, если Вы тонированы вне закона (стёкла с плёнкой задерживают более 30% света), то Вас может поджидать:
- штраф 500 рублей по ч.3.1 ст. 12.5 КоАП,
- требование устранить эту неисправность с перспективой попасть за решётку,
- аннулирование регистрации автомобиля с последующим её возобновлением только после осмотра автомобиля,
- возможное введение нарастающего наказания вплоть до лишения прав.
Разрешена ли тонировка на 2022 год?
Да. Разрешена, но не всё так однозначно…
Если речь идёт о появившихся в сети новостях о том, что якобы издался некий новый закон, который так или иначе снимает запрет тонировать стёкла машины, то такого закона просто нет. Доказать отсутствие невозможно, поэтому мы можем предложить только поискать его наличие в действующем законодательстве. Но мы регулярно отслеживаем изменения в нормативных актах и смело можем заявлять, что на 04 Августа 2022 года нововведений не было и пока не ожидается.
Один из депутатов Госдумы предложил снизить уровень светопропускаемости передней полусферы с текущих 70 до 50%. Такая инициатива объясняется текущей жарой – в частности, возможностью нанести атермальную тонировку, которая зачастую выходит за грань 70-процентной светопропускаемости. Это пока только предложение и даже не законопроект, в силу он не вступил и вряд ли вступит. Обновление от 15.01.2021 года: в сети снова начали активно распространяться слухи о том, что тонировку разрешает. Причём, упоминается даже дата – 30 февраля 2022 года. Это также не является правдой, хотя бы потому, что такой даты не существует, и последние новости об этом – не более чем «фейк». Более того, власти рассматривают вопрос о повышении суммы санкции за затемнённые стёкла. Обновление от 14 сентября 2020 года: Минтранс подготовил проект поправок в ПДД касательно тонировки. И в сети практически сразу вышла информация о якобы отмене запрета затемнённых стёкол. Однако, проект изменений в Правила содержит лишь уточнение отсылки по светопропускаемости в Техрегламент вместо устаревшего ГОСТа. Актуальное требование светопропускаемости в 70% содержится именно в регламенте. А ГОСТ, регламентирующий обязательность 75% пропускаемого света, уже давно утратил силу. Обновление от 24.06.2019 года: депутаты ЛДПР предложили полностью отменить штраф за тонировку как таковой – то есть признать утратившей силу соответствующую норму наказания по КоАП. Тот факт, что такой законопроект с изменениями вступит в законную силу, очень низкий.
Тем не менее, тонкость заключается в том, что тонировка как таковая вообще никогда не была запрещена – даже передней полусферы окон автомобиля. Исключение составляет зеркальная тонировка, которая, как раз наоборот, была почти всегда запрещена.
Итак, тонировка может быть разрешающая, но какая она?
Затемнять стёкла передней части машины можно, но вопрос лишь в светопропускаемости и в езде на таком автомобиле. Проще говоря, вопрос в самой букве закона. И, согласно сборнику этих букв, составляющих слоги и в последующем предложения, Вам разрешается:
- тонировать окна машины хоть на 100%, вовсе заклеить их непрозрачной плёнкой, на худой конец, забить их фанерой… Но всё это при условии, что на автомобиле Вы не ездите – запрещена эксплуатация и управление с тонировкой, но также не с любой,
- Вы можете ездить на автомобиле с тонированными передними стёклами, если их светопропускаемость остаётся не менее 70% – то есть они пропускают сквозь себя (в любую сторону) не менее 70 процентов пытающегося пройти сквозь такие стёкла света.
Вот только есть существенный нюанс – разрешающая тонировка, обеспечивающая законную светопропускаемость, вообще не тонировка фактически – она для Вас будет бесполезна в своей главной цели – затемнить стёкла. Правда заключается в том, что даже атермальная плёнка далеко не всегда обеспечивает светопропускаемость выше указанной нормы процента.
Работает ли это на практике?
Хочется лишь сказать, что легальных тонировок практически не бывает. Зачастую с завода лобовое стекло поглощает около 20% света, а если это стекло еще в пыли или затерто щетками, то этот показатель может доходить до 30%. Поэтому перед тем как клеить даже самую безобидную пленку, следует замерить светопропускание ваших стекол. Таким образом, можно сказать, что легальной тонировки лобового и передних стекол автомобиля не существует. Допускается полное тонирование заднего стекла, однако лишь в том случае, если по обоим бортам автомобиля установлена зеркала заднего вида. Зеркальная тонировка тоже достаточно спорный момент. Напрямую по ГОСТу она не запрещена, однако согласно Примечанию части 7.3 главы 7 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, использование таковой запрещено.
Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
Часть 7.3 Главы 7 Постановления Правительства РФ «О ПДД»
По своему опыту скажу, что очень неудобно ехать за автомобилем, у которого есть зеркальная тонировка на заднем стекле. В определенных ситуациях может «намертво» ослеплять водителя.